Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага – покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.

Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало. А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.

Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Источник

Дефицит микрочипов серьезно ударил по мировому автопрому: чего ожидать дальше?

Нехватка микрочипов тормозит целые отрасли промышленности, первыми о проблемах заявили производители компьютеров и смартфонов, сейчас волна дошла до автомобильной промышленности — концерны по всему миру приостанавливают производство. Одна маленькая деталь грозит вызвать еще больший кризис в мировой экономике. Нас ждет неминуемый рост цен на автомобили, которые и так уже стоят как квартиры, по крайней мере, в России. По прогнозу автопроизводителей, в 2021 году будет произведено на 7,7 млн автомобилей меньше, чем годом ранее. Продажи и прибыль находятся под угрозой, неудивительно, что показатели будут выправляться за счет большей отпускной цены товара — это простой закон рыночной экономики. Эксперты называют цифру в 210 млрд долларов в качестве упущенной выручки автопроизводителей из-за перебоев с поставками электронных компонентов. «Тойота» сообщила в конце августа, что сокращает производство автомобилей на 40%. Колоссальная цифра, если вдуматься! Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин в очередной статье для нашего издания рассуждает о последствиях дефицита микрочипов в мире.

Что такое микрочип

Чип (от английского слова chip — отколотый кусок, тонкая пластина) — микроэлектронное устройство (электронная схема) произвольной сложности. Изготавливается на полупроводниковом кристалле (или пленке) — карбид кремния (Si), арсенид галлия (GaAs), германий (Ge), и помещается в неразборный корпус.

Интегральная схема — сам кристалл или пленка с электронной схемой. Микросхема — та же интегральная схема, заключенная в корпус. Выражение «чип-компонент» относится к компонентам, которые монтируются поверхностно, а не путем пайки в отверстие на плате. В настоящее время большая часть микросхем производится в корпусах, и правильным термином будет «чип-микросхема».

Эта микросхема может иметь любую функциональность, вплоть до выполнения роли микрокомпьютера. Чипы применяются абсолютно везде — в аппаратуре звукоусиления и воспроизведения, телевизорах, технике связи, измерительных приборах, компьютерах, системах автоматики и во многих других вещах. Исторически основным регионом производства микросхем является Юго-Восточная Азия (Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Китай, Япония).

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словамиФото: techcult.ru

Ситуация на рынке чипов

Пандемия коронавируса привела к дефициту полупроводников — с весны 2020 начал фиксироваться колоссальный спрос на ноутбуки, технику для удаленной работы, игровые приставки и прочее. Все это совпало с остановкой производства самих чипов, так как их производители готовились к кризису (как все) и не прогнозировали такого спроса на свою продукцию. Из-за локдаунов мировая логистика товаров подорожала и стала более сложной. Эксперты говорят о 60—70%-ном росте в числе перебоев в мировых цепочках поставок. Помимо этого, свою роль сыграла торговая война между США и Китаем, которая влияет на позиции игроков этой отрасли. В Японии на производственной площадке третьего в стране производителя автоэлектроники произошел мощный пожар, который парализовал производство на несколько месяцев.

Сам процесс производства чипов имеет под собой необходимость «выращивания» кристаллов — это занимает до полугода. Чисто физически эта отрасль не готова удовлетворить повышенный спрос (по оценкам, выросший на 30%) по мановению палочки. Как следствие, к весне 2021 года все производители высокоточного оборудования, приборов, автомобилей и прочего столкнулись с острой нехваткой полупроводников. Как пример, производство игровых приставок Xbox, PlayStation до сих пор не может быть приведено к обычному графику. Samsung отложил выпуск нового флагманского смартфона по той же причине.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словамиФото: tomshardware.com

Автомобильная промышленность

Современный автомобиль несет в себе десятки всевозможных контроллеров — навигация, АБС и другие системы безопасности, электроника управления двигателем, мультимедиа и много чего другого. Без этой маленькой детали современный автомобиль не сможет покинуть конвейер вообще. Как уже писалось выше, прогнозируется серьезный спад в количестве произведенных в мире автомобилей — примерно 10% от мирового выпуска. При этом спрос на автомобили восстановился после пандемийного кризиса. Жизнь идет — люди меняют машины, растут новые поколения, которым тоже нужны их четыре колеса.

Весной 2021 года «Хонда» останавливала шесть своих заводов в США, Канаде, Мексике. За ней последовали остановки на американских гигантах — «Форде», «Дженерал Моторс», «Крайслере». Уже летом в Европе паузу брали заводы «Фольксваген», «Вольво», «Ниссан». Про планы «Тойоты» уже писалось.

Перебои с поставками и нехватка чипов дошли и до российских производителей — в июне и июле АвтоВАЗ прекращал производство моделей Granta, Largus, XRay, Renault Sandero, Logan. В конце августа останавливались все конвейеры завода, на десять дней. Причина — нехватка электронных компонентов.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словамиФото: autonews.autoua.net

То, как АвтоВАЗ решил эту проблему, кажется элегантным — нет компонентов, сделаем версию Light у всех моделей, то есть без всяких электронных штучек. Без современного руля с кнопками управления круиз-контролем и системой мультимедиа, навигации, АБС, системы распределения тормозных усилий (EBD), электрорегулировки зеркал, обогрева и так далее. В сентябре 2021 года коллегия Евразийской экономической комиссии позволила всем выпущенным в ЕАЭС и России автомобилям не оснащаться системой экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). Не хватает комплектующих. Данный мораторий будет действовать до конца года. Минпромторг РФ объяснил решение нежеланием останавливать заводы и создавать дефицит в автосалонах.

По данным различных источников, средний срок поставки чипов для управления автомобилем сейчас составляет от 6 до 12 месяцев, и это речь о чипах для простейших автомобилей. Премиальные марки страдают еще больше, так как количество электроники в них зашкаливает. На этом фоне произошел еще и рост цен на полупроводники — на 20%.

«Ограничителем роста цен будет невысокая покупательная способность граждан»

Как уже говорилось ранее, производителям микросхем потребуются месяцы для наращивания объемов производства. Незаканчивающаяся пандемия все еще накладывает отпечаток на логистику поставок на сами заводы — производители чипов. Помимо этого, переход к электромобилям внес свою лепту — количество полупроводников в них (и в гибридах) в два раза превышает количество в автомобилях с ДВС. Это, в свою очередь, может затормозить и развитие рынка электромобилей.

Ситуация дошла до того, что уже отдельные страны создают новые производства микропроцессоров, не говоря о ведущих компаниях сектора. Это триллионные инвестиции в долларах. Задача — прекратить дефицит и сбалансировать рынок. По прогнозам одной из ведущих компаний этого сектора (из Сингапура), ситуация на рынке стабилизируется через год, дефицит исчезнет летом 2022 года.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словамиФото: iguides.ru

Удивительно, что китайские автопроизводители не испытывают проблем с компонентами. Похоже, что в условиях торговой войны с США они решили обеспечить чипами прежде всего свой рынок, благо Китай является ведущим производителем чипов в мире. Стоит напомнить, что в СССР первая микросхема была создана в 1961 году, серийное производство запущено в 1962 году. Неужели мы как страна не можем построить несколько заводов и стать одним из лидеров рынка? Наш госкапитализм вполне себе в состоянии осилить такую задачу. Тем более, по словам экспертов, в России уже ведутся разработки современных микрочипов. Плюс наша оборонная промышленность и космическая индустрия испытывают острую необходимость в отечественной электронике — из-за санкций многие вещи недоступны.

В заключение хотелось бы отметить, что для нас как рядовых потребителей такое развитие событий на рынке чипов ничего хорошего не несет. Цены на автомобили уже растут, их банально меньше (без очередей можно купить только автомобили китайских производителей), сроки поставок удлиняются. Есть вариант взять «Гранту» за 500 тыс. рублей — в комплектации «ВАЗ 2101 моего деда 1973 года», но не всем это подойдет. Возможно, стоит подождать с приобретением нового автомобиля и не финансировать компенсацию выпадающих доходов автопроизводителей. Естественным ограничителем роста цен будет невысокая покупательная способность наших граждан.

Фанатам премиальных марок не позавидуешь еще больше — на днях «Мерседес» заявил, что не собирается снижать цены на автомобили даже после стабилизации ситуации с электронными компонентами. Мысль послания заключалась в том, что более высокий ценник будет доказательством лояльности клиентов компании и будет служить своеобразным ключом к входу в элитарный клуб. Интересные времена наступили, будем наблюдать за развитием событий дальше.

Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Источник

Уже в следующем году все автомобили подорожают. Все из-за нехватки чипов

Впервые о дефиците микрочипов заявили еще этой весной. Практически все системы в современном автомобиле работают на комплектующих, в состав которых как раз и входят микрочипы. Начиная примерно с мая в салонах просто перестали появляться новые машины — «нет в наличии». Прогнозируют, что рынок восстановится только летом 2022 года. Но стоимость абсолютно всех автомобилей может подрасти. Когда? Наверняка уже после Нового года.

Клиническая картина

В начале месяца Jaguar Land Rover подсчитал свои убытки, вызванные нехваткой чипов. Вышло 302 миллиона фунтов стерлингов, оборот упал на 11%. Схожая ситуация наблюдается и у других производителей. Без чипов невозможно выпустить автомобиль, в шоурумах разводят руками: «Берите то, что есть в наличии».

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

В день подготовки публикации появилась очередная неутешительная весть — «АвтоВАЗ» остановит конвейеры 8 ноября. На сборочно-кузовном производстве завода собирают Lada Niva, XRAY, Largus, Renault Logan и Sandero. Причина та же — с весны 2021 года «АвтоВАЗ» страдает от глобального дефицита чипов, за последние месяцы компания неоднократно вынуждена была останавливать головной завод в Тольятти.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Проблема не обошла стороной и Беларусь — даже популярный в стране Volkswagen Polo не всегда возможно найти в нужной комплектации. Некоторые производители решили упростить комплектации для сохранения уровня объемов продаж. Другие делают ставку на выпуск более технологичных версий для повышения рентабельности производства.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Что за чипы? Из-за чего дефицит?

Микрочипы входят в состав множества автомобильных систем: от мультимедиа до активной и пассивной безопасности. Сначала по индустрии ударила череда локдаунов. Помимо периодической остановки производств сказалась и другая сторона домашнего карантина — резкий спрос на бытовую электронику, смартфоны, планшеты, компьютеры, приставки, то есть все, что может скрасить пребывание в заточении. Плюс на карантине стали больше «майнить крипту». А в видеокартах используются все те же чипы. Еще один фактор — страны перенаправили основной поток производства чипов на нужды здравоохранения, на создание медоборудования.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

После случился ряд ЧП: пожар на заводе крупного обработчика кремниевых плат Renesas Electronics в Японии, засуха на Тайване, на родине заводов крупнейшего производителя чипов TSMC, мороз в американском Техассе, где останавливали фабрики Samsung.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Неприятностью обернулся и принцип производства «точно в срок» (just in time): заводы поддерживали складские запасы на минимальном уровне, необходимом только для текущего производства. А все остальное своевременно получали от поставщиков. Без запасов нельзя было продолжать производство в запланированном объеме.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Выйти из кризиса непросто, и дело не только в продолжающейся пандемии. Проблема в том, что при создании чипа используют технологию так называемого выращивания кристалла. И на этот процесс тратится от шести месяцев. Просевшее производство просто не успевает за спросом. А теперь самое время вспомнить, что происходит, когда спрос увеличивается, а предложение — нет.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Когда подорожают новые машины в РБ?

По нашим данным, крупные белорусские дилеры содержат 2—3-месячный запас авто (150—200 машин) — это тот промежуток времени, о котором можно говорить уверенно: за данный период, скорее всего, ничего не случится. А в России уже наблюдается жесткий дефицит. По законам рынка в таких случаях цены поднимаются. Уже есть конкретные примеры, зафиксированные на видео. Из последних — мужчина хотел купить Volkswagen Taos, который еще недавно стоил в РФ 2,2 млн рублей ($30,5 тыс.), однако ему озвучили цену в 3,5 млн ($48,5 тыс.). Чтобы все выглядело более-менее культурно, российский дилер «обвесил» машину всеми возможными дополнительными функциями и комплектами. Но нужно понимать, что «допы» в данном конкретном случае — не более чем способ заработать. И вновь звучит фраза «в наличии есть такая — берите, других нет».

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Понятное дело, что Беларусь реагирует на глобальные изменения чуть позже, чем Россия. В то же время нам стало известно о единичных шопинг-турах россиян в белорусские автосалоны. Вообще, далеко не все наши дилеры имеют право продавать машины соседям (таково требование российской стороны). Однако есть компании, которые не обременены этим обязательством, потому уже фиксировались случаи «мелкооптовой» закупки. Также россиян не раз видели на дилерских площадках, где выставлены автомобили с пробегом. Покупателей из РФ, как правило, интересуют 2—3-летние машины с небольшими пробегами и прозрачной историей обслуживания. Берут также по несколько штук за один визит:

— Забираю все, у себя быстро распродам.

Специалисты рынка прогнозируют, что цены на автомобили в Беларуси продержатся до конца этого года. А уже начиная со следующего стоит ждать повышения прайсов.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Что говорят наши дилеры

Renault

— Многим автопроизводителям пришлось из-за отсутствия полупроводников уйти на вынужденные каникулы. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказалось на объемах производства новых автомобилей в 2020 и 2021 годах. Далее в игру вступил рынок, — рассказал Onlíner Юрий Лихута, представитель пресс-службы импортера Renault в Беларуси. — Самые оптимистичные прогнозы обещают восстановление былых объемов производства новых автомобилей к 2023—2024 годам. Насколько они точны, покажет время. Конкретно в наших дилерских центрах острого дефицита новых машин пока нет.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

— Мы заранее прогнозировали такую ситуацию и совместно с нашим производителем сделали достаточный запас автомобилей во всех востребованных у покупателей версиях, — подчеркнул собеседник. — Тем не менее перемены уже ощущаются. Впереди традиционный для конца календарного года сезонный рост спроса со стороны покупателей, и он может внести свои коррективы в эту, казалось бы, оптимистичную картину.

Volkswagen

Егор Швед, замдиректора по сбыту СОО «Атлант-М Восток», считает, что автомобильную промышленность в 2022 году будет лихорадить.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

— Уже сейчас на белорусском рынке, как и на всех остальных, потребители чувствуют на себе эту проблему, — констатирует собеседник. — У многих коллег уменьшилось количество доступных автомобилей на складах или в производстве, сроки поставок увеличиваются, а из комплектации машин исключаются некоторые позиции (либо становятся остро дефицитными). При заключении долгосрочных контрактов многие не могут четко и определенно назвать срок поставки автомобилей, интересных клиентам. Вместе с тем и производители, и импортеры, и дилеры прикладывают много усилий, чтобы поставить все заказанные машины клиентам и сгладить сбои. Формируются резервные и промежуточные склады, изменяются графики поставок, по-другому формируются доступные к производству и заказу модельные предложения.

Общая ситуация на рынке

Также мы побеседовали с Сергеем Михневичем, экс-председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации, ныне гендиректором ООО «Активлизинг».

— Автопром восстановится, но на это уйдет время. Потому в следующем году приходится ждать провала в поставках, это неизбежно, — убежден специалист. — Уже сейчас у некоторых дилеров нет машин. Они сидят без автомобилей, склады пусты. Стоимость определенных новых моделей возросла уже почти на 20%. Тут сказался не только дефицит чипов, но и мировая инфляция на сырье (в том числе на металлы). Многие белорусские дилеры продают машины, поставляемые из России. В условиях общей нехватки очевидно, что россияне будут в первую очередь насыщать свой внутренний рынок, Беларусь окажется на вторых ролях. При таком сценарии наше положение усугубится.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Остается открытым вопрос, как отреагирует рынок вторички, заметив рост цен на новые автомобили?

Источник

Дефицит полупроводников останавливает мировой автопром. Что происходит?

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.

Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп

Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.

Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.

Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители

Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.

Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.

По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.

Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников

Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.

Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.

Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.

Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.

Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).

Toyota — приостановила производство в Чехии.

Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.

Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.

Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников

TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников

Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.

Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Смотреть картинку Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Картинка про Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами. Фото Микрочипы для автомобилей что это такое простыми словами

Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.

В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.

По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.

Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.

Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.

Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.

В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *