Минимальный размер сабвуфера для автомобиля
Как выбрать сабвуфер для ЗЯ (закрытого ящика)?
Это акустическое оформление представляет собой закрытый короб, состоящий из 6 стенок, в самом простом варианте изготовления. В результате звук воспроизводит одна сторона диффузора, звук от второй гасится в недрах ящика. Закрытый ящик — очень музыкальное оформление и на соревнованиях по SQ (sound quality), а также в машинах людей, любящих качественный звук, можно увидеть закрытый ящик.
Для каких жанров музыки лучше всего подойдёт ЗЯ?
— живые жанры (популярная музыка, шансон, инструментальная музыка, этника, рок, джаз, где не нужно много баса);
— клубная музыка (где нужен быстрый бас; например, лучше 15″ динамик в ЗЯ, чем 12″ в ФИ, так как по громкости это будет почти одинаково, а по скорости гораздо лучше).
Какие преимущества есть у ЗЯ?
— сравнительная простота расчёта и изготовления;
— небольшие размеры (например, 10″ динамик требует от 15 до 25 л, 12″ — 25-35 л, 15″ — 40-60 л; 18″ — от 70 до 110 л чистого объёма);
— скорость и минимальные групповые задержки;
— хорошие импульсные характеристики (бас наиболее чёткий и хлёсткий, он хорошо воспроизводит так называемый панч — атаку);
Какие недостатки у ЗЯ?
— самая небольшая отдача (он самый тихий среди всех акустических оформлений, кроме free air);
— невысокая перегрузочная способность;
Как же выбрать динамик для ЗЯ?
В первую очередь стоит посмотреть на параметры Тиля-Смолла: Fs (резонансная частота), Vas (эквивалентный объём), Qts (общая добротность).
Учитывая эти параметры, можно быстро подобрать тип акустического оформления для динамика, используя одно простое правило.
Для этого надо значение Fs поделить на Qts. Если получившаяся цифра до 60, значит этот динамик предназначен для ЗЯ. От 60 до 80 — для ЗЯ и ФИ. От 80 до 100 — для ФИ. От 100 — для БП. Конечно, установить сабвуферный динамик можно и в «неподходящее» оформление. Он будет играть, но хуже.
Вторым этапом стоит сделать предварительный расчёт в программах: SpeakerShop, SpeakerBox Lite, BassBox 6 Pro. Для этого нужно ввести три основные параметра Тиля-Смолла (Fs, Vas, Qts) и нажать кнопку Plot (или аналогичную). Программа рассчитает объём ящика с добротностью оформления 0,707 (идеальная добротность ЗЯ). Если этот объём лежит примерно в пределах вилок, указанных выше, а график имеет подъём в области низких частот, динамик отлично подойдёт для закрытого ящика.
Также можно воспрользоваться мануалом от производителя, в котором бывают рекомендации по выбору акустического оформления.
Какой калибр динамика лучше всего подойдёт для ЗЯ?
Самые популярные — 10″ и 12″. Ящики с таким калибром динамиков получаются достаточно компактные, а громкости вполне хватает для SQ систем. Но бывает, что бывает, что устанавливают 15″ или даже 18″ сабы в закрытый ящик, и получают при этом отличный звук. Но надо понимать, что в таком случае стремятся добиться не максимальной громкости, а масштабности и глубины, суббаса, воспроизводимого с хорошей скоростью.
Какие автозвуковые бренды выбрать для ЗЯ?
Из брендов, выпускающих динамики, подходящие для ЗЯ, обратите внимание на: Hertz, Focal, DD Audio (например, 210), JL Audio (например, 10Wov3-4), Kicker (например, модель Comp CWRT10), Morel (например, Ultimo SW10), Helix (например, P10W Precision), Alpine (например, SWR-10D2), ESX (например, SX 1040), Pioneer (например, TS-SW2501S4), Gladen (например, RS 10). Если знаете другие модели, хорошо подходящие для ЗЯ, пишите их в комментариях!
Несколько советов по выбору и установке сабвуфера в авто.
Сабвуферы делятся на активные и пассивные.
Активные сабвуферы — это сабы с уже встроенным прямо в них усилителем. По сути готовый комплект, который прост в эксплуатации и элементарно подключается. Воткнул 2 контакта от головного устройства и поехал. Считается, что у большинства производителей активная акустика обладает худшими характеристиками, чем пассивная. Принято считать, что связано это с простым желанием завода-изготовителя сэкономить на качестве и на материалах.
Пассивные — это сабы без встроенного усилителя. Пассивный саб требует обязательной и чёткой совместимости между собой трёх компонентов: головного устройства, усилителя и собственно самого сабвуфера. При использовании пассивного сабвуфера необходим усилитель такой же мощности (мостовое подключение), какая указана в инструкции самого саба, как номинальная.
Громкость, насыщенность и правильность работы саба напрямую зависят от конкретного типа кузова авто. Установка саба в каждом из типов очень желательна в правильном месте.
> В кузове типа универсал (большие двухобъёмные авто) — саб необходимо направить фазоинвертором и динамиком назад.
> Для кузова типа хэтчбэк (не крупные двух объёмные авто) — саб (и его динамик и фозоинвертор) должны быть направлены вверх или в сторону багажника. Не стоит направлять на заднюю спинку сиденья (это грозит ощутимыми потерями в звуке).
> В случае с кузовом типа седан (авто типа классических ВАЗов) — саб (и порт и динамик) необходимо направить непосредственно на заднее сиденье с зазором до 8-ми см. Ещё лучше направлять на подлокотник. В последнем случае не наблюдается эффект гулкости (или приглушения), и саб (особенно мощный) — звучит качественно.
И еще несколько советов при выборе автомобильного сабвуфера.
1. При выборе автомобильного сабвуфера никогда не смотрите на заявленную мощность (ни на номинальную, ни особенно на максимальную). Многие компании врут, причем и одну и в другую сторону, хотя конечно в основном завышают реальные характеристики. Больше полагайтесь на репутацию фирмы.
2. На мой взгляд, оптимальный размер для сабвуферного динамика это 12 дюймов.
3. Берите действительно хорошие фирмы. Сейчас очень много дешевых «Китайских» фирм, которые преподносятся как дорогие «Американские». Консультируйтесь с грамотными продавцами.
4. Лучше что бы верхний подвес был из резины, а корзина литая алюминиевая, а не железная штампованная.
5. Если надо очень много баса (так что бы волосы дыбом встали), то возможно вместо одного дорогого целесообразней взять два, но более дешевых. Чувствительность у них будет выше, чем у более мощных автомобильных сабвуферов, а мощность (за счет того, что их два) будет такой же.
6. Слишком мощный и дорогой сабвуфер автомобильный (12000руб и дороже) есть смысл брать, если вы хотите озвучить улицу. В автомобиле в большинстве случаях по большому счету такая мощность не нужна. С другой стороны дешевые (до 3500руб за корпусной саб) тоже брать не стоит. Оптимальная цена на мой взгляд это от 4000руб до 10000руб за вариант в корпусе и от 2500руб до 8000руб за вариант динамиком.
7. Если у Вас сабвуфер автомобильный будет стоять в багажнике седана, то все же звук от него будет доходить ослабленный, чуть искаженный и с запозданием. Берите сабвуфер с запасом.
8. Мощность автомобильных сабвуферов, как правило, с каждым годом постоянно растет. Растет и мощность усилителей. Правильно выбирайте мощность и того и другого.
9. Перед покупкой прослушайте различные автомобильные сабвуферы на стенде. Это не так тяжело, особенно если Вы выбираете корпусной автомобильный сабвуфер. Звука от него должен быть плотный и как можно более четкий. Гудений должно быть как можно меньше. После этого берите, какой больше понравился.
10. На многие автомобильные сабвуферы (в основном на верхние модели) часто действуют всевозможные специальные предложения и скидки. Конечно стоит поискать такие. Некоторые можно купить в два раза дешевле.
16. Помимо мощности нужно смотреть и на чувствительность автомобильного сабвуфера. Но как правили чем больше мощность, тем ниже чувствительность, ведь у мощных Сабов должен быть жесткий подвес, а он в свою очередь снижает чувствительность.
Компактный сабвуфер в машину и его преимущества
Компактный сабвуфер в машину
Компактный сабвуфер в машину стал очень востребованным в наши дни. Не секрет, что практичность и экономия свободного места в машине сегодня очень актуальная тема.
Обычный пассивный сабвуфер, встроенный в габаритный корпус, занимает очень много места. Напротив, компактные сабвуферы для авто активные займут как можно меньше пространства и позволят не только полностью использовать багажник, но и установить басовик прямо под сиденье автомобиля. Просто и удобно.
Достоинства и слабые стороны подседельного басовика
Сабвуфер активный компактный в авто
Обсудим немного тему компактности, прежде чем перейдем к описанию сабвуферов.
Рассмотрим важные моменты:
Примечание. Более гуманным (в плане перевозки багажа) можно считать объем басовика в 30-60 литров. Такой много места не займет.
Примечание. Интересно, что в подседельных сабвуферах чаще всего используют головки на 8 дюймов. Выполнены они почти всегда в дизайне «слим», а иначе не поместились бы в короб с такой толщиной. С другой стороны, известны также конструкции с излучателями размером 165 и даже 250 мм.
Примечание. К примеру, можно выбирать, опираясь на индивидуальные слуховые ощущения, частоту среза ФНЧ в более широких пределах.
Сабвуфер в машину активный
Примечание. Насчет данной ситуации выдвинуто несколько версий. Так, можно, в принципе, попробовать пассивный динамик использовать, но пока такое никто не сделал.
Компактный басовик в багажник
Обзор сабвуфера Focal
Сабвуферы для авто активные
Самым лучшим, так сказать, лидером среди аналогов «подседельных» басовиков, считается басовик Фокал. Во всех планах удачно собранный динамик, который удивил многих экспертов по значению нелинейности.
Примечание. Как правило, у «подседельников» в этом плане возникают закономерные проблемы. Об этом было сказано подробно выше. Басовик Фокал проблем с нелинейностью не имеет.
Особенности
Среди особенностей басовика Фокал можно выделить следующие:
Примечание. Такого нововведения уж точно нет ни у одного известного на сегодня суперкомпактного динамика.
Обзор Пионер TS-WX11A
Очень мощный и компактный басовик, который добавит живые, яркие и энергичные низы в акустике автомобиля. Чтобы обеспечить гарантированную мощность, в состав сабвуфера Pioneer включен литой алюминиевый радиатор теплоотвода, низкочастотный динамик с овальным излучателем и, конечно же, встроенный усилитель Мосфит на полевых транзисторах.
Особенности
Обзор Граунд Зеро GZUB 1000XACT
Активный сабвуфер в авто
Плоский тип басовика, легко помешающийся под сидением. Неплохое качество звука, но цена немного удивляет – 17 тысяч рублей!
Особенности
Обзор Кик ALN 250SA
Отличный аппарат за умеренную стоимость. Великолепное звучание, яркий дизайн и способность функционировать в экстремальных условиях выделяют этот компактный басовик.
Получил сабвуфер немало положительных отзывов и похвал от экспертов.
Особенности
Установка компактных «подседельных» или «багажных» сабвуферов осуществляется легко, даже без посторонней помощи, своими руками. Только в процессе надо изучить инструкцию, посмотреть видео обзор и фото – материалы.
Рекомендации по выбору сабвуфера
Сабвуфер в корпусе с фазоинвертером дает хорошее звуковое давление за счет звуковой волны от обратной стороны динамика. При этом, если фазоинвертер рассчитан правильно, то получается более глубокий бас. Если порт сделан наобум или не рассчитан, то получается гудение и пропадает четкость баса. Основное, на что нужно обратить внимание при выборе такого саба — порт. Если он пластиковая труба длиной 10-15 см, то это не порт, а муляж. Звук от такого сабвуфера вряд ли порадует. Нормальный фазоинвертер — это туннель размером 30-70 см. соответствующего диаметра, рассчитанный под конкретный корпус и динамик.
Автомобильный сабвуфер размера 12 дюймов будет давать Вам хорошее звуковое давление в сочетании с детальность и глубиной баса.
Сабвуфер в автомобиле предназначен для воспроизведения нижнего и среднего баса.
Краткое описание основных характеристик автомобильных сабвуферов:
● Максимальная мощность сабвуфера — цифра «от балды», которая указана для введения покупателя в заблуждение, обращать внимание на нее не стоит.
● Номинальная мощность сабвуфера — как правило, настоящая мощность, которую можно подать на сабвуфер и получить при этом звук без искажений. Как правило для нормального звука саба в авто достаточно 150-300 Ватт, для того, чтобы волосы шевелились и бас чувствовался всем телом 300-600 Ватт, а все что выше для фанатов или глухих.
● Чувствительность сабвуфера — звуковое давление в дБ которое может воспроизвести данный динамик. Чем выше, тем лучше.
● Резонансная частота сабвуфера — частота резонанса динамика. Приемлемое значение 25-35 Гц. Ниже 20 Гц бывает редко, выше 35 считается высокой для сабвуфера, что не есть хорошо.
● Добротность автомобильного сабвуфера — в данном случае не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса.
● Эквивалентный объем сабвуфера — объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса сабвуферного динамика. Эта величина определяется жесткостью подвеса и диаметром диффузора динамика. Ни в коем случае не считать эту величину объемом корпуса для динамика.
На основании последних 3-х рассчитывается правильное акустическое оформление для сабвуфера.
Авто-сабвуфер это именно та вещь, где в отличие от выбора акустики в автомобиль есть смысл обращать внимание на величину магнита. Особенно если Вас интересует мощный саб. Диффузор, как и везде в акустике, рекомендуем прессованный картон — лучшая жесткость при небольшом весе, с водоотталкивающей пропиткой. Подвес — резина или каучук. Также стоит обратить внимание на производителя — его стаж работы в этом секторе и как фирма зарекомендовала себя на рынке, а также на наличие гарантии в случае неисправности.
При выборе сабвуфера стоит помнить, что гарантировать, что купленный Вами сабвуфер зазвучит в Вашей системе и будет Вас устраивать по качеству звука, не сможет даже продавец автозвука с 10-ти летним стажем. Слишком много нюансов и тонкостей в этом секторе. Покупать автомобильный сабвуфер стоит только там, где Вам его заменят в течение нескольких дней, если звук Вас не устроит. А самый лучший вариант, это выбрать в магазине 2-3 варианта от проверенных и хорошо зарекомендовавших себя производителей и прослушать в своем авто. Это избавит Вас от покупки, которая может не приносить удовольствие своим звуком, а гудеть и раздражать Вашу нервную систему.
Как выбрать сабвуфер в машину
Сабвуфер: назначение и устройство
Качественный звук невозможно представить себе без добротной передачи низких тонов. К сожалению, штатная акустика, устанавливаемая в автомобили по умолчанию, с этой задачей справляется плохо. Нужен сабвуфер.
Есть сабвуфер далеко не у каждого автолюбителя, но как он выглядит, представляет, наверное, каждый: здоровенный динамик, занимающий половину (в лучшем случае) багажника. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот большой размер диффузора не нужен – любые хорошие наушники способны передать «низы» во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.
Еще одна особенность сабвуфера – и в стереосистемах, и в системах объемного звука – он всегда один (это тоже многим известно, хотя не все знают, почему так). Дело в том, что человек плохо определяет направление на источник звука низкой частоты. Из-за длины звуковой волны, сравнимой с расстоянием между ушей, оба наших метода определения направления на источник звука не работают. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Поэтому одного сабвуфера вполне достаточно – если на него не идет сигнал высокой частоты, определить, где он установлен, не получится.
Характеристики сабвуферов.
Вид. Бывает активный и пассивный. Тут все просто – активный уже содержит в себе усилитель и может быть напрямую подключен к аудиосистеме. Несомненный плюс активного – производитель уже подобрал к нему подходящий по всем параметрам усилитель, и вам не придется ломать над этим голову. Минус – как правило, это одноканальный усилитель, и, если вы хотите не просто добавить сабвуфер к штатной аудиосистеме, а собрать качественную АС с нуля, придется покупать еще один усилитель. Но самый значимый минус активных сабвуферов в том, что усилитель в нем является «котом в мешке» и производители частенько на нем экономят. Если вам нужен не только громкий, но и качественный звук, то при покупке активного сабвуфера не стоит ориентироваться на дешевую продукцию малоизвестных производителей. Да и у дорогих моделей желательно выяснить частотные характеристики усилителя: амплитудно-частотную характеристику, коэффициенты искажений, соотношение сигнал/шум и пр. Если в руководстве по эксплуатации этой информации нет, то, скорее всего, производитель на усилителе сэкономил, и качество его выходного сигнала далеко от идеального. Кроме того, активные сабвуферы (при прочих равных параметрах) имеют большие размеры, чем пассивные (в одном корпусе с ним находится и усилитель, тоже порой немаленький) и найти ему место в машине будет сложнее.
В пассивном сабвуфере усилителя нет, перед подключением потребуется его подобрать. И вообще, все его плюсы и минусы – это минусы и плюсы активных.
Для сборки качественной аудиосистемы пассивный сабвуфер явно предпочтительней. Возможно даже, вам будет лучше выбирать среди сабвуферных колонок.
Для имеющейся АС – активный установить в разы быстрее и проще.
Мощность. Разделяют номинальную мощность и максимальную. Сколько бы ватт не было нарисовано на коробке или корпусе сабвуфера, обязательно следует выяснить, какова его номинальная мощность – та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно этой мощностью и следует оперировать при подборе сабвуфера, поскольку стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует.
Какова должна быть мощность сабвуфера относительно мощности усилителя? Единого мнения тут нет, все варианты имеют своих ярых сторонников и противников.
Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя.
Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Но, к сожалению, из-за громкости звука хозяин аудиосистемы зачастую не замечает этих признаков, пока не становится слишком поздно. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров, наличие фильтра или внешнего кроссовера между усилителем и сабвуфером – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.
Импедансили входное сопротивление сабвуфера. Должен в точности поддерживаться усилителем. Если подключить сабвуфер с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить сабвуфер на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают сразу два сабвуфера. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.
Диаметр динамика. Бытует мнение, что чем больше – тем лучше. Не обязательно. Диаметр динамика следует рассматривать только в комплексе с мощностью и чувствительностью. Если два сабвуфера одинаковой мощности и чувствительности имеют разный диаметр – лучше взять тот, который меньше. Другое дело, что большим диаметром обладают обычно динамики с большой мощностью и чувствительностью. Но объем машины не так уж и велик и для создания хорошего звукового давления 8-10 дюймового динамика может оказаться вполне достаточно. Но что, если вы планируете использовать аудиосистему машины как мобильную аудиосистему для озвучивания на открытом воздухе? Стоит только открыть багажник и требования к звуковому давлению возрастут в разы. Тут-то и пригодятся диффузоры в 12-15 дюймов и больше. С соответствующей мощностью, разумеется.
Материал изготовления корпуса – очередная тема для жарких споров приверженцев тех или иных материалов. Кто-то утверждает, что лучше чистого дерева ничего быть не может, кто-то отдает предпочтение фанере, обклееной войлоком или карпетом. При этом большинство массовых моделей делается из МДФ и пластика.
Немаловажна также жесткость материала, особенно в конструкциях типа «закрытый ящик».
Чувствительность – для сабвуфера – синоним звукового давления. Показывает, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1 Вт на расстоянии 1 м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.
Тип корпуса. Все виды корпусов решают, в сущности, одну задачу: что делать со звуком, генерируемым за диффузором. Этот звук генерируется в противофазе основному, и, складываясь с основным, гасит его за счет способности длинных звуковых волн огибать препятствия (если корпуса нет).
Герметичный (закрытый ящик) – самый простой из видов корпусов. Просто глушит звук за диффузором, для чего внутренности герметичного ящика часто оббиты звукопоглощающим материалом. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Плюсы– в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минус – немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности сабвуферы в таких корпусах звучат тише.
В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).
Band-pass корпус совмещает в себе фазоинверторный и герметичный. В отличие от предыдущих корпусов, этот корпус работает как полосовой фильтр – наилучшее звучание получат те частоты, длины волн которых близки к расстоянию от динамика до отверстия. Такое решение может использоваться для увеличения глубины баса у динамика с небольшой чувствительностью. В то же время, такой корпус намного больше, чем герметичный или фазоинверторный.
Минимальная частота – параметр более важный. Если она выше 35 Гц, то ждать от сабвуфера выдающихся «низов» не стоит – он их просто не сможет воспроизвести.
Варианты выбора.
Для простой и быстрой установки сабвуфера в имеющуюся аудиосистему обратите внимание на активные сабвуферы по цене от 5000 до 10000 рублей. Но будьте осторожны с моделями из нижней части ценового диапазона – риск, что в них стоят низкокачественные усилители, достаточно высок.
Для подключения сабвуфера к имеющемуся усилителю по мостовой схеме выбирайте среди пассивных 4-Омных сабвуферов (большинство усилителей рассчитано именно на такой импеданс при подключении сабвуфера «в мост»). Он обойдется вам в 4300-10000 рублей
Если вам нужен сабвуфер, но категорически не хватает свободного места в машине, обратите внимание на компактные модели, помещающиеся под водительским сиденьем. Такие модели довольно дороги: от 6000 до 21000 рублей, зато очень экономят место. Правда, мощность их невысока и оглушать басами окружающих уже не получится.
И, наконец, если вам нужен сабвуфер, способный накрыть басом целый стадион, выбирайте среди мощных моделей с большим диффузором и чувствительностью. Это обойдется вам в 4300-10000 рублей.