Многоцелевой армейский автомобиль водник

«Водник»: неизвестный вездеход российской армии

Долгое время этот уникальный автомобиль, созданный горьковским автозаводом по заказу военных, был засекречен. А когда гриф «совершенно секретно» разрешили снять, выяснилось, что «Водник» уже никому не нужен.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Долгое время этот уникальный автомобиль, созданный горьковским автозаводом по заказу военных, был засекречен. А когда гриф «совершенно секретно» разрешили снять, выяснилось, что «Водник» уже никому не нужен.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Кузов ГАЗ-3937, сродни черепашьему панцирю шириной 2,6 метра и высотой 2 метра, опирался на мощные колеса от БТРа. Компоновка машины весьма необычна. Силовой агрегат – 175-сильный, 6,0-литровый турбодизель – находился справа от водителя, вместе с коробкой передач, раздаткой и коробкой отбора мощности. Водитель и пассажир располагались «по-самолетному», друг за другом. При этом пассажир находился в привилегированном положении – он мог полностью вытянуть ноги. Процесс посадки водителя сродни проникновению в знаменитый ГАЗ-66, с той лишь разницей, что «пилоту» монстра приходилось открывать не одну дверь, а два люка. Это в гражданской версии.

В армейском, бронированном варианте пассажирский вход был определен через водителя. В заднем отсеке, рассчитанном на восемь человек, было по паре люков с каждой стороны и два сзади. В жилой зоне, оборудованной четырьмя светильниками и мощным отопителем, люди располагались либо лицом к лицу, либо спиной к спине, по четыре в ряд.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Днище вездехода было сделано ровным и плоским. На дорогах с твердым покрытием, тяжелый 6,5 тонный автомобиль демонстрировал завидную резвость, разгоняясь до максимальных 120 км/ч немногим более 20 секунд. При этом запас хода составлял 1000 км. В движении сказывалось отсутствие глушителя. Но если рев двигателя можно было «понять умом», то ужасающий вой раздатки очень сильно давил на психику. Особенно в диапазоне 80-100 км/ч. Кошмарным скрежетом, так же, сопровождалась работа дифференциала повышенного трения, призванного на скользком покрытии вращать колеса синхронно. Со своим недюжинным силовым потенциалом, внушительным клиренсом 400 мм, независимой торсионной подвеской и отменной развесовкой, «Водник» был абсолютно «всеяден» на бездорожье. Главное было задать и корректировать направление. А машина упрямо продиралась к цели, несмотря на грязь, песок, воду… Разумеется, находящихся внутри основательно трясло. Но это так сказать издержки жанра. Как и органы управления вездеходом, к которым нужно было прикладывать недюжинную силу.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Впоследствии у «Водника» появилась модификация ГАЗ-39371 с трехместной кабиной, выполненной по привычной компоновке. Однако, хотя «Водник» и представлял собой транспортное средство с широкими возможностями и низкой ценой (его стоимость была немногим больше стоимости все того же ГАЗ-66 ), он оказался невостребованным ни военными, ни нефтяниками, ни геологами… А позже и вовсе сошел со сцены, уступив место более современному и прогрессивному ГАЗ – 2330 «Тигр».

Источник

Бронеавтомобиль «Водник»: универсален и прост, но…

Бронеавтомобили завоевывают свою нишу

Бронеавтомобильбоевая бронированная колесная машина, предназначенная для разведки, боевого охранения, связи, поражения огневых средств и живой силы противника. Вооружениепулеметы, иногда пушки. …В Советской Армии (и в Российскойприм. авт.) колесные боевые машины получили название в зависимости от основного назначения (БРДМ, БТР и др.), а термин «бронеавтомобиль» вышел из употребления.

Военный Энциклопедический Словарь, изд. 1986 г., стр. 101 – 102

Как известно, бронированная техника (наземные подвижные защищенные боевые комплексы) в военной истории человечества начиналась не с танков. Их еще не было и в проектах, а броневики уже находились на вооружении и участвовали в боевых действиях.

Лучшая проходимость на пересеченной местности у появившихся в ходе Первой Мировой войны танков, возможность установки на них более мощного вооружения и броневой защиты вынудили перенацелить бронеавтомобили с выполнения задач непосредственной огневой поддержки пехоты и кавалерии на выполнение задач всестороннего обеспечения действий войск.

В настоящее время бронеавтомобилями (БА) можно условно считать колесные машины, полностью или частично защищенные броней, большую часть полезного объема которых занимают вооружение и системы его обслуживания, а основным назначением является огневая поддержка действий разведывательных и пехотных подразделений.

Наиболее широкое применение БА получили в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов. Это стало следствием того, что соединениям, частям и подразделениям регулярных армий чаще всего приходилось вести борьбу с иррегулярными (как правило) формированиями противника, применявшими партизанские методы ведения войны.

В таких условиях целесообразно применять легкую и высокомобильную бронированную технику с различным вооружением, имеющую высокую оперативную и тактическую подвижность, т. е. способную совершать быстрые марши по дорогам на большие расстояния, а также передвигаться вне дорог в любое время года и суток с относительно высокой средней скоростью.

Неплохие для своего времени бронированные колесные машины у нас уже были – универсальные, недорогие и достаточно хорошо вооруженные. Это средние бронеавтомобили, находившиеся в довольно большом количестве на вооружении РККА в конце 1920-х, в 1930-е и в начале 1940-х.

В армиях других стран, особенно тех, которым весьма часто приходилось вести «малые» войны, для выполнения задач разведки, боевого охранения и огневой поддержки широко применялись колесные боевые машины с тяжелым вооружением (БМТВ): в Великобритании – «Саладин», во Франции – AMX-10RC, VBC-90, ERC-90 и AML-90, в Италии – «Чентауро» В1, в ЮАР – «Руикат»-76 и «Эланд»-90 и т. д. Наряду с ними использовалось большое количество легких, как правило – многоцелевых бронемашин.

Тенденции развития

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водникВесьма интересную и характерную для Запада модель многоцелевой бронемашины VLRB создала французская фирма АСМАТ. Она имеет несущий броневой корпус, колесную формулу 4×4 и, как «Панар» VBL, классическую «капотную» компоновку. Предусмотрена возможность повышения защитных свойств корпуса за счет навески дополнительных керамических бронеплит. Но наиболее важно то, что для повышения защиты от мин броня днища корпуса сделана большей толщины, чем бортов и крыши! Более того, с этой же целью под днищем к раме крепится плита V-образной формы. Специалисты фирмы указывают также и на то, что установка двигателя спереди и размещение экипажа за передней осью тоже снижают уязвимость личного состава при взрыве мины под передними колесами. А в варианте машины VLRB для сухопутных войск Великобритании для экипажа предусмотрены бронированные сиденья. Как видим, на первое место безоговорочно ставятся требования военных, а не желание сделать машину так, как это удобнее производителю.

В Советской и Российской армии колесных боевых машин с тяжелым вооружением (БМТВ) не было и нет. Хотя проекты были, но военные готовились только к «большой» войне и необходимости в них не увидели.

Различные боевые и специальные задачи, решаемые обычно с применением легких бронеавтомобилей, в нашей армии решали и решают с помощью БРДМ-1 и БРДМ-2. Для своего времени это были хорошие и надежные машины, имевшие много оригинальных технических решений.

В настоящее время БРДМ-2 и машины на ее базе уже не соответствуют требованиям, предъявляемым для бронемашин этого класса. Это недостаточно эффективное вооружение; слабая бронезащита, точнее – полное отсутствие защиты от противотанковых гранатометов; очень низкая стойкость к подрывам на минах и фугасах; недостаточная удельная мощность, карбюраторный двигатель и, соответственно, низкая пожаробезопасность. Да и размещение личного состава, мягко говоря, далеко не самое лучшее – весь экипаж может занимать свои места в машине и покидать их только через два люка в передней части крыши корпуса.

Несмотря на слишком затянувшееся «сложное» положение в экономике в 1990-х, в России на ряде предприятий велась работа по созданию новых многоцелевых легких бронемашин. Наиболее известными стали ГАЗ-3937 (39371) «Водник», ГАЗ-29751 «Тигр» и не раз показанная в Бронницах и на выставках в других местах БПМ-97 «Выстрел» разработки МГТУ им. Баумана.

В этой статье хотелось бы более подробно остановиться на армейском автомобиле многоцелевого назначения под наименованием «Водник». Это вызвано тем, что в то время пока другие новые проекты еще не вышли из стадии опытных разработок, данный автомобиль был единственным реально существующим, хотя и в небольшой серии. Он прошел войсковые испытания в течение достаточно продолжительного времени при выполнении служебно-боевых задач в Чеченской Республике.

Бронеавтомобиль «Водник» на службе

В начале нулевых годов именно этому объекту военной автомобильной техники уделялось наибольшее внимание в прессе, эти машины постоянно принимали участие в выставках вооружения и военной техники. Более того, именно «Воднику» прочили реальное принятие на вооружение Российской армии в качестве основной многоцелевой высокопроходимой бронированной машины.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водникНо сначала немного информации. Заметим сразу: руководство Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ ставило перед разработчиками задачу создать машину, отвечающую всем современным армейским требованиям. Поэтому техника этого семейства изначально проектировалась с учетом использования ее базы для армейских автомобилей различного назначения, как боевых, так и обеспечения.

В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя – на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения.

Конструкция ГАЗ-3937 выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. В переднем размещены МТО и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водникВ соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мсд проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходило испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80.

Эти автомобили были переданы в 4 мср 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мсд летом 2000 г. и использовались в ВАИ.

Корпус бронеавтомобиля, изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений.

В транспортном варианте бронеавтомобиль вмещает 11 человек вместе с водителем. Масса буксируемого прицепа – до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л. с.), ЯМЗ-460 (160 л. с.), HINO J07C (165 л. с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад.

«Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса – передние. Подвеска – независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.

При полной массе 6,6–7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.

В процессе эксплуатации подтвердилось, что по ходовым качествам и проходимости эти машины очень маневренны и устойчивы. Так, например, когда, в начале сентября 2000 г. при обстреле противником колонны центроподвоза в Шатойском районе возникла необходимость въехать на гору, этот броневик «взял» склон крутизной чуть ли не 40°. Кроме того, был случай, когда на нормальной трассе такой бронеавтомобиль развил скорость до 118 км/ч при массе более 4 т. Часть «водников» при сопровождении колонн оснащалась аппаратурой РЭБ, подавляющей сигналы управления радиофугасами в радиусе, вполне достаточном для колонны, двигающейся со скоростью 35–40 км/ч.

Серьезные недостатки и слабая защита

Однако все же складывается впечатление, что машина была создана сугубо гражданскими специалистами автомобильной промышленности без учета войскового опыта и реальных боевых условий.

Работа соответствующих военных структур, которые должны выдавать специалистам промышленности точно сформулированное задание, основанное на опыте войск и требованиях к этому классу машин в современных условиях и на перспективу, здесь явно не проглядывается.

Противоминная защита бронемашин везде и всегда обеспечивается, в основном, тремя путями:

• усилением днища за счет его особой формы (корытообразной или V-образной в поперечном сечении) и увеличением толщины бронекорпуса в нижней части;

• созданием особой конструкции ходовой части и подвески – желательно, независимой многоосной с «выносом» колес за пределы проекции корпуса и т. д.;

• такой компоновкой машины, при которой члены экипажа и перевозимый личный состав, горючее и боеприпасы не располагались бы над местом наиболее вероятного подрыва, а люди могли быстро покинуть машину через кормовые, верхние и бортовые люки; при этом обитаемое пространство должно иметь достаточно большой объем.

Автор лично залез под днище и сделал фотографии для этой статьи. Днище бронемашины обычное, плоское, сварено из бронелистов явно недостаточной толщины. Трудно в это поверить, но заместитель командира роты по технической части рассказал о случае, когда в ходе проведения текущего ремонта одной из машин ее днище было буквально «проткнуто» домкратом. О каких конструктивных решениях по обеспечению противоминной защиты бронеавтомобиля можно после этого говорить? Фактически, ничего не изменилось со времен конца 1950-х, принципиально все осталось на уровне БРДМ-1. А если вспомнить о том, как делают днище подобных машин западные фирмы, то становится стыдно за наших инженеров.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водникХодовая часть с точки зрения противоминной защищенности сделана хорошо: подвеска независимая торсионная на поперечных рычагах, сами колеса в значительной степени «вынесены» за проекцию днища и корпуса машины в целом. Это существенно повышает ее поперечную остойчивость и живучесть.

Вообще ходовая часть, по отзывам всех военнослужащих роты, сделана хорошо. Это, увы, нечастый пример применения удачных и апробированных на других машинах Российской армии схем.

Компоновка машины, с точки зрения защищенности от мин, имеет нерациональное решение. Места водителя и командира находятся над передним мостом, полезная нагрузка (личный состав, комплекс вооружения) – над задним. При подрыве мины или фугаса под передним или задним колесом наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, находящиеся внутри машины. Наименьшие повреждения может получить моторно-трансмиссионное отделение, ибо его большая часть расположена между мостами. Но зачем нужен исправный двигатель, если после подрыва будут выведены из строя водитель и командир машины, оторвано одно из колес (практический опыт войн) и любое дальнейшее самостоятельное движение станет невозможным?

Отсутствует у данной бронемашины и защита от поражения кумулятивными боеприпасами (из РПГ, безоткатных орудий и легких ПТРК). Как и у всех легкобронированных боевых машин, (БТР, БМП, БРМ и т. п.). Конечно, заводские специалисты в таких случаях, как правило, говорят, что, по требованию заказчика, на машину возможна установка дополнительной защиты. Но опыт всех последних лет убедительно показал, что такая защита должна быть штатной. А машина без нее может использоваться как облегченный полицейский вариант.

Неутешительные выводы

Наряду с чисто боевыми свойствами, в ходе практического выполнения служебно-боевых задач были проверены и эксплуатационные свойства бронеобъекта.

В результате обобщения мнений личного состава и инженерно-технического персонала ротного, батальонного, полкового и дивизионного звеньев, а также учитывая мнение офицеров Управления вооружения ОГВ(С), можно назвать следующие достоинства и недостатки испытуемого автомобиля.

Достоинства: легкость в управлении, хороший запас мощности по двигателю, высокая мобильность, возможность преодоления водных преград, хороший обзор вперед и через зеркала заднего вида, большое количество узлов и деталей, унифицированных с другими автомобилями.

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водникПроблемами на данном этапе эксплуатации машин семейства «Водник» в войсковом звене ВС РФ являются:

• применение двигателя импортного производства, работающего на не используемых в ВС РФ маслах, поставляемых в запломбированных 7-литровых канистрах; для сравнения (со слов офицеров и водителей): «…в двигатель БТР-80 в сложных ситуациях можно заливать даже чеченскую соляру – будет работать, можно воевать и дальше»; с «Водником» такие «вольности» не проходят, но в ходе выполнения служебно-боевых задач, особенно в Северо-Кавказском регионе (равно как и Центрально-Азиатском), подобные ситуации нередки;

• отсутствие жидкости для гидросистем привода тормозов и выключения сцепления;

• применение топливного насоса импортного производства, хотя есть российский аналог 50.1139-12В по ТУ 37.466.062-96;

• применение другого импортного оборудования (стартер – словенский, приводные ремни – испанские, узлы и детали электрооборудования – BOSH);

• слабый обогрев обитаемых отделений в холодное время;

• установка и крепление стеклопакетов с внутренней стороны (невозможна замена без снятия модуля);

• невозможно снятие переднего модуля без откидывания щитка, что приводит к повреждению бачка главного цилиндра сцепления;

• отсутствие у радиста возможности обзора с левого борта (хотя бойница для стрельбы есть), отсутствие у него бокового люка (посадка и высадка через верхний люк затруднены и небезопасны);

• отсутствие шаровой опоры для стрельбы из автомата с места командира;

• недостаточно удобные посадка и высадка экипажа и десанта, отсутствие необходимого количества поручней для посадки через верхние люки, подножек и поручней для перевозки десанта на броне;

• отсутствие возможности безопасной посадки и высадки через двустворчатые двери заднего модуля;

• конструкция люка командира и верхних люков заднего модуля не обеспечивает защиту командира и десанта от пуль и осколков;

• отсутствует ВКУ и возможность выхода стрелка БПУ на внешнюю связь;

• без демонтажа верхних модулей не предусмотрен доступ к агрегатам и узлам силового отделения: гидронасосу, промежуточной опоре и карданному валу переднего моста, топливным фильтрам;

• сменные элементы электрооборудования (резисторы включения режимов работы электромоторов системы отопления) установлены в недоступном без снятия узлов и деталей месте;

• ненадежная конструкция механизмов передач в раздаточной коробке и включения переднего моста, применение пластмасс в качестве материала корпуса радиатора и штуцеров системы отопления;

• недостаточно удобен для установки и снятия батарей отсек АКБ, радиостанция мешает доступу к лючкам моторной перегородки в корпусе шасси;

• отсутствие лебедки и запасного колеса;

• отсутствие возможности запуска автомобиля с буксира;

• отсутствие возможности внешнего запуска двигателя.

В завершение можно привести последний и главный вывод, сделанный в Чечне войсковыми специалистами по опыту проведения войсковых испытаний автомобиля ГАЗ-39371-221 «Водник»: «По количеству выявленных недоработок и из-за частого выхода из строя автомобиля ГАЗ-39371-221 «Водник» на данном этапе он не может быть принят на вооружение».

Вызывает искреннее сожаление то, что этих бронеавтомобилей в составе Объединенной группировки войск (сил) было относительно немного, что не дало возможности достаточно полно осуществить всестороннюю практическую проверку их эффективности в ходе выполнения всего спектра боевых и специальных задач.

Источник

Высокомобильный армейский автомобиль ГАЗ-39371 «Водник»

Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть фото Многоцелевой армейский автомобиль водник. Смотреть картинку Многоцелевой армейский автомобиль водник. Картинка про Многоцелевой армейский автомобиль водник. Фото Многоцелевой армейский автомобиль водник

Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:

Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.

По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде — у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра.

Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей — переднего и заднего, которые были съемными.

По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.

Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира — лишь по высоте.

Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить.

В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.

Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными.

Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.

Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.

В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.

ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.

Первое, что удивило военных в этой бронемашине — это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.

Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.

С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины.

Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.

Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) — над задним мостом.

В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?

Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.

В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой истории стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».

Сегодня ГАЗ-39371 «Водник» — довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в своем блоге Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *