Модель машины заз 968 м
Вся история «Запорожца»
У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.
История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.
Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):
Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.
Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.
В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…
На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.
965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.
965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.
965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.
В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.
В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».
Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:
— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!
О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…
Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.
Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.
В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».
Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.
В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).
Cорок сороков: тест-драйв ЗАЗ-968М
Нельзя сказать, что в народе любили Запорожцы. Но покупали их активно и долго, чуть ли не сорок лет, начиная с первенца-«горбатого» и заканчивая венцом эволюции – «сороковкой» ЗАЗ-968М. Он-то и покажет нам, в чем ценность всего заднемоторного семейства ЗАЗа – и чего ему не хватало для «полноценности».
Он не был ни горбатым, как 965-й, ни ушастым, как 966-й с 968-м. Поэтому его называли «эмкой» или «мыльницей» – за гладкие бока и индекс М при цифровом обозначении. ЗАЗ-968М появился в продаже в 1980-м году, и это была уже третья модернизация модели в данном кузове – после превращения 966-го в 968-й (1971 г.) и 968-го в модель 968А (1974 г.).
С одной стороны, это было самое заметное внешнее преображение модели, а с другой, это оказался тот нечастый для советского автопрома случай, когда рестайлинг не только убрал с кузова устаревшие элементы, но и оставил образ машины гармоничным и целостным. Об этом можно спорить, но многие ценители все же считают, что Запорожец-Эмка получился в целом даже интереснее исходника 968-го. Кроме внешности, последний из Запорожцев получил некоторые технические обновления и пару улучшений в плане комфорта – хотя ни то, ни другое не было принципиальным.
Ну, привет!
В потоке советских городов этот Запорожец смотрелся вполне солидно благодаря классическим пропорциям трехобъемного кузова и соответствующим габаритам, ведь он всего на 28 см короче тольяттинской копейки. Несомненно, это был плюс в глазах потребителя: чем больше – тем лучше. Ведь принципиального влечения к компактности советские автолюбители не испытывали – пробок тогда не было, улицы запаркованными машинами не запруживали, да и все гаражи были стандартными – 5х3 или 6х4 м.
А вот дверей только две – маловато будет! В глазах потребителя, хоть он и был на редкость неизбалован, – это один из главных недостатков всех ЗАЗов советского периода. Это сегодня мы знаем массу замечательных двух- и трехдверок – горячих хэтчбеков, элитных купе и дешевых тудоров, а тогда… Мало дверей – значит ущербный, да и все тут. Достаточно вспомнить, что даже Таврию и «восьмерку» долго клеймили прозвищем Запорожец именно за эту особенность кузова.
Дверь достаточно массивная, открывается грубовато и выглядит с торца, с ее отогнутой филенкой, как люк бронепоезда. Тут, конечно, Запорожцу минус. Зато сиденья от Жигулей – это, безусловно, плюс, хотя это достоинство именно модели 968М. На ней же появилась блокировка откидывания кресла вперед при захлопнутой двери. Сидеть впереди просто здорово, поскольку ноги можно вытягивать безо всяких ограничений. Места больше, чем в ВАЗах и Москвичах тех лет.
Еще одно замечание, уж не знаю, куда его – в плюсы или в минусы: переднее правое сиденье по-прежнему легко демонтировать, что многие владельцы делают, чтобы перевозить на его месте грузы (о багажнике мы еще поговорим) и облегчить посадку пассажиров на заднее сиденье.
Проем на «галерку» – широкий, а пол низкий, хотя из-за низкого дверного проема процесс может быть и сложнее, чем у современных хэтчбеков-«трехдверок». Задний диванчик тоже подозрительно похож на ВАЗовский, и сидеть на нем по меркам класса вполне удобно – места хватает.
Насчет практичности
Багажник у всех Запорожцев, как вы знаете, спереди. Хуже то, что он тесноват – 0,197 кубометра, т.е. около 200 литров. Маловато (у Жигулей было порядка 350-380 л), и притом конфигурация невыгодная – полезный объем по форме плоско-конический, из-за наклонного пола. И это все при том, что багажник «эмки» серьезно перепланировали, из него убрали запаску, бачки гидравлики и оба штатных комплекта инструмента, то есть у предков-«ушастиков» этот отсек был еще меньше – примерно в 1,5 раза. В общем, маленький багажник – недостаток весомый, хотя и не решающий. Поскольку владельцы научились его компенсировать установкой дополнительной конструкции на крыше – раз, и уже упомянутой ликвидацией правого переднего кресла – два.
Крышка багажника тяжела, газовых подпорок или пружин-помощников нет, интересной конструкции петли вносят в процесс открывания механические призвуки. И окончательно разбивает все иллюзии об эргономике Запорожца допотопный стержень-упор, который я должен поставить, чтобы не держать массивную крышку рукой…
Заглянем сзади
А вот и настоящий капот – тот, что закрывает двигатель. Он сзади, и это даже как-то бодрит, ведь у многих куда более уважаемых автомобилей ХХ века двигатель спрятан там же. Успешно пройдя квест по поиску кнопки открывания капота, подхожу к корме и поднимаю крышку. Она тоже тяжела не по размерам, снова нужно ставить подпорку, а вот вид под ней открывается несколько иной, нежели у 966-й и 968-й моделей.
ЗАЗ-968А «Запорожец» (1:24 ЛСА Hachette) экстерьер обзор.
Приветствую, друзья и коллеги!
Буквально несколько дней назад, вышел в свет 37 номер журнальной серии «Легендарные советские автомобили» в 1:24 масштабе, от издательства Hachette.
Журнал с моделью вышел традиционным для серии: читать в этот раз откровенно нечего. Зато масштабная копия «Запорожца» получилась очень узнаваемой!
Лично я ждал этот выпуск, так как был неравнодушен к самой модели — ЗАЗ-968А «Запорожец». Нет, он не был моей первой машиной. Я «голосовал рублем» за эту модель потому, что она возвращает меня в детство. В конце 1980-х и начале 1990-2000-х гг. эти машины встречались практически в каждом дворе. Чего уж говорить про сельскую местность, и тем более экспортные варианты, шедшие в ближайшие к нам страны, в том числе и европейские.
Даже в блистере модель смотрится живо. В этот раз издательство Hachette постаралось на славу.
Но давайте перейдем непосредственно к самому обзору!
После распаковки модели я остался приятно впечатлен. Конечно проверять соответствие масштабу 1:24 с рулеткой в руках, я не стал. Но одно могу сказать точно — пожалуй эта модель тот самый случай, когда сравнивая прототип и его копию, ты практически ни в каком из моментов не ловишь себя на мысли, что геометрия кузова искажена и тому подобное. С геометрией у модели все очень даже достойно!
Схожесть с оригиналом крайне высокая. Есть небольшие нюансы и отличия, но в силу массовости продукции и масштаба, это не столь критично.
Что мне понравилось больше всего, так это передние фары с рассеивателями и насечкой. К тому же они еще и прозрачные. Лампочки с отражателями выглядят как настоящие! Не во всех моделях этой серии Hachette так старается… Ручки в хроме отдельными деталями с имитацией кнопок замков, также смотрятся крайне узнаваемо. Хромированные молдинги воздухозаборников сделаны на модели отдельными деталями! Что безусловно хорошо для «ушастого друга» в 1:24 масштабе)
Все значимые детали экстерьера сделаны хромированными и отдельно от кузова.
Дворники в модели также хороши. Если кто-то собирается дорабатывать эту модель, то вряд ли будет особый смысл заменять их на детали из фототравления. Бампера модели выполнены на приличном уровне. Да и корма с фонарями явно не подкачала: «тарелки» фонарей и сами фонари имеют реалистичную насечку!
Колесные диски с колпаками также выше всяких похвал. Конечно, некоторые элементы на модели упрощены, типа отсутствующих ниппелей и маркировки на резине. Но давайте будем объективны, это реально мелочи, не способные повлиять на образ прототипа, который передан очень хорошо.
Все необходимые элементы на модели смотрятся достаточно аккуратно. Разве что покраска всякой мелочевки кое где отсутствует.
Шины модели имеют протектор. Брызговики (они же грязевые щитки) производитель поставил задом наперед. Но этот косяк можно легко решить путем разборки модели с последующей переустановкой этих элементов. Подставка для всех моделей серии также достаточно тривиальная. Чего ей реально не хватает, так это прозрачного колпака из пластика.
Расшивка в модели глубокая, и в целом попадает в масштаб.
Если сравнивать эту модель с ранее вышедшим ЗАЗ-966 «Запорожец» в красном цвете, то новинка смотрится не менее достойно! Стоит отметить и тот факт, что если бы эти модели не были удачными, доверия к серии у коллекционеров и собирателей, явно поубавилось.
Эмблема сделана тампопечатью поверх окрашенного кузова. Вот ее хотелось бы видеть отдельной деталью. Тампопечатью серебристой краской сделаны и хромированные полосы, идущие вдоль бортов и по краям капота и багажника. Красной краской на корме обозначены световозвращатели («катафоты») что немного расстраивает. Но это пожалуй все существенные недостатки (для кого-то плюсы) модели.
По части журнала у издательства вышло как и всегда. Читать в этом номере откровенно нечего. Текст скомкан в исторической справке, и очень сильно урезан в технической части. Фотоматериалы по машине также скудны и малочисленны. Из полезных вещей в журнале остается разве что схема, на которой нарисован ЗАЗ-968А в разрезе, и указаны тактико-технические характеристики реального автомобиля. Последние три страницы журнала посвящены автопрому СССР в 1950-е годы, и очерку про генерального конструктора АвтоВАЗа. На мой взгляд, для людей кто никогда не ездил в «Запорожцах» (да, такие бывают и есть) и коллекционеров/моделистов, было бы крайне полезно выделить место в журнале для фотографий узлов и деталей реального прототипа. Но пока что мы имеем то, что имеем.
Коллаж с пожалуй самыми полезными страницами журнала — рентген-схемой двигателя да статьей про эксплуатацию реального автомобиля.
Давайте подведем итоги. Модель получилась упрощенной. Да, у нее полностью черный салон. Никакого намека на шкалы приборов, ремни безопасности на стойках. О потолочной панели крыши из ткани можно только мечтать. Еще и покрашена она без грунта, а значит все стыки по расшивке и углам под краской будут обнажены. Но в рамках журнальной серии это допустимо. Да, платить 1499 рублей (рекомендованная розничная цена) за такое качество кто-то сочтет неоправданным. И я в том числе. Непонятным остается только одно — что мешало до прихода журнальных серий, местным «гигантам» модельного рынка освоить нишу 24-го масштаба? А раз они этот момент «проквакали» то давайте будем смотреть правде в лицо — аналогов этой модели пока нет, и вряд ли предвидится в обозримом будущем. Так что заранее простим всей серии ее упрощения и недостатки. Тем более, если Вам не нужна подписка на всю серию, как и мне, можно покупать модели эпизодически. И разочарование от мелких недочетов будет сглажено впечатлениями и эмоциями, которые Вы получите, держа в руках заветную модель)
Как говорилось выше, модель мне очень нравится! Поэтому я поставлю ей 4,5 из 5 баллов. А дальше поглядим, дойдет ли у меня с ней до доработок, или поставлю ее на полку в стоковом виде.
Желаю Вам, отличных коллекций и крутейших машин!)))
Капсула времени: ЗАЗ-968М 1984-го года с пробегом 4536 км +видео
Спустя буквально пару недель после покупки ЛуАЗ-969М, на горизонте замаячила очередная «капсула времени». В один из последних летних дней на глаза попалось объявление о продаже симпатичного «Запорожца» 1984-го года выпуска. Фотографий было немного, но по ним было понятно, что машину стоит посмотреть. Оптимизм внушал заявленный пробег в 4 тысячи километров и родной зеленый цвет — довольно редкий для данной модели.
Автомобиль находился примерно в 180 километрах от Киева — в поселке городского типа Ольшана (Черкасская область). 1 сентября выдвинулись с товарищем в путь. План был такой: если машина понравится, то будем гнать ее своим ходом в Киев, тем более продавец гарантировал, что она в полностью рабочем состоянии и сможет доехать куда угодно.
Дорога туда заняла около 3 часов: навигатор в конце пути почему-то повел по какой-то заброшенной, вымощенной камнем, дороге, а не по нормальному асфальту. На месте нас встретил отец продавца, который и поведал нам подробности об автомобиле.
Итак, мы имеем ЗАЗ-968М образца 1984-го года выпуска с пробегом 4536 километров. Автомобиль был куплен новым односельчанином нынешнего владельца. Практически всю жизнь простоял в гараже на колодках, лишь изредка выезжая в сухую, теплую погоду. Новый хозяин после долгих уговоров купил «Запика» для своего сына, но тот не захотел ездить на советской малолитражке, да и расход топлива в 10 литров на «сотню» особо не радовал.
Заводской металл и родная зеленая краска сохранились идеально. Шины тоже еще родные, хотя уже начали трескаться в некоторых местах. В целом машина пребывала в неплохом состоянии. Она без проблем завелась после месячного простоя: я даже проехался на ней несколько километров (очень специфическая в езде техника).
ЗАЗ-968М оснащался 40-сильным мотором МеМЗ-968: V-образный 4-цилиндровый агрегат воздушного охлаждения объемом 1,2 литра. С ним машина разгонялась от 0 до 100 км/ч за 32 секунды, а максимальная скорость составляла 118 км/ч! Кстати, точно такой же двигатель находится под капотом ЛуАЗ-969М, о котором я рассказывал вам в прошлой «Капсуле времени».
«Эмка» пришла на смену модели 968А в 1979-м году и является продуктом модернизации (рестайлинга) уже порядком устаревшей конструкции. Самое главное внешнее отличие — прямоугольные задние фонари и бамперы новой формы — со съемными боковыми частями из пластика и резиновой полоской по центру. Количество хромированных деталей существенно уменьшилось. Панель передка также поменяла форму, стала выпуклой (за счет этого дополнительно увеличен объем багажника), на ней появились прямоугольные указатели поворотов, окантовка фар из черной резины, фирменный орнамент спереди заменен на строгую черную полосу с надписью «968М».
Изменена схема охлаждения двигателя: воздух стал поступать через штампованную решетку в крышке капота. Вместо боковых воздухозаборников («ушей») в задних крыльях остались небольшие решеточки (жабры) для вентиляции моторного отсека. Штампованная решетка также имелась на задней панели кузова — для дополнительного забора воздуха.
Запасное колесо перенесено из багажника под капот, справа от двигателя (с конца 1991 года оно вернулось обратно в багажник, а его место занял аккумулятор). В салоне появилась обновленная панель приборов (как ранее на ЗАЗ-968АЭ).
Просили за этого «Запорожца» немного, но взвесив все нюансы, было принято решение не спешить с покупкой. Во-первых — это не особо редкая в наших краях модель, они довольно часто всплывают в продаже в похожем состоянии и даже с меньшими пробегами. Во-вторых — на машине было прилично мелких, едва заметных, нюансов — царапины по кузову, местами вздутый хром на бамперах, облезшие колесные диски и колпаки, потрескавшиеся резинки и уплотнители. Был бы это 966-й или хотя бы 968/968А с круглыми задними фонарями — тогда без вопросов, можно было брать и доводить до полного идеала. А пока и дальше продолжаем поиски «капсул времени». Скоро в моем блоге вас ждут очередные, очень увлекательны выпуски!
Также я продолжаю развивать свой youtube-канал и подготовил для вас очередное видео — о поездке на осмотр зеленого «Запорожца». Так что, не забывайте подписываться на канал — вас ждет еще много интересных и познавательных роликов о старых-новых авто с минимальными пробегами. Не переключайтесь!
Читателям блога рекомендую к прочтению (и просмотру видео) материал из трех частей о найденной и купленной нами «Капсуле времени» ВАЗ-21063 1991-го года с пробегом 1507 км (часть 1, часть 2, часть 3), а также запись о ЛуАЗ-969М с пробегом 12695 км.
Комментарии 289
и что же тебя смущает в надежности МЕМЗа?
настоящее «СССР»овское качество а не все эти сегодняшние одноразовые повозки!
На таком учился водить в детстве
Четкая тачка. У много дедушки такой был, только белый.
ну, я б не стал прям искать машину с таким смешным пробегом. К слову, зазик всё же не купэ, а двухдверный седан, что б там ни говорили
Начинал с такого. 1986 год, купил за 1000 советских рублей у друга- инвалида. Переделал с ручного управления, и понеслось! Был первый автомобиль, мне 27 лет, двое маленьких детей, азарт ездить, причем везде. Ездили в Геленджик, по 2 раза за лето, Харьков, Анапа, Донецк, Волгоград. Была 30-ка. Почти каждый день под ней лежал, но это была школа и практика. С тех пор и по сей день ни разу не был в сервисе! На «шкодовском» движке проездил года два из пяти лет владения. Радиатор впереди в багажнике от москвича, вентилятор электро от шестерки, шланги охлаждения резиновые под днищем. Жаль фоток почти не осталось, фотики были пленочные, а с ними много возни. Коленвал 30-ки лопался пополам в Краснодарском крае по дороге с моря, а со мной жена и двое детей. Добрались на буксире. Утром снимал движок, перебирал, а вечером уже ездил. Соседи хренели. Никто и никогда мне в этих операциях не помогал, технология была отработана.
Когда продавал было 2 движка 30лс. 3 коробки плюс, 2 шкодовских с рефрижератора, заводилась набором кода на клавиатуре (с калькулятора) и пуск движка кнопкой с нее-же. Всего и не вспомнишь. Зачастую страшно вспоминать.
эээх.ностальгия, в далеком детстве у отца был такой, в таком же цвете)))
Товарищ такого «Запорожца» с пробегом в 110 километров как то купил(пару лет назад). вариант с ручным управлением был. В заводской консервации так и отстоял. Сохран на 5+ был. Прикольно, садишься в такую машину а она «новой машиной» пахнет)))
У соседа по гаражу, такой же стоял.Только красного цвета.20 тыс пробег.80-х годов выпуска.Всё чего то ремонтировал, ремонтировал.Машина стояла и медленно умирала.А он всё ремонтировал и ремонтировал.Хотел у него купить.Не продал.Сдал на утилизацию.Сейчас там стоит ВАЗ-2107.Зимой не ездит.Летом только на фазенду и обратно.Видно и её ждёт такая судьба.
почему не самый надежный мотор?) мне кажется он неубиваемый)