Модуль эра глонасс для автомобилей как работает
ЭРА-ГЛОНАСС: Особенности и перспективы устройства
Последнее время одной из наиболее популярных тем для обсуждения в автомобильной среде является тема обязательного наличия системы ЭРА-ГЛОНАСС на любом новом автомобиле, предлагаемом к продаже в России. Но если о том, что такое ГЛОНАСС знают многие автомобилисты, то в чем заключается суть устройства ЭРА-ГЛОНАСС, проинформировано совсем не много автолюбителей.
Задача
Задача ЭРА-ГЛОНАСС становится понятной после расшифровки аббревиатуры устройства. Речь идет о системе «Экстренного Реагирования при Авариях» (сокращенно — ЭРА), базирующейся на глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Несмотря на то, что ЭРА спроектирована для работы в отечественной навигационной системе ГЛОНАСС, в целях достижения максимальной эффективности устройство аварийного оповещения может работать и через сотовую связь — сеть GSM.
Принцип работы
Алгоритм работы ЭРА-ГЛОНАСС можно описать следующим образом. В случае срабатывания установленных подушек безопасности или встроенного акселерометра (прибора, способного распознавать усилие, причиненное автомобилю в результате фронтального или бокового ударов, а также опрокидывания машины), специальное устройство, устанавливаемое на борту автомобиля, задействуя сеть Интернет, подает службе спасения тревожный сигнал SOS, включающий в себя информацию о точных координатах места случившейся аварии, скорость транспортного средства в момент ДТП и величины возникших перегрузок, а также, количестве пассажиров (система учитывает количество застегнутых ремней безопасности) и некоторые данные об автомобиле (тип топлива, VIN).
ЭРА-ГЛОНАСС рассчитана на эффективную работу в том числе в местности с низким уровнем связи – весь объем передаваемой информации в случае экстренного реагирования не превышает 150 байт, ввиду чего встроенный модем должен отправить сообщение и при неважном качестве связи. Если доступ к Интернету будет невозможен, сигнал SOS будет отправлен оператору в виде обычного СМС-сообщения, ведь встроенный модуль готов работать в любой доступной сотовой сети.
СХЕМА работы-ЭРА-ГЛОНАСС
После того, как сигнал бедствия, отправленный с попавшего в аварию автомобиля, поступит на пульт колл-центра, оператор обязан перезвонить на устройство, оправившее SOS, для выяснения обстоятельств и последствий происшествия. Если обратная связь с машиной отсутствует, по полученным координатам оператор колл-центра отправляет бригаду медиков и спасателей. В случае необходимости водитель и пассажиры автомобиля смогут обратиться за помощью в «ручном» режиме. Для этого на внешней поверхности блока устройства имеется специальная кнопка аварийного вызова.
Благородная цель
В настоящее время разработчики систем, продвигающие ЭРА-ГЛОНАСС, отводят на всю процедуру с начала посыла экстренного вызова до момента прибытия бригады спасателей 20 минут. Однако в последующем, в результате повсеместного проникновения системы, время экстренного реагирования должно сократиться до 5-7 минут. По предварительным подсчетам, сократив время, проходящее до начала момента оказания экстренной помощи автомобилистам, попавшим в аварию на 30% от показателя, существующего в настоящее время, количество спасенных людей может составить почти 5 000 человек в год.
Одним из ключевых аспектов, сопровождающих внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС, является то, что по действующим правилам, любой новый легковой автомобиль, реализуемый на территории России, Белоруссии и Казахстана, начиная с начала 2015 года, должен оборудоваться ЭРА-ГЛОНАСС.
И если тогда практически всем автопроизводителям удалось быстро отыскать несколько вполне легальных «лазеек», чтобы продолжать поставлять свою продукцию без специальной системы экстренного оповещения, то внесенные поправки исключили такую возможность и уже с начала 2017 года, согласно действующему техническому регламенту, для получения ПТС новый автомобиль должен быть в обязательном порядке оборудован ЭРА-ГЛОНАСС. При этом, для легковых машин система должна обладать функцией автоматического оповещения, а для коммерческих автомобилей будет достаточно только наличия тревожной кнопки.
Однако при кажущихся неоспоримых преимуществах массового внедрения ЭРА-ГЛОНАСС существуют и весьма серьезные проблемы, обусловленные введением обязательности оборудования всех новых автомобилей указанными устройствами. Дело в том, что блок экстренного реагирования, прежде чем он будет установлен на автомобиль, должен пройти обязательную сертификацию – и только одна из двух отечественных лабораторий может подтвердить факт соответствия устройства утвержденным российским стандартам.
Головная боль автопроизводителей
Для того, чтобы конкретная модель автомобиля могла официально продаваться в салонах отечественных дилеров, машина должна иметь одобрение типа транспортного средства. Для этого автомобиль подвергают фронтальному и боковому краш-тестам. Кроме того, машину тестируют на опрокидывание. В результате тестов эксперты выясняют, срабатывает ли комплекс ЭРА-ГЛОНАСС, должным образом отсылая сигнал тревоги. Казалось бы, ничего сложного для автопроизводителя тут нет – можно протестировать автомобиль, разбив автомобиль самостоятельно. Именно так поступали автопроизводители для получения заветного одобрения типа транспортного средства для вновь выпускаемых моделей. Однако в ситуации с ЭРА существует серьезное препятствие – для получения ОТТС результаты тестов будут действительными, если испытания производились исключительно на полигоне отечественного НАМИ.
Как отмечают в руководстве ассоциации европейских автопроизводителей, расценки на осуществление процедуры сертификации чрезмерно завышены ввиду того, что уполномоченные службы, как правило, злоупотребляют своим монопольным статусом. Необходимые ударные испытания без учета стоимости уничтожаемого транспорта стоят не менее €10 тысяч. А ведь для проведения краш-тестов потребуется разбить три экземпляра конкретной модели. Кроме того, ценники на сертификацию устройства экстренного оповещения стартуют с отметки в €200 тысяч.
Сколько стоит безопасность?
По мнению специалистов, ратующих за внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС как обязательного устройства для любой продаваемой машины на территории стран Таможенного союза, когда речь идет об установке устройства на массовую модель бюджетного сегмента, затраты, связанные с сертификацией будут растворяться в большом тираже выпускаемых и продаваемых машин.
Однако, как показывают нехитрые расчеты, взяв для примера условную массовую модель ценой в 1 миллион рублей, расходы на сертификаты составят порядка 19 млн. рублей (сюда входит одобрение самого терминала плюс расходы, обусловленные проведением краш-тестов). Отбить возникшие расходы, ранее не заложенные в стоимость продаваемого автомобиля, можно лишь увеличив цену машины на 25-30 тыс. рублей, продавая при этом не менее тысячи экземпляров в год. Если количество проданных машин одной модели составит всего 100 экземпляров, то величина наценки за оборудование автомобиля системой ЭРА-ГЛОНАСС будет составлять порядка 200 тыс. рублей.
Hyundai Creta 22.jpg
Стремительно ставший лидером российского рынка SUV кроссовер Hyundai Creta оснащается ЭРА-ГЛОНАСС
И если ранее продаваемый в таких объемах «китаец» Haval H2 стоил 940 тысяч рублей, то для выполнения всех перечисленных условий ценник на машину должен подняться до отметки в 1 млн.140 тыс. рублей. Тем самым, ряд недорогих нишевых моделей автомобилей попросту исчезнут с российского рынка. Впрочем, вопрос о прекращении продаж своих моделей в Россию стал актуальным не только производители бюджетных машин. Так, об отказе от поставок в нашу страну нескольких далеко не самых своих дешевых моделей проинформировал концерн BMW — не выгодно, игра не стоит свеч.
«Печенька» от Минтранса
Примечательно, что осознав серьезность проблемы, официальные власти в лице Минтранса и Росстандарта решили своеобразным образом смягчить требования регламента Таможенного союза «О безопасности колесных ТС», дав разъяснения о том, что вводимые требования будут актуальными только для тех моделей автомобилей, которые должны проходить испытания на соответствие норм технического регламента позднее введения требований об обязательном наличии системой ЭРА-ГЛОНАСС.
Поскольку сертификат соответствия выдается для конкретной модели на срок три года, то получив необходимый документ до 1 января 2016 года, производитель может спокойно продавать эту модель без установленного на нем комплекса аварийного оповещения до окончания 2019 года. При этом многие зарубежные автопроизводители стали позиционировать новое поколение той или иной модели в качестве модификации образца машины, ранее прошедшей сертификацию.
Таким образом, фактически массовый переход на автомобили, в обязательном порядке комплектуемые ЭРА-ГЛОНАСС, переносится еще на три года.
Как устроена и работает система ЭРА-ГЛОНАСС
Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?
Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.
По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?
За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:
Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.
Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.
Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:
Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.
Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.
Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.
Комплектация абонентского терминала
Комплектация терминалов ЭРА-ГЛОНАСС определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:
Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.
Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.
Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.
Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС
Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:
Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС
Эти требования касаются автомобилей:
Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.
Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:
При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.
Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС
В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.
В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:
Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.
Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.
Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства
Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).
Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:
Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.
Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.
Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.
Система ЭРА-ГЛОНАСС
Cистема «ЭРА-ГЛОНАСС» (устройство включает тревожную кнопку в автомобиле и связанные с ней функциональные модули) – это система экстренного реагирования на аварии и любые другие нештатные ситуации, которые могут возникать на дороге.
Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»: назначение системы
При разработке системы за образец был взят европейский стандарт eCall, позиционируемый как основа системы оперативного информирования о состоянии машины и о произошедших ДТП. Как и eCall, система «ЭРА-ГЛОНАСС» ориентирована в первую очередь на повышение безопасности дорожного движения, уменьшения времени реагирования профильных служб на дорожно-транспортные происшествия и снижение уровня смертности при ДТП.
Куда и когда устанавливается система «ЭРА-ГЛОНАСС»?
Система была официально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, и постепенно количество автомобилей, на которых было установлено оборудование, увеличивалось. С начала 2017 года каждый новый автомобиль, выпущенный в РФ, и каждое транспортное средство, импортированное в Российскую Федерацию, должно оснащаться комплексом «ЭРА-ГЛОНАСС».
Установка оборудования «ЭРА ГЛОНАСС» на транспортные средства (категории M1 и N1, которые попадают под действие правил ЕЭК ООН № 94/95, а также категории M2, M3, N2 и N3) осуществлялась по такой схеме:
Транспортные средства категорий M1 и N1, на которые распространяется действие правил ЕЭК ООН № 94/95, оборудовались «ЭРА ГЛОНАСС» по такой схеме:
Под транспортными средствами, вводимыми в обращение, здесь подразумеваются не только автомобили, выпущенные производителями, но и автомобили, импортированные из-за границы и ввозимые на территорию РФ.
Устройство системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
Одно из преимуществ системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – ее достаточно простое устройство. Комплекс оборудования, устанавливаемый на автомобили, включает:
Размещение этих элементов и способ их подключения к системам автомобиля определяются производителем конкретной модели. Модуль системы «ЭРА-ГЛОНАСС» выполняется в виде терминала и устанавливается как автономная система, а также подключается к различным датчикам.
Принцип работы устройства «ЭРА-ГЛОНАСС»
Система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует, основываясь на двух базовых принципах:
Реализуется это за счет работы модуля информирования по такому алгоритму:
Дальнейшие действия зависят от реакции водителя. Если нажатие на кнопку было случайным, то вызов отменяется. Если же водитель не отвечает на запрос диспетчера, или подтверждает факт ДТП по голосовой связи, то диспетчер центра передает информацию об аварии соответствующим службам (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).
По действующему регламенту срок прибытия экстренных служб на место ДТП по вызову «ЭРА-ГЛОНАСС» составляет не более 20 минут. На практике же, если авария произошла в черте города, медики оказываются на месте гораздо раньше, что позволяет в разы снизить смертность в автомобильных авариях.
Передаваемая информация с оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС»
В среде водителей существует опасение, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» используется для негласного наблюдения за машиной, т.е. записывает ее передвижение и передает информацию сотрудникам ДПС. На практике эти опасения не имеют под собой никаких оснований: в базовой комплектации модуля функция трекинга просто не предусмотрена. Отслеживание местоположения автомобиля является дополнительной опцией.
Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» ориентирован на единичные срабатывания при ДТП или аналогичных ситуациях. При этом сведения, которые передаются по сети GSM, включают:
Этот перечень данных определяется необходимостью подготовки специалистов экстренных служб к максимально оперативному и эффективному реагированию на ДТП. Благодаря наличию такой информации спасатели могут заблаговременно подготовиться к тому, что их ожидает – иногда это играет решающую роль в спасении жизни и здоровья пострадавших.
Плюсы и минусы системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
Модуль, обеспечивающий своевременное информирование спасательных служб о ДТП или иной нештатной ситуации, обладает целым рядом достоинств.
Основные плюсы системы:
Впрочем, систему «ЭРА-ГЛОНАСС» нельзя назвать идеальной, поскольку у нее есть и определенные недостатки. В первую очередь это удорожание новых автомобилей, оборудуемых системой, а также необходимость тратить время и средства на установку модуля на машины, импортированные в страну. Кроме того, при монтаже изделия на подержанные автомобили возникают определённые сложности, так что работать в этом случае будет только ручное оповещение – по нажатию «тревожной кнопки» и голосовому вызову.
Также к минусам опытные водители относят жесткую зависимость информирования от качества покрытия в сети GSM. И если на 95% федеральных трасс связь как минимум удовлетворительна, то не региональных трассах (а аварий на них не меньше – в первую очередь из-за плохого состояния покрытия) могут возникать серьёзные перебои.
Как установить «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобиль
При покупке нового автомобиля никаких дополнительных действий для монтажа модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» предпринимать не нужно. Согласно действующему регламенту Таможенного союза, все автомобили, производимые в РФ, оснащаются устройствам в заводских условиях. Кроме того, производитель в обязательном порядке тестирует работу датчиков (выполняются краш-тесты) и проверяет функционирование голосового вызова.
Если же вы хотите установить оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» на машину, купленную ранее, или на автомобиль, ввозимый из-за рубежа, то вам необходимо обратиться в один из сервисных центров, аккредитованных АО «ГЛОНАСС» и имеющих сертификат на установку модулей экстренного информирования. Специалистами центра будут выполнены следующие действия:
Если вы владелец авто, которое уже эксплуатировалось на территории РФ, то в ПТС будет сделана отметка о проведенных работах. Если же машина была импортирована, то после установки модуля вы можете обратиться на таможню для выдачи ПТС и дальнейшей регистрации автомобиля.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанных авто
Установка системы экстренного оповещения о ДТП на автомобилях, которые уже были в эксплуатации, имеет одну достаточно важную особенность. При монтаже модуля ГЛОНАСС устанавливается только «тревожная кнопка ЭРА-ГЛОНАСС», что позволяет посылать сигналы об аварии исключительно в ручном режиме.
Таким образом, об аварии подержанного авто, пусть даже и оснащенного «ЭРА-ГЛОНАСС», придется сообщать оператору путем нажатия на кнопку и в голосовом режиме. Все эти системы тестируются при установке оборудования и обладают достаточной отказоустойчивостью.
Наличие на автомобиле модуля «ЭРА ГЛОНАСС», конечно, не дает гарантии положительного исхода ДТП. Но все же системы оперативного оповещения спасательных служб демонстрирует завидную эффективность, ежегодно спасая жизни сотен людей. Именно поэтому устанавливать такие приборы нужно не только из-за требований законодательства, но и из вполне рациональных соображений.
Кроме того, на установленные модули «ЭРА-ГЛОНАСС» можно подключить достаточно обширный перечень дополнительных возможностей:
Также оборудование автомобиля системой «ЭРА-ГЛОНАСС» в ряде случаев является основанием для заключения страховых договоров на более выгодных условиях. Таким образом, система информирования о ДТП и состоянии автомобиля не только повышает уровень безопасности, но и обеспечивает существенную экономию.
Поиграем в параноиков: как ЭРА-ГЛОНАСС может следить за автовладельцами
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – ваш спасатель-помощник в случае ДТП или ЧП, но при этом и «незримый шпион», который постоянно знает, где вы находитесь и куда движетесь… Как с этим жить, если вы начинающий параноик или даже истинный гуру мании преследования и теорий заговоров?
«Под колпаком» у телефона
М ногие помнят эпизод из незабвенного роад-муви «Бумер», в котором бандиты «уходили на дно», сматываясь из города, выключая телефоны и вынимая из них батареи. Надо сказать, фильм оказался отчасти пророческим. На экраны он вышел полтора десятилетия назад, в эпоху примитивных кнопочных мобильников, однако тотальное использование сотовой связи для слежки за населением развернулось в полной мере лишь в последние годы… И речь идет далеко не только о криминале – с этим могут неожиданно столкнуться и вполне законопослушные граждане. Скажем, вас не взяли на должность на госслужбе. Возможно, причина банально-профессиональная, а возможно, где-то в закрытых базах данных вы числитесь как… завсегдатай протестных митингов, к примеру.
Безумие? Отнюдь. Силовые структуры постоянно запрашивают у сотовых компаний логи на определенные географические координаты, дату и время. В этих логах автоматически фиксируется, какие номера мобильных телефонов находились в энное время в энном месте. А большинство номеров привязано к паспортным данным владельцев… Может быть, вы действительно были на сомнительном (с точки зрения властей) уличном мероприятии, а может, просто так случайно совпало, но в какой-нибудь списочек «сомнительных» или «неблагонадежных» вас на всякий случай занесли. Ибо пути и мысли «соответствующих служб» неисповедимы…
Собственно, к чему это все? Да к тому, что если паранойя разыгралась, телефон при необходимости можно на время и выключить. А вот как быть со «шпионом», которого волей-неволей возит с собой каждый владелец нового автомобиля последних лет выпуска? Зовут этого «шпиона» блок «ЭРА-ГЛОНАСС».
Как это работает?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» включает в себя два главных элемента – это GPS/ГЛОНАСС-приемник, который определяет координаты автомобиля, и GSM-приемо-передатчик, иными словами – упрощенный сотовый телефон без клавиатуры и дисплея, предназначенный для передачи координат и голосовой связи с оператором службы спасения. Сотовый телефон в «Эре» не имеет слота для сим-карты и не привязан ни к одному оператору – оператор в нем «виртуальный», объединяющий все российские мобильные сети в одну, и при активации системы вызов спасателей просто автоматически осуществляется через сеть с самым сильным сигналом.
В разговоре о паранойе и бегстве из под ока Большого брата возникает резонный вопрос: если человека можно отследить по его телефону, чей номер связан в базах оператора сотовой связи с паспортными данными хозяина, то как можно отследить автовладельца, в чьей машине стоит блок «ЭРА-ГЛОНАСС» без сим-карты?
Очень просто! Дело в том, что, несмотря на отсутствие у блока «Эры» телефонного номера, устройство, как и любой мобильный телефон, обладает так называемым IMEI-идентификатором – уникальным персональным кодом. Этот код в автоматическом режиме передается базовым станциям сотовой связи при регистрации в сети во время включения, а также при движении – переходе из радиуса действия одной базовой станции в радиус следующей. Иными словами, и мобильный телефон без сим-карты, и модуль «Эры» постоянно и автоматически отмечают IMEI-номером своё местоположение и свой путь. Эти данные накапливаются и хранятся у мобильных операторов и могут быть востребованы при необходимости.
У мобильных телефонов номер IMEI всегда написан на упаковочной коробке, а также его легко узнать, набрав на клавиатуре код *#06#
А у модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» IMEI-код написан прямо на нем самом:
А теперь пофантазируем…
У любого автопроизводителя имеются данные по комплектации каждой сошедшей с конвейера машины. И, конечно же, в его базах есть серийные номера и IMEI-идентификаторы всех блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», которые были установлены на автомобили. И если кто-то, облеченный полномочиями, заинтересуется передвижениями Ивана Ивановича Иванова на его личном авто, то информацию он получит в три простых шага. Сперва сделает запрос в базу данных ГИБДД, выясняя марку, модель и VIN-номер зарегистрированного на Ивана Иваныча транспортного средства, затем сделает запрос на завод-производитель с целью узнать IMEI-номер блока «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле с конкретным VIN. После чего затребует у сотовых операторов логи перемещений этого IMEI – где и когда он был… И если вы пренебрежительно махнете рукой «да ну, кто станет так заморачиваться!», то окажетесь неправы. Станут, и запросто.
Причем даже не обязательно получать данные с GPS/ГЛОНАСС-приемника, установленного в «Эре» (хотя, вероятно, и их можно начать запрашивать без ведома владельца автомобиля). Для отслеживания достаточно обычной повседневной работы GSM-модуля, который постоянно «отмечается» в сети. Так работает принцип простейшего грубого пеленгования — LBS-метод отслеживания местоположения по базовым станциям. Этот же алгоритм применяется при работе простейших китайских трекеров, лишенных в угоду экономии GPS-чипа.
Где границы паранойи?
Едва ли кто-то «пасет» нас, обычных граждан, всегда и везде. Во всяком случае, не хотелось бы в такое верить… Однако, к примеру, факт самопроизвольного прослушивания телефонами наших разговоров и отправки ключевых слов в облачные хранилища для последующей подачи персонифицированной контекстной рекламы общеизвестен. Почему, скажем, подобное с какими-либо целями не может делать и «Эра»? Например, в будущем страховщики хотят с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически получать данные об аварии (VIN, место, время, скорость), а также контролировать стиль нашего вождения, чтобы определять с помощью этих данных стоимость полиса. Понравится такое не всем. В перспективе — интеграция «Эры» с «Платоном», а потенциально и с иными схожими гнусными придумками Большого брата. Когда-нибудь и скоростные штрафы через эту систему смогут приходить, ведь технически это реализовать несложно. Тут уже не пошутишь – «машина, дескать, сама себя не оштрафует!». Оштрафует, да еще как…
Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна. Но в свете вышесказанного даже очевидно полезные свойства спасательной системы не дают некоторым гражданам преодолеть в отношении нее предубеждение и анархические настроения. И неудивительно, что у иных бунтарей руки чешутся «шпиона» обезвредить. В форуме почти любого интернет-автоклуба можно встретить тему типа «Как отключить ЭРА-ГЛОНАСС?».
Как отключить «шпиона»?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» на большинстве автомобилей – это самостоятельный модуль, «черная коробочка». Месторасположение его достаточно индивидуально, в зависимости от модели авто, но на тематических автофорумах обычно этот вопрос уже разжеван. Если говорить о бюджетных машинах, то доступ к «Эре» чаще всего прост. Например, в нашем редакционном VW Polo он открыто лежит под передним пассажирским сиденьем, в Hyundai Solaris находится внутри торпедо под магнитолой, в Лада Веста закреплен под корпусом «бардачка».
Обычно к блоку подходит многопроводной разъем, связывающий его с питанием, динамиком, микрофоном, CAN-шиной и рядом других точек в электросистеме авто. Банальное извлечение этого разъема из блока полностью обезвреживает «шпиона», однако может вызывать появление символа ошибки на панели приборов, отключение микрофона в штатном hands-free (он кое-где идет через блок «Эры») или породить какие-то иные электронные конфликты. Удаление предохранителя из цепи, питающей «Эру», также может вызвать «глюки». К тому же вырубятся иные важные автомобильные функции, никак не связанные со «шпионажем», а просто висящие на том же предохранителе.
Так как обезвредить «ЭРА-ГЛОНАСС» без возникновения проблем? Для начала обращаемся с этой просьбой в ремзону одного из крупнейших дилерских центров VW в Москве.
«Мы не первый раз слышим такую просьбу, но сделать этого не можем» – говорит мастер-диагност дилерского центра VW: «Во-первых, как дилеры мы не имеем права на такую операцию: подобное категорически запрещает производитель. А во-вторых, отключение этой системы генерирует массу ошибок – в системе подушек безопасности, в системе стабилизации и даже в системе АКП – слишком глубоко она интегрирована в электронику автомобиля…».
Ну, что ж… Если дилер помочь не желает даже за деньги – попробуем сами!
Кроме многоконтактного разъема на корпусе блока «Эры» установлены еще и два высокочастотных антенных гнезда. В них вставляются два коаксиальных кабеля – ведущих к антенне GPS/ГЛОНАСС и к антенне GSM, обычно находящихся в «плавничке» на крыше. Может быть, достаточно извлечь из разъема кабель, идущий к антенне GSM? По логике, в этом случае сотовый модуль блока «ЭРА-ГЛОНАСС» перестанет видеть сотовые сети, и «Эра» лишится возможности оставлять «цифровые следы».
Отключаем, причём сразу оба антенных кабеля — и GSM, и GPS/ГЛОНАСС, поскольку их разъемы представляют собой единое целое. Проверяем, нажав на кнопку «SOS», и… слышим сперва гудки, а затем голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?».
Черт, система работает без антенны! Почему? Попытаемся разобраться и вскроем корпус.
Внутри мы видим основную плату с недорогим телематическим чипсетом Qualcomm MDM6200 и блок автономной работы на основе литиевого аккумулятора Tadiran TLI-1550A мощностью 2,6 ватт-часа с модулем зарядки. И – вот сюрприз — обнаруживаем на плате встроенную GSM-антенну, почти такую же, как и в большинстве мобильных телефонов!
Зачем нужна дублирующая антенна внутри, если есть максимально эффективная выносная антенна на крыше? На самом деле, все просто, объясняет электрик-диагност дилерского центра.
– Главная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее прародителя европейской «E-Call» — спасение жизней водителя и пассажиров в ситуациях, в которых они сами себе помочь не в состоянии. А крупные аварии с серьезными травмами часто предполагают переворот автомобиля и падение его на крышу. В этом случае внешняя антенна, скорее всего, будет деформирована или уничтожена, и чтобы спасательная система не лишилась работоспособности, в дело вступит антенна встроенная, резервная.
Ну, раз уж взялись параноить – параноим по-полной! Отключаем встроенную антенну, снимая ее полностью:
Возвращаем блок в автомобиль, подключаем большой разъем-гребенку. Антенна на крыше отключена, встроенная антенна демонтирована – теперь система явно должна «ослепнуть». Но после нажатия на кнопку «SOS» мы снова слышим: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?». Черт, «шпион» работает вообще без антенн! Как же так?
В итоге полностью заглушить упорного «шпиона» нам удалось только закутав блок без антенн целиком в фольгу и заземлив ее… Да уж, бандитам из «Бумера» в этом смысле определенно было проще.
На этом этапе попытки отключить «ЭРА-ГЛОНАСС» простыми методами мы забросили. Дальше, видимо, нужно искать схему блока и разводку проводов центрального разъема, чтобы обезвредить устройство корректно, без появления индикации ошибок или иных «глюков». Возможно, дезактивацию системы все же можно провести через сервисную диагностическую программу. В общем, нужно выяснять в каждом конкретном случае индивидуально.
Правда, есть еще один вариант, но он потребует определенной гражданской организованности. Владельцам одинаковых моделей авто можно по договоренности… обменяться блоками «ЭРА-ГЛОНАСС»! В этом случае IMEI блока и VIN автомобиля перестанут быть связанными друг с другом, и потенциальное отслеживание станет невозможным. Любители паранойи могут найти единомышленников внутри интернет-автоклубов, посвященных своей модели, и организовать обмен. Ну или купить себе блок «Эры» на разборке, как вариант. Метод, в принципе, работоспособен. Мы проверили на двух редакционных VW Polo, поменяв «шпионов» местами: никаких ошибок и глюков не возникло, что означает отсутствие какой-либо кодовой привязки блока к автомобилю.
Цифры и мысли
Если «борьба против системы» захватила вас, что называется, по полной программе, и вы все же решили избавиться от «шпиона в автомобиле» раз и навсегда, нужно крепко подумать и определиться, что вам важнее – ваша паранойя, реальная или мнимая, или все же возможность получить помощь, находясь в бессознательном состоянии после аварии? Ведь по словам оператора «ЭРА-ГЛОНАСС», на конец ноября 2018 года в системе было зарегистрировано уже более 2 907 000 автомобилей и принято 2 088 350 экстренных вызовов. Хотя 99% вызовов оказались ложными (ошибочными, для проверки, развлечения и так далее), но 22 766 сигналов действительно потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 12 700 из них поступили в автоматическом режиме. То есть, без участия человека, после ДТП со значительными повреждениями автомобиля.