Могут ли пожарные таранить машины при пожаре
Разрешение скорым и пожарным таранить машины во дворах: за и против
В прессе 6 декабря появилось сообщение о том, что в Общественной палате вызрело предложение разрешить машинам экстренной помощи (скорым и пожарным, прежде всего) таранить во дворах неправильно припаркованные машины, если они мешают проезду к месту ЧП.
Зампредседателя комиссии ОП по безопасности, лидер общественного движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов в интервью «Известиям» отметил, что машины, хаотично припаркованные во дворах домов, не только создают неудобства для пешеходов.
По его словам, они могут стать причиной гибели людей при чрезвычайных ситуациях, если к ним вовремя не сможет подъехать машина экстренной службы.
При этом ущерб, который может быть нанесен поврежденным из-за этого автомобилям, должны покрывать страховые компании, а в конечном итоге — владелец транспортного средства, который перекрыл проезд.
Слушания на эту тему с участием депутатов Госдумы и представителей страховых компаний пройдут в Общественной палате 7 декабря.
С тем, что вопрос с хаотичной парковкой во дворах, которая создает проблемы для проезда машин оперативного реагирования, надо решать, согласен и член комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин, и председатель Российского союза спасателей, член ОП Сергей Щетинин.
Однако собеседники издания признают, что у этой инициативы будет много ярых противников – как среди автомобилистов, так и среди страховщиков.
И действительно: вскоре после того, как сообщения об этом предложении ОП появились в СМИ, на него бурно откликнулись и пользователи в Сети, и общественники, и другие депутаты.
С ним, правда, не согласны те, кто передвигается в основном пешим ходом.
«В микрорайонах в новостройках Москвы и Подмосковья во дворах авто ставят в три ряда, так что не то что пожарной машине не проехать, если что случится, а даже женщине с коляской нормально не пройти!» – пишет, например, в комментарии к этой новости один из пользователей.
Другие вспоминают частые дворовые скандалы и даже драки с автохамами, которые паркуются на пешеходных дорожках или «третьим рядом».
Есть также те, кто напоминает о том, что во дворах не хватает парковочного пространства, и поэтому автовладельцам попросту некуда девать своих «железных коней».
Так что уже очевидно, что если эта инициатива Общественной палаты и дойдет до серьезного обсуждения в Госдуме, она вызовет резкое неприятие достаточно большой части общества.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, например, уже нашел контраргумент. По его словам, пожарные и медики тоже не на танках ездят. Так что, по его словам, «после такого тарана они могут на пожар или в больницу с пациентом просто не доехать».
Таранить нельзя, но спасти обязаны: выясняем, как пожарным заехать в тюменские дворы
Во время прямого эфира в Instagram губернатор Тюменской области Александр Моор рассказал, что Тюмень опережает планы развития. План развития города, разработанный еще в 2005 году, предполагал, что число жителей областной столицы перешагнет отметку в миллион человек только к 2040 году. Однако сейчас становится очевидным, что это произойдет гораздо раньше.
Вместе с тем, растет автомобилизация города, по словам главы региона, сейчас на 1 тыс. жителей приходится около 500 автомобилей.
Вместе с ростом населения и количества автомобилей возрастает нагрузка на инфраструктуру. Показателем этого служат не только автомобильные пробки, но и заставленные машинами дворы. Особенно сложно с этим во дворах домов, построенных по советским проектам, когда автомобиль еще был роскошью, а не средством передвижения.
Пока власти меняют генплан и думают о том, как увеличить количество парковочных мест, сотрудники экстренных служб ежедневно сталкиваются со сложностями проезда из-за заставленных автомобилями проездов.
Как проехать спецтехнике?
Во многих тюменских дворах тяжело проехать обычной легковой машине, не то, что пожарным. Поэтому случаи, когда спецтехника не может близко подобраться к зданию, не так уж редки.
Однако не все пожарные видят вину автомобилистов в перегораживании проезда.
«Мы нередко сталкиваемся с тем, что не можем заехать во двор из-за машин, люди паркуются как попало. Но и винить их за это не могу, парковочных мест попросту не хватает. На мой взгляд, больше виноваты проектировщики зданий, которые не предусмотрели мест под парковку и администрация, которая это допустила», рассказал сотрудник МЧС.
Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Тюменской области Елена Григорьева рассказала корреспонденту «Нашего города», что сейчас требования к обустройству подъездов к зданиям регламентируют свод правил противопожарной защиты и правила противопожарного режима в РФ.
Согласно этим правилам, обеспечивать проезд и следить за его надлежащим состоянием в любое время года обязаны собственники земельных участков, зданий или других сооружений. В случае с многоквартирными домами, эта обязанность возлагается на управляющую компанию.
Так, в случае пожара, системы противопожарной безопасности должны обеспечивать автономную разблокировку ворот и шлагбаумов и обеспечивать беспрепятственный проезд пожарной техники.
Также допускается дистанционное открытие ворот или, в случае, если на объекте организовано круглосуточное дежурство сотрудников обслуживающей организации, непосредственно вблизи ворот или шлагбаума, допускается открытие шлагбаума в ручном режиме.
Также у въезда на территорию стройплощадок, гаражей, СНТ и стоянок должен быть вывешен план территории, с обозначением схемы проездов, подъездов и источников пожарного водоснабжения, чтобы пожарные могли оперативно выбрать наиболее короткий путь и источник водоснабжения.
На таран не пойдут
Чаще всего, проблемы с проездом встречаются в городских условиях и связаны они именно с неправильно припаркованными автомобилями.
«При заблокированном проезде к месту вызова сотрудники МЧС России выполняют свои обязанности на пожаре исходя из тех условий, что имеются на данный момент. При этом, конечно же, увеличивается время развертывания и теряются драгоценные секунды. За это время можно спасти чью-то жизнь», рассказала Елена Григорьева, руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Тюменской области
Однако с этим спасатели ничего сделать не могут, так как несут материальную ответственность за повреждение чужого имущества. В некоторых случаях люди сами убирают свои машины, в других случаях, спасатели заставляют сработать сигнализацию автомобиля, чтобы вызвать водителя и гораздо реже вызывают полицейских. Но все это — лишняя трата времени.
Однако если ситуация требует, спасатели вынуждены ориентироваться на месте: прокладывать магистральные линии для подачи воды в обход стоящих машин, устанавливать лестницы или подъемники.
«Оттаскивать или таранить [припаркованные автомобили]никто не будет. Хотя наша техника достаточно серьезная и никаких препятствий для нее нет», рассказала Елена Григорьева, руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Тюменской области
Отдельной статистики по таким случаям в ведомстве нет, но за 2020 год было 2-3 серьезных инцидента, когда пожарная техника не могла пробраться к месту ЧП. К счастью, благодаря грамотным действиям пожарных, во всех эпизодах трагедии удалось избежать.
Пожарные, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Нашего города» настроены более решительно. Спасатели заявили, что главная задача для них это не тушение пожара, а именно спасение людей. Поэтому, если для спасения чьей-то жизни им потребуется повредить чье-то имущество — его повредят.
Примечательно, что общественники, как минимум, дважды пытались пролоббировать законопроект, позволяющий «скорой» и МЧС безнаказанно таранить автомобили, перекрывающие проезд спецтехнике.
Подобные попытки предпринимались в 2016 и 2020 годах, однако дальше обсуждений дело не зашло. Против инициативы выступали сами депутата Госдумы.
Так, первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил, что с подобной проблемой к нему не обращались ни сами представители экстренных служб, ни общественность. Саму инициативу депутат назвал «глупостью».
«Глупость сложно комментировать. Это значит, мы должны законодательно разрешить скорой помощи и пожарным таранить чужие автомобили? Глупость абсолютная», прокомментировал «РИА» инициативу первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Управляющие компании
Несмотря на то, что ответственность за проезд спецтехники лежит на управляющих компаниях, чистые от машин дворы можно увидеть, разве что в буднее время или в тех случаях, когда двор в принципе закрыт от автомобилей.
Сотрудник одной из управляющих компаний Тюмени рассказал, что на самом деле, ответственность лежит на жителях.
«Я работаю в сфере ЖКХ более 20 лет и ни разу нам не удалось кардинально изменить ситуацию. О чем говорить, если люди машины ставят прямо на детской площадке? Даже провести механизированную уборку двора это целая проблема. А на любое замечание бросаются с криками и кулаками. Хотя есть люди, которые понимают и исправляются», рассказал Дмитрий
Дмитрий рассказал, что некоторое время назад, УК, в которой он работал, распечатывала просьбы переставить автомобиль и раскладывала их под дворники. Но это не помогало, а только провоцировало конфликты с жильцами домов, в итоге от практики отказались.
В другой управляющей компании сотрудники не особо церемонились с нарушителями и вызывали ГИБДД. Но даже риск получить штраф и счет со штрафстоянки не останавливал автохамов. В итоге все спустили на самотек.
«Мы работаем с тем имуществом и теми жильцами, которые у нас есть. Мы не можем ни увеличить количество парковок, ни изменить самих жильцов. В этом случае вопрос к тем, кто людей воспитывал и к тем, кто город проектировал», считает Дмитрий
Могут ли пожарные таранить машины при пожаре
Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года
№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.
Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.
При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
Беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара: реальность и закон
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ« Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), принятого в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, реализуются первичные меры пожарной безопасности, в число которых входит обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
— Семен Михайлович, в чем суть вопроса: основные моменты начальных действий наших подразделений в реагировании на происшествия?
— Для обеспечения деятельности пожарных подразделений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, позволяющих осуществить доступ личного состава подразделений пожарной охраны и средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 76 Технического регламента время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут.
— Какова ситуация по данному вопросу в нашем городе?
-Учитывая темпы ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов капитального строительства, высокий уровень автомобилизацию населения г. Тюмени (Тюменская область входит в десятку регионов по числу автомобилей на 1 000 жителей) и проблемы хаотичной (беспорядочной) стоянкой транспортных средств из-за недостаточности парковочного пространства на прилегающих к зданиям и сооружениям территориях, пожарно-спасательным подразделениям с каждым годом становится все труднее обеспечивать нормативное время прибытия к месту пожара.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что по способу ограничения проезда (подъезда) к зданиям транспортных средств, в том числе пожарной техники и транспорта иных оперативных служб, преграды можно разделить на создающие непреодолимые препятствия (полусферы, ж/б блоки, заборы и т.д) и временно ограничивающие движение транспорта (шлагбаумы).
— Расскажите подробнее о «шлагбаумной» проблеме и трудностях, которые могут возникнуть у сотрудников экстренных служб при прибытии на место происшествия?
— Установка шлагбаумов, конструктивные особенности которых не позволяют обеспечить условия для беспрепятственного проезда, подъезда к зданиям и сооружениям пожарных автомобилей, рассматривается как нарушение п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и является основание для привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.75 Правил противопожарного режима в РФ (утв. ПП РФ от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
Шлагбаумы, при их правильной установке обеспечивающей в случае возникновения чрезвычайной ситуации незамедлительную разблокировку проездов (подъездов) к зданиям и сооружениям, посредством автоматического и ручного открывания, не препятствуют свободному проезду для пожарной техники.
— Есть ли ответственность за нарушение указанных правил?
— В соответствии с ч.8 статьи 20.4 Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа:
-на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения и городских округов относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов и городских округов поселения.
— Какие нормативы существуют в этой сфере?
— В соответствии с СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Штраф или таран: пожарным и медикам во дворах мешают машины
Вызвали скорую помощь или пожарных, а они всё еще добираются. Возможно, спецтранспорт не может проехать из-за соседа, который заблокировал проезд своим автомобилем. Такое случается и в высоких новостройках, и в узких двориках «старого фонда».
Такое часто называют «парковка года», когда очередной водитель, устав кружить по дворам просто бросает машину как можно ближе к подъезду. Потом из-за этого не могут проехать ни пожарные, ни скорая помощь.
Александр Мальцев, руководитель добровольной пожарной команды «5 караул» ПСО «Экстремум»
Константин Калинин, спасатель 1-го класса Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга
Александр Мальцев, руководитель добровольной пожарной команды «5 караул» ПСО «Экстремум»
Автомобилисты часто ставят машины над люками, не задумываясь. А воды в пожарном автомобиле хватает на минуты. Или развернуть автолестницу: нужна площадка 4 на 8 метров, чтобы спасти людей.
В Москве и области стали рисовать разметку для спецтранспорта, остальным там стоять запрещено. За это штрафуют. Но и это не останавливает автовладельцев.
Если человек с инсультом, с инфарктом ничего хорошего оттого, что мы тащим его на этих носилках, понятно, что он боится, это ухудшает его состояние в принципе. Если мы тащим его на носилках через 2 двора, то понятно, что хорошо от этого не будет никому.
Виктория Шутова, фельдшер бригады скорой помощи
Иногда расчистить путь пожарным помогают местные жители. Переставили авто, потребовалось немало рук, но пламя из квартиры и столб черного дыма подбодрит любого.
Дом вот сейчас рухнет, а мы не можем проехать потушить, то в этой ситуации они все-таки имеют право переместить это транспортное средство, но с минимальными потерями для вот этого автомобиля в рамках повреждения, то есть я думаю, что здесь даже в дальнейших судебных разбирательствах суд встанет на позицию спецтранспорта.
Владимир Гарнин, адвокат
Сами пожарные не особо в это верят. И на всякий случай обходительны с чужими автомобилями. Да и вроде не требуют права идти на таран, когда ситуация вынуждает, как это происходит, к примеру, в Северной Америке. Четыре года назад такая инициатива в России кончилась ничем.
Владимир Гарнин, адвокат
Хватило бы и штрафов, говорят на скорой.
Вот если бы нам дали право, например, фотографировать такие нарушения и отправлять в ГАИ, чтобы у них был штраф 500-1000 рублей, тогда думаю, это как-то бы изменило ситуацию.
Виктория Шутова, фельдшер бригады скорой помощи
Самое странное — это магия асфальта, сколько его не кладут, все равно он будет максимально занят. На самых широких участках может появиться и третий ряд припаркованных — посередине. И если в доме 25 этажей и у каждого машина, то что-то с этим надо делать, потому что скорая или пожарные все равно рано или поздно приедут.