Мопед рига 2 гауя

Музей мопедов Владимира Гордеева

Мотовелосипед «Гауя» рижского завода «Саркана Звайзгне» предназначен для езды в одиночку по городским, шоссейным и проселочным дорогам. На мотовелосипеде «Гауя» устанавливается двигатель Д4 мощностью 1 л.с. Мотовелосипед имеет хорошую амортизацию и является не утомляющим видом индивидуального транспорта. Передняя вилка имеет подвеску маятникового типа с пружинными амортизаторами. Надежная сварная рама изготовлена из труб малого диаметра,что позволило снизить общий вес мотовелосипеда. Более надежным и удобным стало управление машиной. Наличие механических тормозов гарантирует быстрое и эффективное торможение мотовелосипеда, что повышает безаварийность езды. Рычаги управления дроссельной заслонкой карбюратора и передним тормозом расположены на правой половине, а рычаг управления сцеплением на левой половине руля. Задний тормоз приводится в действие педалями мопеда. Для удобства водителя на мотовелосипеде установлено широкое мягкое седло с подушкой из губчатой резины. Над задним колесом имеется багажник, рассчитанный на перевозку 15 кг. груза. Для езды в темное время суток мотовелосипед снабжен фарой, питающейся от генератора. Для предохранения от коррозии и для придания мотовелосипеду красивого внешнего вида рама, передняя вилка и щитки окрашиваются цветными эмалями.

Техническая характеристика:

Габаритные размеры: длина — 1855 мм; ширина по рулю — 610 мм; высота — 1070 мм. Общие данные: масса (сухая) — 31 кг; максимальная скорость — 40 км/ч; емкость топливного бака — 2,2 л.; контрольный расход топлива — 1,5 л/100 км. Двигатель: модель — Д4 (Д5); тип — бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя — 45 куб.см.; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра — 38 мм; ход поршня — 40 мм; степень сжатия — 5,2; максимальная мощность — 1 л.с.; частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин — 4000-4500; запуск двигателя — педалями; топливо — смесь бензина А-56 с маслом в соотношении 20:1. Силовая передача: сцепление полусухое двухдисковое; привод заднего колеса — цепной. Электрооборудование и приборы: велогенератор — Г-61; фара — ФГ-15. Ходовая часть: рама — трубчатая сварная; передняя вилка — маятниковая с пружинами; задняя подвеска — нет; сиденье — с подушкой из губчатой резины; шины — 559х48 мм (26″x2″); тормоза — колодочного типа.

Литература:

Пресса:

Рижские мопеды
Заметка о реконструкции завода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 07/1960

Мопеды «Рига-1» и «Гауя»
Заметка о ближайших планах завода «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 11/1960

Ширится социалистическое соревнование
Заметка об обязательствах коллектива «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 02/1961

Велосипед № 1943120
Очерк о завершении производства велосипедов на Рижском велозаводе
«Ригас Балсс», 03/1961

Мопеды «Гауя» для Кубы
Заметка об экспортной партии в 1000 мотовелосипедов
«Ригас Балсс», 04/1961

В ногу с жизнью
Рассказ о модернизации «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 09/1961

Мотоциклы ближайших лет
Описание новинок мотопромышленности СССР
«За рулем», 12/1961

Тесен стал нам старый дом…
Фотоочерк о реконструкции завода «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 12/1961

По следу цифр
Очерк об организации рабочего процесса на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 03/1962

Унификация в мотоциклостроении
Рассказ о планируемой в отрасли глобальной унификации
«За рулем», 02/1963

Мопеды и беды
Очерк о проблемах с качеством на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 06/1964

Верьте мопедам, туристы!
Заметка о путешествии на мотовелосипедах «Гауя» и мопедах «Рига-1» по Карпатам
«За рулем», 06/1965

«Рига-3», «Гауя», «Спарите»…
Заметка о юбилейном исполнении товаров к 25-летию советской власти в Латвии
«Ригас Балсс», 06/1965

Мотовелосипеды стали дешевле
Заметка о снижении цены на мотовелосипеды
«Ригас Балсс», 07/1965

С маркой «Саркана звайгзне»
Заметка о суточном выпуске мопедов на Рижском мотозаводе
«Ригас Балсс», 08/1965

Перспективы оценивает читатель
Разговор с читателями о проблемах и перспективах мотопромышленности СССР
«За рулем», 10/1965

Почему они в немилости?
Заметка о самодельной коляске для мотовелосипеда
«Техника — молодежи», 07/1972

Каким быть молодежному мопеду?
Обзор истории, настоящего и планов Львовского мотозавода
«Техника — молодежи», 03/1983

Мотор и педали
История создания мопеда «Рига-1»
«Техника — молодежи», 11/1999

Страна, которая могла
Рассказ об истории завода «Саркана Звайгзне
«МК-Латвия», 12/2009

Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию мотовелосипед «Гауя» Рига-2, запчасти и документы от него.

Комментарии

2 thoughts on “Мотовелосипед «Гауя» Рига-2 (1961-1965)”

У меня Гауя в родне с мотором Д5 и глушителем огурец.

Источник

Экскурс в историю мопедостроения СССР. РМЗ.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

РМЗ часть 2: www.drive2.ru/b/3089841/?
РМЗ часть 3:www.drive2.ru/b/3089885/?…SRS49q5v6JLEOp4VSoxVhn4tQ
РМЗ часть 4:www.drive2.ru/b/3089901/?…WIuox08TPjJzqPlEScbUDgqZI
Рижский мотозавод.
Завод был основан как частное предприятие в 1927 году. До экспроприации в 1940 году предприятие занималось производством дорожных велосипедов. В 1929—1930 годы оно входило в состав акционерного сообщества «Омега», которое постоянно конкурировало с другой известной рижской фирмой по производству велосипедов в межвоенный период, которая носила название «Латвелло». Что касается последней, то её офис располагался на улице Элизабетес (бывшая Елизаветинская, в советское время — Кирова), 18, а её руководители, Яков Едейкин и Давид Берлин, поставили на широкую ногу изготовление всех без исключения деталей для велосипедов на цехах своего предприятия. Другим важным производителем велосипедов в Латвии между двумя мировыми войнами было предприятие «Эренпрейс», третий конкурент на велосипедном рынке страны, в которое и превратился завод после выхода из состава «Омеги» в 1930 году и начала свободного плаванья. Фирма, провозгласившая свою самостоятельность после 1930 года, получила название «Густав Эренпрейс» в честь нового руководителя. Густав Эренпрейс — отец известного латвийского цитолога Яниса Эренпрейса. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей (в отличие от уже упоминавшейся «Латвелло», на которой детали производились на месте). Эти велосипеды были известны под маркой «Эренпрейс ориджинал» вплоть до начала Второй мировой войны. В конце 30-х годов, в период диктатуры Карлиса Ульманиса, на предприятии были образованы два подпольных коммунистических кружка, председателями которых были революционеры Екаб Вецвагер и Винсент Тутин. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия в истории республики межвоенного периода было выпущено 182 000 велосипедов.
О Густаве Эренпрейсе известно, что он работал главным инженером на своём предприятии, а его технические новинки и оригинальные изобретения обусловили распространённость велосипедов этой марки в том числе и в таких европейских государствах, как Франция, Бельгия, Германия. Его инновационные заслуги создали ему репутацию талантливого мастера-инженера, благодаря чему он остался на своём посту и после завершения войны и присоединения Латвии к СССР.Данных о его дальнейшей судьбе найти пока не удалось, этот вопрос можно считать открытым и в наши дни.
С наступлением июня 1940 года предприятие было экспроприировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне». Сразу же вступил в силу проект реконструкции главного на тот момент велосипедного предприятия страны (семья Едейкиных была репрессирована, Давид Берлин также погиб в лагере после 1940 года, что предопределило ликвидацию конкурирующего предприятия «Латвелло»), который предполагал постепенный переход к новому уровню производства — 100 000 велосипедов в год. Нацистская оккупация республики помешала работе экспроприированного и переименованного предприятия, но после окончания военных действий Рижский велосипедный завод успешно возобновил свою деятельность. Первый этап осуществления плана реконструкции «Саркана звайзне» начался в 1946 году и был завершён 1 апреля 1947 года. Предусмотренная проектная мощность (100 000 велосипедов в год) была достигнута в 1949 году, а уже в 1960 году, например, на фабрике было изготовлено и выпущено уже 220 000 велосипедов.
В середине 50-х годов промышленное ведомство СССР посчитало необходимым инициировать перепрофилирование производства Рижской велосипедной фабрики, поскольку велосипед считался явлением обыденным, а во многих европейских городах люди давно оформили своё знакомство с моторизованными транспортными средствами. Именно к 1958 году инженеры-конструкторы велосипедного завода «Саркана звайгзне» решились на внедрение всесоюзного новшества, и к велосипедам, в изобилии выпускаемым с конвейера одного из наиболее преуспевающих и передовых велостроительных заводов Советского Союза, был приделан мотор. Так в 1958 году в Риге появился мопед, который получил название «Рига-18». (Не первый, так как первым был В-901 Харьковского велозавода). К велосипеду был прикреплён двигатель, изготовленный на ленинградском заводе «Красный октябрь». Мопед «Рига-18» увидел свет благодаря главному конструктору «Красной звезды» Юрию Веллеру. После этого стало понятно, что настал момент полностью перепрофилировать производство на «Красной звезде» — велосипедный «промысел» был отдан на откуп другим заводам, а на «Звезде» было принято решение окончательно и бесповоротно перейти на конвейерный выпуск мопедов, которые очень быстро приобрели известность у молодого населения не только Латвийской ССР, но и всего Союза.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Затем последовала еще одна модель двухскоростной мопед «Спиридитис» (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии «Ява».Но так как опыта у заводчан не было, модель получилась очень сырой и не надежной, от серийного выпуска было решено отказаться и конструкторы «Саркана Звайгзне» отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига 1.
В 1961 году было решено прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Именно тогда завод приступил к производству мотовелосипеда «Гауя» (мечта многих советских подростков середины и конца 60-х годов) в дополнении к ранее (в 1960 году) начатому производству ещё более исторического мопеда «Рига-1». Эта модель была снабжена моторами, производимыми на чешском предприятии «Ява», а в качестве технического прототипа конструктора завода решили использовать «гремевшие» по послевоенной Европе мопеды немецкого производства марки «Simson». Кстати, первые «Риги-1» считаются бесценным раритетом, а самым дорогим сокровищем для мотофилов являются те мопеды, которые были выпущены с двигателями «Явы». Дело в том, что вскоре после выпуска мопедов с чешскими моторами было решено использовать двигатели, которые конструировались на заводе в Шяуляе, что, по мнению исследователей марки, несколько повредило качеству транспорта, ухудшив общие показатели продукта.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига 2 Гауя.
Следующей моделью завода стал односкоростной мопед Гауя Рига-2 с двигателем Д-4 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.Выпускался мопед с 1961 по 1963 г.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига-3
В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига-4
В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига-5
С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей. Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Экспериментальный мопед Рига 6.

Перспективный прототип «Рига-6» оснащался экспериментальным двигателем с 4-ступенчатой коробкой передач и мощностью около 3,5 л.с. На его основе были построены кроссовая и шоссейно-кольцевая спортивные версии. В серию мокик не пошёл, единственный известный экземпляр находится в коллекции Рижского Мотормузея.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига 7.
Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки. В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Экспериментальный мопед Рига 8.
Прототип 1969 года. Судя по нескольким известным экземплярам, был выпущен небольшой партией.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига-12
«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Рига-13
На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мокик «Рига-14»
В 1973-м году дизайнер Гунар Глудиньш создал мокик «Рига-14», который был очень похож на Honda «Dax» 1969 года. Он имел штампованную раму, состоящую из двух половинок, 10-дюймовые колеса, длинное прямоугольное сиденье и руль, состоящий из 2-х частей. Прототип получил шауляйский 2-скоростной мотор объемом 50 см3. Еще в 1978 году мокик «Рига-14» рекламировали в журналах для подростков, но производить в массовом порядке так и не стали, однако он был выпущен небольшой партией.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мокик «Рига-16»
В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» — первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Экспериментальный мокик Рига 18.
Дизайнеры Гунар Глудиньш, Анатолий Васильев и конструктор Эдмунд Нитишь в середине 70-х годов создали серию прототипов разного дизайна с общим названием «Рига-18» («Riga-18»). В модели 1979 года рама с ящиком для инструментов и бензобаком были уже в одном монокорпусе, что соответствовало моде дизайна того времени.

Источник

ВСЕ модели мопеда РИГА

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Я не увидел ни одной записи где были бы указаны все модели мопеда риги.
я подумал: «если не я, то кто?».

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

В 1958 году на заводе «Саркана звайгзне» (г. Рига) был выпущен первый мопед «Spriditis»[1]. Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 10 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на испытания. За 50 дней экземпляры прошли 10 000 км и в следующем году выпустили 5000 штук, в 1962 году — 27 000, а в 1965 году — более 90 000 штук.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

С 1968 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колёс и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Лёгкий мопед «Рига-5» выпускался с 1966 по 1975 год и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась.

«Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969 года. К концу 1971 года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Двухскоростной мопед с двигателем Шяуляйского завода — «Ш-57» с педалями велосипедного типа, применение которых позволяло помочь двигателю при преодолении сложных участков дороги, при подъёме в гору и тому подобного. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально от «Риги-16» отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года[2]. Он оснащался мотором 1,3 л. с. с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8[3], самые распространённые двигатели — Д-8Э, Д-8М. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).

Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

Мопед «Рига-16», двигатель S-58
В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года[4]). Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель, «S-58», «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58». Это первая модель мокика на РМЗ, до этого были только мопеды (то есть с педалями).

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, устанавливали двигатель «Ш-62», «Ш-62М», «V-50».

Эти двигатели кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако моторы Ш-62 и Ш-62М отличались ненадёжностью блока шестерен и сцепления. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и с 1984 года стали выпускать мокики с двигателем «V-50» мощностью 1,8 л. с. с новой коробкой передач и усиленным сцеплением. Вдобавок изменилась конструкция глушителя.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же — «Мини» РМЗ-2.126). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. «Рига-26» занимала мало места: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию. Колёса у этой модели были малого диаметра (как у мотороллеров «Вятка», «Турист», «Электрон», правда, шина была меньшего размера (3,00-10). На первых моделях шины были жёсткие, редко протыкались, можно было ездить на спущеных колесах. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз для того чтобы засунуть мопед в машину, уменьшив почти вдвое высоту мопеда. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла, также сиденье опускалось для регулировки под рост, для детей от 6 лет.

Однако к управляемости и манёвренности мини-мокика «Рига-26» предъявлялись определённые претензии. Например, шины были настолько жёсткими, что случайный прокол был просто незаметен, и владелец замечал повреждение лишь при накачивании шин. Немного позже на этот мокик стали устанавливать двигатели чехословацкого производства с горизонтальным положением цилиндра это была очень маленькая партия, намного более надёжные и работавшие практически бесшумно, а также имевшие ножной переключатель передач, «Рига-30» (РМЗ 2.130) отличалась пружинной задней подвеской против жёсткой у 2.126.

Мопед рига 2 гауя. Смотреть фото Мопед рига 2 гауя. Смотреть картинку Мопед рига 2 гауя. Картинка про Мопед рига 2 гауя. Фото Мопед рига 2 гауя

В 1986 году вышел мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) — это продолжение серии мопедов «Рига» с новой рамой, и двигателем «V-50», «V-501», «V-501M», «V-50M». Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс», «Кросс».

Первые выпуски мопеда отличались слабой рамой, позже этот дефект был устранён. С 1986 по 1989 год комплектовались моторами «V-50», «V-501», ручка багажника была хромированной, «барашки» на крышках бардачков металлические хромированные, фара круглая чёрная с хромированным ободком, цвета мопеда: красный, коричневый, голубой, зелёный. С 1990 по 1996 годы багажник был покрашен в цвет мопеда, «барашки» на крышках бордачков заменили на черные пластмассовые, фару установили большую круглую, последние выпуски были с маленькой квадратной фарой. Ставили мотор «V-50M», «V-501M», цвета мопедов: красный, голубой, бежевый, белый.

Вот и все! В этой статье вы найдете практически все модели мопедов РИГА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *