Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Экскурс в историю мопедостроения СССР.ЗИФ.ПВЗ.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Введение:www.drive2.ru/b/3086872/
ПВЗ — Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе, ЗИФ.
Пензенский Велосипедный Завод — одно из старейших машиностроительных предприятий Пензенской области по производству велосипедов и оборонной продукции. Изначально это предприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов. Завод был назван трубочным по наименованию взрывателей для гранат. Предложение о его строительстве было внесено в Государственную Думу России 13 июля 1913 года, а в мае 1915 года были выделены средства для его строительства. Строительство завода было ускорено необходимостью увеличения поставок боеприпасов на фронты Первой мировой войны, а также переходом Петроградского трубочного завода к изготовлению другого вида боеприпасов. Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием прибыли в Пензу 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия. Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем харьковские или рижские, но отличались высокой надёжностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года заводу присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ). Под маркой ЗИФ и выпускались долгие годы пензенские велосипеды. В связи с необходимостью выпуска новых взрывателей в начале 1935 года на заводе было организовано часовое производство, которое через пять лет было передано построенному рядом Пензенскому часовому заводу. В том же году были выпущены первые патефоны. В годы Великой отечественной войны основной продукцией предприятия были боеприпасы. В 1946 году завод выпустил несколько тысяч велосипедов. Было организовано также производство 100-тонных прессов, агрегатных станков различного применения и токарно-револьверных автоматов. С марта 1966 года его стали именовать «Велосипедный завод имени Фрунзе». В 1970-е гг. коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий. В 1971 завод наградили орденом Октябрьской Революции. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а так же мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».

Первенцем завода стал мотовелосипед 16в разработанный в Харькове в 1957.Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.
Позже мотовелосипед модернизировали поставив на него новый двигатель д 5, мопед получил название 16В1.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мотовелосипед 16-ВМ (1963)
Установлен новый двигатель д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Легкий мопед МВ-18 (1972-1975)
У мопеда по сравнению с 16 вм была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бак отличный от бака капли комплектовавшийся вместе с двигателем Д.Вилка стала телескопической, изменился передний тормоз.Мопед комплектовался новым двигателем д6 завода Красный Октябрь у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мопеде появился задний габаритный фонарь и фара.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Легкий мопед МВ-18М (1975-1977)

Мопед был модернизирован, изменилось крепление переднего крыла, привод педалей, тормоза.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

ЗИФ 77(1977)
Крепление фары стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек(скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке ЗИФ-77.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мотовелосипед 17-В (1965)
Двигатель д5.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Легкий мопед ЗИФ-20

Двигатель д8.
Был выпущен небольшой партией.Последний легкий мопед велозавода ЗИФ.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Рига стелла.
В 90-е годы на ЗИФе собирались минимокики стелла завода РМЗ.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

После СССР, нынешнее время.
В “смутные годы перестройки” выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов и две модели подростковых велосипедов.Выпуск велосипедов был до 2014 года, после чего завод обанкротился.Сейчас на заводе полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.

Источник

Легкий мопед-велосипед ЗИФ-77

ЗИФ 77 — легкий мопед советского производства, который выпускался Пензенским велосипедным заводом имени М. В. Фрунзе. Данный мотовелосипед является модернизированным вариантом прежней модели МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей, а также новой, меламидно-алкидной эмалью.

Дырчик совсем не тяжелый (его сухая масса – 35,2 кг), развивает максимальную скорость 40 км/час, расходует всего 1,8 л топлива на 100 километров пути с наибольшей допустимой нагрузкой 100 кг.

История

ПВЗ — одно из старейших машиностроительных предприятий СССР по производству велосипедов и оборонной продукции было запущено в 1915 году. Изначально это госпредприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов.

Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием сюда прибыли 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото отреставрированного мотовелосипеда ЗИФ-77

Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем “Рига” или харьковские аналоги, но отличались высокой надежностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года предприятию присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ).

Обзор модельного ряда

Первенцем завода стал мотовелосипед 16-В разработанный в Харькове в 1957 году. Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Позже мотовелик модернизировали поставив на него новый двигатель Д-5, а сам “советский скутер” получил модифицированное название 16В1.

На модель 16-ВМ (1963) уже установлен новый двигатель Д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

У мотоцикла МВ-18 (1972-1975 годы), по сравнению с 16 ВМ, была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бензобак. Вилка стала телескопической, изменилось устройство переднего тормоза. Мопед комплектовался новым двигателем Д6 завода Красный Октябрь, у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мокике появился задний габаритный фонарь и фара.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Модификация МВ-18М (1975-1977) отличалась лишь изменением крепления переднего крыла, приводом педалей и тормозом.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Крепление фары мопеда ЗИФ 77 (1977 года выпуска) стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек (скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке “ЗИФ-77”.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Экспериментальные модели:

После распада СССР

В годы перестройки выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов, а также две модели подростковых велосипедов.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Завод имени Фрунзе в настоящее время

В 2014 году завод обанкротился. Сейчас на предприятии полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.

Технические характеристики

Рабочий объем двигателя45 куб. см
Количество цилиндров1
Диаметр цилиндра38 мм
Степень сжатия6 кг/см
Мощность силового агрегата1,2 л.с. при 4500 об/мин
Система зажиганияот магнето (Д6-00-800)
ПриводЦепь
Топливный отсекжелезный бак с объемом 4,8 литра и резервным отсеком 0,2 литра
Размер покрышек (шины)559х48 мм (26х2 дюйма)

Где купить

Стоимость мокика “на ходу”:

Источник

Турист на мопеде

Страничка Зигмунда Колоссовского

История отечественных мопедов

Легкие мопеды

Опытные образцы мотовелосипедов были созданы в СССР еще во второй половине 30-х годов. Так, на Московском велосипедном заводе изготовили опытную партию мотовелосипедов с подвесными моторами мощностью 1,3 л. с., которые поставлялись из Одессы, с завода “Красный Профинтерн”. А в Ленинграде, на механическом заводе имени Ф. Энгельса, освоили выпуск подвесных моторов к мужскому велосипеду МД-1.

На фото велосипед МВЗ с двигателем «Красный Профинтерн», 1936г.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото из журнала «Мото», март 2003г.

Двигатель ленинградского завода имени Энгельса.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото из журнала «Мото», март 2003г.

Однако, начавшаяся Великая Отечественная война помешала развернуть широкомасштабное производство подвесных моторов и мотовелосипедов. Массовое производство этой техники было начато в СССР только в послевоенный период.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото из журнала «Мото», март 2003г.

«Иртыш» на велосипеде.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото из журнала «Мото», март 2003г.

Примерно в те же годы, что и “Иртыш”, выпускался схожий по конструкции, но более мощный двигатель МД-65 (66 куб. см, 1,7 л.с.). Привод на колесо осуществлялся также с помощью резинового барабана.

В 1958 году специально под двигатель “Д-4” Харьковский велозавод начал выпускать велосипед В-901.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: alkatrion.com

В 1962 году конструкторское бюро завода создало мотовелосипед МВ-042 “Львовянка”. Это была принципиально новая модель со специальной несущей цельноштампованной рамой, телескопической передней вилкой и, даже, подпружиненной задней подвеской.Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: roker.kiev.ua

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

На смену изящной “Львовянке” пришел легкий мопед “МВ-044”, отличающийся угловатыми формами.Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: bestmebli.ru

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Легкие мопеды других советских заводов, как, впрочем, и большинство зарубежных легких мопедов тех лет, такой “роскоши” не имели.

Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.

В качестве ходовой части первого легкого мопеда, выпуск которого был начат в Риге в 1959 году, послужил изготавливающийся здесь мужской велосипед “Рига-16”. Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: www.mopedmuseum.ru

На велосипед установили хорошо нам знакомый двигатель Д-4. (А. Попов, Остывшая звезда, “Мото”, №1, 2012 г., с.88). Получившаяся конструкция сильно напоминала мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

На смену “Гауе” пришла “Рига-5” с рамой более простой конструкции, увеличенной емкостью бензобака и двигателем Д-5. Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: suvenirrussian.ru

А в 70-е годы был налажен выпуск “Риги-7” (в центре фото).

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Рига-7 комплектовалась двигателем Д-6. Этот двигатель, в отличии от Д-5, имел ротор большего диаметра и двойную обмотку катушки зажигания. Подобная модернизация позволила питать фару и задний фонарь мопеда непосредственно от двигателя, а не от внешнего динамо-генератора, как было у мопедов, укомплектованных двигателями Д-4 и Д-5.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мопед получил более широкие колеса меньшего диаметра, раму хребтового типа и бензобак уменьшенного с 5,5 до 4 литров объема под багажником. Вес мопеда увеличился на 8 кг по сравнению с «Ригой-7».

Попытаюсь прокомментировать нововведения. Другие колеса – однозначно лучше для движения по дорогам с плохим покрытием. Рама открытого типа? – Пишут, что конструкция рамы была изменена в расчете на разрабатываемый новый двигатель, имеющий иные точки крепления по сравнению с Д-6. Так что будем считать, это этот шаг, повлекший увеличение веса и уменьшение прочности рамы – вынужденный. Расположенный над задним колесом под багажником плоский бензобак меньшего объема? На мой взгляд, глубоко ошибочное решение. Во-первых, уменьшение объема багажника затруднило заправку на стандартных бензоколонках, где, в те годы, количество отпускаемого бензина было кратно 5 литрам. Во-вторых, по словам владельцев мопедов «Рига-11», при движении на подъем с полупустым баком бензин стекал в заднюю часть бака (а бензокран был расположен в передней) и мопед глох. В-третьих, бензобак спереди придает дополнительные удобства – делает посадку более слитной с мопедом и, в какой-то степени, защищает водителя от грязи.

Ошибочность решения с переносом бака под багажник, видимо, вскоре стала ясна на заводе и на модификации «Рига-11-02» бак переместился на прежнее место – между седлом и рулем.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Вес мопеда, по сравнению с “Ригой-11” удалось снизить на 2 кг. На мопед устанавливали двигатели Д-8 и его модификации. Отличительной чертой Д-8 являлся хороший свет и наличие высоковольтного трансформатора в системе зажигания.

“Рига-13” производилась вплоть до закрытия завода в 1998 году, став самой массовой, и вместе с тем, последней серийной моделью рижских легких мопедов. “Перестройка” и последующие рыночные реформы уничтожили рижский мотозавод, как, впрочем, большинство мотозаводов страны.

Цеха легендарного рижского предприятия в настоящее время либо снесены, либо находятся в полуразрушенном состоянии.Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: dyr4ik.ru

Любопытно, что уже после прекращения выпуска “Риги-13” на Рижском мотозаводе, мопед некоторое время производил ГУП “Ленинградский Северный завод”, получивший от рижан рабочие чертежи мопеда.

Третий завод, выпускавший в СССР легкие мопеды, это Пензенский велосипедный завод им. М.В. Фрунзе (ЗИФ). Первой моделью был мотовелосипед 16-ВМ, весьма сильно напоминающий львовский В-902.

Затем, в 1972 году начали выпуск модели МВ-18 с двигателем Д-6 Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: dyr4ik.ru

и, с 1977 года, ЗИФ-77. Последние две модели отличались от аналогичных рижских моделей тех лет (“Рига-5” и “Рига-7”) бензобаком на 2,5 л и несколько меньшим весом.

В 1992 году была предпринята попытка начать выпуск модели ЗИФ-20, с двигателем Д-8, увеличенным до 5,5 л бензобаком и, даже, китайским механическим спидометром.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Увы, попытка не увенчалась успехом. Выпуск мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Сейчас ЗИФ, переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускает семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов и две модели подростковых велосипедов.

В настоящее время в РФ, также как и в других республиках, некогда входивших в СССР, не осталось ни одного завода, серийно производящих мотовелосипеды.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
В качестве двигателя использован мотор от японской ручной бензокосилки (триммера). Так что, собственно российского в комплекте только идея и крепеж.

Тяжелые мопеды

По настоящему массовое производство тяжелых мопедов в СССР было начато после окончания Великой Отечественной войны. Первой послевоенной моделью стал мопед К1Б “Киевлянин”,выпуск которого был начат на Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ) в 1946 году.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: motobratva.com

Параллельно с мотовелосипедом К1Б на КМЗ с 1947 года выпускалась его трехколесная модификация для инвалидов. Она называлась К1В, и у нее ведущим было лишь одно, левое заднее колесо.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

На рижском мотозаводе “Саркана Звайгзне” в 1958-м году был разработан мопед “Спиридитис” (“Мальчик с пальчик”) с двигателем объемом 60 куб. см. Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: moped-balachna.do.am

Машина оказалась малоудачной, в основном из-за двигателя, и в серию не пошла. В качестве решения была закуплена лицензия на чешский 50-кубовый двигатель “Ява”, производство которого освоил завод в Шауляе. Под новый двигатель рижскими разработчиками был создан мопед “Рига-1”.Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: oldschool-mc.ru

В 1965-м году мопед “Рига-1” сменила новая модель “Рига-3”, Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: moped-balachna.do.am

оснащенная модернизированным двигателем шауляйского производства Ш-51 мощностью 2 л.с. Внешне мопед “Рига-3” не очень отличался от своего предшественника, если не считать измененную форму бака, сиденье подушечного типа и раму с удлиненной хвостовой частью. “Рига-3” оказалась мощнее “Риги-1” почти на 30%, легче на 2 кг и разгонялась до 50 км/час.

С 1970 по 1974 год рижским мотозаводом выпускалась “Рига-4” с двигателем Ш-52 мощностью 2,2 л.с.. Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: moped-balachna.do.am

Эта модель была внешне очень похожа на “Ригу-3” и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колес и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.

Выпускалась также экспортная модель мопеда. На такие “Риги 12” ставили дополнительно глушитель впуска и другой бак, за счет чего двигатель работал тише, а мопед выглядел красивее.

В 1981 году с конвейера сошла “Рига-22”. На этой модели установили двигатель “Ш-62”. Новый двигатель кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. “Рига-22”, также как все предыдущие модели, начиная с “Риги-3”, имела максимальную конструктивную скорость 50 км/час.

Однако первые модели отличались ненадежностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и с 1984 года стали выпускать “Риги-22” Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
с двигателем “Ш-62М”. К этому времени в СССР максимальная конструктивная скорость мопедов была законодательно ограничена до 40 км/час. Выполняя новые требования, конструкторы шауляйского завода дефорсировали двигатель, снизив его мощность до 1,8 л. с. В руководстве по эксплуатации мопеда появилась запись: “максимальная конструктивная скорость 40 км/час”.

В 1984 году был разработан мини-мокик “Рига-26” (“Мини” РМЗ-2.126). Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: adengo.ru

Эта модель по своим габаритам была действительно “мини”: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно было повернуть вниз, уменьшив почти вдвое высоту машины. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла. В первые годы выпуска мопед не имел задних амортизаторов.

В середине 80-х “Саркана звайгзне” начал также выпускать мокик “Дельта” РМЗ-2.124 (РМЗ-2.124-01).Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: moped-balachna.do.am

Первым тяжелым мопедом, созданным на Львовском мотозаводе стал, выпущенный в 1967 году, мопед “МП-043” унифицированный по раме с легким мопедом “МВ-044”.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

В 1969 году на смену “МП-043” пришла новая модель “МП-046Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
опять же унифицированная по раме с одновременно выпускавшимся легким мопедом “МП-045”.

Надо сказать, что угловатые формы “МП-046” и, тем более, “МП-043” не вызвали большого восторга у покупателей, предпочитавших тяжелые мопеды рижского мотозавода.

Положение изменилось с началом выпуска мопеда “Верховина-3” (МП-048).Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта:minsk-scooter.by

Внимательный читатель наверное уже заметил, что если тяжелый львовский мопед МП-043 был унифицирован по ходовой части с легким МВ-044, тяжелый МП-046 с легким МП-045, то «Верховине-3» (МП-048) соответствовала Тиса МП-047.

“Верховина-4” (ЛМЗ-2-152) производилась на ЛМЗ с 1972 года. Мопед получил более удобное седло, немного измененный бак, двигатель Ш-52.

“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153) Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: dyr4ik.ru

«Верховина»-5 производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.

Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.

Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода.

Фото с сайта: dyr4ik.ru

а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.

В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел.

Развал единой страны привел к гибели и Львовский мотозавод. Сейчас на его территории спортивный комплекс “Интер-спорт”, а также множество мелких фирм, не имеющих к мопедам никакого отношения.

Жизнь после смерти – производство мопедов в постсоветской РФ

Единственный завод в РФ, в настоящее время серийно выпускающий тяжелые мопеды отечественной разработки, это Завод имени Дягтерева в городе Коврове. Еще в 90-е годы предприятие начало выпускать мокик спортивного типа ЗиД-50 “Пилот”.Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: scooter-club.ru

Фото с сайта: portal.localka.ru

с измененным дизайном. В последние годы, как на “Пилот”, так и на “Актив”, наряду с двухтактными, стали устанавливать китайские четырехтактные двигатели Lifan 1P39FMB-C и Lifan 1P39QMB объемом 49,5 куб. см и мощностью 3,4 л.с.

С китайским “четырехтакником” завод стал выпускать еще и скутер. Это “ЗиД”-“Lifan”.

К сожалению, “Пилоты” и “Активы” с китайским двигателем ощутимо дороже аналогичных полностью китайских моделей.

На “ЗИДе” также была предпринята попытка выпуска мокика малого класса ЗиД-36 “Птаха”. Мокик весил всего 35 кг, был снабжен двухтактным двигателем с двухступенчатой коробкой передач объемом 36,3 куб. см и мощностью 1,5 л.с.. Максимальная конструктивная скорость “Птахи” была 30 км/час. (Реально можно было разогнать до 45 км/час).

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Вятско-Полянский машиностроительный завод “Молот”, в советское время производивший мотороллеры “Электрон”, в 1998 году начал выпускать скутер ВМЗ-2.503 “Стриж” Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср
Фото с сайта: drive2.ru

с двухтактным двигателем “Симсон”. Его мощности в 3,7 л.с. (при 5500 об/мин) хватало, чтобы разгонять экипаж до 60 км/ч. В моторе применялось косозубое зацепление шестерен передачи от двигателя к сцеплению, 4-ступенчатая коробка передач, электронная система зажигания. Однако, “Стриж” пользовался малым спросом у покупателей, и вскоре его производство было свернуто.

Возможно, помимо конкуренции со стороны дешевых “бэушных” японских скутеров, определенную роль сыграло, что и “Аркан” и “Стриж” имели механические коробки передач и были рассчитаны на мотолюбителей со стажем. А молодежь предпочитала скутера с автоматическим сцеплением и вариатором.

К сожалению, у “Пегаса” выявилось немало недостатков. В частности, характеристика двигателя Д-14 делала проблематичными троганье на моторе с места и езду с малой скоростью. В итоге, отсутствие спроса заставило снять модель с производства.

После этого, для “Пегаса” в 2002 году был приобретен индийский двигатель Ankur CM-50 имеющий автоматическое центробежное сцепление. Двигатель имел объем 49 куб. см и развивал мощность 2,4 л.с., разгоняя мопед до 50 км/час. Полученная модификация получила название “Пегас-31”. А в 2005 году был выпущен “ПЕГАС-33” с кикстартером.

Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Двигатель Д-16 имел объем 49 куб. см и мощность 2,2 л.с., напоминая шауляские моторы, устанавливающиеся в былые годы на “тяжелые” “Риги” и “Верховины”.

Однако по причинам экономического характера массовое производство мопедов серии “Фора” развернуть не удалось.

В конце 90-х годов Тульский машиностроительный завод разработал мокик “Фрегат”.Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Мопед имел уникальную дугообразную раму (как у детской парковой качалки) и переднюю вилку оригинальной конструкции.

Были изготовлены опытные образцы “Фрегата” с разными моторами: “ЗиД-50”, “ВП-50” и, даже, “Franco Morini” с 4-ступенчатой коробкой передач. Но, в серию мопед запущен не был.

Ижевский завод разработал самый тяжелый из отечественных мокиков ИЖ 2.673 “Корнет”. Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Смотреть картинку Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Картинка про Мопеды пензенского велозавода времен ссср. Фото Мопеды пензенского велозавода времен ссср

Фото с сайта: yaplakal.com

Его снаряженная масса превышала 90 кг. По внешнему виду “Корнет гораздо больше напоминал мощный мотоцикл, а не мопед. Двухтактный двигатель “Корнета” имел рабочий объем 49,6 куб. см, развивал мощность 3 л.с. и был снабжен четырехступенчатой коробкой передач. Мопед выпускался серийно, поступил в торговую сеть, но вскоре его производство было прекращено.

Впрочем, в настоящее время, Ижевский завод собирает по лицензии 50-ти кубовый “Patron King 50”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *