Мото путешествия на дальняк на советском мотоцикле
Мото путешествия на дальняк на советском мотоцикле
Перед этим был долгий процесс капитального ремонта Урала с переборкой двигателя, покраской рамы и всей облицовки, но это другая история, и в нее углубляться не буду.
Пройдя не без проблем обкатку мотора, я решил отправиться на мотике на фестиваль, который проходил на усадьбе «Отрада» в Тарусском районе Калужской области. Расстояние от дома до места почти 600 км, и это казалось мне очень большим и серьезным испытанием. Компанию в этом приключении мне согласился составить мой старый друг Олег, который очень хотел послушать вживую Тараканов и Монгол Шуудан на фестивале.
Выехали из Белгорода в ночь с четверга на пятницу и весело покатили по трассе М-2 под шум ветра и приятный звук свежеоткапиталенного оппозитного мотора. Перед Курском нас догнал патруль ГИБДД, «люстру» которого я не сразу заметил в зеркалах, потому как они прижались близко, и я видел в зеркалах только свет фар. Гаишники были так удивлены нашей авантюре, что даже документы не проверили толком) После Курска пошел сильный дождь, а на свежий асфальт еще не была нанесена разметка, поэтому ориентироваться на дороге стало очень сложно. Останавливаться и пережидать дождь тоже не хотелось, потому что прохладной ночью шанс доехать без перегрева был гораздо выше. Я этого очень опасался – на этапе обкатки у меня пару раз подклинивало двигатель из-за перегрева. Дополнительной трудностью стало то, что потоком воды из-под колес обгоняемых фур напрочь заливало свечной колпачок правого цилиндра, после чего двигатель начинал сбоить, и фуре снова приходилось обгонять нас. Думаю, дальнобойщики в эти моменты сильно матерились.
Я перед выездом немного поспал днем после ночной смены, Олегу же ночные бдения были в тягость. Рассвет мы встретили в Тульской области, где трасса М-2 переходит в автомагистраль, тогда же примерно закончился и дождь. На одной из остановок по малой нужде были сильно впечатлены грациозным оленем, который бодро перескакал через широкую и уже оживленную утром трассу в 10 метрах от нас.
С рассветом мой друг перестал бороться со сном, а вот железный конь с повышением температуры воздуха стал чувствовать себя похуже. Мне бы следовало снизить крейсерскую скорость со 100-105 до 90 км/ч, но хотелось уже побыстрее проехать оставшиеся 80 километров до места, разбить палатку и отдохнуть на базе. Это желание сыграло в итоге злую шутку. Немного не доехав до поворота на Серпухов, в горку двигатель резко заклинило… Приехали! Во время обкатки прихваты были менее существенными, и через некоторое время остывший двигатель мог продолжать работу, но не в этот раз. Делать нечего, решаем ехать до места на одном цилиндре. Когда доковыляли до Серпухова, из-под прокладки клапанной крышки сдохшего левого цилиндра повалили клубы густого сизого дыма. Это шоу на водители машин, остановившихся рядом на светофоре, начали снимать на телефон) Весело! (но не нам)
Оставили мотоцикл где-то в центре города, а сами поехали на общественном транспорте в магазин мотозапчастей, купили прокладки под крышку клапанов, чтобы из нее не хлестало масло. К этому времени в Серпухов подкатил наш общий товарищ Артем на Ямахе XT660X, который тоже двигал на фестиваль, но выехал позже нас, чтобы не ждать потом на трассе отставший Урал. Олег пересел к Артему, а я потихоньку, с частыми остановками (а припекло уже на улице неслабо), поехал на одном цилиндре до места. Остановивший меня перед въездом на базу гаишник, а затем и парень, принимавший плату за въезд, округляли глаза, увидев, что в цилиндр не вкручена свеча, а мой левый ботинок весь залит маслом. «Тебе положен приз за волю к победе» — услышал я при въезде от организаторов. Жаль, что это была шутка)
До этого я бывал на нескольких фестивалях, но этот до сих пор для меня является самым ярким и интересным. К нашей компании добавились еще Алексей со своей женой Юлей, которые тоже приехали из Белгорода на Интрудере, и две знакомые девушки Артема из Липецка.
Полностью расслабиться на фестивале конечно же не получилось, голова была занята мыслями о ремонте.
Сняв цилиндр утром, я обнаружил расплавившийся поршень. Прогоревшие видел до этого, а вот расплавившиеся не приходилось.
Сложность ситуации была в том, что поршневая была расточена под ВАЗзовские поршни под 92-й бензин, и просто так поменять поршень не было возможности — он был доработан токарем перед установкой. Нужно было менять поршневую полностью, либо как минимум левый цилиндр в сборе с поршнем и пальцем.
На утро с Артемом скатались в Серпухов, чтобы купить нужные запчасти для ремонта, но поршневая там была китайская, и по какой-то космической цене (сейчас уже не помню, но мое финансовое положение на тот момент не могло позволить такие траты). Найти «бэушную» у местных мотоциклистов тоже не получилось.
В воскресенье утром мне уже нужно было быть на работе. Оставлять мотоцикл, в который было вложено много сил, средств и душевной энергии, я совсем не хотел, поэтому было принято решение выезжать в субботу утром потихоньку домой на одном живом цилиндре, положившись на любимый авось. Девчонки на куске картона изобразили мне табличку с просьбой о помощи, которая была закреплена поверх номерного знака. На мои сомнения в этом решении парни ответили, что в твоем положении никто на это не обратит внимания.
P.S. Добавил видео в качестве примера эксплуатации Урала в последние годы)))
Минидальняк по Сибири на Иже
Небольшое одиночное мотопутешествие в 2014 году. Горно-Алтайск–Красноярск и обратно. 2200 километров.
Подготовка к путешествию.
Перед сном закинул скриншоты карт гугл в телефон,нашел зарядник для телефона работающий от сети мотоцикла. Завел будильник и лег спать в 2 часа ночи.
День первый.
Из Кемерово выбрался минут через 20. Спасибо пареньку и дедуле которые шли по обочине,без них бы не выехал.
Чуть позже свернул нетуда и поехал на Анжеро-судженск.Компас встроенный в голову
Недоехав до Ачинска километров 100 решил устроить ночлег.Съехал с дороги в ближайший лесок.
Поставил палатку,соорудил ужин на костре.Лег спать.А на часах 7 вечера.Уснуть не могу.Понял что можно было еще ехать и ехать. Начал мучить месного тарантула который запоз в палатку.
За день проехал 779 километров.
На мой взгляд не напрягаясь на иж планете можно проезжать около 1000 километров в день,но при условии что она не ломается. В первый день мой иж меня радовал,небыло ни одной поломки. Часам к 10 вечера я таки уснул.
День второй. Финальный?
Навстречю встречаются мотоциклисты одиночки увешанные сумками,походу едут издалека,приветствую рукой и мчусь дальше.
Кстати всю дорогу приходилось заправлятся разным бензином.Мой любимый 80-й бензин продавали не везде и поэтому приходилось периодически травить ижа 92,95 и 98 бензином..Древнему двухтактнику пофигу,он едет одинаково как на 76,так и на 98 бензине.Цены только кусаются.Стартанул далее,Начинает виднется Красноярск, дорога идет под горку,в спину дует ветер,раскочигариваю мотоцикл до 100 и тут раздается хрям.Мотоцикл теряет тягу.Выжимаю сцепление, еду накатом,подгазовываю.Двигатель глохнет на оборотах меньше 3 тысяч. Кратковременно отпускаю сцепление, завожусь. Неприятные металлические звуки пропали,но двигатель все еще работает неустойчиво.Докатываюсь накатом в аккурат до стелы «Красноярск»
Крутяк вобщем,хорошо что я с собой взял старый уколхоженный поршень с запилом на пол сантиметра на впуске и штук 10 старых поршневых колец. Три часа перебирал двигатель,мимо меня проехало десятка 2 местных мотоциклистов и ни один не остановился.Всех их в спину я мысленно обзывал нехорошими словами.
Погода потихоньку портилась.Похолодало.Начал моросить дождь. Темнело.В один прекрасный момент на жд переезде меня придавило шлакбаумом. Ни впередни назад отъехать не мог.так и стоял до открытия.
День третий.
По моим планам я уже должен был быть дома,а не в кустах
Проснулся как обычно бодро в 5 утра,комаров уже небыло и ливень превратился в слабенький моросящий дождик.Вылазить из палатки было влом,ибо за ночь надышал и напукал очень хорошо,а на улице было холодновато. около 10 тепла.Перекусил не то тушонкой,не то горбушой из железной банки и начал собирать свой скраб.
Через пару часов выезжая с заправки мой мотоцикл приподнес мне очередной сюрприз: крякнула резьба в вилке и ось колеса начала гулять.
На закате встретил алтайский край.начались ямы поколено глубиной,гравийка чередуется с асфальтом, по гравийке ехать было комфортнее,ведь в ней небыло ям.
Наступила ночь.В правом глазу мотоцикла стоял ксенон,поэтому ехать на пустой ямочной трассе было комффортно.А вот уже и к Ложкино подкатили
«Переправлял мотоцикл на тракторной шине через реки не менее сотни раз». Белорус о мотопутешествии на Чукотку
Минский мотоинструктор и руководитель мотошколы в одночасье изменил жизнь, продав бизнес и отправившись в путешествие, на которое вряд ли кто-то решится даже за миллион долларов. Десятки раз Александру Лазарю пришлось переправлять Suzuki DR650 на тракторной шине через горные реки, течение которых сбивало с ног. Несколько ночей мотоциклист вынужден был провести в палатке в тундре. А до этого был сплав по Колыме с бизонами из Дании. После рассказа нашего сегодняшнего героя о путешествии на Чукотку любая, даже самая экстремальная поездка на мотоцикле покажется невинной прогулкой до берега Минского моря. Приключения отважного байкера продолжаются — в этот момент он пытается покорить безжизненное пространство, куда не отваживаются ездить даже местные охотники и рыболовы на вездеходах.
Кто это? И почему вдруг Чукотка?
Мужественного мотоциклиста зовут Александр Лазарь, ему 27 лет, он из Минска. С байками парень давно на «ты»: работал инструктором, затем основал мотошколу. Дела шли в гору, бизнес расширялся. Внезапно молодой предприниматель решил все бросить:
— Нет, не поймите неправильно. Мне очень нравилось обучать людей, проводить занятия. Но в какой-то момент я понял, что устал от бумажной волокиты. По мере развития бизнеса объем документов рос. Переутомление ускорило понимание, что эта не то, чем я хотел бы заниматься всю жизнь.
Последние годы я нон-стоп находился на работе, которую очень люблю. Но однажды вдруг понял, что на мотопоездки, даже банальные мотопокатушки времени совсем не остается. На теплое время года приходился самый разгар работы. Тогда я понял, что лучше всего запоминается вовсе не офисный быт, а путешествия, на которые совершенно нет времени. Раньше, когда я много ездил, смотрел на мир шире, получал кучу эмоций, хотя денег было мало. Сейчас зарабатывать начал хорошо, но впечатлений не стало. Это меня категорически не устраивало.
В один прекрасный день Александр объявил родным, что собирается все бросить и отправиться в кругосветное путешествие. Близкие в ответ лишь скептически улыбнулись. Но прошло время, и упрямый мотоциклист напомнил об этой идее снова, затем еще и еще раз. Семье, осознавшей, что все всерьез, стало не до шуток. Родные пробовали отговорить, призывали одуматься, не рисковать. Бесполезно…
— Моя позиция простая: я взрослый человек, полностью отдаю себе отчет в том, что собираюсь сделать, — говорит парень. — В конце концов с этим смирились. Лично для меня самым сложным стал прощальный ужин, созванный по инициативе родственников. Казалось, меня отправляют в последний путь.
Перед самым отъездом Александр продал бизнес хорошему знакомому: «Хотел уехать с легкой душой, чтобы ничего не тяготило».
Изначально мотоциклист планировал отправиться в кругосветное путешествие, но по мере приближения даты отъезда понял, что наибольшие сложности представляет вовсе не тяжелая дорога или долгая разлука с семьей, а бюрократия:
— Предстояло получить огромное количество виз, оформить множество документов, а еще планировать прохождение границ и так далее. Но я так устал от бумажной волокиты… Это последнее, чем мне хотелось бы заниматься.
Тогда молодой человек круто изменил план, выбрав в качестве направления Чукотку:
— Меня всегда привлекал Север. Несколько лет назад я ездил на мотоцикле в Мурманск, на Кольский полуостров, в Карелию. Увидел полярный день, тундру, Северный Ледовитый океан. Та поездка длилась неделю, но эмоций хватит, думаю, на всю жизнь. Потом было путешествие на Байкал, Алтай, в Монголию.
Чукотка — далекий край, другой конец континента, до которого около 15 тыс. километров. Я понял, что точно получу желаемое — долгую дорогу и приключения.
В момент интервью мотоциклист находился на Чукотке, о которой он рассказывает с явным восхищением, несмотря на все пережитое. Процесс нашего общения заслуживает отдельного упоминания. Мы отправляем вопрос в письменном виде в личку во «ВКонтакте». Александр присылает аудиоответ. Прослушав запись, мы формулируем очередную порцию вопросов и снова ждем аудио.
— Мобильная связь есть только в крупных поселках, но даже там скорость передачи данных по интернету очень низкая, — объясняет наш собеседник. — Навскидку — килобит 100 в секунду. Зато приучает к терпению! Обновляешь страницу соцсети, идешь заваривать чай. Возвращаешься — и вуаля, частично лента уже загрузилась.
Подготовка: расширил топливный бак, один раз тренировался переправляться на тракторной шине
Как говорит Александр Лазарь, путешествовать с кем-то ему сложно, о чем говорит опыт мотопокатушек: у каждого свой стиль езды, и подстраиваться под других в длительных поездках сложно:
— В Монголии я встретил мотоциклиста из Венгрии. Из соображений безопасности решили двигаться вместе. Это было чрезвычайно напряженный опыт для меня. Напарник останавливался каждые десять километров, доставал телефон, затем фотокамеру и делал множество снимков. Я же так ездить не могу. Для меня смысл путешествия заключается не в осмотре достопримечательностей, а именно в движении. Ты остаешься наедине со своими мыслями, никто не напрягает, ты поглощен внутренним диалогом. В таком режиме я готов ехать от рассвета до заката.
На Чукотку, несмотря на сложность путешествия, наш собеседник тоже решил ехать один. Друг, который мог составить компанию, не смог: не отпустили жизненные обстоятельства.
Самым длительным этапом в подготовке к поездке на Чукотку для Александра Лазаря стал выбор мотоцикла. До этого он ездил на «туристе», который для жесткого испытания не подошел бы. Пришлось искать замену. Выбор был остановлен на эндуро.
— После долгих поисков я заказал Suzuki DR650 (2017 г. в.) с пробегом в 3 тыс. километров из США, — рассказывает мотоциклист. — Его конструкция простая, и в этом главное преимущество: легко обслуживать, ремонтировать, да и ломаться, честно говоря, нечему.
Весной этого года, когда мотоцикл прибыл в Беларусь, Александр занялся подготовкой: установил ветровик, защиту, подогревы.
Поскольку в тундре на частые заправки рассчитывать не приходится, потребовалось увеличить запас хода. Это было сделано за счет установки увеличенного топливного бака, а также креплений под две канистры по 10 литров каждая. Еще одна емкость (на 5 литров) помещается на хвост эндуро. Таким образом, стало возможным перевозить 50 литров топлива.
— Несмотря на то что перед поездкой продал бизнес, путешественник я небогатый, потому сразу решил экономить, — объясняет наш собеседник. — Предполагалось, что часто придется ночевать в палатке, которая у меня уже имелась. Оставалось купить хороший спальник. Также взял с собой мультитопливную горелку для приготовления еды и одежду. Вот и все.
Отдельный пункт при подготовке к столь ответственным поездкам — сбор информации. Мотоциклист скачал все возможные карты Чукотки, планировал маршруты, читал форумы. Но сведения о дальнем крае довольно скудные. Еще меньше данных о специфике путешествия по нему на мотоцикле.
— Я знал, что придется переправляться через реки. Как это сделать, да еще с мотоциклом? — задавался вопросом мотопутешественник. — Дома придумал план: нашел тракторную шину от МТЗ-82, которая должна была выполнять роль плота. Правда, перед поездкой удалось потренироваться лишь один раз — на Минском море. Накачал камеру, погрузил на нее мотоцикл — вроде держится. В остальном решил действовать по ситуации.
Хотя Александр всячески пытался избежать бюрократических сложностей, без формальностей не обошлось. Оказалось, что для посещения Чукотки, которая имеет статус «территории с регламентированным въездом для иностранных граждан», нужно получить разрешение.
План минимум: добраться до Магадана
Запланированное мотопутешествие Александр Лазарь разделяет на две части: до развилки на Магадан и после. Старт был запланирован на май.
— Лето на Чукотке короткое, хотелось вернуться до выпадения снега, что может случиться уже в сентябре, — объясняет собеседник.
— Я не умею мало ехать, — признается мотоциклист. — Проснулся, позавтракал, посмотрел, что нового в интернете, — и в путь. Если проеду за день всего 300—400 километров, это буду не я. Для меня это как работа с небольшими перерывами на размяться, попить чай, быстро сделать фото. Это мой режим передвижения.
Однако на дорогах европейской части России оказалось много фур, часто трассы проходили через населенные пункты и имели скоростные ограничения. Это сказалось на ежесуточном пробеге. С некоторым разочарованием Александр констатирует:
— За день удавалось проезжать по 700—800 километров, и это разочаровывало.
После Урала, до которого Александр добрался за три-четыре дня, число автомобилей сократилось, а ежесуточные пробеги увеличились. Через пару дней он доехал до Новосибирска, еще чуть-чуть — и засверкал водами Байкал.
Наконец мотоциклист смог увеличить каждодневный пробег до 1000 километров.
— С погодой вначале не повезло. Дожди не отпускали очень долго, — вспоминает мотоциклист. — Только спустя отметки в 6 тыс. километров они прекратились.
«Погода сразу же заявила, что просто так Красноярский край меня не отпустит. Собирал вещи уже под ливнем. Да и ехал следующие 200 километров под ним же. Такого сильного дождя не было за все путешествие! На дорогах большие лужи, и каждая проезжающая фура дарит бодрящий утренний душ 🙂 Под таким натиском дождя все мои waterproof-штуки сдались, потому что вода просачивалась через любую щель и термобелье намокало. Ладно, терпим, не впервой», — так описывает один из дней Александр Лазарь.
Как говорит мотопутешественник, добраться до Магадана, а это около 13 тыс. километров, было для него планом минимум.
До развилки, где трасса раздваивается (одна дорога идет на Владивосток, другая — на Магадан), путь был относительно нетяжелым.
— В Магадане я планировал перевести дух, обслужить мотоцикл, а затем уже отправиться на Чукотку, — рассказывает Александр. — Многие байкеры ездили в Магадан, и это довольно популярный маршрут. Я рассчитывал на асфальтобетонное покрытие: как-никак федеральная трасса. Но в поселке Могоча, где остановился на ночлег, местные мотоциклисты стали рассказывать страшилки: «Да ты что! Знаешь, что там творится… Грязища по колено, шины по десять раз прокалывают, тормозные колодки стираются в ноль».
Александр признает: это был пробел в его подготовке. Он срочно стал искать офроуд-резину и готовиться к приключениям. Впрочем, за этим, кажется, он и ехал?
— Дорога после развилки была так себе, но поначалу все шло нормально, — продолжает мотопутешественник.
Некоторое время это позволяло наслаждаться одиночеством. Наш собеседник уточняет: эта часть России — совсем другой мир, где много полезных ископаемых (золото, алмазы, редкоземельные металлы) и мало людей. Население Якутска, например, составляет чуть более 300 тыс. человек, Магадана — менее 100 тыс.
Изредка встречаются поселки, часть уже заброшены, часть — «умирающие». Расстояние между ними может составлять несколько сотен километров.
— Некогда процветающие поселки пустеют, окраины напоминают руины, в центре еще теплится жизнь, — так описывает увиденное Александр Лазарь. — Все вокруг серое, полуразрушенное, дорог нет.
В этом моменте мотопутешественник делает отступление: во-первых, он прекрасно понимал, куда едет, а во-вторых, прелесть для него не в развалинах, а в окружающем пространстве, дороге, природе, одиночестве.
— В какой-то момент началась гравийка, где я прокачал скилы по управлению мотоциклом, — напомним, байкер долгое время работал мотоинструктором. — На некоторых участках можно было ехать со скоростью 100—120 км/ч. Местами было очень сложно. Кое-где дорога состоит из глины, в дождь она раскисает и превращается в болото. Но наибольшую опасность представляли острые камни, о которые часто режут колеса.
По дороге в Магадан опять нагнал дождь. На такой дороге это было супержестко! Грязь облепила буквально все: одежду, шлем, мотоцикл… За 300 километров движения по грязи колодки стерлись в ноль, хотя я не так уж часто тормозил. Это глина попадала под суппорт и «убивала» фрикционный материал.
В конце концов добравшись до Магадана, Александр смог отдохнуть, обслужить мотоцикл, купить два комплекта тормозных колодок. Впереди было основное испытание.
Колыма. Баржа. Бизоны
На Чукотке остальную часть России называют материком. Этому есть объяснение: летом на полуостров можно добраться только по воздуху или водным путем. В теплое время года дорог через тундру нет. Никаких. Вообще.
— На Чукотку пришлось добираться на барже по Колыме, что тоже принесло яркие эмоции, — говорит мотопутешественник. — Сплав занял около четырех дней. На этой барже ученые перевозили бизонов. Да-да, не удивляйтесь!
Есть теория, что раньше на Чукотке были поля и пастбища, на которых паслись бизоны, мамонты, дикие лошади. Постепенно мох вытеснил травы, все поглотила тундра, и животный мир оскудел. А теперь ученые решили восстановить былые порядки. В Дании было куплено 15 бизонов, что должно стать началом новой популяции на Чукотке. По дороге мы их кормили, а оператор из США фиксировал все на камеру.
За эту поездку Александр Лазарь сдружился с российским ученым, который предложил остановиться на пару дней на научной станции. После небольшой передышки мотоциклист приступил к покорению Чукотки.
«Я раньше никогда не задумывался, насколько гениальное изобретение — мосты»
А дальше был хардкор и никак иначе. На момент нашего разговора белорус проехал по Чукотке около 1800 километров. В абсолютных величинах не так много, но Александр Лазарь не сомневается: съездить из Магадана в Минск и обратно намного проще.
— В мире, где мы живем, дорога — это путь, по которому ты просто едешь, — пытается объяснить мотоциклист, но понятно, что это нужно пережить самому. — А на Чукотке это некое направление. Ямки, кочки, лужи — все это ерунда. Но вдруг ты «упираешься» в овраг шириной пару метров и глубиной метр… Во время паводка кусок дороги просто смыло. Обычно дороги восстанавливают грейдером, но во многих местах еще не успели: снег недавно сошел. Тебе же надо как-то перебраться через это препятствие. Час уходит на то, чтобы кое-как перетащить мотоцикл.
Основные сложности, впрочем, были впереди. Реки! Те самые, в которые «ныряет» дорога.
— К этому жизнь белорусов не готовит. Мы привыкли, что у нас есть мосты. Какое же это гениальное изобретение! — восклицает белорус. — Только здесь я начал по-настоящему ценить их. Не надо искать брод, думать, как самому перебраться на другой берег и еще переправить мотоцикл.
— Сначала встречались ручейки, потом — речки, а затем — настоящие горные реки со стремительным течением, сбивающим с ног, — перечисляет мотоциклист. — И их надо было как-то пересечь… Помню первую переправу. Это был огромный стресс: тебе предстоит то, чего ты не делал никогда в жизни.
Сначала попробовал перейти вброд. Это удалось с трудом, течение сбивало с ног. А как переправить мотоцикл? Ты ставишь на кон все: одно неверное движение, маленькая ошибочка — и ты утопишь байк. Был путешественником — стал…
Александр решился реализовать задумку с тракторной шиной. Накачал, водрузил на нее мотоцикл и стал аккуратно, выверяя каждое движение, переходить реку вброд.
— В одиночку это архисложная задача, — продолжает наш собеседник. — Нужно самому не упасть и мотоцикл удержать. Очень стрессово!
А потом была вторая река, еще шире. И третья. Каждая следующая переправа давалась с большим трудом. Реки были шире, поток воды — мощнее, течение — быстрее.
— Иногда я подъезжал, в отчаянии садился на берег, смотрел на воду и думал: как быть теперь? — вспоминает Александр. — Потом брал себя в руки, искал брод и переправлялся. В процессе я доработал свою систему, приноровился, стал понимать, как лучше войти в воду, на каком участке, как выбраться.
Но однажды мотопутешественник понял, что очередную речку перейти вброд не получится. Предстояло каким-то образом ее переплыть — на тракторной камере с мотоциклом наперевес. Чистое безумие!
— Я соорудил из подручных материалов весло и решил, что сяду на камеру и буду плыть, как на лодке, — ощущение, что мотоциклист сейчас не верит собственным словам. — Было очень страшно, словами не описать. Вспоминал, как сплавляются на байдарках, гребут, уворачиваются от камней… Только у меня была обычная камера, а не лодка.
Приложив невероятные усилия, Александр Лазарь смог переплыть речку таким способом. А потом вновь и вновь. Как он говорит, счет переправ за время чукотского путешествия идет на десятки!
Однажды мотопутешественник просто потерял дорогу, которая «ушла» в реку, а на другом берегу не «вынырнула». GPS-навигатор, усиленные поиски — ничего не помогало. Мотоциклист решил, что потерялся, дороги не было, и все тут! С огромным трудом ее удалось найти, только вернувшись назад.
По закону жанра, самое сложное испытание пришлось на конец путешествия. Мотоциклист проехал через всю Чукотку по единственной летней дороге края Билибино — Певек — Эгвекинот. До крайней точки оставалось с десяток километров. Последний рывок — и он у цели. Вдруг путь преградила не такая уж широкая, но очень быстрая река.
— Волны с шумом разбивались о камни. Когда я сунулся в воду, то понял, насколько сложной будет переправа, — вздыхает наш собеседник. — С трудом перешел вброд, но как переправить мотоцикл, я совершенно не понимал. В голову пришла одна идея, я стал готовиться, планировать.
Был дождь, туман. Я весь промок и замерз. Хотелось побыстрее с этим покончить, однако в самый последний момент я отказался от переправы. Понял, что руководствуюсь не здравым смыслом, а желанием достигнуть цели. Когда же ты устаешь, то начинаешь торопиться. А риск ошибки вырастает.
Когда Александр переносил вещи через реку, он оступился, упал и с трудом смог подняться. В этот момент он принял решение идти до города пешком: оставалось чуть более 10 километров. Весь мокрый, замерзший, он вынужден был бороться с ветром, который дул в лицо. Усталость сковывала мышцы, а огней города не было видно. Наконец он заметил стоящий у дороги трактор, залез в него и проспал до того момента, пока не приехали рабочие, поначалу обругавшие его.
Оказалось, что знаки, на которые ориентировался мотоциклист, указывали расстояние не до города, а до какого-то перекрестка. Поостывшие и подобревшие рабочие помогли выбраться и перевезти мотоцикл через ущелье. Это было настоящей удачей.
На 350 километров только ты и мотоцикл
Учтите тот факт, что выбраться сухим при многочисленных переправах невозможно. Мокрыми были верхняя одежда, термобелье, ноги. Спрашиваем, как парню удалось не заболеть, ведь это перечеркнуло бы все планы и поставило под угрозу его жизнь. Отвечает: «Сам удивляюсь. Наверное, организм мобилизовал силы и не позволил простуде взять верх».
Многие в соцсетях спрашивают: а как же мотоцикл? Зальет свечи, вода попадет в масло — как будешь ехать? Да, байк несколько раз полностью «окунался», но все, можно сказать, обходилось малой кровью. Решающую роль сыграла простота конструкции Suzuki, и не забывайте, что Александр давно на «ты» с мотоциклами и в состоянии поставить байк на ход.
«Дорога не далась просто так… — пишет наш герой в „ВК“. — Два раза топил мотоцикл полностью. В последний раз вода попала в масло, вышел из строя аккумулятор. Был очень близок к провалу. Утопился телефон вместе с фотками с дороги 🙂 Но эту цену я готов заплатить за пройденный путь».
— Лучше медленно ехать, чем быстро идти, — так формулирует основной принцип наш собеседник, и это хорошо отражает его стратегию: действовать осознанно, не допускать напрасного риска. — Проехал 30 километров? Здорово. Не стоял же!
Подписчики восхищенно пишут: «Об этом надо снимать фильм на Discovery». Наверное, такой материал западные документалисты и правда оценят.
До Александра Лазаря подобный маршрут на мотоцикле удалось проделать одному французу, но он упростил задачу и переправлялся через реки на спецтехнике — не считается. Были еще поляки, которые ехали группой: вместе веселее — тоже слишком просто для белоруса, который, напомним, путешествует в одиночку.
Белорус стал первым, кто самостоятельно и в одиночку проделал этот невероятно сложный путь. Браво!
И еще один факт, демонстрирующий сложность поставленной задачи. Добираясь от Билибино (город с населением в 5 тыс. человек) до Певека (население — около 5 тыс. человек), он не встретил ни одного автомобиля. На 350 километров только он и его Suzuki.
«Деньги на Чукотке ничего не решают: тебе либо дадут вещь бесплатно, либо не дадут вовсе»
Когда слушаешь рассказы Александра Лазаря, понимаешь, что мотоциклист получил те самые эмоции, ради которых ехал:
— Только не подумайте, что мое путешествие — это только сложности. Нет, я в восторге от людей, безумно красивой природы. Необычно слушать рассказы местных жителей. А те не верят, что я смог проделать такой путь.
По словам мотопутешественника, деньги на Чукотке ничего не значат. Тут либо помогут просто так, либо не помогут вообще, потому что вещь нужна самим.
— Как я ищу ночлег? — приводит пример наш собеседник. — Приезжаю в поселок и спрашиваю, где можно остановиться. Если не первый, то второй, третий встречный обязательно предлагает ночлег.
Цены на продукты — отдельная и небезболезненная для Чукотки история. Поскольку с материка доставить что-то сложно, стоимость овощей и фруктов зашкаливает.
Топливо на Чукотке тоже дорогое. Так, 1 литр бензина в Певеке (между прочим, самый северный город России), по словам мотоциклиста, стоил 70 российских рублей (2,2 белорусского).
— Зато красная рыба, икра здесь не считаются деликатесом. Еде как еда, — усмехается Александр.
Слухи о северных зарплатах мотоциклист подтверждает:
— Зарабатывают тут хорошо. Средняя зарплата — около 50 тыс. российских рублей. А те, кто работает вахтовым методом (сварщики, трактористы), получают вдвое больше. Но это жизнь по кругу в течение нескольких месяцев: тяжелая работа, обед в столовке, отдых. Ехать некуда, выходных нет.
«Спать в тундре не очень уютно. Медведи, знаете ли…»
Путешествие — это не только дорога и мотоцикл, но еще и ночевки, приготовление еды. Без быта в этом рассказе никуда. Как это сочеталось с тем, что приходилось двигаться в экономрежиме?
Бо́льшую часть ночей Александр Лазарь провел в палатке. За полтора часа до захода солнца он съезжал с трассы, находил укромное место и располагался на ночлег: устанавливал палатку, готовил ужин. Утром — те же действия, только в обратной последовательности: делаешь завтрак, складываешь палатку…
— Очень выручили байкпосты — это что-то вроде хостелов для мотоциклистов, — объясняет белорус. — Особенно много их в Челябинске, Новосибирске, Кемерово, Якутске. Это не просто душ и горячий ужин, но еще и разговоры допоздна. Во время одной из таких бесед меня предупредили: после Байкала не рискуй ночевать в тайге. Проснулись медведи, после зимовки они голодные и злые.
На Чукотке, как было сказано выше, ночлег мотоциклисту часто предлагали простые люди. Но иногда до ближайшего поселка — сотня труднопреодолимых километров, а солнце уже садится.
— Приходилось располагаться в палатке, — с содроганием вспоминает мотопутешественник. — Честно скажу, спать страшно, если вообще удается вздремнуть. Просыпаешься от каждого шороха, а пугающих звуков много: ветер дует и что-то постоянно трещит, скрипит, шуршит.
Если бы пришел медведь, до сих пор не знаю, что делал бы.
Важной статьей расходов было пропитание. С некоторой гордостью Александр говорит:
— В кафе ни разу не останавливался. С собой была горелка. С помощью нее готовил рисовую или гречневую кашу, варил сосиски. А еще имелся запас тушенки и сухпайка — чтобы не раскладываться в обед.
Полностью оправдало себя дооборудование мотоцикла. Запас хода удалось здорово увеличить. При самых напряженных условиях расход составлял 6—6,5 литра (в обычном режиме — 4—4,5 литра) на сотню километров. Запасов хватало, чтобы добраться до самой отдаленной заправки.
Во время интервью Александр Лазарь находился в поселке Эгвекинот, от которого рукой подать до Аляски. Можно сказать, основная цель выполнена — дальше дорог нет вообще. Но неугомонный белорус не успокаивается. Говорит, что хочет выполнить задачу со звездочкой. В данный момент он пытается добраться до мыса Дежнева. Расстояние — 500—600 километров по тундре, в которую даже местные на вездеходах редко углубляются на 100—200 километров.
— Информации об этих местах почти нет, — говорил перед финальной поездкой мотопутешественник. — Но кое-какой маршрут проложить удалось. Я не знаю, что меня ждет. Там могут быть реки, озера, болота. Хищников, само собой, никто не отменял. На всякий случай я разработал экстренный план, ищу спутниковый телефон. Зачем мне это надо? Там белое пятно на карте. Пока не начались дожди, хочется получить побольше данных и, быть может, помочь другим таким же, как я.
Следить за путешествием Александра Лазаря можно в Instagram и «ВКонтакте». Мотоциклист также попросил передать благодарность спонсорам, которые снабдили его необходимой экипировкой и оказали поддержку.
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!