Мотоцикл чезет модельный ряд
Модели мотоциклов Чезет
CZ 76 Kaktus (1932-1933). Получил свое прозвище «Кактус» за форму цилиндра.
Технические характеристики мотоцикла CZ 76 Kaktus.
Мотоцикл CZ 76 стал довольно успешным и в 1933 году на заводе был разработан новый мотоцикл CZ 98. Мотоцикл Чезет был оборудован новым двигателем и был в двух модификациях: классической и моделью для женщин (Lady) с пониженной рамой. Мотоцикл выпускался до 1936 г., было выпущено около четырех тысяч мотоциклов Чезет.
CZ 98 (Bezrychlostni) (1933 — 1936) и CZ 98 Lady (1934)
Технические характеристики мотоцикла CZ 98 (Bezrychlostni).
CZ 175 (Standard, Armadni, Special)(1934-1946) самая популярная модель мотоциклов Чезет в довоенное время. Его прототип появился в 1934 году, серийное производство началось годом позже. Мотоцикл оснащен двойной рамой. За одиннадцать лет производства мотоцикл Чезет претерпел множество модернизаций, предлагались варианты с различным электрооборудованием и отделкой. Первоначально на мотоцикле применялись фары Bosch, затем они были заменены на фары собственного производства. Мотоциклы CZ 175 выпускались только черного цвета с белыми полосами и хромированными деталями. К 1946 году производство мотоцикла было прекращено, всего было выпущено около 22 тысяч штук
Технические характеристики мотоцикла CZ 175 (Standard).
CZ 250 (Tourist, Armadni, Sport)(1936-1946)
Попытки выпустить более мощные мотоциклы Чезет привели к появлению в 1936 году модели CZ 250. Двигатель мотоцикл имел объемом 249 куб. см., динамо фирмы Bosch. Выпускался в модификациях «Турист» и «Спорт». Цветовая гамма продолжала традиции CZ 175. Производство модели «Турист» закончили в 1939 году. Производство модели Чезет Спорт» продолжали до 1946 года с перерывом во время войны 1943-1944.
Технические характеристики мотоцикла CZ 250 (Tourist).
На сегодня все, но на этом обзоры мотоциклов Чезет (CZ) не заканчиваются, смотрите продолжения в следующих постах. А пока можете прочитать о истории фирмы Чезет в этом посте.
МОЙ МОТОЦИКЛ
Добрых десять лет чешские кроссовые мотоциклы были одними из лучших в мире – свидетельством чему стала внушительная коллекция наград, собранная гонщиками Чехословакии, СССР, ГДР, Бельгии и многих других стран. А для нас «чизы» стали тем снарядом, на котором оттачивали свое мастерство спортсмены советской школы мотокросса.
После Второй мировой войны в мотоспорте доминировали игроки «первой лиги»: Великобритания, Италия, чуть позже (по понятным причинам — в 40-е немцев просто отлучили от международных соревнований) — ФРГ. Но «экономическое чудо» привело к тому, что население этих стран уже в конце 50-х стало пересаживаться на автомобили — и местные мотоциклетные компании на спорте стали экономить. Что дало шанс игрокам «второй лиги».
Две крупнейших мотоциклетных компании Чехословакии — Jawa и ČZ — хоть и попали после войны под управление государства, своих мелкобуржуазных привычек не утратили. Такой, например, как реклама продукции через спортивные победы. Особенных успехов чехи добились в «Шестидневке» ФИМ: с 1952 по 1959 годы команда Чехословакии пять раз завоевывала главный приз — «Международный трофей».
Первый кроссовый 250‑кубовый ČZ – модель 250 / 964.
С 1957 года в Европе стали проводить чемпионат по мотокроссу в классе 250 см³, и чехи вновь не ударили в грязь лицом. Яромир Чижек на мотоцикле Jawa в дебютном сезоне занял третье место, а в следующем году стал чемпионом Европы.
Работники завода ČZ от души завидовали успехам друзей-соперников и тоже решили сделать 250-кубовый кроссовый мотоцикл. Поскольку компания тогда выпускала серийные мотоциклы меньшей кубатуры (125 и 175 см³), то поначалу ее конструкторы использовали четырехтактный верхневальный мотор от гоночного аппарата. Оказалось, что для бездорожья он совершенно не подходит (что получилось у англичан с 500-кубовым AJS, не прошло с высокооборотным двигателем вдвое меньшей кубатуры).
И тогда, в полном соответствии с пословицей о спасении утопающих, за дело в 1959 году взялся молодой гонщик Зденек Поланка. Взяв за основу успешный аппарат для «многодневки» ČZ 175/961, он с помощью механика Вацлава Шишки увеличил рабочий объем двигателя до 200 см³, форсировав его до 20 л.с. Силовой агрегат он установил в ходовую часть от «многодневки»: раздвоенную снизу легкую раму, изготовленную из труб круглого сечения из хром-молибденовой стали.
С успехом выступавший в «Шестидневке» ČZ 175 / 961 стал основой для создания первого кроссового мотоцикла марки.
«Самоделка» успешно выступала в местных соревнованиях, и заводские конструкторы решили взять ее за основу своего 250-кубового «кроссача» — модели 250/964. Рабочий объем они подняли до 246,3 см³, выбрав размерность 70,0×64,0 мм. Чугунный цилиндр имел два продувочных и два выпускных окна. Коленвал сидел на двух шарикоподшипниках со стороны моторной передачи и двухрядном — со стороны зажигания. Шатун имел бронзовую втулку в верхней головке и насыпной роликовый подшипник в нижней. Новый двигатель выдавал 23 л.с. при 6250 об/мин. Трансмиссия — зубчатая главная передача с промежуточной шестерней, четырехступенчатая коробка передач и сидевшее на ведущем валу КП сцепление — и ходовая часть перешли от «многодневки» без существенных изменений. И хотя практика показала, что ходовая и в особенности коробка передач слабы для этого мотора, заводской гонщик Властимил Валек в сезоне 1960 года дважды — в Польше и Великобритании — поднимался на третье место на этапах чемпионата Европы.
К сезону 1962 года конструкторы завода под руководством Павела Гусака существенно переработали машину. Полностью изменилась трансмиссия: появились новые сцепление и коробка передач и моторная передача с двумя шестернями. Заново была сделана рама, а бензобак, каркас седла и крылья изготовлены из стеклопластика, что позволило снизить массу мотоцикла до 106 кг. В том году первенство в классе 250 см³ получило статус чемпионата мира — и чешские гонщики на обновленных ČZ выступили достойно. Властимил Валек выиграл «родной» этап в Чехословакии и занял по итогам чемпионата четвертое место, а его товарищ по команде Карел Пиларж — пятое.
Гонщики на мотоциклах ČZ завоевали на чемпионатах мира по мотокроссу семь золотых медалей, 11 серебряных и 10 бронзовых.
Ощутив вкус победы, чехи с удвоенной энергией взялись за модернизацию мотоцикла. В модели 250/967 был полностью переработан коленвал, на который переместилось сцепление. Кованый поршень, измененная головка цилиндра позволили поднять мощность до 27 л.с. Новая передняя вилка имела значительный по тем временам ход — 170 мм. Ступицы колес и детали картера были изготовлены из магниевого сплава, что вкупе с другими мерами по облегчению машины позволило добиться рекордно малой массы — 95,5 кг. На этом мотоцикле Властимил Валек в 1963 году выиграл четыре этапа чемпионата мира, заняв по его итогам второе место. Такие же ČZ получили и гонщики советской команды; Игорь Григорьев завоевал бронзовую медаль, открыв счет успехов наших кроссменов.
На этап чемпионата мира в классе 500 см³ в Чехословакии ČZ выставил два мотоцикла с моторами увеличенного до 263 см³ рабочего объема. Валек выиграл первый заезд — это была первая победа двухтактного аппарата в «пятисотках». Правда, второй заезд Рольф Тибблин на Husqvarna взял с таким преимуществом, что обеспечил себе общую победу на этапе.
К сезону 1964 года конструкторы вновь полностью переработали коробку передач, добившись наконец похвальной надежности. Но еще удачнее оказалось решение изготовить серию кроссовых аппаратов, впервые выставив их на продажу. Один из таких мотоциклов купил молодой бельгийский гонщик Жоэль Робер, уже успевший оценить марку ČZ — он выступал на чешской машине в «Шестидневке». Робер поразил всех новым стилем езды: в поворотах он не сбрасывал газ, проезжая их в управляемом заносе с пробуксовкой колеса, а большую часть трассы преодолевал стоя на подножках. В итоге он выиграл четыре этапа и стал чемпионом мира 1964 года, завоевав первый титул для чешской марки. Третье место занял наш гонщик Виктор Арбеков, четвертое — Игорь Григорьев. А вот Валек, пересевший на Jawa, стал лишь седьмым.
«Я знал, что имею лучшую машину в мире. С ней не могут конкурировать ни мотоциклы Husqvarna, ни мотоциклы Greeves». Виктор Арбеков, чемпион мира 1965 года.
В «пятисотках» производители четырехтактных машин продавили новый регламент — рабочий объем выступавших в этом классе мотоциклов должен был превышать 350 см³. В ответ чехи создали 360-кубовый (80,0×72,0 мм) кроссовый мотоцикл. Конструктивно он был подобен 250-кубовому, но с одним важным отличием: цилиндр из алюминиевого сплава с запрессованной чугунной гильзой. Новый мотор развивал 32 л.с. при 6500 об/мин.
Сезон 1965 года стал для чешской марки не менее удачным. Виктор Арбеков стал чемпионом мира в классе 250 см³, Жоэль Робер — вице-чемпионом. Отлично показал себя и новый 360-кубовый аппарат: гонщик из ГДР Пауль Фридрихс выиграл три этапа и стал вторым по итогам чемпионата, пересевший на ČZ швед Рольф Тиббллин — третьим. А Игорь Григорьев выиграл домашний этап — в СССР.
Уже в 1964 году на основе 250‑кубового аппарата был создан 360‑кубовый.
Успехи чешских мотоциклов вызвали большой спрос, география поставок включала даже Австралию и США. Правда, серийные мотоциклы в связи с увеличением объемов выпуска стали попроще: картер из алюминиевого, а не магниевого сплава, стальные бензобаки. А вот заводские машины к сезону 1966 года получили новые цилиндры, с одним выпускным окном и трехканальной продувкой. Алюминиевый гильзованный цилиндр применялся теперь и на 250-кубовом варианте. Вместо насыпного роликового подшипника в нижней головке шатуна был установлен игольчатый. Мощность 250-кубового двигателя выросла до 29 л.с., 360-кубового — до 36 л.с. На 360-кубовом аппарате конструкторы перенесли сцепление на первичный вал коробки передач. Выпускные трубы переместились вверх, что позволило увереннее вести машину в глубоких колеях. Чемпионат мира-66 в классе 250 см³ выиграл швед Торстен Халлман на Husqvarna. Но следующие три места заняли гонщики на ČZ: Жоэль Робер — Петр Добры — Виктор Арбеков. Зато в «пятисотках» гонщики на ČZ — Пауль Фридрихс и Рольф Тибблин — сделали победный дубль. Пятое место занял выступавший на чешском мотоцикле англичанин Дейв Бикерс, седьмое — Игорь Григорьев.
Памятуя о том, что титул труднее удержать, чем завоевать, чешские конструкторы к сезону 1967 года бросили все силы на модернизацию «пятисотки». Рабочий объем двигателя вырос сначала до 383 см³, позднее до 402 см³. Для машины разработали новую дуплексную раму. Работа не пропала зря: Пауль Фридрихс вновь выиграл чемпионский титул, Дейв Бикерс завоевал бронзовую медаль. На шестое место вышел гонщик из СССР Гунар Драугс. В классе 250 см³ Жоэль Робер стал вторым, Виктор Арбеков — четвертым. Выступая на ČZ, впервые блеснул будущий чемпион Геннадий Моисеев, занявший третье место на проводившемся в СССР этапе чемпионата мира.
Эндуро ČZ 250 / 988.
В сезоне 1968 года серийные кроссовые мотоциклы ČZ сблизились по своему техническому устройству с заводскими аппаратами образца 1966 года: трехканальная продувка, одно выпускное окно. Но заводские машины шагнули дальше, получив бесконтактное электронное зажигание испанской компании Femsa, с двумя свечами на цилиндр. Фридрихс вновь завоевал чемпионский титул в «пятисотках», Роберу удалось вернуть себе корону в классе 250 см³. Советские гонщики выиграли «Трофей наций» — командный чемпионат мира в «пятисотках». Но сенсацией года стало шестое место шведа Олле Петтерссона в классе 250 см³ на мотоцикле Suzuki: впервые японские концерны заинтересовались мотокроссом. Мало кто предвидел, что вскоре они изменят всю картину…
Жоэль Робер удержал титул и в 1969 году. Второе место в классе 250 см³ занял еще один бельгиец на ČZ — Сильвиан Гебоерс. На четвертое и пятое места вышли чешские гонщики Стодулка и Конечны, девятое-десятое поделили набравшие поровну очков Моисеев и Кавинов. Всего же гонщики на чешских мотоциклах заняли семь мест в первой десятке. А вот в «пятисотках» все было печальнее: Фридрихс откатился на третье место, проиграв Бенгту Абергу на Husqvarna и Джону Бэнксу на BSA.
К сезону 1970 года японцы преподнесли еще одну сенсацию: Suzuki сразу скопом купила и Робера, и Гебоерса! Эта парочка принесла концерну его первый дубль. Интересно, что третье место по итогам чемпионата занял еще один бельгиец, но оставшийся верным марке ČZ — Рожер де Костер. А вот в «пятисотках» лучший гонщик на ČZ — Фридрихс — стал лишь четвертым.
Разрез силового агрегата кроссового ČZ образца 1971 года. Сцепление – на валу коробки передач.
Между тем масштабы производства кроссовых мотоциклов ČZ стремительно росли: в 1969 году компания выпустила 2000 таких машин, в 1970-м — 5000, в 1971 году — 8000. Правда, такой рост был вызван в основном тем, что эту технику стал в большом количестве закупать СССР для организаций ДОСААФ. И массовые советские закупки сыграли с кроссовыми ČZ такую же злую шутку, как с дорожными Jawa: получив стабильный рынок сбыта, производственники утратили стимул внедрять конструкторские новшества. С этого времени разрыв между серийными мотоциклами и специально подготовленными для заводской команды стал нарастать. Серийные теперь менялись больше эстетически: в 1971 году они получили характерные «желтые бензобаки» с крупной заводской эмблемой, а в 1973 году — граненые баки, за свою характерную форму прозванные «гробиками».
Характерной формы «желтый бензобак» стал приметой чешских кроссачей в 1971 году. Такие же баки тогда стояли и на дорожных мотоциклах ČZ.
Впрочем, мало-помалу и на серийных мотоциклах появлялись узлы и детали, опробованные в гонках. Так, в 1973 году в серию были внедрены головки цилиндров с веерообразными ребрами, впервые примененные на аппарате Фридрихса в 1970 году. Пятиступенчатая коробка передач дебютировала на заводском 250-кубовом мотоцикле в 1973 году, на серийном — в 1976 (чтобы в 1983 году вернуться к четырехступенчатой). В 1974 году заводская команда получила пневмоамортизаторы задней подвески, внедренные в серию уже в 1976 году.
Проверенный в деле и достаточно надежный мотор, к тому же выпускаемый приличной серией, чехи решили поставить и на «цивильные» машины. Правда, дорожный мотоцикл ČZ 250/986 с дефорсированным до 25 л.с. двигателем, показанный в 1972 году, в серию так и не пошел. А вот эндуро ČZ 250/988 с 24-сильным вариантом мотора выпускалось маленькими сериями, в основном для экспорта на Запад, с 1973 по 1977 годы.
Граненый бензобак и головка цилиндра с веерным расположением ребер – характерные черты мотоциклов 1974 года.
В 70-е годы заводские конструкторы уделяли больше внимания кроссачам новой кубатуры — 125 см³. А в классе 250 см³ последний серьезный бой они дали в 1974 году, когда Ярослав Фалта едва не стал чемпионом мира. Увы, двойной фальстарт на последнем этапе перечеркнул его надежды — рассмотрев все документы, ФИМ отдала титул выступавшему на KTM Геннадию Моисееву (подробнее — в «Мото» № 12-2014). Конечно, и чехи, и поклонники чешских мотоциклов считают истинным чемпионом именно Фалту. А завод выпустил в 1975 году партию кроссачей Falta Replica, несколько приближенных по своим характеристикам к заводской машине.
Сенсацией стала победа Чехословакии в командном чемпионате мира — «Мотокроссе наций» — в 1975 году. Чехам удалось оттеснить на второе место команду Бельгии, за которую выступали три (!) действующих чемпиона мира. Особую значимость победе придавал тот факт, что команда выставила практически серийную машину, поскольку завод специальных аппаратов в «пятисотках» в том году не делал.
На мотоциклах ČZ с успехом выступали в международных соревнованиях советские гонщики Виктор Арбеков, Игорь Григорьев, Гунар Драугс, Владимир Кавинов, Геннадий Моисеев, Павел Рулев и многие другие.
А на мотоциклах для заводской команды появлялось все больше узлов импортного производства — карбюраторы Mikuni, передние вилки Marzocchi, задние амортизаторы Girling или Ohlins. C 1976 года чешские конструкторы опробовали лепестковый клапан на впуске. Увы, серийные аппараты этих деликатесов не получали — и в итоге серьезные гонщики на Западе ČZ уже не покупали. Они стали уделом новичков и тех, кто приобретал машину для покатушек на ранчо.
Мотоцикл заводской команды 1983 года с задней подвеской с моноамортизатором.
Последним удачным сезоном стал для марки 1980 год. Тогда за ČZ выступали не только чешские гонщики Ярослав Фалта и Юри Хуравы, но и расставшиеся с австрийскими мотоциклами Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов. Фалта выиграл две гонки в начале сезона и по итогам чемпионата занял седьмое место. Кавинов принес марке ČZ последнюю победу на этапе чемпионата мира, выиграв Гран-при СССР.
В 1982 году мотоциклы заводской команды получили заднюю подвеску с прогрессивной характеристикой. Через год на трассах появились прототипы с жидкостным охлаждением. Но чешские мотоциклы в своем развитии уже катастрофически отставали от зарубежных машин, и даже фирменные гонщики не могли пробиться в первую десятку. И в 1985 году заводская команда была ликвидирована.
Экспериментальный мотоцикл 1985 года с жидкостным охлаждением двигателя.
А завод продолжал выпускать кроссовые мотоциклы откровенно архаичной для 80-х годов конструкции: с воздушным охлаждением, задней подвеской с двумя амортизаторами и барабанными тормозами. В 1988 году был показан прототип будущего серийного аппарата ČZ 250/520 куда более современной концепции, но в серию он так и не пошел. И с распадом последнего крупного заказчика — СССР — производство кроссачей было свернуто в 1992 году.
Концерн ČZ существует и поныне — выпуская автозапчасти, цепи, турбокомпрессоры и промышленное оборудование. Но к производству мотоциклов он давно уже не имеет никакого отношения. Правда, время от времени появляются слухи о возрождении кроссачей. Последний раз марка засветилась по этому поводу буквально несколько месяцев назад — но то была лишь партия итальянских мотоциклов ТМ с чешской эмблемой на бензобаке.
Выпуск:
Журнал «МОТО» — июль 2015
Автор:
Александр ВОРОНЦОВ, фото из архива редакции
Капсула времени: мотоцикл CZ-350 1986 года с пробегом 1316 км
Мотоциклы завода Česká zbrojovka из чешского города Страконице поставлялись в СССР не столь массово, как родственные Jawa. Эти аппараты обладали особым «заграничным» шармом, и высоко котировались среди отечественных мотолюбителей. Наибольшее распространение на советских просторах получили 350-кубовые модели семейства 472, которое в различных вариациях выпускалось с 1976 по 1989 год.
Финальным аккордом этой популярной линейки стала модель 472.6, попавшая на конвейер в 1985 году. В отличии от тех же «Яв», CZ-350 продавались исключительно как «одиночки», что способствовало авторитету и уважению среди тогдашней молодежи и рокеров. Во второй половине 80-х новенький, в деревянной коробке «Чезет» стоил ровно 1050 советских рублей. Спрос на машину был довольно высок, поэтому нередко мотоциклистам приходилось колесить по всему Союзу, чтобы урвать вожделенную «Чизу» в мото-магазине либо «Спорттоварах».
Где-то в одном из них, в Латвийской ССР и был куплен данный экземпляр модели 472.6. Покатались на нем совсем немного: одометр намотал всего 1318 километров. После чего, как это нередко случается, технику на долгие годы поставили в гараж.
О мотоцикле вспомнили только в этом году и выставили на продажу за 1500 евро. Покупатель нашелся быстро: буквально за считанные дни аппарат исчез из местной доски объявлений.
При некотором внешнем сходстве с Jawa-350, мотоцикл CZ модели 472.6 имел ряд существенных отличий. Это, прежде всего, более легкая трубчатая рама, алюминиевый маятник, алюминиевые пульты на руле и корпус фары, легкосплавные колесные обода, задние амортизаторы более удачной конструкции. По сравнению с прежним 472.5 появился тахометр на приборной панели и электрооборудование на 12В.
2-цилиндровый 2-тактный мотор рабочим объемом 350 «кубиков» имел мощность 22 л.с. и был практически полностью идентичен «явовскому» (были небольшие отличия во впускной и выпускной системах).
Вес аппарата составляет 156 килограмм, а емкость топливного бака — 18 литров. Заявленный производителем контрольный расход топлива — 4,6 л/100 км при скорости 80 км/ч. При этом максимальная скорость мотоцикла достигала 120 км/ч (или 125 км/ч при лежачей посадке).
Помимо СССР и стран Восточной Европы, мотоциклы CZ были широко известны во всем мире. Во многом, благодаря успехам в мотокроссе и эндуро. В 1962 г. предприятие выпустило кроссовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным 250-кубовым двигателем.
На этом аппарате бельгийский гонщик Жоэль Робер завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 годах. В 1964 году на нем же завоевал третье место в чемпионате мира советский спортсмен Виктор Арбеков.
А в 1965-м он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу! В классе 500 кубических сантиметров на мотоцикле CZ чемпионом мира по мотокроссу в 1967 и 1968 годах становился гонщик из ГДР Пауль Фридрихс. С 1947 по 1982 г. команда Чехословакии на мотоциклах CZ неоднократно побеждала и в шестидневных эндуро-соревнованиях.
Распад СЭВ и Чехословакии вызвал серьезные трудности со сбытом мотоциклов CZ. В начале 90-х предприятие выкупила итальянская компания Cagiva. Она наладила на заводе производство собственных моделей Roadster 125 и W8. Однако, в 1998 году итальянцы сами оказалась в глубоком финансовом кризисе и были вынуждены окончательно прекратить производство мотоциклов в Чехии.
Также рекомендую к прочтению материал о штрафплощадке со старыми мотоциклами, новой в коробке Bimota DB1SR 1987-го года с пробегом 0 км, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанном из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750. Статья о новом ИЖ-Юпитер 3 1976 года в заводской упаковке находится здесь, а информация о двух новых Suzuki RG500 1985-го года с пробегом 2 и 8 км — тут. Ну и цикл записей о роторных мотоциклах: советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями, эскортные ИЖ с РПД и абсолютно новый роторный мотоцикл Suzuki RE5 1976-го года.