Мотоцикл для спидвея на льду
Мотогонки на льду. Техника и экипировка. Соревнования и особенности
Мотогонки на льду или ледовый спидвей – уникальная спортивная дисциплина, экстремальная и рискованная. Случаи получения травм спортсменами здесь более часты, нежели в альпинизме или автомобильных гонках. Но именно опасные ситуации на трассе, головокружительные виражи и обгоны, напряженная борьба между гонщиками — этот то, что привлекает внимание к ледовому спидвею, заставляет болельщиков приходить на соревнования, несмотря на мороз. Поначалу такие гонки выступали развлекательным мероприятием для профессиональных мотоциклистов, но с середины 20 в. дисциплина получила официальный спортивный статус. Теперь ее курирует Международная федерация мотоспорта.
Немного истории
Как известно, некоторые спортивные дисциплины привязаны к определенному климату. Так, серфинг появился и получил наибольшее распространение в южных странах, имеющих выход к морю. А вот мотогонки на льду зародились и развивались там, где холодные зимы и много снега. Спортивными центрами стали Россия, Швеция, Финляндия, Австрия, Германия и Нидерланды.
Первая поездка на мотоцикле по льду имела место в 1920 г. Неизвестно, кому это пришло в голову, но его идея имела большой успех. Вскоре стали проводить соревновательные заезды, но они носили любительский характер. По мере развития классического, гаревого спидвея, менялось отношение и к ледовому. В результате он оформился как самостоятельный вид спорта.
В нашей стране становление ледовых мотогонок тесно связано с именем Сергея Бучина. Именно этот гонщик в 1939 г. первым осмелился проехать по ледовому покрытию на своем байке. Это не осталось незамеченным — событие попало на страницы газеты «Красный спорт». У Бучина появились последователи, а спустя 10 лет на ипподроме в г. Москва состязался турнир по ледовому спидвею. В 1959 г. был проведен первый всесоюзный чемпионат, а в 1960 г. прошли соревнования на Кубок дружбы народов, где с нашими гонщиками за победу боролись шведские, чехословацкие и финляндские конкуренты.
На мировом уровне мотогонки на льду дебютировали в 1966 г., а с 1976 г. стали проводиться в том числе в командном формате.
Как проходят мотогонки на льду
Регламент состязаний по ледовому спидвею аналогичен гаревому. Борьба ведется на треке овальной формы, по которому спортсмены едут против часовой стрелки. Протяженность дистанции варьирует в пределах 260-425 м.
По треку команда спортсменов из 4-х человек выполняет 4 круга. Общий маршрут при этом составляет не более 1,7 км. Кто финишировал первым, тот и становится победителем, два других призовых места достаются, соответственно, прибывшим вторым и третьим.
На чемпионатах международного уровня заезды проводятся сериями, и в каждом из них участникам присуждаются баллы. За первенство присуждается 3 очка, за 2-е место — 2, за 3-е — 1, а за 4 ничего. Тот, кто не получает баллов, снимается с соревнований, остальные участвуют еще в нескольких гонках, и баллы при этом суммируются. По максимальному результату определяют чемпиона.
Особенности мотоциклов
Определяющим фактором в ледовом спидвее выступает, безусловно, байк. Мотоциклы для соревнований уникальны и не могут использоваться на дорогах общего пользования. Каждый болид собирается вручную, при этом используются импортные запчасти (из Чехии и Польши), соответственно, стоимость техники совсем не мала и доходит до 1 млн. руб.
Мотогонки на льду предъявляют особые требования к конструкции байков:
Наиболее интересные конструктивные особенности болидов для ледового спидвея:
Тем, кто хоть раз присутствовал на соревнованиях, известно, что на старте гонщики «подпрыгивают» на мотоциклах. Это необходимо для того, чтобы вогнать шипы как можно глубже в ледовое покрытие и не допустить прокручивания колес при выполнении стартового рывка.
Все узлы в мотоцикле легкодоступны, чтобы их в любой момент можно было заменить при выходе из строя. Сидение гонщика и капот заднего колеса — откидывающиеся, и спортсмен может в считанные секунды получить доступ внутрь своего «железного коня».
После соревнований техника располагается в закрытом ангаре, где укрывается попонами для сохранения температуры мотора.
Экипировка спортсменов
Одежде гладиаторов спидвея уделяется особое внимание, ибо она призвана обеспечить его безопасность. Сверху это гоночный костюм, такой же, как в мотокроссе. А под ним — защита грудной клетки и позвоночника. А на левую ногу надевается специальный щиток от колена до носка мотобота.
Некоторые гонщики надевают на себя некоторое подобие рыцарских доспехов — кольчугу, способную защитить при попадании на шипы соперника. Но такое обмундирование прибавляет веса, а потому используется нечасто.
Обязательными элементами снаряжения являются шлем-маска и перчатки-краги. Шлем уберегает не только при падениях и столкновениях, но и защищает от летящих из-под колес осколков льда. С этой целью на маску наклеивается прозрачная пленка: при скоплении на ней ледяной пыли гонщик дергает за специальный язычок и срывает ее, чтобы снова хорошо видеть.
Гонки без тормозов
Рев моторов, специфический запах выхлопных газов, ледяная завеса над треком, борьба колесо в колесо, казалось бы, нарушение всех законов физики, когда мотогонщики преодолевают поворот, практически лежа на боку, борьба в нескольких сантиметрах от опасных шипов – все это ледовый спидвей.
Одним из зрелищных видов спорта в Шадринске, собирающим полный стадион в морозную погоду, несомненно, можно считать ледовый спидвей. Несколько раз в году 16 отчаянных гонщиков выезжают на трек и выясняют, кто из них быстрее пронесется четыре круга по льду. Если на заре появления спидвея такое действо можно было представить как развлечение, то теперь это серьезный спорт. Мы часто говорим о спортивных успехах гонщиков, упоминаем команды, но не задаемся вопросом, какой ценой рыцари льда достигают успеха. О слагаемых победы мы разговаривали с мастером спорта международного класса по мотогонкам на льду призером первенства Европы и участником чемпионата мира Валерием Перцевым, любезно согласившемся провести для нас экскурсию по цеху мотоклуба «Торпедо-ШААЗ», в котором на протяжении десятков лет не устают ковать победы и выпускать гонщиков мирового уровня.
МОТОЦИКЛ
– Валерий Николаевич, что гонщику-ледовику необходимо в первую очередь?
– Первое что требуется – это мотоцикл. В свободной продаже такие байки не купишь, – начал знакомство с техникой Перцев.
Из последующей беседы стало ясно, что каждый из мотоциклов уникален. Есть лишь несколько частных контор, собирающих технику для спидвея. Они изготавливаются из разных запчастей, как правило, импортного производства. В прошлом сезоне стоимость некоторых экземпляров превышала полмиллиона рублей. Когда за последние месяцы экономическое положение в стране изменилось вслед за курсом валют, и все импортное подорожало, это сильно ударило по кошелькам команд.
– Мотоцикл идеальным сразу может быть только для новичков, – погладил железного коня призер первенства Европы. – А вот когда «прикатаются» и начнут повышать результаты, тогда придется улучшать характеристики мотоцикла и тюнинговать его.
Рама
– Для изготовления рамы мотоцикла используют высокопрочную стальную трубу 30 ХГСА. Сейчас в основном используют раму, сконструированную когда-то голландским гонщиком Тайте Боотсма. С такой рамой шадринец Артем Новик стал призером чемпионата Европы, – не преминул напомнить о высоком достижении Валерий Николаевич. – Примерно такую раму делают в Чехии.
Некоторые умельцы изготавливают раму самостоятельно, так сказать, по образцу. Кажется, что рамы внешне все одинаковые, но мотоциклы ведут себя по-разному. Например, Николай Красников опробовал и чешскую раму, и Боотсма, остановив свой выбор на последней. Раму скрывает пластиковый капот, но в случае необходимости он быстро откидывается и открывает нутро мотоцикла.
Вилка
– Обычно используется вилка (устройство мотоцикла, удерживающее переднее колесо, – прим. редакции) от кроссового «Чезета», есть вилки шведской фирмы «Ёлинс», но они гораздо дороже. В том виде, в котором они продаются, вилки не подойдут для ледовых гонок и их настраивают, чтобы они стали более жесткими. Пружины используются максимально жесткие для кросса. Сзади стоит моноамортизатор, а раньше их вовсе не было.
Колеса
– Диаметр переднего колеса 23 дюйма, а заднего 21 дюйм. Любительскому глазу это даже не сразу заметно. Сделано это для лучшей развесовки и распределения нагрузок. Колеса накачиваются по-разному. Спереди под 3 атмосферы, сзади 1,1-1,2 атмосферы. Перед каждым заездом приходится мерить давление и подкачивать колеса.
Шипы
Главное, что бросается в глаза, когда рядом выкатывают мотоцикл или гонщик медленно проезжает мимо зрительской трибуны – это внушительного размера шипы, торчащие из покрышек. Ими механики нашпиговывают колеса, чтобы мотоцикл не юлил на льду и не падал в поворотах. По регламенту допустимая длина до 28 мм.
– В основном в переднем колесе можно насчитать 96-120 шипов, на заднем 180-182 шипа, – играя горсткой шипов продолжил рассказ участник чемпионата мира. – В поворотах нагрузка переходит на переднее колесо, поэтому хватает и меньшего количества шипов. Большее количество на заднем связано с тем, что колеса ведущие и им надо лучше вгрызаться в лед.
– К тому же ошиповка несимметричная. Во время гонки по овалу гонщики движутся против часовой стрелки и в поворотах наклоняют мотоциклы на левый бок, поэтому больше шипов размещают на левой стороне колеса, – указывая на эту особенность продолжил рассказ Валерий Николаевич.
– На задних колесах шипы выстраивают в три ряда: стартовый – на правой стороне колеса, основной – по центру, вспомогательный для поворотов – слева.
Переднее колесо обходится основным и вспомогательным рядами. Раньше экспериментировали с расположением шипов. Сейчас все «устаканилось».
Болельщики могут наблюдать, когда гонщики подъезжают к месту старта, они подпрыгивают на мотоцикле. Это делается для того, чтобы шипы посильнее зацепились за лед, и когда будет дан старт, не случилось пробуксовки колеса. Этим приемом гонщики придают большее стартовое ускорение.
Наличие такого количества острых шипов опасно точно так же, как полотно пилы. Для безопасности гонщиков колеса закрыты капотами и железными дугами, чтобы в случае соприкосновения не нанести травму. Капоты также немного защищают от летящих осколков льда.
Тормоза
Их попросту нет. Гонщики убирают руку с газа и тормозят двигателем. Немного помогают затормозить ботинки, на подошве которых тоже шипы, правда, не такие как на колесе.
Топливо и бак
– Чем заправляют мотоциклы, ведь запах выхлопных газов не бензиновый?
– В качестве топлива используется метанол. По сравнению с бензином у метанола более высокое октановое число, а значит и степень сжатия, лучше производительность мотора. Поскольку заезды скоротечны, то «бензобак» мотоцикла небольшой, в среднем около трех литров.
Когда старт заезда затягивается или назначается перезаезд, в такие моменты можно видеть, как механик бежит с канистрой к мотоциклисту на треке и доливает топливо.
Двигатель
– А вместо сердца пламенный мотор?
– Мотор чешской фирмы «Jawa» объемом 500 куб. см. выдает в заводской версии свыше 60 л.с. Но этого гонщикам мало и механики ломают голову, как улучшить характеристики двигателя: меняют клапана, пружины, шатуны на более дорогие запчасти из более легких и прочных материалов. Это позволяет практически вдвое увеличить мощность мотора.
Двигатель работает на пределе возможностей и раскручивается до 10 000 оборотов в минуту. Из дорогих запчастей быстрее всего изнашиваются поршень, цилиндр и шатун.
Стоимость поршня около 250 евро, цилиндра – 280 евро, шатуна – 250 евро. Вот и считайте, сколько денег надо на участие. При наличие хорошего клубного бюджета эти детали меняются через 3-5 гонок. Их можно и дальше использовать, но мощность двигателя уже не та.
– Валерий Николаевич, перед стартом можно видеть, как к гонщику подходит механик с отверткой и начинает что-то крутить. Что он регулирует?
– Он ослабляет или затягивает болтики на сцеплении. Если гонщик жалуется, что мотоцикл часто взбрыкивает, значит надо чуть ослабить зажим сцепления. Если старт плавный и постоянно «проваливается», то надо подтянуть. Вот и ищут спортсмены золотую середину настроек.
Если гонщик чаще едет по внутренней траектории, то и двигатель со сцеплением надо настраивать так, чтобы он быстро разгонялся и останавливался. Те гонщики, кто предпочитают гнать почти в полный газ по серединке или по внешней траектории используют как другие настройки под каждый стиль езды, так и детали. Но хороший гонщик должен уметь ездить по любой траектории. Вот и механик старается сделать мотоцикл более универсальным для гонщика. Сцепления хватает на год, только диск надо периодически проверять.
– Есть несколько способов запускать двигатель, расскажите о них?
– Стартер на мотоцикле не предусмотрен, к чему лишние детали на гоночном болиде? Мотоцикл заводят с «толкача», или используются внешние стартеры, это видно когда механик как шуруповертом раскручивает мотор.
– Сколько передач у гоночного мотоцикла?
– Коробка передач состоит всего из двух ступеней. Первая – чтобы ускориться со старта, основная – гоночная, включается без привычного выжима сцепления.
– До какой скорости может разогнаться мотогонщик на треке?
– На нашем стадионе «Торпедо» пробовали замерять полицейским радаром скорость на участке после выхода из виража. Прибор зафиксировал что за дугу и 100 метров футбольного поля гонщики успевают разогнаться в среднем до 117-120 км в час.
– Какой вес мотоцикла?
– В сборе около 112-135 кг.
ЭКИПИРОВКА
– Валерий Николаевич, какие индивидуальные средства пассивной безопасности используют гонщики?
– Шлем, стоимость которого около 20 000 рублей. Приобретается в любом специализированном магазине спортивной одежды.
Защита позвоночника в народе называется «черепашка» по внешнему сходству с панцырем.
Она защищает спину и грудную клетку. Изготавливается из пластика. Некоторые гонщики одевают дополнительную защиту на шею, этакий хомутик для снижения нагрузок и боковых перегрузок в случае падения.
– Болельщики могут видеть у гонщиков прозрачную или темную маску на лице. От чего же зависит выбор?
– Все очевидно, в яркую солнечную погоду на очки наклеиваются затемненные светофильтры, а в обычную – прозрачная пленка. Летящая из под колес ледяная крошка царапает пленку, но не стекло. Как только видимость станет плохой, пленку отрывают.
Комбинезон
– В отличие от укутанных в тулупы и валенки зрителей на стадионе, гонщики одевают тонкий комбинезон. Поэтому гонщики стараются надолго не засматриваться на соперников. По той же причине церемония открытия соревнований не затянута. В основном комбинезон шьется из кеврала – плотного и легкого материала. Материал крепкий на разрыв, но вот от шипов все-равно не спасет. Утепляют его изнутри тонкий слой поролона.
Перчатки
– Финские производители придумали специальные перчатки для спидвея, закрытые сверху пластиковыми пластинками от ударов осколков льда. Некоторые гонщики не брезгуют использовать перчатки для кросса.
Обувь
– Обмундирование ног гонщика отличается. В чем?
Это спасает от ударов о лед. Дорогая защита делается из корбона – легка и крепка, но часто гонщики используют бюджетную пластиковую. Во время гонки наколенник очень спасает от травм, но бывает от удара о выбоину и сквозь него достается ноге вплоть до синяков. Все остальное для победы в руках гонщиков.
Статьи похожей тематики
Комментарии
Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: спидвей
Современный мотоциклетный спорт может похвастаться внушительным разнообразием направлений, поэтому с этим материалом мы начинаем серию статей, призванную познакомить вас наиболее важными и интересными дисциплинами более подробно. И первый в этом списке — спидвей.
Общая информация
Само по себе название «спидвей» — это простая калька с английского слова speedway, что переводится как «скоростная дорога». На самом деле, оно не очень хорошо отражает суть соревнований, поскольку в ряде других дисциплин развиваются гораздо более высокие скорости (например, до 350 км/ч в MotoGP против 110 км/ч в спидвее). А вот принятое в России дополнительное название — «трековые мотогонки» — уже подходит гораздо лучше. Дело в том, что гонщики действительно выступают на классическом треке, имеющем форму овала с двумя прямыми отрезками и двумя левыми поворотами.
Немного истории
Самые первые мотогонки, а точнее, гонки с участием мотоциклистов, представляли собой заезды на длинные дистанции, проходившие по трассам общего пользования, соединявшим крупные города. Основной их целью было доказательство того, что лишь недавно увидевший свет мотоцикл, является вполне перспективным транспортным средством. Однако подобным способом привлечь внимание общественности удавалось достаточно плохо: за гонкой просто невозможно было следить. Все, что мог сделать зритель — это в течение нескольких секунд наблюдать за проезжающими мимо участниками и позже ознакомиться с результатами, опубликованными в одной из газет.
Впрочем, общественность все же удалось заинтересовать новой двухколесной машиной и внушительной (по тем временам) скоростью. Настоящий же прорыв в популярности был внезапно связан не с увеличением, а наоборот, с уменьшением масштабов гонок, пришедшимся на 1920-е годы. В дополнение к стремительно развивающимся соревнованиям по мотокроссу, их начали проводить на обычных беговых стадионах или ипподромах — отсюда и относительно небольшая длина круга.
Подобное решение имело достаточно внушительный список преимуществ абсолютно для всех причастных к соревнованиям: от организаторов и гонщиков до зрителей:
В итоге все это вылилось в появление так называемого классического спидвея и проведение в 1936 году первого Чемпионата мира, состоявшегося в Лондоне под эгидой Международной федерации мотоциклетных клубов (ФИКМ), В дальнейшем он начал проводиться ежегодно.
Что касается истории спидвея в Советском Союзе, то, несмотря на отставание нашей страны от Европы в плане технического развития, спидвей был весьма популярен. Первый Чемпионат России был проведен на одном из ипподромов Москвы уже в 1920 году. В дальнейшем соревнования были перенесены на футбольные стадионы, а Чемпионат переименован в Кубок Советского Союза. Он проводился до самой Второй мировой, прервавшей развитие мотоциклетного спорта не только в нашей стране, но и по всему миру.
Впрочем, это абсолютно не означает, что к тому моменту спидвей окончательно сформировался и остался неизменным до наших дней. Наоборот, направление и использующаяся в нем техника продолжили развиваться, что привело к появлению новых разновидностей соревнований.
Виды и особенности трековых дисциплин
Классический спидвей
Классические трековые мотогонки проводятся на кольцевом треке с гаревым покрытием. Длина кольца — от 260 до 400 м, как и у обычной беговой дорожки на стадионе, где организовывались первые соревнования по спидвею. Ввиду небольшой длины трассы, гонка состоит из 4 (реже 5) кругов, при этом ширина трека позволяет одновременно стартовать 4 гонщикам.
Изначально Чемпионат мира строился на системе квалификационных раундов, в каждом из которых гонщики получали очки в зависимости от занятого места. В результате отбора 16 спортсменов переходили в финал, который состоял из 20 заездов. Победителем становился гонщик, который набирал максимальное количество очков в сумме после всех 5 заездов финального этапа. В том случае, когда к концу гонки несколько участников имело равное количество очков, все они объявлялись победителями.
Система отбора участников изменилась в 1955, когда за организацию взялась ФИМ. Квалификация приняла вид зональных соревнований: спортсменам больше не нужно было съезжаться в Англию на отборочные заезды, так как они начали проводиться в других европейски странах. Финал Чемпионата мира в 1961 году также покинул привычный Лондон и от года к году стал менять место проведения.
Еще одно значимое изменение было внесено в систему проведения в 1995. С этого года чемпион стал определяться не по результатам финального заезда, а при проведении 6-этапного мирового Гран-При. Каждый этап состоял из уже привычных 20 заездов (каждый гонщик выходил на трек 5 раз) и был дополнен финальным дополнительным заездом, призванным распределить по местам гонщиков, получивших одинаковое количество очков.
К слову, количество очков, полученное каждым спортсменом, зависело от занятого им места. Так победитель этапа получал 25 очков, серебряный и бронзовый призеры — 18 и 16 очков соответственно, и так далее по нисходящей вплоть до участника на последнем 16 месте, которому доставалось всего 1 очко.
В 2007 году подобный метод подсчета был упразднен, и результаты стали складываться из очков, набранных участниками непосредственно в результате заездов.
Гросспидвей
По сути, гросспидвей является полным аналогом классических трековых мотогонок за исключением размера трека. Вместо беговых дорожек для его организации изначально использовались ипподромы, поэтому длина одного круга достигает 1 км. Большая свобода движения позволяет участвовать в заезде сразу 6 спортсменам.
Этот вид спорта развит гораздо меньше, чем классическая дисциплина, но также курируется ФИМ, которая организует 2 мировых соревнования: Личный и Командный чемпионаты мира.
Гонки по ледяной дорожке
Аналог классического спидвея (по правилам и размерам трека), но проводимый зимой, когда трасса покрыта льдом. В большинстве случаев соревнования проводятся на тех же треках, что и в теплое время года, но иногда трассы специально организуются на замерзших водоемах.
Впервые гонщики выехали на ледяной трек примерно в 1920 годах в одной из скандинавских стран. Точных исторических данных об этом, к сожалению, не сохранилось. А вот выход отечественного мотоциклиста Сергея Бучина на трек для конькобежцев официально отмечен в газете «Красный спорт» от 9.01.1939.
Изначально гонки на льду носили исключительно развлекательный характер, поскольку считались чересчур опасными для официального вида спорта, однако уже в 1940 на ипподроме в Москве были проведены первые официальные соревнования локального масштаба, а в 1960 состоялся первый Кубок дружбы народов. В нем помимо спортсменов из СССР принимали участие мотоциклисты из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Видя нарастающий интерес, ФИМ решила придать соревнованиям официальный статус, и в 1966 году состоялся первый Чемпионат Мира.
Спидвей на земляном и травяном треках
Помимо гаревого и ледяного покрытия гонки проводятся также на земляных и травяных треках, но даже несмотря на ряд локальных чемпионатов, оба этих варианта не получили существенного распространения.
Мотоциклы для спидвея
И последнее, на что стоит обратить внимание — это конструкция мотоциклов, использующихся в гонках. Изначально, когда это направление мотоциклетного спорта только начало формироваться, на трек выходили стандартные модели, поскольку о специальных модификациях под различные дисциплины тогда речи не велось. Но с течением времени, как и во всех других уже сформировавшихся видах спорта, техника начала модернизироваться с учетом особенностей гонки и поверхности трассы.
Для спидвея основными характеристиками мотоцикла можно считать высокую скорость, которая позволяет обгонять соперников на прямых отрезках, и хорошую управляемость, жизненно необходимую при прохождении поворотов. В связи с этим модели для классических трековых гонок, гросспидвея, земляной и травяной дорожки оснащаются 4-тактным одноцилиндровым двигателем объемом 500 см3. При этом двигатель и выхлопная системы расположены в нижней точке рамы, что позволяет добиться большей устойчивости. Руль более широкий — для лучшего контроля переднего колеса. Но самое важное отличие кроется в системе торможения, точнее, в ее отсутствии — снизить скорость гонщик может исключительно путем торможения двигателем.
В неофициальных соревнованиях также могут принимать участие модели с меньшим объемом двигателя — 250 и даже 125 см3.
В гонках на ледовой дорожке участвуют слегка модифицированные модели. Основное отличие заключается в наличии на шинах крупных металлических шипов — порядка 120 на переднем и до 200 на заднем колесе. При этом большая их часть сосредоточена на левом крае шины, поскольку именно от него зависит качество контакта колеса с трассой во время поворота. Наличие шипов также требует дополнительной защиты, поэтому колеса на «зимних» мотоциклах прикрыты широкими, длинными пластиковыми крыльями.