Мотоцикл ковровец к 125
Характеристики мотоцикла К-125
С 1946 года началось серийное производство легких дорожных мотоциклов. Одним из первых представителей этого типа мотоциклов с рабочим объемом двигателя до 125 см в кубе был мотоцикл К-125 Ковровского завода.
Данная модель является базовой семейства легких дорожных мотоциклов. На нем установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 4,25л.с., параллелограммная пружинная передняя вилка с фрикционным амортизатором и неподрессоренное заднее колесо. Он имеет батарейную систему зажигания.
Органы управления в основном расположены на руле. На правой стороне руля размещен рычаг ручного тормоза, при помощи которого затормаживается переднее колесо. Здесь же расположена вращающаяся рукоятка дросселя карбюратора. Демпфер руля вмонтирован в рулевую колонку рамы. На левой стороне руля смонтированы рычаг управления сцеплением, рычаг декомпрессора, переключатель и кнопка сигнала.
С правой стороны мотоцикла под подножкой помещена педаль ножного тормоза, при нажатии на которую тормозится заднее колесо. С левой стороны мотоцикла расположены рычаг пускового механизма и педаль переключения передач.
В коробке электроприборов смонтированы центральный переключатель и контрольная лампочка, которая загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Спидометр помещен на передней вилке; он имеет счетчик общего пробега мотоцикла и указатель скорости.
Двигатель мотоцикла К 125
На мотоцикле К-125 установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель с кривошипно-камерной продувкой и воздушным охлаждением. В одном блоке с двигателем мотоцикла К-125 смонтированы сцепление, коробка передач и генератор.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из картера, цилиндра, поршня, шатуна, кривошипа, коленчатого вала, поршневых колец и поршня.
В картере установлены все вспомогательные механизмы, коробка передач и узел сцепления. Гильза цилиндра, вставлена в головку картера, отливается из серого чугуна. Цилиндр к картеру крепится четырьмя шпильками, которые ввернуты в его горловину. Шпильки проходят через отверстия цилиндра, расположенные в бобышках между ребрами, и вместе с головкой цилиндра закрепляются четырьмя гайками. Между цилиндром и горловиной картера проложена прокладка из электроизоляционного картона, а в месте соединения цилиндра с головкой – термостойкая прокладка из армированного медно-асбестового полотна. На наружной поверхности цилиндра и головки имеется оребрение, улучшающее условия теплоотвода. Цилиндр имеет впускной канал с патрубком для карбюратора, продувочные окна и выпускной канал с выпускным патрубком.
Головка цилиндра дорожного мотоцикла К-125 изготовлена из алюминиевого сплава; в верхней части ее сделаны два резьбовых отверстия – для свечи и декомпрессора.
Поршень с днищем сферической формы отливается из высококремнистого сплава и имеет в верхней части (4,5 мм от кромки днища) две канавки для компрессионных колец, в которых запрессован стопорный штифт, предохраняющий кольца от проворачивания.
Палец запрессован в отверстия бобышек поршня и удерживается от продольного перемещения двумя стопорными кольцами, Холодильники размещены с наружной стороны поршня у отверстий под поршневой палец.
Кривошип – неразборный; состоит из двух маховиков, двух коренных цапф, шатуна и пальца кривошипа.
Шатун, изготовлен из легированной стали двутаврового сечения, имеет малую и большую головки. В малой (верхней) головке запрессована бронзовая втулка, в которую со скользящей посадкой вставлен поршневой палец. В большой (нижней) головке шатуна размещается роликовый подшипник. На левой цапфе кривошипа смонтированы звездочка передней цепной передачи, а на правой – якорь генератора. Кривошип вращается на трех шарикоподшипниках серии М203
Поршневые кольца изготовлены из отливок хромоникелевого чугуна.
Глушитель – разборного типа, состоит из наружной трубы, внутренней решетки и хвостовика.
Глушитель мотоциклов К-125 и К-125М
Система питания мотоцикла К 125
Система питания мотоцикла К-125 включает в себя топливный бак, краник с отстойником, карбюратор и воздухоочиститель. Топливный бак – цельносварной, имеет масломерный стакан емкостью 0,6 л. В центре пробки топливного бака имеется отверстие. Топливный кран смонтирован вместе с фильтром-отстойником. В корпус краника впрессованы две трубки основного и резервного топлива.
Топливный краник с отстойником:
— отстойник;
— сетка фильтра;
— труба резервного топлива;
— труба основного топлива;
— рукоятка краника.
При установке ручки краника вниз (метка 3) краник закрыт. При установке влево (метка 0) – открыта труба основного топлива. При повороте вправо (метка Р) – резервного топлива. К топливному кранику в нижней части привернут стаканчик фильтра-отстойника. Который прижимает сетку фильтра к корпусу краника. Между переходной втулкой, в которую ввернут топливный краник и краником установлены две уплотняющие медно-асбестовые прокладки. Они служат для регулировки положения краника.
На двигателе дорожного мотоцикла К-125 (непосредственно на цилиндре) установлен карбюратор К-30, в который из бака поступает топливо через отстойник, сетчатый фильтр и топливопровод. Карбюратор состоит из двух основных частей: поплавковой и смесительной камер. В крышке поплавковой камеры установлен утопитель; в центре крышки на штуцере крепится нижний конец топливопровода.
Очистка воздуха обеспечивается сетчатым контактно-масляным воздухоочистителем, установленным на наружной части диффузора карбюратора.
Силовая передача мотоцикла К-125
Передняя или моторная, передача состоит из неразъемной втулочно-безроликовой цепи, надетой на звездочку кривошипно-шатунного механизма и на звездочку наружного барабана сцепления. Цепь работает в масляной ванне.
Механизм сцепления – многодисковая фрикционная муфта, работающая в масляной ванне и имеющая два барабана, диски и механизм выключения. К дну большого (ведущего) барабана сцепления приклепана звездочка передней передачи; ведущие диски, изготовленные из пластмассы, вращаются вместе с большим барабаном ( их выступы входят в пазы барабана). На шлицах малого (ведомого) барабана, расположенных по его наружному диаметру, установлены пять стальных ведомых дисков, которые вращаются вместе с малым барабаном. Ведущие и ведомые диски чередуются и все вместе сжимаются пятью пружинами через верхний нажимной диск.
Механизм выключения сцепления состоит из рычага сцепления, гибкого троса в оболочке, рычага с червяком, шарика, штока и грибка. Рычаг сцепления крепится на кронштейне на левой стороне руля. Трос с одной стороны крепится в гнезде рычага сцепления, а с другой – в зацепах рычага червяка. Оболочка троса одним концом вставлена в гнездо кронштейна рычага сцепления, а другим – в гнездо прилива на крышке генератора. При нажатии на рычаг сцепления (выключение сцепления) вытягивается трос, поворачивающий через рычаг червяк. Через шарик, опирающийся на торец регулировочного винта, усилие передается штоку и далее грибку, который своей шляпкой отжимает тарельчатый диск; сцепление выключается.
Пусковой механизм (кик-стартер) смонтирован с левой стороны картера. Пустотелый валик пускового механизма надет на валик ножного переключения передач. На его наружном конце укреплен рычаг пускового механизма, а на внутреннем – зубчатый сектор со спиральной пружиной. Зубчатый сектор, который при поднятом вверх рычаге не находится в зацеплении с шестерней, при нажатии на рычаг входит в зацепление с шестерней; последняя находится в храповом зацеплении с большим (ведущим) барабаном сцепления. Обратный ход рычага обеспечивается возвратной пружиной.
Коробка передач дорожного мотоцикла К-125 сконструирована в одном блоке с двигателем и состоит из первичного вала, пяти шестерен, промежуточного вала и механизма переключения передач. В передней части первичного вала на шлицах с помощью гайки с левой резьбой крепится внутренний барабан сцепления. Первичный вал, выполненный за одно целое с ведущей шестерней, имеет перед шлицами гладкую шейку для посадки внутренней обоймы шарикового подшипника. На ней смонтированы подвижная шестерня второй и третьей передач, основная шестерня и ведущая звездочка задней передачи. На промежуточном валу смонтированы подвижная шестерня первой передачи, ведомая шестерня и шестерня второй передачи.
Механизм переключения передач состоит из валика с рычагом и собачкой переключения, кронштейна и сектора. Основание механизма переключения закреплено двумя болтами в картере и на своей оси удерживает сектор переключения. На крючок основания опираются усы возвратной пружины собачки. При нажатии педали переключения передач вниз ( из нейтрального положения) включается первая передача, при нажатии вверх – вторая передача, а при повторном нажатии вверх – третья передача.
Ходовая часть мотоцикла К-125
Основными узлами и деталями ходовой части мотоцикла К-125 являются рама, передняя вилка, колеса с шинами, грязевые щитки и седло.
Основанием мотоцикла является рама, на которой крепятся все механизмы дорожного мотоцикла. Рама состоит из двух частей: передней в виде параллелограмма и задней в виде треугольника – вилки.
Передняя часть состоит из головки, переднего подкоса, верхней балки и подседельной стойки. Головка рамы служит для крепления передней вилки, а передний подкос и подседельная стойка – для крепления двигателя. В верхнюю балку вварены две трубы, через отверстия которых крепятся топливный бак и кронштейн седла.
Задняя часть рамы (вилка) состоит из двух частей: правой и левой. Верхняя труба пера вилки приварена к верхней балке, а нижняя – к подкосу рамы. На верхних перьях имеются кронштейны для крепления пружины седла. На правом пере предусмотрены кронштейны для крепления верхнего и нижнего щитков цепи и резьбовая трубка для крепления глушителя. На левой вилке – кронштейны для крепления инструментального ящика. В задней вилке имеется паз, в котором крепится ось заднего колеса, и резьбовые отверстия для крепления стоек багажника.
Передняя параллелограммная вилка с центральной спиральной бочкообразной пружиной. Параллелограммная вилка собрана из левого и правого перьев, соединенных трубой с кронштейном для спиральной пружины, основания рулевой колонки со стержнем, головки рулевой колонки, верхней и нижней серег шарнира, амортизатора (демпфера), реактивного упора, буфера и упора оболочки троса с держателем вала спидометра.
Стержень рулевой колонки вращается на двух упорных шарикоподшипниках № 7046905; нижним концом он запрессован в основание; на верхний конец стержня надета головка рамы, которая крепится с помощью гайки.
Перо вилки изготовлено из листовой стали толщиной 1 мм и собрано из двух половинок, соединенных контактной электросваркой. Перья вилки крепятся с основанием рулевой колонки верхней и нижней серьгой. Серьги свободно вращаются в шарнирах. На лицевой стороне каждого пера вилки имеется основание, в котором закреплен резиновый буфер, ограничивающий ход вилки.
Центральная спиральная бочкообразная пружина одним концом навернута на кронштейн соединительной трубки вилки, а другим – на головку рулевой колонки; на верхних и нижних серьгах вилки имеются масленки. Амортизатор состоит из двух тарельчатых неподвижных шайб, тарельчатой пружины, фрикционной шайбы, стяжного болта и маховичка. На вилке болтами крепятся передний грязевой щиток, кронштейны, фара и спидометр.
На мотоцикле установлено нелегкосъемное заднее колесо, которое состоит из обода, ступицы, коротких и длинных спиц, ободной ленты, камеры, покрышки, шарикоподшипников оси и основания тормозных колодок. Ступица заднего колеса – стальная, состоит из втулки ступицы, левого фланца и правого фланца. С обоих концов втулки ступицы сделаны выточки под шарикоподшипники. Осевое положение колеса фиксируется выточками на втулке ступицы и буртиками на оси колеса. Обода переднего и заднего колес вальцованы из стальной ленты в холодном состоянии. Профиль и основные размеры ободов для обеспечения взаимозаменяемости шин регламентированы ГОСТом. Шины на мотоцикле имеют размер 2,5 на 19.
Тормоза колодочного типа: один (ручной) на переднем, а другой (ножной) – на заднем колесе. Тормоз состоит из тормозного барабана, основания колодок и привода. Тормозной барабан крепится на колесе; диаметр его 125мм. Основания тормозных колодок (переднего и заднего тормозов) неподвижны, к ним приклепаны накладки из фрикционного материала. Управление тормозами осуществляется с помощью рычага (на правой стороне руля) передним тормозом и педалью (с правой стороны) – задним тормозом.
Электрооборудование мотоцикла К 125
Схема электрооборудования мотоцикла К-125
Электрооборудование мотоцикла К-125 включает в себя следующие узлы и приборы:
1. генератор Г-35 постоянного тока мощностью 35 вт с номинальным напряжением 6 в. На его передней крышке установлен прерыватель системы зажигания с конденсатором;
2. аккумуляторную батарею 3-МТ-7 емкостью 7 а-ч с номинальным напряжением 6 в;
3. распределительную коробку П-35 или П-35К, в которой установлены реле-регулятор, центральный переключатель на шесть положений, катушка зажигания, контрольная лампа красного цвета и предохранитель. Изменение положений центрального переключателя производится ключом зажигания;
4. фару Ф-17 или Ф-17А с центральной двухнитевой лампой А-7 с нитями дальнего света (32 св) и ближнего света (21св) и лампой стояночного света А-19 (2 св) или А-16 (1 св) при номинальном напряжении 6 в;
5. задний фонарь ФП-7 с лампой А-16 или А-19;
6. переключатель света П-25 или П-25А с кнопкой сигнала, установленный и включающий дальний и ближний свет. Переключатель П-25А имеет нейтральное положение, т. е. может выключать центральную фару;
7. сигнал постоянного тока С-23, С-23Б или С-37 вибрационного контактного типа; состоит из корпуса, крышки, электромагнита с вибратором и мамбранной группы. Регулировка частоты и громкости выполняется с помощью винта, расположенного на корпусе сигнала. Сигнал С-23Б имеет хромированную крышку; сигнал С-37 – малогабаритный;
8. свечу зажигания А11У или А8У; свеча А8У более холодная, что позволяет допускать более высокие тепловые нагрузки двигателя.
9. Монтаж электрооборудования выполнен проводом марки АОЛ сечением 1 мм?, защищенным полихлорвиниловыми трубками, Провод высокого напряжения ПВЛ-1 имеет контактный колпачок для надевания на свечу.
Генератор постоянного тока Г-35 консольного типа, без собственных подшипников, с шунтовым возбуждением, состоит из двух основных частей: статора и ротора (якоря).
Статор, прикрепленный к картеру двигателя двумя винтами, имеет шесть полюсов с обмотками возбуждения, соединенными последовательно. На крышка статора расположены два щеткодержателя, прерыватель системы зажигания клеммовая стойка и фильц для смазки кулачка прерывателя.
Якорь генератора из листовой электротехнической стали имеет 31 паз, в которых размещена обмотка. На вал напрессован коллектор, состоящий из 31 пластины. Якорь торцом, имеющим конусное отверстие, надет на цапфу коленчатого вала; положение якоря на цапфе фиксируется установочной шпоной. На другом торце якоря установлен кулачок системы зажигания.
Кулачок и якорь крепятся к цапфе коленчатого вала одним центральным болтом.
Реле-регулятор состоит из ярма, якоря и контактной системы регулятора напряжения; обмотки напряжения из тонкой медной (частично манганиновой) проволоки; токовой обмотки из толстой медной проволоки. Проверка и регулировка реле-регулятора мотоцикла К-125 здесь.
Центральный переключатель дорожного мотоцикла К-125 – барабанного типа, имеет шесть положений: 0 – все потребители электроэнергии выключены (стоянка в гараже или в пути днем); 1 – включены задний фонарь и стояночный свет фары (ночная стоянка в пути); 2 – включены катушка зажигания и сигнал (езда днем); 3 – включены катушка зажигания, сигнал, задний фонарь и стояночный свет (езда ночью при хорошем освещении улиц); 4 – включены катушка зажигания, сигнал, задний фонарь и центральная лампа фары (езда ночью); 5 – включены катушка зажигания и сигнал (езда без аккумуляторной батареи).
Катушка зажигания состоит из сердечника, первичной обмотки (280 витков толстой проволоки) Начала первичной и вторичной обмоток имеют общий вывод к центральному переключателю. Конец первичной обмотки выведен на клемму П, а конец вторичной обмотки – на контактную точку на цилиндрической поверхности катушки.
Контрольная лампа подключена к контакту центрального переключателя и к клемме П. При положении 2, 3 и 4 ключа зажигания контрольная лампа включается параллельно контактам реле обратного тока.
Фара имеет центральную двехнитевую лампу и лампу стояночного света. Оптический элемент фары ФГ-7 – разборной конструкции с посеребренным рефлектором, а оптический элемент фары ФГ-7А – полуразборной конструкции с алюминированным рефлектором. Центральная лампа и лампа стояночного света вынимаются с тыльной стороны рефлектора без разборки его.
Задний фонарь имеет два стекла – красное и белое; оба освещаются одной лампой.
Мото-Ковров
Тип: | Одноцилиндровый двухтактный бензиновый |
Объём: | 0 123 см3 |
Максимальная мощность: | 4,25 л. с., при 4 800 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 8 Н·м, при 3 400 об/мин |
Конфигурация: | 1-цилиндр. |
Цилиндров: | 1 |
Диаметр цилиндра: | 52 мм |
Ход поршня: | 58 мм |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | воздушное |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 2 |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 3 |
Передаточные отношения: | |
1 передача: | 3,16 |
2 передача: | 1,62 |
3 передача: | 1 |
Синхронизаторы: | нет |
Переключение: | педаль |
— лёгкий дорожный одноместный мотоцикл с двухтактным двигателем, производства завода им. Дегтярёва (ЗиД). Выпускался с 1946 по 1951 год[1]. После модернизации в 1951 году получил индекс
К-125М
. Выпуск мотоцикла К-125М был прекращён в 1955 году в связи с началом выпуска модели К-55.
История
Завод DKW, находившийся в советской зоне оккупации в г. Цшопау, подлежал демонтажу как предприятие, поставлявшее вооружение вермахту. Оборудование, оснастка и техническая документация были вывезены в Москву, Ижевск и Серпухов. Для разработки чертежей модели К-125 класса 125 см3 на заводе ЗиД было создано специальное КБ под руководством Н. Лопуховского. На базе немецких чертежей мотоцикла DKW RT 125 и технологии DKW на заводах ММЗ и ЗиД уже в конце 1946 года развернули серийный выпуск мотоциклов «Москва» М-1А и К-125. Обе машины были идентичны[2], но кое в чём различались. В основном различия касались электрооборудования: У М1А ключ зажигания и контрольная лампа размещались в фаре, а на К-125 катушка зажигания, реле-регулятор, замок зажигания и другие приборы находились в одном блоке под сиденьем.
Ковровец К-125М — модернизация К-125
К-125М (1951—1955 гг.) — модернизация мотоцикла К-125. Вместо параллелограмной вилки на нем установлена вилка телескопического типа с гидроамортизаторами. Сухая масса — 84 кг, максимальная скорость — 70 км/ Ковровец К-125 первый мотоцикл из семьи «Ковровцев». Это отличный, простой, лёгкий, одноместный мотоцикл, собранный на заводе имени Дегтярёва. Мотоцикл был разработан на основе чертежей германского DKW RT 125, впервые мотоцикл сошёл с конвейера в 1946 году. Также вышел «брат-близнец» «Москва» М-1А. Под сиденьем мотоцикла имеют место замок и катушка зажигания, реле-регулятор и прочие приборы.
мотоцикл КОВРОВЕЦ К-125
Устройство мотоцикла
Двигатель
Одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением с двухканальной возвратной продувкой. Двигатель имеет чугунный цилиндр с головкой из алюминия, генератор постоянного тока (6 вольт, 35 ватт), карбюратор с поплавком и игольчатым клапаном. Для двигателя требуется топливо из смеси масла и бензина в соотношение 1 : 25. Двигатель был довольно лёгким — 17,5 кг. Это достигалось не только компактной конструкцией, но и отлитым из алюминиевого сплава картером и головкой цилиндра. Характеристика двигателя была довольно гибкой: наибольшую мощность мотор развивал при 4 800 об/мин, а максимум крутящего момента (0,82 кг·м) приходился на 3 400 об/мин[2].
Трансмиссия
Коробка передач трёхступенчатая. Механизм переключения передач — ножной. Сцепление многодисковое, в масляной ванне. Привод на заднее колесо — открытой цепью.
Ходовая часть
Рама трубчатая, закрытого типа, масса рамы — 5,2 кг. Передняя вилка параллелограммного типа без амортизаторов, заднее колесо неподрессорено.
Характеристики модели «К-125» выпуска 1946-1951 годов
«Ковровец» 125-й серии является одноместным легким дорожным мотоциклом, который оборудован двухтактным одноцилиндровым 4.25-сильным мотором с воздушным типом охлаждения, обеспечивающим максимальную мощность 4.8 тыс. об/мин. Цилиндр мотора изготовлен из чугуна, который вместе с легкосплавной головкой монтируется на алюминиевом картере посредством шпилек. На моторе также располагается переменный электрогенератор «Г-35» и поплавковый карбюратор типа «К-30» с игольчатым типом клапана.
Трансмиссия данной модели представлена в виде трехступенчатой коробки передач с ножным типом переключения. Сцепление многодискового типа располагается в масляном картере. Трубчатая закрытая рама весит немногим более чем 5 кг, а общая масса машины составляет 84 кг, при этом вес двигателя составляет 17.5 кг. Габариты базы составляют 1245×970×675 мм. Максимальная скорость, которую способен развить этот мотоцикл, составляет 70 км/ч. Отметим, что в 1951 году была выпущена модель «К-125М», которая весила уже 88 кг. Она оснащалась передней телескопической вилкой, которая сочленялась с гидравлическим амортизатором.
Техническая характеристика модели К-125М
Длина, мм | 1 950 |
Ширина, мм | 675 |
Высота, мм | 970 |
База, мм | 1 245 |
Дорожный просвет, мм | 150 |
Рабочий вес, кг | 84 |
Макс. скорость, км/ч | 70 |
Средний расход топлива, л/100 км | 2,45 |
Диаметр цилиндра, мм | 52 |
Ход поршня, мм | 58 |
Рабочий объём двигателя, см³ | 123 |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность двигателя, л.с. | 4,25 |
Обороты при макс. мощности об/мин | 4 800 |
Карбюратор | К-30 |
Воздушный фильтр | контактно-масляный |
Топливо | бензин А-66 |
Ёмкость бензобака, л | 9 |
Моторная передача | Цепь ПВ-9,525-1000 |
Передаточное число | 2,75 |
Сцепление | многодисковое, в масляной ванне, фрикционный материал — пробка |
Число ведущих дисков | 3 |
Коробка передач | 3-ступенчатая |
Передаточные числа | I — 3,16, II — 1,62, III — 1 |
Главная передача | открытая цепь ПР-12,7-1800-2 |
Передаточное число | 2,67 |
Колеса (ступицы) | штампованные |
Шины | 65-484 (2.50-19″) |
Седло | пружинное |
Генератор | Г-35 |
Опережение зажигания (мм до ВМТ) | 4,5 |
Стоп-сигнал | отсутствует |
Указатель поворотов | отсутствует |
Модель «К-175»
Устройство двигателя мотоцикла «Ковровец» 175-й модели теперь стало короткоходным с одним цилиндром с двухтактным рабочим циклом. Объем мотора составил 173.7 см³ – до этого в СССР таких двигателей в производстве мототехники не использовали.
От своих предшественников модель стала отличаться внешне: задняя часть закрытого исполнения, на карбюраторе появился защитный кожух, цепь привода также стала защищенной, появилось удобное двухместное сиденье и совершенно новая 16-дюймовая колесная база – таким теперь стал мотоцикл «Ковровец К-175». Технические характеристики также имели существенное различие. Судите сами: 8-сильный мотор выдавал максимальную частоту 5200 об/мин и был способен разогнаться до 80 км/ч при весе 105 кг.
175-й мотоцикл «Ковровец» имеет 1270-миллиметровую базу с дорожным просветом 240 мм. Габариты модели составляют 1980×1070×760 мм. Что касается трансмиссии, то коробка осталась трехступенчатого исполнения с ножным типом переключения передач. В более поздних версиях использовался полуавтоматический выжим. Что касается электрооборудования этой машины, следует отметить, что стала использоваться система постоянного тока с применением АКБ.