Мотоцикл на воздушной подушке моделист конструктор
МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1983-11
СОДЕРЖАНИЕ:
Организатору технического творчества: П.Маева. Забота — общая (1).
Конструктору — в досье: Н.Гулиа. Транспорт, уходящий в будущее (4).
Малая механизация: И.Саварбаев. Тягач-универсал (7).
Конкурс идей: А.Борин. Машущий полет: мифы и перспективы (10).
Общественное КБ «М-К»: И.Ювенальев. Верхом на воздушной подушке (12);
М.Шитиков. «Мотоцикл» агронома (14).
Знаменитые автомобили: Л.Шугуров. …Причислен к гаражу ВЦИК (17).
В мире моделей: Н.Улясов. Глиссер класса А1 (20);
Г.Кибец. Для боя и пилотажа (22);
Ю.Иванов. Стартует «Бригантина» (27);
С неба на парашюте (28).
Авиалетопись «М-К»: В.Кондратьев. Первенцы эпохи реактивных (29).
Морская коллекция «М-К»: Г.Смирнов, В.Смирнов. Броненосцы для Миссисипи (33).
Советы моделисту: (35).
Приборы-помощники: В.Ефремов. Автоматический вольтметр (38).
Электроника на микросхемах: Г.Средников. Электродвигатель-диск (40).
Электроника для начинающих: В.Яковлев. Елка-малютка (43).
Радиосправочная служба «М-К»: (45).
Спорт: Р.Огарков. Новые правила — старые проблемы (47).
ОБЛОЖКА: 1-я стр. — Трицикл-вездеход. Фото Л.Ковалева: 2-я стр. — Конструируют юные техники Ростовской области. Монтаж Г.Карпович; 3-я стр. — Фотопанорама «М-К» по письмам читателей; 4-я стр. — XX первенство СССР по автомодельному спорту среди юношей. Фото Р.Огарнова.
ВКЛАДКА: 1-я стр. — «Мотоцикл» на воздушной подушке. Рис. Б.Каплуненко; 2-я стр. — Автомобиль «Делоне-Бельвиль-45». Рис. Ю.Долматовского; 3-я стр. — Реактивный истребитель Як-15. Рис. М.Петровского; 4-я стр. — Морская коллекция «М-К» Рис. В.Барышева.
МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 1983-11 PDF (скачать)
АМФИБИЯ НА «ПОДУШКЕ»
Прототипом представляемой амфибийной машины стал аппарат на воздушной подушке (АВП) под названием «Аэроджип», публикация о котором была в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 2007 год. Как и предшествующий аппарат, новая машина — одномоторная, одновинтовая с распределённым воздушным потоком. Эта модель тоже трёхместная, с расположением пилота и пассажиров по Т-образной схеме: пилот впереди посередине, а пассажиры — по бокам, сзади. Хотя ничто не мешает и четвёртому пассажиру расположиться за спиной водителя — длины сиденья и мощности винтомоторной установки вполне хватает.
Новая машина, кроме улучшенных технических характеристик, имеет ряд конструктивных особенностей и даже нововведений, повышающих её надёжность в эксплуатации и живучесть — всё-таки амфибия — «птица» водоплавающая. А «птицей» её называю потому, что и над водой, и над землёй передвигается она всё же по воздуху.
Конструктивно новая машина состоит из четырёх основных частей: стеклопластикового корпуса, пневмобаллона, гибкого ограждения (юбки) и винтомоторной установки.
Ведя рассказ о новой машине, неизбежно придётся повторяться — ведь конструкции во многом схожи.
Корпус амфибии идентичен прототипу как по размерам, так и по конструкции — стеклопластиковый, двойной, объёмный, состоит из внутренней и наружной оболочек. Здесь же стоит отметить, что отверстия во внутренней оболочке в новом аппарате расположены теперь не у верхней кромки бортов, а примерно посередине между ней и днищевой кромкой, что обеспечивает более быстрое и стабильное создание воздушной подушки. Сами отверстия теперь не продолговатые, а круглые, диаметром 90 мм. Их около 40 штук и расположены они равномерно по бортам и спереди.
Каждая оболочка выклеивалась в своей матрице (использованы от предыдущей конструкции) из двух-трёх слоёв стеклоткани (а днище — из четырёх слоёв) на полиэфирном связующем. Конечно, эти смолы уступают винил-эфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, а также выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене — они значительно дешевле, что немаловажно. Для тех, кто намеревается использовать такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь хорошую вентиляцию и температуру не менее +22°С.
Рис. 1. Аэроамфибия:
1 — сегмент (комплект 60 шт.); 2 — баллон; 3 — швартовная утка (3 шт.); 4 — ветровой козырёк; 5 — поручень (2 шт.); 6 — сетчатое ограждение воздушного винта; 7 — наружная часть кольцевого канала; 8 — руль направления (2 шт.); 9 — рычаг управления рулями; 10 — лючок в тоннеле для доступа к топливному баку и аккумулятору; 11 — сиденье пилота; 12 — пассажирский диван; 13 — кожух двигателя; 14 — весло (2 шт.); 15 — глушитель; 16 — наполнитель (пенопласт); 17 — внутренняя часть кольцевого канала; 18 — фонарь ходового огня; 19 — воздушный винт; 20 — втулка воздушного винта; 21 — приводной зубчатый ремень; 22 — узел крепления баллона к корпусу; 23 — узел крепления сегмента к корпусу; 24 — двигатель на мотораме; 25 — внутренняя оболочка корпуса; 26 — наполнитель (пенопласт); 27 — наружная оболочка корпуса; 28 — разделительная панель нагнетаемого воздушного потока
После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и одна сторона стекпомата (с более мелкими порами) промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (3-4 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезались при вы-клейке «по-мокрому».
Рис. 2. Оболочки корпуса амфибии:
а — внешняя оболочка;
б — внутренняя оболочка;
2 — подмоторная плита (дерево)
Дополнительно кусочками пропитанной смолой стеклоткани следует аккуратно проклеить все углы и места вворачивания крепёжных деталей. Наружная оболочка сверху покрыта гелькоутом — полиэфирной смолой с акриловыми добавками и воском, придающими блеск и водостойкость.
Стоит отметить, что по такой же технологии (по ней изготавливались наружная и внутренняя оболочки) выклеивались и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, рули поворота, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя. Бензобак (промышленный из Италии) на 12,5 л вставляется внутрь корпуса, в консоль, перед скреплением нижней и верхней части корпусов.
Днище амфибии:
внутренний оболочка корпуса с выпускными воздушными отверстиями для создания воздушной подушки; выше отверстий — ряд тросовых клипс для зацепления концов платка сегмента юбки; к днищу приклеены две деревянные лыжи
Тем, кто только начинает работать со стеклопластиком, рекомендую начинать изготовление катера именно с этих мелких элементов. Полная масса стеклопластикового корпуса вместе с лыжами и полосой из алюминиевого сплава, диффузором и рулями направления — от 80 до 95 кг.
Пространство между оболочками служит воздуховодом по периметру аппарата от кормы по обоим бортам к носу. Верхняя и нижняя части этого пространства заполнены строительным пенопластом, который обеспечивает оптимальное сечение воздушных каналов и дополнительную плавучесть (а соответственно и живучесть) аппарату. Куски пенопласта склеивались между собой всё тем же полиэфирным связующим, а к оболочкам приклеивались полосами стеклоткани, тоже пропитанной смолой. Далее из воздушных каналов воздух выходит наружу через равномерно расположенные отверстия диаметром 90 мм в наружной оболочке, «упирается» в сегменты юбки и создаёт под аппаратом воздушную подушку.
К днищу наружной оболочки корпуса для защиты от повреждений приклеены снаружи пара продольных лыж из деревянных брусков, а в кормовой части кокпита (то есть изнутри) — под-моторная деревянная плита.
Баллон. Новая модель катера на воздушной подушке имеет чуть ли не вдвое большее водоизмещение (350 — 370 кг), чем прежняя. Этого удалось добиться за счёт установки надувного баллона между корпусом и сегментами гибкого ограждения (юбкой). Баллон выклеен из плёночного на лавсановой основе ПХВ материала Уіпуріап финского производства плотностью 750 г/м 2 по форме корпуса в плане. Материал прошёл испытания на больших промышленных судах на воздушной подушке, таких как «Хиус», «Пегас», «Марс». Для повышения живучести баллон может состоять из нескольких отсеков (в данном случае — из трёх, каждый имеет свой клапан наполнения). Отсеки в свою очередь могут разделяться и вдоль пополам продольными перегородками (но такой их вариант исполнения пока ещё только в проекте). При такой конструкции пробитый отсек (или даже два) позволит продолжить движение по маршруту, а тем более добраться до берега для ремонта. Для экономного раскроя материала баллон разделён на четыре секции: носовая, две боркормовая. Каждая секция, в свою очередь, склеивается из двух частей (половинок) оболочки: нижней и верхней — их выкройки зеркально отображённые. В данном варианте баллона отсеки и секции не совпадают.
Рис. 3. Баллон:
а — внешняя оболочка; б — внутренняя оболочка;
1 — носовая секция; 2 — бортовая секция (2 шт.); 3 — кормовая секция; 4 — перегородка (3 шт.); 5 — клапаны (3 шт.); 6 — ликтрос; 7 — фартук
По верху баллона приклеен «ликтрос» — полоса из сложенного вдвое материала Vinyplan 6545 «Арктик», с вложенным по сгибу плетёным капроновым шнуром, пропитанным клеем «900И». «Ликтрос» прикладывается к бортовой планке, и с помощью пластмассовых болтов баллон крепится к алюминиевой полосе, закреплённой на корпусе. Такая же полоса (только без вложенного шнура) приклеена к баллону и снизу-спереди («на полвосьмого»), так называемый «фартук» — к которому привязываются верхние части сегментов (язычки) гибкого ограждения. Позднее к передней части баллона был приклеен резиновый бампер-отбойник.
Я использовал опять же материал Vinyplan 4126, только плотностью поменьше (240 г/м 2 ), но вполне подойдёт отечественная ткань типа перкаль.
Сегменты имеют несколько меньший размер, чем на «безбаллонной» модели. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно самому даже вручную, либо сварить токами высокой частоты (ТВС).
Сегменты привязываются язычком крышки к ликпазу баллона (два — одним концом, при этом узелки находятся внутри под юбкой) по всему периметру «Аэроамфибии». Два же нижних угла сегмента с помощью капроновых строительных хомутиков подвешиваются свободно к стальному тросику диаметром 2 — 2,5 мм, обхватывающим нижнюю часть внутренней оболочки корпуса. Всего в юбке размещается до 60 сегментов. Стальной трос диаметром 2,5 мм крепится к корпусу посредством клипс, которые в свою очередь притягиваются к внутренней оболочке лепестковыми заклёпками.
Рис. 4. Сегмент:
1 — платок (материал «Виниплан 4126»); 2 — язычок (материал «Виниплан 4126»); 3 — накладка (ткань «Арктик»)
Такое крепление сегментов юбки не намного превышает время замены вышедшего из строя элемента гибкого ограждения, по сравнению с предыдущей конструкцией, когда каждый крепился по отдельности. Но как показала практика, юбка оказывается работоспособной даже при выходе из строя до 10% сегментов и частой замены их и не требуется.
Рис.5 Схеммы крепления баллона и сегментов к оболочкам корпуса:
1 — наружная оболочка корпуса; 2 — внутренняя оболочка корпуса; 3- накладка (стеклопластик) 4 — планка (дюралюминий, полоса 30х2); 5 — шуруп-саморез; 6 — ликтрос баллона; 7 — пластмассовый болт; 8 — баллон; 9 — фартук баллона; 10 — сегмент; 11 — шнуровка; 12 — клипса; 13-хомут(пластмассовый); 14-трос d2,5; 15-вытяжнаязаклёпка; 16-люверс
Винтомоторная установка состоит из двигателя, шестилопастного воздушного винта (вентилятора) и трансмиссии.
Рис. 6. Трансмиссия и узлы крепления винтомоторной установки:
1 — выходной вал двигателя; 2 — ведущий зубчатый шкив (32 зуба); 3 — зубчатый ремень; 4 — ведомый зубчатый шкив; 5 — гайка М20 крепления оси; 6 — дистанционные втулки (3 шт.); 7 — подшипник (2 шт.); 8 — ось; 9 — втулка винта; 10 — задняя подкосная опора; 11 — передняя надмоторная опора; 12 — передняя подкосная опора-двунога (на чертеже не показана, см. фото); 13 — наружная щёчка; 14 — внутренняя щёчка
Передача крутящего момента (вращения) с выходного вала двигателя на втулку воздушного винта осуществляется через зубчатый ремень с передаточным отношением 1:2,25 (ведущий шкив имеет 32 зуба, а ведомый — 72).
Воздушный поток от винта распределён перегородкой в кольцевом канале на две неравные части (примерно 1:3). Меньшая его часть идёт под днище корпуса на создание воздушной подушки, а большая — на образование пропульсивной силы (тяги) для передвижения. Несколько слов об особенностях вождения амфибии, конкретно — о начале движения. При работе двигателя на холостом ходу аппарат остаётся неподвижным. При увеличении числа его оборотов, амфибия сначала приподнимается над опорной поверхностью, а затем начинает движение вперёд при оборотах от 3200 — 3500 в минуту. В этот момент важно, особенно при трогании с грунта, чтобы пилот сначала приподнял заднюю часть аппарата: тогда кормовые сегменты ни за что не зацепятся, а передние проскользят по неровностям и препятствиям.
Рис. 7. Подмоторная рама:
1 — основание (стальной лист s6, 2 шт.); 2 — портальная стойка (стальной лист s4,2 шт.); 3 — перемычка (стальной лист s10, 2 шт.)
Управление «Аэроджипом» (изменение направления движения) осуществляется аэродинамическими рулями направления, закреплёнными шарнирно за кольцевым каналом. Отклонение руля производится посредством двухплечего рычага (руля мотоциклетного типа) через итальянский боуденовский трос, идущий к одной из плоскостей аэродинамического руля. Другая плоскость соединена с первой жёсткой тягой. На левой рукоятке рычага закреплена манетка управления дроссельной заслонкой карбюратора или «курок» от снегохода «Тайга».
Рис. 8. Схема рулевого управления:
1 — руль; 2 — боуденовский трос; 3 — узел крепления оплётки к корпусу (2 шт.); 4 — боуденовская оплётка троса; 5 — рулевая панель; 6 — рычаг; 7 — тяга (качалка условно не показана); 8 — подшипник (4 шт.)
Торможение осуществляется «сбросом газа». При этом пропадает воздушная подушка и аппарат корпусом ложится на воду (или лыжами — на снег или грунт) и останавливается за счёт трения.
Электрооборудование и приборы. Аппарат снабжён аккумуляторной батареей, тахометром со счётчиком моточасов, вольтметром, индикатором температуры головки двигателя, галогенными фарами, кнопкой и чекой выключения зажигания на руле и др. Двигатель запускается электростартёром. Возможна установка любых других приборов.
Амфибийный катер получил название «Рыбак-360». Он прошёл ходовые испытания на Волге: в 2010 г. на слёте компании «Велход» в посёлке Эммаус под Тверью, в Нижнем Новгороде. Участвовал по просьбе Москомспорта в показательных выступлениях на празднике, посвящённом дню ВМФ в Москве на Гребном канале.
Технические данные «Аэроамфибии»:
Архив журналов Моделист-Конструктор за 1983 год
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №2:
Мини-трактор: от схемы до пахоты.
Автор статьи делится опытом по проектированию и сборке самодельных мотоагрегата для обработки почвы с использованием серийных узлов и деталей.
«Стрела» класса ЕХ.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели моторного катера спортивного класса ЕХ.
Модель опирается на воздух.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция гоночной модели аэромобиля с передним аэродинамическим крылом.
«Цанговый» паяльник.
Подробное описание различных технологических насадок к электрическому паяльнику мощностью 100 Вт и напряжением 220 вольт, которые позволяют выполнять ряд дополнительных операций.
На ультракороткой волне.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного однолампового УКВ радиоприёмника собранного по схеме 1-V-1.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:
По схеме клина.
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки самодельного двухместного малогабаритного автомобиля с двигателем от мотороллера «Турист».
С парусом в руках.
Особенности конструкции и процесс сборки оригинального парусного вооружения, которое позволяет кататься как на лыжах, так и на коньках.
Электродрель-рыхлитель.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать агрегат для рыхления почвы с применением мощной бытовой электрической дрели.
Труженик просёлков.
История создания, основные данные, модификации, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского грузового автомобиля ГАЗ-51.
Крылья под парусом.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты на подводных крыльях.
В полёте… глиссер!
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции скоростной судомодели спортивного класса B-1.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:
Школьный комбайн.
Подробный обзор самодельного агрегата, предназначенного для обмолота и провеивания зерновых культур.
«Кировец» К-701.
История создания, технические данные, чертежи и рисунки советского колёсного трактора общего назначения повышенной проходимости К-701.
Паритель класса F1A.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера спортивного класса F1A.
Детская в два этажа.
Автор статьи делится опытом по изготовлению различных вариантов детской двухъярусной кровати.
Литейная. на столе.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной установки для литья пластмассы.
Станок-«алмаз».
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального приспособления для резки стекла.
Мой помощник.
В статье подробно описана конструкция самодельного автомата, предназначенного для кормления аквариумных рыбок.
Верхом на погрузчике.
Подробные чертежи и схема для самостоятельного изготовления оригинальной детской игрушки.
Спутник туриста.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного радиоприёмника прямого усиления, собранного по схеме 2-V-2.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:
«Славутич-УТ».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного дельтаплана «Славутич-УТ».
«Парта» дельтапланериста.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный тренажёр для подготовки дельтапланеристов.
Подвиг «Бриллианта»
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского пограничного сторожевого корабля ПСК-29 «Бриллиант».
Як-истребитель.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки советского одномоторного самолёта-истребителя времён Великой Отечественной войны ЯК-7Б.
На корде «Вятка-2,5».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной автомодели с двигателем КМД-2,5.
На одном крыле.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция таймерной экспериментальной авиамодели.
Колёса плюс парус.
Советы и рекомендации по самостоятельной постройке колёсных яхт различных конструкций.
Бетон делаем сами.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению бетономешалки с электрическим приводом.
Мини-ферма: «Забота-раз в неделю».
Подробный обзор двухъярусных клеток, предназначенных для содержания кроликов, разработанных изобретателем И.Михайловым.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:
«Дон» выходит в поле.
Подробный обзор самоходных зерноуборочных комбайнов «Дон-1200» и «Дон-1500».
Автомат на приусадебном участке.
Принципиальная схема и принцип работы различных электронных устройств, которые помогут выращивать сельскохозяйственную продукцию в парниках и на открытых участках.
Пилотажка восьмидесятых.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция пилотажной модели самолёта спортивного класса F2B.
Радиоуправляемая класса F1-V5.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции скоростной радиоуправляемой модели катера спортивного класса F1-V5.
И дело пойдет быстрее.
Автор статьи делится опытом по изготовлению самодельного станка, предназначенного для обработки деревянных, пластмассовых и металлических заготовок.
Кузница из шести кирпичей.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать временную кузницу из подручных средств.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:
«Жучок» для двоих.
Подробные чертежи и схемы для самостоятельного изготовления оригинального микромотороллера с двигателем от мотоцикла М-105.
Ручные мини-сеялки.
В статье приведены различные конструкции самодельных ручных мини-сеялок.
«Отвага, мужество, находчивость. ».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советской дизель-электрической торпедной подводной лодки проекта Щ — «Щука».
Во имя надёжности.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции радиоуправляемой модели автомобиля с модернизированным двигателем КМД-2,5.
Шаг к мастерству.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция резиномоторной модели планера спортивного класса B1.
Пилотажная восьмидесятых.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №6 за 1983 год.
Ремонтирует фирма «Я САМ».
Советы и рекомендации по самостоятельному проведению ремонтных работ в жилом помещении.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:
На стыке эпох.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского экспериментального тяжёлого дальнего бомбардировщика ДБ-А.
Под парусом F5-М.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции радиоуправляемой модели яхты спортивного класса F5-М.
Во имя надёжности.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №7 за 1983 год.
В небе «ноль-девятая»!
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели-копии ракеты «09».
Лампа в вариациях.
Подробный обзор различных конструкций ламп и светильников, предназначенных для эксплуатации в жилых помещениях.
Уголок школьника.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению комбинированного рабочего места школьника.
Тяпка с мотором.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного роторного рыхлителя почвы.
Лифт для пчёл.
Особенности конструкции и процесс сборки оригинального приспособления, предназначенного для облегчения осмотра и транспортировки пчелиных ульев.
Питание для аккумуляторов.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного устройства для заряда автомобильных аккумуляторных батарей.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:
Полет на высоте. сантиметров.
Подробное описание, технические данные, чертежи и рисунки советского экспериментального спасательного катера-амфибии ЭСКА-1.
ИЖ становится тягачом.
Автор статьи делится опытом по модернизации отечественного мотоцикла ИЖ.
В погоне за блуждающими полюсами.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского научно-исследовательского судна «Заря», предназначенного для изучения магнитного поля Земли.
Последний из поршневых.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского поршневого истребителя Ла-11.
«Универсал» класса F3B.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели кроссового планера спортивного класса F3B.
Парусник в. бутылке.
Советы и рекомендации по самостоятельному изготовлению моделей в различных сосудах оригинальной формы.
Второе «сердце» трассовой.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция трассовой модели автомобиля спортивного класса TA-2.
Аэроглиссер.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции радиоуправляемой модели аэроглиссера с микродвигателем рабочим объёмом 2,5 см3.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:
Фреза вместо плуга.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем от мотороллера «Вятка».
С маркой ХТЗ.
Подробный обзор советского сельскохозяйственного энергонасыщенного колёсного трактора Т-150КМ.
Амфибия на ледяном кордодроме.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели-копии аэросаней-амфибии с микродвигателем рабочим объёмом 2,5 см3.
Чтобы выиграть гонку.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой гоночной авиамодели спортивного класса F2C.
Триумф брони над снарядом.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о русских и американских мониторах прибрежного действия и кораблях береговой охраны 1862-1864 года.
Уют для малыша.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению детской деревянной кроватки-люльки.
И ещё одна складная.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинальной складной школьной парты.
Автоматический вольтметр.
Подробное описание, принципиальная схема и принцип работы самодельного автоматического вольтметра.
Акустический пробник.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного звукового пробника, предназначенного для обнаружения логических уровней: низких (логический 0) и высоких (логическая 1).
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:
Тягач-универсал.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки двухколёсного мини-тягача с одноосной грузовой тележкой.
«Мотоцикл» агронома.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального транспортного средства на воздушной подушке.
Причислен к гаражу ВЦИК.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию французского легкового автомобиля Delaunay-Belleville.
Глиссер класса А1.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция кордовой скоростной судомодели спортивного класса A1.
Для боя и пилотажа.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели самолёта с двигателем КМД-2,5.
Стартует «Бригантина».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции кордовой скоростной модели аэросаней с двигателем МК-17 или КМД-2,5.
С неба на парашюте.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракеты спортивного класса S3A.
Первенцы эпохи реактивных.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки первого реактивного истребителя, принятого на вооружение ВВС СССР ЯК-15.
Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:
Трактор ДТ-75С.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советского гусеничного сельскохозяйственного трактора общего назначения ДТ-75С.
Мельница-умелица.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного агрегата, предназначенного для получения муки, как крупного, так и мелкого помола.
«Славутич М-1»: крыло плюс мотор.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного мотодельтаплана «Славутич М-1».
Катер-«снайпер».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о самоходной судомодели свободной конструкции спортивного класса EX.
Ил-4 электро.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция кордовой модели-копии самолёта Ил-4 с двумя электродвигателями и упрощённым фюзеляжем.
Взаймы у стен и потолка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального кухонного шкафа-стенки.
Городки на столе.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать настольную игру городки.
С коляской по лестнице.
Советы и рекомендации по модернизации детской прогулочной коляски.
Суперсверхрегенератор.
Принципиальная схема и принцип работы лампового суперсверхрегенеративного УКВ приёмника.