Мотоцикл ява 350 старушка
Ява 350 Старушка: вишневая классика на все времена
Если 21-я «Волга» является олицетворением автомобильной классики советской эпохи, то среди мотоциклов этот титул однозначно принадлежит «старушке» Jawa 350. Обязательно вишневой (а другие цвета и не поставлялись), с цировками, округлыми боками и блестящими «щеками» изящного бензобака — такие аппараты до сих будоражат сердца и души любителей двухколесной техники.
Несколько лет я пытался найти хоть какую-нибудь «Яву» в состоянии «капсула времени» — то есть в заводском деревянном ящике, в котором эта техника продавалась в торговой сети СССР. Однако, попытки были тщетными: мне попадались различные «Ижы», «Восходы», «Уралы» и даже «Тулицы» без пробега, но на след абсолютно новой Jawa выйти так и не удалось. А какое количество жуликов, разводил и мошенников я повстречал за время поиска — в этой сфере уже работает целая индустрия обмана и кидалова.
И вот однажды, во время посещения субботнего авторынка в небольшом городке я случайно познакомился со своим подписчиком Евгением, который, как оказалось, занимается реставрацией мототехники советского периода. Причем основное его направление — это как раз «старухи» Jawa различных годов и модификаций.
Жека как раз заканчивал работы по своему очередному проекту — «Яве» с коляской образца 1972 года и мы договорились, что при случае я заскочу к нему в гости для более детального ознакомления с этим замечательным аппаратом.
Признаться честно — я никогда не был большим поклонником реставраций и всегда отдаю предпочтение технике, которая сохранила максимум заводских деталей, а также краску и хром. Данный экземпляр подкупил тем, что при его восстановлении использовались исключительно аутентичные чехословацкие запчасти из старых запасов, произведенные еще в 70-80-е годы.
На Западе даже есть специальный термин для таких комплектующих — NOS или New Old Stock. Так вот, конкретно на этой «Яве» количество таких деталей максимально велико: новые обода колес, шины Barum, задние амортизаторы и передняя вилка в сборе, задний фонарь, колени глушителя и сами хромированные трубы и многое, многое другое.
Но больше всего меня впечатлил абсолютно новый, в родной картонной упаковке, сухозаряженный 6-вольтовый аккумулятор производства предприятия Pražská Akumulátorka: нужно только залить свежий электролит и он начнет работать!
А как вам оригинальный ветровой щиток из плексигласа да еще и небольшим зеркальцем заднего вида? В советское время магазинная цена этой вещицы составляла 25 рублей, но в свободной продаже их было не сыскать, а у спекулянтов ценник доходил до 50-60 «деревянных». В наше же время, за данный аксессуар в хорошем состоянии (не говоря уже о новом) просят порядка 200 долларов: за эти деньги можно купить целую «Яву» в убитом состоянии!
Официально, серийное производство «старушек» (typ 360) продолжалось до 1974 года, когда ей на смену пришла более современная модель 634 («вишневка») с дуплексной закрытой рамой и новым мотором.
История этого экземпляра следующая: за основу была взята «одиночка» 1972 года в плохеньком состоянии и ей до пары удалось найти практически новую коляску Velorex, которая долгие годы пролежала на чердаке в превосходном сохране и комплектности.
Кропотливо, шаг за шагом были отреставрированы (либо заменены на оригинальные новые) все элементы мотоцикла, поэтому сейчас он выглядит и работает чуть ли не лучше, чем когда сошел с конвейера завода в Тинец-над-Сазавоу. По такому случаю было решено даже обнулить показания одометра, ведь у мотоцикла теперь началась новая жизнь.
350-кубовый 2-цилиндровый 2-тактный двигатель Jawa выдает 17,7 л.с. и в отрегулированном состоянии удивляет плавностью работы и приятным звучанием. В советские годы, особым шиком среди владельцев Jawa был запуск мотора рукой. Мы тоже попытались проделать этот трюк: что из этого получилось — смотрите на видео внизу статьи!
Опытные «явисты» наверняка заметили на фото некоторый отход от полной оригинальности. Действительно, по сугубо эстетическим причинам, на этом мотоцикле установлено более глубокое (с цировками) передние крыло от «старушки» ранних выпусков (родное есть в наличии), а также похромированы колесные спицы (по заводу идет цинкование).
Более подробную информацию об этой Jawa 350 c коляской можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:
Также в моем блоге можно почитать о новом мопеде «Карпаты-2» 90-х годов, мопеде «Карпаты-2» 1991-го года с пробегом 6 км, пикантной рекламе советских мопедов, новом ИЖ Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, штрафплощадке со старыми мотоциклами, CZ-350 1986 года с пробегом 1316 км, новом мопеде «Верховина-3» 1971 года, новом Иж Юпитер-5 в заводской упаковке, новой в коробке Bimota DB1SR 1987-го года с пробегом 0 км, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанном из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750. Статья о двух новых Suzuki RG500 1985-го года с пробегом 2 и 8 км — тут. Ну и цикл записей о роторных мотоциклах: советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями, эскортные ИЖ с РПД и абсолютно новый роторный мотоцикл Suzuki RE5 1976-го года.
Мотоцикл Jawa 350. «Старушка»
Ява. В СССР с этим словом ассоциировался легендарный чешский мотоцикл, а у курильщиков еще и советские сигареты с фильтром. Старожилы вспоминали, что сигареты те были неплохими, а вот о мотоцикле «Ява» не могли не слышать даже те, кто мотоциклетной тематикой не увлекался. Ведь всё равно, кто-то из родственников или был счастливым обладателем «Явы», или мечтал таковым стать.
Ну и разумеется, соответствующую сумму денег надо было иметь, в начале 70-х «старушка» стоила около 700 рублей, это было весьма ощутимой суммой по тем временам, как мне рассказывал человек, непосредственно прошедший весь этот сложный путь обретения желанного чешского мотоцикла.
Мотоцикл был для своего времени прекрасен, надежен технически, красив визуально. Цвет в основном был бордово- красный.
Дополнительно на крыльях и боковинах были прокрашены золотистой краской полоски, назывались они «цировки». Реставраторы сейчас наносят их вручную, говорят, что и на заводе «цировки» наносились вручную, но я не могу это точно утверждать.
Двигатель на «Яве» двухцилиндровый двухтактный, объемом 350 куб.см, мощностью около 18 л.с. Коробка передач имеет 4 скорости. Тормоза барабанные, электрооборудование с завода шло 6 –вольтовое, владельцы уже своими силами переделывали его на 12 вольт, но многие так и ездили, на 6-вольтовой.
Часть мотоциклов была с коляской Velorex, отличавшейся округлыми формами, имевшей, я бы даже сказал – аэрокосмический дизайн.
Примечательно, что покрышки для коляски имели отличия от покрышек, устанавливавшихся на мотоцикл. С завода, конечно, потом уже владельцы ставили то, что было. Мотоцикл можно было дооборудовать и ветровым щитком из плексигласа. В щиток было встроено небольшое зеркало заднего вида.
«Ява» заводилась кикстартером, в роли которого был переключатель передач, но что интересно- «старушку» можно было завести рукой, если конечно она в хорошем техническом состоянии была. Заводился мотоцикл мягко, и часто – с первого раза.
Производились они по 1973 год, а вот с какого года я точно и не могу сказать, с 1964 вроде. Впрочем, какая разница, главное, что такой мотоцикл был, и оставил свой след в нашей истории, и те у кого он был вспоминают эту машину с теплотой и ностальгией.
«Вишневка», сменившая «старуху»: обзор Jawa 350 typ 634-01
В декабре 1973 года в Советский Союз пришла первая партия (500 штук) новейших чехословацких мотоциклов Jawa 350 typ 634-01. Современная модель пришла на смену устаревшей «старушке», хотя еще примерно год они производились и продавались параллельно.
Мотоцикл изначально создавался с прицелом на необъятный рынок СССР с его слабо развитой сетью качественных асфальтовых дорог, поэтому перед инженерами и конструкторами ставились вполне конкретные задачи и требования: надежность, выносливость, проходимость. неприхотливость, простота обслуживания и ремонта. Техника должна была отвечать строгим запросам не только жителей крупных городов, а и мотоциклистов из отдаленных регионов и сельской глубинки.
При разработке рамы за основу была принята конструкция отлично зарекомендовавших себя спортивных моделей Jawa, предназначенных для труднейших шестидневных мотосоревнований. Ее сделали сдвоенной, закрытого типа, сдвоенного типа — из труб круглого сечения. Такая конструкция в сочетании с колесами увеличенного (с 16 до 18 дюймов) диаметра сделали мотоцикл более универсальным и лучше адаптированным для грунтовых дорог и легкого бездорожья.
Мотоцикл имеет барабанные тормоза диаметром 160 мм. На переднем колесе применена двухкулачковая конструкция, существенно повышающая эффективность торможения.
Двигатель «350-ки» принципиально не изменился: 2-тактный, с двумя чугунными цилиндрами в ряд. По сравнению с предшественницей мощность возросла на 4 л.с. — до 22 лошадок. Цилиндры и головки получили более развитое оребрение, появился игольчатый подшипник без сепаратора в верхней головке шатунов и сепараторный игольчатый подшипник в нижней, двойная цепь моторной передачи. Смазка среднего подшипника коленчатого вала осуществлялась через шприц-масленку (каждые 10000 км).
Максимальная скорость «Явы» 634-01 в одиночном варианте составляет 130 км/ч. Параметры разгона от 0 до 100 км/ч в те годы обычно не указывали, но этот мотоцикл считался довольно шустрой техникой. Правда, в том же 1974-м году у чехословацкой модели появился сильный конкурент отечественного производства: не менее легендарный Иж Планета-Спорт. Брутальный и молодежный «ПээС», имеющий в своем арсенале 32 л.с., с легкостью уходил от Jawa на светофорах. Зато «вишневка» брала свое в аспектах надежности, культуры хода и общей сбалансированности.
Бак вмещает 16,2 литров, что при контрольном расходе топлива (смесь бензина с маслом) в 4 л/100 км позволяет проехать без заправки свыше 400 километров.
Снаряженная масса такой «Явы»-одиночки составляет 155 килограмм, при этом грузоподъемность машины достигает 180 кг (2 взрослых ездока).
Внешний облик 634-01 разительно отличался от «старушки» 360-00: на смену плавным округлым линиям и пришли рубленные формы 70-х, но тогда это было в моде.
В 1976-м году подобная Jawa 634-01 стоила ровно 950 советских рублей (с коляской — 1360 рублей). Для сравнения: CZ-472 оценивался в 850 рублей, за Иж Юпитер-3 просили 740 «деревянных», а Планета-3 и вовсе обходилась в скромные 650 рублей. На вершине тогдашнего предложения «одиночек» находился уже упомянутый Иж Планета-Спорт: ровно 1000 рублей.
Данный экземпляр был изначально найден в комплектном состоянии, но с приличным пробегом — свыше 70 тысяч километров. Аппарат был разобран до последнего болтика и прошел все стадии реставрации: пескоструй, покраску, капремонт двигателя, перехром, перешив сиденья и так далее.
Реставратор старался по-максимуму использовать оригинальные запчасти и комплектующие из старых запасов. Например, были найдены абсолютно новые пульты, задний стоп, амортизаторы. Из «новодела» тут только глушители, современная резина Mitas в заводском размере, ручки и резинки на подножках.
Более подробную информацию (включая запуск мотора) об этой Jawa 634-01 можно узнать из нового видео, которое я залил на свой Youtube-канал:
Также в моем блоге можно почитать о новом мопеде «Карпаты-2» 90-х годов, мопеде «Карпаты-2» 1991-го года с пробегом 6 км, пикантной рекламе советских мопедов, новом ИЖ Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке, штрафплощадке со старыми мотоциклами, CZ-350 1986 года с пробегом 1316 км, новом мопеде «Верховина-3» 1971 года, новом Иж Юпитер-5 в заводской упаковке, новой в коробке Bimota DB1SR 1987-го года с пробегом 0 км, кастом-байке на базе ИЖ Планет Спорт, трех самых быстрых мотоциклах эпохи СССР, спортбайке Yamaha RZ500N 1985-го года с пробегом 0 км, кафе-рейсере, сделанном из популярной Yamaha YBR-125 и кастоме SKULL от DoZer garage с советским мотором К-750. Статья о двух новых Suzuki RG500 1985-го года с пробегом 2 и 8 км — тут. Ну и цикл записей о роторных мотоциклах: советские мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями, эскортные ИЖ с РПД и абсолютно новый роторный мотоцикл Suzuki RE5 1976-го года.
Комментарии 498
У меня такая только колени и трубы не айс
Ява пластмаска при моей памяти 1100 в магазине стоила.
Работа отличная но мне кажется немного не в старый цвет ( или цветопередача)
Немножко уточню ПС стоил ровно 1000 и один рубль.Ещё помню народ удивлялся-Почему именно тысяча один?Это я хорошо запомнил.
У моего Отца такая ласточка была. Отцовский брат(дядя мой) алкаш пропил его. Правда и Отца моего тоже нет со мной…
Это необычайно феерично и бывает раз в жизни…
После этой модели привык к кулисе переключения и при первой же возможности механизм переключения впихивал во все последующие модели.
Мастер молодец! жаль цвет не совсем вишневым вышел, или так на фото получилось. Ностальгия накатила )))
60 лет «Старушке»: история легендарного мотоцикла Jawa
Кто из нас не помнит красивые вишневые мотоциклы из Чехословакии? Вспоминаем, чем была знаменита модель»Ява», почему ее любили больше советских «Ижей», где тусовались ее владельцы в СССР и почему чешская марка потеряла мировое лидерство.
В послевоенные годы восстанавливающейся экономике Европы нужен был простой, дешевый транспорт — так появились первые малолитражные автомобили. Все хорошо знают Citroen 2СV и VW Kaffer (он же «Жук»), покорившие сердца европейцев. В Стране Советов автопром еще не полностью сформировался, и производство дешевых малолитражек было налажено на заводе МЗМА (позже — АЗЛК). Но что европейцу доступно, то советскому человеку дорого. Поэтому-то в нашей стране пользовались популярностью мотоциклы.
Мотопромышленность в СССР была более-менее развита и до войны. С 1928 года выпускались достаточно интересные модели марки «Иж» в Удмуртии, в том числе весьма передовые по тем временам крупные модели «Иж»-1 и «Иж»-2 с большими V-образными «двойками» объемом 1 200 кубических сантиметров.
Но все планы по серийному производству мотоциклов так и остались планами — началась война. Ну а после войны советское руководство решило не изобретать велоси… то есть мотоцикл, а воспользоваться трофеями.
Немецкие чертежи и оборудование с завода фирмы DKW получили как «ИжМаш», так и Минский мотовелозавод. Ижевцы освоили выпуск техники посолиднее — «Иж»-350 с двухтактным мотором в 350 «кубов». Велосипедному заводу из Минска достался легкий мотоцикл с мотором 125 «кубов». Позднее к выпуску мотоциклов по чертежам DKW приобщился Завод имени Дегтярева, создавший марку «Восход».
Мотоцикл «Иж»-350 1946-1951 г.в.
В советской провинции предпочитали примитивную технику, которую не то что бы было просто ремонтировать… но которую в идеале можно было вообще не обслуживать, пока что-нибудь не отвалится. В селах «на убой» укатывались «Ижи», «Восходы» и «Мински».
Рождение легенды
Первый мотоцикл, выпускавшийся на заводе «Ява»
Тяжелый немецкий мотоцикл с полулитровым мотором был дорогим, а потому не пользовался популярностью. Поэтому в 1932 году завод Jawa явил миру свою собственную разработку — легкий мотоцикл с 175-кубовым мотором, в 1934-35 годах наладил производство моделей с моторами 250 и 350 «кубов». В предвоенной истории марки было много интересных моментов, но полную победу Jawa одержала над своими покупателями в 1946 году.
Первый мирный год после войны. Страны отходят от потрясений. В Париже проходит выставка авто- и мототехники. Большинство фирм представляет свои предвоенные разработки, иногда наспех доработанные. А вокруг стенда Jawa не стихает ажиотаж. Чехи представили абсолютно новый мотоцикл!
Во время оккупации Чехии завод Jawa занимался ремонтом и обслуживанием немецких мотоциклов. И, конечно же, никаких своих разработок на заводе вести было нельзя. Но инженеры и механики завода в тайне от немецкого руководства разработали, испытали, подготовили документацию к серийному выпуску и даже изготовили чуть меньше тысячи сборочных комплектов для производства мотоцикла, имеющего мало общего с типичным двухколесным транспортом 40-х годов.
Двухтактный двигатель 250 с возвратно-переменной продувкой, четырехступенчатая коробка передач с автоматическим выключением сцепления, передняя телескопическая вилка и задняя свечная подвеска, одинарная рама из стальных труб квадратного сечения… По тем временам — настоящий прорыв.
Дизайном мотоцикл тоже выделялся на фоне других. Развитая облицовка фары, плавно перетекающая в перья вилки, бензобак каплевидной формы с хромированными боковинами… Довершали облик хромированные глушители в стиле «рыбий хвост». А главное — какая аккуратность! Вся проводка убрана заподлицо, и даже карбюратор прикрыт алюминиевым кожухом.
Конечно же, столь современный, красивый и к тому же недорогой мотоцикл сразу нашел своего покупателя. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 начлась современная история марки.
Легенда едет в Союз!
В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть «Пераку» приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.
Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием «Кивачка». В Советском Союзе вначале прижилось название «Чекушка» из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название «Старушка».
Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители «рыбий хвост».
Но перед советской публикой будущая «Старушка» предстала уже в другом виде: с сигарообразными глушителями. В СССР «Ява» продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.
Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой «дубовый», как советские «Ижи»! «Яву» было за что любить. Выпускавшийся тогда же «Иж»-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у «Ижа», Jawa стала крайне популярной в городах.
«Ява» 350 «Калифорниан»
Тусовки любителей Jawa в СССР
Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.
Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных «Яв», не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).
Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с Jawa Californian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.
«Ява» 350 «Калифорниан». Хорошо заметны трубки от системы ойлмастер
Классификация владельцев
Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.
Самыми спокойными были «неклубные» люди. Они просто тихо-мирно подъезжали к магазину, здоровались со знакомыми и ехали дальше своей дорогой. Мотоциклы их описывать бесполезно, потому что это был «полный сток». Максимум могли быть привинчены зеркала и поворотники.
Барыги, то есть нелегальные торговцы запчастями, общались исключительно между собой — кому надо, сами подойдут и спросят. Одеты в потертые коричневые кожаные курки, достать которые простому смертному в те времена было невозможно. Мотоцикл в обязательном порядке оснащался «южным багажником» — конструкцией для перевозки трех внушительных кофров (обычных чемоданов). Иногда их «Явы» к тому же имели и коляску. Из запчастей у них было все, что нужно. В том числе и то, что нельзя было достать в широкой продаже, — на то они и барыги.
В провинции тоже находились любители «Явы», но нечасто
Мажоры (пижоны, дэнди) ездили компаниями по 2-3 мотоцикла, всегда самой последней модели. Когда появилась Jawa 634, сразу пересели на нее. Стиль одежды вызывал почти что отвращение у весьма однотипно одетых прохожих. В прикид дэнди входили: темные очки по последней моде, свежайшая кожаная куртка и такие же ботинки. Дополняла этот облик яркая, чаще желтая, рубашка. Общаться с ними, естественно, мало кто желал, и поэтому надолго они у магазина не задерживались и ехали «мажорить» дальше.
Спортсмены ездили по одному и редко. Но друг друга, конечно, знали. Общего облика самих спортсменов не выявить, одевались кто во что горазд. Но мотоциклы каждый раз привлекали внимание почтенной публики. Первое, что сообщало о приближении спортсмена, — звук грамотно обрезанных глушителей. Далее появлялся и сам мотоцикл.
Серийная «Ява» 250 спорт для шестидневных гонок
Обычно — «двухгоршковая» «Старушка» с цилиндрами и головками от 634-й модели (когда это стало возможно). Стоковая фара заменена на что-нибудь менее массивное. Вместо спидометра — тахометр от «Жигулей». Опиленные, иногда поднятые глушители и полное отсутствие лишних деталей. Ради экономии веса мотоцикл лишался центральной подставки, части облицовок. Оба крыла опиливались, а переднее приподнималось повыше.
Туристы, высшая каста владельцев Jawa, для молодежи были куда авторитетнее, чем весь ЦК вместе взятый. Эти загорелые люди в возрасте побывали во всех уголках страны. О них ходили разнообразные легенды, имевшие немало общего с истиной. Они могли перебрать мотор в поле за пару часов и имели привычку чинить мотоцикл, не имея под рукой никаких запчастей.
Есть пара случаев, которые были рассказаны лично мне одним из путешественников…
После незначительного ДТП у «Явы» погнулась вилка, так что ехать стало невозможно. Но поскольку ехать было нужно, она была прямо на обочине разобрана и приведена в чувство при помощи подручных инструментов.
Также был момент, когда внезапно разболтался ступичный подшипник. Конечно же, новые ступицы не входили в список обязательных запчастей в дорогу, поэтому в зазор между подшипником и ступицей были вставлены куски обычного бритвенного лезвия, и мотоцикл успешно вернулся домой.
Сами мотоциклы туристов заслуживают отдельного разговора. Большинство предпочитало 350-й мотор, но мой знакомый, например, предпочитал «младшую» 250-ю модель. В обязательном порядке мотоцикл, вне зависимости от года выпуска, оснащался глубокими крыльями. Дуги безопасности на мотоцикле были в порядке вещей. Кстати, кроме своих прямых обязанностей, дуги были еще и резервуарами для масла или любой другой жидкости — для этого они оснащались парой пробок. Частенько дуги ставились не только спереди, но и сзади.
Фирменная коляска была под стать мотоциклу
Багажник — естественный атрибут туризма. Иногда — с кофрами, сделанными на заказ. Центральная подставка, не держащая утяжеленный мотоцикл на грунте, заменялась боковой подставкой и большой плоской пластиной, удерживавшей его даже на рыхлом песке.
Общаться туристы предпочитали между собой. Расставляли мотоциклы по периметру своей территории, в центр клали «Глобус Советского Союза» и начинали строить планы своих «прогулок». К слову сказать, поездка из Ленинграда в Крым через Украину со счастливым возвращением через Керчь считалось почти увеселительной прогулкой. И уж точно не являлась подвигом.
Туристы и спортсмены в среде владельцев «Яв» были вовсе не случайными людьми. Они, как никто другой, оценили надежность удобство и универсальность «Явы». На одних и тех же мотоциклах одни ездили тысячи километров, загруженные сотней килограммов пожитков и необходимых запчастей, а другие свечкой спрыгивали с бордюров и могли перемещаться на заднем колесе, пока не надоест.
Speedway Jawa 500 cm³
Спортивные победы
С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.
Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.
Jawa 350 cm³ V4 1969 г.
Новое поколение
После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока «Чекушка» была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые — рама и подвеска.
Ходовая часть у модели 634 была на мировом уровне, но двигатель сильно подкачал. В Европе все уже хотели тихий и недымный четырехтактный мотор. Поэтому основным рынком сбыта оставался СССР, где на фоне своих мотоциклов, производящихся все еще на трофейном оборудовании, новая модель была просто высшим шиком.
Еще через 10 лет выходит в свет модель 638, отличающаяся от предыдущей обликом и повышением напряжения в бортовой сети с 6 до 12 вольт, новой коробкой передач и передней вилкой разработанной на CZ. Она в Европе не просто не пользовалась популярностью, она там откровенно не продавалась. Некогда передовой, а теперь отсталый завод держался на плаву только за счет рынков коммунистических стран.
Что теперь?
В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.
Эти платежи не позволили заводу Jawa разориться, но мировым производителем за 20 с лишним лет независимости Чехии он, увы, не стал. Инженеры осваивали выпуск новых моделей, хоть как-то способных на конкуренцию в бюджетном классе мотоциклов.
«Ява» 350, производящаяся в наши дни
Большинство современных «Яв» построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.