Мотоцикл ява 500 кубов
Редкая Jawa 500 ohc (1 фото + 1 видео)
Технические характеристики мотоцикла
Двигатель двухцилиндровый четырёхтактный
Рабочий объем цилиндров 488
Cтепень сжатия 7:1
Максимальная скорость 135км/ч
Генератор 6в 60Ватт
Длина 2110мм
Высота 982мм
Ширина 720мм
Вес 156кг
Бак 16л
Расход 4,5л. на 100км
После войны было принято решение выпускать более простые и дешёвые двухтактные мотоциклы. Но через пару лет покупатели потребовали более силный мотоцикл.
И уже в 1950 году в Яве подготовили пол-литровый двигатель и с 1952 года началось серийное производство Явы 500, Тип 15/00. Двигатель был воздушного охлаждения, четырехтактный двухцилиндровый. Кулачковый вал в головке цилиндров (OHC) приводился червячной передачей. Объём цилиндров 488 см3 ( Ø 65 х 73,6), мощность 19,1 кВт ( 26 л.с.) при 5 000 об/мин.
Коробка передач была четырехступенчатая. Магнитное динамо Lucas было скоро заменено динамо-батарейным зажиганием PAL мощностью 60 Вт.
У Типа 15/01 изменился привод кулачкового вала – коническими колесами с зубьями типа Gleason. Смазку обеспечивал масляной насос, отделный масляный бак содержал 4,5 литра масла.
Рама была похожа на Яву 250, но была соответствено усиленая, так как предполагалось присоединение коляски. Объём бензобака 16 литров, и к нему крепилось сидение как и на Яве 250.
Телескопической передняя вилка оснащалась масляным амортизатором, заднее колесо было подрессорено сколзящими телескопическими амортизаторами с витыми пружинами.
Размер шины переднего колеса 3,25 – 19, заднего 3,50-19.
Весил мотоцикл 156 кг, и достигал максимальной скорости в 135 км/час, расход бензина 4 литра/ 100 км.
В 1953 году начал выпускаться Тип 15/02 с усовершенствованым двигателем. Мощность увеличилась до 20,6 кВт ( 28 л.с.). Вес мотоцикла достиг 174 кг, максимальная скорость достигла 147 км/час.
С 1956 года стали устанавливать удобное двойное седло.
Последняя Jawa 500 OHC съехала с конвеера в 1958 году и тем самым окончилось серийное производство четырехтактных двигателей Jawa.
Jawa 500 R 1987 г.
Описание модели
Это было чистое любительство и внутренее желание как-то улучшить Яву. В 1986-м году появился первый образец. Одноцилиндровый 4Т мотор ОНС имел ф89 мм, ход поршня 79.4 мм и рабочий объём 494 ссм. При степени сжатия 8,2:1 выдавал 34 л.с. Была взята самая «мягкая» версия Ротакса, чтобы можно было его завести кик-стартером. Ради снижения цены решили обойтись без электростартера. Трансмиссия пятиступенчатая. Наиболее подходящими оказались карбюратор Амал и глушитель Микрон. Ходовая была без существенных изменений взята модели 634, с обычными доработками для Англии- асимметричная фара для левостороннего движения, спидометр в милях, задний фонарь, допущенный к эксплуатации в Англии. На левой стороне руля был рычажок декомпрессора. В бак умещалось 15 л бензина, в масляный бачок с Ойлмастера вместо левого бардачка- 3 л. Колёса 18″ с барабанными тормозами ф160 мм были самым слабым местом, особенно при езде с боковым прицепом Велорекс. Вес мотоцикла достиг 170 кг. Максимальная скорость одиночки- 145 км/ч. Расход топлива составлял около 4 л/100. В 1987-м году мотоцикл был представлен общественности на Motorcycle Show в Бирмингеме, и вызвал у англичан весьма заметный интерес.
Простой одноцилиндровый 4Т всегда был «английским» мотоциклом, а в те времена ничего подобного на рынке не было, только навороченные многоцилиндровые японцы. Привлекательная цена в 1548 фунтов способствовала решению запустить малую серию. В Кингс Линн изготовили своими силами 50 шт. В невероятных условиях! Почти на коленке резали крепления двигателя на рамах и варили новые, переделывали впуск, меняли все тросики, монтировали глушители. В 1988-м году Ява наладила выпуск модели 638, и под натиском панов Петра и Чапа начала подготовку ходовой под Ротакс прямо на заводе в Тынце.
Технические характеристики
Двигатель Одно цилиндровый
Рабочий объем цилиндров 494 см3
Тактов 4
Мощность 27.00 л.с. (19.7 кВт) @ 6000 об./мин.
Компрессия 9.2:1
Диаметр х Ход поршня 89.0 x 19.4 мм (3.5 x 0.8 дюймов)
Клапанов 4
Контроль топлива OHC
Охлаждение Воздушное
Коробка передач 5 скорости
Привод Цепь
Макс. скорость 138.0 (85.7 mph)
Вместимость бензобака 15 л.
Передняя покрышка 3.25-18
Задняя покрышка 3.50-18
Передний тормоз Один диск
Задний тормоз Барабанный
ПОДПИШИСЬ НА МОЙ ПРОФИЛЬ ДАЛЬШЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНЕЙ
ХОЧЕШЬ ТОЖЕ ТАКУЮ ЯВУ ПИШИ МНЕ, ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ЗАПЧАСТЕЙ НА МОТОЦИКЛЫ ЯВА, ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННАЯ РЕСТАВРАЦИЯ МОТОЦИКЛОВ
60 лет «Старушке»: история легендарного мотоцикла Jawa
В начале 1930-х годов начался выпуск мотоциклов конструкции британского инженера Джорджа Уильяма Патчетта. Мотоциклы были оснащены 175-кубовыми двухтактными моторами. В 1946 году на Парижской выставке был продемонстрирован 250-кубовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Послевоенное семейство мотоциклов с двухтактными моторами рабочим объемом 250 и 350 куб.см принесло фирме мировую известность
Jawa 350/640 Sidecar
С 1960-х годов Jawa начала поставку мотоциклов для СССР. Технически модели долгое время не совершенствовались и после распада социалистического лагеря фирма оказалась в кризисе. Компания Jawa (с 1997 года — Jawa Moto) значительно сократила объемы производства, выпуская около 10 тысяч мотоциклов в год. В 1993 фирма начала выпуск мотоциклов, оснащенных 250-кубовыми двухтактными двигателями с жидкостным охлаждением, легкой и прочной рамой из стальных труб (модель 250/593 Master).
После распада Чехословакии филиал компании в Поважска-Быстрица в 1995 году стал выпускать легкие мотоциклы Mosquito, оснащенные 50-кубовым мотором словенской фирмы Tomos.
В 2000-х годах основную программу выпуска составляли легкие и средние мотоциклы. Легкий мотоцикл Dandy — наследство небольшой фирмы Jikov, с которой компания Jawa объединилась в 2000 году. Производятся две версии этой машины — с 50-кубовым мотором Minarelli жидкостного охлаждения и со 125-кубовым тайваньским двигателем воздушного охлаждения, выпускаемым по лицензии Honda.
В 2003 году появилась модификация 125 Sport, выпускающаяся также в исполнении 125 Dakar.
JAWA Moto s.r.o.
Машина выполнена в стиле sсrаmblеr: шины с развитыми грунтозацепами, высоко поднятое переднее крыло. Аналогичным 125-кубовым силовым агрегатом комплектуются мотоциклы серии 810 — классический дорожный вариант 125/810.5 Travel и кастом 125/810 Chopper. От семейства Dandy они отличаются лишь дизайном, слегка увеличенной базой и барабанным задним тормозом. Остается в производстве легкий мотоцикл Jawa Robby, названный в честь довоенной модели Jawa Robot и комплектуемый 50- и 100-кубовыми двигателями Suzuki с распределительным валом в головке цилиндра.
Мотоциклы средней кубатуры с двухцилиндровыми 350-кубовыми двигателями появились в 1948 году. Нынешнее семейство выпускается с 1991 года. Базовой моделью является Jаwа 350/640, которая предлагается в версиях Ваsiс, с круглой фарой, и Style, с прямоугольной фарой и маленьким полуобтекателем. На основе этого классического дорожного мотоцикла производятся специальные модификации, в том числе для полиции и почтовой службы, оснащенные дополнительным оборудованием. Мотоцикл Jаwа 350/639.2 Californian выполнен в стиле сustоm, а вариант 350/640 Tramp стилизован под мотоцикл двойного назначения. Все 350-кубовые мотоциклы различаются лишь внешностью и рядом технических параметров.
В 2003 году начался выпуск мотоцикла Jawa 650 Classic с имеющим два распределительных вала двигателем Rotax, который оснащен электростартером и установлен в стальную трубчатую полудуплексную раму.
Первый триумф
После окончания войны промышленность Европы начинала потихоньку подниматься с колен. В 1946-ом году организовали Парижский автосалон, на который многие заводы привезли показывать свои новинки. Точнее как, новинки, — в лучшем случае это были слегка модернизированные и доработанные довоенные модели. Тем сильнее был эффект сконструированного и обкатанного прямо под носом у немцев “Явы Перака”. Кроме гораздо лучшей по качеству начинки, чем у всех остальных представленных на выставке моделей, он обладал еще и очень стильным дизайном, который окрестили дизайном “нового времени”.
Можно и не говорить, что рынки трещали от наплыва желающих приобрести подобное чудо.
Ява 500
Хай! В обзор лучших байков чехословацкого бренда попала и первая Ява. Этот железный конь появился на свет благодаря приобретенной у немецкого производителя мотоциклов Wanderer лицензии. Собрали его в Праге на оружейном заводе, что назывался «Збройовка». Отцом легендарного ретро мото считается основатель фирмы Ф. Яничек. Мы постараемся сполна описать знаменитый 500-кубовый двухколесный, фотографии которого также прилагаются к статье.
Описание Jawa 500 с фото
Купить этот мотоцикл в наше время можно лишь за невероятно большие деньги, поскольку лишь единицы моделей этой линейки смогли сохраниться до этого дня. Да и количество выпущенных «OHV Rumpal» составляло скромные чуть больше 1000 экземпляров. Базой для создания этого стального скакуна стал немецкий мото «Вандерер». Самый первый мотоцикл Ява был произведен на свет в далеком 1929 году. В это время и был официально зарегистрирован бренд «Jawa».
Несмотря на массу общего с германским байком, чехословацкий пол-литровый двухколесный был обустроен несколькими уникальными узлами. В числе последних максимально каплеобразная форма топливного бака. Первая одноцилиндровая Ява 500 имела полушаровую камеру сгорания и могла выдать аж 18 лошадок (Как для конца 20-х — начала 30-х гг. прошлого века, это довольно-таки впечатляющий силовой показатель).
Фиксация мотора Jawa 500 OHV Rumpal, фото которого вы видите в данной публикации, осуществлялась на мощную двойную раму, созданную из прочной штампованной стали. Среди важнейших особенностей железного коня — весьма короткий амортизационный ход передней вилки, что подрессовывалась при помощи листовой рессоры. Интересно и то, что в картер движка вышеуказанного стального коня не заливалось масло. Смазка в моторе осуществлялась благодаря циркуляции масла под давлением.
Первый мотоцикл легендарного чехословацкого бренда обустраивался трехступенчатой КПП, позиции которой переключались благодаря использованию ручного механизма — рычага. Основная передача мощности 500-кубовго двигателя на заднее колесо осуществлялась при помощи карданного вала, имеющего очень упругое соединение. В качестве тормозной системы сзади использовался наружный ленточный механизм, который замедлял работу кардана.
Что теперь?
В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.
Эти платежи не позволили заводу Jawa разориться, но мировым производителем за 20 с лишним лет независимости Чехии он, увы, не стал. Инженеры осваивали выпуск новых моделей, хоть как-то способных на конкуренцию в бюджетном классе мотоциклов.
«Ява» 350, производящаяся в наши дни
Большинство современных «Яв» построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.
Ключевые характеристики Первой Явы 500 OHV Rumpal
Среди важнейших особенностей чехословацкого мотоцикла-пионера можно выделить возможность одноместной посадки, а также впечатляющий вес в 175 килограмм. При всем этом стальной конь мог разгоняться на максимуме до 95 км/час. Впрочем с выпуском еще нескольких серий вышеуказанной линейки технические показатели значительно улучшились. Так вторая партия таких двухколесных с конвейера сходила с усовершенствованной передней вилкой. Шасси же этих железных скакунов создавалось при использовании более качественного прессованного листа. Интересно, что к первым мото Jawa второй серии можно было монтировать боковые прицепы (коляски). Это существенно улучшило практические качества двухколесного.
В числе других важных особенностей чехословацкого байка-пионера были щитки скромных размеров и карбюратор Orkan. Кроме того, передняя подвеска была представлена не перьевым механизмом, а трубчатым. Логотип производителя имелся не только на баке, но и в задней части рамы мотоцикла. Фото данного стального коня позволяет вам увидеть и достаточно необычную выхлопную систему Ява 500 OHV, купить которую в наше время желают чуть ли не все богатые коллекционеры байков из Восточной Европы. Выделяется двухколесный фарой от «Bosch», а также глушителем «Граната». Из серии в серию последний все больше и больше совершенствовался, получив в конечном итоге красивый наконечник, как на хвосте у рыбы меч.
Модернизация линейки со временем вылилась в использование четырех-ступенчатой КПП, что существенно улучшило ходовые показатели Первого Ява байка фото которого вы видите. Любопытно и то, что боковой прицеп описанного выше чехословацкого мотоцикла дополнялся собственной тормозной системой на колесе, которую водитель мог использовать как вместе с основным тормозом двухколесного, так и отдельно. Со временем инженеры завода заменили и карбюратор. Теперь топливо в камеру сгорания железного коня подавалось через систему «Amal».
Производилась первая линейка мотоциклов Jawa 500-кубовых очень долгий период, не смотря на войны и прочие неприятности. Параллельно с ней выпускались и другие серии чехословацких мото. К примеру, в 1930-х с конвейера сходили представители 175-модели, выделяющиеся более низкой ценой.
Спортивные победы
С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.
Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.
Jawa 350 cm³ V4 1969 г.
По имени «Ява» – история легендарного мотоцикла
Существенные реформы в ассортименте продукции завода были проведены после Второй Мировой Войны. В массовое производство с началом 1952 года пошли 500-кубовые Ява OHC 15/00 — 15/02, производились которые вплоть до 1958 года, когда было принято решение перепрофилироваться на выпуск байков с более простыми двухтактными движками.
Rumpal Ява 500 технические характеристики
Мощность мотора этого двухколесного достигает отметки в 13 киловатт или же 18 лошадиных сил при 4,4 тысячах об/мин. Тип движка — четырехтактный одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя составляет 498,7 см3. Показатель компрессии составляет 5 к 1. Максимальная скорость байка — 95 километров в час. Уровень расхода топлива первой Jawa колеблется от 5 до 6 литров на дистанции в 100 км пробега. Годы выпуска серии — с 1929-го по 1931-й. Количество выпущенных мото составляет 1016 единиц. Длина/ширина/высота мотоцикла составляют соответственно 2100/880/1360 мм. Грузоподъемность достигает — 280 килограмм. Объем топливного бака — 15 литров.
Музей Ява
С маркой мотоциклов Ява (Jawa) у многих мужчин связаны лучшие воспоминания детства и юности. Одни только мечтали о покупке собственного «коня», а у других двухколесный аппарат Ява и сегодня всё еще стоит в гараже. Примерно полвека назад Ява была мечтой почти каждого, а популярность марки была не ниже легендарного Харлея.
Музей Явы в Чехии располагается недалеко от ее столицы, Праги, на северо-восток от маленького городка Рабаков. Музей является частным и размещен в отдельном строении. Выставка уже не считается престижной: здесь нет очередей, зал часто бывает закрыт. Многих случайных посетителей и туристов пускают и через служебный вход.
История завода и бренда JAWA начинается с 1928 года, когда чешский инженер Франтишек Янечек решил переоборудовать собственный оружейный завод для выпуска столь востребованных тогда мотоциклов. Прототипной моделью был выбран 500-кубовый Wanderer из Германии. А название JAWA образовалось по первым буквам имени инженера и типового Wanderer.
К сожалению, руководство завода выделило для музея непримиримо скромных размеров помещение для размещения всех экспонатов. Многие модели стоят рядами почти вплотную друг к другу, их нельзя обойти и хорошо рассмотреть.
Что посмотреть?
В музее Явы в Чехии собрана коллекция не только мотоциклов, но и машин, а также двигатели и оборудование, которое когда-то выпускалось заводом. Из наиболее популярных моделей мотоциклов вы можете увидеть первый послевоенный мотоцикл Ява-250, выпущенный в 1946 году и Ява-350 (1948), который уже имел двухцилиндровый двухтактный двигатель.
Из коллекционных первых машин JAWA в музее можно рассмотреть JAWA 700 с передним приводом и мощность 20 л.с. при объеме двухтактного двухцилиндрового «движка» в 684 куб. см. Всего данных машин выпустили 1500 штук, большая часть сохранившихся из них в настоящее время принадлежит автомобильным музеям мира.
Есть здесь и полукабриолет, и гоночная модель Jawa 750 Coupe, и легкая спортивная мототехника, и машины для спидвея, а также двигатели и наиболее продаваемые в свое время запчасти. Одной из жемчужин коллекции музея Ява в Чехии является мотоцикл Чезет-500-Ватикан, изготовленный для кортежа папы Римского. Модель выкрашена в белый цвет, а привычно металлические детали оформлены позолотой.
Учитывая, что далеко не вся продукция завода JAWA импортировалась в СССР, здесь есть, на что посмотреть даже опытному мотовладельцу.
Как попасть в музей Ява в Чехии?
Билет в музей стоит €2, и еще столько же придется заплатить, если вы хотите сделать снимки или видеозапись на память. Групповым экскурсиям предоставляются дополнительные скидки.
Младший брат
В 1932 году увидел свет Jawa 175cc Villiers – мотоцикл со 175-кубовым двигателем мощностью пять с половиной лошадиных сил. Компактный, весьма элегантный и недорогой — 4650 крон, в три раза дешевле старшего 500-кубового брата, да и доступнее, чем другие мотоциклы того же класса.
Двигатель на нем был применен двухтактный, в бак нужно было заливать смесь бензина с маслом в пропорции 25:1. Привод заднего колеса стал цепным, а вот конструкция коробки передач особых изменений не претерпела – трехступенчатый агрегат с большим рычагом, изготовленный в едином блоке с двигателем. Ни о какой коляске и речи быть не могло, зато все необходимое было.
Магнетогенератор английского производства мощностью 15 ватт был встроен в маховик. Двигатель сам тоже был английским… Впрочем, как почти весь мотоцикл, ведь основные детали закупались на Туманном Альбионе у фирмы Villiers Engineering. Лишь в 1934-м году завод Jawa приобрел лицензию и сам начал производить двигатели, коробки передач, цепи, карбюраторы.
Объемы производства позволяли пойти на такой шаг – мотоцикл раскупали на ура! «Самый лучший мотоцикл за самые малые деньги» — гласил рекламный слоган. Прогресс не стоял на месте – модель Villiers постоянно, чаще чем раз в год, совершенствовалась, обретала все большую популярность.
В 1938 году на выставке в Праге организаторы предлагали посетителям совершить пробную поездку. Это оказалось настолько удачным рекламным ходом, что спрос на мотоциклы взлетел в мгновение ока, а на заводе было принято решение изготовить ограниченную серию из 50 мотоциклов с дублирующим управлением для обучения начинающих мотоциклистов. Это еще больше подхлестнуло спрос на малышку Villiers, ею заинтересовались журналисты и всеми возможными в те времена способами разнесли вести о диковинной «учебной» конструкции, заодно разрекламировав и сам мотоцикл, какой он есть серийный.
Villiers выпускался вплоть до Второй Мировой войны, еще несколько сотен мотоциклов выпустили в 1946 году, снятия нацистской оккупации Чехословакии, и в общей сложности он разошелся тиражом 27535 экземпляров. 175-кубовик оказался столь удачной разработкой, что практически вытеснил с поля всех прочих игроков: если в начале тридцатых годов импорт мототехники в Чехословакию составлял 90%, то к концу десятилетия все перевернулось с ног на голову – подавляющее большинство новых мотоциклов были отечественными, на иномарки приходилось менее десяти процентов рынка. Вместе с Villiers завод Янечека в тридцатых годах выпускал еще несколько моделей, но они были не столь популярны.
Яву, яву, взял я на халяву!
Музей открыт все дни с 9:00 до 18:00. Однако, как рассказывают туристы, если вы немного припозднились, то всё равно сможете зайти. При музее имеется небольшое кафе и сувенирный магазин. Наиболее популярными покупками у фанатов являются брелоки, футболки и памятный набор открыток.
Из Праги до музея примерно за полчаса можно доехать самостоятельно, двигаясь на северо-восток по шоссе Е65, далее поворачивая на 280 и 279 дорогу, которая и приведет вас к выставке Явы. Также до города Рабакова периодически из Праги и Домоуснице ездят междугородние маршруты. Здесь же на железнодорожной станции делают остановку все электрички и поезда.
Прага — достопримечательности:Все достопримечательности Прага
7. Ходовая часть мотоциклов Ява-250, Ява-350 Рама мотоциклов Ява-250, Ява-350
Устройство. Рама (рис. 58) служит для соединения всех узлов и агрегатов мотоцикла. Рама — трубчатая, закрытого типа, одинарная; сварена из стальных труб прямоугольного сечения. Рамы мотоциклов моделей 250 и 350 см3 одинаковы. К раме приварены кронштейны крепления верхних узлов подвески заднего колеса, глушителей, трубок подножек водителя, подножек пассажира, ящиков (инструментального и аккумуляторного), седла, гнезда оси задней качающейся вилки, две пластины крепления задней части картера силового агрегата и ряд других мелких деталей.
Рис. 58. Детали рамы: 1 — рама; 2 — ручка; 3 — резино-металлические блоки; 4 — стопорный винт; 5 — контргайка; 6 — болты; 7 — правый кронштейн крепления двигателя; 8 – левый кронштейн крепления двигателя; 9 — пружинные шайбы; 10 – гайки.
Рис. 59.
Легенда едет в Союз!
В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть «Пераку» приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.
Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием «Кивачка». В Советском Союзе вначале прижилось название «Чекушка» из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название «Старушка».
Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители «рыбий хвост».
Но перед советской публикой будущая «Старушка» предстала уже в другом виде: с сигарообразными глушителями. В СССР «Ява» продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.
Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой «дубовый», как советские «Ижи»! «Яву» было за что любить. Выпускавшийся тогда же «Иж»-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у «Ижа», Jawa стала крайне популярной в городах.
«Ява» 350 «Калифорниан»
Чехословацкий мотоцикл Jawa
Детали задней качающейся вилки: 1 и 4 — чашки сальников; 2 и 3 — втулки; 5 — тороидальные сальники; 6 — ось; 7 — грибок маслопровода; 8 и 11 — резино-металлические блоки; 9 – оттяжка (фиксатор); 10 — гайки; 12- вилка; 13-крышка; 14 — гайка и контргайка грибка маслопровода.
Рис. 60. Разрез узла крепления задней качающейся вилки к раме мотоцикла: 1 и 10 — тороидальные сальники; 2 и 9 — втулки; 3 и 8 — чашки с тороидальными сальниками; 4 — грибок маслопровода; 5 — рама мотоцикла; 6 — ось вилки; 7 — полость грибка; 11 — крышка; 12 и 13 — гайки грибка маслопровода; 14 — проушины вилки; 15 и 16 — фиксирующий винт с контргайкой.
Задняя качающаяся вилка мотоциклов Ява-250, Ява-350
Устройство. Задняя качающаяся вилка (рис. 59) состоит из двух перьев, соединенных в передней части. Она работает совместно с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами, которые обеспечивают ход заднего колеса около 100 мм. В передней части качающейся вилки запрессованы две втулки 2 и 3 вместе с защитными стальными чашка 1 и 4 сальников. С рамой задняя качающаяся вилка соединяется при помощи полой оси (пальца) 6, проходящей через втулки. Полая ось 6 (рис. 60) задней качающейся вилки установлена с небольшим натягом в гнездо на раме 5 и закреплена от проворачивания винтом 16 с контргайкой 15. Конец винта при завинчивании входит в специальное углубление на оси.
Ось и втулки задней качающейся вилки автоматически смазываются маслом из коробки передач по специальному маслопроводу. Масло по маслопроводу из коробки передач поступает вначале в полость 7 грибка 4, которые имеет два резиновых тороидальных сальника и 10, крышку 11 и гайку 13 с контргайкой 12, а затем в полость оси и через отверстия, соединяющие внутреннюю полость с наружной поверхностью оси с втулками вилки. Шляпка гриба и крышка вместе с резиновыми сальниками и гайками только закрывают внутреннюю полость оси задней вилки. Никакого отношения к люфтам в задней качающейся вилке они не имеют. Чрезмерная затяжка гаек 12 и 13 приводит к обрыву трубки грибка. В задней части перьев качающейся вилки имеются продольные пазы для оси заднего колеса. Для фиксации оси заднего колеса (кроме гайки) имеются специальные оттяжки 9 (рис. 59), которые укреплены на вилке в специально приваренных проушинах. Фиксируется положение оттяжек в проушинах двумя гайками 10. Для закрепления нижних проушин пружинно-гидравлических амортизаторов к задней части перьев качающейся вилки приварены втулки. Соединение амортизаторов с вилкой осуществляется через резино-металлические блоки 8 и 11, вставленные во втулки вилки. Аналогичные резино-металлические блоки установлены в кронштейнах рамы мотоцикла для крепления верхних проушин амортизаторов.
Неисправности задней качающейся вилки. Со временем, даже при условии нормальной эксплуатации, увеличиваются зазоры между осью и втулками задней качающейся вилки. Как правило, из строя выходят втулки, которые легко заменяются новыми после снятия задней качающейся вилки с рамы. Одновременно с износом втулок обычно происходит износ сальников, и в результате — протекание масла из соединения вилки с рамой мотоцикла. Для определения износа в узле палец — втулка мотоцикл нужно поставить на подставку и рукой двигать заднюю вилку в горизонтальной плоскости к себе и от себя. Если люфт (свободный ход) на концах перьев вилки превышает 3 мм, то вилку следует разобрать. осле разборки необходимо осмотреть ось и втулки. Изношенные детали следует заменить. Определять износ в узле палец — втулка лучше не снимая заднего колеса, иначе упругую деформацию пера вилки можно ошибочно принять за люфт. Во время движения мотоцикла люфт во втулках задней вилки дает о себе знать при езде по булыжной дороге. Создается впечатление, что произошел прокол шины. Управлять мотоциклом становится трудно.
Тусовки любителей Jawa в СССР
Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.
Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.
Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных «Яв», не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).
Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с JawaCalifornian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.
«Ява» 350 «Калифорниан». Хорошо заметны трубки от системы ойлмастер
Ява 500
Хай! В обзор лучших байков чехословацкого бренда попала и первая Ява. Этот железный конь появился на свет благодаря приобретенной у немецкого производителя мотоциклов Wanderer лицензии. Собрали его в Праге на оружейном заводе, что назывался «Збройовка». Отцом легендарного ретро мото считается основатель фирмы Ф. Яничек. Мы постараемся сполна описать знаменитый 500-кубовый двухколесный, фотографии которого также прилагаются к статье.
Описание Jawa 500 с фото
Купить этот мотоцикл в наше время можно лишь за невероятно большие деньги, поскольку лишь единицы моделей этой линейки смогли сохраниться до этого дня. Да и количество выпущенных «OHV Rumpal» составляло скромные чуть больше 1000 экземпляров. Базой для создания этого стального скакуна стал немецкий мото «Вандерер». Самый первый мотоцикл Ява был произведен на свет в далеком 1929 году.
В это время и был официально зарегистрирован бренд «Jawa».
Несмотря на массу общего с германским байком, чехословацкий пол-литровый двухколесный был обустроен несколькими уникальными узлами. В числе последних максимально каплеобразная форма топливного бака. Первая одноцилиндровая Ява 500 имела полушаровую камеру сгорания и могла выдать аж 18 лошадок (Как для конца 20-х — начала 30-х гг. прошлого века, это довольно-таки впечатляющий силовой показатель).
Фиксация мотора Jawa 500 OHV Rumpal, фото которого вы видите в данной публикации, осуществлялась на мощную двойную раму, созданную из прочной штампованной стали. Среди важнейших особенностей железного коня — весьма короткий амортизационный ход передней вилки, что подрессовывалась при помощи листовой рессоры. Интересно и то, что в картер движка вышеуказанного стального коня не заливалось масло. Смазка в моторе осуществлялась благодаря циркуляции масла под давлением.
Первый мотоцикл легендарного чехословацкого бренда обустраивался трехступенчатой КПП, позиции которой переключались благодаря использованию ручного механизма — рычага. Основная передача мощности 500-кубовго двигателя на заднее колесо осуществлялась при помощи карданного вала, имеющего очень упругое соединение. В качестве тормозной системы сзади использовался наружный ленточный механизм, который замедлял работу кардана.
JAWA 500 OHC
JAWA 500 OHCJAWA 500 OHC
Можно сказать, первый чешский супербайк. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель — с верхним распредвалом, очень редкое для 50-х годов решение. Хотя в силу своей дороговизны мотоцикл был обречен на скромный тираж и недолгую (шесть лет) жизнь на конвейере, он сыграл в истории Jawa огромную роль. Именно с аппаратов, созданных на его основе, началась гоночная эпопея, которая уже в 60-е годы едва не привела марку к победе в чемпионате мира — чуть-чуть не хватило везения.
1953: Jawa 250/353
248 см³, 9 л.с., 142 кг, 95 км/ч
Модельный ряд мотоциклов Jawa
Впрочем с выпуском еще нескольких серий вышеуказанной линейки технические показатели значительно улучшились. Так вторая партия таких двухколесных с конвейера сходила с усовершенствованной передней вилкой. Шасси же этих железных скакунов создавалось при использовании более качественного прессованного листа. Интересно, что к первым мото Jawa второй серии можно было монтировать боковые прицепы (коляски). Это существенно улучшило практические качества двухколесного.
В числе других важных особенностей чехословацкого байка-пионера были щитки скромных размеров и карбюратор Orkan. Кроме того, передняя подвеска была представлена не перьевым механизмом, а трубчатым. Логотип производителя имелся не только на баке, но и в задней части рамы мотоцикла. Фото данного стального коня позволяет вам увидеть и достаточно необычную выхлопную систему Ява 500 OHV, купить которую в наше время желают чуть ли не все богатые коллекционеры байков из Восточной Европы. Выделяется двухколесный фарой от «Bosch», а также глушителем «Граната». Из серии в серию последний все больше и больше совершенствовался, получив в конечном итоге красивый наконечник, как на хвосте у рыбы меч.
Модернизация линейки со временем вылилась в использование четырех-ступенчатой КПП, что существенно улучшило ходовые показатели Первого Ява байка фото которого вы видите. Любопытно и то, что боковой прицеп описанного выше чехословацкого мотоцикла дополнялся собственной тормозной системой на колесе, которую водитель мог использовать как вместе с основным тормозом двухколесного, так и отдельно. Со временем инженеры завода заменили и карбюратор. Теперь топливо в камеру сгорания железного коня подавалось через систему «Amal».
Производилась первая линейка мотоциклов Jawa 500-кубовых очень долгий период, не смотря на войны и прочие неприятности. Параллельно с ней выпускались и другие серии чехословацких мото. К примеру, в 1930-х с конвейера сходили представители 175-модели, выделяющиеся более низкой ценой. Существенные реформы в ассортименте продукции завода были проведены после Второй Мировой Войны. В массовое производство с началом 1952 года пошли 500-кубовые Ява OHC 15/00 — 15/02, производились которые вплоть до 1958 года, когда было принято решение перепрофилироваться на выпуск байков с более простыми двухтактными движками.
Rumpal Ява 500 технические характеристики
Мощность мотора этого двухколесного достигает отметки в 13 киловатт или же 18 лошадиных сил при 4,4 тысячах об/мин. Тип движка — четырехтактный одноцилиндровый с системой воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя составляет 498,7 см3. Показатель компрессии составляет 5 к 1. Максимальная скорость байка — 95 километров в час. Уровень расхода топлива первой Jawa колеблется от 5 до 6 литров на дистанции в 100 км пробега. Годы выпуска серии — с 1929-го по 1931-й. Количество выпущенных мото составляет 1016 единиц. Длина/ширина/высота мотоцикла составляют соответственно 2100/880/1360 мм. Грузоподъемность достигает — 280 килограмм. Объем топливного бака — 15 литров.