Мотоциклы 1930 х годов

Забытый мотопром. Довоенные годы.

Вступление.

Первая мировая война, революция и гражданская война уничтожили зачатки нашего дореволюционного мотопрома. Все 1920-е годы своего мотопрома у нас практически не было. Были опытные образцы («Союз», Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5), но серийное производство мы долго не могли наладить. Оно началось лишь в сентябре 1930 года. А к концу 30-х у нас было четыре относительно крупных мотопроизводителя: Л, Иж, ТИЗ и ПМЗ, и кое-какие заводики поменьше (ХМЗ, МЛ). Из них на слуху у народа разве что Иж, а вот остальные. Но обо всём по порядку.

Ленинград стал колыбелью советского мотостроения. Здесь выпускались мотоциклы Л-300, Л-8 и Л-600. Среди них первый серийный советский мотоцикл — Л-300.

История его такова. Разработал мотоцикл инженер П.В. Можаров. За образец был взят немецкий мотоцикл DKW Luxus 300 образца 1929 года. Советский вариант был упрощён: он лишился спидометра, электрической «бибикалки», стоп-сигнала. 300-кубовый двухтактный двигатель развивал 6 л.с. и разгонял мотоцикл до 80 км/час. Передачи переключались вручную рычагом. Производство было налажено на ленинградском заводе Промет, входящем в трест ТРЕМАСС в сентябре 1930 года. До конца года выпущено всего 25 мотоциклов. Да и вообще производство развивалось с трудом: в год выпускали по 80-150 мотоциклов пока в 1933 году не перенесли производство на более подходящий завод — Красный Октябрь, тоже в Ленинграде.

В итоге объёмы производства резко подскочили до нескольких тысяч в год. Всего с 1930 по 1939 год выпущено 18985 штук Л-300, из них 663 на Тремассе. Первенец оказался самым массовым и самым долгоживущим на конвейере в довоенном СССР. Примерно с 1936-37 года Л-300 продавался населению по цене 3360 довоенных рублей. До этого шёл в армию, милицию и прочие учреждения. А ещё широко применялся в гонках и кроссе. Кстати, именно на Л-300 рассекает Тимур в фильме Тимур и его команда. На нём же ездит старший лейтенант Колчин в фильме Сердца четырёх.

К концу 30-х Л-300 сильно устарел. На смену ему пришёл новый мотоцикл Л-8 с четырёхтактным двигателем вроде бы собственной ленинградской разработки (или всё же скопированный с чего-то английского). Объём двигателя составлял уже 350 кубов, мощность — 14 л.с., макимальная скорость 105 км/ч. В общем-то характеристики сравнимы с немецким одноклассником той поры DKW NZ-350.

Л-8 в отличие от Л-300 в личное пользование не продавался. Его производство продлилось недолго: с 1939 по 1941 год. Причём помимо Ленинграда небольшое количество Л-8 (180 штук) выпустили в Серпухове перед самой войной. Мотоциклов Л-8 выпустили немного. По некоторым данным около 1200 штук, включая серпуховские.

В 1934 году на заводе Промет началось производство пожарного мотоцикла Л-600. Это фактически первый в СССР мотоцикл с коляской, первый мотоцикл с карданным валом, и первый пожарный мотоцикл.

Мотоцикл создан на базе Л-300 и мотопомпы МП-2, выпускаемой здесь же с 1931 года. Мотоциклов выпустили несколько жалких сотен с 1934 по 1939 год. Помимо пожарной модели была версия осветительной установки с прожектором и бензогенератором. Ни один мотоцикл не сохранился.

В 1941 году производство мотоциклов в Ленинграде прекратилось и больше не возродилось.

Часть 2. Иж.

Серийное производство на Иже началось в 1934 году стараниями того же П. В. Можарова. И первым серийным мотоциклом стал Иж-7, созданный на базе Л-300, но ещё более упрощённый (лишился багажника, грязевых щитков). В 1933 году была выпущена предсерийная партия из 12 штук, а серийное производство шло с 1934 по 1938 год. Выпущено 5779 штук.

Ижак по качеству сильно уступал Л-300, и потому в довоенном спорте садились за руль Ижа, если не было Л-300. И тем не менее, в 1936 году состоялся женский (!) мотопробег Ижевск-Москва на Ижах-7. Мотоциклистки — жёны ИТР завода. Единственный мужчина — 15-летний сын директора Андрей Чекмарёв. Из 1675 километров большая часть пути была по грунтовкам. И ведь справились! Все 16 мотоциклов благополучно доехали до Москвы.

В 1938 году появилась следующая модель — Иж-8.

Изменения коснулись двигателя и светотехники. Мощность возросла до 8 л.с. при том же объёме в 300 кубиков, а максимальная скорость увеличилась до 105 км/час. Появился стоп-сигнал, багажник, более мощная фара, электрический сигнал. А вот спидометра всё равно не было. Иж-8 выпускался до весны 1940 года. Их выпустили 5600 штук. Затем его сменил Иж-9.

Девятый Ижак был серьёзным шагом вперёд. Объём двигателя увеличили до 350 кубов, глушителей стало два, мощность увеличилась до 9,5 л.с., а максимальная скорость до солидных 125 км/ч. По тем годам мотоцикл был скороходом: европейские одноклассники выжимали лишь 105 км/ч. До войны успели выпустить около 6200 «девятых» с весны 1940 по осень 1941 года. А ведь по плану он должен был выпускаться в течении пяти лет.

Перед самой войной появился Иж-12: тот же Иж-9, но с четырёхтактным двигателем от Л-8. Их выпустили всего 49 штук в июне 1941 года.

Всего в Ижевске с 1933 по 1941г выпустили 17862 мотоцикла. Они, как и Л-300, продавались населению, но в последнюю очередь. В первую очередь они шли в армию, милицию, почту. После войны производство в Ижевске начали заново, вывезя из Германии оборудование с завода DKW и начав выпуск модели DKW NZ-350. Развивать довоенные наработки не стали.

Часть 3. Попробуй меня заведи.

Третьим крупным довоенным мотозаводом в СССР был Подольский механический. До этого он выпускал швейные машинки. В 1933 году тот же Можаров спроектировал тяжёлый мотоцикл с коляской НАТИ-А750. Серийное производство началось в Подольске. В 1934 году выпустили несколько предсерийных образцов, а с марта 1935 года мотоцикл встал на конвейер под маркой ПМЗ-А-750.

Предназначался ПМЗ в первую очередь для армии, о чём говорит буква А в индексе. Применялся он и на гражданской службе, о чём даже снят фильм «Трактористы» 1939 года.

Есть свидетельство, что он продавался и в личное пользование.

Один из ветеранов вспомнил, как еще мальчишкой был он с родителями на улице Кирова в Москве, где располагался тогда магазин со странным для нашего слуха названием «Госшвеймашина». Так вот, там в числе прочей продукции Подольского машиностроительного завода, и в первую очередь швейных машинок, стояли и оба «ПМЗ» — «большой» и «маленький».

«Большой ПМЗ» — это и есть А-750. А маленький — это МЛ-3, о котором речь пойдёт позже. По некоторым данным примерно треть выпущенных мотоциклов поступало в народное хозяйство и частным лицам, а остальные — в армию, НКВД, в оборонную промышленность и отдельным учреждениям.

Рама была сделана по образу и подобию BMW (но не скопирована напрямую), а двигатель скопирован у Харлея. Двигатель V2 мощностью 15 л.с. разгонял тяжеленную махину до 100 км/ч без коляски, и 80 км/ч с коляской. Выглядел мотоцикл более чем внушительно: двигатель V2, подножки-площадки, два глушителя, хитрая рессорная передняя подвеска. И (о, чудо!) на мотоцикле был спидометр. Конструкция удачная, да вот качество сборки хромало. Мотоцикл был капризным, в народе его прозвали «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к снятию мотоцикла с производства в 1939 году. Всего их выпустили 4636 штук.

Также на ПМЗ в 1936-37 годах выпускались мотовелосипеды Стрела. Это копия немецкого Wanderer 11AS. Стокубовый двигатель, копия Fichtel&Sachs. Всего Стрел выпустили 356 штук.

Часть 4. ТИЗ.

ТИЗ — это Таганрогский инструментальный завод. До войны здесь тоже делали мотоциклы. Единственной серийной моделью стал ТИЗ-АМ600, выпускаемый с 1935 по 1943 год.

За основу взяли английский BSA-600. Но вот незадача: в Англии движение левостороннее, а значит и коляска у БСА не на той стороне. Коляску перенесли на «нужную» правую сторону, в итоге кикстартёр оказался между коляской и мотоциклом. Итог — постоянные синяки на ногах мотоциклистов. Спидометр на ТИЗах появился лишь в 1938 году. Однако «шестисотый» оказался самым мощным довоенным мотоциклом: «аж» 16 лошадиных сил! И четырёхтактный. Максималка — 95 км/ч (без коляски). А ещё на руль ТИЗа устанавливался пулемёт. Выглядело это вот так:

В отличие даже от ПМЗ в личное пользования ТИЗ не продавался и предназначался только для армии. Выпускался ТИЗ до 1941 года в Таганроге, затем производство было эвакуировано в Тюмень, где продолжалось до 1943 года. Сколько выпустили ТИЗов неизвестно. Но он был довольно массовым.

Часть 5. Прочие.

Помимо четырёх крупных мотозаводов, были и мелкие, занимающиеся мелкосерийным производством. Это Харьковский и Серпуховский мотозаводы.

В Харькове мелкосерийно выпускался мотоцикл ХМЗ-1М с 1931 по 1933 год. Их выпустили около 300 штук и почти все они пошли в армию. Объём двигателя 350 кубов, 4 такта, 8 л.с., максималка 90 км/час. Ни один экземпляр не сохранился.

Ещё один небольшой завод находился в подмосковном Серпухове. Здесь в 1939-1940 годах выпускался мотоцикл МЛ-3.

Этот мотоцикл создавался, как «народный», то есть доступный простому рабочему или колхознику. Это пожалуй первый в СССР мотоцикл, созданный исключительно для личного пользования. Я не нашёл сведений о каких-то копированиях. Вроде бы чисто отечественная разработка. (Попадалось упоминание о копировании с немецкого Express, но даже внешне эти мотоциклы сильно отличаются.) Да и вообще, на Западе до 1939 года лёгких мотоциклов до 200 кубов было крайне мало, а МЛ-3 был разработан ещё в 1936 году. Двигатель 125 кубовый, двухтактный, мощностью 3 л.с. Максимальная скорость 68 км/ч. МЛ-3 расшифровывается, как мотоцикл лёгкий, 3 лошадиные силы. Действительно, сухой вес всего 67 кг. Звуковой сигнал — рожок, спидометра нет. Производство МЛ-3 изначально хотели наладить в Подольске на ПМЗ. Даже успели выпустить несколько штук (8 в 1938г и 10 в 1939г). Это и есть тот самый «маленький ПМЗ», который видел в магазине московский старожил рядом с «большим ПМЗ». Но в том же 1939 году Подольский завод прекратил выпуск мотопродукции и производство МЛ-3 перенесли в Серпухов.

В Серпухове завод был создан на скорую руку в помещениях бывшей богадельни. Оборудования не хватало, а партия давила, требуя наращивать производство. В планах значились цифры 3000 штук в 1940 году и 15000 в 1941-м. Но реально сумели с горем пополам выпустить несколько жалких сотен мотоциклов МЛ-3 (по некоторым данным — 120 штук в Серпухове и 18 штук в Подольске), и в 1940 году плюнули на это дело. Так что народным МЛ-3 не стал. А жаль! Ведь он по характеристикам был ничуть не хуже немецкого DKW RT125, появившегося как раз в 1939 году. В 1940-41гг в Серпухове выпустили 180 мотоциклов Л-8, но нарастить производство помешала война. До наших дней дожил всего один МЛ-3. Он находится в Московском Политехническом музее.

Вот и весь наш довоенный мотопром. После войны решили не развивать довоенные наработки, а наладить выпуск немецких моделей в счёт репараций, но это уже другая история.

Источник

Советские мотоциклы

Первая заповедь советского мотоциклиста такова: не уверен — далеко не езди, вторая — всегда бери с собой необходимые запчасти, чтобы доехать домой. А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на советских мопедах и мотоциклах…

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения.

В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х — начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Следующая модель — ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.

В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.

«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.

Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.

История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.

Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской — 105 км/час.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.

Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.

Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.

В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества. Очередь на приобретения автомобиля длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

На вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды в СССР от 100 рублей.

Продажа мопедов в осуществлялась в магазинах мототехники, почти всегда по предварительной записи. Отмечаться в очереди за мопедом требовалось каждое утро в течение месяца-полугода.

Мопеды производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта).

Первый советский мотовелосипед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне»: Рига-16.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР — Рига-1.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA.

Рижский завод «Саркана Звайгзне» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления — на левой.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка — телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины.

«Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.

Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь.

Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».

Легкий мопед Рига-12 выпускался с 1974 года. Элегантный дизайн двухколесной машины разработал дизайнером Гунаром Глудиншом.

Мопед оснащался простейшим 2,2-сильным 50-кубовым моторчиком Ш-57 с бумажным воздушным фильтром. К услугам двух ездоков — удобное седло длиною 43 см. 5,5-литровый топливный бак позволял проехать на одной заправке около 235 км.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Максимальная скорость Рига-12 составляла 50 км/ч. С 1977 года с конвейера начали сходить «рестайлинговые» Рига-16 с кик-стартером и улучшенной отделкой (на фото).

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

3.4K постов 9.3K подписчиков

Правила сообщества

Добавляйте только посты по тематике сообщества, высказывайте своё мнение аргументированно. У нас под запретом:

• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Оскорбление участников сообщества

• Оскорбление автора поста или личности оппонента в споре

• Попытка в обсуждениях приплести политику

• Публикация, целью которой является реклама, в т.ч. реклама другого сообщества

Указанное поведение приведёт к скрытию ветки комментариев/выносу поста и считается предупреждением. Повторение такого поведения может привести к блокировке в сообществе.

Мы не приветствуем заезженные шутки о смерти, будьте оригинальней!)

Dkw не NC а NZ. Перед тем как появился ИЖ 49 некоторое время выпускалась полная копия DKW, называлась просто ИЖ 350. Непонятно почему не попали М72/К-750, куча поводов попасть бы им в пост,хотя-бы на почве шестивольтовости=)

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Ява, Ява Ява на халяву(сектор газа)

Ява была очень крутым мотоциклом, но не самым быстрым. Иж Планета-Спорт превосходил Яву по скоростным показателям, но был очень капризным. Сыроежкин в фильме «Приключения Электроника» ездит на Верховине-5. На последнем фото изображена Рига-22

подскажите мотоцикл советский чтоб попроще и понадежнее, да и опыта вождения набраться немного?

С каких щей Электроник на RIGA рассекал, если он на Верховине-4 рассекал.

путем замены звездочки на 638 можно было развить и 140, эх этот звук((

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

История мотороллеров «Муравей»

Возможно, он был самый востребованный из всех видов малолитражного грузового транспорта в СССР.

Выпуск «Муравьев» тульский завод начал в 1959 году. Мысль о создании такого автотранспорта появилась неслучайно. В стране активно развивалось сельское хозяйство и нужен был компактный проходимый грузовой транспорт для разных мелких нужд: обеды развезти, почту доставить. В общем то, где средние и большие грузовики использовать было просто нецелесообразно.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

По приказу Министерства транспортного строительства СССР «Тульский Машиностроительный Завод» начал модернизировать свои легковые мотороллеры, создав на их базе маленькие грузовые трициклы высокой проходимости. Первые опытные образцы появились в 1957 году. Название «Муравей» появилось чуть позже, а изначально они носили романтичное название ТГ-200. Тестировать их начали в этом же году.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Также «Муравьи» производились и выпускались параллельно с базовыми версиями мотороллеров ТМЗ. Конечно грузовые образцы были оснащены аналогичными силовыми агрегатами. И синхронно с легковыми версиями, инженеры модернизировали трёхколёсных «муравьев».

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

А самой успешной в линейке стала модель «Муравей-2» и его модификации 01, 02, 03. Они выпускались с 1989 по 1991 года. Они создавались на базе легковых мотороллеров «Тулица». И в первую очередь увеличили грузоподъемность модели и теперь вместо 200 кг «Муравей» мог перевозить до 315 кг. Также была улучшена проходимость: он мог преодолевать подъемы в 40 градусов и бездорожье, на скорости 3 км/ч. А еще был налажен экспорт в 21 страну.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Но больше всего «Муравья» любили граждане советских республик. Спрос был по-настоящему огромным и в целях расширения производства, для изготовления комплектующих деталей, приходилось подключить заводы соседних республик.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

К сожалению, достоинства трехколёсного мотороллера «Муравей» не смогли, к сожалению, предотвратить окончание проекта. После ликвидации СССР, ТМЗ потерял внушительную сеть торгово-производственных связей. Сократилось и финансирование. А бывшие советские республики, стали выпускать аналогичные по сути, но более продвинутые в техническом плане, скутерами из Китая. В 1995 году производство «Муравьев» было полностью закрыто.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Зимняя прогулка на мопеде «Карпаты»

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Небольшая зимняя прогулка на мопеде «Карпаты». Приятно,что техника СССР всесезонна и можно с легкость (не всегда,но в основном) завести и покататься =)

ВАЖНО: Работа не претендует на публикацию в научной библиотеке РИНЦ,а носит лишь информативно-развлекательный характер,возможны ошибки в названиях,но поправки/комментарии и рекомендации всегда приветствуются.За подписку отдельная благодарность =)

Завёлся достаточно легко,на улице ещё не так холодно (-1 [град] ).Прогревал минут 5,этого вполне достаточно.

Так как люблю ездить по лесам, прикупил дополнительную канистру на 5 [л].Чтобы не думалось =)

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В скором времени опробую девайс,когда нормальное снежное покрытие будет.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Ехать достаточно скользко,под снегом слой льда с водой.Дальше 1-й скорости не рисковал.

Мопед ехал отлично,не торопясь прокатился,покайфовал =)

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Многие высоты взять не удалось,да и цели такой не преследовал.Возможно сделаю шипы на покрышки,вот тогда и покатаемся =)

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы на службе ГАИ

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

С момента своего появления, мотоцикл стал одним из любимых инструментов государства, прижившихся не только в армии, но и на мирных улицах, в качестве полицейского транспорта. О них мы и расскажем сегодня, собрав воедино все вехи истории российской двухколёсной полиции.

В отличии от армии, где мотоциклы Harley-Davidson и Indian служили ещё в дореволюционной России, на мирную службу мотоциклы массово начали поступать лишь после Великой Отечественной войны. Низкая автомобилизация и отставание от США, где ещё в 20-х копы гонялись за сайдкарами бутлегеров на таких же «колясычах» с мигалками, а арестовав, сажали в клетку, также установленную на мотоцикле, начала преодолеваться лишь к началу «пятидесятых».

Впрочем, редкие двухколёсные исключения всё же были. Например, до войны в частях НКВД использовались мотоциклы ПМЗ-А-750, выпускавшиеся в период с 1935 по 1939 на Подольском Механическом Заводе в Подмосковье и именно их можно назвать «первыми милицейскими», равно как и закупавшиеся в конце «двадцатых» – начале «тридцатых» для отделов регулирования уличного движения и милиции BMW R11. Так что современный выбор полицейских, о котором мы поговорим чуть позже, можно назвать исторически справедливым.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

После Великой Отечественной Войны движение на улицах начало оживляться, понемногу росло количество, по-прежнему остававшихся роскошью, автомобилей и куда более доступных мотоциклов, которые было необходимо контролировать. На службу в то время принималась разная техника, но всё же, основным мотоциклом милиции тех лет стал М-72, хотя и ИЖ-49 было немало.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В те времена ещё только пытались систематизировать и привести к единым стандартам написание цифр и букв на номерных знаках, чего уж говорить о требованиях к окраске мотоциклов. До 1953 года милицейский мотоцикл можно было встретить едва ли не любого цвета – порядок навели лишь с приказом МВД, стандартизировавшим окраску милицейских автомобилей и мотоциклов. Именно тогда и появилась первая цветовая схема, включавшая в себя основной синий с красными полосами.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Окраска, сочетающая основной синий и дополнительный красный была введена в обиход лишь в конце 1953 года

Модели на службе в это время менялись, но в основном это были «Уралы». Старые не спешили списывать, а новые модели поступали в органы правопорядка хаотично и в каждом регионе запомнились свои мотоциклы: М-62, М-61, К-750 и другие модели, исправно служившие не одно десятилетие.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В это время мотоциклы начали дорабатывать специально для работы милиции, устанавливая дополнительное оборудование вроде раций, мигалок и сирен, а так же изменяя некоторые детали. Например на некоторых «Уралах» ставились генераторы увеличенной мощности. Таким мотоциклам на заводах присваивались дополнительные индексы в названии модели.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

«Урал» на службе в Государственной Автоинспекции СССР

В конце «шестидесятых» окраска милицейских автомобилей и мотоциклов вновь поменялась. По слухам, причиной для смены сине-красной цветовой схемы на желто-синюю стало уплотнение трафика на дорогах и необходимость повышения заметности. Именно эта цветовая схема впоследствии станет самой известной и горячо любимой всеми реставраторами на постсоветском пространстве.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Самая известная схема окраски «милицейского» мотоцикла и самый популярный милицейский «Урал»

Помимо серийных мотоциклов, на службу попадали и прототипы. Самым известным из таких стал мотоцикл «Урал» М-100 1967 года с 1040-кубовым верхнеклапанным двигателем и огромным обтекателем. Увы, в серию мотоцикл, как и многие другие разработки ИМЗ, не пошёл, так и оставшись легендой и мечтой коллекционеров наравне с другими прототипами.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Новая эпоха для двухколёсной полиции началась в семидесятых годах, ведь именно тогда в советских ПДД были введены ограничения скорости. К тому же стало появляться всё больше быстрых мотоциклов, за которыми тяжелый «ИМЗ» угнаться не мог даже без коляски. Именно для борьбы с такими нарушителями в столичном ГАИ создается специальный мотобатальон, впоследствии получивший прозвище «Мотобат».

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Прототипы испытывались реальной службой

«Уралы» со службы никуда не делись и активно эксплуатировались сотрудниками ГАИ, но на их фоне, сотрудники мотобата по праву считались элитой. К слову, именно для них в 1973-1975 годах были закуплены новенькие 900-кубовые BMW R90. Именно это время можно считать началом истории современного мотобата.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

К середине «восьмидесятых» служебные автомобили, переставшие быть роскошью, практически вытеснили мотоциклы из парка ГАИ крупных городов. Однако столичный мотобат по-прежнему передвигался в основном на иномарках. Что же до других городов, то там, как и сейчас, двухколёсную технику покупали из принципа «кто во что горазд».

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотороллер «Тула» на службе, видимо, в тульском ГАИ

В 1990 году раскраску всех машин ГАИ изменили: вместо жёлтого основным цветом стал белый, в сочетании с синими элементами и надписями, а в 1998 году ГАИ переименовали в ГИБДД, и хотя прошло уже больше четверти века, название ГАИ из обихода уходить не спешит.

В то время, на фоне глубокого экономического кризиса, сотрудники перешли на отечественные мотоциклы, которыми стали ИЖ «Юпитер 5» и «Урал», а позже, в начале 2000-х и «Юнкер», в то время как мотобатальон оставался верен себе и традициям, выбирая технику BMW. В их мотопарке в разное время служили BMW R1100GS, BMW R1150R, BMW R850R и другие.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Один из последних милицейских «Уралов» с жидкостным охлаждением и дополнительным оборудованием

Пропасть между немецким и отечественным мотопромом только росла, поэтому ИЖи и Уралы в столице списали уже к концу двухтысячных, и встретить эти мотоциклы до недавнего времени можно было лишь в регионах. Столичные же подразделения ГИБДД, вслед за мотобатом, начали закупать немецкую технику: BMW G650GS, BMW F650GS, BMW F800ST и другие модели.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Типичный столичный (и не только) полицейский на мотоцикле выглядит примерно так

Есть на службе в столичном ГИБДД и японские мотоциклы Yamaha FZ6S. А мотобат традиционно выбирает мотоциклы помощнее – в разное время в его парке встречались BMW K1200GT и BMW F800GS, но всё же основным и самым горячо любимым аппаратом является прошлое поколение BMW R1200RT, которое сегодня понемногу вытесняет новое.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Самый популярный и любимый столичным мотобатом мотоцикл BMW R1200RT прошлого поколения в полицейском исполнении

Покупают немецкие мотоциклы и в других крупных городах, но, имея свободу выбора, другие регионы часто предпочитают технику подешевле. Так например в Нижнем Новгороде на службе ГИБДД стоит несколько 125-кубовых скутеров Yamaha Cyngus, в Тульской области гоняют на последнем поколении Honda Transalp, а в Воронеже – на Yamaha семейства FZ.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

На Кузбассе, например, работает пара KTM 1290 Adventure, а в Нижнем Новогороде – Yamaha Cyngus

Как видите, мотоцикл на службе у отечественных полицейских уже отметила свой столетний юбилей, а на фоне развития мотоциклетной культуры и увеличения количества мотоциклистов на дорогах, отправлять «двухколёсных патрульных» на пенсию явно никто не собирается, равно как и расставаться с иномарками. Традиции, знаете ли, важнее всех этих ваших импортозамещений! (Цы.)

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Реклама Harley Davidson, BMW, Caterpillar и пр. из советских журналов начала 1930-х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

5 легендарных мопедов СССР, о которых мечтал каждый школьник

Советским подросткам не приходилось мечтать об автомобиле, которые в СССР были в большом дефиците. А вот мопеды, которые пошли в массовое производство в конце 1960-х годов и являлись самым дешевым несамоходным транспортом, был вполне реальным вариантом первого моторного транспортного средства для школьников, на котором можно было пофарсить перед друзьями и, конечно, девчонками и покатать самых смелых из них.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Многие мопеды имели кубатуру менее 50 см3 (обычно в паспорте указывалось 49), и их не нужно было регистрировать в ГАИ и получать права. Продавались населению через магазины Спортовары.

Совсем простенькие и немодные мотовелосипеды, на которых ездило пожилое поколение (дырчики, как их называли), мы в данном обзоре не рассматриваем.

В наши дни сельская молодежь гоняет на китайских скутерах, а в городах в последние годы нишу мопедов заняли электросамокаты, моноколеса и гироскутеры.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Семейство мопедов выпускалось Львовским велозаводом с 1970 по 1983 годы. Первой ласточкой стала Верховина-3, которая имела ковровский движок Ш-51, клон явовского, и могла разгоняться до 50 км/ч. Переходная версия Верховина-3/4 засветилась в фильме «Приключения электроника», когда на нем ехал Сережа Сыроежкин. В дальнейшем выпускались усовершенствованные версии с индексами 4, 5 и т.д., имеюшие более мощный двигатель с кикстартером.

Производились также спецкомплектации Спорт и Турист.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Рижский завод Саркана звайгзне (Красная звезда) освоил выпуск мопедов Рига-1 с 49-кубовыми моторами в 1960 году на базе мототехники чехословацкой Jawa.

Этот мопед с глубокими колесными щитками, задней подвеской на пружинах и амортизируемой передней вилкой по праву считается одним из самых красивых, а в свое время был еще и очень комфортным.

Позднее появились модернизации Рига-3, 7, 11.

Большую популярность имела самая массовая рижская модель Рига-13 с мотором Д-8 в 45 кубиков мощностью 1,3 л.с., которая выпускалась с 1983 по 1998 годы и могла разгоняться до 40 км/ч. Ее отличала мощная фара с хорошим светом и надежная система зажигания.

Выпускал рижский завод и мини-мокик Рига-26/30 с маленькими колесами, которая являлась гибридом мопеда и мотороллера. Небольшие размеры позволяли хранить мотик даже на балконе, а перевозить в багажнике авто. Вес агрегата составлчл около 50 кг.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В 1990 году было налажено совместное чешско-советское производство культовых мини-мокиков заводами Саркана звайгзне и ZVL-Kolarovo, на которые ставили чехословацкие двигатели Jawa или шауляйские V-501, позволявшие разгоняться до 45-50 км/ч. Стелла имела модный дизайн и удобное сиденье.

Модель выпускали до 1997 года.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

В 1986 году появилась рестйлинговая версия Карпаты-2 с другой формой бензобака и заднего фонаря, которую производили до 1997 года.

Выпускалась также версия Люкс с багажником и тюнингованная Спорт.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Стильная Дельта, появившаяся в 1986 году, стала продолжением серии мопедов Рига с новой крепкой рамой и литовским двигателем V-50/501 мощностью 1,8 л.с. Весил мокик около 55 кг.

Среди пацанов считался самым крутым мопедом 80-х, так как чем-то походил на легендарную Jawa 350/638 и имел удобную посадку и руль. В качестве доп. комплектации продавались зеркала.

В конце 80-х базовая версия стоила 280 руб. Мопед также выпускался в вариантах Спорт, Турист, Люкс, Кросс и Индуро.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Звук мотоцикла чезет

Всем привет! Мои подписчики помнят что я год назад приобрел под восстановление мотоцикл чезет 472.6, 86 года выпуска и просили меня снять на видео его запуск, дабы послушать звук. К сожалению, все делается довольно медленно, пока мотоцикл только разобран и переоцинкованы его детали, а двигатель запустить проблематично, ибо он прошел больше 100.000 км, т.е, изношен. Но, не так давно я приобрёл такой же мотоцикл в качестве донора, он последние 5 лет провел стоя в гараже. Притащил домой, кинул три провода и запустил двигатель) наслаждайтесь, звук без глушителей и с ними

Поскольку я являюсь любителем чехословацких мотоциклов, звук этого двигателя для меня как музыка) на этом пока все, работа над чезетом, Явой 634 и Явой 638 продолжаются.

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

А у меня была Планета, только брыкалась дико, аж тапочек улетал в стратосферу!))

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Были ещё немцы,но они уехали

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Особенности национального мотоциклизма. Часть 1, не оконченная)

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть фото Мотоциклы 1930 х годов. Смотреть картинку Мотоциклы 1930 х годов. Картинка про Мотоциклы 1930 х годов. Фото Мотоциклы 1930 х годов

Продолжение следует…
P.S Продолжение будет если оно кому-нибудь нужно, пишите в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *