Мотоциклы бмв времен второй мировой войны
Почему мотоцикл BMW R75 так пришелся по душе врагам Третьего рейха
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Итак, BMW R75 – это мотоцикл повышенной проходимости, который использовался подразделениями вермахта, когда требовалась относительная незаметность и скорость. Мотоцикл часто использовался для разведки и сопровождения. В большинстве случаев на фронт поставлялся с коляской, на которую ставился пулемет. Использовали его и в качестве штабного транспортного средства для транспортировки офицеров. Наконец, BMW R75 использовался военной полицией Германии. Мотоциклисты в брезентовых плащах и касках с очками и сегодня вспоминаются как один из символов скоропостижной оккупации Западной Европы.
Конструкция BMW R75 была воистину совершенна. Стоит подержаться за руль этого мотоцикла, чтобы понять, что «баварцы» во все времена делали потрясающие вещи, жаль не всегда (как показывает история) они служили благим целям. Оборотной стороной надежности и качества мотоцикла была его дороговизна и сложность в производстве, даже по меркам педантичных немцев. За те же ресурсы, которые уходили на одну «Сахару», можно было бы собрать два автомобиля Фольксваген!
На мотоцикле могло поместиться 3 человека, при условии, что он был оборудован коляской. Поднимал BMW R75 до 350 кг полезного веса. Габаритные размеры транспортного средства составляли 2400х1730х1000 мм. Длина колесной базы – 1444 мм. Ездил мотоцикл на двигателе BMW Type 275/2 с объемом 736 куб.см, мощностью 26 л.с при 4400 об/мин. Снаряжённая масса мотоцикла достигала 670 кг. Разогнать на шоссе такой можно было до 95 км/ч, а расход топлива составлял 9 литров на 100 км.
Что же касается прозвища «Сахара», то оно вполне официальное. Назвали так мотоцикл по причине того, что он поставлялся в Африку. Разработали R75 еще в 1938 году, однако производство началось только в 1941 году. Тогда же мотоцикл приняли на вооружение в германской армии. Повоевал мотоцикл на всех фронтах. Благодаря своему качеству, отличной проходимости и выносливости стал одним из любимых трофеев как советских военных, так и солдат союзников.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
BMW R75 – трехколесный вездеход рейха. Исторический нарратив.
П ризнанный успех баварского мотоцикла BMW R75 обусловлен его уникальной способностью работать в экстремальных условиях военного времени. Независимо от того, двигался ли он по горячим пескам пустыни или пересекал холодную грязь Восточного фронта, R75 всегда оставался надежным транспортным средством для самых разных целей.
BMW R75 на Восточном фронте
Штрихи к портрету
Продвижение гитлеровской Германии по Европе привело командование вермахта к мысли о необходимости небольшого и подвижного транспортного средства, одинаково успешного на любой местности. Ответом стала трехколесная мотоциклетная коляска R75 производства компании BMW. Транспорт оказался быстрым, гибким и чрезвычайно подходящим для бездорожья.
Немецкая армия использовала BMW R75 на всех театрах войны: от пустыни Северной Африки до непролазной грязи Восточного фронта. Несмотря на то, что мотоколяска в снаряженном состоянии имела достаточно большой вес, более 400 кг, двигатель объемом 750 куб. см. позволял разгонять «аппарат» почти до 100 км/час.
Для обеспечения безопасности и надежности, инженеры BMW оснастили тормозами все три колеса. Причем, тормоза задних колес были гидравлическими, а на переднее колесо установили механический тормоз. Мотоцикл имел карданный привод с четырехступенчатой коробкой передач, из которых три предназначались для движение вперед, одна – обеспечивала задний ход.
Конструкция позволяла буксировать легкое оруди
Конструкция мотоколяски изначально позволяла вытягивать легкое артиллерийское орудие, но экипаж повышал универсальность и боевую ценность R75, установкой пулемета.
С августа 1942 г. вермахт пытался упростить производственный процесс. Генералитет настаивал на том, чтобы компании BMW и ее конкурент фирма Zundapp стандартизировали свои детали и разработали единую гибридную модель. Договорились приступить к проекту после того, как выпуск BMW R75 достигнет 20200 ед. Однако, до этого момента бомбардировщики союзников разрушили завод в г. Айзенах (Eisenach). В итоге компания BMW смогла выпустить только 16510 мотоколясок R75.
ТТХ BMW R75
BMW R75 в пустынном камуфляже
Мест | 3 |
Габариты (с коляской), мм | 2400х1730х1000 |
Колесная база, мм | 1444 |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, оппозитный, верхнеклаппанный BMW тип 275/2 |
Рабочий объем, см. куб. | 745 |
Мощность, л.с./оборотов в мин. | 26/4400 |
Снаряженная масса. кг | 670 |
Диапазон скоростей, км/час | от 3 до 95 |
Расход топлива л/100 км | 9 (по шоссе) |
Конкуренты BMW R75
Английский BSA M20
Объем двигателя: 496 см. куб.
Произведено: 126 335 ед.
Машина изначально была подвергнута критике как медленная и тяжелая. Однако, M20 отличался надежностью и простой в обслуживании. Британцы использовали их различными способами почти на всех театрах военных действий.
Американский HARLEY-DAVIDSON WLA
Объем двигателя: 740 см. куб.
Произведено: 90 000 ед.
На рубеже 1940 г. мотоцикл имелся в сравнительно небольших количествах. После вступления США во Вторую мировую войну – производство значительно возросло. Во время войны WLA использовался для эскортов, служб связи, обеспечения полиции, а также в качестве обычного транспортного средства.
Советский М72 «Днепр»
Объем двигателя: 750 см. куб.
Произведено: 6000 ед.
Из-за слабой мощности советских мотоциклов во время советско-финляндской войны 1939-40 гг., в СССР взяли модели BMW в качестве ориентира. Результатом разработок советских конструкторов стал надежный M72.
По материалам военно-исторического журнала Clausewitz
Мотоциклы во время Второй Мировой Войны. Немецкие мотоциклы
На дворе майские праздники и как дань уважения к подвигу наших предков, хочется сделать обзор мотоциклов, принимавших участие на линии фронта и на гражданке. Что еще, кроме мотоспорта развивает мотоиндустрию? Война и гонка вооружений подстегнули развитие мотоциклов, потому что даже одна моторная единица способна изменить ход истории.
К моменту начала Второй мировой войны немецкие мотоциклы имели преимущество, поэтому с них мы и начнем наш обзор.
Вспоминаем курс истории. После первой мировой войны Германия была унижена и по договору она не имела права развивать оборонную промышленность в полной мере. Граждане страны не могли покупать достаточно дорогие на тот момент автомобили, зато мотоцикл был по карману любому обычному жителю разрушенной страны.
Развитие мототехники получило сильнейший толчок. Компания BMW и популярная на тот момент Zundapp вступили в конкуренцию за первенство на новом рынке.
BMW переключилась с рынка железнодорожных запчастей, а Zundapp до разработок мотоциклов занималась изготовлением снарядов и детонаторов.
Мотоциклы BMW
До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.
Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:
Модели мотоциклов компании BMW:
BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.
Мотоциклы Zundapp
Более дорогие в производстве мотоциклы Zundapp плотно вошли в немецкую армию с 1940 года. KS750 стал одним из самых тяговитых представителей мотоциклетных войск Вермахта. Модель повышенной проходимости могла форсировать мелкие водные преграды с полном погружением двигателя. Но погружение должно было быть коротким, чтобы мотоцикл не захлебнулся.
Регулируемая подвеска позволяла приспособиться к трудностям маршрута. Привод на коляску и запасной фильтр бензобака, суть которого заключается в помощи мотоциклу перемещаться даже с пробитым баком.
Компания Zundapp обонкротилась в 1984 году, однако запомнилась как производитель военных мотоциклов повышенной проходимости.
Kattenkrad он же Sd. Kfz. 2
Верхушка айсберга среди тяговитых мотоциклов. Kattenkrad — гусеничный мотоцикл с двигателем от компании Opel в полтора литра заменял основную гужевую силу, перетаскивая тяжелые орудия и даже самолеты. Самый грузоподъемный вид мототранспорта в армии противника. Очевидными минусами такой разработки стали сложности в проходимости в диагонали на возвышенности, крайне неудобная посадка и высота сидения, из-за которой пилот с явным трудом покидал свое место в случае беды. А переворачивался Kattenkrad достаточно часто, особенно на резких и крутых поворотах.
DKW — Dampf Kraft Wagen
Маленькие и юркие мотоциклы в рядах немецкой армии, со скромными габаритами и маленькими объемами двигателя, стали очень популярны вне фронта за размеры и экономичность.
Общий итог: последствия Первой Мировой Войны заложили благотворную почву в Германии для успешного развития мотоциклетной индустрии и целой ниши этого вида транспорта. К началу Второй Мировой Войны и в разгаре конфликта, мотоциклетная промышленность вышла на новый виток развития, улучшая характеристики проходимости, выносливости техники и ремонтоспособности в условиях, как говорится — на коленках.
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы
Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.
Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.
К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.
Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R12, BMW R71, BMW R75 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.
В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.
Но дело в том, что в предвоенном СССР существовало лишь две модели мотоциклов мало-мальски подходящих под армейские задачи – это ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750.
На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.
Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.
На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.
Московские, харьковские, ирбитские и др. М-72
С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.
Харьковский регион выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам на ХТЗ, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но харьковский «Серп и молот» успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.
Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!
И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).
К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.
Ленд-лиз
Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.
Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».
Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными.
Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.
Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.
М-72
Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.
М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.
Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».
Горьковские и Киевские мотоциклы М-72
Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Сюда в 1941-м был эвакуирован Харьковский мотоциклетный завод. ГМЗ также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году Горьковский мотозавод был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.
Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.
Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.
Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.
Всех с Днем Победы!
P.S. Если уважаемые читатели сочтут эту статью интересной — подписывайтесь на мой блог.
Другие обзоры мототехники на канале в Youtube
Комментарии 556
Оппозитный Харлик, показанный на фото — производился для боевых действий в Африке. Стандартная, V-образная схема Харлика имела некоторые проблемы в воздушном охлаждении заднего цилиндра. Оппозитная схема решила этот вопрос для жаркого региона. Но в целом — не пошло…
Статья, как обзорная, очень неплоха! Но фактологических косяков и нестыковок даже статистических все же — весьма изрядно.
Спасибо, за хорошую и интересную статью.
Не оскорбляй, тем более имя. Я ж не называю тебя Х*яфыч))))
К слову о цивилизванном диалоге…
Да будет тебе известно, великий исторег, что георгиевская лента и гвардейская — разные вещи.
А то, что ими награждали военннослужащих РОА — даже не буду озвучивать.
Продолжаю дальше. Если, по твоему, я оскорбил совок, то какое ты к нему имеешь отношение? Я ж не сказал, что конкретно ТЫ, к примеру, хворый на всю голову? Вот потому и не переходи на личности.
Если ты смотришь Раша Тудэй или подобное, пойми, телек не показывает всю действительность.
Как говорится «не верь глазам своим». Ведь для того и существуют провокации, чтобы кого-то или что-то очернить. Скажу тебе честно — я не смотрю телек, зря потраченое время. Как говорил профессор Преображенский — «Не читайте советских газет.» Не буду говорить, что это за произведение великого русского писателя.
Знаешь про такое понятие «обьективная оценка»
Обрати внимание, что фразы про «голыми руками и т.д.» — это был сарказм на твой коммент про сказочные успехи. Ну прям уберменш
Ну включи логику епта. Чего такой обидчивый?
Про героизм. Какой главный инстинкт человека? Ответ — инстинкт самосохранения и продолжения рода. Потому чтобы толпа(подразделение) вышло в полный рост в атаку, или устроило наступление в разгар белого дня, выполнило глупую задачу ценой больших потерь — должнен быть фактор, который заставит это сделать.
Как раз страх быть убитым своими или расстреляным за невыполнение приказа, трибунал и т.п. и делал большой процент этого героизма( заметь, я не осуждаю и не говорю, что не было отчаяных и смелых людей — их было много)
И что значит «штампы»? Хочешь сказать, что не было всего того, что я перечислил.
Повторю еще раз, включи холодный мозг.
Ты так и не ответил на мой вопрос — если всего было до**я, то нахера было за бешеные бабки покупать это всё у амеров?
К слову о машинах. Сэкэмэ, ты думаешь что ты говоришь? Если бы я ездил на таврии, то имел бы право тебя упрекнуть… Где логика?
Я тебе это сказал, потому что у вас страшная мания хвалить отечественное(а есть ли что? ты явно не носишь джинсы фабрики Большевичка, лол), но ездить на иномарках, да и все пользовать импортное… вот к чему это было… не тупи
Ты ездишь на фольце( ну как ни крути, дело не в том, куда идут прибыли), а в том, что гадкие, по твоим словам, капиталисты построили у вас завод, наняли ваших людей, чтобы вам делать нормальные машины. Исходя из твоих мыслей, это уже должно было тебя оттолкнуть. Ладно, если бы ты сказал, что я езжу на крутых космических Жигулях, собранных нашими людьми для нас… Чуешь нотку гордости и патриотизма? Только что-то не вяжется, как говорится, есть «маленький нюанс»
И так во всем.
Да, у меня обычная корейская иномарка украинской сборки, но я честно признаю, что в моей стране слабовато с легковым отечественным автопромом. Просто я не страдаю ура-патриотизмом.
И конце концов, союз вроде был могуч, да завалили его как-то просто и все тут. А их главные «враги» спокойно живут и процветают, хотя у них самих хватает врагов…
Советский Союз решился на ленд-лиз, потому что в нём больше внимания уделялось бронетехнике и самолётам. Автомашины, локомотивы и мотоциклы конечно тоже производили, но им уделялось меньше внимания. Поэтому и решили их закупать за границей.