Мотоциклы тульского мотоциклетного завода
Что сейчас выпускает Туламашзавод, который был известен производством «Муравья»
Тульский машиностроительный завод всегда был известен выпуском двухколёсной мотоциклетной техники. Мотороллеры «Муравей» и «Тула» хорошо справлялись со своими целями в сельской местности, а сохранившиеся экземпляры до сих используются по предназначению. В девяностые завод пережил сложные времена, но смог «выжить» и продолжает свою работу. Посмотрим на модельный ряд Туламашзавода сегодня.
История предприятия началась ещё в конце XIX века. Изначально оно специализировалось на чугунно-литейной отрасли и выполняло заказы для местного Оружейного завода. Со временем объёмы производства расширялись, а фабрика стала известной по всей стране. Именно здесь в 1910-х годах производился легендарный пулемёт «Максим».
С 1930-х годов Туламашзавод стал выпускать продукцию для гражданской сферы. Здесь началось производство фрезерных станков. Примерно через 20 лет предприятие стало выпускать детские велосипеды. В это же время начинаются работы по открытию цеха мотоциклетной техники, благодаря чему завод и стал называться машиностроительным.
Грузовой мотороллер «Муравей» ознаменовал эпоху перехода сельской местности в индустриальное общество. Традиционные перевозки на лошадях сменились машинными.
В девяностых годах Туламашзавод столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами. Снижение спроса и высокая конкуренция вынудили предприятие закрыть производство мотоциклетной техники. Во-многом сохранить завод позволил военно-промышленный комплекс. Сейчас здесь производят зенитные комплексы и пушки для бронированной техники. Тем не менее, на ТМЗ по-прежнему выпускают и гражданскую продукцию.
Одной из основный отраслей завода стало производство дизельных генераторов. В линейке представлены устройства для промышленных и гражданских целей. Сохранившиеся технологии дали возможности для развития садовой техники. Туламашзавод выпускает мотоблоки, культиваторы, газонокосилки и снегоуборщики.
Отдельное внимание следует уделить сфере пожаротушения. На ТМЗ выпускают быстровозводимые пожарные депо, которые могут использоваться на территориях с чрезвычайным положением. Здесь же изготавливаются мобильные пожарные установки, которые сцепляются с грузовыми автомобилями.
Недавно вторую жизнь обрела марка «Муравей». Предприятие решило вернуть легендарное имя, но теперь машина имеет совершенно иное значение. Предприятие выпускает модели «Муравей ВТС 01» и «Муравей ВТС 02». Аббревиатура означает «Внутризаводские Транспортные Средства».
Небольшие машины имеют электрическую силовую установку и рассчитаны на эксплуатацию в промышленных зонах. Современные «Муравьи» предназначаются для складов, металлобаз и иных небольших территорий, где необходима перевозка грузов и не всегда возможна эксплуатация техники в двигателем внутреннего сгорания. Для сельской местности такая машина однозначно не подходит.
Сейчас Туламашзавод сохраняет статус одного из градообразующих предприятий. По информации из открытых источников, штат ТМЗ составляет порядка 1600 человек, задействованных в разных отраслях. Не исключено, что когда-нибудь завод снова вернётся к производству мотоциклетной техники.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мотоциклы марки Тула: плюсы и минусы, модели, варианты тюнинга
Мотоциклы марки Тула отличает прежде всего дизайн, отличная проходимость и высококачественная сборка. Эта мототехника прекрасно подходит для туризма, преодоления пересеченной местности, выездов к охотничьим угодьям и на рыбалку.
Мотоцикл Тула 5.952
История создания
История создания берет свое начало с 1984 года, когда с конвейера Тульского машзавода имени Рябикова сошли и поступили в продажу первые 200 мотоциклов. Пик же производства пришелся на 1986-19 88 гг. Тула являлся пионером советских внедорожников с воздушным принудительным охлаждением, а также первым байком в СССР, где был установлен электростартер.
Так как завод не имел лицензии на выпуск мотоциклов, пришлось выходить из положения путем установки небольших мотороллерных колес, что переводило Тулу в разряд мотомашин. Своим дизайном мотоцикл обязан группе художников Ленинградского филиала ВНИИТЭ, которой руководил С. Николаев.
Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить. Для дальних поездок он также вполне подходил.
В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 г. их производство было свернуто.
Технические характеристики
Марка мотоцикла Тула
ТМЗ-5.952
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см
А 76
11/0,5
126
12
130 мм/80 мм
четырехступенчатая
четырехступенчатая
150
Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:
Стоимость
Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новую модель приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых байков с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.
Преимущества и недостатки
К достоинствам мотоциклов Тула, которые до сих пор привлекают потенциальных покупателей, относятся:
Среди недостатков отмечается следующее:
Модификации
За все время мотоцикл Тула трижды подвергался модификации:
Возможности тюнинга
Современные технологии позволяют сделать тюнинг мотоцикла Тула на высоком уровне.
Вариант тюнинга №1
Можно провести следующие манипуляции:
Мотоцикл можно еще покрасить и по возможности заменить проводку.
В результате на выходе получится мотоцикл мощностью 14,3 лошадиных сил, способный развивать скорость в 100-110 км/ч, с расходом автомобильного бензина чуть более 2 литров на 100 км. Имеет приборную панель, которая отображает нужные параметры. Заводить тюнинговую версию можно как ножным, так и электрическим стартером.
Вариант тюнинга №2
По другой версии умельцы переоборудуют мотобайк в квадроцикл, используя дизайн из журнала фирмы Bombardier, в которой трудятся лучшие специалисты по изготовлению подобной техники. Для этого потребуется:
В результате получается квадроцикл со скоростью 70 км/ч, весом чуть более 130 кг и расходом топлива в среднем 5 литров. Техника компактна – ее можно вместить даже в Газель. Квадроцикл рассчитан на ездока и груз.
Технические характеристики мотоцикла Тула не могут не впечатлять. Заводские инженеры смогли реализовать мечту большинство селян – запустить в серию «народный» мотоцикл, которому не страшны распутица и бездорожье, по доступной стоимости. Он и сейчас продолжает радовать своих владельцев.
Мотоцикл Тула — технические характеристики, обзор
Несмотря на довольно активные попытки сразу нескольких предприятий наладить в СССР производство и продажу мотороллеров, такого рода техника с трудом приживалась в нашей стране. Одной из причин прохладного отношения граждан к мотороллерам было плохое качество дорог, не позволявшее реализовать все преимущества концепции. Поэтому в свет вышел новый мотоцикл Тула.
Специалисты Тульского машиностроительного завода осознавали эту проблему. В 1984 году был реализован новый проект и пошёл в производство ТМЗ-5.951 Тула мотоцикл повышенной проходимости. Вопреки распространённому мнению, эта модель никогда не носила название Тула 200.
Специфический подход
Концепция машины была довольно любопытной. Прочная дуплексная рама, длинноходные амортизаторы подвески, двигатель, оснащённый системой принудительного воздушного охлаждения, предназначенные для движения по бездорожью шины…
Всё это, казалось, делало мотоцикл Тула весьма перспективным. Тем не менее, судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах. А для лучшего их понимания начнём с базовых параметров.
Основные характеристики
Скажем честно, при оценке мотоцикла Тула характеристики не имеют решающего значения. Но поскольку многие именно на них обращают своё внимание в первую очередь, не будем нарушать традиции. Краткие технические характеристики выглядят следующим образом:
Машина имела цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску по схеме маятника. А дальше… Дальше начинались проблемы, которые так и не удалось решить до конца.
Ворох проблем
Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.
Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.
Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.
Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.
На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…
Недописанная история
Несмотря на перечисленные недостатки, жители глубинки проявляли к специфической технике определённый интерес. Ввиду специфического дизайна техники, любимым занятием многих владельцев стал тюнинг. Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных модификаций, среди которых была даже выпущенная малой серией Тула ТМЗ-5.971 – трицикл.
Предполагалось, что трёхколёсная модель станет альтернативой популярному мотороллеру ТГА 200 Муравей. Сколько было выпущено таких машин точно неизвестно.Распад СССР и возникшие, как следствие, проблемы в экономике, не могли не сказаться на работе ТМЗ.
В стремлении выжить предприятия оборонного комплекса, к которым относился и Тульский машиностроительный завод, предпринимали порой даже рискованные шаги. Была сделана очередная попытка усовершенствовать мотоцикл Тула и продвинуть модель на европейский рынок.
Но вскоре выяснилось, что по стандартам ЕЭК байк со столь значительно смещённым в сторону центром тяжести не может быть допущен к эксплуатации. Идея умерла. Окончательно выпуск модели был прекращён в 1996 году.
Путаница с названиями
Что до ошибки с названием Тула 200, то тут другая история. Так назывался мотороллер, выпуск которого был организован на ТМЗ в 1956 году. Модель почти полностью копировала немецкий мотороллер Glas Goggo TA55. Машина оказалась достаточно удачной. Тула 200 послужила базой для следующих модификаций, таких как Турист и Тулица.
Почти одновременно с мотороллером Турист появился созданный на тех же агрегатах ТГА 200. Основой конструкции силовых агрегатов всех перечисленных модификаций был появившийся в 1956 году двигатель Т-200. Дополненный воздушной системой охлаждения и модифицированный мотор использовался и на мотоцикле Тула. Видимо, это и стало причиной того, что некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.
Ценителям на заметку
Если вам понравился этот рассказ и вы неравнодушны к истории отечественной техники, то на нашем сайте вас ждёт много полезной информации. Здесь вы сможете узнать и о том, чем хорош мотороллер Муравей и какими достоинствами обладает мотоцикл Иж Юпитер-5, и много чего ещё интересного…
«Тула». Мотоцикл для села и бездорожья
Довольно необычный мотоцикл был разработан на Тульском машиностроительном заводе в 1984 году. Это был довольно смелый эксперимент, первый в СССР мотоцикл повышенной проходимости, в котором использованы агрегаты мотороллера.
Завод создавал этот мотоцикл, как говориться, не от хорошей жизни. Продажи традиционной для ТМЗ техники – мотороллеров, постепенно снижались. В городе мотороллеры теряли популярность. В селе же проходимость мотороллеров оставляла желать лучшего, всё же по большей части, это транспорт для асфальта. Вот и решили инженеры Тульского завода предложить сельскому жителю подходящий аппарат.
Мотоцикл ТМЗ имел очень современный для начала 80-х дизайн, разработанный в Ленинграде, институтом технической эстетики. Выглядит сельская «Тула» модно и самобытно.
Часто в объявлениях о продаже на вторичном рынке можно увидеть этот мотоцикл под названием «Тула-200». Это ошибка, индекс «200» не имеет отношения к мотоциклу, он относится к мотороллеру.
Возможно, путаница возникла из-за мотора, он одинаков с мотором мотороллера.
Учитывая специфику эксплуатации, раму мотоцикла сделали усиленной, дуплексной конструкции. Двигатель одноцилиндровый двухтактный, объемом 200 см3. Он мог работать на доступном в глубинке 76-м бензине, оборудован принудительным воздушным охлаждением.
Обычно на мотоциклах мотор охлаждается набегающим потоком воздуха, но «Тула» на малой скорости, при большой нагрузке на мотор, на раскисших грунтовках необходимый поток воздуха для охлаждения обеспечить не могла.
Мощности в 13 л.с. хватало для движения по грунтовкам, но скоростными характеристиками мотоцикл похвастаться не мог. 85 км/час для него практически был пределом. Впрочем, гонять на «Туле» не рекомендовалось.
Управление «Тулой» требовало осторожности, порой даже – особой сноровки. На небольших скоростях проблем не было, но на асфальте, особенно мокром, широкие «грязевые» шины скользили. Центр тяжести мотороллерного мотора был смещен в правую сторону, что тоже ухудшало управляемость.
Несмотря на эти проблемы, «Тула» пользовалась спросом у жителей глубинки, да и рыболовы с охотниками не обходили её своим вниманием. Длинные ходы подвески позволяли ездить по просёлочным дорогам, по лесным тропам и даже по пашне. Немалый вес в 126 килограмм – слабая сторона на серьёзном бездорожье, но в целом проходимость неплохая.
Кстати, это первый советский мотоцикл с запуском мотора поворотом ключа в замке зажигания. Там есть стартер, совмещенный с генератором, так называемый дино-стартер. Есть и обычный, привычный советскому мотоциклисту кик-стартер, на случай если сядет аккумулятор.
Производство завершилось в 1996 году, после развала СССР спрос на «Тулу» постепенно падал, качество ухудшалось, на экспорт за границу этот мотоцикл не поставлялся, так как из-за проблем с управляемостью не попадал под европейские стандарты безопасности. Oldtimer
Мотоцикл Тула
Мотоциклы марки Тула отличает прежде всего дизайн, отличная проходимость и высококачественная сборка. Эта мототехника прекрасно подходит для туризма, преодоления пересеченной местности, выездов к охотничьим угодьям и на рыбалку.
Несмотря на довольно активные попытки ряда компаний наладить производство и продажу скутеров в СССР, этот вид техники практически не прижился в нашей стране. Одной из причин холодного отношения жителей к мопедам стало плохое качество дорог, не позволяющее реализовать все достоинства концепции. Так появился новый тульский мотоцикл.
Об этой проблеме знали специалисты Машиностроительного завода имени Рябикова в Туле. В 1984 году была реализована новая конструкция и запущен в производство мотоцикл ТМЗ-5.951 «Тула» повышенной проходимости, и где был установлен электростартер. Вопреки расхожему мнению, эта модель никогда не называлась Тула 200.
Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить.
Детальный подход
Все это сделало тульский мотоцикл очень перспективным. Тем не менее судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах такого положения вещей. Чтобы лучше их понять, начнем с основных параметров.
Основные характеристики
Скажем откровенно, характеристики Тулы не имеют решающего значения при оценке мотоцикла. Но поскольку многие люди обращают на них внимание в первую очередь, мы не будем нарушать традицию. Краткое техническое описание выглядит следующим образом:
Много проблем
Да, тульский мотоцикл действительно хорош на бездорожье. При правильном навыке водитель мог передвигаться даже по вспаханному полю. Однако по дорогам с гладким асфальтом, мотоцикл не чувствовал себя комфортно. На это повлияла как относительно невысокая скорость, так и особенность двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применяемого на скутере Тула 200.
Специальные шины с протектором имеют размер 6,7 и 10, дают хорошее сцепление с дорожным покрытием при этом давление на грунт минимальное. Асимметричная конструкция двигателя сместила его центр тяжести в сторону. Это также не улучшило управляемость на поворотах.
Ему не хватало скорости. На трассе тульский мотоцикл мог обогнать мопед, но серьезно проиграл в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Я не в восторге и расход топлива высокий для машины такого класса. Мото первой серии имели топливный бак, состоящий из двух половин, не соединенных между собой. Это было очень неудобно, и тогда проблема решилась установкой одного бака.
Особое беспокойство у тех, кто управлял мотоциклом Тула, вызывал стартер-генератор (динозавр). Часто не удается обеспечить надежный запуск или нормальный уровень заряда батареи. Более того, отечественная промышленность в то время не производила компактных двенадцати-вольтных батарей, способных давать большой пусковой ток.
Изначально грузовик необходимо было оснастить двумя батареями, что значительно увеличило его вес. Один формат аккумуляторов для мотоцикла «Тула» появился только на более поздней версии, поэтому для тех, кто купил мотоцикл «Тула», технические характеристики оказались на втором плане.
Неизвестная история
Несмотря на вышеупомянутые недостатки, жители глубинки проявили интерес к этой конкретной технике. Из-за специфической конструкции техники тюнинг стал любимым занятием многих владельцев.
Чаще всего делали:
Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных вариантов, среди которых была даже трехколесная база для мотомашин, выпущенных небольшой тульской серией ТМЗ-5.971.
Трехколесная модель(трицикл) должна была стать альтернативой популярному скутеру TGA 200 Muravy. Точно неизвестно, сколько именно этих грузовиков было построено. Распад СССР и связанные с ним экономические проблемы повлияли на работу ТМЗ.
Чтобы выжить, предприятия оборонной промышленности, в том числе Zakłady Budowy Maszyn в Туле, иногда даже шли на рискованные действия. Была предпринята еще одна попытка усовершенствовать тульский мотоцикл и продвинуть модель на европейский рынок.
Однако вскоре выяснилось, что по нормам ЕЭС мотоцикл со столь сильно смещенным центром тяжести не может быть принят в эксплуатацию. В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 году их производство было свернуто.
Запутанные имена
TGA 200, созданный на базе тех же агрегатов, появился практически одновременно со скутером Turist. Основой конструкции силовых агрегатов всех этих вариантов стал двигатель Т-200, появившийся в 1956 году. Дополненный системой воздушного охлаждения и доработанным двигателем, он также использовался на мотоцикле Тула. Видимо, именно по этой причине некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.
Три версии
Отзывы владельцев
«Минусы Тулы: это то, что в проводку может попадать грязь и вода. Потом с этим очень много проблем. Права нужны. Из плюсов: простота и удобство в обслуживании.». (Николай, Минск)
«Мне не понравилась у байка плохая устойчивость в ненастную погоду и склонность к подсеканию при совершении поворотов, что обусловлено широкими шинами. Я на свой массивный агрегат установил ножной механизм в дополнение к стартеру. ». (Николай, Минск)
Стоимость
Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новый экземпляр приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых мото с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.
Ценителям на заметку
Если вам понравился этот рассказ и вам не безразлична история отечественных машин, то на нашем сайте вы найдете много полезной информации. Здесь вы сможете узнать, что такое хороший самокат «Муравы» и какие достоинства имеет мотоцикл Иж Юпитер-5, и многое другое. Так же вы можете добавить комментарий к данной статье, или поделиться в социальных сетях. Мы с удовольствием дадим ответ на Ваш отзыв.
- Как проверить мультиметром питание в проводке автомобиля
- Посчитать трейд ин авто с пробегом