Моя машина моя мечта
Россияне назвали автомобиль мечты
В результате рейтинг возглавил японский бренд Toyota, набрав 12,3% голосов (при этом чаще всего автолюбители указывали такие модели, как Land Cruiser и Land Cruiser Prado).
В пятерку марок-лидеров, помимо Toyota, попали BMW (9,2%), Audi (7,9%), Mercedes-Benz (7%), Volkswagen (6,4%). Далее идут Lexus (4,3%), Land Rover (4,2%), Porsche (4%), Volvo (3,9%) и Skoda (3,2%).
Отметим, не так давно «РГ» публиковала результаты исследования состояния автомобилей в возрасте от 3 до 4 лет. Лидерами рейтинга по сумме параметров «работа узлов и агрегатов» и «состояние кузова» стали Nissan Qashqai II и Toyota RAV4 IV (рестайлинг). Разница между автомобилями составила всего 0,01. Надежная конструкция вместе со спокойным стилем вождения первого владельца гарантирует будущему хозяину несколько лет эксплуатации авто без каких-либо проблем.
Также ранее россияне рассказали экспертам, что «автомобилем мечты» должен быть внедорожник или кроссовер: фактически каждый второй респондент (55%) выделил сегмент SUV из числа других. Количество любителей полного привода увеличилось до 78%. В качестве трансмиссии подавляющее большинство (70%) предпочитает автоматическую коробку передач.
Парадокс фантазера: почему ты снова не купил машину мечты?
Признайтесь, у вас ведь есть машина мечты? Или даже несколько. Мечта есть, а машины нет. Хотя под окном вас может встречать автомобиль даже дороже, чем тот, который вы по-настоящему хотите. Или нужная сумма давно есть на счету, но вы не торопитесь превращать свою мечту в реальность. Это немного странно, что наши автомобильные мечты почему-то очень редко реализуются на практике. Хотим большой внедорожник, а покупаем седан, хотим спорткар, а покупаем кроссовер, хочется хот-хэтч, а в итоге покупаем минивэн. А обычно все еще банальнее: хотим Mercedes AMG W211, а покупаем Solaris. Что заставляет раз за разом делать выбор в пользу нелюбимой машины? Нас кто-то заставляет, или это еще одна «перегородка в голове», боязнь быть счастливым? И собственно основной вопрос, а такая ли она замечтательная, эта машина мечты? Может быть, это просто самообман, и такой машины просто не существует – мы выдумываем ее, чтобы просто похвастаться амбициями и фантазией? Попробуем разобраться.
Самое-самое
С просите любого мальчишку в школе, какую машину он хочет. Я попробовал в свое время: почти все хотят либо большой и черный «джип» престижной марки, или что-то из суперкаров, ну или из топов лакшери-брендов. Да и сам я всегда мечтал о самом ярком из того, что видел. И кабриолет Z1 под окнами просто мешал заснуть, грубо вторгаясь в сознание. Редко когда в мечты запишут что-то более практичное и при этом не «как у папы» или другого близко знакомого человека.
На фото: BMW Z1 (E30) ‘1988–1991
Фантазия ребенка почему-то склоняется к одному из этих двух вариантов, или к чему-то яркому и ощутимому – это некие максимы в сознании. Там они останутся на всю дальнейшую жизнь, отравляя любой более практичный выбор своей недостижимостью. Кто-то положит все силы на реализацию своих максимальных желаний. Кто-то, став взрослым, решит, что это ему не особенно нужно и выше головы не прыгнуть. Особенно счастливы те, кто в детстве так и не придумал себе ориентир или не разбирается в вопросе вообще. Скорее всего, именно они потом будут рады любой интересной машине.
Откуда растет такой интерес? В моем детстве были вкладыши «Турбо» с красивыми картинками и обязательным указанием максимальной скорости, сейчас красивую бумажку заменили автомобильные шоу по ТВ, фильмы и сотни каналов на Ютубе. Там без особых подробностей смакуют радость вождения очередного суперкара, вваливания в повороты на скорости 200 и вдыхая аромат дыма из-под колес. Дети, как мы в их возрасте, воспринимают все самое яркое и впечатляющее, не особенно углубляясь в детали. Их действительно не волнует цена, доступность, ломучесть и прочие скучные вещи. Их мечта абсолютно чиста и состоит из красивых рекламных картинок и ярких впечатлений.
Ответ ради престижа
Вот человек вырос и, возможно, стал автомобилистом. Он что-то выбрал и приобрел. Радуется он покупке или страдает от нее – не столь важно. Иногда он хочет заменить машину на что-то еще. На более новую, более престижной марки, более мощную, как у соседа или как у коллеги. Все эти «хотелки», может быть, никогда и не станут настоящей оформленной мечтой – это все «так», мимолетные желания.
Но вдруг кто-то спросит: «А ты какую машину вообще хочешь»? Вопрос посложнее смысла жизни. Редко кто с детства так и остался при мечте о Bugatti EB 110 или BMW M 3, возникшей где-то после прочтения тест-драйва или видео с заезда по Нюрбургрингу. Вряд ли есть готовый честный ответ. Но отвечать придется, этот вопрос – как экзамен на честолюбие, силу воли и кругозор. Придется что-то сказать, если только вы не позиционируете себя как откровенного пассажира общественного транспорта или какого-нибудь, прости господи, увлеченного велосипедиста.
Мы все погружены в социум и знаем, что мечту нужно иметь. Человек без мечты – это так некрасиво и нелепо. Поэтому в итоге, подумав, вы наверняка выдадите ответ, что автомобильная мечта у вас есть, и она «во-о-от такая». И ничто не помешает в следующий раз объявить «мечтой» другой бренд и другую модель, ведь это сиюминутное увлечение просто ответ и игра разума.
Про мечту и еще одну
Прямо сейчас никто не подслушивает ваши мысли. Постарайтесь честно ответить самому себе: сколько раз вы «выдумывали» мечту, когда очередной человек пытался залезть в душу и что-то там понять? Или сколько раз вас ловили на том, что, поманив, спрашивали: «Это твоя мечта, ты же хочешь обладать вот этим прямо сейчас»? После тест-драйвов, после автосалонов, красивых роликов или статей… Всегда только сиюминутный ответ, результат возникшего желания обладать? Сколько раз после покупки вы остывали к машине в течение месяца или двух, начинали тяготиться даже тем, что показалось таким «прикольным» в тот момент?
Такое бывает, когда у вас есть деньги и возможность делать спонтанные покупки автомобилей. Это игры маркетологов – на торговле мечтой держится, по сути, весь высокомаржинальный премиальный сегмент.
А может быть где-то в душе есть все же место настоящей мечте взрослого человека? Машина, необходимая для того, чтобы изменить жизнь, сделать ее ярче и объемнее? Может быть именно это та самая настоящая мечта, которая не меняется с годами, и при этом ее можно потрогать, ее можно примерять на себя раз за разом. Как красиво она вписывается в новый образ, как здорово было бы все изменить…
Страхи, которые не делают нас сильнее
С «псевдомечтой» все просто, это ответ в анкете на поставленный обществом вопрос. И если все сводится к тому, что надо быть спортивным, очень зеленым, семейным и вообще «просто умным», то ответ в анкете «дизельный универсал Superb » вдруг окажется самым популярным, а Porsche Cayenne – самой «востребованной» машиной для школьников, мечтающих о взрослой жизни. Разница между реальной жизнью и такой вот абстракцией слишком велика, чтобы они где-то пересеклись.
С мечтой функциональной все куда сложнее. Она вплетена в реальную жизнь человека и буквально приколочена к ней гвоздями. Это что-то такое, в направлении чего можно бежать, ползти, а в крайнем случае просто лечь. Но если ее реализовать, то наступят последствия, и немаленькие. Например, жизнь пойдет иначе. А как иначе, ведь мечта была нужна, чтобы изменить жизнь, сделать ее краше.
И сложнее. Скорее всего, придется изучить конструкцию машины, освоить поиск запчастей на аукционах, обрасти связями в фанатских кругах… А еще – найти время и деньги на тренировки, если речь идет о спортивном авто.
Парадокс в том, что обычно мы сами не горим желанием меняться на деле, а не в фантазиях. На предложение уехать на край света с самой красивой девушкой чаще всего последует уклончивое «нет», а на предложение сменить работу на самую замечательную, но совершенно незнакомую, ответ будет еще более определенно отрицательным. Процент людей, отвечающих «да», примерно равен тому, которые смогут сесть за руль своей автомечты и позволить ей что-то поменять в своей жизни.
Остальные останутся со своими страхами и четкими представлениями о том, что должно быть. Со страхом потратить слишком много, купить ломучее и неудобное, слишком дорогое, слишком простое, слишком престижное или слишком вызывающее.
Вот поэтому вы, скорее всего, никогда не купите машину, о которой мечтаете. Зато у вас останется мечта, и это само по себе уже неплохо. Мечту можно лелеять, готовить гараж, финансы, рассказывать о ней друзьям в моменты откровений или вписать в профиль на очередном сайте. Она окажется столь же недостижима, как и самый редкий спорткар, пусть даже цена мечты смешная, а чтобы ее купить, не надо «ловить» лоты аукционов, шерстить распродажи у коллекционеров, раскапывать старые гаражи или биться за право обладать ей с богатейшими людьми на планете.
Может это не так уж и плохо – иметь мечту. Как человек, который пишет в рубрику про технику подержанных машин, я частенько вижу, как мечта разрушается, сталкиваясь с реальностью, а новую придется еще родить и выпестовать. И опять ломать себя, преодолевая страхи, делая попытки и уговаривая самого себя на перемены.
Пожалуй, этому тексту не хватает маленькой истории от человека, который свою детскую мечту все-таки исполнил. В 10-м классе, прочитав в подростковом журнале статью о Saab 900, я немедленно загорелся идеей приобретения этого неординарного шведского автомобиля. Как метко подметил Борис, никакой логики в этом не было. «Он крутой, и я его хочу», все. На тот момент, кстати, «классических» Саабов в продаже было полно, и они даже были в приличном состоянии, так как с момента схода последних экземпляров с конвейера прошло всего-то 10 лет.
На фото: Saab 900 Turbo ‘1980–87
Попутно я уже на практике понял, что турбированная рядная «четверка» и передний привод Сааба – это, на самом деле, не совсем то, о чем стоило мечтать в плане ездовых впечатлений. Другое дело – V 8 и задний привод. В недрах сознания вовсю формируется новая автомобильная мечта. И знаете что? Я абсолютно счастлив. Мечтать необходимо, и реализовывать мечты – тоже.
И да, если вы – родитель, поинтересуйтесь у своего ребенка-подростка, о чем он мечтает. Даже если эта мечта бредовая, но не очень дорогая, помогите ее осуществить. Это окупится.
Машина моей мечты
У каждого есть мечта. У каждого она своего цвета. Как только мы рождаемся на свет и начинаем воспринимать окружающий нас мир, и мы понимаем для чего предназначены вещи, в нашей голове выстраивается некая пирамида благ, на вершине которой – она. Заветная. Неповторимая. Сейчас недосягаемая, но та, которой мы хотим достичь. В разделе «сделать» или «неотложное» может находиться много вещей. Живя в 21-м веке, странно было бы, если бы в этом списке не было машины. В конце концов, машина это – статус, машина это – жизнь, машина это – всё! Опустим пока все мрачные аспекты нашей четырёхколёсной мечты, которые перекрывают предыдущие три с лихвой.
В раннем возрасте наши мечты довольно непритязательны. Ну там: хочу быть космонавтом! Ладно. Но кого этим удивишь? Все хотели им быть на какой-то стадии своей жизни. Или, хочу быть МедведьПутиным. Ну тут уже понятнее. Амбиции шире матушки Волги, деньги, власть. А вот как с машинами на этом этапе? Кто о чём мечтал?
Не сказать, что я Мечтал с большой буквы о машине. В те времена набор автопрома был не очень разнообразен, информация о том как это могло быть ТАМ редко доходила до рядового читателя и, тем более, песочницы. Но была у меня машина, которая захватила моё воображение целиком и полностью. То была штампованная, жестянная и окрашенная в яркий цвет игрушка, которую выпускал наш комплекс оборонной мощи как нечто, что осталось после. Да! Дела с игрушками в СССР тоже обстояли не очень. Делались они по остаточному принципу. Вот мы тут наклепали партейку-другую танков-ракет и осталось тут немного металла-краски. Вроде и пушку не отольёшь, и выбрасывать жалко. Вот так и получались наши игрушки. Тем не менее, моя красная, жестянная, удивительным образом напоминала машину тех, ради которых весь этот ракетно-танковый сыр-бор и был затеян. Были у неё хвосты, было у неё панорамное лобовое стекло, огромные хромированные бампера (конечно, не хромированные, а просто из неокрашенного металла) и сидела она очень низко. С любого ракурса, как ни посмотри, она была не похожа на то, что выпускал наш автопром. Была это машина американская. Вражья. Не знаю, может наша оборонка хотела приучить детей, будущих защитников родины к силуэтам вражеских автомобилей, так сказать, с песочницы. Но машина мне очень нравилась, и возможно, я даже воображал как я буду сидеть за рулём этого болида и дефилировать вдоль проспектов и бульваров. Позднее, когда я подрос и увидел американские машины на картинках, я понял, что моя игрушка-мечта странно напоминала Плимут и Линкольн конца 50-х годов.
Продукция игрушечного автопрома в Советском Союзе резко отличалась от того, на чём ездили взрослые. На выбор можно было купить гибрид «Линкольна» и «Плимута» конца 50-х или «Кадиллак» 1960-го. Первый поступал в продажу в базовой комплектации. «Кадиллак» имел электропривод и дистанционное управление, как и полагается игрушке премиум класса. Хорошо было быть ребёнком в СССР.
Будучи ещё в неплатёжеспособном возрасте, но насмотревшись всякого там и сям, мы обычно формируем наши сокровенные мечты в более конкрентные, осязаемые формы. Помню как сын моего друга, лет 8-ми от роду, сел впервые в мой Рено 25. Первыми его словами была следующая фраза: «Когда вырасту, обязательно куплю себе ТАКУЮ машину». Мы, конечно, тоже ездили на машинах, но были они или грузовики, или такси. Такси как-то не рассматривается как вариант для личного пользования. Грузовик великоват и тяжеловат. Но были тогда машины особого класса. Вполне реальные и доступные мальчишкам и девчонкам. При наличии, конечно, желания у их родителей выложить сумму за это авто. Были то педальные машины. У многих была такая в детстве. У меня такой не было. Но иметь хотелось. Один большой недостаток таких авто тогда был не очень хороший уровень дорожного покрытия в городах и сёлах. Паркетников в те времена, по понятным причинам, тем более педальных, наш автопром ещё не выпускал. Поэтому требовались дороги с надёжным асфальтовым слоем. Были такие места, как правило, в пунктах массового скопления людей. И находился там прокат. Мы шли в парк, где имелся ангар, наполненный всяким педальным счастьем для малышей: жеребцами с номерами на боках и машинами. Кстати, машины тоже имели номер на боку что придавало им довольно спортивный колорит. Но назначение номера носило куда более банальный характер. Во-первых, это была отчётность. Во-вторых, безопасность… думаю активная. Часто в таких парках по громкоговорителю можно было услышать объявление: «Мальчик в красной рубашке на синей машине номер пять! Вернись к ангару, твои родители ждут тебя». Или: «Девочка на лошадке номер тринадцать! Не пои коня в фонтане. Выведи его из воды немедленно!». Педальный парк был довольно разнообразным: машины и ракеты, скакуны и всякого рода бегуны. Чтобы оседлать свою мечту, в парк надо было прийти рано. Машины пользовались особой популярностью. Затем шли ракеты и кобылы. Те, кто не успевал вовремя довольствовался транспортом для лузеров: трёхколёсными велосипедами с самосвальным кузовом. Вроде тоже на колёсах и с педалями, но никто их не хотел. Это объяснялось просто. На машинах имелся руль и сигнал, на который можно было жать и разгонять праздно-шатающихся зевак. К тому же, на машине стояло чудо: мечта любого малыша – маленькая аккумуляторная батарея, от которой работали фары. Простым движением руки, тумблер на приборной доске перекидывался в положение «ВКЛ» и можно было нестись по аллеям с ярко-горящими фарами. Конечно, при дневном свете этого оценить никто не мог.
Вашу ручку мадам… куда ноги ставишь, лахундра! Лак мне весь обдерёшь.
Товарищ! Как проехать в пятое отделение ВЧГК НИИСХ КБК? … Спасибо товарищ, Родина Вас не забудет.
Справа: будни Советского Союза – «Москвичи» взрослым, «Студебекеры» детям… и кошкам.
Покинутая мечта тускнеет, теряет части и ржавеет.
И длится это счастье за чужой счёт года два. Дети растут быстро. Первый класс. То, что ещё вчера было круто, уже удел малышни. Наступает период кризиса мечты. Были, конечно, планы построить дельтаплан и улететь в Америку с крыши гаража во дворе, но всё это было не то. Крылатая мечта выдерживала два спуска в сугроб максимум и быстро тускнела в силу своей технической несовершенности. Взрослые машины влекли, но были недосягаемы. Но всё ж была она, настоящая и быстрая, мечта для возраста начальных классов. И называлась она самокат. Нет, не самокат на двух колёсах, а самокат на трёх, а то и всех четырёх колёсах. Многого она не требовала: несколько досок и три подшипника… четыре для тех, кто был продвинутее остальных. Гремела эта штука на весь район. Мне каким-то образом достался цельно-металлический сварной агрегат, который гремел громче всех на радость всем соседям в округе. Потому как город наш располагается на холмах, скорости были умопомрачающими. К тому же, это предполагало проведение спортивных заездов всех владельцев самокатов двора. Ну вроде того: кто быстрее съедет с горки. Грохот стоял страшный. Счастливые детишки с горящими глазами неслись в неизвестность с бешенной скоростью. Дорога была проезжая. Доезжали не все. Кто опрокидывался, кто останавливался, не выдерживая напора адреналина. К финишу спускались два три самоката. Под машину, как это ни странно, так никто и не попал.
Если б только мы знали, на чём ездят наши со-мечтатели в далёких странах. Наш удел был сам-автопром.
Штанишки, тем не менее, становятся всё короче и короче и вот… вот он, возраст, когда всё уже малО, всё уже слабО. Нужен реальный объект. Нужна мечта.
Как-то гуляя по окрестностям с другом, мы набрели с ним на журнал. Был журнал тот не нашенский. И журнал был не в месте, которое мы обычно называем киоск «Союзпечать». Но жилось тогда советским людям хорошо и весело, и они могли себе позволить просто выбрасывать американские журналы направо и налево. Как-то бросилась нам в глаза необычная обложка. Полистав его (журнал) и не поняв ни слова, мы тем не менее, наткнулись на несколько картинок, которые поразили нас намертво. То были рекламные листы американских автомобилей. До сих пор помню почти постранично содержание того издания за 1969-й год – это был Reader’s Digest – рассказы, иллюстрации, реклама «Олдсмобиля», рассказы, иллюстрации, реклама «Понтиака», рассказы, иллюстрации, реклама «Боинга», рассказы, иллюстрации, реклама кондиционеров на машины GM, рассказы, иллюстрации, реклама «Плимута», рассказы, иллюстрации, реклама «Кадиллака». Последний запомнился мне больше всех. Я просто бредил им. В то время было популярно класть стекло на рабочий стол, а под стекло всякие картинки. Весь рекламный набор из журнала моментально перекочевал на мой стол под стекло. Я видел свою мечту каждый день. Была она настолько нереальна и фантастична, было совершенно понятно, что достать её было просто невозможно. Ракурс был особенно удачен. Белый «Кадиллак Флитвуд Брогам» выглядел как настоящий дредноут дорог: мощный и нерушимый со своими боковинами-понтонами и поворотниками, обволакивающими их по окружности. Я изрисовал много страниц в клеточку, сидя на уроках математики и физики, пытаясь ухватить суть американского металла по памяти. Часто отвлекали морские бои с соседом по парте, но к «Кадиллаку» я возвращался снова и снова.
Набор мечтателя, слева направо: «Олдсмобиль Катласс», «Понтиак Файрбёрд 400», «Плимут Белведер» и «Кадиллак Флитвуд Брогам». Американский автопром 60-х был фантастикой для советского ребёнка даже в 80-х.
До тех пор, пока однажды не увидел совершенно внеземное создание у друга на календаре, поразившее меня уже раз и навсегда. Какой-то знакомый привёз ему календарь с машинами из Японии. Такие календари были тогда очень популярны. Как правило, кроме машины там присутствовала симпатичная японочка, часто в бикини. Советские стражи границ не могли запретить провоз таких календарей, так как тематика была автомобильная, да и японочки были вроде, хоть и плохенько, но одетые. К тому же эти многостраничные настенные издания большого формата набирались с погранцами в уме. Сунет морячок пограничнику такой календарик как подарок и вот молодой служивый уже счастлив и доволен. И морячок спокойно везёт контрабанду домой. Много ли нужно для счастья? Так вот. Появилось такое красочное издание у моего друга. Страница с месяцем была открыта на некоем плоском, угловатом, клиновидном объекте в поле с ромашками, который на Западе называли автомобилем. И был то «Ламборгини Кунтач». Если бы я знал тогда, что означает «кунтач» по-итальянски, я бы определённо воскликнул КУУНТААЧ!, входя в комнату моего друга. Вряд ли можно найти аналог в русском, но грубо выражаясь это звучит примерно так: «Нихрена себе красотка!». Не будем опускаться до пошлости анекдотов про ноги, но итальянцы не стыдятся выражать свои чувства при виде красивой женщины. По легенде, это было первое слово, сорвавшееся с уст Нучио Бертоне, когда он впервые увидел машину в теле. Восклицание так и приклеилось к машине. Ракурс фото был такой — 3/4 спереди и сверху — что при взгляде на него казалось, что на ЭТО упала бетонная плита и машину расплющило до предела, смяв аккуратно крышу и положив огромные оконные проёмы буквально горизонтально. Ярко жёлтый цвет жжёг глаза и воображение. С другом долго спорили, что это такое: подделка или реальная машина? В нашей стране подобное можно было увидеть только в книжках научной фантастики. Ночью мне снилась машина и погони по крышам домов. Да… с крышами очень интересно выходило.
40 лет спустя. Lamborghini Countach до сих пор заставляет крепко выругаться, остановиться и воскликнуть: кунтач!
Так произошло моё знакомство с итальянцами. Итальянцы засели в голове и не отпускали. К тому времени и у меня появился кое какой материалец в виде забугорных “Autocar” и “Motor”, привезённых отцом оттуда. Из всего разнообразия автометалла на страницах детским чутким воображением были выделены только две: FIAT X1/9 и Lancia Monte Carlo – обе небольшие двухместные спортивные машинки. Чёткие и тонкие линии, клинья и чистые формы, яркие цвета – что ещё нужно ребёнку? И та и другая находятся в моей небольшой книжке больших желаний по сей день. Может потому, что это экономичные, стильные машины, которые присутствуют на дорогах даже сегодня и вполне доступны при желании и наличии энной суммы денег. Примерно в это же время я посещал автомодельный кружок и при выборе постройки модели для состязаний моим руководителем был найден чертёж «Фиата». Сомнений быть не могло. Это она. Моя мечта. Должна быть воплощена и оживлена на кордовых кругах. Долго над ней трудился. Уже были деревянная болванка и кузов из жести, но время нагоняет быстро и последние два класса школы не располагают к частому посещению кружков и праздному строительству автомобилей. Так постепенно моя мечта была заброшена и забыта.
Лёгкие и быстрые, как моя мечта. Слева направо: FIAT X1/9; Lancia Monte Carlo
Он и джип и лимузин. Задолго до «Трансформеров» Ситроен СиЭкс мог делать вещи, которые в 70-80-х выходили за рамки общепринятых представлений о машинах представительского класса. Он был не похож ни на что, что могло ездить по дороге. На такой машине можно было только плавно скользить над поверхностью дорожного полотна. Увы, гравицапы появились слишком поздно.
перепечатка и использование текста полностью или части только с разрешения автора.