Может ли загореться аккумулятор в автомобиле
Взорвался аккумулятор — почему и что делать
Работа АКБ связана с постоянно протекающей химической реакцией. Если она происходит с нарушением, аккумулятор в машине может взорваться. Это происходит нечасто, как правило, связано с нарушением правил эксплуатации, заводским браком.
Автомобильный аккумулятор может взорваться при нарушении условий его эксплуатации.
Может ли аккумулятор взорваться
Конструкция батареи, технология, по которой проходит химическая реакция, постоянно совершенствуются. Учёные стараются минимизировать вероятность возгорания. Тем не менее, аккумуляторы взрываются.
Основные причины взрыва
Для понятия причин взрыва необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри АКБ. При зарядке свинцово-кислотной батареи вода разлагается на кислород и водород. Часть газа оседает на катодах, но некоторый процент накапливается под защитной крышкой. Данная смесь крайне взрывоопасна, достаточно малейшей искры, чтобы она загорелась. Искра может возникать между катодами и анодами, а также в местах их последовательного соединения.
Чтобы взорвался аккумулятор, должны одновременно сыграть несколько негативных факторов:
По статистике чаще всего причина взрыва аккумулятора – человеческий фактор, нарушение техники безопасности, рекомендаций производителя по зарядке источника питания. Среди неправильных действий, в результате которых может воспламениться аккумулятор:
Меры безопасности
Что делать, если аккумулятор загорелся
При возгорании аккумулятора ни в коем случае не стоит тушить его водой, это только усугубит ситуацию, ускорит химическую реакцию. Для тушения необходимо использовать порошковый огнетушитель, который, как правило, есть в автомобиле.
Автомобильный огнетушитель.
Также можно накрыть место возгорания плотной тканью, например, покрывалом.
Как устранить последствия
Электролит – химически активная жидкость. После возгорания, взрыва следует как можно быстрее удалить его следы с двигателя, кузова авто, пола гаража. Для этого используется раствор соды.
Как предотвратить взрывание
Взрыв аккумулятора – проблема, которую можно избежать, если соблюдать рекомендации:
При обслуживании АКБ водитель должен придерживаться нескольких правил:
Взрыв аккумулятора – неприятность, от которой никто не застрахован. Но если соблюдать правила эксплуатации, зарядки АКБ, вероятность воспламенения испарений электролита будет минимальной.
Почему аккумулятор может взорваться, и как этого избежать
Возможные причины взрыва аккумуляторной батареи автомобиля, вероятные последствия, профилактические меры. Видео о взрыве аккумулятора.
Автомобильная аккумуляторная батарея – источник питания, без которого невозможны запуск двигателя и обеспечение работы электрической системы автомобиля. Аккумуляторы в современных автомобилях в большинстве своем устанавливаются необслуживаемые, то есть закрытые, в которые не нужно доливать электролит. Следовательно, они менее подвержены разрушительным последствиям при неправильном обслуживании в процессе эксплуатации.
Чего не скажешь об обслуживаемых аккумуляторах, которые требуют постоянного контроля за уровнем электролита. Емкости для размещения жидкости у них открыты – и, как следствие, эти батареи обладают способностью чаще выходить из строя, а в самых критических ситуациях – взрываться.
Взрыв аккумуляторной батареи – вещь неприятная. Если разрушение произошло при зарядке, то опасности подвергаются люди, оказавшиеся в непосредственной близости от аккумулятора. А также может пострадать ваше имущество в результате возгорания или разбрызгивания кислоты.
Почему аккумулятор способен взорваться
Новая АКБ может служить долго, не требуя к себе повышенного внимания. Это относится к необслуживаемым АКБ: гелевые GEL или AGM, где электролит находится в стекловолокне, EFB с утолщенными свинцовыми пластинами, кальциево-свинцовые. Они подзаряжаются от генератора автомобиля, а если возникает необходимость снять батарею и зарядить дома, то это можно сделать вполне безопасно. Свинцово-кислотная батарея, которая уже послужила достаточное время, нуждается во внимании. Именно обсуживаемые АКБ с солидным сроком эксплуатации взрываются чаще всего.
Даже новую и качественную батарею можно довести до полной некондиции, если ее несвоевременно обслуживать, допускать полный разряд, не обращать внимания на сильное перегревание ее полимерного корпуса. Или при зарядке батареи допустить ее перезаряд с кипением электролита. Если повезет, такие батареи просто тихо умрут, но иногда происходит ЧП, и они взрываются. Самыми распространенными предпосылками разрушения батареи являются:
Давайте разберем причины взрывов более подробно.
Вероятные причины взрыва АКБ
Слишком долгая зарядка аккумулятора
Почему, если оставить батарею заряжаться на длительное время, забыв про нее, появляется опасность взрыва? Потому что внутри происходит химическая реакция, при которой электролит разлагается на водород и кислород. Свинцовые пластины окисляются и начинают разрушаться. Когда при зарядке АКБ восстанавливает свой заряд, что означает, что расходуется сульфат на пластинах, то начинает кипеть и разлагаться вода. Как кислород, так и водород относятся к самым взрывоопасным газам. Они скапливаются внутри батареи под крышками банок.
Очень низкий уровень электролита
Батарея – небольшая коробка, под крышкой которой за одну минуту могут происходить десятки химических реакций. Самая потенциально опасная из которых – это выделение чистого водорода. Лишь самая малая искра может привести к непредсказуемым и разрушительным последствиям. Эта вероятность тем выше, чем ниже оказывается уровень электролита в АКБ.
Дистиллят выкипает со временем, и если нерадивый водитель не побеспокоится о том, чтобы вовремя долить воды, то не за горами и ЧП. Если воды останется на самом дне, то пластины оголятся, а при самом незначительном препятствии по ходу автомобиля они могут соприкоснуться, отчего проскочит искра. Прямо во время движения может произойти «разрыв гранаты» под капотом.
Закрытие батареи чехлами для утепления
Водители стремятся в зимнее время укрыть аккумулятор, чтобы поддержать уровень тепла. Но при этом они закрывают отверстия для выхода скопившегося под крышкой батареи взрывоопасного газа. В итоге повышается вероятность того, что аккумулятор в какой-то момент взорвется.
Возникновение искры на клеммах
Неисправность автомобильного генератора
Если есть неисправность в генераторе, и регулятор напряжения дает сбои, то увеличивается поступающее от него зарядное напряжение. Процессы образования взрывчатых газов становятся все более интенсивными, что значительно повышает вероятность взрыва аккумуляторной батареи. Если подаваемое от генератора напряжение превышает 14,2 В, что может случаться при неисправности, то произойдет перезаряд аккумулятора. Как следствие – водород и кислород в больших объемах скапливаются под крышкой и могут привести к воспламенению и взрыву. Вентиляционные отверстия отводят излишки наружу, но иногда этого может быть недостаточно.
Загрязнение вентиляционных отверстий
За батареей необходимо ухаживать, очищать ее от грязи. Если водитель должным образом не будет следить за чистотой корпуса, то вентиляционные отверстия со временем забиваются грязью и закупориваются, не давая выхода образующимся внутри газам.
Последствия взрыва автомобильной батареи
Аккумуляторная батарея взрывается с большой мощностью, но при этом не возникает ударная волна. Поэтому разрушительная сила не настолько велика, чтобы нанести слишком большой урон. Разлетается кипящий электролит, представляющий собой кислоту, а также части свинцовых пластин с кислотой.
Как предотвратить разрушение АКБ
Выводящие излишки газа отверстия держите в чистоте и не закрывайте ни крышками, ни чехлами. Если вы живете в северных районах и утепления не избежать, то используйте чехол с прорезями и тоже содержите его в чистоте.
Не оставляйте разряженную батарею на холоде, так как ее пластины будут быстрее разрушаться, а вода внутри банок будет замерзать, что сокращает жизнь аккумулятора.
Во время зарядки не допускайте кипения электролита. Для этого необходимо контролировать напряжение заряда, которое не должно быть больше 14,1 В.
Клеммы не должны окисляться, во избежание этого смазывайте их периодически такими составами, как литол или солидол. Окислившиеся клеммы перед смазкой тщательно зачистите.
Электрическая проводка автомобиля должна быть в полном порядке. Следите за ее работоспособностью и неисправные элементы сразу заменяйте новыми. Контакты плотно закрепляйте на клеммах батареи.
Нельзя допускать перезарядки АКБ. Поэтому внимательно следите за процессом зарядки или приобретите автоматическое зарядное устройство, которое само отключит батарею, когда она полностью будет заряжена.
Проверяйте уровень электролита и доливайте воду, когда в этом будет необходимость. При этом недопустимо проверять, сколько осталось воды в банках, освещая себе обзор зажигалкой или горящей спичкой.
Во время зарядки не допускайте размещения АКБ возле открытого огня. Рядом нельзя курить или зажигать спички. Проводите зарядку в вентилируемых помещениях и подальше от людей.
Видео о взрыве аккумулятора:
Что делать если взорвался аккумулятор в автомобиле
Одним из основных источников электроэнергии в автомобилях является аккумуляторная батарея. С помощью ее обеспечивается запитывание бортовой сети авто, и самое важное – запуск силовой установки.
Популярные типы АКБ
На автотранспорте сейчас самыми распространенными являются свинцово-кислотные типы АКБ.
Несмотря на использование электролита (раствора серной кислоты в дистилляте), благодаря которому возможно проведение химических реакций, сопровождающихся выделением электрического разряда, такие аккумуляторы считаются безопасными, но лишь условно.
АКБ имеют герметичные корпуса, которые по максимуму предотвращают вытекание электролита. Но все же являются они лишь условно-безопасными.
А все потому, что протекание кислотного раствора в результате повреждения корпуса (трещина и т. д) — не самое опасное, большую опасность представляет возможность взрыва с разлетом частиц корпуса и капель электролита.
Для многих автомобилистов может показаться, что АКБ взорваться не может, просто хотя бы потому, что в его конструкции нет ничего, относящегося к взрывоопасным и легковоспламеняемым веществам, но факт остается фактом, такие случаи бывают.
Как отмечено, работа аккумуляторной батареи основывается на проведении химических реакций, которые и могут стать причиной выделения взрывоопасных веществ.
И как не странно, но появление таких компонентов обеспечивается благодаря наличию дистиллированной воды.
Теория взрыва, или почему кипит электролит
Аккумуляторная батарея на авто постоянно работает в режиме разряда-заряда. К примеру, при запуске, стартер потребляет большое количество энергии, но после пуска, в работу включается генератор, который восстанавливает расходованный батареей заряд, и так происходит постоянно.
При этом во время отдачи заряда в АКБ проходят окислительно-восстановительные химические процессы, в результате которых из обычного свинца происходит образование сульфата свинца.
При этом на положительных электродах осуществляется восстановление оксида свинца, а на отрицательных – окисление свинца.
Все эти процессы сопровождаются расходом серной кислоты, из-за чего плотность электролита падает (массовая часть кислоты снижается относительно дистиллята).
При заряде происходят те же процессы, но в обратном порядке. По мере заряда, образованный в результате реакций при разрядке сульфат свинца, распадается на составные части.
И когда он полностью расходуется, реакция не останавливается, но в ней уже участвует другая составная часть электролита – дистиллят.
После полного получения заряда, когда сульфата не осталось, начинается процесс электролиза дистиллированной воды, сопровождающийся разделением ее на составные компоненты – водород (выделяется на отрицательном электроде) и кислород (образуется на положительном электроде).
А вот эти компоненты уже являются взрывоопасными, и их воспламенение и является следствием взрыва АКБ.
Визуально процесс электролиза выглядит как закипание электролита. Многие автомобилисты как раз и ориентируются поэтому – если батарея бурлит, значит, она заряжена.
Но на самом деле кипение электролита – это активное выделение горючих газов. От этих процессов никуда не деться, они нужны для нормальной работы АКБ. И если соблюдать все меры безопасности, то выделение горючих газов ничем не грозит.
Причины взрыва АКБ
Основной причиной взрыва АКБ является скопление большого количества горючих газов и возникновение факторов, которые приводят к их воспламенению. А выделение газов начинает происходить, когда полностью расходовался сульфат свинца, образованный при разряде.
То есть, как только батарея восстановит заряд (расходует сульфат), начинает процесс разложения воды. Отсюда получается, что основная причина взрыва – перезаряд АКБ.
А произойти перезаряд может в двух случаях – длительная зарядка батареи (поставили на подзарядку и забыли) и неправильная работа регулятора напряжения генератора.
Что касается первой причины, то этого не произойдет, если зарядное устройство – автоматическое, и после полного восстановления заряда оно перестает подавать напряжение.
И даже с таким зарядным устройством необходимо полностью соблюдать все меры предосторожности при проведении обслуживающих работ.
Второй случай более распространен. Дело в том, что максимальное напряжение, которое должно подаваться от генератора на АКБ, должно не превышать 14,2 В. Если регулятор неисправен, то часто на батарею подается напряжение большего значения.
А поскольку на авто аккумулятор работает в циклическом режиме, то перезаряды у него случаются систематически, а отсюда и большое количество выделяемых газов.
Горючие газы скапливаются под верхней крышкой батареи. Чтобы этого не происходило, предусмотрена система вентиляции корпуса (отверстия в крышах банок, вентиляционная трубка), которые и должны отводить образованные газы.
Но небрежная эксплуатация батареи часто сопровождается закупоркой вентиляционных отверстий, в результате горючим компонентам деваться некуда, и они скапливаются внутри АКБ.
Количество этих газов зависит от внутреннего пустого объема. В банках батареи хоть и расположены пакеты электродов и электролит, но они занимают не все пространство, остается место, отведенное как раз для газов, которые и должны отводиться.
Если АКБ не обслуживать, то расщепление воды приводит к уменьшению объема электролита, в результате незанятый объем увеличивается, из-за чего внутри банки может скапливаться больше газа, а чем больше их – вероятность взрыва выше, увеличивается и сила его.
Самовоспламенение
Сами по себе газы взорваться не могут, если нет определенных факторов для этого, которые в АКБ образовываются не часто. Один из вариантов самовоспламенения – смешивание их с другими компонентами.
Разберем это на примере. Часто двигатель не хочет запускаться, и водитель крутит его стартером длительное время.
Разряд батареи производится с большой скоростью, поэтому все химические процессы в батареи проходят очень интенсивно, что сопровождается высоким нагревом электролита вплоть до закипания, что сопровождается выделением обильного количества газовых смесей.
Смешивание их с водородом, скопленным под крышкой, приводит к резкому увеличению объема и температуры газовой смеси, и она просто разрывает корпус.
Поэтому, нельзя на длительное время включать стартер в работу, поскольку это не только посадит АКБ, но и может стать причиной его взрыва.
Даже если АКБ после длительной работы стартера сел, не стоит сразу «прикуривать» от другого авто или батареи.
Если газы ни не самовоспламенились, и батарея осталась целой, то это не значит, что их там нет.
И при подключении к ней клемм от другого АКБ вероятность проскакивания искры – очень высока.
Поэтому следует перед прикуриванием всегда давать время на остывание разряженного аккумулятора и естественного отвода скопившихся газов.
От чего воспламеняется газ
Не стоит забывать и о статическом электричестве и неаккуратном поведении возле батареи, к примеру, нельзя проводить обслуживание батареи с сигаретой, не допускается подсвечивание зажигалкой или спичками при открывании крышек банок.
Водород – газ очень горючий и достаточно малейшей искры для его взрыва.
Чем опасно и как устранять последствия
Взрыв АКБ – явление очень неприятное и опасное. Полный выход из строя батареи без возможности восстановления – самая малая беда.
В момент взрыва корпус разламывается, и от него отлетают куски, причем с большой скоростью, которые могут нанести повреждения, особенно открытым участкам кожи, всем находящимся рядом.
Вылетающие осколки имеют достаточно острые кромки, которые запросто могут нанести порезы. Но и это не является самым опасным.
Значительно хуже, что во время взрыва аккумулятора из него вылетают капли электролита, а остальная часть просто растекается. Электролит способен нанести серьезные химические ожоги.
Поэтому сразу следует принять меры по нейтрализации попавших на кожу капель.
Лучше всего для устранения на коже и участках одежды воспользоваться раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ным). Им нужно обработать все участки кожи и одежды, а затем тщательно и обильно промыть проточной водой.
При разлете капли могут попасть и в глаза, что еще хуже. В таком случае пострадавшему необходимо немедленно промыть глаза сначала 5%-раствором питьевой соды, а затем большим количеством проточной воды.
После сразу же доставить его в больницу для оказания медицинской помощи.
Обязательно нужно нейтрализовать разлившуюся часть электролита, для чего все поверхности, на которые он попал, следует обильно промыть раствором соды.
Превентивные меры
Но это уже меры, которые принимаются в случае взрыва аккумулятора. Гораздо проще соблюдать определенные рекомендации, чтобы избежать такого явления.
Минимизировать возможность взрыва поможет:
Важно также соблюдать меры при обслуживании аккумулятора:
Все эти нехитрые, но обязательные правила не только помогут избежать возможного взрыва батареи, но и продлят срок ее службы.