Можно ли доехать до якутска на машине
перегон Москва-Якутск
Стоял себе Сид в сервисе, горя не знал, примерял новый бампер. Чтобы скучно не было, решили мы с корешом перегнать его в Якутск, на мою малую родину. Забрали машину из сервиса, купили масло 0w40 (такое нашлось только одной марки-Мобил1), воздушный, салонный и масляный фильтр. Проверили давление в шинах, наличие и уровень всех необходимых жидкостей, да и стартанули в путешествие длиной
Надо сразу сказать, что до Нижнего Новгорода ничего особенного и примечательного не встретили, дороги как дороги, вполне сносного качества, доехали довольно быстро.
Проскочив Чувашию, оказались в республике Татарстан. Вот там отличные дороги, много где идет их ремонт, но в целом качество полотна производит неизгладимо приятное впечатление.
Такое же впечатление производит Казань — город чистый, красивый и опрятный, захотелось даже снова там побывать, но подольше.
Но нас ждет долгий путь, и вот мы уже едем по Башкирии. В Башкирии дороги заметно хуже, чем в Татарстане. Дальше, как в калейдоскопе, сменяют друг друга Челябинская, Курганская и Тюменская области. Дороги одинаково хреновые во всех трех. К этому времени мы уже изрядно утомились, потому как ехали без длительных стоянок, устраиваясь на сон в кресле переднего пассажира по очереди.
Совсем немного нам осталось до первой остановки в городе Омск. До Омска трасса напрямую, по указателям, ведет через Казахстан. Мы же решили проехать в объезд через Ишим. Дороги на подъезде к Ишиму и от него до Омска просто чудовищные, местами едешь не более 20км/ч.
Но вот мы уже в Омске. Тут мы остановились на 6-и часовой сон в кроватях, чай из чайника за столом и нормальный обед.
Ближе к 19:00 мы уже едем в сторону Новосибирска, благо что он от Омска совсем недалеко. В Новосибирске ночуем, набираем припасов и едем дальше.
Надо сказать, что цепей на легковушку мы так и не нашли ни в Москве ни в Новосибе, пришлось купить «траки» — пластиковые пупырчатые дощечки, которые по задумке кладутся под колесо забуксовавшего авто.
Дальше наш путь пролегал через Кемерово, Красноярск до Иркутска.
Там решено остановиться в гостинице. Дороги качеством не блещут, а на городской машинке и поспать то не получается на таких кочах, как результат дорога утомляет больше обычного.
После Иркутска, подкрепившись рыбкой горячего копчения на берегу Байкала, продолжаем путь. Дороги местами настолько хреновые, что материться хошь-нехошь а придется. На въезде в республику Бурятия стоит щит, на котором что-то вроде: мы умеем и любим строить дороги. Доказательство этому утверждению, я, как хотел, не нашел — дороги говно.)) После Улан-Удэ лелеем надежду доехать на целой машине до Читы, ведь от нее начинается легендарный автобан «Чита-Хабаровск», который не развалился даже под желтой Ладой Калиной с сами знаете кем за рулем.
Возле Читы имели счастье наблюдать необычную Луну в небе — она была освещена солнцем не полностью, но виден был не просто месяц, но и темная часть шара тоже. В общем, этого даже на фото не передать.
Ну что ж, заправившись на «Роснефти» продолжаем путь. Первые 330 километров по этой сказочной трассе преодолеваем чуть больше, чем за два часа. Местами можно ехать не напрягаясь 170-180 км/ч на Сиде.
Однако восторг быстро сменяется гневом, потому как новенькая трасса стала частично уходить в землю и полотно стало до неприличия волнистым. Тут то я вспомнил все автообзоры и тесты Сида, бранящие его за раскачку кузова — временами казалось что задние колеса в прыжке отрывались от земли! При этом о курсовой устойчивости нет и речи, поэтому скорость пришлось снизить.
Впрочем, даже такая трасса покажется сказкой по сравнению с той, на которую мы повернули на развязки возле Сковородино. Тоже легендарная, трасса, которой пугают водители своих детей, фотографии которой облетели весь мир, теперь сотрясает крупным щебнем кузов нашего городского хэтчбека.
Трасса М56 «Лена», последный рывок по дороге к Якутску. Но трасса чудовищная, при скорости даже 70 км/ч вытрясает душу. Доехали только до Нерюнгри и в гостиницу.
На следующий день по светлу, едем уже в надежде к вечеру заехать в Якутск. Трасса местами выложена крупным щебнем, местами асфальт. Причем есть отдельные участки, с новенькими отбойниками и ровным, как зеркало полотном. Я так понял, это демо-версия, чтоб мы имели ввиду какая дорога может быть. Но не стоит забывать что снега под колесами уже немало и мы, особенно на спусках, соблюдаем предельную осторожность.
Итак, не считая остановок, в пути мы провели 6 дней. С остановками — 9. Заправялись до Новосибирска исключительно на «Газпромнефть», а после — на «Роснефть» и один раз, в Набережных Челнах, на «Татнефть» (думаю всем понятно, почему других заправок в Татарстане то и нет)). Имели с собой канистру 20л чистейшего 95-го бензина с «Газпромнефти», которой воспользовались только за 130 км. до Якутска (уж очень не хотелось испытывать, что же зальют на маленьких полузаброшенных заправках, которых итак то на трассе «Лена» штуки три).
По приезду в столицу земли Олонхо поменяли фильтра и масло. На второй день, после оттайки в гараже выяснилось, что сдохли задние стойки, особенно правая. Думаю, это не самая страшная плата, за то, что вынесла эта стойкая шоколадная машинка.
Колымская трасса на пузотёрке. Стоит ли?
Хотел бы написать несколько слов о Колымской трассе с точки зрения «шофёра пузотёрки» 🙂
Когда я готовился к поездке по трассе «Колыма», основное моё опасение было связано именно с возможностью пройти участок от Якутска до Магадана на самом обычном городском «седане». В интернете ничтожно мало отчётов таких же больных, ведь обычно все едут на чём-то более серьезном.
Фото дорожного просвета, для понимания
И начну прям сразу с общего впечатления – в 2020 году дорога очень даже неплохая. Да, она сильно отличается от привычных нам федеральных трасс, но видно, что за ней ухаживают. В интернете любят запугивать, мол, только на внедорожнике можно пройти путь до Магадана. Я теперь с уверенностью могу сказать, что доехать до Магадана сейчас можно на чем угодно. Требуется лишь аккуратность.
Колымская трасса была действительно сложной и одной из опаснейших в мире, но сейчас, когда убрали опасные прижимы, построили капитальные мосты, подровняли дороги, это уже не так экстремально. Я выделил несколько сложных участков: Тюнгюлю — Чурапча, в районе Заячьей петли и в районе Ольчанского перевала.
Между Тюнгюлю и Чурапчой около 90 километров. Сложно словами описать, насколько хреновая там дорога — очень напоминает русские/американские горки. Едется этот участок оооочень медленно и аккуратно, даже местные «таксисты» еле плетутся, потому что разогнаться толком негде. И это в сухую погоду. После сильных дождей, мне кажется, там вообще сложно проехать и совсем легко завязнуть в грязи. Нам к счастью, не довелось ехать через Чурапчу в сырую погоду.
Заячья петля — один из опасных участков на горном отрезке трассы. Вообще-то, почти на всем протяжении дорога идёт среди гор, но самый горный-горный — это между Теплым ключом и Усть-Нерой. Он же самый красивый, он же самый дикий. Только ради этого участка стоит проехать Колымскую трассу. В районе Заячьей петли дорога из крупных камней, часто очень узкая и с грузовиками нужно разъезжаться аккуратно. Ещё через дорогу течет несколько ручьев, образуя броды. В сухую погоду они проезжаются вообще без проблем и больше похожи на лужи.
Ольчанский перевал сам по себе довольно ссыкотным мне показался. Особенно когда едешь в Магадан — обрыв справа и тебе нужно к нему прижиматься, если идёт встречная. Один раз мне даже пришлось назад сдавать прямо на перевале — слишком узко было в этом месте для разъезда. Отбойника с краю, конечно же, никакого нет 🙂 А ещё в районе перевала на дороге был очень крупный скальник, но это, скорее всего, временное явление. Представляю, как очково проходить такие перевалы и прижимы зимой.
Если давно грейдер не ровнял дорогу — накатывают довольно глубокую колею из камней. Для пузотерки это вообще ад. От Хандыги до паромной переправы через Алдан мы ехали целую вечность и все 30 километров шкрябали днищем о камни. Опять же, это все временно.
Одна из главных проблем здесь — острый скальник, которым отсыпают дорогу. Все, с кем нам пришлось общаться, первым делом спрашивали — есть ли у нас запаски. Полноценных запасных колес у нас было три. Хоть и не пришлось их доставать, но без них делать на Колыме нечего. Колеса ремонтировали 4 раза своими силами. От нескольких человек слышал, что если медленно ехать (в районе 60км/в), то с колесами будет все в норме. Если ехать быстрее — будешь ремонтировать их. В общем-то, такой тактики мы и придерживались. Тише едешь, дальше будешь. Здесь это точно работает.
Могу посоветовать ехать на резине с жесткими бортами (RunFlat). Она колется и режется так же как и обычная, но зато можно дотянуть без давления до ближайшего кармана, а не ремонтировать колесо на дороге в пыли – это действительно очень опасно.
А еще пыль. Это реально жопа. Сколько бы я не читал в интернете про Колымскую пыль, пока сам не прочувствуешь на своей шкуре, не поймёшь что это. Встречный грузовик поднимает за собой такой шлейф мелкой пыли, что приходится просто принимать вправо, останавливаться и включать аварийку/дальний свет. Обычно при разъезде встречные замедляют ход, но не все так делают.
На протяжении 2000 километров дорога без асфальта. Он есть только в некоторых населенных пунктах (чтобы жители не задыхались от пыли), в самом начале и конце. Качество на разных участках совершенно разное — от идеально отсыпанной дороги мелким скальником, до огромных булыжников, торчащих из земли. От встречных машин во все стороны летят камни. Нам было жалко машину и почти при любом разъезде мы просто принимали максимально вправо и останавливались.
Вот даже сейчас пытаюсь откопать фотографии пострашнее, но их нет. Наверное, потому что самый красивый участок (в районе Кубы) выглядит самым ухоженным, примерно так:
Многие пишут, что Тенькинская трасса лучше федералки. Мы проехали обе дороги, и я с уверенностью могу сказать, что по качеству покрытия федералка лучше. Но вот ехать через Ягодное и Сусуман не очень интересно – виды за окном печальные.
На Теньке вот такая красота в нескольких метрах от дороги
Полный путь по Колымской трассе в одну сторону у нас занял 4 дня. В среднем это по 500 километров в день. Очень даже неплохо, мне кажется. И мы ещё часто останавливались фотографировать, где-нибудь лазили, отдыхали, готовили.
На трассе, в основном, одни грузовики. Процентов 80 из них — это бензовозы. Вдоль Колымы куча карьеров/приисков/вахтовых поселков, везде трудится куча техники и им нужно много топлива. Пока там работает эта техника, дорога точно будет жить, и за ней будут следить. Ведь железной дороги здесь нет и это единственный наземный путь между большой землёй и Магаданом.
Довольно непредсказуема дорога в дожди. А на Колыме они могут лить неделями, особенно в сезон дождей (август вроде бы). Под дорогой текут сотни ручьев, и после того как в горах прольет, все начнет скатываться вниз. Зачастую на трассе останавливают движение из-за разрушенных мостов. Часто подмывает дорогу. В общем, нужно быть готовым, что можно зависнуть на несполько дней, где-нибудь на полпути. При первой же возможности поезд откроют, соберут что-нибудь из говна и палок, но откроют как можно скорее.
Еще несколько слов про местные заправки. Уже сворачивая на трассу «Лена», сразу же пропадают привычные нам сетевые АЗС. В Якутии и Магаданской области свои бренды — это САХАНЕФТЕГАЗСБЫТ и МАГАДАННЕФТО. Есть ещё какие-то мелкие сети, но в основном заправки частные безымянные.
Здесь не парятся над внешним видом, не громоздят красивые неоновые вывески, не продают кофе и хот-доги. Если ты приехал на заправку, значит тебе нужно топливо, а не вот это все 🙂 в основном все колонки старые, советские. Нигде не работает отсекатель, поэтому до полного нужно заправляться аккуратно. Но на внешний вид как бы и наплевать, главное — заправиться.
А вот заправиться, как оказалось, можно не всегда. У нас почти сорвалась поездка на Колыму из-за того, что в порт Магадана не пришел танкер с топливом. Да-да, топливо в Магаданскую область завозят морем. А ещё, если проблемы с поставкой, могут отпускать не больше определенного количества в одни руки, например, не больше 10 литров. А ещё на АЗС может висеть объявление, вроде «бензина нет», но если спросить, то окажется, что он есть.
Цены на Колыме ОЧЕНЬ разнятся с теми, что на материке. Например, в Красноярском крае был самый дешёвый бензин, литр 95-го стоил 43.30руб. А на Колымской трассе литр 92-го стоит от 58 до 61руб. В Москве какой-нибудь супер-премиум 100-й дешевле.
Начиная от Теплого ключа и до самого Магадана (если ехать по Теньке, то до Усть-Омчуга) бензин только 92-й. Это почти 1400 километров. Дизель вообще по заоблачной цене и стоит больше 70 рублей за литр. Газовых заправок на Колыме не встречал, может просто не обращал внимания.
Без канистр с топливом ехать можно, но я бы не рискнул. С ними спокойнее. Заправки хоть и встречаются довольно часто, но опять же — перебои с поставками/отключили свет/любая другая причина. Да и некоторые выглядят так, что просто страшно на нее заезжать 🙂 мы старались заправляться в крупных населенных пунктах и известных местах (Теплый ключ, Куба, Усть-Нера, Ягодное, Усть-Омчуг). Между ними не такое уж и большое расстояние (около 300 километров), но никогда не знаешь, сможешь ли там заправиться или нет. Удивительно, но почти везде принимают карты. Даже на Кубе можно расплатиться по безналу, у них своя вышка сотовой связи на солнечных батареях есть. Но лучше, конечно же, иметь хороший запас налички.
Про качество топлива ничего плохого сказать не могу. Ну, бензин и бензин. Никаких перебоев в работе двигателя, ошибок, затупов. Даже показалось, что расход слишком мал для такого режима движения. В канистры наливали 98й для разбавления, но сливали их уже на обратном пути.
Самая жопа — это сломаться на Колыме. Такого я бы даже врагу не пожелал. Особенно очково, когда у тебя европейская тачка, а на дороге одни японцы и американцы, да КамАЗы с буханками. Честно, я даже не представляю, что делать, если встанешь на трассе. У нас, к счастью, без происшествий. Только косметические уроны по мелочи.
В общем, с каждым годом Колымская трасса хорошеет и такого экстрима, как описывали раньше, все меньше и меньше. В сухую погоду до берегов Охотского моря сейчас можно проехать на чём угодно. Если попасть в дожди, можно серьезно вляпаться, и хорошо, если это будет по пути в Магадан, а не домой 🙂
Мало какая дорога может подарить столько впечатлений и эмоций. Колымская дорога очень интересная, очень красивая, довольно опасная, но в целом не плохая. Главное, никуда не торопиться и ехать аккуратно. Я часто читал в отчетах, как путешественники целовали асфальт, когда выбирались с Колымы. Читал, что доезжая до Магадана, люди просто не хотели ехать обратно по Колыме. Так вот, у меня такого желания не возникло. Я не устал от этой дороги и проехался бы ещё 🙂
Исполняйте свои мечты, даже если они кажутся довольно безумными и недосягаемыми.
Автомобильное путешествие в Якутию — что нужно знать
Путешествие на машине в Якутию: особенности, требования к автомобилю, советы, достопримечательности. В конце — видео про автопутешествие на автомобиле в Якутию. Путешествие на машине в Якутию: особенности, требования к автомобилю, советы, достопримечательности. В конце — видео про автопутешествие на автомобиле в Якутию.
В России автомобилисты привыкли к морозам, но когда столбик термометра опускается за минус 25 градусов, часто случаются проблемы с заводом машины, обогревом салона, вылезают «зимние» проблемы.
Но в нашей стране есть регионы, где такая низкая температура зимой – почти что «лето». Нормальный температурный режим эксплуатации машины в Якутии — от минус 40 градусов мороза и ниже…
Тюнинг для Крайнего Севера
Большинство компаний-производителей автомобилей дают гарантию на беспроблемную эксплуатацию транспортных средств в определенном температурном диапазоне, нижней границей которого являются минус 40 градусов. Среднестатистический серийный автомобиль на сильном морозе просто не заведется.
Но в Якутии такая температура – норма, и даже время от времени опускается до минус 60. Между тем жизнь в зимние месяцы там не замирает, транспорт (за исключением трамваев) подстраивается под особенности климата.
Часть автовладельцев, не имеющих теплого гаража, ставит машины на парковку на полгода. Сливаются все жидкости, машина укутывается брезентом. Летом все немного проще и понятней — температура поднимается до 35 градусов тепла.
Что нужно обязательно сделать в машине, отправляясь в Якутию в холода:
Все эти работы по подготовке машины к зимнему периоду производятся на территории Якутии в любой автомастерской перед началом сезона холодов.
Конечно, есть «городские сумасшедшие», не адаптирующие авто к зиме. То, что при этом в салоне можно находиться только в валенках и тулупе – это мелочи. На автомобиле с большим бензиновым двигателем по маршруту «дом/гараж – работа/гараж» двигаться можно.
Только лобовое стекло может запросто покрыться трещинами из-за неравномерности прогревания, а масло из двигателя может расшириться, выдавливаясь на сальники, или приподнять щуп.
Минеральное масло для двигателя приводит к его замерзанию при низких температурах и разрыву сальников полуосей. Масло может испортить тормозные колодки, а тормозная жидкость «для европейской части России» просто замерзнет.
Перечислять возможные проблемы, вызванные пренебрежением «северного тюнинга», можно долго. Отечественная техника всегда подлежит доработке. Монтируется теплоизоляция кузова, устанавливаются дополнительные печки, штатная помпа дополняется электрической.
Утепление иномарок происходит по несколько иной схеме. Неработающий кондиционер временно превращается в еще одну печку, компрессором же удобно подкачивать шины. Главное — прокачать машину с умом, чтобы отопитель не стал «жарить» так, что начнут плавиться дефлекторные шторки.
При наступлении морозов якутяне налепляют на кузов автомобиля влажные газеты – они мгновенно превращаются в слой брони, защищающий от царапин.
Машины глушить на ночь не принято
Для жителей Якутии незнакома проблема незапуска машины зимой. Она и не должна запускаться, так как заводят ее в октябре, а глушат двигатель в апреле.
Все машины традиционно проводят ночь в отапливаемых гаражах, так как это единственный способ — временно заглушить машину. При этом низ автомобиля все равно зарастет сосульками, а в салоне из-за конденсата капли будут висеть на потолке.
В Якутии существует единственная парковка с розетками для зарядки электромобилей. Приживутся они или нет на севере – вопрос открытый.
Так как двигатели без крайней нужды не глушатся, то зимняя эксплуатация автомобилей – занятие крайне недешевое. Расход топлива возрастает в 1,5 раза, но и это не все – чтобы пережить ночь, обязательным условием эксплуатации транспорта является теплый гараж.
Тем, у кого нет гаража, приходится с наступлением холодов пересаживаться на автобусы или такси.
Часто можно увидеть, как на стоянках около глушителей запаркованных автомашин образуется ледяной натёк. Между тем, автомобили стоят с работающими двигателями с активированным режимом охраны, на сигнализации.
Никакие предпусковые прогревы, обогревательные устройства, интервальный автозапуск и аккумуляторы не выдерживают якутских морозов.
Даже самый «горячий» автомобиль через полчаса будет вымерзшим, а холодный пуск обернется катастрофой для мотора. Уже подсчитано, что расход горючего в процессе не заглушенного двигателя на парковке сопоставим с затратами горючего для мотора, работающего дробно.
Нельзя после долговременной стоянки активно вертеть рулем. Его большой угол поворота способен порвать пыльники на ШРУСах.
Начав движение, не рекомендуется «гнать», надо отогреть не только салон, но и колеса, коробку передач и амортизаторы. При этом медленно ехать тоже не стоит – в Якутии зимой часты туманы, и в машину могут просто въехать сзади.
Реагенты на просторах Саха Якутии неизвестны. В морозы лед приобретает шероховатость, гололеда нет в принципе, а машина на льду и утрамбованном снегу прекрасно держит дорогу. Зимние шины используются только скандинавского типа: нешипованные и мягкие.
Ситуация, когда автомобиль заглох на стоянке, ведет однозначный вызов техпомощи. Приехавшие специалисты заматывают авто брезентом, нагнетая под днище машин горячий воздух из тепловой пушки. Через 30 минут двигатель, как правило, готов к пуску.
А если машина заглохла по причине закончившегося бензина или забившегося в глушитель льда, то эти проблемы устраняются чаще всего на месте: бензин заливается, меняются свечи, подкачиваются колеса. На крайний и самый плохой случай – машина буксируется в гараж.
Едем по трассе
Территории Республики Саха огромна. В ней умещаются 13 Великобританий или 6 Франций. Поэтому населенные пункты лежат на большом удалении друг от друга, а машин на зимниках и трассах мало.
Так как любая техника в состоянии выйти из строя, оказаться посреди снежного безмолвия в остывающей машине – ситуация почти смертельно опасная.
Местные жители советуют никогда не выезжать на трассу, не имея с собой спутникового телефона, потому что он остается единственным «телефоном спасения».
Вторым не менее важным элементом экипировки машины является автономный обогреватель – паяльная лампа. Если нет денег на независимый обогреватель салона, то паяльная лампа в состоянии обогреть не только салон, но и разогреть при необходимости топливную магистраль дизеля, «оттаять» колодки и т.п.
Особые требования к машине
Машины, работающие на дизеле, требуют повышенного внимания, так как мотор никогда сильно не разогревается, а на холостых и вовсе остывает. Поэтому вентилятор на зиму отключают вообще.
Самое важное – залить качественное топливо. Солярка «Арктическая» теряет подвижность и загустевает при минус 60 градусов. Обычно этого достаточно, и утеплять топливную магистраль не имеет смысла.
В Республику Саха не стоит отправляться на машине, оснащенной высокотехнологичной трансмиссией (например, DSG от VW). Статистики работы в условиях Севера еще недостаточно. Зато вариаторы показали себя надежными, основной их дефект – крайнее чувствительность к своевременной замене масла.
Надежными считаются гидравлические подвески, которые чинятся в Якутии легко и быстро.
Отправляясь на машине в путешествие, проведите профилактику подвески, замените расходники, не набивайте автомобиль «под завязку» и внимательно читайте знаки разрешенной скорости.
Выехав из отапливаемого гаража, следует пошевелить подвеску по вертикали, не позволяя ночному конденсату обернуться льдом. Также не стоит забывать, что металлические детали при температуре минус 50 быстро становятся хрупкими, поэтому езда должна быть ровной, без излишних сотрясений и перегрузок.
Климат в Якутии резко континентальный, температура способна колебаться в пределах 20 градусов в сутки.
Популярные модели автомобилей в Якутии
Куда едем
В Якутии немало интересных мест для отдыха, куда добраться можно на автомобиле. Рыболовство, спортивный, познавательный и водный туризм, альпинизм – вот то, чем можно заняться в Якутии:
Основной маршрут движения в Якутию из Москвы
От Москвы до Якутии – 8384 км, среднее время в дороге – 127 часов. По пути следования минуется 91 российский город.
Короткий перечень городов на трассе: Москва – Рязань – Самара – Уфа – Челябинск-Ишим – Омск – Кемерово – Красноярск – Нижнеудинск – Усолье – Сибирское – Чита – Соловьевск – Тында – Алдан – Якутск.
За время пути автомобиль движется по автомагистралям: М5, М36, М51, Р402, Р254, Р255, М53, М55, «Амур», М58, М56.
Заключение
Туристические маршруты Якутии интересны, главное – преодолеть себя, отправившись на автомобиле «на край Земли».
Обычно путешественники добираются только до Байкала, а между тем чем восточнее, тем лучше дороги и красивей места. Путешествие, учитывая подготовку машины к поездке, расходники, бензин, проживание в пути – крайне недешевое, зато впечатлений от него хватит на целый год!
Видео про автопутешествие на машине в Якутию: