Можно ли доехать на машине до норвегии
Спонтанное путешествие в северную Норвегию на машине в одиночку
Привет, ребята. Привет всем любителям путешествий и сочувствующим. Я расскажу о своей поездке на автомобиле в северную часть Норвегии, к фьордам. Это было не только чудесное, но и насыщенное приключениями путешествие. О том, что я увидела за время поездки, и чего интересного было в ее процессе, читайте ниже.
Для начала меня не хотели впускать в страну, а когда впустили, то я сутки каталась по окрестностям. Вокруг был полярный день, спать совершенно не хотелось. Потом мне впервые в жизни довелось провести ночь в спальном мешке прямо на берегу фьорда при температуре всего +2°C.
Сборы в путь
Собралась поехать в Норвегию я спонтанно. Стояло лето, на югах было слишком жарко (да и была я там уже несколько раз), я решила, что север — это будет интересно.
Меня заинтересовал Мурманск, Кольский полуостров, поселок Териберка, где снимали фильм «Левиафан», тундра и полярный день с незаходящим солнцем.
Рассказ о поездке в Териберку читайте по этой ссылке.
Поскольку от Мурманска совсем недалеко до границы с Норвегией, то почему бы не заехать и туда? Шангенская виза у меня была, за границу с ней я уже выезжала, потому проблем, вроде как, не предвиделось.
Сначала я придумала совершенно наполеоновский план. Пересечь границу на севере Норвегии, прокатиться по тамошним фьордам и иным достопримечательностям, потом начать спускаться к югу, осматривая все вокруг, потом въехать на территорию Швеции и из Стокгольма на пароме добраться до Хельсинки и уже из Финляндии вернуться обратно в Россию. Круто, да?
Только когда я начала рассчитывать время и деньги, и того и другого получилось невообразимо много. И дорого, и долго.
Тогда я решила умерить аппетиты, откинуть юг Норвегии, проехать по северу, добраться до Лефотенских островов, уже от них отправиться в Финляндию и въехать в Россию в районе Костомукши.
С тем я и отправилась в путь. Но путешествие внесло свои коррективы. До Лефотенов я так и не добралась, но северные фьорды и еще много всяких интересностей по пути все-таки посмотрела.
Начало пути
Путешествие в Норвегию могло бы закончиться так и не начавшись, потому что я плохо подготовилась. Вернее, к путешествию-то я подготовилась, а вот к норвежским пограничникам — нет.
Ох, ребята, всегда, ну просто всегда очень внимательно относитесь к прохождению границы. Никогда не думайте: а, и так сойдет. Всегда знайте ответы на все вопросы, какие вам там могут задать: куда едете, зачем, на сколько, где будете останавливаться, что смотреть. Все это очень важно. Если вы не сможете дать ответ на какой-то вопрос, то погранслужба запросто может развернуть вас обратно домой. Что чуть было и не произошло и со мной.
К пограничникам я отношусь очень серьезно. И до сих пор удивляюсь, как это я в данном путешествии не додумала все до конца.
Дело в том, что пограничники поставлены для того, чтобы не впустить в страну шпионов, контрабандистов и тех, кто планирует в ней остаться навсегда, то бишь, нелегальных эмигрантов. Откинем шпионов и контрабандистов и сосредоточимся на чем попроще — на потенциальных эмигрантах.
Как отличить обычного туриста от того, кто собирается зависнуть в ней навсегда ненужным балластом?
Турист полон радужных планов, у него полно денег, которые он готов тратить в стране, он знает, что хочет увидеть и где побывать, и заранее бронирует гостиницы в этих местах.
Когда я собралась в Норвегию, я выбрала интересующие меня достопримечательности, нашла города, рядом с ними расположенные, посмотрела цены на гостиницы в них. Дорого. Не просто дорого, а очень-очень дорого. Ну, жалко тратить за сутки проживания 10 000-15 000 руб. Вернее, даже не за сутки, а за одну ночь. Потому что я же приеду только переночевать, а потом дальше в путь.
Я стала искать варианты.
Прочитала, что в Норвегии много кемпингов. Это площадки, специально выделенные для автомобилистов. Приезжаешь туда на своей машине, останавливаешься и ночуешь. Хочешь — бронируй домик. Хочешь — ставь палатку. Или спи прямо в авто. На все своя цена.
Уже как-то по-божески, если сравнивать с ценами на гостиницы. Поэтому я решила останавливаться в кемпингах.
Ну, а раз кемпингов в стране много, то зачем я буду их заранее бронировать? Поеду без брони, а там по пути буду чего-нибудь подыскивать и заезжать на ночевки. Вот это были мои вполне логичные рассуждения.
Но у пограничников-то логика другая. Нет брони отеля — значит, ты не знаешь, куда едешь. И первая проблема возникла в связи с этим.
Наличные деньги, которые были у меня при пересечении границы / фото автора
— Зачем вы едете в Норвегию? — спросила меня таможенница, вводя информацию с моего паспорта в компьютер.
— Что посмотреть? — подняла она на меня изумленные глаза.
— Я хочу посмотреть достопримечательности Норвегии.
Я растерялась. Для чего смотрят достопримечательности? Не знаю. Просто интересно.
— Я турист, езжу по разным странам, мне интересно, что в них есть. — попыталась объяснить я даме на английском.
Видимо, это звучало как-то странно, поэтому она кликнула другую даму, говорящую по-русски. Надеясь, что проблема не в содержании излагаемого мной, а в языке.
— Зачем вы едете? — повторила она вопрос.
— Я путешествию, объехала уже почти всю Европу, хотела побывать в Норвегии… — вновь попыталась объяснить я.
Дамы застрекотали на своем языке. На лицах читалось недоумение. Во мне тоже царило недоумение — чего их смущает? Они никогда не видели туристов?
— Где вы работаете? — последовал новый вопрос.
— В туристической компании.
— А, вам это нужно для фирмы? — в голосе русскоговорящей пограничницы чувствовалось облегчение от того, что она наконец-то все поняла.
— Ну, да — решила не обострять обстановку я. Пусть будет для фирмы.
— Хорошо. А где вы забронировали гостиницу?
Упс. А гостиницы-то у меня нет.
— Я читала, что у вас много кемпингов, буду останавливаться в них.
— А кемпинг вы забронировали?
— Нет. — я поняла, что попала.
Дамы опять встревожено пострекотали по-своему и выдали новый вопрос:
— Сколько денег у вас с собой?
Это коронный вопрос таможни и погранцов.
По правилам у путешественника, въезжающего в Европу, должно быть не менее 60 € на каждый день пребывания в стране.
— 500 € — сообщила я. — И кредитная карата.
— Всего 500 €. — пограничница была в шоке. — А вы знаете, что у нас все очень дорого?
— Да, знаю. Я читала. Что поделаешь — сообщила я с печальной миной.
Я-то думала, что она мне так сочувствует и извиняется за то, что у них все дорого. И только потом до меня дошло, что она посчитала, что моих денег на путешествие не хватит.
Дамы еще посовещались и снова обратились ко мне:
— А где вы планируете побывать?
У меня вдруг наступил ступор, из головы вылетели все названия достопримечательностей. Я стою и смотрю на суровых дам, как баран на новые ворота, и понимаю, что не могу произнести ни одного норвежского названия и не могу вспомнить ни одной запланированной достопримечательности. И еще до меня медленно, но верно доходит, что меня сейчас точно развернут с границы обратно: гостиниц нет, денег мало и куда едет — не знает.
К счастью, кое-как всплыло название островов, до которых я планировала добраться и я с триумфом выдала:
Неправильно, между прочим. Нужно говорить Лофотенские. Но как-то мне это простили.
Однако возникла новая проблема — потерялась моя виза.
Дело в том, что получив визу в одну из стран шенгенского соглашения, ты можешь путешествовать по любым странам, в него входящим. У меня год назад была получена итальянская виза, но страна первого въезда, через границу которой я попала в шенгенскую зону, была Польша. Мы тогда ехали на машине, чтобы попасть в Италию, нам нужно было миновать несколько стран. Первой на пути была Польша.
И вот норвежские пограничницы ищут информацию о моем получении визы в Польше, поскольку стоит польская отметка, а надо искать в Италии. И ведь мне-то они ничего не говорят. Просто роются в компьютере, говорят о чем-то между собой встревоженными голосами, переглядываются и снова роются в компьютере. А я стою и все отчетливее понимаю, что у меня проблемы и мое шикарное путешествие накрывается медным тазом.
К счастью, они все же догадались задать мне вопрос, чья у меня виза и как я въезжала в страну, и тут уж я быстро сообразила, в чем дело и дала правильные ответы. И меня впустили в Норвегию.
Но до сих пор вспоминая все это, я мысленно качаю головой и понимаю, что мне очень сильно повезло. И закончится все могло совсем не так радужно. Так что, собираясь пересекать границу, готовьтесь к этому, как можно лучше.
Впечатления
Самые сильные мои впечатления — от полярного дня. А еще от суровой норвежской природы, от фьордов. И от бескрайней тундры. И переливов неба над водой и серыми острыми скалами. И множество совершенно непуганых животных, запросто выходящих на дорогу.
Это было чудесное путешествие. И потому, что оно проходило в такой необычной стране с природой, сильно отличающейся от нашей привычной, и потому что было одиночным — когда ты один и мир без людей вокруг тебя, то все переживается намного острее.
Расскажу про полярный день.
Я в первый раз была в регионе, где не просто белый ночи, а настоящий полярный день — когда солнце просто не опускается за горизонт, а продолжает висеть над ним.
Время час, два, три ночи, а вокруг светло.
А коли светло, то чего спать? Надо жить, гулять, наслаждаться. В первую ночь я вообще не спала. Я ехала, любовалась природой, небом, морем, выходила смотрела всякие интересности, снова садилась в машину, ехала дальше. И снова смотрела.
И еще ко мне на дорогу — и именно ночью — выходили лосенок, лисицы, северные олени, какой-то зверь, похожий на бурундука. И еще сопровождали чайки. Может, думали, что я брошу им хлеба?
Интересности
Итак, что же я посмотрела и где побывала.
Grense Jakobselv с красивыми видами
Я побывала в Grense Jakobselv (простите, что пишу на импортном языке, но не знаю, как это правильно по-русски произносится).
Это малюсенькое местечко (даже не знаю, можно ли назвать это деревенькой) с шикарным видом на Баренцево море. Пока до него едешь, слева от тебя течет река, через нее проходит российско-норвежская граница. Разница только в том, что доступа до этой реки со стороны России нет — там около 50 км пограничной зоны, а вот со стороны Норвегии — подходи пожалуйста, смотри сколько хочешь.
В конце этой дороги на Grense Jakobselv находится бесплатная парковка. Плюс там еще есть бесплатный туалет со всеми нужными удобствами. Все чистое. Значит, кто-то следит, прибирает.
Прямо за автостоянкой начинаются причудливые скалы. И море. И северное небо с нависающими облаками, и ветер, треплющий волны с пенными барашками.
Наверное, именно поэтому на парковке много машин — домиков на колесах. Европейцы так путешествуют, облегчая и удешевляя себе жизнь. В домике есть все, что надо — душ и туалет, маленькая кухонька, кровати. Доехал до нужного места, остановился и переночевал в своем собственном домике.
У меня тоже была мысль остановиться и переночевать в этом месте, но поскольку спать еще не хотелось, то я решила ехать дальше.
Киркенес
Киркенес — это ближайший к российской границе норвежский город. Не очень большой, но и немаленький. Чистый и аккуратный, как все европейский города. Ухоженный.
19 городов России для путешествий с детьми и почему в них стоит съездить
Поскольку он ближайший к границе, то в нем часто останавливаются путешественники и там есть гостиницы. Я, катаясь по улицам, поглазела на них, пооблизывалась, но решила, что все-таки выкладывать такие суммы за просто переспать ночь — это лишнее. И опять же, должна же я опробовать мой новый спальный мешок, который я купила специально к этому путешествию, и в котором собиралась спать прямо в машине.
Полуостров Эккерёй
Это действительно полуостров, там находятся скалы, а на них гнездятся птицы. Чайки, наверное?
На полуострове Эккерёй один из самых крупных птичьих базаров. И по скалам (там не совсем скалы, больше это место похоже на горное плато или горную долину, внизу которой находятся скалы) должны быть птичьи гнезда. Но разглядеть мне их не удалось. Я видела только кружащих далеко внизу чаек и перышки, лежащие во мху.
Не знаю, в чем тут дело. Может быть, птенцы уже вывелись. А, может, не хватило моего зрения их увидеть. Еще вариант, я ходила и смотрела где-то не там, где надо.
Дело в том, что наслаждаясь полярной ночью, которая выглядит совсем как день, и решив не тратить ее на сон, я приехала на полуостров в 4 утра. Внизу в деревне была парковка, в машинах и в домах все нормальные люди спали как люди, а я решала лезть вверх — смотреть птиц. Спросить, куда надо идти, мне было не у кого, и я пошла по указателям.
Указатели действительно есть, можно выбрать более дальний и более короткий маршрут, заблудиться там сложно, но предприятие, надо сказать, все-таки рискованное.
Погода в Норвегии даже летом не сахар и было очень ветрено.
Когда я поднялась наверх, дуло так, что сносило с ног. А когда мне захотелось с края плато выглянуть вниз, то подползать мне пришлось на четвереньках — я боялась, что меня просто сбросит в море. И вот тогда-то я подумала: боже мой. Я ползаю по каким-то скалам в чужой стране в 4 утра, и никто не знает, где я. Вот свались я сейчас вниз и никто даже искать не будет.
Вот так вот. У одиночного путешествия есть не только плюсы, но и минусы.
Но со скалы я все-таки не свалилась и хоть не нашла гнезда птиц, зато посмотрела местные красоты с высоты птичьего полета.
А посмотреть было на что.
Острые зубцы скал внизу, бесконечное пространство моря и занимающийся над ним рассвет. А еще мох разных цветов и оттенков. И маленькие, нежные цветочки в нем, такие скромные, что кажется, будто они стесняются — расти такими слабыми среди всей этой величественной, суровой северной природы.
А еще на полуострове Эккерёй есть остатки укреплений, возведенных немцами во время Второй мировой войны. Они полуразрушены, полузасыпаны землей. Для тех, кто любит такие достопримечательности, тут есть что посмотреть.
Вардё и мемориал ведьм
Местечко Вардё находится на берегу фьорда, ехать к нему нужно через тоннель, что само по себе тоже интересно. В скальной и заполненной фьордами Норвегии полно тоннелей, которые сильно сокращают путь. В конце тоннеля находится мемориал ведьм.
Как все мы помним, в Средние века в Европе свирепствовала инквизиция, которая вылавливала ведьм и сжигала их на костре.
Но это все история, про которую когда-то что-то слышал и благополучно забыл. Совсем другое дело оказаться в месте, связанном с тем мрачным периодом, где есть конкретные доказательства происходящего, да еще и так продумано все устроено, что ощущения остаются очень сильные.
Мне повезло, что я приехала туда ночью (полярной ночью, когда вокруг было светло, но при этом все, кроме меня, спали), людей не было и ничего не отвлекало от впечатлений.
Мемориал ведьм включает две постройки.
Одна — это длинный деревянный дом. Он с глухими стенами, в которых сделаны маленькие окошечки и в каждом горит лампа-свеча. Это олицетворение людей, погибших на костре по ложным обвинениям (они просто не могли быть правдивыми).
За 90 лет в Норвегии было более 90 казней. То есть, по человеку каждый год.
Внутри комплекс выглядит как длинный темный коридор с маленькими окошками и свечами около них. У каждого окна табличка с именем сожженного человека и выдержками из судебных процессов.
Все очень минималистично, но именно поэтому очень задевает и впечатляет.
Мемориал ведьм. Огонь и зеркала / фото автора
Вторая часть комплекса — черный куб, непрозрачный снаружи, но прозрачный изнутри. В центре горит огонь, символизирующий костер инквизиции, а вокруг зеркала, отражающие этот костер. Зеркала и отражение костра символизируют людей, которые видели, что происходит, но не делали никаких попыток остановить все это.
И когда ты стоишь внутри куба, то ты сквозь прозрачные стены видишь вокруг целый мир — поле, трава, фьорд, деревенька вдали, а тут, внутри, только костер и зеркала, от которых никуда не деться.
Hamningberg и дорога к нему
Само место природное, красивое, там фьорд (впрочем, в Норвегии везде фьорды), но еще красивее дорога к нему. Вот когда начинаешь понимать скандинавские саги, рассказы про троллей, великих северных богов и их битвы.
Узкая дорожка в одну машину, обрывы и скалы по сторонам, бурные волны, закат и рассвет с приглушенными северными красками. Ехать долго, но оно стоит того.
Именно в Хамнинберге, прямо на берегу фьорда, я в первый раз переночевала в своем новеньком спальном мешке. И поняла, как им пользоваться. Если укрываться им как одеялом, то никакой пользы. Нужно именно влезть в него, как в мешок, да еще и затянуть завязочку на шее. Тогда становится очень тепло. Тепло — это хорошо. Хотя теснота пространства, спеленутые руки и ноги и завязка на шее — это все несколько пугает. Ты же получаешься как в ловушке.
Поэтому к мешку у меня двойственное отношение — некоторые опасения с одной стороны, а с другой — я им просто очарована в плане теплоты.
Я его сейчас таскаю с собой почти во все путешествия. Ночевки организую в гостинице, но ложусь на кровать не с местным одеялом, а в своем спальном мешке. И даже весной или осенью, когда не работают батареи, мне очень уютно.
Ночевка в спальном мешке / фото автора
А в Норвегии я ночевала в машине.
Откидывала спинки задних сидений и вместе с багажником они образовывали одну большую кровать. Но большую — это относительно. Я ночевала одна, потому ложилась по диагонали и места мне хватало. А вот если ночевать двоим, то это будет уже тесно.
Ночевка на берегу фьорда мне очень понравилась.
Необычность спального мешка, сон в машине, вид на фьорд прямо из окна моего спального домика. Температура всего +2°C и снег на дальних скалах, а я выжила в этих условиях.
Все это вызывало во мне восхищение и изумление собой любимой. Я все-таки это сделала. Но, с другой стороны, ночевка в гостинице — это все-таки комфортнее. И сборы утром в гостинице, когда есть душ, туалет, теплая вода, бегущая из-под крана, чтобы почистить зубы — это все намного удобнее, чем такие же сборы на берегу почти при нулевой температуре.
В итоге я решила, что ехать до Лофотенских островов — слишком далеко и холодно. Сколько раз еще придется мне переночевать в таких сложных машинных условиях. Да и погода начала портиться — обещали дожди. А то еще и дождь со снегом начнется. А у меня с собой только туфельки-балетки, да легкая летняя ветровка.
Я решила, что комфорт дороже, развернулась и поехала домой, обратно в Россию через Финляндию. Но это уже совсем другая история.
Норвегия хороша. Просто очень хороша.
Ее север не похож на юг и также достоин посещения. А что касается Лофотенских островов, на которые я так и не попала, то, видимо, придется как-то выбраться в эту страну еще раз — с лучшим уровнем подготовки. Если вы туда тоже соберетесь, пишите — буду рада встрече.
В Норвегию на автомобиле. Часть 1: Подготовка к поездке, дорога на север
Мини-дисклеймер:
После любого путешествия всегда хочется рассказать всё обо всём, показать фотографии поделиться впечатлениями. Пару дней назад я вернулся с отличной и насыщенной поездки по всей северной Скандинавии — Лапландия, Лофотенские острова Норвегии, фьорды, горы и ледники, куда я поехал из Петербурга на своей машине.
Рассказ получается слишком насыщенным, а фотографий очень много, поэтому я поделил его на части, и буду выкладывать новые порции постепенно. Итак, начинаю свой рассказ и одновременно свой первый пост на Драйве:
Идея о поездке в Норвегию у меня возникла спонтанно одним из летних вечером. Сидел дома, просматривал ленту в Инстаграм и наткнулся на фотографию Лофотенских островов. Понравилась, решил про это почитать, да и что-то увлекся. В голове мелькнула мысль о том, чтобы туда когда-нибудь слетать. А потом я наткнулся на пост здесь на Драйве о том, как парни туда на УАЗе доехали из России. Ну и я подумал, что тоже могу.
Так и начали вертеться в голове мысли об поездке в Норвегию, потихоньку читал, строил маршруты и смотрел оттуда фотографии. Оказалось, что сервер Норвегии — далеко не самое популярное место самостоятельных путешествий на автомобиле из России. Наверняка многих отпугивают большие расстояния, цены на бензин, еду, штрафы и всё-такое. Хотя до того же Крыма или Сочи ехать не меньше, а дорога наверняка труднее из-за плохих и загруженных фурами дорог.
Тем не менее, я начал искать единомышленников, и к августу мы собрались в компанию из четверых человек, и начали готовиться к поездке. Было решено ехать в середине сентября по нескольким причинам. Во первых в сентябре осеннее равноденствие, а это значит, что на севере еще не будет рано темнеть, и за светлое время суток можно много успеть посмотреть, к тому же не будет летних белых ночей, то есть будут видны северные сияния по ночам, и это круто. Во вторых, в сентябре сезон идет на спад, отели дешевеют, на достопримечательностях меньше туристов. И в третьих, в сентябре, как ни странно, хорошая погода — нет ядерного северного солнца, и нет холодов, еще не нужно одевать зимнюю резину на автомобиль.
Маршрут
Любое путешествие нужно начинать с составления маршрута. В этом плане, в Норвегии есть всё – горы, вода, парки, рыбалка, музеи и города. Я постепенно дорабатывал маршрут, читая различные форумы. В итоге, первоначальные планы доехать из Питера до Лофотен были расширены на север: было решено заехать на мыс Нордкапп — самая северная точка Европы. А так же немного расширены на юг — до ледника Свартиссен. Общая длина поездки вышла в 4700 километров.
Мы изначально решили ехать на машине — Хёндэ Солярис 17-го года. Так намного интереснее, чем самолетом – можно посмотреть страны и города по дороге, но самое интересное то, как плавно меняется природа по пути на север. Тем, кто не фанатеет от длинных перегонов по 500-700км лучше лететь самолетом и брать машину в аренду, или увеличивать количество дней отпуска, чтобы без спешки проезжать по 200-300 км в день. У нас вышел средний вариант – первые и последние 2 дня мы быстренько проехали Финляндию и Швецию — по 500-700км в день, а в Норвегии перегоны были небольшие — в среднем по 200-300 километров.
В плане построения маршрута есть очень полезный официальный сайт Норвегии www.visitnorway.com/ru — там есть вся необходимая информация о развлечениях, достопримечательностях, транспорте, еде и жилье во всех городах Норвегии без исключения. Всё жилье я забронировал примерно за месяц до поездки на Booking.com — вышло не дорого, в среднем от 6 до 10 тысяч рублей на четверых человек. Я принципиально старался бронировать места с кухней, хорошим душем, и приличными кроватями, чтобы можно было отдохнуть после дороги. Однако одну вещь я упустил — не во всех местах постельное белье входило в стоимость. Здесь лучше либо брать его с собой из дома, либо лучше обращать внимание на детали при бронировании.
Бензин и транспорт
Топливо в Норвегии одно из самых дорогих в мире – 15-16 крон за литр или 110-120 рублей за литр (на 25.09.2017). Спасал лишь низкий расход топлива и большой бак. При расходе в 5.7 литров мы проезжали до 800км на одной заправке.
По поводу автомобиля. Перед начало поездки пробег едва перевалил за 10.000 км, и я решил сделать первое ТО-1 заранее, чтобы ехать на свежем масле и фильтрах в столь длинный пробег, заодно и спокойнее на душе — уж после сервиса с автомобилем наверняка всё в порядке.
Кстати, как показала практика, на оранжевой краске почти не видно грязи и пыли, по сравнению с белым или черным цветом, например.
Международные права мы не делали, ехали по российским, в компании два водителя. По поводу платных дорог – я не регистрировался заранее на сайте, транспондер не покупал. Может что и придёт домой. Но опираясь на опыт знакомых, норвежские камеры не умеют считывать российские номера. На арендованном автомобиле с европейскими номерами такое уже не прокатит — деньги спишутся с кредитки автоматически. Полицию мы за всю поездку так и не увидели.
Чуть не забыл. Еще нужно обязательно прочитать местные ПДД, особенно в Норвегии — там они очень строгие. Во всех городах парковка платная, зато за счет строго соблюдения скоростного режима 50/80, машина потребляет минимальное количество бензина. Штраф выписывается при привышении даже на 1км/ч!
Дороги везде идеальные, гладкие, плавные. В общем — одно удовольствие. Траффик очень слабый, на севере дороги вообще пустые. А на севере Норвегии большинство дорог — полутора-полосные, что не очень удобно на горных серпантинах — приходится постоянно притормаживать перед поворотами.
Страховки
Для выезда за границу нужно две страховки — для себя и для автомобиля. Первая делается либо при подачи на шенгенскую визу, либо, если страховка уже кончилась, на одном из десятков сайтов в интернете. У меня есть годовая страховка, которая идет в комплекте к моей банковской карте, поэтому я особо не парюсь. При пересечении границы у вас обязательно должен быть европейский аналог ОСАГО — у нас он называется Зеленая карта. Её можно купить на любой заправке перед границей, цена фиксированная и меняется раз в месяц в зависимости от курса. Мы купили страховку на 15 дней за 2,5 тысячи рублей, когда делали последнюю заправку машины перед финской границей.
Еще у меня есть КАСКО, я позвонил в страховую, чтобы узнать, сколько будет стоить добавление покрытия Европы в полюс. На моё удивление, Евросоюз мне внесли бесплатно и привезли новый полис на дом на следующий день.
Деньги
Скандинавкские страны — это место, где абсолютно везде можно заплатить карточкой, будь то паромы, кемпинги, супермаркеты, музеи и т.п. Карты принимают все без исключения, даже на малюсеньком кораблике, который ходит на ледник Свартиссен был терминал. Мы платили одной картой MasterCard от Тинькофф. Наличные нам потребовались только 1 раз — последнее наше жилье я забронировал через Airbnb, но и это не проблема — везде есть банкоматы, а я могу снимать наличку по своей карте в любом месте без процентов.
Еда
В Норвегии всё очень дорого, все об этом знают. Так как мы едем на машине, а не летим на самолёте, мы были ограничены размерами нашего багажа лишь габаритами багажника. Есть лишь одно требование — не более 5 кг еды в заводской упаковке на человека при пересечении Финской границы. Поэтому за день до поездки основательно закупились в Ашане – взяли мясные консервы, ультрапастеризованное молоко, каши, сухофрукты, печенья и снэки, макароны и гречку, чай, и еще много всего по мелочи. В итоге вышло на 4 тысячи рублей.
Также мы повторно докупили часть еды в последнем финском супермаркете перед норвежской границей, плюс докупали всякие мелочи для перекусов по дороги и скоропортящиеся продукты по пути. В среднем цены выше российских в 2-2,5 раза. Основную часть еды из Ашана нам хватило примерно на 60% пути, плюс в некоторых местах был включен завтрак, и пару раз мы поужинали в кафе.
Алкоголь настоятельно советую везти с собой (если он вам нужен) — покупать в Норвегии очень и очень дорого. Мы прикупили немного в DUTY FREE на границе.
Про стоимость всей поездки я расскажу в конце, но в целом всё вышло очень бюджетно, мы обошлись довольно-таки малыми тратами.
Оборудование
Я думаю, это будет интересно читать только фотографам. Что я положил с собой в фоторюкзак?
— Canon 5D Mk3
— Sigma 14mm f/1.8 Art
— Sigma 24-35mm f/2 Art
— Canon EF50mm f/1.8 STM
— Sigma 85mm f/1.4 Art
— DJI Mavic Pro
еще ноутбук, внешний аккумулятор для телефона, жесткий диск на 2ТБ, штатив для камеры, мини-штатив, наушники, зарядки и провода.
Начало пути. Дорога к Нордкапп
Маршрут был построен, и мы очень старались придерживаться графика или расписания, но это было нелегко — уж слишком красивые пейзажи вокруг.
День 1. Санкт-Петербург — Каяани (Финляндия)
Выезжаем из Питера пораньше, чтобы миновать утренние заторы и побыстрее приехать на границу Светогорск-Иматра. До границы чуть меньше 200 километров, в самом конце, возле Выборга заправились до отсечки (что давало нам почти 700км пути по Финляндии на дешевом российском бензине), купили зеленую карту и двинули к пропускному пункту. Не сезон, будний день, дождливая погода и раннее утро. И всё равно небольшая очередь перед шлагбаумом. За час проходим обе стороны, не забыв по пути зайти в «дьютик». И вот мы уже в Иматре.
Маленький, но аккуратный финский город, известный своим каньоном с плотиной и тем, что половина петербуржцов затариваются здесь сырами и хамоном.
А впереди нас ждет еще около четырех сотен километров финских дорог до места первой ночевки. Едем неспеша, дороги пустые и идеально ровные — скука:) Не смотря на ограничение скорости в 80км\ч, многие местные едут быстрее, пристраиваюсь за ними, так удобней и понятней, где можно ехать чуть быстрей, а где нельзя.
Так и ехали до вечера, пока не добрались до места ночёвки — городок Каяани — примерно в географическом центре Финляндии.
День 2. Каяани — Инари (Финляндия)
Просыпаемся пораньше, завтракаем и идем дальше на север. Карелия есть и в Финляндии, она так и называется — Karjala. Леса с тысячами глаких как зеркало озёр. Очень красиво:
Расчехляем коптер и смотрим на всю эту красоту с высоты:
Полюбовались, вздохнули и едем дальше. Погода по пути за день менятся раз десять. Может идти дождь, через час светить солнце, потом висеть тучи, дождить и снова светить солнцем. По пути проехали мимо очень жуткой инсталляции финского художника Рейо Кела — «Тихий народ».
«Инсталляция «Тихий народ» представляет собой фигуры людей с головами из дёрна, напоминающие пугала. Тысячеголовая молчаливая толпа стоит у шоссе №5 в Суомуссалми, на востоке Финляндии, недалеко от границы с Россией. «По утрам, когда свет ложится на фигуры сзади, они выглядят угрюмыми и агрессивными, в полдень, напротив, приветливыми, а особенно красивыми, когда солнце уходит на запад», — рассказывают местные жители. Дважды в год фигуры переодевают, снимая старые, испорченные ветром и дождем одежды, меняя головы из дерна.»
Чем дальше мы двигаясь дальше вглубь страны Суоми, тем меньше было машин и больше всякой живности. Начинается регион Лапландия, проезжаем широту полярного круга. Вот олени перегородили дорогу, например:
Мы еще ни один раз встречали оленей на дорогах Финляндии и Норвегии. Под конец уже почти перестали удивляться, постепенно привыкнув к этим красивым животным с умными глазами. Раз в пару часов мы обязательно делали остановку, чтобы размяться, перекусить, подышать свежим воздухом и насладиться красотой природы — каждый куст держит наверное пару килограммов черники или брусники:)
Так и доехали до следующей и последней ночёвки на пути в Норвегию — городок Инари на самом севере Финляндии, который расположен на одноименном озере. Погодка ужасная, мелкий дождь, сильный ветер, никуда не хочется идти, и мы ложимся пораньше.
День 3. Инари — Нордкапп (Норвегия)
Снова стаем ни свет ни заря, чтобы больше успеть посмотреть. А вы думали, мы поехали отдыхать?:)
Наконец-то начинает ощущаться север. В лесах пропал кустарник, лишь один пестрый мох и куча валунов, которые остались здесь с последнего ледникового периода. Женя для масштаба:
Пейзажи меняются очень быстро и стремительно. Вот мы едем по лесу. И тут за поворотом внезапно холмы. Потом они кончаются, начинается арктическая степь. В какой-то момент обращаем внимание, что вокруг нас всё красное. Это не глина и не камни, это красный мох! Как жаль, что ограничение в фото — всего 20 штук, всего не уместить:(
Доезжаем до границы Финляндии с Норвегией, и тут моя первая часть в блоге заканчивается, уж больно хочется показывать свои фотографии
!
Впереди нас ждет самый северный мыс Европы — Нордкапп и самый маленький в Европе город. И всё было в тот же день.