Можно ли эксплуатировать авто без зеркала заднего вида
Штраф за езду без зеркала заднего вида
Стоит ли бояться штрафа, если зеркало заднего вида в автомобиле поломалось, разбилось, отпало или пропало? В общем, его нет? Давайте разбираться.
Спойлер: штраф предусмотрен, но на практике его реально избежать.
1. Про основные зеркала заднего вида
В данной статье будем рассматривать легковые автомобили с водителем и не более 8 пассажирами.
В легковых автомобилях три основных вида зеркал заднего вида:
— внутреннее заднего вида — в салоне
— наружное основное слева со стороны водителя
— наружное основное справа со стороны пассажира.
Если у инспектора возникают вопросы по поводу зеркал заднего вида, то именно по этим.
2. Зеркала заднего вида ДОЛЖНЫ БЫТЬ
Эксплуатация автомобиля без зеркал заднего вида запрещена согласно п. 7.1 «Перечня условий и неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС» (это приложение к ПДД):
3. Что говорит ГОСТ, какими и сколько должно быть зеркал заднего вида
Обращаем ваше внимание, что по состоянию на 2019 год в ПДД указан недействующие ГОСТ Р 51709-2001. Вместо него с февраля 2018 года действует новый ГОСТ 33997-2016 «Колёсные транспортные средства». Стандарты и требования к зеркалам заднего вида в новом ГОСТе остались аналогичными и инспекторы вправе требовать их соблюдения.
Итак, согласно ГОСТу у легкового автомобиля должны быть такие зеркала заднего вида:
— наружное основное слева — ОБЯЗАТЕЛЬНО
— внутреннее заднего вида — обязательно только в том случае, если через него есть обзор. Если из-за конструкции автомобиля через внутреннее зеркало ничего не видно, то оно не обязательно
— наружное основное справа — обязательно только в том случае, если через внутреннее зеркало заднего вида обзор недостаточный.
То есть многое зависит от конструкции автомобиля и всегда обязательным является только наружное зеркало со стороны водителя. А дополнением к нему может быть либо внутренние, либо боковое справа, либо оба.
Вот вся таблица из ГОСТа с требованиями к зеркалам заднего вида для всех типов автомобилей. Если у вас не легковой автомобиль, можете найти в ней данные для своей машины.
4. Штраф за отсутствие зеркала заднего вида
Отсутствие обязательного зеркала заднего вида — это нарушение и, как следствие, наказание согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ:
То есть водителя ждёт предупреждение или штраф 500 руб. Чтобы отделаться предупреждением, лучше пообещать инспектору починить зеркало и выполнить своё обещание.
Что касается трещин на зеркалах, то о них в законодательных актах ничего не сказано и это не повод выписывать штраф, поскольку штраф предусмотрен только за вообще отсутствие зеркал. Но морально будьте готовы к разговору.
И всё-таки зеркала заднего вида — это безопасность ваша и ваших близких, поэтому не пренебрегайте ими!
Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Наши классы в Москве:
Автор статьи директор и ведущий преподаватель автошколы «Фортуна-Авто» Елена Александровна Исаева
Можно ли ездить без бокового зеркала
«Разрешено ли ездить без бокового зеркала?» — это часто задаваемый вопрос, и есть некоторые автомобили (обычно спортивные), у которых есть только одно боковое зеркало. Прежде чем снять зеркало навсегда, нужно свериться с законами. Они подобное не одобряют.
Насколько незаконно водить машину без бокового зеркала в России?
Если автомобиль изготовлен с двумя боковыми зеркалами, ездить без них запрещено. Для автомобилей определенного возраста, веса и назначения существует множество правил. Тем не менее, всегда запрещено ездить без хотя бы одного бокового зеркала, обычно боковое зеркало водителя.
Боковые зеркала заднего вида должны быть в исправном состоянии, чтобы избежать штрафов и пройти техосмотр. Если автомобиль был создан с двумя боковыми зеркалами (как большинство современных автомобилей), то он должен управляться с обоими боковыми зеркалами в наличии и в рабочем состоянии.
Зеркала на крыльях должны быть установлены с обеих сторон автомобилей с полной массой более 3,5 тонн. Хорошая новость в том, что боковые зеркала заднего вида пригодятся во время вождения.
Опасно ли движение без двух боковых зеркал?
Если водитель привык водить машину с боковыми зеркалами, а у него их внезапно нет, ответ на этот вопрос очевиден и помогает понять, почему ездить без них запрещено. Водитель может не заметить, как часто использует зеркала, пока они не исчезнут!
Обычно достаточно одного взгляда в любое из трех зеркал заднего вида, чтобы убедиться, что опасности и угрозы нет. Без зеркал заднего вида придется повернуться на сиденье, чтобы увидеть, что происходит.
Это может вызвать проблемы, если нужно сменить полосу движения, припарковаться или изменить направление движения. Так что да, отсутствие боковых зеркал может быть опасным, независимо от того, запрещено ли с ними ездить. При правильном использовании они представляют лучшую защиту от слепых зон.
Законно ли ездить без бокового зеркала за границей?
А как же в других странах? Законна ли езда без бокового зеркала? Законы Австралии о боковых зеркалах соответствуют законам других англоязычных стран. В Великобритании запрещено ездить без боковых зеркал, если автомобиль был спроектирован с ними. Тем не менее, всегда должно быть зеркало со стороны водителя, а также внутреннее зеркало заднего вида.
Если боковое зеркало пассажира или стекло разбито, водители из Великобритании могут легально водить автомобиль с неповрежденными двумя другими задними зеркалами. Однако это не рекомендуется и может привлечь внимание властей.
В США законы различаются в зависимости от штата. Например, Калифорния требует, чтобы все автомобили имели два зеркала заднего вида (включая внутреннее зеркало). Одно из этих двух зеркал должно быть со стороны водителя.
Во всем мире исключения, как правило, действует такое простое практическое правило. Если автомобиль был построен с двумя боковыми зеркалами, то ездить без них запрещено.
С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты
Все знают, что нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправными тормозами, рулевым управлением и фарами. Некоторые получали штрафы за отсутствие штатных брызговиков и теперь знают, что такая вероятность есть. Но многие ли помнят, что на машине нельзя ездить, если у нее нет заднего бампера или не работает механизм подъема-опускания запасного колеса? А меж тем, это чистая правда. Однако не все неисправности полностью запрещают движение: для многих в ПДД есть важная оговорка. Давайте вспомним все неисправности, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, и выделим жирным курсивом самые неочевидные и малоизвестные. А заодно разберемся, когда ехать нельзя совсем, а когда «если очень нужно, то можно».
Чтобы ознакомиться со списком неисправностей, при которых запрещена эксплуатация, достаточно открыть ПДД: этот Перечень вынесен в отдельное приложение к Правилам. Остается лишь выбрать из них те, что относятся к легковым автомобилям – давайте этим и займемся.
Важное замечание содержится в пункте 2.3.1 ПДД. Он ссылается на вышеупомянутый Перечень неисправностей, но делит их на две категории: критические неисправности, с которыми ехать нельзя, и те, с которыми движение возможно с ограничениями.
Итак, согласно пункту 2.3.1 «запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада». Обратите внимание, что для некоторых неисправностей есть дополнительные условия: например, не запрещено двигаться без работающей оптики днем при хорошей видимости или с неисправными стеклоочистителями при отсутствии дождя или снега.
Таким образом, вышеуказанные неисправности запрещают ехать на машине в любом случае: даже если тормоза отказали в 100 метрах от гаража или сервиса, водитель обязан немедленно остановиться и транспортировать машину на эвакуаторе. А вот к остальным неисправностям из Перечня правила более лояльны. В пункте 2.3.1 указано, что «при возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
А еще в Перечне есть и такие неисправности, которые водитель может обнаружить и устранить перед выездом – например, разница колес на одной оси или нарушающие ПДД световые приборы. Для полноты картины укажем это замечание для тех неисправностей, к которым оно применимо.
Какие неисправности полностью запрещают передвижение на машине?
Итак, приведем список неисправностей, при которых ехать на машине полностью запрещено, с указанием номера пункта в официальном Перечне.
Ссылка на ГОСТ для автовладельца, само собой, ни о чем не говорит: стандарт слишком большой, чтобы знать его наизусть. Однако стоит ориентироваться как минимум на собственные ощущения: снижение эффективности торможения, изменения в откликах на педаль тормоза, провалы педали, посторонние шумы при торможении и другие очевидные проблемы – повод остановиться, проверить тормоза на наличие проблем и при необходимости вызвать эвакуатор.
Это нужно проверить до начала движения: подтеки на колесах и на земле около колес явно указывают на негерметичность как минимум одного из тормозных контуров. При движении на разгерметизацию привода тормозов укажет провал педали тормоза.
Если ехать с незатянутыми креплениями рулевого управления не станет никто, то об обязательной исправности механизма фиксации помнит не каждый. Однако если руль в автомобиле регулируется по высоте и/или вылету, механизм фиксации в выбранном положении должен работать – иначе ехать тоже нельзя.
Не все помнят, что ехать с неработающим усилителем руля запрещено. То же самое касается машин, где штатный усилитель руля отключен или демонтирован: Правила такие переделки запрещают.
Движение в таком случае запрещено в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.
Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.
Какие неисправности запрещают эксплуатацию, но позволяют доехать до места стоянки или ремонта?
Ну а теперь обозначим неисправности, с которыми водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Обратите внимание: все они тоже запрещают эксплуатацию автомобиля и дают лишь возможность доехать до места стоянки или ремонта сразу после возникновения неисправности при условии, что водитель не может устранить ее самостоятельно.
транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно;
легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно.
Простой пункт указывает, что вся оптика должна работать в штатном режиме. Для этого пункта есть знакомое многим примечание: «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». Однако стоит учитывать, что установка незаводских световых приборов не отменяет необходимости их соответствия требованиям ГОСТ.
Далеко не все водители вообще помнят, когда они в последний раз регулировали свет фар. А меж тем, неправильная регулировка запрещает эксплуатацию автомобиля.
Если водитель движется днем в условиях хорошей видимости, то с неисправной оптикой можно доехать до места ремонта, соблюдая максимальные меры предосторожности.
спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Требования этого пункта относятся к тем, которые нужно проверить и устранить перед поездкой: незаконные световые приборы не появляются на автомобиле сами по себе. И за это можно не только получить штраф, но и лишиться прав.
Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.
Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.
Многие годами ездят на шинах, имеющих небольшие повреждения – однако Правилами любые видимые повреждения запрещены.
Отсутствие даже одной колесной гайки или болта – повод для запрета эксплуатации до устранения причины.
Установить колеса побольше и шины пошире – страсть многих автовладельцев. Однако нужно держаться в рамках дозволенного производителем, иначе эксплуатировать машину будет нельзя.
Само собой, установка запасного колеса при проколе относится к ситуации, когда водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Однако продолжать ездить на запаске, отличающейся от других колес, запрещено.
Если под машиной перед поездкой водитель обнаружит капли бензина, то ехать ему можно только к месту ремонта – до устранения утечек топлива эксплуатация запрещена.
Под неисправностью подразумеваются повреждения, прогары или отсутствие части выхлопа: с такой проблемой тоже можно доехать только до места ремонта.
Если езда без глушителя – вполне очевидный повод для запрета эксплуатации, то неисправность системы вентиляции картера будет сюрпризом для многих.
Нельзя ездить не только без штатных зеркал заднего вида, но и без стекол, включая боковые.
Пользоваться звуковым сигналом можно только в ограниченных случаях, но без него ездить нельзя.
Практика показывает, что инспектор может обратить внимание не только на тонировку, но и на предметы, ухудшающие обзор водителю, в том числе видеорегистраторы и антирадары, установленные в зоне обзора. Кроме того, для этого пункта есть официальное примечание: «На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».
Если у машины не работает замок двери, механизм регулировки водительского сиденья или спидометр, это тоже означает, что на такой машине ездить нельзя до устранения неисправности.
Без переднего бампера ездить можно, а вот без заднего – нельзя, равно как и без брызговиков, предусмотренных конструкцией.
Формально проверить наличие аптечки и огнетушителя инспектор может лишь при досмотре автомобиля, но это не значит, что возить их с собой необязательно. И дело даже не в том, что без них эксплуатация автомобиля запрещена, а в том, что они могут спасти жизнь, в том числе самому водителю.
Мало кто помнит, что в число неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля, входит сломанный механизм подъема и опускания запасного колеса, расположенного под днищем. Проверять его работоспособность стоит и с точки зрения логики: оказаться с проколом на трассе без возможности поменять колесо – сомнительная перспектива.
Проще говоря, любые подтеки из двигателя, коробки передач, мостов и других узлов должны устраняться немедленно. Наружу может течь только конденсат из системы кондиционирования.
Некоторые из восьми «неожиданных водительских штрафов» оказались мифом
И как последнее время это часто происходит, все смешалось в кучу. Поясним, действующий сегодня перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, включает такую неисправность, как отсутствие зеркал, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
Но вот беда: запрет эксплуатации ныне действующим Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрен. Он покинул КоАП в ноябре 2014 года. До этого он выражался в задержании регистрационных знаков автомобиля. Но знаки снимать запретили, поскольку без них не могли работать комплексы фотовидеофиксации. А значит, бессмысленным стал запрет эксплуатации.
То есть, за отсутствие зеркала, предусмотренного конструкцией автомобиля, инспектор сможет только выписать штраф 500 рублей. Все. Запретить дальнейшее движение он не сможет. Единственное исключение, предусмотренное правилами дорожного движения: инспектор сможет потребовать прекратить движение автомобилей с не горящими ночью фарами и задними габаритными огнями, а также с не действующим со стороны водителя стеклоочистителем во время дождя или снегопада.
А для таких неисправностей, как неисправность тормозной, рулевой систем, а также сцепного устройства предусмотрено не запрещение эксплуатации, а задержание транспортного средства. То есть, автомобиль с этими неисправностями отправят на штрафстоянку. Забрать его оттуда можно будет, только устранив неисправность или на эвакуаторе.
Что касается трещины на лобовом стекле, то перечнем неисправностей она и вовсе не предусмотрена. Данное требование установлено Техническим регламентом Таможенного союза. Конечно, международные договоры имеют большую юридическую силу, но в этой части они пока не ратифицированы. Грубо говоря, инспектор за трещину на стекле даже штраф выписать не может, потому что отечественным законодательством такое не предусмотрено.
Штраф за отсутствие зеркала заднего вида (разбитое зеркало) (статья 12.5 КоАП РФ)
Перефразировав известные слова о том, что в человеке должно быть все прекрасно, можно также сказать и о машине. В автомобиле должно быть все на своих местах, элементы кузова, стекла, зеркала…
Если вдруг чего-то и не хватает, то это само собой сказывается на эксплуатации, безопасности, а в итоге нарушает и закон. А за нарушение закона предусмотрена административная ответственность, в виде штрафов и предупреждений. Так вот, какая же ответственность может постигнуть водителя, если у него нет на ТС зеркала заднего вида или оно разбилось?
Надо ли проверять зеркала заднего вида каждый раз перед выездом
Начнем мы с известных истин о том, что водитель должен следить за состоянием ТС и каждый раз проверять его исправность и все соблюдения требований согласно ПДД перед КАЖДЫМ выездом. Если чего-то не хватает, то необходимо само собой вначале устранить, потом уж и выезжать. Об этом нам глаголет п. 2.3.1 ПДД. Цитировать мы его не будем, если есть желание проверить, то пожалуйста.
Ну и если какое-то нежелательное условие выявиться из списка тех, что приведено в «Перечне условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС», то само собой это уже и есть нарушение закона.
Обязательно ли ездить с установленными и целостными зеркалами
Итак, мы упомянули про нарушение требований, но еще не привели, что же есть по поводу зеркала заднего вида, о которых наша статья. Читаем Перечень:
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
Все ясно и предельно понятно. Нет зеркал, значит эксплуатировать машину нельзя! А если что-то нельзя, а кто-то делает наоборот, то это и есть нарушение.
Отдельно хотелось бы упомянуть о ГОСТе и привести таблицу 10, где и написано о требованиях. Все дело в том, что в некоторых случаях без зеркала все же ездить можно. В каких именно смотрим таблицу.
Таблица не полная…, а лишь для легковых ТС. Если у вашего ТС другая категория, то ищем таблицу в ГОСТе и изучаем. А вот для легковых ТС наверняка должно быть только «водительское зеркало» (требования ГОСТ), то есть с левой стороны, а также предусмотренные конструкцией (требования Переченя). Остальное все можно оспорить и поспорить. Также ничего не сказано о трещинах на зеркале. Если они есть, то это вовсе не повод штрафовать. Теперь о самом штрафе.
Штраф за отсутствие зеркал заднего вида
В итоге, если нет «водительского зеркала» или предусмотренного конструкцией, то штраф для легковых ТС выпишут наверняка, хотя возможно и предупреждение. Здесь на лицо нарушения связанного со статьей 12.5 КоАП РФ часть 1, которое предусматривает предупреждение или минимальный штраф.
Можно ли оплатить штраф за зеркало со скидкой
Если без штрафа не обошлось, то хоть как-то пытаемся скостить штраф в меньшую сторону. Это можно сделать если соблюсти некоторые формальности. Необходимо оплатить штраф в 20 дневный срок с момента вынесения постановления, но не ранее, чем он появиться в базе данных ГИБДД.
Вопрос ответ по теме «Штраф за отсутствие зеркала заднего вида (разбитое зеркало)»
Вопрос: Могут ли выписать штраф за зеркало заднего вида на машине?
Ответ: Если это водительское зеркало или оно должно быть а его нет, то могут! За остальные зеркала необходимо привести достаточные основания, чтобы выписать штраф, то есть привлечь к ответственности.
Вопрос: Могут ли выписать штраф за разбитое зеркало?
Ответ: Если зеркало разбито, но отражает и все его элементы на месте, то это не повод к тому, чтобы выписать штраф, так как ответственность предусмотрена только за отсутствие зеркала вовсе.
Комментарии
Вопрос ответ по теме «Штраф за отсутствие зеркала заднего вида (разбитое зеркало)»
Вопрос: Могут ли выписать штраф за разбитое зеркало?
Ответ: Если зеркало разбито, но отражает и все его элементы на месте, то это не повод к тому, чтобы выписать штраф, так как ответственность предусмотрена только за отсутствие зеркала вовсе.
Примите к сведению ГОСТ 33997-2016:
4.4.13 Зеркала заднего вида должны быть закреплены так, чтобы исключались их произвольные смещения при движении КТС. Явные видимые повреждения зеркал заднего вида не допускаются.