Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Горит лампа ABS — увезут ли на штрафстоянку?

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Тот факт, что заблокированное колесо не обеспечивает эффективного торможения, люди поняли довольно давно. Уже в 1920-е годы на трамваи и самолеты устанавливали системы, которые противостояли блокировке колёс. Но автомобили получили антиблокировочную систему лишь спустя полвека: дело в том, что для ее работы требовались достаточно мощные электронные блоки управления, которых ещё не существовало в первой половине XX века.

Для корректной и эффективной работы ABS такие блоки обрабатывают сотни операций в секунду. Это стало возможным в конце 60-х, а первые серийные автомобили с ABS вышли на рынок уже в начале следующего десятилетия. Сегодня практически все автомобили оснащают системой ABS уже в базовой комплектации.

Компоненты антиблокировочной системы — как и любые другие компоненты автомобиля, — могут выходить из строя. Мы расскажем, как с помощью набора для ремонта датчика ABS MEYLE-ORIGINAL избежать неприятных ситуаций в общении с представителями власти, а главное — всегда быть уверенным в своем автомобиле.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Лампа ABS горит на приборной панели УАЗа Патриот из-за отсутствующего питания на датчик заднего левого колеса. Владельцу потребовалось просто перепаять контактный провод, на котором возник разрыв. Источник: uazovod-46 /DRIVE2.RU

Благодаря системе ABS суппорты тормозной системы автомобиля поочередно сжимаются с разным усилием, до 20 раз в секунду. Так торможение становится прерывистым, и колесо постоянно находится в движении. Опытные водители могут и сами контролировать силу, с которой давят на педаль, но главное преимущество ABS в том, что она может «играть» с механизмами каждого колеса индивидуально. В результате автомобиль замедляется максимально эффективно: водителю достаточно утопить педаль тормоза в пол, а автоматика сама выберет оптимальный алгоритм.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Испытания работы ABS на заводе Mercedes-Benz в Штутгарте в 1978 году. Белый S-Class W116 оснащен антиблокировочной системой, чёрный автомобиль — нет. Источник: Mercedes-Benz

Существенный недостаток любой электронной системы в том, что она может более восприимчива к агрессивной среде из-за проводки и электронных блоков. Зато она может об этом сообщить, в отличие от механического узла. В случае с ABS о неисправности водителю сообщит специальная контрольная лампа на приборной панели.

Некоторые считают, что это не критическая поломка: хорошие навыки вождения позволяют ездить и без антиблокировочной системы, тем более, на дорогах до сих пор много машин без неё. Лампа ABS — это всего лишь неисправность ABS, тормоза то по-прежнему исправны. Едва ли это так: при экстренном торможении машина пойдет юзом, тормозной путь будет ощутимо больше. Иными словами машину может отнести туда, куда бы ни за что не отнесло, будь система ABS исправна.

Есть еще одна проблема: инспекторы ГИБДД считают это существенной неисправностью, и, скорее всего, закон окажется на их стороне.

Что закон говорит об ABS?

Весьма вероятна такая ситуация — инспектор ДПС заглядывает в салон при проверке документов и видит у вас на панели контрольную лампу. Теперь он имеет право выписать вам штраф на 500 рублей по статье 12.5.2 КоАП РФ — Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой. С точки зрения закона, антиблокировочная система — непосредственная часть тормозной системы и входит в перечень требований к ней, согласно Техническому регламенту об автомобилях. Но хуже, что неисправности тормозов и рулевого управления предполагают эвакуацию автомобиля на штрафстоянку. Согласно КоАП, статья 12.5.2 входит в список нарушений, которые делают эвакуацию законной.

Есть и альтернативная правовая точка зрения: полная комплектность и корректная работа ABS прописана только в Техрегламенте, но не в ПДД. Статья 12.5 ссылается не на Техрегламент, а на Перечень неисправностей, который является приложением к ПДД. Если внимательно почитать этот акт, окажется, что там вообще нет упоминания ABS. Выходит, что штраф по статье 12.5.2 из-за ABS выписывать нельзя. Предписания Техрегламента КоАП по закону не предполагают никакой ответственности. Штраф и эвакуация допустимы только в случае, если поломка входит в Перечень неисправностей, где, напомним, ни слова про ABS.

Чиновники знают, что правовые документы имеют подобного рода «дыры» и работают над этим. Поэтому уже готовится новая редакция Перечня, в котором уже будет информация про ABS. В новой редакции совершенно точно напишут: ABS, предусмотренная изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, должна быть неисправна. Исправность ABS определяется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния ABS.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

При включении зажигания на панели приборов загораются контрольные лампы всех систем автомобиля, в том числе ABS — в этот момент машина опрашивает каждую на предмет корректной работы. Спустя несколько секунд они должны погаснуть

Таким образом, неисправность ABS может привлечь внимание инспектора, он с большой долей вероятности посчитает своим долгом применить к вам санкции, которые наверняка испортят вам настроение. Впрочем, если у вас достаточно упорства и юридической подготовки, есть шанс оспорить решение, но только до тех пор, пока не будет принята новая редакция Перечня неисправностей.

А что подсказывает здравый смысл?

Теперь давайте посмотрим на проблему не с позиции права, а с точки зрения здравого смысла. Испытания, которые уже много лет проводят автомобильные инженеры дают однозначный ответ на вопрос, влияет ли ABS на активную безопасность автомобиля. Да, да и ещё раз да. Кроме того, поломка ABS, как правило, не тянет за собой больших расходов в силу её относительной простоты. Антиблокировочная система состоит из трёх ключевых элементов: датчиков скорости с кольцами сенсора на ступице колеса, управляющие клапаны в тормозной системе и блок управления, который обрабатывает все данные и посылает соответствующие сигналы.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Так в конце 70-х выглядели компоненты первой системы ABS на автомобилях Mercedes. Она состояла из датчиков скорости (1, 4), электронного блока управления (2) и гидравлического блока (3). Источник: Mercedes-Benz

Вполне логично, что наиболее уязвимы датчики скорости вращения колеса, которые постоянно подвергаются воздействию окружающей среды. Сами по себе датчики не слишком дорогие, но проблема в том, что их замена предполагает замену ступицы в сборе, а это уже тянет за собой совсем другие расходы. Во многих случаях как раз они вынуждают автомобилистов игнорировать контрольную лампу ABS.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Набор для ремонта датчиков ABS для автомобилей концерна Volkswagen — AUDI A3, VW Golf, Jetta, SEAT Altea, Leon. Источник: MEYLE

Поэтому мы в Meyle решили исправить эту ситуацию. Мы предлагаем новое решение для ремонта неисправной системы ABS — набор для ремонта датчика ABS MEYLE-ORIGINAL. В случае неисправности датчика ABS, вызванной повреждением сенсорного кольца, набор MEYLE позволяет заменить только неисправные детали — это экономичное и своевременное решение для ремонта без замены всей ступицы колеса, а только датчика ABS, кольца сенсора и крепежного материала.

Источник

Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Многие водители не замечают мелкие неполадки в автомобиле и продолжают ездить на нем, хотя это запрещено ПДД. По причине их невнимательности и безответственности растет число аварий из-за технических неисправностей. Это подтверждает статистика Госавтоинспекции. Если в 2018 году произошло 6221 таких ДТП, в 2019 году – 6734, то в 2020 году – уже 7658. При этом наказание за поломку зависит от ее вида. За некоторые инспектор выпишет штраф, а за другие суд лишит автомобилиста прав.

Что такое запрет движения авто

Если полицейский запретит движение, то отправит машину на штрафстоянку. Тогда автомобилист должен забрать ее оттуда и довезти до ремонта на эвакуаторе. Только после устранения неполадок он сможет управлять автомобилем (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»).

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Так, водитель Руслан Литвинов* ехал по городу Кирово-Чепецк, когда его остановил инспектор ГИБДД. Полицейский обратил внимание, что на авто Литвинова не было переднего бампера и фар. Кроме того, в машине стоял двигатель от другой модели. Инспектор выписал Литвинову штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей» и запретил ему ездить дальше на авто в таком состоянии.

Литвинов не согласился с наказанием и подал жалобу в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области. Он настаивал, что полицейский не является техническим инспектором и не ставит транспортное средство на учет. Поэтому он не имел права проверять машину. К тому же Литвинов выехал из дома на исправном авто, а передний бампер и фара отвалились во время движения, и водитель как раз проезжал мимо полицейского в СТО.

Судья Евгения Коровацкая опросила полицейского. Он отметил, что несколько раз делал замечания Литвинову за неисправный автомобиль. В этот раз водитель без фар создавал опасную дорожную ситуацию, рискуя жизнью окружающих. По этой причине он запретил движение Литвинову и выписал штраф.

Суд оставил наказание для Литвинова в силе. Автомобилист не может продолжать движение на машине без фар согласно п. 2.3.1 ПДД «Общие обязанности водителей». Но водитель пренебрег этой обязанностью. К тому же нарушение ПДД подтверждается протоколом, объяснениями водителя, фототаблицей и видеоматериалом. В вышестоящие суды с жалобой водитель не обращался (дело №12-209/2019).

Когда авто нельзя эксплуатировать

В отличие от движения при эксплуатации водитель использует полезные свойства машины для своих целей. Например, таксист перевозит пассажиров, водитель грузовика – товары для различных компаний, а работник на снегоуборочной машине убирает последствия метелей. Список неисправностей, при которых водителю запрещено эксплуатировать авто, указан в специальном перечне из ПДД. Он довольно объемный. В частности, к таким неполадкам относятся установка приборов, которые мешают обзору водителя, отсутствие звукового сигнала, загрязненные фары, тонировка и др.

Пока водитель не устранит неисправность, инспектор ГИБДД запретит использование авто. В некоторых случаях он разрешит автомобилисту самостоятельно доехать до СТО или автомагазина, например, при отсутствии знака «Начинающий водитель».

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Так, в апреле 2020 года водитель Андрей Петров* ехал на машине с каркасными сетками на боковых стеклах. Это заметил инспектор и остановил его. Полицейский решил, что каркасные сетки мешают обзору автомобилиста, снял это нарушение на видео. Сотрудник ГИБДД запретил эксплуатацию машины и выписал Петрову штраф 500 руб. по ч. 1 ст.12.5 КоАП.

Водитель со штрафом не согласился и подал жалобу в Благовещенский городской суд Амурской области. Он говорил, что при управлении каркасные сетки не использовал. К тому же точно установить, что инспектор снимал именно его автомобиль на видео, невозможно.

Судья Татьяна Коршунова оставила штраф автомобилисту в силе. Ведь рапорт, объяснения полицейского и видеозапись подтверждают, что заявитель жалобы ехал с каркасными сетками. К тому же на видео заметно, что водитель не отрицал наличие на стеклах сеток и фактически признал вину в нарушении ПДД. Петров согласился с судебным решением и не обжаловал его (дело №12-720/2020).

Эксперты рассказали о спорных ситуациях при неисправностях в авто

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что главная проблема из-за неисправности авто – это запрет движения на нем и вызов эвакуатора. При этом некоторые неполадки критичны для безопасности движения: если водитель управляет машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Тогда сотрудник ГИБДД законно составит протокол и задержит автомобиль. При других поломках, возникших в пути, водитель может избежать неприятностей и штрафа. Для этого ему нужно убедить инспектора, что машину отремонтируют в первом по дороге СТО.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин обращает внимание на тонировку передних стекол авто. Это неисправность, при которой запрещена эксплуатация машины. К спорной ситуации в этом случае относятся составление протоколов на водителей прибором, срок поверки которого уже истек. «Такие недостатки являются существенными и влекут отмену штрафов в суде», – добавляет эксперт.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что сотрудник ГИБДД прав. Уважительная причина неисправности автомобиля не имеет никакого значения. Неработающие в установленном режиме внешние световые приборы относятся к неполадкам, при которых эксплуатировать авто запрещено. Поэтому полицейский правильно выписал штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что у авто нет задней части, значит, у него нет задних световых приборов (стоп-сигналов, поворотников и др.) и штатных мест для крепления номеров. Это относится к перечню неполадок, когда на машине ездить нельзя. Поэтому лучше накопить денег на эвакуатор или перевезти авто на жесткой сцепке.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что действия сотрудника ГИБДД правомерны. Отсутствие грязезащитных фартуков и брызговиков – неисправность, из-за которой запрещается эксплуатировать авто. Это влечет за собой назначение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Но если брызговик отвалился в пути и его нельзя было установить, то автомобилист вправе уехать для ремонта машины с соблюдением всех мер безопасности.

Источник

Имеют ли право штрафовать за неисправную АБС, комментарий юриста

Тормозная система современного автомобиля является основой его безопасности. ABS удерживает машину при езде по скользкой дороге, предотвращая ее пробуксовку и занос. Если во время управления автомобилем загорается индикаторная лампа неисправности антиблокировочной системы тормозов, то к этому ни в коем случае нельзя относиться легкомысленно.

Несмотря на то, что АБС не является основной в автомобильных тормозах, при появлении соответствующей индикации многие автомастера рекомендуют незамедлительно вызвать эвакуатор до ремонтной мастерской. Следует разобраться, насколько такие меры предосторожности являются оправданными. Важно также понять, могут ли оштрафовать за такие нарушения.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Что говорит закон

Часть 2 статьи 12.5 КоАП определяет, что управление транспортным средством с неисправной тормозной системой, рулевым механизмом, а также тягово-сцепным устройством запрещено. При таких обстоятельствах производится задержание машины с целью выведения ее из транспортного потока. После этого ее перевозят на эвакуаторе в ближайшее специально предусмотренное для хранения транспортных средств охраняемое место.

На предотвращение правил эксплуатации авто направлены также отдельные положения ст. 27.13 КОАП (часть 2, 3 статьи 11.8; часть 1 статьи 11.8.1; статья 11.9; 11.26; 11.29; часть 1 статьи 12.3).

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

ABS – это важный элемент автомобильной тормозной системы с автоматическим регулированием проскальзывания колес в направлении движения авто во время торможения. При неисправности данной системы повышается риск возникновения неконтролируемых заносов во время езды по скользкой дороге.

Поэтому при таких обстоятельствах у сотрудника ДПС существуют все основания для помещения авто на штрафную площадку, наложения штрафа 500 рублей. Здесь важно проследить, чтобы полностью соблюдалась процедура помещения транспортного средства на специализированную стоянку.

Наши действия, если загорелся индикатор АБС

Каждый ответственный автомобилист должен четко понимать значение каждого индикатора на приборной доске, примерный механизм его работы. Это поможет адекватно и осознанно управлять автомобилем.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Если загорается индикаторная лампа ABS на панели приборов, то это может быть вызвано следующими причинами:

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Таким образом, причину индикаторной сигнализации следует искать по перечисленным выше направлениям. Перед этим лучше проехать на автомобильную мойку и тщательно вымыть диски под напором. Это позволит очистить датчики АБС.

После установления и устранения проблемы необходимо проверить работу ABS. Сделать это достаточно просто. Нужно разогнаться до 40 км/час, после чего резко нажать на тормоза. В норме педаль тормоза должна начать вибрировать, а индикатор не загораться.

Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Смотреть картинку Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Картинка про Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс. Фото Можно ли эксплуатировать автомобиль с неисправным абс

Если при визуальном осмотре причину загорания индикатора выявить не удалось, то лучше обратиться в специализированную мастерскую для компьютерной диагностики. Этот вариант можно считать наиболее разумным, поскольку такой способ дает возможность получить точную информацию о причинах поломки, выявить серьезные неполадки.

Таким образом, чтобы избежать административного наказания, следует контролировать состояние важнейших систем современного автомобиля, особенно, рулевого управления и тормозов.

Источник

Что делать водителю, если в пути вышла из строя ABS?

Водителей иногда останавливает инспектор ДПС с претензиями: «У вас не горит ABS», намекая на то, что за это положен штраф и отправка машину на штрафстоянку. Инспектор настойчиво намекает, чем грозит для водителя такое нарушение.

Чем меньше обоснованы требования инспектора к транспортному средству, тем больше поводов для придирок по несущественным нарушениям. И такое поведение сотрудника ГИБДД часто срабатывают. Стандартная схема развода по ABS, если она не работает или гаснет в неположенное время, является отличным поводом, чтобы отправить машину на штрафстоянку.

Но если рассмотреть инструкции и правила, которые указывают на технические нарушения в работе автотранспорта, то оказывается, что лампочка ABS должна перестать гореть после того, как машина разгоняется до скорости 10 км ч. Соответственно лампочка при включении двигателя не должна загореться и потухнуть.

Ещё такой момент: ABS — это вспомогательное устройство для водителей, которое показывает, как работает на данный момент тормозной элемент. Так что, если даже ABS не работает, это не повод говорить о том, что тормозная система не в порядке. Если обратиться к ПДД, то там четко написано, за что положен штраф – «за неработающую тормозную систему», но не за неправильную работу вспомогательного оборудования.

Поэтому если инспектор грозит штрафом за неправильную работу ABS, то вы смело можете написать, с чем вы не согласны в протоколе. Грамотно обосновав все доводы, вы можете спокойно поспорить на эту тему с инспектором ДПС.

Поэтому еще на стадии оформления протокола можно распечатать это решение и предъявить его инспектору ДПС. Думается, что желание составить протокол о нарушении у него сразу исчезнет.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Источник

Система ABS в машине: как она работает и как помогает при экстренном торможении

В современном автомобиле есть много систем, которые делают его более безопасным и помогают водителю им управлять.

Инженеры постоянно улучшают их и придумывают новые, уже есть машины с полноценным автопилотом. Но одной из первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов — ABS. Эта статья расскажет, какую проблему решает ABS, как она работает и почему может испугать.

Как работают тормоза современного автомобиля

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление жидкости в тормозной системе повышается. Через металлические трубки и шланги жидкость подходит к тормозным механизмам в колесах и вынуждает колодки прижиматься к тормозному диску или барабану.

Между педалью и колодкой в системе есть много устройств: главный тормозной цилиндр, распределяющий усилия между всеми колесами автомобиля, и вакуумный усилитель, который позволяет водителю давить на педаль с меньшим усилием.

Чем страшна блокировка колес при торможении

Если водитель нажимает на педаль достаточно сильно, то тормозного усилия хватит для полной блокировки колес: машина «пойдет юзом» — колеса остановятся, а автомобиль продолжит движение по инерции. На асфальте останутся яркие черные следы, на покрышках появится локальный износ: они могут сильно пострадать и даже прийти в негодность. Представьте себе, как изнашивается стирательная резинка — с шиной произойдет почти то же самое.

Если водитель продолжит давить на тормоз, то рано или поздно полностью потеряет контроль над автомобилем. С заблокированными передними колесами не получится изменить траекторию движения, даже если повернуть руль до упора. Такая ситуация опасна и для водителя, и для других участников движения. Система ABS борется именно с этим явлением: она предотвращает блокировку колес при торможении и позволяет сохранить контроль над автомобилем в момент экстренного торможения.

Курс о больших делах

Как устроена ABS

С 2004 года систему в обязательном порядке ставят на все новые автомобили, которые продают на территории Евросоюза, а с 2012 года такое правило заработало и в США.

Система состоит из нескольких элементов.

Датчики скорости вращения колес. Чтобы бороться с блокировкой колеса эффективно, система должна отслеживать эту скорость и срабатывать в нужный момент. За это отвечают специальные датчики, установленные на каждом колесе, а точнее — на ступице. Они отслеживают вращение по специальному магнитному кольцу.

На более старых машинах датчики могут быть импульсными и считывать скорость по специальным зубчатым кольцам, такой вариант менее точный. Полученную информацию датчики передают в блок управления ABS.

Блок управления — микросхема в специальном корпусе. На основе информации с датчиков блок управления ABS определяет, какое колесо близко к блокировке и где нужно уменьшить давление в тормозной системе.

Насос и клапаны — органы управления системы. При срабатывании системы участие водителя уже не требуется: с помощью открытия и закрытия клапанов, объединенных в одном корпусе, ABS уменьшает и увеличивает давление в тормозной системе до 20 раз в секунду. А значит, меняется тормозное усилие на колесах и они не блокируются. Насос ABS работает только в момент активации системы и позволяет быстро восстановить давление в системе.

Главная задача ABS

Благодаря этой системе колеса автомобиля не блокируются и водитель сможет им управлять, даже выжав педаль тормоза «в пол». Автомобиль с работающей ABS реагирует на поворот руля, пусть и с некоторой задержкой. Так можно избежать ДТП или минимизировать его последствия, а заодно снизить скорость и увернуться от препятствия.

Представим, перед водителем кто-то резко оттормаживается. Автомобиль без ABS пойдет по инерции строго прямо, как бы водитель не крутил руль. Автомобилем с ABS можно как-то управлять, и самое главное — тормозной путь будет сильно короче, а значит будет больше шансов не догнать чужую машину. Даже если это случится, повреждения будут менее критичными и за ремонт удастся заплатить гораздо меньше.

Но в некоторых случаях тормозной путь машины с ABS может быть длиннее. Например, если машина на летней резине зимой, если под колёсами песок, земля или неприкатанный снег.

Разные виды антиблокировочных систем, их развитие

Первые антиблокировочные системы были одноканальными и работали только на одной оси автомобиля: работали одновременно и одинаково влияли на оба колеса оси. Актуальные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый может работать независимо.

Дальнейшее развитие — дополнение, система распределения тормозных усилий (EBD). Она работает не только при экстренном торможении и контролирует распределение тормозных усилий задолго до блокировки колес. C EBD автомобиль стабилен при торможении, это особенно заметно, если под колесами разное покрытие. Например, если левые колеса на асфальте, а правые на льду, система поможет избежать заноса или сноса.

Если добавить в ABS и EBD датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, у машины появится система стабилизации. В зависимости от производителя автомобиля и возможностей ее называют ASR, ESP, DSC, VDC или как-то еще.

В основе лежит тот же принцип — система анализирует разницу в скоростях вращения колес, но не только. Блок управления системой также анализирует угол поворота руля, положение педалей газа и тормоза, поперечное ускорение и другие параметры. На основе этих данных одно или несколько колес могут притормозить благодаря клапанам в блоке ABS. Это поможет стабилизировать автомобиль и выйти из заноса.

Как пользоваться ABS и быть готовым к тому, что она сработает

Система не требует от водителя каких-то особых навыков. Он просто оценивает дорожную ситуацию и нажимает на педаль. Тем не менее ABS может испугать неопытного водителя: когда система работает на педали тормоза, будет сильная вибрация. Это работают насос и клапаны, которые регулируют давление в разных частях тормозной системы.

Автомобилем, у которого сработала ABS, управлять сложнее. Реакции на поворот руля очень замедленны и менее точны. Водителю нужно понимать, что при торможении с ABS рулить нужно с опережением. Если рядом нет других автомобилей или препятствий — поверните руль сильнее, чем при обычной езде.

Если ваш опыт вождения скромный, то лучше познакомиться с ABS заранее. Для этого подойдет пустая парковка или площадка с асфальтовым покрытием — эксперименты с ABS на неровных грунтовых дорогах и площадках не дадут нужного опыта. Выполните несколько экстренных торможений — резко нажимайте педаль тормоза до упора. Начните с торможения с 30 км/ч, потом увеличьте скорость. Помните о безопасности и ПДД.

Когда экстренное торможение по прямой будет уже понятным, попробуйте тормозить с ABS и маневрировать. Желательно повторить эти упражнения в разных погодных условиях: на сухом асфальте, на мокром и зимой, на снежном и ледяном покрытиях. Это не сделает вас профессиональным водителем, но даст понимание, как ведет себя автомобиль при резком торможении и чего ждать от системы ABS. Однажды эти знания могут спасти как минимум бампер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *