Можно ли масло для грузовиков лить в легковой автомобиль
Можно ли масло для грузовиков лить в легковой автомобиль
Чем отличаются легковые масла от грузовых, можно ли применять грузовые масла в легковых автомобилях и микроавтобусах?
Принципы работы, системы питания и управления дизельного двигателя легкового и грузового автомобилей идентичны. Развитие технологий позволило поднять рабочие обороты дизелей, в том числе и «грузовых», до практически бензиновых значений, а ужесточение экологических норм привело к тому, что и легковые машины стали оснащаться системами селективной нейтрализации выхлопных газов посредством впрыска водного раствора мочевины. Так в чем же тогда разница между легковыми и грузовыми маслами и есть ли она вообще?
Ключевые отличия между грузовыми и легковыми маслами заключаются в составе базовых масел и пакетов присадок и вызваны, несмотря на схожесть конструкций двигателей, в первую очередь, разными условиями их работы. Современный легковой дизель – это высокофорсированный двигатель небольшого объема с турбонаддувом, работающий в широком диапазоне оборотов. Двигатели же грузовых автомобилей работают, зачастую, в более легких условиях: при меньших нагрузках и в более узком диапазоне оборотов, однако их расход топлива несоизмеримо выше. Это приводит, несмотря на максимальное снижение количества серы в современных топливах, к большему сажеобразованию и разбавлению масла топливом, что выдвигает повышенные требования к моющим и диспергирующим свойствам масел.
Большое количество сажи, образованной в процессе горения дизельного топлива, приводит к ее коагуляции в камере сгорания – образованию крупных жестких частиц, которые, осаждаясь на компонентах шатунно-поршневой группы, значительно увеличивают износ стенок цилиндров, поршней, поршневых колец. Грузовые масла содержат в своем составе около 20% присадок, что вдвое больше, чем в легкомоторной группе. Большую часть грузового пакета присадок при этом составляют дисперсанты, препятствующие образованию сажевых конгломератов, осаждению сажи на деталях двигателя и полировке стенок цилиндров.
Отличие легковых масел от грузовых
Звучит достаточно неплохо и, вроде бы, применение грузовых масел в легковых дизелях должно только пойти им на пользу. Если бы не одно «но»: большое количество дисперсантов в масле приводит к ускоренному износу клапанного механизма «легковых» двигателей, что подтверждается исследованиями японской организации автомобильных стандартов JASO.
Кроме того, применение систем дожига отработанных газов EGR, кроме повышения экологичности выхлопа, имеет и обратную сторону. Повторное сжигание отработанных газов способствует увеличению количества кислот, образующихся в процессе сгорания топливовоздушной смеси, что, в свою очередь, значительно увеличивает вероятность появления коррозионного износа компонентов двигателя. Для противодействия окислению, грузовые масла имеют достаточно высокое щелочное число, что неизменно приводит к увеличению зольности масел и негативно влияет на сажевые фильтры и катализаторы, установленные на практически всех современных легковых автомобилях с дизельными двигателями.
Крайне высокие межсервисные интервалы грузовых автомобилей предъявляют также особые требования к составу базовых масел. Так, типичное (и на сегодняшний день уже даже несколько устаревшее) для легкомоторной группы полусинтетическое масло вязкостью 10W-40, в грузовой линейке может быть представлено маслом на самой современной ПАО-базе с очень высокими индексом вязкости и стабильностью характеристик.
В линейках практически всех крупных производителей моторных масел представлены продукты для смешанных парков (Aral Turboral 10W-40), состав которых оптимизирован для применения и в легкомоторной группе. Однако стоит помнить, что такие масла, несмотря на заявленные легкомоторные спецификации ACEA A3/ B4 как правило, не удовлетворяют последних требований производителей легкомоторной группы и использовать их в «легковых» и малых коммерческих дизелях последних поколений стоит с особой осторожностью.
Основными отличиями грузовых масел от легковых являются:
• состав базовых масел и пакета присадок;
• вдвое большая доля присадок в масле;
• значительно большее количество дисперсантов, которые негативно влияют на клапанный механизм легкового двигателя;
• повышенные щелочное число и зольность;
• более низкая термостабильность;
• более низкая стойкость к шламообразованию.
И, все же, можно ли применять грузовые моторные масла в легковом автомобиле?
На сегодняшний день применение грузовых моторных масел в легкомоторной группе оправдано лишь в трех случаях:
• если уровень масла упал ниже критического уровня и маслонасос не способен развить необходимое давление, а доступно только грузовое масло. Но тут уж лучше хоть что-то, чем ничего;
• если на легковом автомобиле установлен старый дизельный двигатель и единственным его требованием к маслу является то, чтобы оно было моторным;
• если в автомобиле установлен изначально «грузовой» двигатель. Такое возможно на легких коммерческих автомобилях и внедорожниках.
В остальных же случаях, в особенности на современных легковых автомобилях, применять грузовые масла не рекомендуется.
Для того, чтобы знать в чем отличие «бензинового» и «дизельного» масла, нужно понимать о различиях в работе дизельного и бензинового двигателя.
Дизельный двигатель в некоторых узлах — более теплонапряженный мотор по сравнению с бензиновым, т.к. степень сжатия у дизелей почти в два раза выше, чем у бензиновых двигателей.
Это напрямую сказывается на процессах окисления: они протекают значительно быстрее. Кроме того, солярка в цилиндрах сгорает не полностью, и поэтому в дизельных двигателях всегда образуется большое количество продуктов неполного сгорания (сажа и прочее). За счет высокой степени сжатия, в картер из цилиндров прорывается больше газов, которые также окисляют масло.
В дизельном топливе сернистых соединений несколько больше, чем в бензине, поэтому при сгорании образуется больше окислов серы и они очень агрессивны. Соотношение топлива и воздуха в дизелях иное, чем в бензиновых двигателях. Для дизелей воздуха надо больше. А это, в свою очередь, приводит к загрязнению и образованию нагара. Поэтому состояние воздушного фильтра для дизеля очень важно.
Все это заставляет производителей вводить в масла для дизелей дополнительные присадки для нейтрализации продуктов окисления. Дизельные масла, как правило, имеют большее щелочное число и, соответственно, более устойчивы к окислению.
В большие автопарки зачастую входят как тяжёлые автомобили с дизельными двигателями разного назначения, так и микроавтобусы, малые грузовики и легковые автомобили с бензиновыми двигателями. Двигатели бывают разной мощности, разного поколения и конструкции. Таким автохозяйствам удобнее использовать универсальные масла, которые можно было бы применять для всех автомобилей. Данные масла имеют как бензиновые, так и дизельные допуски: API, ACEA и др. Некоторые из них пригодны даже для использования в трансмиссии, например, Terrac Universal. Основное отличие универсальных моторных масел – это хорошо сбалансированный пакет присадок, который позволяет эффективно противостоять негативным процессам, сопровождающим работу как бензиновых, так и дизельных двигателей (полирование цилиндров дизелей, образования шлама и т.д.).
Отличие между “дизельными” маслами для легковых и грузовых автомобилей
Принципиально дизельные двигатели легковых и грузовых автомобилей не отличаются, но двигатели легковых автомобилей более оборотистые, а двигатели грузовых автомобилей рассчитаны на более долгие сроки замены масла (как в километрах, так и моточасах). Отсюда и некоторые различия в спецификациях масел: масла для грузовиков, как правило, имеют большее щелочное число и зольность и проходят моторные испытания, несколько отличающиеся от легковых дизелей. Применять грузовые дизельные масла в легковых дизелях не рекомендуется именно по этой причине: высокая зольность и щелочность грузового масла может привести к повышенному образованию нагара на поршне. Легковые дизельные масла непригодны для грузовиков – объем двигателя, количество потребляемого топлива и интервал замены масла предполагают масла с большим запасом щелочности и моющие-диспергирующих присадок, которые и придают маслу высокую зольность.
Моторное масло для легкового дизеля и грузового – в чем отличие?
Оказывается, наблюдается большой интерес к вопросу, есть ли разница между моторными маслами для грузового дизеля и легкового?
Мы решили остановиться на этом вопросе подробнее.
Принципы работы грузовых и легковых систем питания и управления дизельным двигателем у легкового и грузового автомобиля идентичные. И ключевые отличие между моторными маслами для грузового и легкового транспорта состоят в составе базовых масел и пакетов присадок. Вызвано это прежде всего разными условиями эксплуатации легковых и грузовых машин.
Современный легковой дизель является высокофорсированным двигателем небольшого объема с турбонаддувом, который работает в широком диапазоне оборотов. А вот грузовые дизели работают в несколько другом режиме: в более узком диапазоне оборотов, с существенно более высоким расходом топлива. Такой режим работы приводит к повышенному сажеобразованию и разбавлению топливом масла. Именно поэтому требования к моющим и диспергирующим свойствам моторных масел для грузовиков повышенные, а основу присадок составляют дисперсанты, препятствующие образованию сажи и оседанию её на деталях двигателя.
Еще одним важным отличием двигателей грузового дизеля являются крайне высокие межсервисные интервалы, которые накладывают свои требования к составу базовых масел.
Обобщим отличия моторных масел для грузовых дизелей от легковых:
Остается вопрос: можно ли и в каких случаях применять грузовые моторные масла для легковой группы транспорта?
Это оправдано в трех случаях:
Специалисты компании «ПромТехСервис» с удовольствием подберут для Вашего автомобиля самое подходящее моторное масло.
Можно ли заливать дизельное масло в бензиновый двигатель
Многих автовладельцев часто интересует вопрос взаимозаменяемости моторных масел, предназначенных для использования на разных типах силовых установок.
К примеру, можно ли заливать в мотор ВАЗ смазочный материал для дизелей или нет.
И этот вопрос имеет одну простую подоплеку – у многих есть возможность по дешевке или вовсе бесплатно достать дизельное масло, а вот можно ли его использовать в бензиновом агрегате – не знают.
Выпускаемые моторные масла не зря разделяют по применяемости на разных двигателях.
Хоть конструктивно бензиновый и дизельный силовые установки во многом сходны, но процессы, проходящие в цилиндрах, отличаются, причем значительно.
Особенности дизельных моторов
Особенность дизельного агрегата заключается в том, что воспламенение топливовоздушной смеси происходит от сильного сжатия, а не как у бензинового – от стороннего источника (искрового разряда свечи).
Поэтому компрессия в цилиндрах дизеля вдвое выше, чем у мотора, работающего на бензине. При этом и смесеобразование, и сам процесс горения в цилиндрах дизельных агрегатов проходит значительно быстрее.
В результате составные элементы этого мотора постоянно работают в условиях повышенных нагрузок, в том числе и тепловых.
Все эти факторы вносят свои коррективы в процессы, проходящие внутри силовой установки. А это в свою очередь определяет задачи, которые должно выполнять масло.
Ведь смазывание трущихся поверхностей для снижения сил трения – только одна из функций смазочного материала.
Теперь по поводу самого топлива. Дизельное топливо является продуктом переработки нефти с более низкой фракцией, чем бензин, а, следовательно, в его составе больший процент содержания нежелательных примесей, основной из которых является сера.
В процессе окисления (сгорания) топливовоздушной смеси образуются кислоты и оксиды на основе серы, оказывающие сильное негативное влияние на металлы.
Из-за быстротекущих процессов горения в цилиндрах, часть топливовоздушной смеси просто не успевает сгореть, но при этом воздействие высоких температур приводит к обугливанию этих частиц топлива, то есть оно становиться сажей и нагаром.
Большая часть этой сажи отводиться в атмосферу, но немного ее все же остается в цилиндрах, где она оседает на поверхностях элементов ЦПГ и ГРМ.
Поскольку компрессия в цилиндрах дизеля выше, то и количество рабочих газов, попадающих в подпоршневое пространство – больше.
А поскольку в их составе увеличенное количество кислот и окислов при контакте со смазочным материалом, и вступая с ним в реакцию, они влияют на химико-физические свойства масла.
Вот с этими негативными факторами – повышенным количеством сажи, нагара, и увеличенной кислотностью и должно бороться масло. И делают это добавляемые в смазочный материал присадки.
Разница между маслами для разных типов двигателей
Любое масло состоит из двух основных компонентов – основы и пакета присадок.
В зависимости от эксплуатационных условий и поставленных задач для смазочного материала (какие из них более приоритетны), и подбираются компоненты пакета.
В случае с дизельной установкой, решить проблемы повышенной загрязненности и кислотных элементов позволяет щелочь.
Она, вступая в реакцию с кислотами и окислами, образовавшимися в результате окисления серы, нейтрализует их.
К тому же она обладает еще и хорошим очистным эффектом, размягчая сажу и нагар, что позволяет маслу смыть его с поверхностей.
Поэтому щелочное число масла для дизельных установок практически вдвое выше, чем для смазочного материала, предназначенного для применения на бензиновых силовых установках.
Это одно из основных различий между маслами.
Если говорить в общем, то для дизельных установок подбор компонентов пакета присадок и их количества ведется более точно, чем для бензинового.
Но в этом есть и недостаток – повышенное содержание определенных присадок ведет к увеличению зольности смазочного материала.
Все просто, в процессе эксплуатации присадки, выполняя свои функции, подвергаются химическим процессам (в первую очередь – сгорание), что приводит к появлению соединений, выпадающих в осадок (в случае с двигателем внутреннего сгорания – оседающих на рабочих поверхностях).
То есть, присадки никуда не деваются, они просто после ряда процессов оседают в виде золы на поверхностях, поэтому чем больше их в составе масла, тем в итоге получаем увеличенное количество загрязняющих веществ внутри мотора.
Отличия масел для дизельных легковых и грузовых автомобилей
Дизельные масла разделяются между собой еще и по тому, для какого именно двигателя они предназначены, что в свою очередь тоже сказывается на составе пакета присадок.
К примеру, дизельный мотор легкового авто является более высокооборотисным, чем грузового. Из-за этого дополнительно требуется наличие присадок, обеспечивающих выполнение основных функций масла в условиях повышенных скоростей.
А двигатели грузовых авто, обладая большими объемами, а значит, и повышенным количеством образования кислотных компонентов и сажи, требуют наличия больше количества нейтрализующих и очистных компонентов, то есть, щелочи.
Но при этом присадки для работы в условиях высоких скоростей для такого мотора не нужны.
Поэтому использовать масло для дизелей легковых авто, предназначенное для заливки в мотор грузовика («тяжелого» дизеля) и наоборот – нельзя, поскольку у них приоритетные функции разные, поэтому полноценно выполнять свои задачи масло не сможет.
Чтобы лучше понять отличия между маслами для дизельных и бензиновых двигателей изучите классификацию моторных масел.
Возможность использования дизельного масла в бензиновом моторе
Разобравшись с нюансами работы дизеля, и требований, которые выдвигаются к смазочному материалу для этих силовых установок, подошли вплотную к основному вопросу – можно ли использовать дизельное масло в бензиновом моторе?
Если рассмотреть все в общем, то ответ – утвердительный. Но при этом следует учитывать ряд нюансов, среди которых:
Начнем с первого. Если смазочный материал, предназначенный для использования в грузовиках, работающих на дизельном топливе, не подходит для моторов легковых авто, то для бензиновых версий – и подавно.
Силовые установки, работающие на бензине, еще более высокооборотистые, а в таком масле нет присадок, способных функционировать в условиях повышенных скоростей.
Также повышенное количество щелочи окажет только негативное воздействие.
Второе. А вот дизельное масло для легковых авто использовать, в принципе, можно, но для этого следует учесть остальные два нюанса.
Дизельное масло обладает повышенными моющими свойствами, но в это же время и увеличенной зольностью.
Если взять, к примеру, мотор автомобиля УАЗ Hunter, отработавший значительный ресурс без капитального ремонта, то ничего хорошего из заливки такого масла выйдет.
Двигатель за время эксплуатации порядком износился, и внутри него накопилось много грязи.
Результаты от использования дизельного масла будут примерно такими: в цилиндры будет проникать большое количество масла (из-за износа ЦПГ), и сгорая, оно обеспечит повышенное образование золы, оседающей на поверхностях камеры сгорания.
Значительно количество такого осадка приведет к нарушению воспламенения горючей смеси (появиться детонационное сгорание).
В результате мотор будет работать с ударными нагрузками, которые быстро приведут к поломке.
Наличие большого количества отложений и воздействие масла с повышенными моющими свойствами на них – еще одна проблема.
Дизельный смазочный материал не только смоет ее, он будет всю грязь держать в себе. А поскольку масло циркулирует по двигателю, в том числе и по каналам с малым сечением, то высока вероятность закупорки их.
В итоге получим масляное голодание одного из механизмов (зачастую это – ГРМ), что и приведет к поломке узла.
Но этого всего не произойдет, если силовая установка – умерено изношенная.
Считается, что если в период между сменами масла, потери его не превышают 1 литра (то есть, ЦПГ – в нормальном состоянии), то повышенную зольность дизельного масла можно вообще не брать в расчет.
Ведь при правильном соблюдении процессов в камерах сгорания (что возможно только при нормальном состоянии узлов двигателя), происходит самоочистка поверхностей, то есть все отложения, в том числе и зольные, сгорают и выводятся.
То же касается и грязи внутри мотора. Если ее не накопилось очень много, то использование дизельного масла окажет только положительный эффект.
Повышенное содержание щелочи обеспечит смывание имеющейся грязи, но при этом количества его будет недостаточно, чтобы закупорить каналы системы смазки.
Поэтому часто использование дизельного масла в бензиновом моторе называют «растянутой чисткой».
Но это также во многом зависит от количества такого смазочного материала в бензиновом моторе.
Если его использовали в качестве доливки, то это никак не скажется на силовой установке.
Некоторые периодически используют дизельное масло для очистки силовой установки. То есть, вместо масла для бензиновых моторов они заливают дизельное, и используют его до следующей замены, а затем снова возвращаются к предназначенному для такого двигателя смазочному материалу.
И это действительно может помочь, но только в случае удовлетворительного состояния двигателя.
Возможность использования бензинового масла в дизельном двигателе
Если при определенных условиях использование дизельных масел в бензиновом моторе вполне возможно (что может оказать еще и положительный эффект), то обратное действие недопустимо.
То есть, в дизель заливать смазочный материал, предназначенный для бензиновых двигателей, крайне нежелательно.
Все потому, что у такого масла очистных и нейтрализующих свойств для дизельного агрегата будет недостаточно, что приведет к повышенному оседанию загрязняющих веществ на поверхности узлов и механизмов.
Стоит отметить, что разница между маслами для бензиновых и дизельных силовых агрегатов все больше нивелируется.
Многие производители уже начали выпуск так называемых универсальных масел, где, как они доказывают, подобран оптимальный пакет присадок.
Это и позволяет использовать смазку на разных типах двигателей внутреннего сгорания.
Но это касается масла для двигателей легковых авто. А вот «тяжелое» дизельное масло заливать в мотор легковушки, тем более бензиновый, не рекомендуется, поскольку оно вообще не рассчитано на те условия и процессы, которые проходят внутри такого мотора.
Больше информации можно ли смешивать моторные масла здесь.
Напоследок стоит отметить, что многое еще и зависит от качества самого смазочного материала.
Низкокачественный смазочный материал, для какого бы двигателя он не был предназначен, не будет в полной мере выполнять свои функции, да еще и дополнительно может оказывать негативное влияние.
А если такой смазочный материал еще и попадет в мотор, для которого оно вообще не предназначено, то это в конечном итоге может стать причиной достаточно серьезных поломок узлов и механизмов.
Поэтому в первую очередь следует смотреть качество масла, а затем уже его назначение.
В любом случае, хороший дизельный смазочный материал (только если он не предназначен для использования в «тяжелых» дизелях) окажет меньше влияния на мотор, чем низкокачественное бензиновое масло.
Полезное видео по теме.
Отличие легковых масел от грузовых
Отличия легковых масел от грузовых, можно ли применять грузовые масла в легковых автомобилях и микроавтобусах?
Основные свойства дизельных силовых установок, применяемых на гражданских и грузовых автомобилях, схожи. Вследствие стремительного движения прогресса, рабочие обороты дизельных силовых установок, почти догоняют по показателям аналоги, работающие на ином топливе. Также, из-за введения новых экологических норм, оснащение легковых автомобилей, теперь, включает устройства для добавления водной смеси мочевины, в цепь нейтрализации выхлопных газов.
Отсюда возникает вопрос – существует ли различие в маслах для грузовых и легковых транспортных средств?
Самые важные различия масел связаны с режимами и условиями работы двигателей. От этого зависит подбор базовых масел и пакетов присадок. Современные силовые агрегаты легкомоторных транспортных средств созданы для работы в более широком диапазоне оборотов. Зачастую они имеют небольшой объем, форсированы и оснащены турбонаддувом. Грузовые дизельные установки же, сконструированы с расчетом на работу в облегченных режимах. Диапазон рабочих оборотов на них меньше, но они гораздо активнее расходуют топливо. С этим фактом связано увеличенное сажеобразование и попадание топлива в масляную систему. Эти факторы предъявляют высокие запросы к содержанию активных моющих и диспергирующих присадок в маслах.
При сгорании дизельного топлива, образуется значительное количество сажи. Ее скопления образуют большие твердые частицы, прилипающие к подвижным элементам силовой установки и вызывающие ускоренный износ деталей цилиндров и поршневой группы. Для уменьшения пагубного действия сажи, масла для грузового транспорта включают порядка 20% присадок. Это число примерно в два раза превышает их содержание в маслах для легковых автомобилей. Основными работающими присадками являются, так называемые, дисперсанты – соединения, не позволяющие саже закрепляться в узлах силового агрегата.
Отличие грузовых масел от легковых
По какой же причине опасно использование грузовых масел в легкомоторных транспортных средствах, если они обладают хорошими чистящими свойствами и увеличивают ресурс агрегата? Дело в том, что высокое содержание присадок плохо сказывается на клапанной системе легковых автомобилей. Исследование данного вопроса производила японская организация JASO. Также, системы, устанавливаемые на легковых двигателях, приводят к тому, что при дожиге отработанных газов, образуется слишком большое количество кислот. Кислая среда, как известно, является предпосылкой для ускоренного коррозионного износа деталей силовой установки. Вследствие этого, несмотря на улучшение экологичности двигателя, использование подобных масел несет и опасность. В маслах, для грузовой техники, высокое содержание щелоков, способных справляться с окислением. Новые легкомоторные автомобили, с дизельными силовыми установками, оснащены сажевыми фильтрами и катализаторами, плохо переносящими увеличенное содержание щелоков.
Увеличенные интервалы между прохождением ТО, ставят более серьезные требования перед составом грузовых масел. Для увеличения службы агрегатов двигателя используются самые современные ПАО-базы с большой вязкостью и сбалансированными характеристиками. В то же время в легковом транспорте используют более низкую вязкость, при частых ТО.
Основные отличия
Принципиальные отличия легковых и грузовых масел:
Различные пакеты присадок и, включенные в состав, базовые масла. Процентное соотношение присадок в общем объеме масла. Увеличенное число веществ-дисперсантов в грузовых маслах, благодаря которым удаляется сажевый налет. Большее количество щелоков в грузовом масле, вследствие большая зольность. Температурная стабильность снижена, так как рассчитана на низкие обороты. Меньшее сопротивление образованию шлама.
Можно ли использовать грузовое масло в легковом автомобиле?
Пожалуй самый волнующи вопрос у всех владельцев транспорта. Существует только несколько ситуаций, в которых разумно использовать грузовое масло в легковом автомобиле. В их числе:
Падение уровня масла ниже установленного минимума. Если необходимо продолжить движение до места сервисного обслуживания, а под рукой нет ничего, кроме грузового масла. В этом случае действие оправдано. Если силовая установка на автомобиле старого образца. В таких случаях, зачастую, обязательным требованием к маслу является его принадлежность к группе моторных. Установка на легком коммерческом автомобиле изначально “грузового” двигателя. В таком случае завод-изготовитель сам укажет необходимые спецификации для применяемых масел.
В остальных случаях применение грузовых масел в двигателях легковых автомобилей неразумно и неизбежно повлечет за собой выход из строя узлов и агрегатов силовой установки.