Можно ли менять лонжероны на авто
Лонжерон: для чего нужен, как ремонтируют и другие нюансы
Что такое лонжерон
Лонжерон — это силовой элемент конструкции автомобиля, который расположен по всей его длине: спереди и сзади кузова. Фактически он представляет собой трубу или продольный профиль. Само слово лонжерон (longeron) образовано от французского longer — «идти вдоль».
В свою очередь раму формируют два лонжерона, между которыми расположены поперечные элементы. Именно она нужна в качестве опоры для крепления кузова, элементов подвески и других важных деталей машин. Для их фиксации на лонжероны приваривают специальные кронштейны. Причем лонжероны применяют не только в автомобильном производстве, но и в авиастроении, кораблях и даже железнодорожном транспорте.
Сейчас лонжерон — это одна из самых прочных деталей в машине, которая рассчитана на очень большие нагрузки. Впрочем, на заре автомобилестроения этот силовой элемент делали из дерева, позже на смену пришли металлические конструкции. В 1920-х инженерами фирмы Auburn была разработана лонжеронная рама, оснащенная поперечиной в виде буквы Х. В те времена такая конструкция напоминала лестницу и несколько отличалась от современных аналогов. Со временем инженеры стали внедрять лонжеронную раму в пол кузова автомобиля. С тех времен эта деталь является неотъемлемой частью конструкции любого автомобиля, которая дает возможность перевозить тяжелые грузы и уменьшает вероятность травмирования пассажиров во время аварии.
Где находятся лонжероны в автомобиле
Лонжероны представляют собой силовые элементы, которые находятся по бокам днища автомобиля. Однако увидеть лонжероны просто так не получится — их не будет видно за колесами машины. Для этого понадобится поднять автомобиль на подъемнике. Следует помнить, что лонжероны устанавливают в разном положении, которое напрямую зависит от вида автомобиля.
Для чего нужен лонжерон
Главная функция лонжерона — повышение прочности днища машины для того, чтобы выдержать нагрузку, которую оказывают двигателя, кузов, багаж и пассажиры. Однако это не единственное предназначение. Среди других важных функций:
Неисправности лонжерона
Как и любая автомобильная деталь, со времен лонжероны также мог прийти в негодность. Это может произойти из-за банальной усталости металла, которая связана со значительными нагрузками на конструкцию. Сначала на детали появятся трещины, которые со временем вполне могут привести к полному разрушению лонжеронов. Нарушить их геометрию может и ДТП. Очень важно своевременно выявить неисправность лонжеронов. Поэтому даже после мелкой аварии следует показать машину на СТО.
Если этого не сделать, неисправность лонжерона может привезти к очень серьезным последствиям. Так, у машины значительно ухудшится рулевое управление и ее будет постоянно «вести». Одновременно в разы возрастет износ шин. Деформация лонжеронов в результате аварии приведет к нарушению геометрии кузова и, как следствие, изменит положение узлов в машине. Все это закончится повышенным износом агрегатов и их поломкой. Кроме этого, снаружи машины появляются щели и зазоры, отрегулировать которые невозможно. При этом у автомобиля будут плохо открываться двери и багажник. Еще один из признаков деформации лонжеронов — неправильный развал-схождение колес.
Ремонт лонжерона
Ремонт и замена лонжеронов тяжелый, а также дорогостоящий и долгий процесс. Все работы необходимо проводить в надежном сервисном центре с высококвалицированными мастерами. Для устранения деформации они используют специальные стенды (стапели) для вытягивания. Перед этим с автомобиля снимаются все основные детали. Особенно этот способ эффективен при небольших повреждениях лонжеронов.
Если от удара детали разрушилась, ремонтировать ее уже нет никакого смысла. В таком случае машине поможет лишь полная ли частичная замена лонжеронов с помощью газосварочных работ. Этот очень тяжелый и трудоемкий процесс, за который возьмутся не в каждом СТО.
В случае образования трещин на лонжероне их можно попробовать заварить при помощи специального аппарата. Впрочем, этот способ не будет работать, если деталь сделана из алюминия или титана.
Усиление лонжерона
Многие водители усиливают лонжероны, добавляя дополнительные ребра жесткости. По мнению экспертов, такие работы актуальны только в случае, если машина задействована в автоспорте или предназначается для езды в особо тяжелых условиях. При этом среди негативных последствий таких работ — потеря деталями амортизирующих свойств. Также к усилению лонжеронов некоторых водители прибегают после ДТП или образовании небольших трещин на детали.
Замена переднего лонжерона
Лонжероны автомобиля представляют собой несущие усиленные конструкции кузова. На передние лонжероны крепятся двигатель, подрамник, детали подвески, рамка радиатора. Важно правильно осуществить замену повреждённого лонжерона. Расположение нового лонжерона должно быть корректным относительно контрольных точек кузова, а также сварные точки и швы должны обеспечивать необходимую прочность крепления. При некорректной замене, все агрегаты и компоненты, которые прилегают к лонжерону, будут крепиться со смещением. Ошибки при замене могут привести к повышенной вибрации двигателя, неправильному расположению радиатора охлаждения, подрамника и деталей подвески.
Прочностные характеристики лонжерона влияют на время, через которое срабатывают подушки безопасности при аварии. Если структура значительно изменена, то подушки могут сработать раньше или позже, что отразится на безопасности пассажиров. Поэтому важно восстановить повреждённый лонжерон до изначальных параметров и характеристик. Конструкция лонжерона не должна получиться слишком жёсткой (по причине добавления дополнительного усиления) или ослабленной (при некачественной сварке или сильного перегрева металла при сварке).
Опорная чашка, верхний усилитель брызговика, брызговик и нижний передний лонжерон соединены контактной сваркой в единую конструкцию. Вся эта конструкция крепится сваркой к моторному щитку, а в некоторых моделях автомобилей, переходит к днищу. Можно менять целиком лонжерон, а можно делать частичную замену повреждённого сегмента лонжерона. При замене лонжерона, требуется высверливание точек сварки прилегающих к лонжерону панелей, для его отделения.
Автопроизводители в специальных руководствах дают рекомендации по полной или частичной замене лонжеронов. Там описывается, где делать срез, где располагаются точки контактной сварки, а также даётся расстояние между контрольными точками, которые необходимы для правильной установки нового лонжерона. При замене переднего лонжерона будет лучше иметь такую информацию.
В каких случаях нужно менять лонжерон?
Решение по ремонту или замене лонжерона принимается исходя из степени его повреждения. Чаще всего лонжероны повреждаются во время аварии. Кроме этого причиной частичной или полной замены может быть коррозия, а также появление трещин в процессе эксплуатации автомобиля.
Если повреждение после аварии плавное, без острых углов, то лонжерон подлежит ремонту, если повреждение имеет острые углы (жимки с углом менее 90 градусов) на небольшой площади, трещины, разрывы или коррозию, которые сложно убрать после вытягивания, то лонжерон нужно частично или полностью менять. Структура металла лонжерона при таких повреждениях изменяется, как и его характеристики.
Лонжероны со значительным повреждением, сделанные из стали ультра-высокой прочности (UHSS-Ultra High Strenth Steel) чаще всего подлежат замене, так как их очень сложно или не возможно отремонтировать. Нагрев значительно ослабляет прочность такой стали.
Подготовка к замене лонжерона:
Для полной замены переднего лонжерона нужно:
Частичная замена лонжерона:
Чаще всего достаточно осуществить частичную замену лонжерона.
Частичная замена предполагает вытягивание лонжерона до первоначальных параметров, вырезание и замену только повреждённой части лонжерона. Это целесообразно, так как в процессе ремонта не затрагиваются заводские точки сварки и герметик в неповреждённой зоне. Частичная замена лонжерона должна производиться только в рекомендованных производителем местах. Неправильная замена повлияет на потерю жёсткости и прочности автомобиля при аварии.
Зона стыковки двух частей лонжерона должна быть хорошо доступна со всех сторон для формирования сварного шва. Область стыковки должна быть доступна для дальнейшей защиты от коррозии.
Нужно срезать повреждённую часть немного дальше, чем нужно. Это необходимо при соединении внахлёст, а также, чтобы было удобнее подравнять зону стыковки после срезания деформированной части.
На маленьких автомобилях может быть проблематичной частичная замена лонжерона, по причине его маленького размера и отсутствия для этого места.
Итак, для частичной замены переднего лонжерона нужно:
Места, в которых нельзя резать лонжерон при замене
Зоны запланированного смятия и усилители
Зоны запланированного смятия могут располагаться до, после или между усилениями, находящимися внутри лонжерона. Это области, где конструкция специально ослаблена, для смятия во время аварии и гашения удара. Обычно, такую область можно определить по специальным выемкам.
Усиления же противостоят сгибанию и придают прочность лонжерону.
Нужно сохранять зоны запланированного смятия и зоны повышенной жёсткости при частичной замене лонжерона.
На некоторых современных автомобилях (к примеру, Porsche Cayenne и VW Touareg) зоны запланированного смятия могут не иметь характерных выемок на лонжеронах. Разная прочность отдельных сегментов лонжеронов в таких случаях достигается технологией лазерной сварки встык металлов разной толщины или разной прочности. Могут быть использованы даже разные металлы, соединённые вместе лазером. Таким образом, сегмент, где должно произойти смятие лонжерона для гашения энергии удара, имеет менее прочный металл.
В лонжеронах с лазерной сваркой металлов разной прочности при аварии сминается металл, имеющий меньшую прочность. Более прочная часть остаётся целой.
Также, отдельные сегменты лонжерона могут иметь более прочные сегменты, выполняющие роль усиления. Эти сегменты свариваются лазером встык. Окрашенный лонжерон может выглядеть совершенно ровным, без визуальных признаков соединения разных сегментов воедино. Если счистить краску, то можно обнаружить гладкий шов. Таким образом, при аварии сминается сегмент с менее прочным металлом, расположенный спереди, а остальная часть лонжерона остаётся целой. Для сохранения заводских характеристик таких лонжерона при частичной замене, лучше следовать руководству по ремонту, где указываются в каких местах лучше делать замену.
Типы соединений при частичной замене переднего лонжерона:
Если металл лонжерона имеет достаточную толщину, то можно подготовить край остатка лонжерона, сточив его под углом 45 градусов, для дальнейшего соединения с новой частью лонжерона.
При частичной замене можно применять три типа сварочных соединений:
Соединение встык со вставкой
Соединение встык со вставкой, с привариванием вставки через отверстия.
Соединение встык со вставкой делается также как и простое соединение встык, кроме наличия вставки, которая подходит по форме к соединению. Вставка обычно приваривается точками к остаткам лонжерона. Вставка должна быть размером 50–75 мм. Отверстия высверливаются на 1–1.5 см от краёв. Важно оставить зазор равный 1–2 толщины свариваемого металла для нормального проникновения расплавленного металла.
Если вставка состоит из нескольких частей, то нужно точками приварить эти части между собой.
Голый металл вставок нужно обработать при помощи сварочного грунта.
Соединение внахлёст
Соединение внахлёст, с предварительной подготовкой краёв остатка старого лонжерона.
Чтобы достигнуть правильного нахлёста, нужно сделать аккуратные срезы по углам. Срезы не должны превышать 6.4 мм. Далее края немного загибаются, чтобы новая часть лонжерона смогла “надеться” сверху.
Приваривание
При приваривании лонжерона должно быть такое же количество точек, сколько было точек контактной сварки. Больше или меньше точек сварки может ослабить или усилить крепление лонжерона. Изменятся характеристики лонжерона при аварии.
Нужно использовать технику контроля избыточного тепла при сварке, такую как сварка стежками через интервал. Приваривание производится стежками по 1.5 – 2.5 мм, чтобы минимизировать тепловую деформацию металла и его ослабление. В итоге шов должен получиться герметичным.
Если будете использовать контактную сварку, то никогда не приваривайте в тех же точках, которые были высверлены, так как там очень тонкий металл.
После всех выше перечисленных работ, обязательно сделать развал схождение колес.
Что такое лонжерон в авто и можно ли его отремонтировать
Нет, это не французский аристократ и не пляж в Одессе. Хотя он может уйти, устать, треснуть и сгнить. Поговорим о нездешнем и непонятном слове, которое иногда становится очень актуальным для рядового автовладельца.
Если вас заинтересовал вопрос о лонжероне, то, скорее всего, у вашего авто серьезные проблемы с кузовом. Который, напомним, является самой дорогой частью любой машины. Скажем сразу – ремонтировать лонжероны можно, хотя это не всегда рентабельно и всегда непросто.
У несущего кузова лонжероны частично заменяют раму: к ним крепится силовой агрегат и элементы ходовой
Что это такое
Лонжерон в автомобиле – это прочная кузовная деталь, которая является частью силового каркаса. Лонжероны обычно расположены попарно вдоль кузова, ближе к бортам. Иначе говоря, это остатки несущей рамы, от которой конструкторы отказались в середине ХХ века в пользу несущего кузова. Без лонжеронов придать должную жесткость пространственной конструкции кузова невозможно.
Кроме того, на несущем кузове нужно иметь прочные места, к которым можно крепить определенные агрегаты – либо тяжелые, либо испытывающие значительные нагрузки. Поэтому именно к лонжеронам чаще всего крепят двигатель, коробку передач, рычаги подвески или ее подрамник. Внешне лонжерон представляет собой продольную деталь коробчатого или близкого к этому профиля, которая расположена в нижней части кузова, чаще всего – под днищем и в моторном отсеке. У небольших автомобилей А и В-класса сплошных лонжеронов по всему днищу может не быть, их роль играют усиленные пороги, а собственно лонжероны можно увидеть только под моторным отсеком и сзади, в местах крепления задней подвески.
Что с ними случается
Ржавеют. У автомобилей возрастом более 10-12 лет лонжероны могут проржаветь изнутри. На некоторых моделях недорогих брендов это может случаться и раньше. Это неприятная и даже опасная для движения проблема, ведь часто лонжерон “выгнивает” именно в местах крепления деталей подвески. Оба лонжерона в паре (оба передние или оба задние) обычно ржавеют более или менее синхронно.
Лонжероны представляют собой закрытый объем, поэтому они ржавеют независимо от других кузовных деталей
Устают. Сколько бы мы не смеялись над уставшими мостами и лонжеронами как части несущих металлоконструкций, понятие усталости металла известно в такой науке, как сопромат (то есть о сопротивлении материалов). От постоянного воздействия сил металл не выдерживает и сделанная из него деталь теряет форму или разрушается.
От усталости лонжерон может потрескаться в определенных, особенно нагруженных местах, может скрутиться он однообразных нагрузок, может банально согнуться. От этого ходовая часть может потерять свою геометрию, машину начнет тянуть в сторону, шины будут неравномерно изнашиваться.
Силовые элементы кузова трескаются в наиболее нагруженных местах. Если лонжерон не ржавый, его можно отремонтировать
Страдают в ДТП. Несмотря на то, что лонжерон – самая прочная часть кузова, в случае столкновений они также подвергаются повреждениям. Дело в том, что конструкторы умышленно делают их “мягкими”, чтобы они при фронтальном и кормовом столкновениях дозированно поглощали энергию удара. Иногда лонжерон не сминается, а смещается – рихтовщики говорят “ушел в сторону”. Хотя внешне деталь имеет вид “почти целой”, ремонт для ее восстановления нужен весьма серьезный, да и цена ремонта лонжерона в таком случае будет немаленькой.
Как его ремонтируют
Ремонт лонжерона осложняется тем, что к нему крепятся ответственные узлы. Так, нередко перед началом ремонта приходится демонтировать внешние кузовные детали, подвеску (частично или полностью) и порой даже силовой агрегат. Смещенный лонжерон можно “вытянуть” – то есть вернуть его контрольные точки на место с помощью специального стапеля (стенда), цепей, гидравлики и домкратов.
Чтобы отремонтировать лонжерон или установить новый, приходится демонтировать агрегаты, которые к нему крепятся
В ржавом лонжероне сварщики заменяют поврежденные фрагменты, также можно частично заменить участки с трещинами от усталости и морщинами от ДТП. Иногда получается дешевле заменить весь лонжерон целиком, тем более что они поступают в продажу, как и другие детали кузова.
Рекомендация Авто24
Если вы узнали, что у вашей машины какие-то проблемы с лонжеронами, вам стоит подробнее разобраться с этим вопросом. Ведь восстановление этой детали мало того, что недешевое, так еще и свидетельствует об определенных событиях в истории данного экземпляра авто. Машина либо очень старая, либо была в ДТП, либо эксплуатировалась с чрезмерными нагрузками. Другие признаки этих обстоятельств стоит поискать в машине, у которой обнаружены нелады с лонжероном – возможно, она настолько изношена, что вам нет смысла вкладываться в ремонт.
Почему категорически нельзя покупать автомобиль с восстановленными стойками и лонжеронами
Для начала напомним: когда автомобиль попадает в тяжелое ДТП, энергию удара гасят именно силовые элементы. Они сминаются, но при этом сохраняется геометрия салона, и шансы водителя выжить повышаются.
Производители не рекомендуют восстанавливать силовую структуру кузова, но многие сервисы все равно этим занимаются, ведь после аварии часто получается так, что разрушена только передняя часть автомобиля, а на корме — ни царапины. Значит, такая машина еще побегает. Вот мастера и берутся за работу. Искореженные элементы вытягивают на стапеле, а чтобы их усилить, наваривают дополнительные металлические пластины и уголки. В результате машина выглядит как новая. Но стоит ли выбирать такой экземпляр?
«Кривой» кузов может привести к тому, что автомобиль на скорости будет уводить в сторону, и сход-развал проблему не решит. На зимней дороге это может привести к заносу и вылету в кювет. А это сулит еще одно тяжелое ДТП, которого восстановленные силовые элементы уже не переживут. Это касается машин, где повреждены, скажем, порог и передняя стойка.
Еще одна неприятность в том, что «дышащий» кузов может начать ржаветь в местах сварки. А резиновые уплотнители дверей протрут краску до металла. Это также вызовет коррозию. Бывают случаи, когда на скорости в непогоду сквозь те же уплотнители в салон пробивается ветер, а иногда и капли дождя.
Не забудьте и про еще одну проблему. Если у автомобиля уничтожены номера кузова или рамы, то при постановке на учет такое транспортное средство арестуют по статье 326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства».
Подводя итог заметим, что на восстановленном после серьезной аварии автомобиле не только опасно ездить. Его еще будет очень проблематично продать. Так что не покупайтесь на дешевизну. Проблем с подобным экземпляром может быть куда больше.
замена лонжеронов и покраска моторного отсека
Добрый вечер всем! Я у вас тут новенький и прошу сильно не пинать и строго не ругать)) Хочу просто поделиться своей работой, которую проделал сам в первые в таких масштабах…
Писать много не буду, да и писать особо нечего, лучше всё наглядно покажу с пояснением. В общем восстанавливаю сейчас свою машину, это Ауди 80 В3 кузов, полный привод, двигатель 2.0 16V переделан на электронный впрыск с механического, но дело тут вообще не в этом, просто к сведению)) Перейду-ка я сразу к делу! Вот что было с передней частью машины когда я её купил:
На разборе приобрёл пару вполне хороших «коротких» лонжерона с пыльниками (до стойки). Ну и процесс замены:
Скажу сразу, чтобы не было вопросов. Варил всё по чертежам! Все размеры совпадают, крылья и капот накидывал!
Далее подготовка к покраске, зачистка и т.д, ну и сама покраска))
Как то так!)) Жаль что невозможно загрузить больше фото в один пост, но я думаю мне удалось передать всё что хотел. А кому понравилось и хочет узнать поподробнее про всё это, заходите в … нарушение — первое предупреждение!
Спасибо за внимание!
Метки: кузовной ремонт, замена лонжеронов, покраска моторного отсека, ауди 80
Комментарии 60
мой тебе просто совет.не выкладывай сюда такие работы.причина.многие умельцы так делают но так как у нас с дорогами проблема возможно всякое.я сам когда то такой ерундой занимался.сейчас мне 35 и теперь я на это смотрю как игра со смертью.а посмотрят на твою работу гаражные мастера и начнут все резать и варить а потом сломя голову носится
я уже это понял… спасибо!
Да не за что.если что обращайся.
И ещё я бы на теорию не забивал. Зная её можно избежать ошибок, которые временами могут быть фатальными.
Полистай заводские мануалы по ремонту кузовов, Тойотовский например или ТИС БМВ, там все очень подробно расписано. Ещё есть очень хорошая книжка Карла Дамшена avtokniga-shop.com.ua/i/photo/2065
спасибо за подсказку)
нормально получилось.есть некоторые косяки ну куда без них.через руки быстрее дойдет, чем теория…все когда то в первый раз.главное чтоб с душой делать иначе не стоит и браться (имхо)
всё с душой и сделано, а как без этого)) а косячки какие? просто чтобы знать!
Так всё до меня написали. Про сварку в стык и тд. Да норм все не гоняй я например такие вещи обязательно через подкладку варю и не перегреваю. При перегреве характеристики металла меняются. Но на ней двигатель на подрамнике так что норм всё.
где буксир.крюк(растяжка к лонжерону ) интересно он от природы гнутый или пряиой должен быть.
Что то не до показали по фото, получается что лонжероны стык в стык сварены и внутренний усилитель не проварен…
просто не все фото загрузил, т.к. уже некуда. проварен усилитель досконально! вот этот кусок был отрезан и приварен после того как проварил внутренний усилитель
Вы описывайте такие щекотливые моменты))) а то у нашего народа принято какашками закидать при этом не разобравшись, да Вы уже это сами по комментам увидели, удачи в нелегкой работе сжелезками
спасибо)) я просто не придал сначала этому внимание, но в принципе был готов к обливанию)))
Давайте начнем с того, что, по мнению производителя, замена лонжерона вообще не предусмотрена и есть нарушение технологии. Да и может быть, аффтар усиливал зону сварки, к примеру, куском проф.трубы?
я проварил внутренний усилитель, затем приварил вот эту часть, что на фото
ничего опасного я не вижу! как будто я впервые это сделал и до меня никто так не варил, а насчёт раптора это моё личное дело! люди им машину покрывают…
Если до тебя так кто-то приваривал лонжерон и если ты так делаешь не в первый раз, то это вовсе не значит, что это правильный способ ремонта.
я же в тексте написал, что делаю это впервые.
ничего опасного я не вижу! как будто я впервые это сделал и до меня никто так не варил, а насчёт раптора это моё личное дело! люди им машину покрывают…
там слой раптора небольшой, я поверх него защиту для днища потом напылять буду
тогда какой смысл раптором там было покрывать?!
я им пороги покрывал и осталось, всё равно хуже не будет
понятно развлекайся а книжечку Карла Дамшена почитай на досуге
Красиво конечно получилось, но на месте автора я бы удалил этот пост, чтобы другие не подумали, что так можно делать.
Нельзя лонжероны «в стык» варить.
Ещё, судя по окружающей обстановке по фотографиям, не было соблюдено первое правило — сначала тянем потом режем. А это значит подвеска кривая.
там нечего было тянуть! то что нужно было тянуть, я отрезал!
Видимо ты не понимаешь, придется объяснить.
Во-первых, всегда, прежде чем что-то резать, необходимо это что-то вытянуть.
Если говорить про твой частный случай. При аварии деформировался не только лонжерон, но прилегающие к нему детали — моторный щит, чашка стойки подвески, брызговик. Лонжерон за собой утягивает полку крыла. Этих деформаций глазом ты можешь не видеть, но они есть, о них могут говоритьвидимые небольшие «жучки», треснувшее ЛКП, герметик или просто облетевшая грязь. Деформируются усилители внутри самого лонжерона, нарушается его сечение (это видно на твоей фотографии среза). Так вот для того, чтобы устранить деформацию соседних деталей и поставить их на место и следовало сначала вытянуть лонжерон. Пусть в зоне деформации он не принял идеальную форму, главное, чтобы соседние детали встали на свое изначальное место. Контролировать этот процесс можно либо с помощью линейки, если знаешь размеры, либо, если размеров нет, с помощью обычной рулетки, ею ты диагонали меряешь по контрольным точкам, и навесных деталей, которые должны спокойно ложиться на свои места без какого-либо натяга. Кстати, старые балка или подрамник для этих целей не годятся, так как при таких ударах есть большая вероятность их деформации.
Во-вторых, резать стенки лонжерона и его усилители в одной плоскости нельзя, потому что при очередной подобной аварии лонжерон просто сломается рядом со сварным швом. Резать надо было в разных плоскостях, например внутреннюю стенку режешь ближе к моторному щит, усилитель ближе к переду, разнеся их хотя бы сантиметров на десять. Швы обязательно надо усиливать внутренними накладками той же толщины, что и металл, который ты варишь. А внешнюю часть, которую ты обвел красным вообще надо было оставить целой — отсверлить, а потом по тем же точкам приварить.
Опять же, это правило относится к любой части кузова.
я понял! в дальнейшем учту свои ошибки. и повторюсь: я это делал впервые.
Те что были можно было вытянуть и отрихтовать. И было бы крепче, чем сейчас
ты посмотри на них! они местами прогнили почти насквозь
Они ржавые а не гнилые. В общем- вы художник и вы рисуете).