Можно ли на динамическом тросе буксировать машину
Что такое динамическая стропа и чем она предпочтительна для бездорожья.
Чем же столь хороша эта волшебная веревка и почему при извлечении застрявшей машины на бездорожье так важно чтобы трос тянулся? Тому есть несколько причин. Основная из них в том, что на слабых несущих грунтах и скользкой поверхности, машина-тягач имеет очень низкое сцепление с поверхностью и потому не имеет возможности вытащить застрявшую обычным тросом, ибо как только тот натянется дернувший внедорожник, набравший некие обороты и развивший при этом определенный крутящий момент, из-за резкой остановки провернет колеса тем самым потеряет ход и не только не сможет вытащить засевшего собрата, но вполне возможно застрянет сам. Поскольку при небольшом рывке застрявшую машину вытащить не удалось, приходится разогнаться посильнее и рвать уже от души. Если машина застряла не серьезно – забуксовала в луже, то вытащить ее таким рывком скорее всего удастся, а вот если она «улеглась» мостами на межколейку, то никакого результата такой рывок не даст, разве что в машине-спасателе все незакрепленное барахло прилетит в лобовое стекло, при особой «удаче» туда же приземлится и лицо непристегнутого водителя, а если повезет окончательно, то в задний борт еще и стукнется сам трос с оторванной от второй машины бускировочной проушиной. Потому что ударные нагрузки для штатных буксировочных проушин губительны. Приваренные отрываются по шву, на прикрученных срезает болты. Единственное в чем такому тросу нет равных, так это в обеспечении большого количества разнообразных приключений на ровном месте, и если вы отправились на бездорожье именно за ними, то в данном конкретном случае возможно заморачиваться с покупкой динамической стропы не стоит. Когда задача состоит в том, чтобы безопасно и без лишнего «кровопролития» извлечь застрявший автомобиль, то использовать нужно именно «динамику».
Так в чем же таком глобальном она превосходит обычный трос? Главная особенность динамического троса в его эластичном плетении, оно выполнении таким образом, что под нагрузкой длинна стропы существенно изменяется, трос растягивается. Не так как резинка от нижнего белья, но весьма существенно.
В процессе натяжения трос набирает энергию, по мере натяжения стропы энергии становится все больше и на момент максимального растяжения застрявший автомобиль уже достаточно нагружен стропой, чтобы резкой нагрузки хватило для того чтобы он начал движение. Случается и так, что буксирующая машина уже остановилась, выбрав все растяжение троса или забуксовав, а застрявшая только начала движение и, используя высвобождающуюся энергию стропы, выехала на твердое. При этом эластика троса сводит к минимуму рывковые нагрузки, что благоприятно сказывается на сроке жизни буксировочных проушин и элементов рамы и кузова, и как следствие, на нервной системе владельца.
Но не все так гладко как хотелось бы. Динамическая стропа более опасна в использовании, и снова из-за своей способности к растяжению. Если в процессе натяжения троса петля соскочит с крюка или не выдержит буксировочная проушина, то всю накопленную энергию трос потратит на то, чтобы на огромной скорости пролететь по воздуху и приземлится в районе бампера второй машины. А чаще непосредственно в него. Поэтому при работе с динамической стропой нужно неукоснительно соблюдать технику безопасности, а именно не находится вблизи от натянутого троса и не входить в сектор его возможного вылета после обрыва.
Как подобрать стропу подходящую вашему внедорожнику.
Поскольку основной характеристикой стропы является ее способность к растяжению, то главным и единственным аспектом, который стоит рассматривать при выборе станет масса вашего автомобиля. Вес, указанный на стропе, является максимальной нагрузкой, а не рекомендованной массой автомобиля и это стоит помнить. Оптимальный вариант, когда возможности стропы в 3-4 раза превосходят массу вашего внедорожника. Посему динамическая стропа 9 тонн отлично подойдет для средних внедорожников, а двенадцати тонная для тяжелых. Если же вы перестрахуетесь и купите стропу, рассчитанную на больший вес нежели имеет автомобиль, то массы автомобиля попросту не хватит для того чтобы стропа растянулась. По той же причине в паре легкий и тяжелый внедорожник нужно использовать стропу, рассчитанную на вес более легкого в сцепке, при этом кто кого дергает никакого значения не имеет.
Что до оптимальной длинны стропы, то она примерно 8 метров. Более короткие не имеют достаточной длины, для того чтобы набрать потребное количество энергии, а более длинные не удобны на бездорожье, где дороги редко бывают прямыми, а дергать машину прямиком на дерево или кочку не хочется. Да и в случае с прямой дорогой, не всегда есть возможность отъехать на расстояние достаточное для натяжения двенадцатиметрового троса. Именно поэтому большинство динамических строп имеющихся в продаже, длинной аккурат 8 метров.
На бездорожье «динамику» так же подстерегают опасности. Самое главное, что нужно знать – стропа боится влаги. Пропитавшись водой, она теряет часть своей эластичности. А самое страшное для нее это промокнуть и промерзнуть, такое часто случается поздней осенью и ранней весной, когда не замерзшая или растаявшая вода в лужах и бродах сочетается с низкими температурами. Промерзшая динамическая стропа теряет способность к растяжению и ее гораздо проще порвать в таком состоянии.
Правила безопасности при использовании внедорожного оборудования. Рывковый трос/стропа.
Застрял ваш автомобиль, или вы решили помочь кому-то другому вытащить застрявший автомобиль, используя трос, помните первое правило- если есть возможность использовать лебёдку, то воспользуйтесь этим вариантом (естественно так же соблюдая ПТБ). Ежели лебедки в доступности нет, то в первую очередь, убедитесь, что трос, который вы собираетесь использовать, действительно рывковый динамический строп, а не буксировочная верёвочка из магазина автозапчастей с созвучным названием «Рывок». Трос, канат, стропа, должны быть эластичными и растягиваться при натяжении (изучите принцип работы рывковой стропы). Большинство моделей рывковых тросов имеют длинну 9-12 метров, имеют однослойную плетеную структуру и не прошиты нитью по всей длине.
Трос должен соответствовать требованиям по весу вытягиваемого авто и буксира, т.е троекратно превосходить вес авто на разрыв.
Стропа должна быть целой, без надрывов и иных повреждений.
Использовать металлические и буксировочные тросы для вытаскивания автомобилей категорически запрещается!
Даже если звучат доводы «им меня трактор тащил…» откажитесь от использования этого такелажа! В большинстве случаев буксировочный трос либо порвётся сам, либо оторвет часть вашего автомобиля даже если все цело и крепко, т.к рывок таким тросом происходит очень жёсткий! По факту, в лучшем случае, портятся только ваши автомобили и их несущие конструкции.
Рывковый трос/стропа растягивается и работает мягко, как резинка, но этим данный такелаж очень опасен! В случае отрыва чего либо, два автомобиля и трос «резинка» превращаются в огромную и очень мощную рогатку. Из этого следует, что нужно быть очень внимательными и ответственно подойти к работе с данным такелажем.
Разрушения и последствия при разрывах троса, и тем более отрыва шаклов (такелажная скоба), и элементов автомобиля (буксировочная проушина) очень неприятные (серьезные повреждения кузова автомобиля) и даже трагичные (тяжёлые травмы, смерть).
1. Убеждаемся, что трос рывковый и не имеет повреждений и надрывов/надрезов.
2. Убеждаемся, что такелажные скобы (шаклы), которыми вы будите крепить трос к машинам, целостные и ровные, имеют целую резьбу. Желательно использовать круглые, подковообразные скобы.
Если используете софт-шаклы (связанные из синтетических тросов) то буксировочные проушины не должны иметь острых краев! Размеры шаклов должны соответствовать нагрузке.
3. Убеждаемся, что буксировочные проушины на обоих автомобилях не повреждены имеют заводское изготовление! Несущие элементы не имеют какую либо прогнившую коррозию, ржавчину (рама, лонжерон). Кустарное изменение буксировочных проушин недопустимы! Некоторые модели внедорожников имеют конструктивно не крепкие буксировочные проушины (Нива, Кайрон, некоторые китайские внедорожники и т.д)
Выдергивать застрявший автомобиль, если буксир движется задним ходом, не допускается. Во первых вы открыты для повреждения через лобовое стекло, во вторых передний мост вашего внедорожника испытает неправильную и большую нагрузку в момент рывка, что не лучшим образом отразится на редукторе.
6. Процесс извлечения несложный. Буксир подъезжает на расстояние равное половине рывкового троса и разгоняется по прямому курсу относительно застрявшего авто. В момент максимального натяжения, трос начинает сжимается и это свойство помогает извлекать застрявший автомобиль. Если все выполнено, по предыдущим пунктам, то рывки можно совершать довольно динамичные. При этом, трос может растягиваться довольно сильно и это нормально. Однако, если застрявший автомобиль не смещается в сторону высвобождения, следует ещё раз убедится что снизу ничего не мешает. Вырывать автомобиль, сильно усердствуя, разгоняясь, часто приводит к поломке буксира или разрыву стропы, отрыву металлических частей машины. Иногда нужно приподнять автомобиль, подкопать выезд, убрать бревна, камни, пни что бы автомобиль можно было вытащить без последствий.
7. Помните хорошее правило — «не стой под стрелой». Не спешите и не торопитесь. Используя рывковый трос помните об окружающих. Соблюдайте правила и не перегружайте машину и такелаж. Не ленитесь поработать более безопасными средствами извлечения автомобиля.
8. Храните рывковый трос чистым, чтобы трос случайно не сгнил). После использования в грязи помойте трос обычной водой, просушите и храните свернутым в отдельной сумке.
Какой главной ошибки нужно избегать при использовании динамической стропы: видео
Объясняем, почему смертельно опасно цеплять динамический трос за фаркоп
Вы знаете, что такое динамическая стропа? Нет? Значит, вы точно не увлекаетесь офф-роудом. Если вкратце описать принцип действия этого устройства, то окажется, что это немного нестандартный автомобильный трос, который способен обеспечить «мощный и плавный рывок для извлечения автомобиля, застрявшего в вязком грунте, снегу» и других субстанциях:
Видео взято с YouTube-канала EXTREME 4X4 OFFRoad
Благодаря своим отличным практическим свойствам динамическая стропа стала одним из самых полезных инструментов в арсенале человека, выезжающего на внедорожье. Она намного легче и дешевле, чем лебедка, но может быть столь же эффективной при вытаскивании какого-нибудь «бегемота» из болота. К сожалению, люди нередко используют ее неправильно и опасно для жизни, цепляя устройство за шар фаркопа, а не как положено – за буксировочную проушину. Сейчас мы наглядно покажем вам, почему зацеплять трос за фаркоп – это действительно смертельно опасная идея.
Важно понимать, что, несмотря на то что речь здесь идет именно о динамическом тросе, на самом деле любой трос можно цеплять только за предназначенные для этого силовые элементы автомобиля, и ни в коем случае не за фаркоп. Как минимум у вас есть шанс сломать последний, как максимум – серьезно травмировать окружающих.
Видео, конечно, длинное, но очень хорошо иллюстрирует различные сценарии развития событий с отломленным буксировочным соединением, закрепленным на тросе. Ни в одном случае, когда трос влетал в манекены, без травм точно не обошлось бы!
Почему буксирные шарниры ломаются?
Эту самую кинетическую энергию, как видно, и создает стропа. По идее, она должна срывать с места автомобили, но иногда срывает их части. «Весь процесс может быть немного нервным, так как вы имеете дело с огромным количеством сил, массы и стресса. Когда вы вводите буксирный шар в это уравнение, у вас появляется очень опасная слабая точка», – так объясняет австралийский офф-роудер Ронни Даль в видеоролике.
Если вас интересует, как правильно использовать ремень «snatch», посмотрите следующее обучающее видео:
Видео взято с YouTube-канала ATDrive – Тест-драйвы!
Динамическая стропа, буксировочный трос и как рвут машины (Видео)
Пару дней назад опубликовал пост о том, как выдергивал автомобиль брата из кювета Хонду Пилот.
Меня тогда порадовала фраза тракториста «это чё за х…ня?», который увидел первый раз в жизни динамическую стропу, что вызвало бурный смех среди народа скопившихся на месте. Понятное дело, что тракторист привык в обиходе использовать стальной трос и динамическая стропа для него нечто вроде веревочки, которая порвется при первом же рывке. Также потом порадовало его недоумение, как таким тросом выдернули из крутого оврага 2-х тонную машину.
Я постоянно с собой вожу 3 троса:
1.Трос для стяжки груза на экспедиционнике.
Трос для стяжки груза не всегда использую по назначению, но в машине он лежит всегда. Нет, автомобили я им не дергаю, но, к примеру, натянуть его между деревьев, чтобы сделать дополнительный навес самое оно. Иногда им пользуюсь для обвязки вместе бревен, чтобы дотащить их в лагерь для разведения костра.
2.Буксировочный трос.
Использую как по прямому назначению для буксировки авто, так и для буксировки связанных вместе бревен.
3.Динамическая стропа (рывковый трос)
По прямому назначению, для чего-то другого пока не было необходимости, так как есть пункт 1 и 2.
Рассыпаться в советах, какой трос, какую динамическую стропу, какого производителя выбрать и купить не буду. Тут дело хозяйское. В Интернете много всяких тестов, вот к примеру:
Решил сделать подборку роликов как можно делать, а как не стоит.
Пару хороших примеров, когда рвут машины буксировочными тросами. А теперь представьте картину. Слетела в кювет красивая девушка и вы как истинный джентельмен спешите ей на помощь, чтобы вызволить из капкана и вместо помощи рвете ее машину ))))) Вот досада, да?
Смотрите примеры как это бывает:
ВНИМАНИЕ! В некоторых роликах присутствует нецензурная брань.
Вот как бывает, если вы используете слабенький трос, пытаясь выдернуть автомобиль. Такой трос предназначен исключительно для буксировки автомобиля, но не выдергивать его.
Выдергивая автомобиль из грязи или снега лучше использовать шаклы, хорошо их прикрутив. Крюки конечно тоже можно использовать, но должна быть уверенность, что при рывке он не разогнется.
Вот так бывает, когда разгибается буксирный крюк, и отстреливает в лучшем случае в бампер или стекло, а не чью-то голову.
А вот так бывает, когда вы используете слабые шаклы
Вот хороший пример, когда к шаклу приделали крюк и в момент рывка он разогнулся.
Желая помочь на дороге или выдергивая чей-то автомобиль, не забываем и про технику безопасности. Убедитесь, что рядом никто не стоит в момент рывка после команды «дергай!».
Вот хороший пример как бывает и оператору очень повезло, что не хватило длины стропы. Это еще один пример, когда разгибается крюк. Смотреть с момента 2:10
Почему я вожу с собой и буксировочный трос, и динамическую стропу? Кто-то предпочитает ограничиться только динамической стропой и использует ее как буксир. Вопрос в том, что, чем длиннее динамическая стропа, тем лучше. Почему? Потому, что от короткой стропы толку мало, она не имеет такой динамики, какую имеет длинная стропа, а длинный трос для буксира тоже не нужен.
Помню, как в экспедиции меня тащили на стропе через Саратов. Первая машина уже проезжает перекресток, а я только выезжаю со светофора. Узкие улочки, быстрый светофор и летящий через стропу нетерпеливый байкер в крутых райбанах в недоумении что произошло. )))
Можно сложить стропу в несколько раз, но тогда не было возможности в одну, и туже проушину пропустить стропу дважды. Даже если проушина вашего автомобиля может позволить пропустить стропу дважды, то не факт, что это можно сделать на автомобиле который вы собрались буксировать.
Динамическая стропа в багажнике это конечно хорошо, но нужно еще уметь правильно ей пользоваться. И опять же не стоит делать так:
Даже если выдержит стропа, то не факт что выдержит шакл. Даже если выдержит шакл, то не факт что выдержит проушина. Посему дергать надо с умом. Разложил стропу на всю длину, зацепил оба авто, откатился назад на метр, полтора и дернул. Зачем испытывать на прочность несколько звеньев одной цепи? Лучше на 3 раза больше дернуть. С дури, можно что угодно порвать, сломать или вырвать.
Все выше написанное сугубо мое личное мнение, а также написано исходя из личного опыта. Свое мнение я никому не навязываю и не считаю его единственным и правильным. Каждый сам праве решать, как ему хочется, удобно и правильно.
P.S. — А еще опасайтесь п…дельных советчиков, благодаря которым было порвано половина машин в этих роликах )))
Динамический (рывковый) или буксировочный строп? Муки выбора
Опытные джиперы эмпирическим путем выяснили, какую стропу нужно класть в багажник.
Хотим немного пролить свет на этот вопрос тем, кто не знает и мучается в сомнениях.
Кратко и по делу!
Отличие динамического от буксировочного как несложно догадаться (по слову динамика) в том, что один под нагрузкой растягивается, а другой нет.
Динамика вытянет внедорожник за счёт накопленной при растяжении энергии, буксировочный же просто будет тащить волоком.
Эластичная стропа наиболее эффективена на слабых и скользких грунтах (это может быть песок или глина), которые не позволяют шинам буксировщика иметь достаточное сцепление с поверхностью.
Однако суперспособностями такой стропы лучше не злоупотреблять, так как при очередном рывке на подобном грунте можно в самом лёгком случае порвать стропу, в худшем закончить повреждением кузова от летящего шакла.
Буксировочная стропа
С выбором буксировочной стропы проще. Единственным нюансом являются крепления.
Крепление крюк для бездорожья абсолютно точно не подойдёт — велика вероятность, что во время рывка она выскочит из места соединения с автомобилем и испортит настроение и внешний вид всему с чем соприкоснётся.
Лучшим выбором станет крепление петля в комплекте с шаклом, которые обеспечат надёжную и безопасную фиксацию.