Можно ли парковать мотоцикл на тротуаре
Авто- и мототранспорт на тротуаре: какую ответственность придется понести?
Возможную зону стоянки транспортного средства, так же как и его передвижение, строго регламентируют Правила дорожного движения (ПДД).
Штрафные санкции за несоблюдение Правил предусматриваются Кодексом об административных нарушениях (КоАП РФ). Существуют в этом вопросе и тонкости, характерные для различных городов и регионов.
Одной из зон столкновения интересов двух групп населения стали тротуары, пешеходные дорожки и переходы. У водителей возникают проблемы с парковкой, а у пешеходов — с неудобствами и безопасностью.
Подробнее остановимся на нормах, действующих в этом случае для авто и мото транспорта. Вопрос парковки на тротуаре зачастую влечет за собой и передвижение по этому тротуару, что может являться двойным нарушением.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Законодательство
Вопросы парковки и движения по тротуарам регулируются следующими нормативными документами:
В ПДД прописаны запреты и разрешения на проезд, остановку, стоянку, а также способы постановки транспортного средства в различных ситуациях, в том числе и на тротуаре.
В КоАП прописаны меры ответственности и виды наказания за парковку на тротуаре и нарушение других правил дорожного движения.
Может ли быть разрешена парковка на тротуаре и движение по нему? Для лучшей ориентации в нюансах решения правовых вопросов необходимо разбираться в терминологии. Рассмотрим наиболее существенные для данной темы термины:
Может, как и обочина, граничить с проезжей частью, быть отрезан от нее полосой зеленых насаждений (газоном).
Поверхность тротуара обычно поднята относительно полотна дороги на уровень верхней отметки бордюрного камня.
Таким образом, дополнительно повышается уровень безопасности людей, находящихся на тротуаре.
Движение транспорта по пешеходным путям, стоянка, остановка строго ограничены. Исключение предусмотрено при необходимости подвоза груза, высадки пассажиров.
Стоянка может быть разрешена легковым автомобилям и мотоциклам, но только там, где будут установлены соответствующие парковочные знаки.
Они обозначаются соответствующими табличками 8.6.1-8.6.9. Это относится к легковым автомобилям и мотоциклам.
Околотротуарная стоянка и тротуар отличаются друг от друга по своей сути.
Проблему обычно составляет отсутствие разметки. Возникают трудности с определением их границ, т.е. границ зоны разрешенной парковки.
Обратимся к Статье 12.19 КоАП РФ, а если быть точнее, в пункту 3:
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
3.1. Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
3.2. Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Остановка и стоянка
Если упростить пояснение, друг от друга эти термины отличаются в первую очередь по длительности действия.
Остановка делается на короткое время — в основном для посадки (загрузки) — высадки (выгрузки) пассажиров (груза). Стоянка предполагает длительное нахождение техники на одном конкретном месте.
Остановкой, в соответствии с принятой терминологией, считается:
Стоянкой считаются следующие прекращения движения, выполненные преднамеренно:
Парковкой по терминологии ГИБДД является специальное место, которое обозначается условными знаками и разметкой. Может быть оборудовано по необходимости.
Может являться частью дорожного полотна, примыкать к нему, составлять часть тротуара, обочины и других элементов транспортной сети. Парковки предусматриваются для организации автостоянок на государственной и коммерческой основе (без оплаты, с оплатой).
Движение по пешеходным путям
Передвижение транспорта по пешеходным дорожкам и тротуарам, если следовать закону, рассматривается как нарушение ПДД.
Пути движения пешеходов не предназначены для передвижения по ним транспортных средств.
Исключение существует только в случае необходимости подъезда к объектам, расположенным возле тротуаров и дорожек, если иные возможности отсутствуют.
Это может быть вызвано доставкой грузов. При этом необходимо создать условия для максимальной безопасности движения.
В любой ситуации на тротуаре или пешеходной дорожке приоритет принадлежит пешеходам.
Штрафные санкции
За проезд (езду) по тротуару законодательством предусмотрен штраф (ст. 12.15, пункт 2 КоАП РФ) в размере 2000 р., независимо от статуса населенного пункта и региона.
Парковка в пределах тротуарного полотна
Одной из наиболее популярных зон парковки для автовладельцев является тротуар. Это связано с отсутствием либо недостатком специальных парковочных мест.
Парковка машины или мотоцикла на тротуаре регламентируется п.2 ст.12 ПДД Российской Федерации: постановка транспорта может быть выполнена с заездом на тротуар (полным или частичным), но только строго в указанных местах.
Для обозначения парковки служит знак «Парковка» (6.4).
Парковка разрешена только легковому транспорту (автомобилю), мотоциклу, мопеду, велосипеду.
Отсутствие дополнительных знаков под знаком парковки указывает на то, что разрешен только классический вариант парковки транспорта, без заезда на тротуар. Исключением признается прекращение движения в случае форс-мажора (аварийная ситуация).
Куда жаловаться?
Самый простой способ — написать заявление в ГИБДД, приложив к нему факты (фотографию автомобиля нарушителя, указание даты и времени нарушения). Сделать это можно не только в отделениях ГАИ, но и через их официальные сайты — необходимая форма существует на всех. После подачи электронного заявления вас, возможно, попросят приехать в отделение в удобное время и подтвердить его письменно. Это получится быстрее, чем ехать просто так, и можно будет выбрать удобное время. В результате этих действий нарушитель получит штраф, о котором его известят по почте (и внесут в базу выписанных штрафов ГИБДД, что позволит инспектору при любом нарушении, совершенном автовладельцем, проверить наличие неоплаченных штрафов и привлечь к повторной ответственности).
Наказания
Автомобилистам
За нарушение предписываются штрафные санкции. Суммы указаны в ст. 12.19 КоАП РФ. Часть 3 указанной статьи гласит, что парковка на тротуаре, а также заезд (наезд) на него дольше, чем на 5 минут, наказывается штрафом в размере 1000 р.
Часть 6 назначает штраф за те же проступки, но совершенные в границах городов федерального значения в размере 3000 р.
Дополнительно применяется такая мера, как задержание авто, мото транспорта и вывоз его на штрафплощадку (ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ).
При таком решении вопроса водителю будет необходимо компенсировать стоимость транспортировки и хранения автомобиля. А также потратить значительные средства на его возврат.
Наказание в виде эвакуации транспортного средства на штрафплощадку возможно применить только до момента устранения самой причины задержания. Для исправления ситуации водителю необходимо сесть в автомобиль и начать движение.
В ваших интересах избежать помещения авто на штрафстоянку. Помимо потраченного времени, нервов, финансов, авто могут повредить в процессе эвакуации. Если задержания и эвакуации транспорта из-за парковки на тротуаре избежать не удалось, то важно знать следующее.
Законодательством Российской Федерации с 14 декабря 2014 г. установлен порядок оплаты процедуры эвакуации транспортных средств (статья 27.13 КоАП).
Согласно действующему порядку все расходы по транспортировке и хранению автомобиля возмещаются за счет водителя авто (лица, которое совершило административное правонарушение).
Расценки на транспортировку и хранение в регионах различаются. Узнать точную стоимость можно только по месту совершения правонарушения.
Мотоциклистам
Управляющие мототранспортом подчиняются тем же Правилам дорожного движения, что и водители легковых и грузовых транспортных средств.
Но для мотоциклов вопрос эвакуации на штраф стоянку за нарушение правил парковки решается иначе.
Задержанию подлежит транспортное средство, имеющее объем двигателя, превышающий 50 см3, и максимальную скорость от 50 км/ч.
По закону не имеют права забрать на штраф площадку мотоцикл, который не был зарегистрирован.
Инспектору необходимо предъявить документ, который подтвердит ваше право собственности на мотоцикл (счет-фактура, договор купли-продажи).
Тогда вы будете наказаны за управление незарегистрированным транспортным средством. Наказанием является устное предупреждение либо штраф в размере 500-800 рублей, а в случае повторения нарушения — 5000 рублей, либо лишение прав на 1-3 месяца.
Не следует забывать, что с 1 июля 2014 года вступило в силу еще одно дополнение к перечню наказаний за несоблюдение правил парковки. В соответствии с ним при размере суммы штрафов в 10 тыс. р., автовладелец не может выехать за пределы страны. Он будет остановлен на таможне.
Проблема может заключаться в незнании нарушителем о сумме накопившихся штрафов. Когда нарушение фиксируется на видеокамеру, автовладелец получает уведомление о присуждении штрафа в письменном виде. Нет гарантии, что оно точно попадет к адресату.
Проверить наличие штрафных обязательств вы можете на официальном сайте ГИБДД. В Кодексе отдельными пунктами предусматривается ответственность за проезд по тротуарам и за стоянку.
В случае, когда инспектор не зафиксировал процесс перемещения транспорта, он правомочен оштрафовать нарушителя только за стоянку в непредусмотренном месте. Если автомобиль движется, то штрафуется факт передвижения по тротуару.
Для мотоциклов — ездой по тротуару является передвижение мотоцикла с работающим двигателем. Пешеходная зона может быть использована только для парковки мотоциклов.
При этом необходимо учитывать удобство передвижения пешеходов. Нельзя оставлять транспортное средство на близком расстоянии фасадам зданий и бордюрам, т.к. их используют как ориентир слабовидящие люди.
Также нужно учитывать возможность парковки автомобилей. Мотоцикл не должен мешать их движению. Наиболее удобная зона для парковки на тротуаре — между деревьями (не путать тротуар с газоном!). Ни в коем случае не оставляйте мотоцикл в границах остановок общественного транспорта.
Владельцам грузовиков
Для грузовых автомобилей движение по тротуару и парковка на нем строго запрещены по правилам ПДД.
Исключением является подвоз грузов, обслуживание торгового предприятия, если иные варианты подъезда к объекту отсутствуют.
По окончании движения и стоянки на тротуаре для разгрузки или погрузки транспорт необходимо убрать из пешеходной зоны.
Для дворовых территорий и жилой зоны действуют такие же правила дорожного движения, что и для пространства улицы. Отличия в следующем:
При прогреве двигателя на стоянке в жилой зоне в течение 5 мин. и более, ваши действия могут быть квалифицированы как правонарушение.
Для грузовых автомобилей с разрешенной массой более 3,5 т (категория С) существует запрет на парковку на тротуаре на территории двора. Стоянка возможна только на специально отведенных местах, обозначенных разметкой и знаками.
В течение последних лет штрафы за парковку в запрещенных местах возросли в несколько раз.
В последних поправках в КоАП была разработана дифференцированная система штрафов за парковку, зависящая от категории населенного пункта.
Для суммы взыскания за езду по тротуарам в законодательстве не заложено дифференциации по территориальному признаку. Она установлена одинаковой для всех регионов.
В границах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва, штраф в несколько раз выше суммы взыскания за такое же правонарушение в других населенных пунктах.
Однако сравнивая размеры штрафов, можно сделать вывод, что в регионах парковка на тротуаре является более серьезным нарушением, чем передвижение по ним. В городах федерального значения ситуация прямо противоположная.
При движении самым важным критерием является безопасность. Не следует забывать, что в любом случае тротуар — это в первую очередь территория пешеходов.
Даже при вынужденном движении необходимо соблюдать предельную осторожность. В идеале — таких ситуаций лучше вообще избегать.
Будьте внимательны при выборе места для стоянки и остановки. Обращайте внимание на разметку дорожного полотна и знаки.
При зафиксированном камерой или инспектором нарушении вами правил, следует оплатить штраф. Это позволит избежать дальнейших проблем, связанных с административной ответственностью.
Следует учесть, что штраф за стоянку на тротуаре является более лёгким вариантом взыскания, чем эвакуация транспорта на штрафную площадку.
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Как я боролся с теми, кто паркуется на тротуаре
Меня бесят машины, припаркованные на тротуарах. Тротуар — для пешеходов.
За последние два года я два десятка раз жаловался в ГИБДД на автохамов. Вот мои способы борьбы.
Что говорит закон
По правилам дорожного движения оставить легковую машину или мотоцикл на тротуаре можно, только если рядом есть знак парковки и специальная табличка, которая показывает, как именно можно стоять в этом конкретном месте. Если этих знаков нет, стоянка на тротуаре запрещена.
Но есть исключения. Парковаться на тротуаре могут машины специальных служб: полиции, пожарной охраны, скорой — но только если на авто включена синяя мигалка. Двигаться по тротуару могут машины коммунальных служб, а также грузовики с товаром для магазинов и предприятий, но только если по-другому не подъехать.
Кроме того, автомобиль нарушителя могут отправить на штрафстоянку. Тогда водитель заплатит за услуги эвакуатора и за хранение машины — в Москве это минимум 2250 Р в сутки.
Однажды мне надоело обходить машины по газонам и проезжей части, и я решил бороться с нарушителями.
Переговоры
Раньше я старался всегда решить дело миром. Увидев водителя, который припарковался на тротуаре, я подходил и вежливо, без оскорблений просил убрать автомобиль: «Здравствуйте! Могли бы вы, пожалуйста, переставить машину? Она на тротуаре и мешает пешеходам».
Если поблизости были свободные парковочные места, я говорил об этом водителю. Периодически это срабатывало: человек извинялся и отъезжал.
Чаще же мирная тактика не давала результатов. В лучшем случае меня игнорировали, в худшем проявляли агрессию: «Ты кто вообще такой?», «Покажи удостоверение!», «Где хочу, там и стою!». Поэтому переговоры мне кажутся не самым эффективным способом борьбы с автохамами.
Иногда, я слышал, делают так…
Один мой знакомый рассказывал, что можно положить на капот неправильно припаркованной машины газету, а сверху на нее кирпич. Намек водителю вполне прозрачный. Другой товарищ воспитывает автохамов, скручивая ниппели с колес.
Я такого ни разу не делал и вам не советую. Но если вы автолюбитель и, вернувшись к припаркованной машине, обнаружили что-то подобное, задумайтесь.
Звонок в ГИБДД
Вот как выглядел мой обычный диалог с сотрудником ГИБДД :
Называя номер машины, я использовал имена, начинающиеся с тех же букв, что есть в номере. «Анна, один, два, три, Анна, Павел, два, девять» — это А123АП29. На улице часто шумно, а так дежурный все буквы запишет правильно.
Заявление через интернет
Для начала надо сфотографировать машину на тротуаре. По фото должно быть понятно, какая марка у автомобиля, видно его госномер и то, что она стоит именно на тротуаре, где нет знаков, разрешающих парковку. Еще советую включить в настройках фотоаппарата или смартфона отображение даты и времени съемки.
Я старался фотографировать автомобили нарушителей так, чтобы в кадре был какой-то ориентир: например, номер дома или вывеска магазина, чтобы автоинспекторы сразу поняли, где именно припаркована машина.
Если демонстративно фотографировать машину в присутствии водителя или пассажиров, это может им не понравиться. Оценивайте риск: человек, которому плевать на соблюдение закона и комфорт других людей, может быть агрессивно настроен к вам.
Я советую второй вариант: удобно работать с готовым шаблоном. В форме можно просто написать: «Заявление о нарушении ПДД приложено в виде файла, объем заявления одна страница плюс N фотографий». К заявлению прикрепите фото.
Еще придется указать информацию о себе: фамилию и имя, адрес электронной почты или почтовый адрес, куда потом ГИБДД должна отправить ответ.
Жалоба через мобильное приложение
Жители Москвы могут подать жалобу на нарушителей правил парковки через мобильное приложение «Помощник Москвы» — оно есть и для Ай-ос, и для Андроида. С помощью приложения можно сфотографировать машину, припаркованную в неположенном месте, и тут же отправить заявление. Система сама зафиксирует время и место.
В приложении есть рейтинг пользователей — за каждое выявленное нарушение дают 200 баллов. Их можно потратить на оплату парковки, услуг велопроката и проезда в метро.
Похожее мобильное приложение — «Народный инспектор» — могут скачать жители Татарстана. Оно тоже работает как на Ай-ос, так и на Андроиде. Правда, баллов тут не дают.
Установка знака, столбиков или шлагбаума
Даже если машину, занявшую тротуар, увезет эвакуатор, вскоре там может появиться другой автомобиль. Но можно сделать так, чтобы машины в неположенном месте не ставили на стоянку вообще: добиться установки знака, запрещающего парковку, столбиков или шлагбаума у въезда во двор.
Специальные антипарковочные конструкции — заборы, столбики и т. п. — может поставить местная администрация без участия автоинспекции. Конструкции лучше знака: запрет можно проигнорировать, а вот столбик или бетонная клумба мешают заехать на тротуар.
В Москве можно обратиться через интернет в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В Санкт-Петербурге — через сервис «Красивый Петербург» или электронную приемную на сайте правительства города.
Жители Московской области могут обратиться к властям через портал «Добродел», выбрав категорию «Автомобильные дороги». На сайте есть истории, когда жителям удалось добиться установки столбиков и антипарковочных конструкций.
К обращению надо будет приложить фото места, где нужны ограждения. Хорошо, если в кадре будет заставленный машинами тротуар. Можно также добавить схему с отметками мест для установки ограждений — скриншот из «2ГИС » или «Яндекс-карт».
Если речь о тротуаре во дворе дома, рекомендую обсудить антипарковочные конструкции или даже шлагбаум на въезде во двор на собрании жильцов. Правда, это процесс небыстрый. В одной из статей мы упоминали, как заочное голосование жильцов по установке ограждений для парковки длилось три месяца.
Будьте готовы к яростному сопротивлению автовладельцев: им ведь нужно ставить где-то машины. Но сами помните, что машина — это чужое имущество, город не обязан обеспечивать горожан бесплатным местом для хранения имущества. Удобство для автомобилистов не должно означать неудобство для пешеходов.
Запомнить
d1mmmk, респект! Писал неоднократно по поводу парковки на газонах внутри двора в ГИБДД, всегда одна отписка: не наше дело, сделать ничего не можем. Попробую по вашему сценарию пойти.
Victor, а дерево должны были отремонтировать?
d1mmmk, если не трудно выложите форму обращения
d1mmmk, поделитесь пожалуйста образцом заявления в МО. спасибо
Илья, вот это печально. Разве не относится к правилам ПДД?
Вообще считаю, что нужно ввести поощрение для граждан в выявлении таких правонарушений. Выплачивать скажем 30% от взятого штрафа с нарушителя. Кол-во штрафов резко увеличилось бы, ну и, думаю, автохамы бы призадумались.
James, парковки должны быть на границе квартала, а не во дворе. Двор должен быть для людей, там должно быть нормальное благоустройство, а не поля из машин. Только идиоты хотят жить на парковке 😀
Ирина, история действительно печальная. К сожалению, у нас города строят не для людей, вернее не для всех людей и это проблема. От понятия урбанистики наши мэры бегут как будто это ругательство. Надо заниматься просвещением людей. Только активная позиция поможет нам всем сдвинуть это с мёртвой точки.
Niki, теперь все можно делать через приложение МВД. Аналогично,но через приложение МВД добился комфортных прогулок по иратуарам вдоль дома на ЮЗ СПб
Приложение не обновляется с 2019 года. Все пишут, что толком ничего не работает. Как вы отправляете, поделитесь опытом?
Статья апнута старая, теперь понятно.
James, нужно убрать парковки во дворах совсем. Дворы должны быть без машин👍
Yana, приоритет в городе такой: пешеход, велосипедист, автомобилист. В некоторых города первые два пункта меняются местами. Если у нас в 90-е сложилось наоборот, то это скоро пройдет. Автомобиль хозяин на дороге только на магистралях.
Лет 7 назад перестал ставить машину на тротуаре у себя во дворе, начал парковаться по правилам. Встретил сопротивление соседей. Кто-то плевал на стекло, кто-то возмущался в устной форме, ведь машина теперь стояла не на тротуаре, а рядом и площадь проезжей части несколько сократилась. Зато сейчас все паркуются по правилам и тротуаром вновь можно пользоваться. Приятно!
Andy, Не советую так делать, можно попасть на уголовку, если водитель будет достаточно активен в пинании ленивого участкового.
Напишите статистику, скольких из них оштрафовали?
Я один раз подавал заявление на проезд одним быдлом последовательно на два красных сигнала светофора. Так мне такую глупую отмазу прислали, что все сроки истекли месяц назад (хотя нарушение произошло неделю назад). После чего всё желание пропало.
Alexey, скорее всего нарушитель имел связи в ГИБДД, поэтому и написали отмазку.
Орка, приоритеты расставляются в рамках существующего ПДД: платная парковка, эвакуаторы, сужение дорог и расширение тротуаров, выделенные полосы для автобусов, пешеходные зоны, велосипедные дорожки, ограничение скорости в городах, новые пешеходные переходы. И в итоге город возвращается пешеходам, изменений в ПДД не нужно.
Andy, ваши методы немного неправомерны. К тому же, бесполезны. Яйцо без скорлупы попросту засохнет и вонять не будет, разве что автовладелец попадает на чистку кондея. Суперклей со стекла оттирается уайт-спиритом
А у автомобилистов в Москве например тоже есть дикая проблема с хамами, которые «запирают» правильно припаркованные авто своими колымагами. Вот это вообще патовая ситуация. Интересно было бы почитать подобную статью про эту проблему.
Я тоже живу в Архангельске и тоже так делаю. За 2018-ый год подал 4 заявления в ГИБДД (отправляю их через сайт с фотографиями). Но я всякий раз в заявлениях дополнительно прошу признать меня потерпевшим по делу об административном правонарушении, т.к. мне при следовании пешим ходом были созданы помехи (препятствия) в движении. Делаю это с перспективой самостоятельного взыскания с нарушителя компенсации морального вреда в свою личную пользу, дабы не только государство в плюс со штрафом уходило. Но на этом месте мозг у людей со Смольного Буяна взрывается)))) Несколько раз меня опрашивали именно как потерпевшего, но потом отказывали в ознакомлении с делом. Дожму этот вопрос через прокуратуру или суд. Но нарушителей они привлекли все 4 раза.
Спасибо за материал. Хотя при отсутствии системных решений всё выглядит довольно бессмысленным. В Москве это адская проблема. У себя возле дома пробовали вежливо разговаривать, никакого эффекта. А про Помощник Москвы рассказывают, что во дворах не получается им пользоваться, оно активируется только в определённых зонах.