Можно ли ремонтировать машину после независимой экспертизы до суда если у виновника нет осаго
Попал в ДТП без страховки и я виноват
Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой компании, и тогда имеет право истребовать ее у виновника аварии. Большинство споров по обстоятельствам происшествия без страховки приходится разрешать в суде. Согласно статье 12.37 КоАП РФ управление автомобилем без страхования гражданской ответственности грозит административным штрафом в размере 800 рублей. Но штрафные санкции не так страшны, как отсутствие полиса. После аварии некоторые водители задаются вопросом: «Что делать, если попал в ДТП без страховки, и я виноват?».
Узнаем, как проходит процедура взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО, а также что делать в 2018 году, если виновник отказывается возмещать ущерб?
Взыскание ущерба Принцип действия страхования прост и основывается на следующем: если произошла авария, страховой компанией виновника выплачивается некая денежная сумма для выполнения ремонтных работ пострадавшему. Но что делать, если произошло ДТП, а виновник без ОСАГО? А самое главное — кто будет оплачивать ущерб? По статье 1064 ГК РФ нанесенный ущерб подлежит полному возмещению лицом, нанесшим этот ущерб. Даже тогда, когда у автомобилиста не застрахована гражданская ответственность. Исходя из этого, ремонт автотранспортного средства пострадавшего лица виновник аварии, у которого нет ОСАГО, оплачивает самостоятельно. Помимо суммы за ремонт виновник оплатит штраф за управление авто без страховки, а также, возможно, придется компенсировать моральный вред, если этот пункт будет включен в постановление суда.
Варианты взыскания ущерба
Какие есть варианты для взыскания ущерба, если попал в аварию без страховки, и я оказался виноват? Есть три способа:
-вопрос решается на месте без дальнейшего разбирательства, т.е. виновник сразу соглашается покрыть расходы на ремонт;
-досудебная претензия, о которой речь пойдет ниже (также виновник согласен оплатить все убытки, связанные с аварией);
-судебный иск — это наименее благоприятный исход, виновника вынудят выплатить денежную компенсацию.
Добровольное возмещение на месте
Это довольно распространенный вариант решения проблемы, он подходит в том случае, если ущерб минимален. Такие водители надеются аккуратно ездить без ОСАГО и стараются все возмещать сразу, по частной договоренности.
Если виновник просит отсрочку
Если соглашение достигнуто, а сумма выплачена на месте, потерпевший должен написать виновнику расписку о том, что претензий более не имеет, а инцидент исчерпан. Можно также записать все на видео.
Досудебное урегулирование
Для урегулирования споров сначала необходимо прибегнуть к досудебному разбирательству. Сразу на месте ДТП следим, чтобы инспектор указал в справке о произошедшем, что у виновника нет полиса ОСАГО.
Также фиксируем данные виновника: ФИО; адрес прописки; номер телефона.
Затем нужно собирать документы для юридической претензии. Понадобятся: Отчет о независимой экспертизе. Средняя оценка варьируется от 2 000-7 000 рублей. В документе содержатся данные обо всех повреждениях, даже скрытых, и калькуляция ущерба. Также Вы получите документы, подтверждающие законность организации, занимающейся данной деятельностью. Отчет о стоимости ущерба. Оформляют, если автотранспортное средство не подлежит восстановлению. Цена за документ обычно составляет 5 000 рублей. Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. Составление бумаги также стоит около 5 000 рублей. Но ее можно составить и самостоятельно, типовой бланк не нужен. В документе указывается направление маршрута, место, дата и обстоятельство ДТП. Все факты подкрепляются выдержками из законодательства, экспертными выкладкам, заверенной документацией. Все обстоятельства аварии должны соответствовать данным из протокола ГИБДД, по этой причине составленный инспектором протокол всегда необходимо тщательно проверять на предмет неточностей или ошибок. В конце следует указать причиненную сумму ущерба.
Важно: итоговая сумма должна превышать ту, которая указана в акте независимого эксперта. Сюда же включаются услуги эвакуатора, хранение машины, проведение всех экспертиз, услуги юриста, моральный ущерб.
К претензии прикладывают следующие копии:
Досудебную претензию высылают на адрес виновника заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Все почтовые квитанции необходимо сохранить. Они будут нужны в суде, если конфликт перерастет в судебное разбирательство.
Обязательные пункты, которые должны содержаться в досудебной претензии:
Многие виновники ДТП часто после направления досудебной претензии соглашаются на цену, которая выставляется независимыми экспертами. Если дело будет доведено до суда, виновнику, дополнительно к ущербу, придется еще оплачивать дополнительные издержки.
Отсутствие работы или любого вида имущества — не основание для отказа в выплате компенсации, особенно в случае судебного разбирательства.
Если при ДТП нет страховки у пострадавшего
Если Вы являетесь пострадавшей стороной, но у Вас нет ОСАГО, а у виновника есть, оплату Вам произведут в полной мере в соответствии со страховыми тарифами. Единственное, что нужно будет оплатить, — штраф за управление ТС без полиса ОСАГО. Размер штрафа — 800 рублей. Если у виновника поддельный полис Наличие поддельного страхового полиса приравнивается к его отсутствию. Расходы по ремонтным работам обоих автотранспортных средств, пострадавших в ДТП, ложатся на виновника.
Узнаем, что грозит водителю, если выявили подделку:
Если страховая компания по каким-то причинам согласится выплатить денежную компенсацию пострадавшему по фальшивой страховке, в дальнейшем водителя вызовут в суд, так как компания будет требовать возвращения всей выплаченной суммы.
Пострадавшая сторона должна будет произвести следующие действия в отношении виновника:
Алгоритм действий при ДТП
Экспертиза повреждений автотранспортного средства
После проведения всех процедур на месте аварии автомобиль нужно показать экспертам для оценки ущерба. Этим занимается любая организация с государственной сертификацией для выдачи заключений с юридической силой. Это могут быть сервисные центры, экспертные бюро, научные институты, учреждения государственной оценки.
В вышеперечисленных организациях следует заказать:
У частных оценщиков нет прав проводить экспертизу машин и выдавать юридически значимые заключения. Для юридически значимого результата экспертной оценки нужно отправить виновнику ДТП почтовое приглашение для присутствия на экспертизе в качестве наблюдателя.
Телеграмму следует заказать с уведомлением о вручении, иначе сумму денежной компенсации виновник может оспорить, тогда придется заказывать еще одну экспертизу.
Виновник должен прибыть на экспертизу вовремя, ожидать его будут не более 15 минут сверх указанного в письме времени.
Исковое заявление можно подавать в суды по месту жительства виновника. Мировые судьи рассматривают дело, если исковая сумма не выше 50 000 рублей. Если выше, то дело рассматривают районные суды. К иску прикладываются документы, перечисленные в разделе о досудебной претензии. Плюс прикладываются оригиналы. Нужно также приложить доверенность на ведение дела, если пострадавший нанял юриста, оригинал квитанции по оплате госпошлины, копия искового заявления, документы по досудебному урегулированию. Заявление должно содержать примерно те же сведения, что и досудебная претензия. Сюда включают больше подробностей. Также можно требовать возмещение морального ущерба. Исковая давность составляет 3 года. Нередко виновники могут затягивать судебный процесс из-за неспособности выплатить исковую сумму. Состоятельные виновники могут симулировать бедность, чтобы уклониться от выплат.
Суд примет во внимание справки о доходах ответчика, иждивенцах, инвалидности и может назначить взыскание в размере 20% от указанной заработной платы. Пострадавший может ожидать полного погашения ущерба годами.
Если у виновника и правда низкий уровень дохода, нужно попытаться решить проблемы без суда, убедить его выплатить все добровольно, оформив процесс в качестве рассроченного платежа. Но если есть уверенность, что виновник весьма обеспечен, имеет смысл судиться. В завершение отметим факт, который будет полезен обеим сторонам конфликта: если виновник будет систематически игнорировать судебные заседания, потерпевшая сторона имеет право ходатайствовать о наложении ареста на автотранспортное средство виновника.
В конце концов, виновнику придется явиться в суд. Лучше не усложнять проблему и решать все вовремя и без конфликтов.
Что делать при ДТП, если у виновника нет страховки
Штраф за езду без страховки остается до смешного маленьким (вдобавок его можно оплатить со скидкой 50%), а стоимость полиса ОСАГО даже после либерализации тарифов осталась довольно высокой. Это сочетание факторов провоцирует все больше водителей на незаконную экономию: число штрафов за езду без страховки исчисляется миллионами, а «не пойманных» еще больше. При этом практически никакой страховой защиты у законопослушных водителей, встречающихся с нарушителями, до сих пор нет. Давайте разберемся, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.
О том, что делать после ДТП, мы уже рассказывали, так что подробно останавливаться на оказании помощи пострадавшим и выставлении знаков аварийной остановки не будем. Нас интересует страховка – а именно проверка ее наличия и подлинности. Если виновник ДТП говорит, что у него есть полис, его нужно обязательно проверить на подлинность с помощью специального сервиса на сайте РСА. Если же виновник ДТП отказывается предоставить полис для проверки, стоит напомнить ему, что часть 1 статьи 11 Федерального закона № 40 об ОСАГО обязывает его это сделать: согласно ей, «если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства».
Если же виновник ДТП сразу заявляет, что полиса ОСАГО у него нет, нужно зафиксировать все доступные данные о нем: номер автомобиля, данные паспорта, водительских прав и так далее, а также сразу вызвать на место аварии сотрудников полиции для оформления ДТП. Само собой, виновник с отсутствующим или поддельным полисом получит тот самый штраф за езду без страховки. А вот дальше разбираться с ним придется уже самому потерпевшему в ДТП.
На всякий случай напомним, что никакой возможности оформить такое ДТП по европротоколу без привлечения полиции нет. Европротокол доступен только в случае, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, а также не имеют разногласий по поводу того, кто виновен в ДТП (или сумма нанесенного ущерба не превышает 100 тысяч рублей). Так что если у второго участника ДТП нет страховки, полицию нужно вызывать незамедлительно.
Самое неприятное для потерпевшего в ДТП с виновником без страховки – это то, что получить положенную компенсацию ущерба от страховой компании не получится. Нет полиса – нет и страховщика, к которому можно обратиться. И даже наличие полиса ОСАГО у потерпевшего никак не влияет на ситуацию: этот полис страхует его ответственность на случай ДТП по его вине. Поэтому обратиться в свою страховую компанию за компенсацией не получится. Так что здесь в дело вступает уже не закон об ОСАГО, а Гражданский кодекс. Часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса, указывает, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Таким образом, потерпевшему придется взыскивать ущерб непосредственно с виновника ДТП.
Первая часть процедуры взыскания ущерба вполне типовая: нужно провести независимую экспертизу для оценки повреждений и расчета стоимости ремонта автомобиля. Виновника ДТП стоит пригласить на проведение экспертизы заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы у него не было возможности затягивать рассмотрение дела претензиями о некорректности оценки и прочими уловками. При этом факт его присутствия на экспертизе уже неважен, оценка будет проведена и без него.
После получения результатов оценки можно направить виновнику досудебную претензию с требованием о возмещении ущерба. Впрочем, если виновник сразу заявил о том, что не собирается ничего компенсировать добровольно, можно пропустить этот пункт и сразу обратиться в суд.
Чтобы взыскать с виновника компенсацию ущерба в судебном порядке, нужно приложить к заявлению все имеющиеся документы: уведомление о ДТП и все прочие бумаги, полученные по результатам аварии, а также результаты экспертизы для подтверждения суммы компенсации. К сожалению, дальнейшее развитие дел мало зависит от действий потерпевшего. Самый лучший сценарий – это добровольное согласие виновника компенсировать ущерб. Второй благоприятный для потерпевшего вариант – это взыскание с виновника долга судебными приставами – например, если у него есть материальные активы, которые могут быть изъяты и реализованы в счет долга. Но если у виновника не окажется ни имущества, ни денег, которые можно взыскать, компенсация ущерба может растянуться на годы.
Альтернативный вариант – написание на месте ДТП расписки, в которой виновник признает нанесение ущерба и обязанность по его компенсации. В такой расписке нужно подробно и четко описать нанесенный ущерб и указать сумму компенсации, а также обозначить сроки, в которые виновник обязуется выплатить компенсацию. Но стоит понимать, что написание расписки не отменяет необходимости вызвать полицию и зафиксировать факт ДТП с оформлением всех соответствующих документов. Если этого не сделать, виновник может пойти на попятную или просто исчезнуть, а процедура судебного взыскания может быть осложнена отсутствием документов, подтверждающих ДТП и вину конкретного лица.
Если в ДТП по вине водителя без страховки пострадали или погибли люди, то потерпевшие или их представители могут получить компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. Об этом говорит пункт «г» части 1 статьи 18 Закона об ОСАГО. Он указывает, что «компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию». Проще говоря, если у виновника ДТП нет ОСАГО, то вместо страхового возмещения вреда жизни и здоровью предусмотрена компенсационная выплата. А сами компенсационные выплаты, согласно части 1 статьи 19 того жа закона, «осуществляются только в денежной форме профессиональным объединением страховщиков». Сумма таких выплат обозначена в части 2 статьи 19: «в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей». Так что стоит помнить, что если имущественный ущерб придется взыскивать непосредственно с виновника, то компенсацию вреда жизни и здоровья можно быстро и законно получить от РСА.
У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае
Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.
Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.
По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.
До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.
Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.
В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.
Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.
Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.
«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.
Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».
Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».
Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.
«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.
На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».
Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.
Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.
Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП
Какие полисы являются недействительными и поддельными
Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).
К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:
выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;
такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;
полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;
выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;
выданы на старых бланках, использование которых не продлено.
Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».
Как проверить действительность страховки
Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.
Основные признаки действительного полиса ОСАГО
Какое наказание грозит за недействительный полис
Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):
за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;
использование заведомо ложного полиса ОСАГО.
Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.
Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе
Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.
Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.
Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.
Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».
Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником
Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.
Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.
После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.
Подаем иск в суд
Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.
В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.
Кроме этого, к иску следует приложить:
схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;
отчет эксперта об оценке ущерба;
досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;
квитанцию об оплате госпошлины;
уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).
Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».
Обращаемся к судебным приставам
После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.
Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.