Можно ли уменьшить срок полезного использования автомобиля
Пересмотр срока полезного использования для ОС. Значение процедуры и ее значимость в бухгалтерском учете
Автор: Мустафин Артур, магистрант РЭУ им Г.В. Плеханова
Основные средства (ОС) для ряда компаний являются существенной статьей баланса, в то время как начисление амортизации выступает одной из существенных статей затрат [1].
В данной статье рассматривается необходимость пересмотра срока полезного использования (СПИ) основных средств с целью покаяния более достоверной информации в бухгалтерской отчетности.
Основная проблема большинства компаний заключается в том, что зачастую выбранный срок полезного использования ОС не соответствует фактическому сроку полезного использования. Так, например, некоторые автомобили эксплуатируются гораздо дольше 3-5 лет.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету [2].
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Рассмотрим на практическом примере результат некорректного отражения СПИ для ОС и/или несвоевременного пересмотра СПИ для ОС с учетом, что по выбранным ОС можно было пересмотреть СПИ за год до полного списания их стоимости.
Прежде всего необходимо выяснить, имеются ли в Компании/Обществе эксплуатируемые ОС с нулевой остаточной стоимостью. После чего, в случае их наличия, необходима экспертная оценка о периоде дальнейшего использования данных ОС.
В выбранном Обществе в ходе аудита было выявлено наличие 16 объектов ОС, которые фактически эксплуатируются с нулевой остаточной стоимостью. По выбранным ОС были уточнены предполагаемый срок их дальнейшего использования. Данные представлены в таблице 1.
Дата ввода в эксплуатацию
Первоначальная стоимость по данным бухгалтерского учета, руб.
Дата окончания СПИ по данных бухгалтерского учета, мес.
Период дальнейшего использования ОС по оценкам Общества, мес.
Дата окончания СПИ, с учетом пересмотра
Амортизация ОС по ФСБУ 6/2020: важные детали и нюансы для бухгалтера
Поскольку корректировки при переходе на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» напрямую зависят от того, насколько правильно пересчитана амортизация по ОС, разбираем подробно, начиная с новых понятий, установленных этим стандартом, а также элементы, формулы, правила начисления амортизации.
Что такое элементы амортизации
По ФСБУ 6/2020, в процессе начисления амортизации участвуют 3 элемента:
Если СПИ и способ начисления бухгалтеру более-менее знакомы, то ликвидационная стоимость для многих — новое понятие.
Чтобы лучше понимать то, о чём пойдёт речь далее, разберём, зачем она нужна.
Цель новых стандартов учёта — сближение подхода и принципов, по которым готовят бухотчетность в РФ, с международными подходами и принципами. В первую очередь, с МСФО. И по МСФО отчетность делают с конкретной целью — предоставить информацию пользователю. Кто же пользователь отчетности по МСФО, а теперь и по ФСБУ?
Не налоговая и не Росстат, как привыкли считать поколения наших бухгалтеров. Главный пользователь бухотчетности — это лицо, которое либо уже вложило свои деньги в компанию, либо размышляет над тем, чтобы это сделать.
Термин «вложило» трактуем широко — это и приобрело долю в капитале, и купило ценные бумаги, и выдало заем, и т. п. Причем, не просто так по доброте душевной, а с намерением получить от такого вложения доход.
Предполагается, что пользователь, вкладывая деньги, анализирует отчетность компании на предмет получения выгод от такого вложения, а компания старается предоставить наиболее подробную и полную информацию путем раскрытия в отчетности соответствующих показателей.
Да, на текущий момент в России не так много пользователей, которые на «ты» с МСФО и новыми ФСБУ. Но, как только бухгалтеры научатся готовить отчеты по новым правилам, так и пользователи со временем научатся в них разбираться.
А пока же, изучая тонкости начисления амортизации по ФСБУ 6/2020, нужно держать в уме, для чего это делать. И тогда будет гораздо понятнее.
Ликвидационная стоимость
Начнем разбирать элементы амортизации с нового и возможно пока не очень понятного — ликвидационной стоимости (далее для краткости будем сокращать ЛС).
Представим, что компания раз в 7 лет обновляет парк машин, которые использует в своей деятельности. К концу этого срока машины, как правило, еще вполне годятся для эксплуатации частниками. И их продают по стоимости, составляющей порядка 40% от покупной цены.
Пусть компания в очередной раз обновила автопарк и одно новое авто стоит 1 млн рублей. Компания готовит отчетность, которую в том числе планирует показать банку для предоставления крупного кредита.
В этой ситуации списывать через амортизацию в затраты для бухгалтерской прибыли всю стоимость каждой новой машины — не самая лучшая идея. Ведь примерно 400 000 рублей вернутся обратно при продаже авто через 7 лет эксплуатации. То есть, фактически, расход на закупку одного авто составляет только 600 000 рублей.
Как показать все это банку в отчетности?
Надо установить, что возможная сумма «к возврату» — 400 000 рублей — не уменьшает бухгалтерскую прибыль компании. А именно — на нее не начисляется амортизация.
Вот эти 400 000 и будут ликвидационной стоимостью объекта (автомобиля).
Теперь уточним несколько важных моментов по определению ЛС.
Устанавливая ЛС, нужно отталкиваться от настоящего момента.
Ну и не забыть, что продажа может быть связана с определенными действиями, которые стоят денег. Например, демонтажом объекта, оплатой регистрационных действий, пошлин и тому подобного.
Такого рода траты нужно вычесть из возможной стоимости продажи, чтобы получился «чистый» результат — сколько денег практически поступит в компанию от продажи объекта.
По требованию ФСБУ 6/2020, ликвидационную стоимость нужно устанавливать для каждого объекта, по которому начисляется амортизация.
Срок полезного использования
Второй элемент, который разберем, это СПИ. ФСБУ 6/2020 предлагает 2 метода его определения.
Первый привычен — срок, в течение которого объект ОС (далее будем говорить просто «объект») будет приносить экономические выгоды.
Но ФСБУ 6/2020, как и МСФО, требует, чтобы и этот показатель давал как можно больше информации пользователю.
Так, если имеют место:
то они должны быть учтены при определении срока СПИ. Вплоть до того, чтобы вообще отказаться от определения СПИ по времени и применить второй метод — по выгодам, которые может принести объект. Например, общее количество продукции, которое на нем можно выпустить.
Отметим, что подобный подход — не нововведение. Определение СПИ как объема продукции (работ), которые могут быть получены с помощью объекта, для «отдельных групп ОС» прописано еще в ПБУ 6/01. Однако без расшифровки и указания на обязательность такого выбора.
А вот ФСБУ 6/2020 требует при определении СПИ проводить ряд оценок (п. 9).
То есть, устанавливая СПИ, бухгалтеру надо собрать, проанализировать и вынести оценочное суждение по комплексу фактов, чтобы решить, какой вариант амортизации с этим СПИ будет более показательным для пользователя отчетности.
Кроме того, далее надо периодически отслеживать факторы, на основании которых был установлен СПИ. И если что-то заметно поменялось, СПИ нужно пересмотреть. По смыслу ФСБУ 6/2020, такой пересмотр надо проводить не реже чем один 1 раз в год — на дату, на которую готовите отчетность.
Способ начисления амортизации
К способу, каким будет начисляться амортизация, предъявляют такие же требования, что и к СПИ. Он должен не упрощать работу бухгалтеру, совпадая с тем, что принят в налоговом учете, а наиболее точно показывать пользователю через бухотчетность распределение экономических выгод, получаемых от объекта.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования для начисления амортизации ФСБУ 6/2020 не предусмотрен.
Как можно догадаться, если СПИ определен как период, то выбирать надо из первых двух приведенных на рисунке способов расчета. А третий вариант предназначен для случая, когда СПИ установили в натуральных единицах.
В ФСБУ 6/2020 есть еще несколько важных моментов, о которых нужно помнить:
Расчет амортизации
Как вы уже поняли про ликвидационную стоимость, формулы для расчета амортизации сами по себе не поменялись. Изменилась величина, которую в них нужно подставлять.
Если определена ЛС, то в формулу для расчета амортизации по выбранному методу надо ставить выражение:
(БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ)
ФСБУ 6/2020 не содержит прямого упоминания о праве проводить ускоренную амортизацию. Однако при амортизации способом уменьшаемого остатка допустимо использовать коэффициенты ускорения.
Напомним еще раз, что просто так применить ускоряющий коэффициент нельзя. Должны быть объективные факторы вроде особых условий эксплуатации. И информацию об ускорении амортизации и подтолкнувших к этому причинах нужно раскрыть в отчетности.
Формула, по которой проводить расчет по уменьшаемому остатку и применять коэффициент ускорения, компания определяет самостоятельно. При этом должны выполняться 2 условия:
В завершение темы расчетов немного поясним начисление амортизации в натуральном выражении.
Базовая формула привязывает амортизацию к объему того, что произведено с помощью объекта.
Объем продукции (работ, услуг) для подстановки в формулу надо определять именно по тому, что выпущено. Не по отгрузке и не по выручке от продажи!
Обратим внимание, что ФСБУ 6/2020 не требует начислять амортизацию ежемесячно. Период, за который надо начислить амортизацию, компания устанавливает самостоятельно. Только периоды для амортизации должны соответствовать периоду, за который готовите отчетность — укладываться в финансовый год.
По этой причине формулу для расчета амортизации за месяц мы и назвали базовой. Ее можно адаптировать и для ежеквартального, и, например, полугодичного начисления амортизации.
Несколько важных моментов
В завершение разберем несколько нюансов и ответов на вопросы, которые возникают у бухгалтеров, переходящих на ФСБУ 6/2020.
Как амортизируют ОС, бывшие в употреблении
Есть ли какие-то особенности для определения элементов амортизации для б/у объектов?
Каких-то особых указаний в отношении объектов б/у в ФСБУ 6/2020 нет. Значит, при приеме таких объектов к учету нужно определять элементы амортизации и далее начислять ее так же, как и для любых других объектов.
Есть ли случаи, когда амортизацию по ФСБУ начислять не надо
ФСБУ 6/2020 предусматривает несколько ситуаций, когда амортизацию не надо начислять. Так, не амортизируют:
По всем остальным объектам, даже временно не используемым или находящимся на консервации, амортизацию начисляют (п. 30 ФСБУ 6/2020). Хотя при этом надо пересмотреть элементы для ее начисления таким образом, чтобы амортизация отражала текущее состояние и режим использования объекта.
Согласно ФСБУ 6/2020, по основному способу амортизацию начисляют с даты признания объекта в учете.
Допустимо начать амортизировать ОС с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта, закрепив такой вариант в учетной политике.
Ни проведение госрегистрации, ни фактическое начало использования на дату начала исчисления амортизации не влияет. Для госрегистрации сделано одно исключение: если без нее в принципе нельзя начать использовать объект по назначению.
Когда заканчивать начислять амортизацию
Если начисления начаты с момента признания объекта в учете, то и заканчивать начисление надо с момента снятия объекта с учета.
Если начисления идут с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта, то заканчивать начисления надо аналогично — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета.
Если балансовая стоимость объекта, определенная по ФСБУ 6/2020, стала равна или меньше установленной ликвидационной стоимости, то начисление амортизации нужно приостановить. Термин «приостановить» использован неспроста, поскольку стоимость ОС можно пересматривать (например, при переоценке) и снова стать больше ЛС. В таком случае начисление амортизации надо возобновить до того момента, как балансовая стоимость снова сравняется с ликвидационной.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Можно ли уменьшить срок полезного использования бывших в употреблении основных средств, полученных от физических лиц
Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
Нередко организации получают от физических лиц объекты основных средств (ОС), бывшие в эксплуатации. Например, физические лица часто вносят «подержанное» имущество при оплате долей в уставном капитале юридического лица.
Соответственно, в целях исчисления налога на прибыль у организации возникает необходимость определить срок полезного использования (СПИ) таких ОС. И вот тут возникает спорный вопрос по поводу возможности уменьшения СПИ бывших в употреблении основных средств, полученных от физических лиц. Вопрос немаловажный, поскольку определение СПИ влияет на расчет нормы амортизации ОС.
Попробуем рассмотреть этот вопрос в настоящей статье.
Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты ОС, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом СПИ, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом СПИ данных ОС может быть определен как установленный предыдущим собственником СПИ, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. Если срок фактического использования данного ОС у предыдущих собственников окажется равным СПИ, определяемому классификацией ОС, утвержденной Правительством РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Таким образом, по приобретенным бывшим в употреблении объектам ОС организация вправе, в том числе, определить норму амортизации с учетом СПИ, уменьшенного на период эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом норма п. 7 ст. 258 НК РФ не ограничивает круг таких «предыдущих собственников» по статусу (организация или индивидуальный предприниматель (ИП) или физическое лицо без статуса ИП). Т.е. вроде бы правилом п. 7 ст. 258 НК РФ можно воспользоваться и в том случае, если бывший в употреблении объект ОС приобретен у физического лица без статуса ИП…
Но у главного финансового ведомства иная точка зрения на этот счет. По мнению Минфина России, в случае приобретения объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом правила п. 7 ст. 258 НК РФ (соответственно, не вправе уменьшить СПИ на период эксплуатации имущества предыдущими собственниками), так как физическое лицо не устанавливает и документально не подтверждает СПИ/срок эксплуатации в отношении этого ОС и не амортизирует его для целей налогообложения (см., например: Письма Минфина России от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7937, от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525 и др.).
Насколько обоснована эта позиция Минфина РФ?
На наш взгляд, с ней можно поспорить. Приведем аргументы:
1. Как мы уже отметили выше, норма п. 7 ст. 258 НК РФ в ее буквальном истолковании не исключает применение заложенного в ней правила в ситуации приобретения бывших в употреблении ОС у физических лиц (в т.ч. без статуса ИП).
2. Следует учитывать смысл и цели, заложенные в п. 7 ст. 258 НК РФ, которые состоят в возможности уменьшения СПИ на срок предшествующей эксплуатации (использования) объекта ОС предыдущими собственниками. Это соответствует общему пониманию СПИ как периода, в течение которого объект ОС или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 258 НК РФ). Исходя из этого, статус предыдущего собственника ОС не должен иметь принципиального значения, в т.ч. если речь идет о физическом лице без статуса ИП. Разве эксплуатация объекта физическим лицом не уменьшает его ресурс? Ответ очевиден – уменьшает. А раз уменьшает, значит это должно отражаться и на СПИ этого объекта.
3. В перечисленных письмах Минфин РФ мотивирует свою позицию тем, что физическое лицо без статуса ИП не устанавливает и документально не подтверждает СПИ/срок эксплуатации в отношении ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. В противовес этому в других своих письмах Минфин РФ указывает, что при приобретении объекта ОС у физического лица – ИП положения п. 7 ст. 258 НК РФ могут быть применены (см., например, Письмо Минфина РФ от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172). А чем, собственно, для этих целей принципиально отличается ИП, применяющий, например, упрощенную систему налогообложения? Ведь такой ИП может не вести бухгалтерский учет ОС (пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), и точно также не устанавливает СПИ и не амортизирует ОС для целей налогообложения. С этой точки зрения позиция Минфина РФ не вполне логична.
Здесь уместно вспомнить и о норме п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
На основании изложенного, считаем, при приобретении бывших в употреблении объектов ОС у физических лиц (в т.ч. без статуса ИП) норма амортизации по ним может быть определена с учетом СПИ, уменьшенного на период эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Понятно, этот подход может привести к спору с налоговым органом. Перспективы такого спора с достоверностью оценить, конечно, невозможно, но, полагаем, вероятность положительного для налогоплательщика результата на судебном уровне весьма высока.
Однако, следует помнить, что общими критериями допустимости учитываемых расходов согласно п. 1 ст. 252 НК РФ являются их обоснованность (экономическая оправданность) и документальная подтвержденность. В том числе, и уменьшение СПИ в рассматриваемом случае должно, во-первых, производится на основе достоверных документов, а, во-вторых, быть обоснованным.
Соответственно, возникает вопрос: какими документами в рассматриваемом случае возможно подтвердить период предшествующей эксплуатации объекта ОС?
НК РФ не содержит никаких конкретных положений в отношении того, как и какими документами должен подтверждаться период эксплуатации объекта предыдущими собственниками.
Здесь, по нашему мнению, нужно ориентироваться на несколько параметров.
Прежде всего, нужно обладать задокументированной информацией о дате ввода в эксплуатацию или хотя бы о дате изготовления/постройки объекта ОС (понятно, что период эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками не мог начаться раньше указанных дат). Такая информация, как правило, содержится в регистрационной, технической или иной сопроводительной документации по объекту ОС.
Сам по себе период предшествующей эксплуатации объекта ОС, по нашему мнению, может быть подтвержден различного рода документами:
письмом от предыдущего собственника;
закреплением соответствующих сведений в договоре и (или) акте приема-передачи объекта ОС;
письмами и (или) документами (их копиями) от собственников предшествующих «звеньев».
Возможность подтверждения периода предшествующей эксплуатации объекта ОС с помощью писем продавцов и информации в договоре признана, например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 № 09АП-12225/2009-АК по делу № А40-6396/09-115-19.
По возможности, следует также с привлечением специалистов определить степень износа объекта ОС (например, по амортизируемым объектам недвижимости степень износа, как правило, указывается в технической документации). Если степень износа полученного от физического лица объекта ОС определена, то, считаем, уменьшение СПИ на период предшествующей эксплуатации имущества в соотношении не должно быть больше степени износа. Это логично и снизит вероятность спора с налоговым органом. При таком варианте сведения о фактической эксплуатации объекта будут дополнительно подтверждены степенью износа объекта.
В заключение отметим, что судебной практики по рассмотренному в настоящей статье спорному вопросу нам обнаружить не удалось.
Амортизация автомобиля.Тонкие моменты
Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?
Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.
Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.
Амортизация и регистрация в ГИБДД
Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?
Требования закона…
Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.
Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.
Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).
Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.
…и здравый смысл
Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.
Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.
ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.
Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 36 000 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.
В апреле 2008 года:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51
– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
– 500 руб. – учтены пошлины.
Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.
В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).
Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.
Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.
В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.
Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.
Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.
Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».
ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).
Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.
Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.
Дорогое авто
Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.
Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.
Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.
В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».
Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.
Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.
В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).
Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:
(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.
В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:
750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок