Можно ли управлять автомобилем несовершеннолетнему
Права с 16 лет в России 2021
С апреля 2021 года получить права на управление ТС смогут все граждане старше 16 лет. Поправки обсуждались еще в прошлом году, а с января 2021 — вступили в силу.
В последнем постановлении правительства введены новые понятия: «обучающий вождению» и «обучающийся вождению». Ранее статус ученика и инструктора был не определен, соответственно, при ДТП с участием учебного транспорта было непонятно кто за что отвечает.
Несмотря на то, что обучать вождению на категории “В” и “С” можно с 16 лет, самостоятельно управлять ТС гражданин сможет только по достижении совершеннолетия. Поправок, которые позволят управлять ТС до этого возраста пока не предвидится.
С 1 апреля 2021 вступит в силу новый регламент, согласно которому, официально сесть за руль смогут подростки с 16-ти лет при условии нахождения рядом водителя-наставника.
Водитель-наставник — это водитель, который прошел спец. подготовку, успешно сдал экзамен и получил свидетельство, предоставляющее право на стажировку водителей ТС.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
С 2021 года появится возможность обучать вождению на автомагистралях. Раннее выезд на скоростные дороги был запрещен для учебного транспорта. Это вызывало некоторые трудности: выпускники автошкол не могли адекватно ориентироваться в ситуации и управлять автомобилем на таких дорогах.
Кроме того, появились поправки, касающиеся иностранных граждан. С этого года они смогут обращаться в любое отделение ГИБДД (ранее только по месту регистрации).
Расширился перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам и выдаче водительских прав. Если у ГИБДД есть точная информация о том, что образовательная организация не имеет соответствующей лицензии в период прохождения обучения — будет отказано в сдаче экзамена.
Последнее нововведение: водители, которые были лишены ВУ смогут освоить новую категорию только после возврата изъятого у него водительского удостоверения.
Многие поправки, связанные с проведением экзамена ГИБДД вступят в силу с 01.10.2021. Тогда же из обучения уберут автодром, но элементы этого экзамена войдут в практический экзамен.
Памятка для родителей «Управление транспортными и иными средствами передвижения несовершеннолетними»
Уважаемые родители! Хотим обратить Ваше внимание на одну из важнейших тем, как управление транспортными средствами несовершеннолетними. В весенне-осенний сезон мотоциклы, велосипеды, новомодные гиросуторы, самокаты и прочие средства не теряют своей актуальности. И каждый родитель, покупая своему ребенку такой желанный подарок, должен в первую очередь подумать о безопасности, здоровье, а возможно и жизни своего ребенка.
ПОМНИТЕ!
На скутере и мопеде имеют право ездить лица, достигшие 16 лет, получившие водительское удостоверение категории «А1» (легкие мотоциклы, объем двигателя которых не превышает 125 см3), категории «М» (мопеды, скутеры, мотороллеры, мотики, объем двигателя которых не превышает 50 см3).
Езда на мотоцикле требует наличия водительского удостоверения (категория «А») и страховки. Ездить на мотоцикле можно только при достижении 18-летнего возраста.
Объясните ребенку, что передвигаясь на любом из перечисленных транспортных средств наличие наушников в ушах увеличивает шансы попасть в ДТП.
Ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрена 12 главой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортными средствами, предусмотрен административный штраф в размере 2500 рублей (статья 12.7 КоАП РФ).
Родителям и законным представителям несовершеннолетних необходимо помнить, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.
Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Комиссия по делам несовершеннолетних разъясняет ответственность за передачу руля несовершеннолетнему
Комиссия по делам несовершеннолетних разъясняет ответственность за передачу руля несовершеннолетнему
Любое транспортное средство согласно законодательству является источником повышенного риска. От мастерства, опыта и профессионализма водителя зависит не только его жизнь, но жизнь, безопасность и здоровье всех участников дорожного движения.
Случаи, когда за рулем оказывается подросток, без удостоверения водителя, должного опыта вождения и сноровки — уже не редкость.
Несовершеннолетний не может управлять транспортным средством, не имея удостоверения водителя, будь то автомобиль, мотоцикл либо скутер.
Согласно ст. 12.7 ч.1 КоАП РФ к лицу, управляющему автомобилем и не имеющим на это права (исключение составляет учебная езда) будет применено административное взыскание от 5 до 15 тысяч рублей. Также несовершеннолетний водитель будет лишён права управлять ТС, а сам автомобиль задерживается и отправляется на штрафстоянку.
Управлять мопедом (права категории М) можно с 16 лет.
К управлению мотоциклом, объём двигателя, которого до 125 см3 (права категории А1) допускаются лица, которым исполнилось 16 лет.
Получить водительские права на управление автомобилем (права категории В) можно с 18 лет.
Ответственность за передачу руля несовершеннолетнему
Также не пройдёт бесследно это и для хозяина ТС передавшего управление автомобилем несовершеннолетнему.
Согласно ст. 12.7 ч. 3 КоАП за передачу руля несовершеннолетнему предусмотрено наказание. Передача руля несовершеннолетнему без прав в 2020 году наказывается наложением административного штрафа размером в 30 тысяч рублей. Машина соответственно будет задержана и отправлена на штрафстоянку, со всеми вытекающими последствиями. Для сравнения – раньше сумма штрафа по данному правонарушению для владельца транспортного средства составляла две с половиной тысячи рублей.
Наказание за управление ТС несовершеннолетним отягощается, если водитель, находясь за рулем, был в состоянии алкогольного опьянения. Какой штраф грозит хозяину автомобиля, также указано в Кодексе РФ по административным нарушениям. В этом случае хозяину ТС должен будет уплатить штраф 30 тысяч рублей и может быть лишён прав на управление авто сроком от полутора до двух лет. Если правонарушение будет зафиксировано вторично, то сумма штрафа увеличится — 50 тысяч рублей, и лишить прав могут уже до трёх лет. К лицу, которое не достигло совершеннолетнего возраста и, соответственно, не имеющему права на управление автомобилем, находящемуся в момент управления ТС было в состоянии алкогольного опьянения, не применяется административный арест. В этом прецеденте, согласно ст. 12.8 ч.3 КоАП, несовершеннолетнему нарушителю грозит наложение взыскания в 30 тысяч рублей.
Необходимо понимать — хозяин транспортного средства должен выполнять установленные федеральным законом функции касательно страхования гражданской ответственности и управлением ТС. Соответственно, подросток, управляющий автомобилем ввиду несовершеннолетия, не может быть вписан в страховой полис ОСАГО, а это уже нарушение ст. 12.37 ч.2 КоАП. Нарушения этого пункта КоАП чревато для владельца авто административным взысканием в размере 800 рублей.
Если несовершеннолетний правонарушитель ПДД не имеет самостоятельного заработка, то согласно ст.32.3 ч.2 КоАП штраф будет взиматься с родителей или любых других законных его представителей. Кроме того, материал о правонарушении может быть передан в комиссию по делам несовершеннолетних.
Также родители или любые иные уполномоченные законом представители несовершеннолетнего могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 5.35 ч.1. КоАП. В ней сказано, что за неисполнение или недобросовестное выполнение своих обязательств по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего родителям или другим законными представителями подростка согласно КОАП может быть вынесено предупреждение либо штраф в размере от 100 до 500 рублей. Ведь не кто иные, а родители отвечают за действия своих детей.
Любой родитель думает, что дети попадают в ДТП случайно, и будет обвинять в том, что произошло любого, но только не себя. Многоуважаемые родители, Вы и только лишь Вы будете виновны в том, что ребёнок окажется за рулём, так как Вы несёте за него полную ответственность.
За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно
В Госавтоинспекции подтвердили намерение разрешить получившим права автомобилистам садиться за руль уже с 17 лет. Об этом рассказал замначальника ГИБДД Владимир Кузин, анонсируя всероссийский конкурс отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) «Безопасное колесо».
«Предложение о том, чтобы управлять автомобилем с 17 лет, выдвинуто, — сказал Кузин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Когда она будут в окончательном варианте оформлена и законодательно принята — пока сложно сказать, это зависит от графика работы Госдумы. Но такая идея поддержана всеми и, думаю, она реализуется. Дети, участвующие в мероприятиях, которые мы проводим, должны об этом знать. Полученные во время обучения навыки и знания о ПДД, они смогут использовать уже как водители».
Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.
При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.
Вторым шагом стали поправки, которые разработали в закон «О безопасности дорожного движения» — согласно предложенным изменениям, управлять автомобилем можно будет уже с 17-летнего возраста. Но в каждой поездке их должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, с действующим водительским удостоверением категории «B» — для легковых автомобилей или подкатегории «В1» — для трициклов и квадрициклов.
«Сопровождающий несовершеннолетнего водителя нужен для оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и контролем за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД», — говорится в документе. Сейчас законопроект ушел на рассмотрение в правительство и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.
С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.
Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») поддерживает своего коллегу и уверен, что водители-новички, как правило, реже попадают в более серьезные ДТП, поскольку перестраховываются на дорогах.
«Скорее водители со стажем от 10 лет и более, могут позволить себе грубые нарушения ПДД, так как считают, что у них уже много опыта. Так и происходят смертельные ДТП, — рассуждает Васильев в беседе с Autonews.ru. — Если за руль можно будет садиться с 17 лет и подросток действительно этого хочет, он будет внимательно изучать ПДД и в школе, и в институте, это очень полезно. Потом водителю год нужно будет ездить с сопровождающими, понятно, что это в первую очередь будут его родители, которые смогут поделиться своим опытом. Если подросток будет знать, что уже с 17 лет сможет стать настоящим водителем, то он лучше будет изучать ПДД в школе и институте. Поэтому чем раньше автомобилист сможет получить права, тем лучше в плане соблюдения ПДД».
Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.
Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.
«Эта тенденция указывает в том числе, и на спрос на получение водительских прав в более раннем возрасте. Поэтому технически идея абсолютно верная. Но не совсем понятно, как инспекторы ГИБДД будут это контролировать с учетом сокращения их штата», — рассуждает Соловьева.
Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.
На вопрос о том будет ли для 17-летнего водителя с наставником тариф ОСАГО ниже, чем для 18-летнего, но без наставника, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) затруднились. Там объяснили, что базовый тариф определяет страховщик в рамках коридора. «Мы можем предполагать, что страховщики будут оценивать таких водителей-новичков как высокорисковый сегмент, однако конкретные базовые ставки все равно будет устанавливать страховщик, причем у разных страховщиков это могут быть разные цифры», — сказали в РСА.
Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.
«Статистику о том, поможет ли наличие наставника снизить аварийность, еще предстоит собрать. Можно предполагать, что это позитивным, но не станет решающим фактором с точки зрения предотвращения аварий, — считают в РСА. — Возможно, для таких водителей имело бы смысл ввести обязательную телематику, что позволило бы страховщикам дополнительно контролировать стиль вождения и рассуждать о возможных скидках».
Подробная статистика по выдаче удостоверений новичкам в категории «B» у ГИБДД есть только за 2019 год — тогда таким автомобилистам выдали 1,07 млн документов. При этом общее количество экзаменов по всем категориям превысило 8 млн — далеко не все сдавали с первого раза. Что касается ДТП, то, если сравнить показатели 2019 и 2020 гг. можно отметить, что резких скачков в ту или иную сторону не происходит.
Ответственность несовершеннолетних и их родителей за нарушения Правил дорожного движения
Родители, приобретая своим детям, не имеющим водительских прав, мопеды и мотоциклы (скутеры), предоставляя возможность прокатиться на машине, потренироваться основам вождения, поощряя за отличную учебу, просто чтобы не мешали делам взрослых, сознательно толкают их на нарушение ПДД, тем самым провоцируют совершение ДТП, в том числе с тяжкими последствиями.
Так, например, 26 марта около 22:00 часов 16-летний горожанин, не имеющий права управления транспортным средством и находясь в состоянии алкогольного опьянения, сел за руль автомобиля ВАЗ-21053, принадлежащего его отцу.
Необходимо отметить, что помимо ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушение, возможно и наступление административной ответственности их родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ) в виде предупреждения либо штрафа в размере до пятисот рублей (правонарушение рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних).
Возможно, что из-за столь незначительного наказания, родители продолжают пренебрегать жизнью и здоровьем детей, допуская их до управления транспортными средствами. Не зависимо от того исполнилось несовершеннолетнему 16 лет или нет, все же имеются законодательные рычаги воздействия. Так, за передачу управления ТС лицу, не имеющему права управления данные родители (законные представители) могут быть привлечены по ч.3 ст. 12.7 КоАП РФ (штраф 30000 руб., накладывает начальник отдела ГИБДД). За передачу управления несовершеннолетнему, находящемуся в состоянии опьянения родители (законные представители) могут быть привлечены по ч.2 ст. 12.8 КоАП РФ (штраф 30000 руб., либо лишение права управления сроком от 1,5 до 2 лет, рассматривается судом).
В основной массе несовершеннолетние, особенно в летнее время, управляют мототехникой, чем провоцируют жалобы населения. Именно в это время, нарядами ДПС задерживаются несовершеннолетние нарушители (в текущем году на дорогах республики зарегистрировано 2 ДТП с участием мототранспорта под управлением несовершеннолетних водителей, не имеющих права управления).
За нарушения ПДД, в зависимости от степени и формы вины, наличия и характера вредоносных последствий, может наступить административная, уголовная и гражданская ответственность.
Несовершеннолетний, достигший возраста 16-ти лет может быть привлечен за все нарушения ПДД, включая управление в состоянии опьянения ст. (штраф 30000 руб, рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних), управление ТС без права управления (штраф 30000 руб., рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних). Единственным преимуществом, который пользуется несовершеннолетний нарушитель ПДД, является отсутствие наказания в виде административного ареста.
Уголовная ответственность несовершеннолетних тех случаях, когда нарушения ПДД носят преступный характер, ответственность за их совершение предусмотрена УК РФ, а именно: ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». За их совершение предусмотрены следующие виды наказаний: ограничение свободы на срок до 3 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, арест на срок до 6 месяцев, лишение свободы на срок до 9 лет, лишение права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
Административная ответственность. За нарушение ПДД КоАП РФ устанавливает следующие виды административной ответственности: предупреждение, административный штраф, который может варьироваться от пятисот до пятидесяти тысяч рублей, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Гражданско-правовая ответственность. Общие вопросы возмещения (вреда) ущерба, причиненного в результате совершения дорожно-транспортного происшествия, регламентируются гражданским законодательством (глава 59 ГК РФ).
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или иными законными представителями.