Мультиметр вместо тахометра для авто
Мультиметр вместо тахометра для авто
Мультиметр в роли тахометра
При ремонте и настройке карбюратора автомобиля необходимо с достаточно большой точностью измерять частоту вращения коленчатого вала автомобиля. Обычно её определяют по частоте импульсов тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Стрелочные тахометры, которыми оснащены многие автомобили для регулировки карбюратора не достаточно пригодны. Для измерения данного параметра нужен достаточно точный цифровой тахометр.
В качестве тахометра можно использовать обычный мультиметр, дополненный приставкой, схема которой показана на рисунке.
Практически, это известная схема стрелочного частотомера, в котором частота входных импульсов нормируется по амплитуде и скважности и на RC-цепи преобразуется в постоянное напряжение, линейно пропорциональное частоте. Только входная цепь нормированэ под параметры импульсов, снимаемых с первичной обмотки катушки зажигания, а выходное напряжение нормировано так, чтобы число вольт было равно тысячам оборотов в минуту.
Рассмотрим схему. Напряжение в бортовой сети автомобиля нестабильно, поэтому для питания микросхем используется интегральный стабилизатор А1, с выходным напряжением 6V Здесь можно использовать любой другой стабилизатор с выходным напряжением 6V.
Контакт «К» подключают в контакту катушки зажигания, соединенному с прерывателем или коммутатором. _ Обычно этот контакт катушки так и подписан «К», но бывают и другие схемы, когда «К» идет к +12V, а «+Б» к прерывателю. Перед подключением это нужно проверить.
Цепь R1-R2-VD1 ограничивает амплитуду импульсов на входах D1, так чтобы она не превышала напряжения питания 01.
Микросхема D1 формирует импульсы правильной логической формы. Они поступают на ждущий мультивибратор на микросхеме D2, который при поступлении каждого входного импульса формирует импульс длительностью 5 mS. Эти импульсы интегрируются цепью R5-C5 в постоянное напряжение. При частоте вращения вала 1000 об/мин на С5 будет напряжение 1V, при частоте 2000 об/ мин напряжение 2V. Прибор способен измерять частоту вращения до 4000 об/мин. Соответственно, максимальное напряжение на С5 равно 4V.
В качестве генератора образцовых сигналов при налаживания тахометра можно использовать обычный силовой трансформатор с выходным переменным напряжением около 12V. Подайте на схему питание 13V от лабораторного источника, подключите к выходу мультиметр, а на вход подайте переменное напряжение 50 Гц со вторичной обмотки этого трансформатора (обмотку подключить между «К» и «GND».
Подстраивая R4 добейтесь показаний «1,5V» по индикатору мультиметра.
На этом настройку можно считать завершенной.
Теперь несколько слов о настройке карбюратора автомобиля «ВАЗ» с использованием данного прибора, на примере «ВАЗ-2108».
1. Настройка карбюратора на холостой ход. Необходимо установить номинальную частоту вращения коленвала на холостом ходу при допустимом содержании СО в выхлопе не более 2%.
Действия такие. Подключаете тахометр «+13V» к положительной клемме аккумулятора, «GND» к массе (минус аккумулятора). Контакт «К» — к контакту катушки зажигания, соединенному с выходом коммутатора («К»),
Пускаете двигатель и прогреваете его до номинальной температуры
Очень медленно вращаете винт качества смеси в ту и другую сторону, пока не найдете положение, при котором показания прибора максимальны. Затем винтом количества устанавливаете показания прибора 900-950mV, и снова немного подстраиваете винт качества, чтобы эти показания были максимальными.
Теперь нужно дать двигателю поработать некоторое время (1-2 минуты). Затем, запомните показания прибора (допустим было 928mV), и очень медленно завинчивайте винт качества до тех пор, пока показания прибора не уменьшатся на 100mV (в нашем случае, до 828mV).
Дайте двигателю поработать около минуты, и винтом количества установите номинальную частоту вращения, согласно требованию для данной модели автомобиля (например, 850 об/мин для ВАЗ-2108).
При такой регулировке содержание СО (если двигатель исправен) будет в пределах 1,5-2%.
2. Регулировка пускового механизма.
На прогретом двигателе вытяните ручку подсоса и тонкой отверткой откройте воздушную заслонку, так чтобы она была открыта примерно, на две трети. При этом частота вращения коленвала должна быть около 2800-3000 об/мин.
Запомните эту величину (например, получилось 2930). Далее, уберите отвертку от воздушной заслонки и винтом регулировки пускового зазора воздушной заслонки добейтесь того, чтобы показания прибора были на 200 об/мин меньше установленных ранее (в нашем случае, было 2930, значит теперь должно быть 2730).
На этом регулировку карбюратора на холостой ход и регулировку пускового механизма можно считать завершенной.
Тахометр из мультиметра
Опции темы
Тахометр из мультиметра
Купил мультиметр M890G с возможностью измерять частоту до 20КГц. Возникла идея сделать тахометр на базе этого вычислителя.
Сам я не радиоспец.
Подскажите простейшую схемку, которая бы давала импульсы. Напрашивается идея применить фоточувствительный датчик. но как это все замутить и поделить на 2 (две лопасти) я не знаю.
Можно взять за основу схему(входную часть) автостопа для ЛПМ,коих полно было в журналах Радио,etc.
После нее триггером(например 561ТМ2) поделить на 2 и скормить щупам 890-го.
Дык он показывать-то будет количество импульсов в секунду, ну или в 2 секунды, если поделишь на 2. А тебе надо обороты в минуту. То есть, количество импульсов за 30 секунд, если 2 лопасти. Так что удобно не получится, как ни крути.
А вообще,конечно,лучше,сразу,делать нормальный тахометр.
Получится гораздо компактнее и удобнее в эксплуатации…
Да, остаётся автору решить, что проще: обороты в секунду переводить в обороты в минуту или «приобрести (сделать) нормальный тахометр»!
Подскажите простейшую схемку, которая бы давала импульсы. Напрашивается идея применить фоточувствительный датчик. но как это все замутить и поделить на 2 (две лопасти) я не знаю.
А лучше не фоточуствительный датчик а маленький электретный
микрофон с усилителем-одной мелкосхемы наверно хватит. И в область
шустровращающихся частей ничего не надо будет подносить, и
делить на количество лопастей результат не надо. Один хлопок-один
оборот!
ЖЖЖЖужи мотор.
Лети модель.
А лучше не фоточуствительный датчик а маленький электретный
микрофон с усилителем-одной мелкосхемы наверно хватит. И в область
шустровращающихся частей ничего не надо будет подносить, и
делить на количество лопастей результат не надо. Один хлопок-один
оборот!
ЖЖЖЖужи мотор.
Лети модель.
Не понял.
Куда ты это предлагаешь подключать?
ochen interesnoe reshenie a glavno prostoe. a nelzya li popodrobnei kakoi kondensator skolko volt podkluchat kdatchiku pochemu delit na 20 ili 30 bolshoe spasibo zaranie.
Питание 5 V, конденсатора хватит 0,1-0,5 мкф(не пропускает постоянную составляющюю с датчика).
А пересчет прост. (Просьба не пинать ногами за объяснения, лектор и педагог из меня слабый).
1Гц-60 оборотов в минуту(а так как винт двухлопастный то получаем 30 или 20 для трехлопастного).Умножаем показания в герцах на коэффициент и получаем результат.
Проверялось и с 7 лопастным пропеллером от кулера охлаждения процессора.Естетственно значения близки к истине, но думаю что погрешность даже в 10% не столь существенна.
proshu menya toje ne pinst tak kak velektronike nichego ne ponimau.
hochu utochnit ili ya pravilno ponyal.
znachit nado vzyat infrokrasni izluchatel iz kokogo-nibud pulta podkluchit knemu 5v i izluchat iz nego vpropeller. sdrugoi storoni postavit infrokrasni priemnik ( mojno razobrat u sosedskogo televizora ) knemu podkluchit kondensator ne ponyal tolko kak paralelno ili po ocheredi? i knim je podkluchat multimetor cotori izmeryaet chistotu. ispravte esli oshibaus.
proshu menya toje ne pinst tak kak velektronike nichego ne ponimau.
hochu utochnit ili ya pravilno ponyal.
znachit nado vzyat infrokrasni izluchatel iz kokogo-nibud pulta podkluchit knemu 5v i izluchat iz nego vpropeller. sdrugoi storoni postavit infrokrasni priemnik ( mojno razobrat u sosedskogo televizora ) knemu podkluchit kondensator ne ponyal tolko kak paralelno ili po ocheredi? i knim je podkluchat multimetor cotori izmeryaet chistotu. ispravte esli oshibaus.
Питание фотоприемника 5V, а на излучающий светодиод при таком напряжении питания надо подавать через резистор 560-750 Ом.Хотя бываю приемники и с пониженым питание.Необходимо будет посмотреть по параментрам.А вот где поискать уже не подскажу.
po moemu nichego ya ne ponyal. esli vam ne trudno ne mogli bi vi pomestit shemku?
QUOTE(Стахановец @ Oct 17 2004, 08:52)
А лучше не фоточуствительный датчик а маленький электретный
микрофон с усилителем-одной мелкосхемы наверно хватит. И в область
шустровращающихся частей ничего не надо будет подносить, и
делить на количество лопастей результат не надо. Один хлопок-один
оборот!
ЖЖЖЖужи мотор.
Лети модель.
Не понял.
Куда ты это предлагаешь подключать?
ЖЖЖЖужи мотор.
Лети модель.
![]()
Достаточно при измерении закашляться. А как электро мерять?
![]()
они жужат очень размеренно, и некоторые винты по разному поют.
А чем не подходит схемка тахометра, лежащая тут:
http://www.rcdesign.ru/rus/electronics/
Или хотя-бы входная часть, с фотодатчиком.
Лет десять назад я сделал себе тахометр на микросхемах 564 серии и ЖК индикаторе. Оптическая система состоит из 7-и кратной лупы и фототранзистора с усилителем на 140 серии операционнике.
Оптика настраивается на фокус примерно в 10 см от тахометра. Тогда она видит даже белые лопасти на фоне неба. Тахометр работает уже 10 лет безотказно. Сейчас я не стал бы возиться и взял бы готовый.
Акустический тахометр только на первый взгляд так прост. Для надежной фиксации сигнала там надо ставить цифровую фильтрацию, что и сделано в фирменной продукции. Но она очень дорога и в моделизме я ее не встречал.
Если есть желание поковыряться с электроникой, сделай лучше тахометр для вертолетчиков, позволяющий измерять обороты главного ротора в полете вертолета и даже при выполнении фигур. Принцип и способ применения опубликован в 9 номере FMT за этот год.
Отвечаю, что не придётся т.к. свой двиг. будет находится практически
рядом ну примерно не далее метра, при этом соотношение уроней звукового
давления хоть в разАх, хоть в децибелах будет большИм или даже
огромным. Ну и уж если на то пошло, то элементарно можно поставить
на вход усилителя переменный резистор, которым будем регулировать
чутьё прибора. И всё!
Добавлю, что подобное делал и оно работало, только индикация
была аналоговая, и дальше макетной платки дело не двинулось.
Это было во времена когда не всякую микросхему 155 серии
можно было купить.
Ещё добавлю от себя, что особой нужды в измерении оборотов с
точностью доступной цифровым приборам вообще не вижу, при
хоббийном подходе к этому делу. Другое дело, что сегодня
ЖКИ и несколько необходимых мелкосхем для этого легко доступны
и относительно недороги.
Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться
Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.
Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.
Зачем он нужен
Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.
Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.
В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.
Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.
Обзор популярных моделей
Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.
Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:
В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.
Mastech MS6231
Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.
MS8211
Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.
С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов). Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).
Видео — обзор такого мультиметра:
В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:
Весьма оригинальный и полезный прибор.
UNI-T UT105
Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.
Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)
Fluke 88V
Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.
Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.
Trisco DA-400
Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).
Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.
Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю
В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.
Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!
Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:
В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.
Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.
В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и …далее лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.
Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах
Рассмотрим на примере MAS830L.
Как проверить напряжение
Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует о работоспособности генератора автомобиля.
Как измерить ток
Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.
Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.
Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.
Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.
На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.
Видео — как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:
Измерение сопротивлений
Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.
Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.
Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.
«Прозвонка» предохранителей и цепей
Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.
Проверка диодов
Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.
На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.
Общие рекомендации
Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.
Научитесь им пользоваться, для начала хотя бы измерять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В холодное время года это наверняка пригодится.
Не приобретайте слишком дорогой мультиметр, тем более, профессиональный. Для обычных измерений вполне достаточно обычного тестера.
Проверьте при покупке, есть ли предел измерений тока 10 Ампер. Он часто бывает нужен при контроле цепей автомобиля.
После использования мультиметра в режимах измерения тока и сопротивления, сразу переключите прибор в режим измерения напряжения или выключите его. Измерение напряжения в цепи при случайно оставленном режиме измерения тока либо сопротивления – наиболее частая причина его выхода из строя.