Мустанг машина 1980 года
Mustang — спорткар для 1980-х! Оригинальная брошюра Ford.
Пока я был в Штатах, я активно пользовался возможностью сэкономить на доставке и заказал, в том числе, брошюру Ford Mustang «правильного» для меня 1980 года. На 20 страницах достаточно подробно описывается машина, которой на тот момент корпорация вполне могла гордиться — как-никак, это всего-то второй год выпуска Mustang третьего поколения на платформе Fox… В тексте копирайтеры Ford называют, достаточно справедливо, этот автомобиль «спорткаром для 1980-х», но, конечно, через 37 лет видно, насколько далеко ушло наше восприятие и конкретно Mustang, и спортивных машин вообще.
Так, уже давно в ассортименте Ford нет «2-дверного седана» в качестве базового кузова для их пони-кара (правда, с 1994 года все закрытые Mustang являются как раз полноценными купе, а не хэтчбеками).
Разумеется, вернулся в строй кабриолет, но в 1980-м году Детройт ещё был напуган потенциальным федеральным запретом на кабрики и потому даже не пытались вложить деньги в такие кузова — оплошность, которую всей Большой Тройке пришлось дорого исправлять буквально через несколько лет…
Конечно, ушла в прошлое и методика «сделать спортивную версию с помощью броских наклеек» — та самая Cobra, которая у меня, технически минимально отличалась от прочих Mustang 1980 года: никакого сравнения с современными Shelby, которые представляют собой практически другой автомобиль в плане агрегатов…
Кое-какие решения сделали полный цикл: на нынешнем, шестом поколении Mustang снова предлагается 2,3-литровая турбированная «рядная четверка», как и в 1980-м. Причем, тоже как и 37 лет назад, это не базовый мотор, а средний в ассортименте. Но, к счастью, мощность 2.3 турбо выросла вдвое за это время, а даже базовый мотор выдает гораздо больше, чем 88 л.с. — показатель, вообще немыслимый даже тогда для машины, хотя бы номинально претендующей на звание спортивной!
Но, стоит отметить, что кое-что таки стало хуже: я уверен, что приложив некоторые усилия, дизайнеры смогли бы сделать современные машины с не меньшим разнообразием цветов и обшивок салона, да и двухцветные комбинации экстерьера больше не встречаются в серийных авто. Вообще, цветовая гамма парадоксально становится всё меньше и меньше — рыночный спрос на черные, серые и белые автомобили диктует унылое предложение даже для спорткаров.
Третье поколение Ford Mustang(1979—1993)
В 1979 году появилось новое поколение Мустанга. Технической основой автомобиля стала платформа Fox Platform, на базе которой к тому времени уже были созданы компакты Ford Fairmont и Mercury Zephyr. Позднее на базе той же платформы были созданы Ford Thunderbird, Ford LTD, американский Ford Granada, и даже Lincoln Continental 1982 года, что позволило достичь высокой унификации внутри модельного ряда. Внешне и по размеру автомобиль напоминал европейские Форды тех лет моделей Sierra и Scorpio. Базовые двигатели так же были европейскими, но, в отличие от европейских моделей, на Mustang в топовых комплектациях ставились V8 достаточно большого объёма.
После второго нефтяного кризиса 1979 года производство двигателя «Ford Windsor 302 V8» (4,9 л) было прекращено в пользу нового «Ford Windsor 255 V8» (4,2 л), обладающему меньшим расходом топлива. Это был единственный двигатель V8, который предлагается в 1980 и 1981 годах, и самым слабым V8 (120 л.с. (89 кВт)), когда-либо ставившимся на Mustang. Это означало что «2,3 L Turbo 4» являлся самым эффективным двигателем на тот момент. Но «Turbo 4» столкнулся с массой проблем, связанных с надежностью — недостаточная смазка приводила к преждевременному выходу турбонагнетателя из строя, и даже к пожару. Он был указан в качестве опции с 1981 года, но продажи падали, и в 1982 году он был доступен только в Канаде.
Возрождение Ford Mustang началось в 1982 году с возвращением «Ford Windsor 302 V8» (4,9 л) в версии «High Output», он развивал 157 л.с. (117 кВт) благодаря новым клапанам, новой форме камеры сгорания, большому двухкамерному карбюратору, а также улучшенным впускной и выхлопной системам. Двигатель «3.8 L Essex V6» заменил рядную шестёрку 3,3 L.
В 1983 году, через пять лет производства третьего поколения, произошли некоторые изменения и улучшения. Также после 10-летнего перерыва стал предлагаться Mustang с кузовом кабриолет. Большинство кабриолетов были оснащены двигателем V6, хотя и были также изготовлена 1001 модификация GT с двигателем V8. Mustang GT получил четырёхкамерный карбюратор и новый впускной коллектор, в результате чего мощность выросла до 175 л.с. (130 кВт). Турбированный 4-цилиндровый (2,3 л) также вернулся в список опций (для версии «Turbo GT», оснащённой «Traction-Lok» — дифференциалом повышенного трения), но теперь с впрыском топлива и мощностью 145 л.с. (108 кВт).
В 1985 году Mustang GT получил новые головки блока цилиндров, новый четырёхкамерный карбюратор Holley, новые более агрессивные распределительные валы (только для моделей с механической коробкой передач), новый выпускной коллектор, и псевдо-двойной выхлоп. Номинальная заявленная мощность составляла 210 л.с. (157 кВт). Это был последний карбюраторный V8 для Mustang’а, в 1986 году Ford выпустил первый V8, имевший многоточечный впрыск топлива, мощностью 200 л.с. (150 кВт).
В 1987 году автомобиль подвергся существенному рестайлингу, с тех пор поклонники Ford Mustang’а разделяют автомобили третьего поколения на два сегмента: автомобили 1979—1986 года выпуска, которых в народе называют «foureyes», и автомобили 1987—1993 годов, получившие название «aeronoses», из-за различного оформления передней части кузова. Задние фонари и задние окна потеряли решетчатые элементы дизайна. Производство варианта V6 было прекращено, а 4-цилиндровый двигатель получил впрыск топлива. С новыми головками цилиндров мощность двигателя V8 подскочила до 225 л.с. (410 Н·м крутящего момента).
Начиная с 1990 года стала стандартной подушка безопасности водителя. Единственный жест Ford по поводу 25-й годовщины Ford Mustang’а — маленькая эмблема галопом несущейся лошади на всех моделях, построенных в период с 27 марта 1989 года и до конца модели 1990 года.
В 1992 году двигатели 2.3L I4 получили пересмотренные головки цилиндров с двумя свечами зажигания на цилиндр, увеличив мощность с 88 до 105 л.с.
Производство Ford Mustang’а прекратилось в 1993 году, с введением четвертого поколения Мустангов.
KUNST! Биография легендарного пони-кара Ford Mustang
Сорок с лишним лет истории Мустанга не изменили его характера. Он кажется несущимся вперёд даже стоя на месте.
Когда целый класс автомобилей называют именем одного из них — это высшая степень признания. Единицы удостоены этой чести: с ходу вспоминаются разве что Jeep да Volkswagen Golf. В тот же ряд можно смело поставить и Ford Mustang. Его прозвище стало нарицательным для ярких машин со спортивным имиджем. Chevrolet Camaro, Pontiac Firebird, Dodge Challenger стали классикой этого жанра, но и сейчас обречены носить кличку родоначальника-конкурента. Великолепная месть!
Кстати, почему пони? Не только лошадиное имя Мустанга тому причиной. Пони-кары были младшими братьями «жеребцов» — масл-каров (muscle cars). Пони немного уступали старшим в мощности, но превосходили их в комфорте и богатстве отделки. Пони-кары создавались для развлечения, а не для скорости. В общем, «пони — это маленькие кони».
Техническим прорывом Mustang не был. Схема подвески — Макферсон спереди, зависимая на полуэллиптических рессорах сзади — была позаимствована у Фалькона. Как и трансмиссия: трёхступенчатая «механика» либо двух- или трёхдиапазонный «автомат». Базовым мотором была фальконовская же рядная «шестёрка» 2.8, дополняли выбор «восьмёрки» объёмом 4,3 и 4,7 л мощностью 164 и 210 сил. Габариты считались компактными: 461 см в длину и 173 в ширину. Минимальная масса составляла 1080 кг.
Успех был фантастическим. Ажиотаж принял форму эпидемии. В Питтсбурге толпы дилер не мог перегнать автомобиль с мойки в торговый зал. В Техасе 15 человек потребовали продать им выставочный образец. Автомобиль достался самому настойчивому, который отказался покидать машину и даже ночевал в ней, пока оформлялись документы. За первый год планировали продать 75 тысяч авто, реально на Mustang поступило 22 тысячи заказов в первый же. день!
Пришлось переналадить под производство новой модели ещё один завод. Ещё через год — третий. За первые 12 месяцев продали 418 тысяч машин, а за два года — миллион. Кроме ширпотреба был и эксклюзив — версию Shelby GT350 готовило ателье Кэрролла Шелби. Модификация GT350 выпускалась только в кузове фастбек без задних сидений и оснащалась форсированной до 306 л.с. «восьмёркой» 4.7. В 1967 году к ней добавился ещё более мощный Mustang — GT500.
Опомнившиеся конкуренты бросились вдогонку. В 1966 году появились Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Популярность стала причиной основания в 1966 году специальной гоночной серии Trans Am, ставшей для них гладиаторской ареной. Этапы Транс Ама проводились по всей Америке от океана до океана (отсюда название) на треках и на обычных дорогах, отчего серия слыла даже более народной, чем NASCAR. Чемпионат 1967 года выиграл Джерри Тайтус на Shelby GT350. В его успех повторил Парнелли Джонс. Эти победы создали Мустангам устойчивый спортивный имидж, хотя большинство из них продавалось со слабосильными двигателями.
Тем не менее к концу Camaro и Firebird изрядно потеснили Mustang на рынке. Успехи джиэмовцев побудили Генри Форда переманить в 1968 году из GM автора Camaro, дизайнера Ларри Шиноду, и Семона Кнудсена, которому предложили должность президента. Претендовавший на этот пост Якокка остался ни с чем. Однако в 1969 году по его инициативе был начат проект Мустанга II. А команда из GM тем временем наращивала Мустангу мышцы. В дополнение к «восьмёрке» в гамме появился двигатель V8 4.9, носивший индекс J. На вершине моторного списка возник семилитровый V8 с индексом R, c 335 «конями», потом Q такого же объёма и, наконец, Z, он же 429 (по объёму в кубических дюймах) — объёмом 7,03 л. Этот монстр развивал 375 сил по паспорту и все 410 по факту.
Публика немедленно проголосовала долларом — годовые продажи Мустангов упали до 120 тысяч. К этому добавились общие беды американского автопрома: ужесточение норм экологии и безопасности, повышение стоимости автостраховки. Довершил дело нефтяной кризис 1973 года: цена галлона (3,9 л) бензина поднялась с 36 до 55 центов к 1974 году. Для Эры мускулов это означало конец.
И тут Якокка достал из рукава джокера — Mustang II. Размеры «второго» Мустанга были даже меньше, чем «первого». Двигатели вызвали у фанатов истерику — в базовом исполнении применялась «четвёрка» 2.3 Kent от европейской модели Ford Capri, а в качестве топового использовался мотор V8 4.9 мощностью (подумать только!) 140 «лошадей»!
Правда, это с учётом принятого в 1972 году стандарта измерения мощности «нетто» (учитывающего потери на привод навесного оборудования), раза в полтора убавившего «поголовье» под американскими капотами. Но измученные кризисом американцы приняли новинку на ура, сметя с прилавков 1,5 миллиона машин за четыре года ().
Конечно, харизмы этому автомобилю явно недоставало. Едва экономика слегка поправилась, как он оказался не нужен. Тогда же закатилась и фордовская карьера Ли Якокки. Ему не простили популярности, затмившей Форда-младшего. Всего через две недели после своего увольнения в 1978 году Ли возглавил компанию Chrysler.
Дебютировавшее в 1979 году третье поколение Мустанга отличалось угловатым и пресным дизайном. Машина строилась на базе седана Ford Fox. Несмотря на то что модель держалась на конвейере 15 лет (с косметическими изменениями), она никогда не претендовала на статус иконы: просто ещё один Ford, не более.
Bullitt. Самый дорогой Mustang в истории (и все его серийные потомки)
В 1968 году на экраны вышел фильм «Буллитт» со Стивом Маккуином в главной роли — лейтенанта полиции Сан-Франциско Фрэнка Буллитта. Но, как и в случае с «Элеонорой» из «Угнать за 60 секунд», главной звездой кино стал не человек, а автомобиль, а точнее — Ford Mustang. А ещё точнее: фастбэк GT 1968 модельного года в зелёном цвете Highland Green с «390»-м V8, колёсными дисками Torq-Thrust, кое-какими внешними доработками и полным отсутствием эмблем по кузову.
По большому счету, само кино было средненьким даже на момент выхода — у Маккуина, скажем, есть множество более ярких ролей. Но культовый статус фильму обеспечила 10-минутная погоня детектива Буллитта на его Mustang GT за злодеями на черном Dodge Charger по улочкам и хайвеям Сан-Франциско. Разумеется, съёмки происходили в эпоху до компьютерной графики и, по большей части, по принципу «у нас есть только один дубль». К тому же, и режиссер Питер Йейтс, и сам Стив Маккуин настаивали на абсолютной реалистичности происходящего, то есть отказе от популярного приема с ускорением съёмки ради ощущения скорости и вообще показе чего-либо, кроме действий реальных людей за рулём реальных машин. В таких жестких условиях «Буллитт» заложил современные стандарты качества съёмок автомобильных погонь, которым с тех пор следует вся киноиндустрия. В частности, именно на «Буллитт» равнялись авторы «Угнать за 60 секунд», «Исчезающей точки», «Братьев Блюз», «Смоки и Бандит» и других знаменитых автомобильных фильмов 1970-х годов. Секрет в том, что «Буллитт» как бы поместил зрителя в центр происходящего — не только показывая погоню снаружи с разных ракурсов, но и крупным планом салоны машин с действиями и эмоциями молчащих всю погоню персонажей, а также используя вид от первого лица даже с зеркалами заднего вида. Если добавить к этому звуковую дорожку, почти целиком состоящую из рычания двух V8 и визга покрышек, то получится сцена, которую можно с удовольствием смотреть даже в 2020 году — не многие фильмы 50-летней давности могут похвастаться этим!
Изначальный выбор автомобиля, вероятно, более связан с договором Ford Motor Company и Warner Brothers об использовании их машин в кино — кстати, достаточно ранний пример продакт-плейсмента. Впрочем, дублировавший Маккуина автокаскадёр Бад Эткинс справедливо указал в интервью, что фастбэк Mustang GT был подходящим транспортом для сурового полицейского, ведь к 1968 году (стараниями Shelby American и самих Ford по выпуску мощных версий) пони-кар уже окончательно избавился от образа «машины для секретарши», как Mustang часто называли в момент дебюта в 1964-м.
Для съёмок Ford продали два идентичных автомобиля, даже номера кузова шли подряд: VIN 8R02S125558 и VIN 8R02S125559. Цвет Highland Green, двигатель комплектации «S-code» (6,4 литровый 325-сильный V8 семейства FE с 4-камерным карбюратором) были на них с завода. А вот накладки на боковых треугольных окнах добавили уже для фильма, вместе с литыми колёсными дисками American Racing Torq-Thrust. Поскольку звук был важной частью сцен, штатные глушители заменили прямыми трубами. Создатель гоночных автомобилей Макс Балчовски (знаменитый своими «кастомами» серии Old Yeller), близкий друг Маккуина, которому поручили подготовку Mustang к съемкам, комментировал: «Стиву нравился звук машины и он хотел литые диски. Мы занялись внешним тюнингом потому, что Стив этого хотел. Он относился к этому, как ребенок«.
Помимо добавления дисков и накладок, машины кое-чего лишились: дополнительных фонарей в решетке радиатора, эмблемы с конем, всех надписей Mustang и даже шильдиков GT. К сожалению, достоверно неизвестно, почему создатели фильма лишили Mustang внешних идентификаторов, хотя аукционеры Mecum предполагают, что это тоже часть пожеланий Маккуина, который видел в Mustang «актера, а не реквизит«. Для современного кинематографа подобное сокрытие торговых марок это типичный прием, когда продакт-плейсмент нежелателен, однако в 1960-е годы об этом ещё не беспокоились… К тому же, Ford как раз официально сотрудничали с Warner Brothers, и, тем не менее, наоборот, черный Dodge Charger злодеев из фильма сохранил свои эмблемы, а Mustang — нет! Так или иначе, все эти незначительные, на первый взгляд, модификации действительно помогли создать очень характерный образ машины лейтенанта Буллитта — настолько, что его оказалось легко повторить, но об этом позже.
По сценарию, машины в кадре должны были разгоняться свыше 170 км/ч и выдержать многочисленные прыжки по типичным для Сан-Франциско крутым улочкам, так что у Макса Балчовски было гораздо больше задач, нежели просто видоизменить Mustang внешне. Двигателям доработали головки блока цилиндров, перенастроили карбюраторы и установили электронное зажигание. Чтобы получить кадры с необычных ракурсов, использовали компактные кинокамеры Arriflex, для которых пришлось придумывать многочисленные предельно незаметные крепления. Одну машину оборудовали каркасом безопасности, усилили кузов и подвеску для прыжков и прочих трюков. Именно из этого экземпляра вели съёмки через лобовое стекло, а ещё его применили для постановки уничтожения Dodge Charger в конце погони — с правой стороны Mustang установили хитрое оборудование для буксировки, усадили в Charger два манекена и, благодаря операторской работе, сняли сцену, как Буллитт якобы сталкивает злодеев с дороги прямо в заправочную станцию.
Съёмки погони велись две недели. За это время первый автомобиль (VIN с окончанием 558) после всех каскадерских трюков был настолько поврежден, что его в итоге просто сдали на свалку. А вот второй экземпляр (VIN 559), применявшийся, в основном, для съёмок сцен на большой скорости и крупных планов с Маккуином за рулем, по завершению фильма восстановили и продали. Десятилетия о судьбе машины не было известно ничего, помимо того, что анонимный третий владелец прекрасно осведомлен об истории машины и желает сохранять в тайне даже ее местонахождение. Пару лет назад все изменилось и теперь жизненный путь единственного сохранившегося оригинального Bullitt Mustang можно отследить досконально.
Официально, автомобиль приобрел у дилера сотрудник Warner Brothers Роберт Росс, который в том числе просто ездил на нем на работу, о чем свидетельствуют студийные парковочные наклейки. В 1970 году автомобиль выкупил настоящий полицейский детектив Фрэнк Марранка из Нью-Джерси, получив от студии сертификат, подтверждающий, что автомобиль был изначально приобретен для съёмок в фильме Bullitt. Через несколько лет с прибавлением в семье, Марранка решил продать машину, чтобы купить универсал Chevrolet Vega для жены и дал такое объявление в журнале Road & Track в октябре 1974 года: «1968 ‘Bullett’ Mustang, на котором ездил Маккуин в фильме… Можно сертифицировать. Предлагайте свою цену» (кстати, обратите внимание на ошибочное написание: по-английски, «bullet» это «пуля», но фамилия лейтенанта Буллитта из фильма была именно «Bullitt» и никак конкретно не переводится, в то время как в журнальном объявлении указано вообще нечто среднее).
Затем на Mustang вышло из строя сцепление и его поставили в гараж с пробегом всего 46000 миль. Роберт Киэрнен к тому времени стал руководителем и получил служебный автомобиль, а для жены купил практичный хэтчбек Plymouth Horizon. После смерти Стива Маккуина интерес коллекционеров к оригинальному Bullitt возрос и Киэрнаны решили просто скрывать от публики факт владения машиной, чтобы их меньше беспокоили навязчивые потенциальные покупатели. Кроме того, увлечение машинами немного отступило перед новым хобби Роберта — лошадьми. В следующие годы семья неоднократно переезжала и тихо перевозила автореликвию с собой: сначала на ферму под Цинциннати, потом на год оставили у друга в Кентукки и, наконец, в 1995 году Киэрнены забрали Bullitt на свою новую ферму в Нэшвилле, штат Теннесси (к тому времени, лошади уже стали основным делом семьи).
Там автомобиль и хранился до 2001 года без движения, но когда Ford предоставили свою первую инкарнацию серийного Mustang Bullitt, вышедший на пенсию Роберт и его 20-летний сын Шон вдохновились для возвращения оригинальной машины на дороги. Автомобиль разобрали… Увы, вскоре у старшего Киэрнена диагностировали болезнь Паркинсона и планы пришлось отложить. В 2008 году с выпуском второго серийного Mustang Bullitt, интерес семьи к их машине вновь вырос, но болезнь Роберта прогрессировала, дела Киэрненов по разведению лошадей и поддержанию фермы полностью навалились на Шона и, вновь, их Bullitt остался нетронутым… В 2014 году Роберт Киэрнен скончался и для Шона реставрация Bullitt приобрела особое значение — закончить работу в память об отце. Он продолжил работу в том же гараже на две машины, где машину разбирали. Впрочем, настоящей реставрацией дело Шона назвать нельзя и он поступал совершенно осознанно: его планом было вернуть Bullitt способность передвигаться и внешний вид таким, каким он был после покупки в 1974-м. Так что, кроме капитального ремонта двигателя, замены ковриков и руля на аналогичные и общему приведению в порядок, никаких восстановительных работ, могущих испортить аутентичный облик, не проводилось. Даже рычаг КПП от Hurst, установленный детективом Марранкой, остался на месте. Правда, помятые ещё в 70-х детали передка заменили, не стараясь скрывать этот факт. Все работы вел лично Шон Киэрнен — и в память об отце, и для поддержания семейного секрета об обладании раритетом. Тем не менее, он связался с Ford Motor Company и совместно они спланировали идеальный сценарий для первого публичного представления Bullitt с 1974 года: к 50-летию с годовщины выхода фильма «Буллитт» на Детройтском автосалоне в январе 2018 года, где на стенде Ford красовался и оригинальный автомобиль, и новейшая, третья инкарнация серийного Mustang Bullitt!
К тому времени историческую ценность экземпляра верифицировали крупнейшие специалисты в отрасли — Кевин Марти (эксперт по Mustang и владелец агенства Marti Reports) и Маккил Хагерти (генеральный директор страховой компании Hagerty, разумеется, застраховавшей уникальный автомобиль). Более того, одновременно с публичным дебютом Bullitt #559 американская Ассоциация Исторических Автомобилей (Historic Vehicle Association) внесла машину в свой престижнейший реестр под номером 21 с такой формулировкой значимости: «важен на основании связи с важной личностью и событием в американской истории и культуре. Дополнительно, (автомобиль) важен по причине своего в основном оригинального состояния без реставрации, которое информативно передает историю и как машины из кино, и как автомобильной иконы, исчезнувшей из поля зрения общества почти на полвека, в течение которых его активно искали. Машина обладает невероятной комбинацией связи с голливудской знатью и десятилетий добросовестного владения семьёй, скрывавшей ее секрет«.
Поразительно, но судьба второй машины (VIN #558) тоже внезапно прояснилась сравнительно недавно. Традиционно, историки и энтузиасты считали, что этот экземпляр был уничтожен, ведь его в отвратительном состоянии сдали на свалку после съёмок фильма. Но, как и с первым Bullitt, все ошибались. Оказывается, Warner Brothers продали машину Максу Балчовски и тот действительно сдал ее на свалку, признав неподходящей для ремонта после трюков. Но, каким-то образом второй Bullitt избежал встречи с гидравлическим прессом. Вместо этого изрядно измученный автомобиль попал в мексиканскую, южную, часть полуострова Калифорния, где его восстановили и перекрасили…
В отличие от другого узнаваемого киношного образа Mustang — «Элеоноры» из «Угнать за 60 секунд», Ford не упустили возможность сыграть на ностальгических чувствах и подогреть продажи выпуском специальных версий серийных машин в стиле Bullitt. На сегодняшний день это происходило уже трижды: с четвертым, пятым и шестым поколением Mustang, причем каждый раз где-то посередине жизненного цикла платформы, когда до радикального обновления ещё далеко и производитель традиционно стимулирует интерес именно такими сравнительно нехитрыми и недорогими методами.
С одной стороны, список модификаций для пакета Bullitt (внутренний код 135А) выглядит скромно, но с другой — на тот момент это был первый подобный «специальный» Mustang (feature car, по корпоративной терминологии), который получил не только косметические изменения, но и технические:
— черная решетка радиатора
— отсутствие противотуманных фар
— 17-дюймовые колесные диски в стиле American Racing Torq-Thrust
— накладки, закрывающие воздухозаборники на задних крыльях
— накладки на пороги
— отсутствие стандартного для Mustang GT заднего спойлера
— лючок бензобака из шлифованного алюминия
— полированные насадки выхлопных труб
— прямоточные глушители
— алюминиевый впускной коллектор
— дроссельная заслонка с двумя отверстиями диаметром 57 мм
— амортизаторы Tocico
— заниженные пружины
— усиленные поперечные стабилизаторы спереди и сзади
— продольные усилители шасси, соединяющие передний и задний подрамники
— 13-дюймовые передние тормозные диски Brembo и окрашенные красным суппорта
— панель приборов со шрифтом в стиле 1960-х годов
— алюминиевый рычаг МКПП с накладкой вокруг кожаного чехла
— кресла с вертикальными полосками
— особые эмблемы Bullitt
— табличка с порядковым номером экземпляра
Упомянутые выше доработки штатного 4,6-литрового V8 очевидно должны были повлиять на его мощность (260 л.с. для Mustang GT). Первоначально, Ford заявляли 280 л.с. для Bullitt, впоследствии указывали в каталогах 265 л.с., а согласно замерам реальных машин фактическое значение находится где-то посередине между этими числами. Некоторое противоречие наблюдается и в покраске, так как помимо эксклюзивного цвета Dark Highland Green (как в фильме), серийные Bullitt предлагались в черном варианте и в синем цвете True Blue.
Ещё одно замечание — про колеса: изначально, этот дизайн существует с 1960-х годов и называется Torq-Thrust (производитель American Racing), но Ford начали выпускать собственные диски в качестве аксессуара для Mustang в этом стиле незадолго до появления Bullitt 2001 года, так что с тех пор их часто именуют «Bullitt wheels», а в наших широтах доходят и до абсурдного «колеса от Mustang»…
Некоторые элементы пакета Bullitt в последующие годы применили для другой спецверсии Mach 1, но собственно Bullitt изначально задумывался, как эксклюзив именно для одного 2001 модельного года. Всего планировалось выпустить 6500 экземпляров машины и соответствующее количество заказов действительно была собрано, но на практике собрали 5582 штук Bullitt:
— 3041 зеленых
— 1818 черных
— 723 синих
К теме Bullitt вернулись в 2008 году, когда в аналогичном положении «середины жизненного цикла» оказалось пятое поколение Mustang. Рецепт уже был проверен, а с в целом ностальгическим дизайном кузова сыграл ещё удачнее, чем 7 годами ранее.
За основу взяли Mustang GT с 300-сильным V8 объемом 4,6 литра и 5-ступенчатой механической трансмиссией, внеся такие изменения по сравнению со стандартной комплектацией:
— Окрас черный или эксклюзивный зелёный Highland Green
— Эмблема с прицелом и надписью Bullitt на багажнике
— Черная решетка радиатора с хромированным контуром и без стандартных для GT противотуманных фар
— 18-дюймовые колесные диски Bullitt с темно-серыми спицами, шлифованной полкой и центральными эмблемами с логотипом Mustang
— 3,5-дюймовые насадки на выхлопные трубы
— Окрашенные в тёмно-серый цвет тормозные суппорта
— Алюминиевый рычаг КПП и окантовка чехла
— Алюминиевые накладки на дверные ручки
— Алюминиевые педали
— Панель приборов с шрифтом в стиле 1960-х годов
— Руль от Shelby GT500, но с логотипом Bullitt
— Передние кресла от Shelby GT500
— Алюминиевые накладки на пороги с эмблемой Bullitt
— Табличка с серийным номером экземпляра на поперечной распорке под капотом
— Шумотеплоизоляция капота с эмблемой Bullitt
— Холодный впуск Ford Performance
— Перенастроенные параметры прошивки ЭБУ (улучшенная реакция на педаль газа, дополнительная калибровка датчика детонации при использовании премиум-бензина, измененные тайминги распредвала, отсечка поднята с 6250 об/мин до 6500 об/мин)
— Главная пара 3,73:1
— Выхлоп с прямоточными глушителями
— Карбон-металлические передние тормозные колодки
— Распорка под капотом
— Изменённые параметры амортизаторов
— Иные пружины, снижающие клиренс на 6 мм
Как и в 2001 году, Ford заявляли незначительное увеличение мощности для Bullitt: 315 л.с. против 300 л.с. у обычных Mustang GT. Подобный тюнинг двигателя на этот раз получила версия GT/CS, но внешне Bullitt был, безусловно, уникален.
При запланированном одном годе выпуска, в связи с дополнительным спросом Ford даже пришлось продлить производство Bullitt на 2009 год, так что статистика выглядит таким образом:
— 1 прототип 2007 года красного (!) цвета
— 29 предсерийных экземпляров 2008 года
— 5772 серийных машин 2008 года (4346 зелёных, 1426 черных)
— 2 предсерийных экземпляра 2009 года
— 810 серийных машин 2009 года (629 зелёных, 181 черных)
Автомобили 2009 года имеют минимальнейшие отличия: спутниковое радио и дополнительная салонная подсветка вошли в базовую комплектацию.
И вот, для 2019 модельного года Ford представили Bullitt на базе Mustang шестого поколения. Как уже сказано выше, произошло это в январе 2018 года синхронно с презентацией оригинальной машины из фильма на автосалоне в Детройте.
Методику создания «feature car» менять не стали: как и прежде, Bullitt более комплексный, чем иные сугубо косметические специальные версии Mustang. За основу берутся только Mustang GT с 5,0-литровым V8 и 6-ступенчатой МКПП, причем в достаточно богатой комплектации Premium. То есть многие детали, являющиеся опциями для базового GT, входят в пакет Bullitt обязательно, что определяет и немалую цену машины ($46595), но если посчитать цену всех опций, то реальная доплата оказывается не слишком большой.
По-настоящему особенным Bullitt делают следующие элементы, обычно недоступные для заказа иным способом:
— Хромированные молдинги боковых окон (как на машине 1968 года)
— Верхняя и нижняя решетки радиатора (черная сетка, хромированный контур)
— 19″ колесные диски Bullitt в духе Torq-Thrust, с черными спицами и полированным ободом
— Красные тормозные суппорты Brembo от Shelby GT350 (6-поршневые спереди, 4-поршневые сзади)
— Отсутствие эмблем Mustang
— Отсутствие заднего спойлера от GT
— Эмблемы Bullitt на кузове и в салоне (и даже на экране магнитолы)
— Приборная панель со спидометром, размеченным до 180 миль/ч
— Рукоятка МКПП в виде бильярдного шара
— Матовые алюминиевые вставки в салоне
— Зелёная прострочка черного кожано-алькантарового салона
— Табличка с номером экземпляра
— Впускной коллектор от Shelby GT350
— Дроссельная заслонка от Shelby GT350
— Черные насадки на выхлопные трубы
Упомянутые детали от Shelby GT350 в сочетании с установленным активным выхлопом позволили Ford заявить для Bullitt мощность 480 л.с., то есть на 20 л.с. больше, чем у Mustang GT. Машину можно доукомплектовать такими опциями, как магнито-резистивные амортизаторы, но уникальны для Bullitt из дополнительной комплектации только передние кресла Recaro с зелёной же вышивкой).
Как и раньше, Bullitt предлагается в двух цветах — черном Shadow Black и каноничном темно-зеленом Highland Green. После выпуска тиража 2019 модельного года было объявлено, что Bullitt продолжат производить и в 2020-м без изменений.
Секрет успеха серийного Mustang Bullitt кроется, пожалуй, не столько в ассоциации с конкретной кинолентой 50-летней давности, а в очень гармоничном применении незначительных деталей самой машины. Цвет, решетки, колеса и прочие мелочи не просто связывают новое авто с прообразом из фильма (который мало кто помнит даже в США, за вычетом самой погони). По сути, все идеи особой внешности Bullitt заложили ещё при Стиве Маккуине, который хотел видеть в Mustang «актера, а не реквизит». И магия в том, что они продолжают успешно подчёркивать характер каждого из поколений Mustang с тем же эффектом, как это было в фильме 1968 года!