Занятие по ознакомлению с художественной литературой
в подготовительной группе
1. Чтение рассказа Н. Носова “Автомобиль”.
Задачи занятия: Учить внимательно слушать литературное произведение, понимать его смысл. Закрепить знания о разных частях машины, о правилах поведения на дороге. Учить детей правильно понимать изображенную ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям послушать рассказ “Автомобиль”, который написал Н. Носов.
После чтения рассказа провести беседу о прочитанном:
– О чем спорили мальчишки, когда увидели автомобиль?
– Почему ребята решили покататься на машине?
– Почему милиционер остановил машину?
– Как вы думаете, мальчики поступили правильно? Оцените их поступок.
2. Проведение физкультминутки.
3. Ознакомление детей с малыми фольклорными формами – загадками.
Задачи занятия: Уточнить представления детей о жанровых особенностях и назначении загадок, учить понимать и правильно отгадывать загадки.
Ход занятия: Воспитатель обращается к детям:
– Дети, вы любите отгадывать загадки? Скажите, что такое загадка. Чем она отличается от рассказа, стихотворения? (Выслушать ответы детей.)
– Загадки бывают разные. Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Попробуйте отгадать (Воспитатель загадывает загадку и просит детей объяснить, как они отгадали.):
Для этого коня еда – Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасется, По дороге он несется.
Спозаранку за окошком – Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.
Что такое, отгадай: Не автобус, не трамвай, Не нуждается в бензине, Хоть колеса на резине.
Дом по улице идет, На работу всех везет, Не на тонких курьих ножках, А в резиновых сапожках.
Под землей огни горят. Под землей дворцы стоят. Под землею чудо мчится. Сядь – и можешь прокатиться.
Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю И тебе хочу помочь.
Конспект занятия в подготовительной группе «Увлекательное путешествие по творчеству Николая Николаевича Носова»
Нина Бахарева Конспект занятия в подготовительной группе «Увлекательное путешествие по творчеству Николая Николаевича Носова»
«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Менее популярна,но отнюдь не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы.
При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы.
«Иногда она помогает взрослым отыскать в себе забытого ребёнка» Марина Бородицкая.
Работая с детской книгой, нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия детской литературы.
Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание поучительного и художественного компонентов.Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.
Увлекательное путешествие по творчеству
Николая Николаевича Носова
(занятие для детей 6-7 лет)
1. Обобщать и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н. Н. Носова, расширять кругозор.
2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности,связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
3. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.
Оборудование: Презентация, выставка книг, телеграмма.
Подготовка. Чтение рассказов «Автомобиль», «Дружок», «Мишкина каша», «Телефон», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей.
Ход мероприятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в увлекательное путешествие.
Я расскажу вам о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с удовольствием читают взрослые и дети. Он автор знаменитого Незнайки, а зовут его…
Дети- Николай Николаевич Носов.
Звучит музыка из мультфильма «Незнайка» Гимн Незнайки и его друзей.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе «Ирпень». Он рос послушным мальчиком, был любознательным. В школе хорошо учился. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы о детях. Ребята, о которых Носов пишет, в чем-то похожи на самого писателя в детстве. Они любознательные, правдивые и честные.
Рассказы Николая Носова переведены на многие языки мира! Их читают дети всей Земли! Слайд 2.
Посмотрите как их много…
Воспитатель: Ребята, я могу дополнить, что писатель родился в семье эстрадного артиста, актера, был вторым ребенком в семье. Он был настолько любознательным, что увлекался музыкой, фотографией, шахматами и даже химией. Но любовь к книгам была у него намного сильнее. Носова называли«веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах. Давайте еще раз посмотрим на эти рассказы. Перед вами выставка книг, среди них есть и книги Носова. Назовите их.
Воспитатель: Правильно, но меня интересует, какие рассказы могут быть в этих книгах?Чтобы их быстрее узнать отгадайте мои загадки:
1. «Лежат на грядках
Зелены и гладки». (Огурцы). Слайд № 3
Правильно, значит, рассказ называется «Огурцы».
Воспитатель: в этом рассказе дети поступили честно, сказав правду. А в чем они признались? (Рассказ детей).
2. «Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес;
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины, и
Поднявши вихрем пыль,
Побежит…». (Автомобиль). Слайд № 3
Воспитатель: в этом рассказе дети проявили свою порядочность, жалость к невиновному человеку, когда решили помочь водителю, спасти его от ареста. А что они сделали? (Рассказ детей).
3.«Через поле и лесок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там». (Телефон). Слайд № 3
Воспитатель: в этом рассказе мы видим любознательность детей, их стремление узнать что-то новое. А когда это произошло? (Рассказ детей).
Мама строчит на машинке —
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка. (Заплатка) Слайд № 3
-Молодцы ребята, вы прекрасно угадали названия рассказов.
Раздается стук в дверь. Вбегает ребенок в костюме Незнайки с телеграммами в руке.
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня получил телеграммы, а вот кто их отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.
-Давайте, ребята поможем Незнайке. Дело в том, что в телеграмме написан текст, а вот кто его написал неизвестно, и кому дать ответы он не знает.
Незнайка читает текст телеграммы: Слайд 4.
1. «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное. И я его очень люблю».
-Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова? («Дружок»).
-А кто их произносил? (Мишка).
-Правильно, значит, телеграмму прислал мишка из рассказа Н. Носова«Дружок».
2. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»
Вадик из рассказа «Живая шляпа». Слайд 4.
3. «Горка получилась хорошая, скользкая!»
-А это Котька из рассказа «На горке». Слайд 5.
-Рассказ «Фантазеры», написал Мишутка.
-Спасибо вам ребята, теперь я знаю, кому мне надо отправить ответы.
-Приглашайте ребята Незнайку поиграть с нами в игру.
Игра со шляпой: «Кто первый возьмет шляпу». (Дети стоят по кругу, шляпа в руках у Незнайки. Звучит музыка, Незнайка пляшет в середине круга. Музыка останавливается, Незнайка кладет шляпу между двумя детьми. На счет раз, два, три-беги, дети обегают по кругу и кто первый успеет взять шляпу – тот побеждает).
-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по страничкам рассказов Николая Носова. Читая его рассказы и повести, вы можете быть честными, правдивыми, любознательными и смелыми, как герои рассказов.
А теперь ребята мы проверим ваши знания по творчеству Николая Носова и все вместе разгадаем кроссворд. Слайд № 6
(на каждом столе листы для ответов и вопросы, которые воспитатель зачитывает вслух)
6. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который купили Мишка и его друзья.
7. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс.
2.- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется – обязательно сам пришью.
5. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?
10. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.
Проверим себя, ребята! Слайд № 7
Ребята, посмотрите на экран. У нас есть плакат «находок». Слайд 8.
Здесь изображено много разных предметов. Рассмотрите и найдите предметы из рассказов Носова. Определите названия рассказов.
1. Игрушечная машинка («Автомобиль»).
2. Игрушечная собака («Дружок»).
3. Кастрюля (Мишкина каша»).
-Какие молодцы ваши ребята, все знают.
Но у меня есть еще оно задание для вас, еще посложнее …
Знаете ли Вы этих героев?
Художник из цветочного города?
Коротышка, который придумал воздушный шар?
Самый умный из коротышек?
Режиссер солнечного города?
Кому принадлежит волшебная палочка?
С кем играл незнайка в шахматы?
А теперь я должен пойти отправить ответы на полученные телеграммы.
Снимает шляпу, прощается. Из шляпы выпадают буквы и слоги. Ой, что это? Буквы какие-то.
-Ребята, я думаю это буквы, из которых можно составить названия рассказов Н. Носова. Давайте попробуем.
-Ну, вот и закончилось наше путешествие по творчеству Николая Носова.
Мои хорошие, я хочу, чтобы вы любили книги, много читали. Они учат нас жизни.
Прикреплённые файлы:
Занятие по художественному творчеству «Морское путешествие» Тема: «Морское путешествие» Цель: стабилизация эмоционального фона с помощью методов педагогической арт – технологии. Задачи: 1. Образовательные.
Увлекательное путешествие в прачечную детского сада Целью нашего путешествия было знакомство с работой оператора по стирке белья, уточнение знаний о том, что в прачечной стирают,сушат, гладят.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о творчестве детского писателя Н. Н. Носова. 2. Развивать интерес к произведениям.
Консультация для воспитателей «Творчество Николая Николаевича Носова» НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ Консультация для воспитателей + викторина для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Желудкова Светлана.
НОД по конструированию в подготовительной группе «Увлекательное путешествие» Тема: «Увлекательное путешествие» Задачи: Образовательные: формировать умение конструировать. Закреплять умения выделять основные части.
«Жизнь и творчество детского писателя Николая Николаевича Носова» Аннотация к презентации Тема: «Николай Николаевич Носов» Подготовила: Шушканова Ирина Юрьевна педагог-психолог МДОУ №133 Комсомольск-на-Амуре.
Сценарий: «Увлекательное путешествие по родному городку». Представительная работа: беседы о памятных местах Чебоксар, рассматривание иллюстраций, экскурсии, чтение книг. Роли: Стюардесса, экскурсовод.
Викторина по произведениям Николая Носова Викторина по произведениям Николая Носова (для старшего дошкольного возраста). Цель: закрепление знаний детей о произведениях писателя.
Задачи: 1. Учить составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему- модель.
2. Развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных членов предложения.
3. Закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта.
4. Воспитывать уважение к труду шофера.
5. Индивидуальная работа
Оборудование: картинки с различными видом транспорта, силуэт грузовика и детали к нему, игрушка-автомобиль, красивая коробка.
Предварительная работа: разгадывание загадок, чтение стихов о машинах, профессиях, прогулки по улицам города, повторение пдд.
-Ребята, покажите, мне свои глазки, скажите, вы любите играть?
-Давайте сделаем круг и немного поиграем.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. Улыбнулись? Хорошее у вас настроение? А теперь, давайте подойдем к мольберту.
В-ль: Послушайте,ребята загадку: Встаем мы очень рано, ведь наша забота- всех по утрам отвозить не работу (шофер)
(выставляются картинки с изображением видов транспорта)
1. Кто водит автомобиль? (внимательный шофер)
2. Кто летает на самолете? (смелый летчик)
3. Кто управляет поездом? (зоркий машинист)
4. Кто летает на ракете? (умелый космонавт)
5. Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)
В-ль: Ребята, назовите одним словом, что это?
В-ль Какие виды транспорта вы знаете? (водный, наземный, воздушный).Для чего нужен транспорт людям?
Дети: Перевозить грузы, людей.
(дети садятся на стульчики)
В-ль: Ребята,отгадайте еще одну загадку:
НЕ ЛЕТАЕТ, НЕ ЖУЖЖИТ,
Жук на улице – бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (машинка)
В-ль: Ребята, большая-машина, а маленькая-….
В-ль: У нас в группе тоже была маленькая машинка, но случилась беда, она сломалась, рассыпалась на части. Давайте снова соберем грузовичок из частей.
Дидактическая игра «Сборка автомобиля»(подходят к столу)
В-ль: Какие детали есть у автомобиля?
Дети: кабина, кузов, колеса, мотор, руль, фары.
(после всех ответов детей, спросить одного ребенка)
В-ль: Какая красивая получилась машинка, только с ней неудобно играть, почему?
Дети: Сделана из бумаги.
3 часть (дети садятся на стульчики)
В-ль:А у меня для вас сюрприз. Я заказала в магазине вам подарок. Посмотрите на этот красивый грузовичок. Опишите его, используя нашу схему.
(дети описывают игрушку по схеме)
Физминутка: Утром солнышко проснулось,
На зарядку побежало.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
В-ль: Чем хорош грузовик?
Дети: привозит грузы, людей, может быстро ехать.
В-ль: А чем плох грузовик?
Дидактическая игра «Один-много»
Автобус-…
-Ребята, вы сегодня были внимательные, активные, мне понравились ваши рассказы про автомобиль. А вам, что понравилось на нашем занятии?
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.
Конспект НОД по развитию речи «Многозначные слова» Задачи: 1. Познакомить с многозначным словом «ключ», с использованием проблемной ситуации. 2. Закрепить умения составлять текст повествования,.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [ф ]». Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звука [ф] в слогах, словах, фразах; учить.
Конспект НОД по развитию речи «Загадки» Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: «Загадки»Цель: Обучение отгадыванию и самостоятельному составлению описательных загадок.
«Зима». Конспект НОД по развитию речи Конспект НОД по развитию речи «Зима» Юлия Андреева Конспект НОД по развитию речи «Зима» Образовательная область: познание Направление: коммуникация.
Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» в младшей группе Конспект НОД по развитию речи. Звуковая культура речи: Звук [Ф]. В младшей группе Составила: воспитатель Воложанина Альбина Васильевна Программное.
Конспект НОД по развитию речи «Детский сад» НОД по развитию речи. Тема НОД: «Мой любимый детский сад». Цель: развитие речи ребенка. Задачи занятия: Активизация словаря:.
Конспект НОД по речевому развитию «Веселые рассказы Николая Носова» в старшей группе
Конспект НОД«Веселые рассказы Н. Носова»старшая группа
Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
1.Обучающая: Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
3.Воспитательная: Воспитывать интерес и доброе отношение к животным, нравственные качества.
Виды деятельности: ознакомление с худ. литературой
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, чтение, показ
Оборудование: Книги, портрет Николая Носова.
Ход НОД
Вводная часть (мотивация)
Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг-друга.
Собрались все дети в круг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
— Ребята, вы любите веселые рассказы? Какие вы помните рассказы? Что такое рассказ?
— Детский писатель Николай Носов, писал веселые рассказы для детей. (рассматривают портрет)
— Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.
Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.
— В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.
— Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники»
— Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да потому. Что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему.Он как закричит:
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Пойду к себе домой.
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Вон там, возле стола.
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Он стал стучать по полу кочергой и кричать:
Но шляпа не двигалась.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
— Ребята, вам понравился рассказ? (ответы детей)
Вопросы детям1. Какой предмет ожил в комнате Вадика и Вовки?
2. Куда побежали ребята прятаться от шляпы?
3. Что взял Вадик, чтобы кинуть в шляпу? лыжную палку, кочергу, ножку от стула (ответ – кочергу)
4. Кто оказался под шляпой? Щенок, мышь, котенок (ответ – котенок)
— Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха).
— Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька.
Заключительная часть (рефлексия)
Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе…
Презентация «Ознакомление дошкольников с творчеством Николая Носова» Ознакомление с творчеством Н. Н. Носова: «Пред Носовым снимите шляпу, ведь это сам Незнайкин папа!» 1. Цель: Обобщить и систематизировать.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова» в старшей группе 1. Образовательные задачи: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова; Формировать умение давать краткие.
Лэпбук по книге Николая Носова «Фантазёры» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию лепбук по прочитанной книге, которую я изготовила вместе со своей дочкой. Она выбрала.
ООД «В солнечном городе Николая Носова». Сценарий литературной викторины в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о рассказах Никлая Носова,побуждать к чтению новых произведений,поддерживать радостное настроение. Ход ООД.
Открытое занятие по развитию речи «Веселые рассказы Н. Носова» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с новым веселым произведениями Н. Носова. «На горке». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Автор: воспитатель высшей.
Проектная деятельность по познавательно-речевому развитию детей «Рассказы из детства» (подготовительная группа) Проект «Рассказы из детства» (подготовительная группа). Тип проекта: продуктивный. Вид проекта: групповой. Цель проекта: развитие речевой.
Творческий проект «По страницам книг Николая Носова» Цель: Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, к произведению Н. Носова «Приключения Незнайки» и других рассказов.
Викторина по произведениям Н. Носова «Веселые друзья и их фантазии» МДОУ «Детский сад №144» Викторина по произведениям Николая Носова «Веселые друзья и их фантазии» Воспитатель:.