На авто по восточному казахстану
Лето 2019, поездка по Восточному Казахстану
Первые по настоящему жарко-летние дни организовались лишь в начале июля. Неожиданно созрело решение прокатиться по нашей родной области. Замечательных мест в ней очень много, а наличие проходимого и мощного авто серьезно облегчает процесс доставки наших бренных тел к этим самым местам.
Планировалось, что в поездке будет два автомобиля, но, как это часто случается, у судьбы были другие планы. В итоге стартовали в поездку на одном авто, на нашем Grand Cherokee.
Предварительный маршрут Усть-Каменогорск—Катон-Карагай—оз. Язевое—Катон-Карагай—Свинчатка—Курчум—оз. Зайсан—Курчум—побережье Бухтарминского водохранилища.
Старт случился в 9-30 из города Усть-Каменогорска. Дорога на Катон-Карагай проходит через хорошо знакомое, в том числе и россиянам, побережье Бухтарминского водохранилища. Дорога с самыми разными типами покрытий, ввиду длительного ремонта трассы Усть-Каменогорск-Рахмановские ключи.
Пообедать остановились в селе Улкен Нарын. Температура окружающего воздуха была около +22-23 градусов, что поначалу обрадовало. Опасались сильной жары, которую обещал прогноз с Гисметео. После обеда выдвинулись на Катон-Карагай, до которого было около 85 километров. Сразу по выезду из населенного пункта, пошел легкий дождик, который я посчитал легким недоразумением.
Но чем ближе мы подъезжали к Катон-Карагаю, тем хуже становилась погода. В итоге в самом Катоне температура воздуха опустилась до +11.
За Катоном горизонт был черезвычайно мрачным. Стало ясно, что если мы и поднимемся на озеро, то ночевка будет очень холодной. С озера Язевого в хорошую погоду видна гора Белуха. Но с такой погодой с нулевой видимостью смысл поездки на озеро стремился к нулю. Поэтому было принято решение исключить эту часть маршрута и возвращаться в Улкен Нарын. Назад дорога была под горку, поэтому добрались быстрей. В Улкен Нарыне погода была заметно теплей, появилось солнце и поднялось наше настроение.
Из УлкенНарына поехали вдоль берега Бухтарминского водохранилища по направлению к селу Свинчатка.
Километраж был небольшим, около 35 км, поэтому добрались быстро и также быстро нашли место для ночевки. Место очень приятное с отличным пляжиком из крупного песка. Пляж очень чистый, ввиду малой посещаемости этих мест.
Позавтракали, искупались и двинулись в дальнейшую дорогу к озеру Зайсан. Часть дороги от Свинчатки до Курчума примерно на 50% состоит из грунтовки разной степени приличности. Пейзажи по дороге встречаются просто чудесные.
Автопутешествие по Казахстану: граница, дороги, цены на топливо
Рассказ о путешествии по каждой новой стране я буду начинать с основных параметров, важных и полезных, для любых автопутешественников: граница, дороги, топливо. А начнем мы, естественно, с Казахстана.
Не смотря на то, что Самарская область является пограничной с Казахстаном, в эту сторону на автомобиле я еще ни разу не выезжал. Все мои автопутешествия по другим странам начинались с западной, юго-западной или северной границ России, до которых ехать около 2000 км или примерно двое суток, поэтому было очень непривычно уже через 3 часа после выезда из Самары оказаться на границе.
Оба раза мы проходили границу в МАПП Маштаково, очередь тут всегда огромная, большое количество узбеков едет именно через эту границу в Москву за товаром и обратно, на такие караваны, перегруженные товаром на крышах, не обратить внимание невозможно.
Не смотря на это, оба погранпункта проходятся достаточно быстро (1.5-2 часа) и без особых придирок, досмотр минимальный. По каким-то неведомым правилам, на въезде формируются две очереди — одна для жителей Казахстана и России, вторая для узбеков, об этом узнаешь только у водителей в очереди, при этом никаких указателей об этом нет. Сразу после границы на дороге возникают кибитки, где продают казахске страховки, минимальный срок, на который можно купить, две недели, а т.к. обратная дорога со Средней Азии должна была снова пролегать через Казахстан, то пришлось сразу купить на месяц. Вышла она мне 15000 тенге, принимают и рубли, но с невыгодным курсом (2700 рублей). На первом же пункте ДПС перед городом Уральском ее могут спросить, как и еще кучу всего: аптечку, огнетушитель… у меня зачем-то попросили российский техосмотр.
В кафе и гостиницах могут принимать рубли, но тоже с невыгодным курсом, поэтому деньги лучше поменять сразу, прямо на въезде в Уральск.
В этой стране самое дешевое топливо из стран Средней Азии, на момент путешествия 1 рубль стоил 5.9 тенге, поэтому переводя на рубли:
95 — 27
92 — 24
Дт — 33.6
Газ — 11
Чем ближе к границам, тем топливо начинает стоить дороже. Например, разброс цен на газ составлял от 53 до 80 тенге (от 9 до 13.5 рублей). В любом случае, топливо тут стоит дешевле российского, поэтому в Казахстан можно ехать почти на пустых баках, чтобы заправиться уже там.
На многих заправках принимают только нал, картами можно воспользоваться редко и только на крупных сетевых.
В Казахстане очень хорошие республиканские трассы, по таким ездить одно удовольствие. Угнетает одно — неменяющиеся пейзажи в течении нескольких дней. Запаситесь терпением.
Иногда через трассу переходят лошади и верблюды, поэтому будьте внимательны и осторожны.
Чтобы как-то развлечь себя от утомительной однообразной дороги, делали остановки и фотографировали верблюдов:)
На одной из заправок нашел карту дорог Казахстана, жирным красным выделены федеральные. Наприимер трасса из Уральска в Атырау была отвратительна и вся в ямах, а вот на обратном пути проехали из Чимкента в Уральск, где на протяжении 3-х дней асфальт был великолепен.
На трассах можно встретить бесплатные эстакады для оперативного ремонта автомобиля.
Очень часто на дорогах можно встретить вот такие ничем не оправданные знаки, дорога за ними вполне хорошего качества, а знака о снятии ограничений тут не ставят, поэтому приходится запоминать, сколько километров действует тот или иной знак. Я заметил, что местные не особо на них обращают и продолжают ехать как и ехали, поэтому я садился к ним на хвост, чтобы вдруг не попасть в кормушку дпсникам.
С ночлегом на дороге проблем нет, ближе к крупным городам появляются придорожные бюджетные минигостиницы с кафе. Качество не вот прям, но переночевать можно. К примеру, за такой номер мы отдали по 330 рублей с человека.
А уже утром насладились видом из окна:)
И первая наша точка — плато Устюрт, о котором я расскажу вам в следующем посте.
Большое путешествие по Юго-Восточному Казахстану или Спасибо Казахстан за невиданные красоты!
Уже пять лет, как Казахстан меня не отпускает! Первый раз побывал в Казахстане в 2013 году — это была моя первая большая поездка на автомобиле, первая поездка за рулем на такое расстояние, первые впечатления от Казахстана, первые разборки с полициясами, вообще очень много, что в первый раз случилось в той далекой поездке.
Теперь каждый бываю в Казахстане иногда даже несколько раз в год. Чем чаще бываю и узнаю страну, тем больше тянет. Многие наверно меня не поймут, что так сильно может тянуть в Казахстан, но люди, которым я показал эту страну тоже его полюбили. Казахстан надо понять. Меня очень притягивает разнообразие природы и рельефа, горы с ледниками и пустыни, моря и бескрайние озера, каньоны и ущелья.
Даже после пяти лет исследования этой прекрасной страны я не увидел и половины ее красот. Только вокруг Алма-Аты можно путешествовать несколько месяцев и удивляться каждый день новым пейзажам. А небо в Казахстане вообще особенное, только по одному небу с его необыкновенными облаками можно узнать Казахстан на картинках.
И вот в очередной раз я еду в Казахстан, на этот раз на поезде. Первый раз еду туда на поезде, затея немного авантюрная учитывая состояние железнодорожного полотна. Пару раз ночью так тряхануло, думал поезд с рельс сошел.
Первой остановкой стало озеро Балхаш.
Это настоящая каменная пустыня посреди степи. Зрелище необычное, когда посреди степи стоят невероятных размеров неприступные скальные холмы высотой в полтора километра. В жару здесь просто печка. Камни нагреваются и начинают отдавать свое тепло, какая температура на поверхности камней даже представить страшно, держаться за них или сидеть практически невозможно. Помимо жары в этих местах путешественника поджидает ураганный ветер. Удивительно, что среди каменной пустыни раскинулись настоящие оазисы с небольшими озерцами и деревьями.
Пейзажи в этих местах завораживают. Огромные глыбы, словно покусанный сыр свисают над пропастью, кажется только дунь и эта многотонная глыба понесется вниз, сметая все на своем пути. Но она уже стоит миллионы лет и столько же простоит и сами силы природы не в состоянии ее сдвинуть.
Издалека горы казались отвесной стеной, чем ближе подходишь к ним, тем больше убеждаешься, что есть варианты забраться на самый верх. Скажу сразу, что это затея непростая. Надо быть очень аккуратным, чтобы не остаться тут навсегда. Хоть камни и кажутся плоскими и не сильно крутыми они очень коварн. Вверх лезть легко, а вот как спускаться большой вопрос. В этих каменных ущельях находится самая большая пещера в Казахстане. Звучит громко, но ее длина всего 50 метров. Гулять и фотографироваться можно часами, но отсутствие тени очень выматывает, поэтому в самое пекло передвигаться и соображать очень тяжело. Сверху видели какой-то водоем, хотели там искупаться и отдохнуть от жары, но нащи поиски не увенчались успехом, только Балхаш вечером нас выручил своей прохладной и бодрящей водой.
Нас ждали величественные горы Заилийского Алатау и Тянь-Шаня.
Путь в горы начался для нас с бывшей столицы Алма-Аты. Город производит прекрасные впечатления. Алма-Ата просто утопает в зелени и парках. Даже при сильной жаре всегда можно спрятаться под кронами деревьев или постоять на берегу одной из многочисленных горных рек, которые в изобилии спускаются в город. А какие здесь виды! Куда не посмотришь везде высоченные горы, укрытые снежными шапками, ходишь и любуешься.
Поразил автопарк города, стояли и перечисляли в слух марки автомобилей на дороге: — Бетнли, Роллс-Ройс, Мерседес, БМВ, Ауди, даже в Москве такого нет. Город красивый, но окрестности еще лучше, когда стоишь и смотришь на красивейшие виды вокруг города, горы манят к себе. Быть в таком месте и не сходить в горы невозможно.
Поднялись до Медео на машине и пошли гулять – единственное для меня место в Казахстане, о котором много сказано, но впечатлений совсем не производит. Много разговоров, соревнований, рекордов связано с этим высокогорным катком, но попадая туда ничего особенного. Весьма уже потрепанный стадион с большим количеством таксистов вокруг. Может быть такое впечатление складывается на фоне нереально крутых пейзажей вокруг.
На Медео второй раз и второй раз канатная дорога закрыта, зато всего за пятьдесят рублей можно на экобасе подняться до горнолыжного комплекса Чимбулак. Отсюда и можно начать свой пеший маршрут. В планах было идти просто вверх пока идется и позволяет погода. Нам очень повезло с погодой, в дали было видно, как на снежные пики набегают темные тучи, до нас они добрались только один раз и накрыли минут на пятнадцать сильным ветром и непроглядным туманом.
Чем выше поднимаешься, тем виды все красивей и грандиозней. Начинает появляться азарт, хочется все выше и выше и тебя уже сложно остановить. Подниматься быстро не получается, останавливаешься через каждые десять метров фотографировать и созерцать величественные горы и ледники. Как давно я не был в больших горах, как я соскучился по ним даже сложно представить! В них царит такое спокойствие и умиротворение!
Вообще спускаться вниз нет никакого желание, хочется разбить лагерь и ходить по вершинам и ущельям без остановки.
Места эти очень популярные, но видимо еще не сезон и людей мало, каждый проходящий здоровается, какая-то солидарность и понимание друг друга в таких местах есть у людей. Здесь все свои! Так мы и шли все вверх и вверх до высоты 3350 метров над уровнем моря, шли бы и дальше, но уперлись в глубокий снежник. Попытались подняться выше, но провалившись пару раз почти по пояс с кедами на ногах стало понятно, что горы дальше не пускают. Из-за нашего быстрого темпа и резкого подъема появились признаки горной болезни. Мне так захотелось спать, что при спуске вниз глаза сами закрывались, пришлось остановиться и прилечь минут на десять пятнадцать, чтобы просто не заснуть на ходу. Обратно спускались уже вечером на закате, людей никакого – тишина такая, что даже давит, не единого звука не нарушает спокойствие могучих гор.
Спустившись до альплагеря, познакомились с знаменитой собакой Чулей, которая ходит с альпинистами почти на все восхождения и посетили мемориал погибшим альпинистам. Люди уходят, но навсегда остаются в горах, да это трагедия для родных и близких, но каждый из них понимал на что шёл. Любовь к горам очень сильная бороться с ней бессмысленно! В горах прекрасно, но иногда стоит спуститься на землю. Мой товарищ устроил отличный сюрприз – прекрасный ужин со свежайшим балхашским сазаном и другими вкуснятинами под звездным небом в центре Алма-Аты. Спасибо еще раз за отличный прием! Ну а мы нагулявшиеся и наевшиеся отправились в хостел, где нас ждал еще один приятный сюрприз – терраса с крутейщим видом на город и дешевым баром.
Наверно это звучит банально, но на следующий день мы опять поднялись в горы. Нас интересовало Большое Алма-атинское озеро (БАО). Место очень красивое. Небольшое горное озеро, окруженное горами, что может быть лучше для размеренного отдыха. К самому берегу не пускают – стратегический объект, отсюда идет забор питьевой воды для Алма-Аты.
Вообще окрестности БАО являются природным парком или заповедником, не силен я в формулировках и вход сюда платный. Пока поднимаешься на озеро встречаешь очень красивые виды, надо быть предельно внимательным, чтобы не засмотреться и не съехать в бездонную пропасть на серпантине, который ведет к озеру. Здесь царит уже другая атмосфера – толпы отдыхающих туристов и местных жителей, шашлык-машлык и селфи на каждом углу, после вчерашнего дня люди немного раздражают, и мы не стали тут долго задерживаться.
Спустились погулять вниз в президентский парк – жара нереальная, солнце печет как газовая комфорка, поэтому ничего лучше, чем опять подняться в горы не придумали. На этот раз на гору Кок-Тобе, с самого центра города на неё ведет канатная дорога. Гора совсем маленькая, но с неё открывается замечательный вид, а ещё на Кок-Тобе расположен парк развлечений и много различных лавочек и кафешек, где можно дорого поесть и накупить всяких бесполезных сувениров и безделушек, что мы и сделали.
Спустившись вниз мы попали на фестиваль современной этнической музыки, товарищу она так понравилась, что он потом долго еще искал в интернете исполнителей со сцены. Музыка отличная, но и город еще хочется посмотреть, вот мы и пошли к статуе золотого человека, чтобы представление о городе было полным!
Как я написал выше окрестности Алма-Аты можно осматривать ни один месяц. Очень хорошо, что у нас есть еще время и мы отправились в сторону Китая и Киргизии – крайняя наша точка озеро Кольсай.
Первой остановкой на пути был Чарынский каньон.
Мне кажется это одно из самых разрекламированных и посещаемых мест республики Казахстан! Говорят, в американском Гранд каньоне очень круто! Я там не был, но и в Чарынскам тоже очень даже ничего. Размерами он конечно меньше, но вот по своей красоте может и не уступает своему старшему брату! Всей масштабности не передать словами и не запечатлеть на фотографиях. Ощущаешь себя маленькой букашкой в каменных джунглях. Виды нереально крутые, похожи на другую планету!
Жара в каньоне адская, но в конце пути путника ждет сюрприз. Среди непреступных песчаных глыб пробила себе дорогу река Чарын, дающая живительную влагу для обитателей каньона! Ходит по каньону можно часами, рассматривая фигуры причудливой формы, состоящие из прессованного песка, больше похожего на камень или кирпич.
К вечеру нам надо добраться до домика в 17 км от озера Каинды, чтобы с утра посетить это таинственное место. От Чарынского каньона до Каиндов около 80 км, но какие это километры! По дороге открываются такие панорамы гор, что дух захватывает, куда не повернешься везде горы!
Как-будто ты закрыт от внешнего мира огромной непреступной стеной.
Мы остановились в гостевом доме у Темирхана, спасибо ему и его семье за теплый прием. Я даже не думал, что в такой глуши нас ждёт теплый душ и Wi-Fi. Чудеса какие-то! А кормили нашу команду только тем, что сами вырастили т.е. экологически чистое мясо и овощи, чай с молоком, больше похожем на сливки. После городских продуктов очень сложно есть натуральные продукты. Здесь молоко жирней, чем у нас сливки, а такое свежее мясо в городе вообще не найти. Спали, как убитые, видимо день в душной машине дал о себе знать, половина команды даже есть не стало, как зашли в дом, так и уснули кто где присел.
Проснулись почти с восходом солнца, планы сегодня грандиозные! Наша цель это горное озеро Каинды. Прыгнув на Уазик поехали вверх! Озеро находится в национальном парке поэтому за въезд пришлось заплатить, но до самого озера нас не пустели на собственном автомобиле.
Подняться можно на конях, пешком, или на Уазе лесной охраны. Идти близко, но после вчерашних прогулок ноги еще не отпустило, поэтому решили поехать с егерем на Уазе. Домчал он нас минут за пять, махнув рукой в сторону и сказав, что озеро там скрылся за поворотом.
Виды, как всегда великолепны! Близость Киргизии дает о себе знать буйством природных красок. Горы Тянь-Шаня значительно отличаются от гор Заилийского Алатау. Тут уже другой климат и высоты значительно больше! Как в песне: — «Лучше гор могут быть только горы, в которых еще не бывал». Очень четкое и понятное описание, сказать больше нечего. С места высадки до самого озера пришлось пройти около километра, и мы оказались на необыкновенном озере Каинды. Других подобных озер я не знаю, посреди озера стоят стволы от когда-то растущих здесь сосен и все это на фоне необыкновенного цвета воды и горных вершин. Прошло почти три года с момента, как я случайно увидел фото озера в интернете и сюда попал!
Здесь бы остаться да помедитировать, но сегодня у нас в планах не менее замечательное озеро Кольсай.
Кольсайских озер несколько, доехать на чем-либо кроме лошади можно только до нижнего! Хотя самые красивые озера находятся выше и с них видно Иссык-Куль мы до них не пошли т.к. от автомобильной стоянки топать около семнадцати километров, а нам еще надо успеть на поезд!
На Кольсайские озера стоит ехать на несколько дней, снять там домик, а лучше взять палатку и уйти вверх подальше от цивилизации и наслаждаться не тронутой природой. За эту поездку удалось посмотреть много красивых и не забываемых мест, но это только маленькая частица красот Казахстана!
В завершении нашего путешествия решили на денек съездить и посмотреть Астану, как ее отстроили за ближайший год и как идет подготовка к ЭКСПО-2017. Появилось много новых интересных зданий, новый ж/д вокзал, выставочный комплекс. Но все это еще совсем не готово, даже с ж/д вокзала не спуститься т.к. еще не работаю эскалаторы, хотя вокзал уже открыли три дня назад. Выставочный комплекс тоже не готов. Как все успеют доделать за неделю не знаю, но работы просто вагон. Везде стройка и реставрация, жара и много пыли. После не тронутой природы сложно сразу адаптироваться к такому современному урбанистическому пейзажу, но за пару часов привыкаешь и чувствуешь себя обычным городским жителем, а не путешественником, открывающим диковинные места.
Спасибо Казахстан за твои красоты и жди мы еще вернемся!
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
ОТЧЁТ
Авто-путешествие по Восточному Казахстану
24.07-04.08.2011 г.
3500 км гор, предгорий, лесов, степей и озёр. 2200 м вверх.
Томск-Новосибирск-Барнаул-Шемонаиха-Усть-Каменогорск-Бухтарма-Большенарымское-Катон-Карагай-Урыль-Белуха-Урыль-Шынгыстай-Старая Австрийская дорога-Маркаколь-Урунхайка-Теректы (Алексеевка)-Зайсан-Курчум-Бухтарма-Большенарымское-Усть-Каменогорск-Шемонаиха-Барнаул-Нск-Томск
Авто:
УАЗ-31512-01 (1986 года выпуска, лифт кузова над рамой 42 мм; колеса 235/85/16 Federal Couragia M/T; защита рулевых тяг; РК с понижающей передачей 2.6).
Экипаж:
Боев Михаил, Першин Павел (Инженер), Мальцева Юлия, Курочкина Надежда.
Авто:
Nissan Terrano 3.0 (1995 год выпуска, механика, бензин, правый руль. Рабочий объем двигателя – 3 л, 150 ЛС; снаряженная масса – 1850 кг. Подготовлен для бездорожья: бодилифт – 50 мм, колеса Kumho Road Venture KL71 – 32 дюйма; легкий силовой обвес из труб; экспедиционник с люстрой).
Экипаж:
Кононов Михаил, Зюмалина Ульяна.
Предисловие
В прошлом году нам уже довелось побывать в Казахстане. Ровно год назад, в одну машину (УАЗ) и экипажем в составе двух человек, мы с Мишей планировали пройти тот же маршрут за те же имеющиеся в наличии две недели.
Спустя 5 длинных дней утомительных скитаний по чужой стране, крупных и мелких неприятностей разного рода, преодолев менее половины пути, было принято обоюдное решение: «Домой!»
В этот год приехали снова, но уже в большем составе, с бесценным прошлогодним опытом, новыми силами и желанием непременно прогуляться на Белуху.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
24.07.2011 г.
День 1. «Бензонасос».
г. Томск – оз. Колыванское (Алтайский Край). 800 км.
Выезжаем из Томска с запланированным опозданием в 40 минут. 8 утра. Суббота. Машин мало. Погода радует. На выезде из города встречаемся с экипажем Террано. Едем!
Через полчаса приехали! Машина не тянет. Останавливаемся. Бензонасос. Хорошо, что с собой есть в запасе пол-УАЗика. Меняем. Минус час. Мчим дальше.
Следующая остановка в Новосибирске. Встречаемся с друзьями, кормимся местного производства беляшами, покупаем мембрану для бензонасоса (на всякий случай!).
Отъезжаем недалеко (до Обского моря), те же симптомы, снова бензонасос! Звоним новосибирцам, нид хэлп.
Мы девочками спускаемся к Морю. Фотографируемся, Юля купается. Весь берег завален кучами мусора (я эколог). В воде тоже плавают продукты потребления общества. Обидно. Место-то красивое, песчаный берег, яхты.
Возвращаемся к машинам. Бензонасос уже доставлен и почти поставлен на место. Минус еще полтора часа.
До Колыванского доезжаем без приключений. Вечер. Тепло. Ужинаем и спать.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
25.07.2011 г.
День 2. «Моджахедам не даём!».
оз. Колыванское – Бухтарма (Казахстан). 300 км.
Колыванское тоже красиво, но по берегам и кустам тоже грязь
С озера выехали около 11 часов и в 14 были уже в Казахстане. На прохождение границы ушло около полутора часов.
На Казахской таможне Миша идет за миграционками, таможенник долго смотрит на намотанную на его голове арафатку, молчит, потом выдает: «Моджахедам не даём!». Смеется.
На той стороне пытаемся помочь «Крузеру» с казахскими номерами, у которого ни с того, ни с сего пробило колесо, и в добавок еще заклинил домкрат, но безрезультатно. Наши полутораметровые хай-джеки только мнут и хрустят его пластиковым обвесом. «Плохая машина, не то, что у вас», – признаётся хозяин. Разводим руками, что тут поделаешь. Хотя, помогли уже тем, что привлекли всеобщее внимание к проблеме «Крузера», из очереди стали подтягиваться другие люди с домкратами и прочим.
Едем в Усть-Каменогорск, нужно получить пропуска в приграничную зону, запастись казахской наличностью и продуктами. Дабы не плутать по незнакомому городу, регистрироваться решаем в Катон-Карагае, думаем, что за 5 дней мы туда доедем при любом раскладе.
В 20 км от города УАЗ снова чихает и ломается. Тросик педали газа. Чинимся. В 17 часов въезжаем в Усть-Каман.
Надо заметить, в этом году Казахстан встретил нас более дружелюбно и особых ситуаций не подбрасывал. До этого момента даже не пришлось общаться с жол полициясами.
По памяти нашли нужное нам здание и магазины. Берем арбуз (65 тенге/кг), мясо на шашлык (ведерко курицы – 2000 тенге) и коньяк «Казахстан» (800 тенге за бутылку).
Кстати говоря, я была удивлена, когда узнала, что когда-то, годах в 1720-х Усть-Каменогорск (точнее – тогда еще крепость Усть-Каменная) входил в состав Томской губернии (земляки, можно сказать!).
Ночевать решили ехать на Бухтарму, на наше прошлогоднее место.
Едем долго, уже начинает темнеть. Миша смотрит в свой навигатор, но ничего не может сказать точно. Все устали и проголодались. Сворачиваем к воде по первой попавшейся дороге. Болото. Сворачиваем по другой – вагончик, рядом спит пастух. Разворачиваемся. Уже темно. Крутимся еще несколько раз. Терпение на пределе. Всё! Встаем там, где есть.
В темноте ставим лагерь, разводим костер. На берегу – грязь и тьма мотыльков (ночью в темноте всегда всё кажется хуже, чем есть на самом деле).
Через некоторое время на нас из темноты выходит фигура – пастух на лошади. На плохом русском объясняет, что это место выпаса коров, и завтра тут должно быть стадо. Но так как он пастух и хороший человек, он ради нас погонит стадо в другое место.
Ночевать страшно. Место открытое, еще и коровы эти, возле воды – мертвая птица. Прикрываем по возможности палатки машинами. Всё равно страшно.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
26.07.2011 г.
День 3. «Коровий случай». «В мечтах о гигиенической помаде».
Стоянка на Бухтарме. 200 м.
Утром место стоянки выглядит чуть получше – как всегда при солнечном свете.
Паша проснулся раньше всех и обследовал окрестности. В 200 метрах от нас вполне приличное место – не доехали в темноте. Не «наше» прошлогоднее, но тоже ничего. Решили переместиться туда и встать на день на стоянку.
Тепло, но ветрено. Купаться не тянет, вода прохладная. Ветер дует не переставая. За несколько часов – губы обветрены, начинаю мечтать о гигиенической помаде!
Наконец-то помылись, девчонки счастливы.
Недалеко гора, на вид невысокая. Лезу. Виды с горы шикарные. На вершине ветер нереальный, сносит с ног. Лежу, смотрю на небо; сижу, пою мантры; кричу в голос – надо прокричаться, выпустить накопившийся негатив. Всё равно никто не слышит. Благодать!
Спускаюсь вниз, там уже режут арбуз и разжигают мангал.
На глаза попадается старинный чемодан из-под мангала. Оценивающе смотрю на него. Это же отличный реквизит для фотосессии! И солнце самое то. Не говоря уже о фоне! Берем реквизиты, и отправляемся девочками фотографироваться.
Метрах в 100 от лагеря подъезжает Буханка, из нее выходит несколько казахов. Судя по доносящимся звукам, разделывают какое-то животное. Или не животное. Возятся часа полтора. Немного не по себе.
Уезжают. Мы идем на «место преступления». На берегу валяются рога, копыта, лужи крови, какие-то органы. Жутковато, но всё-таки радует, что это было животное!
За ужином дегустируем коньяк. Шикарный! И это за 130 рублей!
Ложимся спать. Вокруг лагеря странные звуки. Прислушиваемся – коровье стадо. То ли воют, то ли в Казахстане коровы мычат так. По ощущениям, они уже совсем близко. Проходят по лагерю, цепляя Террано и растяжки палаток. Обошлось без происшествий, но понервничать заставили.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
27.07.2011 г.
День 4. «Пейзажный».
Бухтарма – оз. Язевое 250 км
В 5.30 утра продолжение «коровьего случая». Подрываемся от тех же звуков, что были ночью. Сидим затаившись. На стенке палатки на свет громадная тень – приближающаяся коровья морда, напрягаемся. Огромный шершавый язык лижет нашу палатку снаружи.
Миша высовывает голову, в центре лагеря – здоровенный взрослый бык, и еще куча других вокруг. Пугнуть его, но стоит ли: впереди – наша палатка, справа – Мишина, слева – Террано, а бык – животное непредсказуемое. Что делать – непонятно.
Ожидание прерывают вопли Ульяны, третья палатка открывается, Уля с Мишей ретируются в машину. Корова потерлась рогом и порвала их домик. Миша заводит Террано и разгоняет стадо.
Опасность миновала. Смеемся – модный пастух, казахские-то на лошадях!
После завтрака выдвигаемся в Катон-Карагай, лицезреем пейзажи. Слева – горы, справа – вода. Дорога «облизывает» бухтарминский берег, красота!
В Катоне у нас много дел. Нужно получить пропуска в Национальный парк, зарегистрироваться и запастись продуктами. В 13.30 добираемся без происшествий, но везде попадаем на обеденные перерывы.
Понемногу учим казахский. «Дукен» – «магазин». «Базар» – «рынок».
За пропуск запросили громадную по сравнению с прошлым годом сумму – 13000 тенге (за 2 машины и 6 человек на 3 дня). В стоимость якобы включены: пропуск, место под палатки и тропа.
Регистрировались еще дольше. Здесь обед с часу до двух. И сотрудница в отпуске. Вызвонили. Сказала, будет через 15 минут. Проходит 40. Жара, душно. Ждём. Приходит. Волокита. Каждый пишет заявление, подходит с ним к сотруднице, та переписывает себе в тетрадку все данные, берет миграционку, ставит печать и дату.
Кстати сказать, люди везде добрые и отзывчивые.
Видно, что ей неловко, поэтому старается побыстрее. Миша идет последним, и так как в Казахстане он впервые, не глядя, забирает миграционку, в которой второпях не поставлена печать. Но об этом мы узнаем позже, когда доблестные пограничники-полициясы остановят нас на обратном пути домой на той самой развилке Зыряновск-Серебрянск.
В Урыли тюнингуем УАЗ. Лежащий в рундуке домкрат выбил правый задний фонарь, и он болтается на честном слове. Второй пока не отваливается, но тоже приклеиваем – на всякий случай.
К 20.00 добираемся до оз. Язевого. Заезжаем на водопад (в прошлом году видели табличку, но не заехали). Выйти из машины и несколько минут пешком вглубь от дороги. Место красивое! Вода шумит так, что приходится кричать. Фотографируемся.
Едем на базу. Пока еще тепло и ясно, и даже видно вершины, но буквально через час сядет солнце, и мы погрузимся в холод и зимнюю одежду.
На завтра планируем пеший поход на Белуху (по-казахски – Музтау) на 3 дня.
Снова ждем. На этот раз хозяев базы. Они ужинают, и размещать нас не хотят. Да и разговаривают не очень охотно.
Мы хотим на наше прошлогоднее место, где из открытой палатки видно Белуху, но нам говорят ставить дальше, на другой стороне дороги, вдали от озера.
Также говорят, что на Белуху можно идти самим, без проводника.
Дров не дают (в прошлом году на поляне лежали нарубленные и бесплатно). Видим сарайчик с дровами. Спрашиваем – сколько вам денег дать, чтобы дров взять? Хозяйка отводит глаза «500 тенге».
Подгоняем Террано к сараю и начинаем грузить полешки на его экспедиционник! Хозяйка, обалдев от бездонности багажника, машет руками «500 тенге – 1 чурка!», но фиг вам! Мы 13000 тенге в Катоне отдали – за что?
Что не сожгли на Язевом, забрали с собой – до последнего полена, хватило до конца поездки. Смеялись, конечно, 500 тенге – это же 100 рублей. У нас на эти деньги небольшой пакет угля только купишь. Но ещё как-то уж слишком сильно пугают эти 5-кратные казахские суммы, не привыкли.
И слишком уж обнаглели хозяева базы, накручивая цены. Баня – 400 рублей с человека за час! Домик – обычный деревянный без удобств – 500. Впрочем, как и везде, куда в виду красоты и значимости мест начинают в больших количествах тянуться туристы.
В очередной раз ставим лагерь. Разводим огонь. Приходят ребята из Усть-Камана, недавно спустившиеся с гор. Говорят, шли 2 дня на лошадях, вымотались, намерзлись. Вымаливают сигарет. Рассказывают, как идти. Уверяют, что тропа натоптана, не заблудимся без проводника (я и не сомневалась).
Залезаю в спальник, долго не могу отогреть ноги. Мне легче – у меня пуховый, на минус 25, остальным, видимо, еще холоднее.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
28.07.2011 г.
День 5. «Облом».
Стоянка на оз. Язевое.
Подъем в 8.00. Собираем вещи, чтобы идти на 3 дня на гору. Юля и Паша решают остаться на озере.
Копаемся долго. Вещей набирается много, и всё нужное, и всё тяжелое.
Паша на УАЗике везёт нас до пограничной заставы (примерно 6 км), дальше дорога есть, но по ней нельзя – она дважды пересекает границу с Россией.
На этот раз кушают пограничники. Ждем.
Выходят, мнутся.
В итоге говорят, что без проводника не пустят нас, мы якобы заблудимся и уйдем в Россию. Бред! У нас с собой два навигатора! И еще в голове у штурмана встроенная карта и компас! Спорить с ними бесполезно. Чем больше наших доводов, тем отчетливей их «Нет!».
Возвращаемся в лагерь на озере. Мысленно ругаем казахов, желания приезжать в это место еще раз тает на глазах.
Снова разговариваем с хозяйкой, можно взять проводника (примерно 2500 тенге в день+лошадь), который приедет только вечером и пойти завтра с утра. День потерян. Устраиваем общественный совет, но периодически принимается идти дождь, а Белуху наглухо закрывают облака, и вопрос идти или не идти отпадает сам собой.
Отдыхаем на Язевом. Есть некоторое чувство невыполненного долга, и еще чувство, что нас хорошенько нагрели.
В обед приезжают алмаатинцы, чертыхаются от цен и напиваются в дым. Смеются над нами, мол, поближе-то нигде не могли отдохнуть. Мы, владея географией, смеемся над ними в ответ: мы проехали от дома 1100 км, они – полторы тысячи.
Кстати, их без проводника пускают.
Ближе к вечеру снова едем на водопад (уж очень понравился) и обнаруживаем там тропинку вверх по течению, и еще целую кучу каскадов, если точнее, то 10 каскадов на 200 метрах! Место хорошее. Там бы сидеть да медитировать!
Ночью теплее, чем вчера. На огонек собираются люди. Пьем чай, греемся. Наш чай!
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
29.07.2011 г.
День 6. «День бэ-э-э-э».
Оз. Язевое – Старая Австрийская дорога – оз. Маркаколь. 135 км.
Встали часов около 9. Всю ночь шел дождь. Пасмурно, периодически выглядывает солнце и снова уходит. Белуха по-прежнему потеряна в облаках, что подтверждает правильность принятого вчера решения. Делать на озере категорически нечего. К озеру не подойти – болото. Других достопримечательностей нет.
Позавтракав кашей, решаем ехать дальше, на Старую Австрийскую дорогу, выход на которую для нас с Мишей будет означать прорыв прошлогоднего путешествия. А для всех остальных – дорогу к теплу из уже поднадоевшего холода.
Трясемся по морене до КПП, каша беснуется в желудке, Берель, Урыль. В Урыли запасаемся продуктами (снова попадаем на обеденный перерыв). На заправке встречаем русских джиперов с казахскими номерами, только что вернувшихся оттуда, куда едем мы, обмениваемся картами и треками.
Еще пара деревень с казахскими названиями и взгляд обшаривает отвороты дороги слева – выход на Австрийскую дорогу.
Для справки:
Австрийска дорога – дорога в Восточно-Казахстанской области, связывающая Катон-Карагайский район (на севере) и Курчумский район (на юге). Начало дороги – пос. Чингистай (Шынгыстай – прим. автора), конец – с. Теректы (Алексеевка).
Дорога была построена в 1914-1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда и получила своё название.
Проходит по живописным местам в непосредственной близости от оз. Маркаколь и Маркакольского заповедника. В настоящее время дорога значительно разрушена и проехать по ней можно только от села Теректы до пос. Урунхайка. (Википедия).
Забегая вперед, скажу, что Википедия привирает. Проехать можно везде!
Дорога, которую сто лет назад построили в Восточном Казахстане пленные словаки, чехи, венгры и австрийцы, является уникальным памятником истории и гимном человеческому трудолюбию: без всякой техники, только кирками и лопатами люди били трассу через два огромных перевала, несколько рек и болот. Новостройку вели бешеными темпами. Рабочие продвигались с двух сторон навстречу друг другу. Все необходимые грузы поднимали на баржах вверх по Иртышу и Черному Иртышу.
Это была стратегическая дорога – её начали строить для того, чтобы укрепить границу с Китаем. Дорога позволила перебрасывать армейские части и вооружение. Строившие ее чехи, словаки, венгры воевали на стороне Австро-Венгрии и массово сдавались в плен – не хотели идти против русских. Маршрут проектировал австриец, наверное, это был инженер, который раньше строил у себя в Альпах.
Что стало с этими военнопленными, неизвестно, но трассу с тех пор так и зовут – Австрийская.
Выезжаем на дорогу около 16.00. Напичканной фактами из интернета, ехать по ней мне было страшно. Натыкаемся на пост со шлагбаумом, показываем казаху пропуск из Катона, сгодился.
Описать дорогу не хватит слов. Горы, обрывы, максимальная высота – почти 2200 м (перевал Бурхат), потом еще один, но поменьше. Половина Восточного Казахстана – как на ладони перед тобой, точнее – внизу тебя.
Крушение стереотипов! Странное чувство возникает внутри, когда едешь в машине по дороге, поворачиваешь голову в сторону – и видишь птицу, летящую ниже тебя. Или облака внизу, а не вверху.
Иногда едешь как будто бы просто по лесу, но за рядом деревьев и кустарника – пропасть! И лучше бы туда не смотреть.
Если честно, то процентов на 70 я была уверена, что мы ее не пройдем, и придется возвращаться. Чересчур много в интернете предубеждений и запугиваний, страшных историй с несчастливым концом.
Хотя, я предполагаю, что люди, писавшие эти отчеты, могли ездить в другое время года, и на других машинах, с другим стажем вождения и другим мировоззрением. Мы же первый сломанный мост легко объехали справа по реке, ловко лавируя между камнями. И вся остальная дорога показалась слегка утомительной, но не сложной. Даже болотники не пригодились!
Стоит отметить, что движение на трассе очень даже оживленное! Навстречу нам попадались: КАМАЗ-лесовоз, пара джипов с казахскими номерами и земляки-новосибирцы на Патроле. Привет вам!
Еще 4 или 5 мостов – состояние плохое, но не удручает. А может быть, вселяло оптимизм то, что до нас сегодня тут уже проехали как минимум 5 машин. Проехали и мы. Дальше не спеша преодолели две гати. К сожалению, сколько ни смотрела, так и не увидела места, где «солдат улаган» («упал»). Немножко жаль.
История грустная и смешная одновременно, но из многочисленных историй про Старую Австрийскую дорогу, наверное, единственная – с хэппи-эндом. Один из военнопленных во время работы сорвался с откоса. Зимой с перевала шли несколько тракторов. Было холодно, и один из шоферов решил сходить по нужде, не останавливаясь, прямо с трактора, и, естественно, рухнул в ущелье. Другие выбежали из машин, думали – разбился насмерть. А когда спустились вниз, оказалось – жив! Тракторист этот потом долго лежал в больнице, и когда выписался, купил на радости лотерейный билет и выиграл машину. А под откосом на камнях до сих пор валяется остов разбитого трактора.
К озеру Маркаколь выходим уже ближе к вечеру.
Проезжаем Урунхайку, покупаем арбуз. Долго ищем съезд к озеру, но везде натыкаемся на заборы и закрытые ворота заповедника. Начинает темнеть, поэтому между поисками съезда к озеру и поисками другого подходящего места для ночлега выбираем последнее.
Прохладно, но уже не так, как в первую ночь на Язевом (по моим ощущениям), хотя Юля сказала, что замерзла сильнее, чем там. Термометр в Террано показывает ночью +4 0С.
Сейчас уже, после поездки, читая чужие отчеты, понимаю, что подъехать к самому Маркаколю было реально, и мы вроде даже были на той дороге (встроенный навигатор не подводит!), но смутили болотные кочки.
«Нужно ехать в сторону мыса, расположенного 15 км западнее д. Урунхайки. Первоначально дорога идёт в сторону Староавстрийки, затем, после питомника «Жасыл Ель» поворачиваем во второй поворот налево. Далее дорога немного теряется в болотистой местности, выбираем более накатанную колею, пробираемся на небольшой перевал, оттуда 3-4 брода, старая избушка по дороге, и мы на берегу озера.
Дорога до мыса не составила особых проблем, ехать по ней на внедорожниках вполне возможно, но лишний раз лезть куда-либо без разведки не рекомендую!».
Что поделать, джиперы тоже порой устают и теряют нюх.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
30.07.2011 г.
День 7. «Под слоем пыли («Монголия»)».
Оз. Маркаколь – оз. Зайсан. 205 км.
С утра отогреваемся на выглянувшем солнышке и в путь.
Сегодня по плану – доехать до озера Зайсан и встать там на стоянку на день-два. По километражу немного. Поэтому не спешим. Да особо и не поспешишь. Дороги не позволяют.
Мы вчера наивно полагали, что уже преодолели Старую Австрийскую, а оказалось, что находимся примерно на ее середине. И ждёт нас такой же долгий путь по перевалам до д. Теректы (она же Алексеевка).
Слева появляется Казахско-Китайская граница. Выглядит она, конечно, забавно – с этой стороны горы и растительность, за границей сразу – пески. Как будто китайцы специально насыпали эти барханы.
Попутно заезжаем в деревню за продуктами и бензином. Ищем дукен. О! Счастье! Я вижу аптеку (Дерихана), покупаю гигиеническую помаду.
Долго ли, коротко ли, выезжаем к р. Черный Иртыш.
Решаем для разнообразия пообедать на ее берегу. Исследуем сначала левый берег, там сплошные заросли и подъезд к реке затруднен, затем правый. Казахи отдыхают на правом. Песок. Решаем проехать подальше, туда, где поменьше народу. Казахские легковушки скромно стоят на самом въезде, но мы-то на Джипах!
УАЗ героически бороздит пески, Террано немного отстает и пропадает из вида. Слышим в рацию: «Мы застряли!», и тут же благополучно садимся сами. Лебёдки нет, да и лебедиться особо не за что – на берегу только хилый кустарник. Такой вид бездорожья для нас сибиряков в новинку, все таки нам роднее грязи или снега, но где наша не пропадала! Спускаем колеса, УАЗ выезжает сам и вытаскивает Террано. Миша же хотел пофачиться, вот и нашлись приключения!
Обедаем, купаемся в Чёрном Иртыше, смываем дорожную пылищу. Река по колено. Хотя, местные толпой удят в ней немаленьких размеров рыбу. Песок горячий, аж обжигает пятки, солнце печет почти как в Бангкоке в полдень.
На выезде вытаскиваем застрявший «крутой джип» с казахскими номерами из категории «Машину купил, ездить купил, полный привод включать не купил». Смеемся над чудаком. По старой памяти хотим взять с него 500 тенге, но не берем, мы же добрые!
Едем дальше. Пейзаж за окном меняется, теперь это больше похоже на полупустыню, такая казахская Монголия – и дорог нет, есть только направления. И пыль столбом. В том числе и в салоне УАЗа. Дышать невозможно. Сооружаем с Юлей себе «респираторы» из подручных средств.
Уже виден Зайсан. Проезжаем казахскую деревню. Я в восторге! Дома, мазанные глиной, как будто из какого-то прошлого века, чистая ровная площадь, ни одного забора или сарая с хламом, но и дерева тоже ни одного.
Долго ищем место, выходим. Берег жутко грязный – в основном горы пустых пластиковых бутылок, спутанных сетей и вынесенные на берег водой ветки. Но все равно красиво – возле воды огромные камни, глиняные обрывы, и растительность совсем уже непривычная для нашего сибирского глаза.
Вода не то чтобы грязная – мутноватая. Но все равно моемся и купаемся. После такой-то жары и пыли!
Миша предупреждает, тут могут водиться скорпионы. Спрашиваю у всех, что делать, если он вдруг укусит. Никто толком не знает. Твердо решила приехать и найти эту информацию в интернете.
Надеюсь, эта информация никому и никогда не пригодится!
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
31.07.2011 г.
День 8. «Зайсан».
Стоянка на Зайсане.
Весь день вялимся на солнце, загораем, купаемся. Постепенно отходим от горного холода и превращаемся в ленивцев.
По Зайсану то и дело ходят суда – добыча рыбы и морепродуктов идет круглосуточно.
В глиняных обрывах я вижу отличный фон, и мы девочками устраиваем там очередную фотосессию. Пыльные глиняные «горы» покоряются с трудом, постоянно обваливаются и пытаются стащить с себя карабкающихся на них. Удержаться сложно. Но результат того стоит!
Спустя примерно полчаса, это место заполонится табуном неизвестно откуда взявшихся диких лошадей, бегущих на водопой. Красивое завораживающее зрелище!
Так и прошел день. Консервы начинают опостылевать. Паша готовит плов. Из той же тушенки, но получается несколько необычно на вкус. Уже так хочется «живой» пищи – мяса или рыбы, только не консервы.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
01.08.2011 г.
День 9. «Монголия. Продолжение».
Оз. Зайсан – Бухтарма. 230 км.
Еще полдня простояли на Зайсане. Снова прибегают на водопой лошади.
Купаемся, загораем. Лень начинает захватывать наши ряды.
Кончается питьевая вода и минералка, продукты тоже подходят к концу. Да и погода начинает портиться.
Решаем сворачивать лагерь и ехать дальше, через крупную деревню с дукенами и базарами и встать на Бухтарме.
Блуждаем по степи, снова «Монголия». Куча разветвлений дорог – можно ехать куда и где хочешь. Навигатор тупит.
Попадаем в грозу. Страшно! Молния бьет по земле недалеко от нас, поднимается столб пыли. Звуки – непередаваемо устрашающие. Дождь. По крайней мере, частично прибило пыль.
А вот что делать, если в машине попал в грозу на открытом пространстве? Google в помощь!
Для справки:
Машина достаточно хорошо защищает находящихся внутри людей, поскольку даже при ударе молнии разряд идет по поверхности металла. Поэтому если гроза застала вас в машине, закрываем все окна, опускаем автомобильную антенну и ждем. По возможности стоит прервать езду или как минимум сбросить скорость.
Не следует дотрагиваться до ручек дверей и других металлических деталей. НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ сотовым телефоном.
Если молния ударит в автомобиль, ток молнии уйдет в землю через корпус и шины. Шины при этом могут быть повреждены. Повреждения могут быть также в электронных устройствах и электрооборудовании машины. Так же надо быть готовым к тому, что машину может подбросить на несколько сантиметров.
В случае удара молнии в автомобиль нужно, как минимум, проверить состояние шин.
• Во время грозы все металлические предметы: топоры, пилы, лопаты, ножи, посуду и т.п. надо сложить в 15-30 м от лагеря или людей.
• От почвы, особенно если она влажная, необходимо изолироваться, подложив под себя теплоизолирующий коврик, надувной матрац, ветки, лапник, в крайнем случае камни, веревки, одежду, обувь и т.п. при этом надо стремиться, чтобы изолятор был возможно более сухим! Сидеть следует сгруппировавшись, согнув спину, опустив голову на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединить вместе. Тело должно иметь наименьший контакт с землей. Мокрую одежду желательно снять и надеть сухую, в крайнем случае, тщательно выжать. Мокрые тело и одежда повышают опасность поражения молнией.
• Когда гроза начнется, потушите костер. Дым – хороший проводник электричества.
• Укрываясь от грозы, избегайте также характерных разломов на почве, они являются наиболее проводящими участками почвы.
Если рядом с вами оказался человек, пораженный или контуженный молнией, не бойтесь дотрагиваться до него – заряда в теле пострадавшего не остается. Первая помощь при поражении молнией – искусственное дыхание и массаж сердца.
Поблудили мы прилично, хотели ехать в одно место, приезжаем в другое. Зато проехались вдоль Зайсана, посмотрели еще пару таких же казахских деревень. Но в этих уже встречались деревья и некоторая другая растительность и живность.
Едем в Курчум, как в самую большую деревню, нарисованную на карте.
Покупаем арбуз, дыню. Пробуем купить мясо. Из всех видов – одна говядина. Внешний вид ее смущает, дома не стала бы такую брать. Но здесь это единственная ЖИВАЯ еда! В предвкушении. Просим дать нам мякоти, без костей; все, что лежит на прилавке – одни кости. Девочка-казашка не очень сильна в русском языке. Показывает отрубленный тут же для нас кусок. И тоже с костями. Показываем на пальцах – разрежь поперек, мы купим. Что-то бормочет по-своему, мол, поперек нельзя, «чертит» рукой по куску по вдоль – вот так можно. Снова просим поперек разрезать – ну продай подороже, мы согласны! Нет! Нельзя мясо так резать, хоть убейся!
В другом киоске та же история. Сплошные кости. Интересно, куда они мясо девают, коров-барашков-то пасется немерено?
Свежей рыбы тоже нет. Видимо, рыба девается туда же, куда и мясо. С горя берем алма-атинское пиво и направление на Бухтарму.
Сворачиваем с дороги и попадаем в настоящий рай! Место чистейшее, вокруг – ни единой человеческой души. Вода прозрачнейшая! На берегу – то ли крупный песок, то ли мелкая галька. «Природный пилинг». Нет, бесспорно, здесь даже лучше, чем в Турции! Ни одной бутылки, ни брошенного окурка! Как вообще такое возможно?!
Варим еду, всё те же опостылевшие консервы. Едим их через силу.
Вдруг внезапный порыв ветра набрасывается на лагерь. Ливень! Вот те раз! Но все равно тепло. Даже ночью. Даже под дождем и с ветром. Даже в одном мокром купальнике.
Пытаемся удержать тент, привязанный за машины с двух сторон. Ветер сносит все на своем пути. Привязываем и убираем всё, что может улететь, промокшие, но довольные, разбегаемся спать по своим палаткам.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
02.08.2011 г.
День 10. «Тенерифе».
Стоянка на Бухтарме.
Сам Бог велел задержаться в этом месте на несколько дней. Тем более что запланированный маршрут мы уже прошли. И время осталось, и есть немного воды и продуктов. И погода радует!
Здесь определенно лучше, чем во всех заграничных курортах, где я была! И людей нет! А где нет людей – там нет и мусора. Кто-то из девочек сказал: «Тенерифе». Я там не была, но, наверное, так оно и есть. Такой маленький кусочек Тенерифе на казахской земле – кто бы мог представить! Лучше, возможно, только где-нибудь на Мальдивах или Бора-Бора. Но совсем за другие деньги.
Валяемся, даже под тентом в тени жарко. Насекомых нет. Лень достигла стадии апогея. Пеший поход за бутылкой воды в Террано, стоящем в двух метрах приравнивается к подвигу.
За день мы совершили бесконечное множество таких «подвигов»! Помыли посуду, помылись сами, приготовили еду – да мы просто Гераклы!
После обеда решаемся с Юлей подняться на гору.
Здесь вроде водятся змеи. Про них я тоже ничего не знаю, но инстинкты подсказывают надеть закрытую одежду и обувь. Широкие штаны или лучше плотные, а еще лучше плотные и широкие.
Жара! А в Томске сейчас наверняка дожди, и хорошо, если есть плюс 15.
Доходим до ближайших холмов. Невозможная жара! Находим воду. Снимаем одежду, мочим, и дальше идем в мокрой. Фотографируемся.
В лагере присоединяюсь к Мише и Ульяне, которые строят из песка скульптуры. Вспомнив веселое беззаботное детство, закапываем друг друга то в медведя, то в черепаху. Загораем.
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
03.08.2011 г.
День 11. «Арбуз полициясы».
Бухтарма – оз. Колыванское. 500 км.
Как бы хорошо ни было, но всегда приходит время возвращаться домой. Вот оно и наступило.
С большой неохотой и сожалением собираем лагерь и выдвигаемся в сторону дома.
Через несколько десятков километров маршрут закольцуется, и мы поедем по уже знакомой дороге, Большенарымское-Зыряновск-Усть-Каман.
Снова развилка Зыряновск-Серебрянск, где пограничники-полициясы тормозят УАЗ за негорящие фары. Вообще, пилот их как бы включил, просто где-то в дороге что-то отвалилось, и по факту они действительно не горели. Террано тоже останавливают и проверяют документы.
«Что с тобой делать будем, фары-то не горят?», – спрашивает полицияс у одного Миши. И «Почему не зарегистрировались?» – у другого.
Рассказы о том, что УАЗ – машина старая и имеет свойство на ходу разваливаться, не помогают. Полицияс смотрит в угол сквозь Мишу. Повторяет вопрос насчет того, что будем делать. Хорошо еще, что он не видит приклеенную на скотч заднюю левую фару и полное отсутствие правой, отвалившейся по дороге.
Суровая реальность такова: сейчас он заберет у Миши права, выпишет временные и квитанцию на оплату немаленького по российским меркам штрафа, потом отправит в Усть-Каменогорск (а это порядка 100 км в одну сторону, в том числе по адскому серпантину и блуждания по чужому городу в поисках банка), чтобы его оплатить. Потом надо будет вернуться обратно и обменять оплаченную квитанцию на отобранные права. А нам еще домой до границы километров 200 и там до Томска еще 900.
Что грозит второму Мише, не имеющему печати в миграционке, я даже не знаю. Но догадываюсь. Поэтому не хочу этого знать наверняка.
Историю как всегда спасают женщины! В какой-то момент мы все втроем выходим из машин. Полицияс отвлекается от Миш, и переводит взгляд на нас. Заметно оживляется и выходит из своей будки. Мы голодные и решаем подкрепиться, раз уж случилась остановка.
Миша успевает починить фары.
Из недр Террано появляются две банки холодных тефтелей, ложки, вилки, и с воплями «Еда!» начинается небольшая локальная война за все это добро. Предлагают и мне, но я отказываюсь, мотивируя это «Да не могу я уже эти консервы видеть!».
Полицияс, глядя на эту картину, чешет под фуражкой, угощает нас арбузом и отпускает восвояси.
Вот такие добрые в Казахстане полициясы! Зря их так часто ругают русские туристы, нарушающие правила казахского дорожного движения.
Начинается дождь, потом дождь из ведра. Мы подъезжаем к серпантину. Казалось бы – туда шли в солнечную погоду, обратно в ливень, но обратная дорога все равно показалась короче и не такой страшной.
В Усть-Каменогорске закупаем продукты на последнюю за это путешествие стоянку – наконец-то живая еда – куриные крылышки, дыня и немного алма-атинского пива (понравилось). Набираем конфеты и шоколадки «Казахстан» в качестве сувениров домой; коньяк, к сожалению, за время нашего отсутствия, разобрали. Тюбетейки не нашли.
Вызваниваем всех, кого можем по вопросу Мишиной регистрации. И уже через полтора часа выезжаем из Усть-Камана в сторону границы с печатью в миграционке. Все-таки хорошие и отзывчивые эти люди – казахи!
Подъезжаем к границе – и опять расстройство – очередь из 15 машин! Настроение падает. И так подсчитывали, что засветло не доедем до Колыванского, теперь уже точно будем там далеко заполночь.
Тем не менее, уже через 10 минут машин становится на порядок меньше. Запускали по 2-4-7 штук, досматривали быстро – казахский таможенник работал в паре с собакой.
Российскую сторону особо не помню. Единственное, что хочу сказать – не ходите в туалет на российской таможне! Даже если приспичит! Даже если сильно! Не надо!
На границе у УАЗика снова пропадает свет. Останавливаемся на починку. Но мы уже на своей земле, и от этого как-то все проблемы кажутся мельче. По России ведь можно ездить и без фар! Особенно, если вперед пустить Террано и запалить всю его люстру.
На Колыванском уставшие, голодные жарим крылышки, едим и падаем спать. В голове уже стучит ритм «Домой! Домой! Домой!».
Re: Автопутешествие по Восточному Казахстану (ОТЧЁТ)
04.08.2011 г.
День 12. «Домой!».
Оз. Колыванское – г. Томск. 800 км.
С утра уже не купаемся и не фотографируемся. Собираем вещи – и в путь.
12 часов дороги проходят без особых приключений, и вот мы дома. Томск. Ура!
На том же месте прощаемся с экипажем Террано. Дом, милый дом. И теплая уютная мягкая кроватка. И предметы цивилизации, от которых еще некоторое время будут странные ощущения.
P.s.
Хотела написать еще о казахстанских дорогах по маршруту следования, но не в силах подобрать слова. Для того, что они называют асфальтом я придумала своё определение – «дороги с казахским покрытием». Асфальтом это назвать сложновато, но местами можно. Кое-где дороги даже ремонтируют. Разметкой пренебрегают в большинстве случаев, особенно на трассах. Дорога с казахским покрытием наблюдается по маршруту примерно до Урыли, далее – неровная грунтовка. Кое-где есть объезды по полям, там чуть помягче, но мало и также пыльно. Плюс серпантины. Местами крутые.
По дороге к Язевому в одном месте приличная морена и небольшие бродики (глубина скорее всего зависит от сезона) – пузотёра не пройдет (хотя, читала в одном отчете, что затаскивали – на галстуке за Эскудо).
Старая Австрийская дорога – сход камней (тоже сезонное явление), броды, гати. Однозначно – только на 4wd!
Далее, до Большенарымского – асфальта почти нет. Наблюдается в районе Курчума, очень волнистый, потом теряется в небытие.
С топливом (а конкретно – с бензином) в городах и более-менее крупных н.п. неплохо. Кое-где очереди. В небольших деревушках – 80-й есть, с другими – проблематично). Карты естественно, не принимают, только наличные тенге.
Про сотовую связь спрашивать меня бесполезно – мой Мегафон по непонятной причине отключился сразу за таможней, и на казахской земле так и не появлялся (хотя, в прошлом году связь была примерно до Урыли). Поэтому я порадовалась, когда телефон выключился сам без посторонней помощи, и до конца путешествия наслаждалась отсутствием этого и так поднадоевшего в городе дивайса.
Поломки и потери автомобилей:
1. Поломки и потери УАЗа (со слов пилота Михаила): шток мембраны бензонасоса Б9В обломился внизу, где лапка; вышел из строя коммутатор (на выброс); домкратом, упрятанным в правый рундук, раскололо задний фонарь; лопнул радиатор; лопнула трубка от ГТЦ к тройнику на задний контур; развалился сигнал на новом модном руле, коротит в цепи; правое зеркало заднего вида (отвалилось). Коммутатор был запасной, трубку выстучали молотком, заглушили контур. Лопнувшую соту радиатора с двух сторон обжали пассатижами и ехали, подливая тосол.
2. Поломки и потери Террано (со слов пилота Михаила): были лишь мелкие мелочи, которые даже настроение не смогли попортить: несколько раз чуть не отваливался задний номер (последний раз был героически спасен казахами на уставшем «Ниссане Сани», который, догоняя нас, перегрелся); перегорела одна лампочка в люстре (белорусская) – не выдержала тряски; сильно разболтались танковые фары, немного раскурочив при этом бампер (тяжелые они для родного тиркиного бампера, весом выламывают метал); в 3-х местах в районе запаски не выдержала родная сварка экспедиционника, вырвало запаской, когда летали по лежачим полицейским ночью после границы; расклепалось крепление шноркеля и, однажды на грунтовке при скорости 90 км/ч отлетел моноциклон вместе с кусочком трубы, который был в натяг посажен в уголок. Но это ничто, по сравнению с поломками УАЗа!
Некоторые выводы:
1. Перед дальней поездкой нужно внимательнее относиться к выбору экипажа и снаряжения, а также внимательней и как можно досканальней изучить маршрут.
2. Изучить, какие животные, представляющие опасность для здоровья, обитают в местах, куда вы собираетесь поехать и что делать, если вдруг эта опасность станет фактом.
3. Также желательно изучить другие опасные явления, которые могут застать вас в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте.
В этой поездке нам очень бы пригодились:
1. Скотч обыкновенный;
2. Прищепки бельевые;
3. Респиратор (особенно актуально для отечественного автопрома);
4. Гигиеническая помада, крем до\после\вместо загара (особенно актуально для девушек).