На автомобиле на перевал геологов
Перевал Геологов (Ловозерские тундры)
Успел только зарегистрироваться на Драйве, как сразу на моё авто нашлись подписчики. За такое внимание к моему авто и моей персоне всем большое спасибо. А раз такое дело, то начну с последних событий и отпишусь о своей крайней вылазке.
Место назначения: Ловозерские тундры, перевал Геологов.
Дата: 27.06.2015
Расстояние – 360 км. (Мурманск-точка назначения-Мурманск)
Длительность поездки – в течение дня.
Количество экипажей – 3.
Выехали из города в районе 12 дня. Трасса Кола как всегда свободная, поэтому относительно быстро и без остановок добрались до Ревды. На удивление, даже свернув с федеральной трассы, нас ждал асфальт. Причем, даже на двух участках активно велись дорожные работы.
На фоне ГОКа и гор решено было перекусить. Несмотря на то, что Гармин со свежими топо-картами проложил маршрут до конечной точки, все равно было не понятно, что там с дорогой и сколько времени понадобится для покорения высоты. Хотя сам факт знания Гармином этого маршрута успокаивал.
Почти сразу увидел два «указателя» о том, что мы идём по правильному маршруту.
Дорога на перевал оказалась вполне приемлемого качества. Хорошо отсыпана, относительно ровная и без преград. Чем-то зацепить практически нереально, хотя и маршрут движения надо постоянно корректировать. Есть возможность наколоть колесо острыми камнями, но нас такая участь минула. Скорость движения около 10 км/ч. То есть уверенно прём в горку.
На драйве писали, что имеется требование к авто, а именно полный привод. Считаю, что это не обязательно. Чуть побольше клиренс и повыше протектор. Так что все велком!
Чем выше забирались, тем больше попадали в облако. До конца надеялся, что увидим все эти облачка снизу. Но не в этот раз.
На верху нас ждал туман, морось и +3 по цельсию. Но запас теплых вещей был у всей команды.
Теперь понятно, какого ёжикам в тумане!
По пути вниз активно помогал ассистент спуска, который входит в опцию Offroad. Очень комфортно катиться с горочки под треск АБС. Пожалуй, есть только один недостаток – это отсутствие возможности выставить требуемую скорость по примеру круиз-контроля. Потому как, когда идешь под уклон, то просто тормозом выставляешь скорость. Но, если выкатываешься на ровный участок, то ассистент отключается и авто прибавляет в движении. На очередном спуске приходится снова подтормаживать.
По пути назад решили отвернуть в придорожную кафешку и отпить кофейку. Вот такое чудо техники стояло рядом с парковкой.
А теперь вывод.
Ехать нужно! Ехать можно! Стоит учитывать погоду, так как виды там замечательные. Обязательно иметь теплую и непромокаемую одежду. Надеюсь до конца лета ещё раз покорить перевал Геологов. Все же всей красоты и простора увидеть в этот раз не получилось. А очень хочется.
Перевал Геологов на Кольском полустрове: снег и цирк в середине лета
Всем привет и удачи! Что, друзья, не верите, что в самую середину лета по дороге нельзя проехать из-за переметов снега? И удивляетесь откуда в в горах, на Перевале Геологов цирк? Тогда погнали!
Вид на Ловозерские тундры с дроги на подъезде к поселку Ревда, пока все здорово, от родного и любимого Мурманска всего 150 км
Сразу скажу, в прошлом году я уже был на Перевале Геологов, но так поездка показалась мне довольно легкой — повезло с погодой, да и дорога была совсем не сложной. Нов этом году была довольно снежная, а главное затяжная зима — снег валил вовсю в мае и даже немного в июне, что даже для Мурманска и области как-то немного перебор. Как итог — дорогу хорошенько так подмыло в нескольких местах и ползти в горку было уже не так весело и комфортно.
Однако, чем ближе к вершине горы Аллуайв (высота 1050,9 м) тем подъем становиться более пологим, но не исключающем острые камни или просто валуны торчащие в самых неожиданных местах и ручьи, пересекающие бывшую дорогу геологов к горным выработкам. Самое неожиданное, что первый раз я смог нагрузить мотор так, что из печки на какое-то время подул теплый воздух вместо установленного прохладного.
Но рано я радовался хорошей дороге — у самой вершины прямо посреди дороги лежал еще не растаявший слежавшийся снег. 15 июля — середина лета. Можно снеговиков лепить. Экслюзивный зашквар — Уэлком на курорты гостеприимного Кольского края. Естественно, что пробивать в одиночку дорогу было чистым безумием.
Но они появились — крутые парни-джиперы, с шутками и матами, застряв каждый пару-тройку раз все таки спустя час пробили дорогу.
А мы пошли пешком на перевал, на фотографии, кстати хорошо видно перемычку, да и идти да нее было минут 15-20.
А вот и так называемый цирк Раслака, можно понять почему он так называется по его полукруглой форме.
Красивейшее место, у края обрыва дух захватывает.
Особенно крутой вид был, когда к обрыву подступала низкая облачность.
Хотя вид облака перекрывали хорошо и обратите внимание — озера внизу даже еще не вскрылись от снега и льда.
Традиционные сейды на перевале, как же Кольский без них?
А когда туман с облаками накрывал перевал все напоминал безжизненные планеты из фантастических фильмов, на которых мы с Вами никогда не побываем.
Хотели ли Вы прокатиться по такой дороге в никуда, к черту, куда глаза глядят — без карт, без навигатор и мобильников, без » завтра понедельник, мне на работу»?
И даже в такой каменной пустыне есть жизнь.
Странно, но в прошлом году в нормальное лето я таких цветов не замечал.
А вот и вершина Аллуайв, кто-то даже отколупывает от нее пегматиты.
И даже здесь есть следы цивилизации — базы геологов, в свое время здесь в этих местах был поселок Аллуайв, население которого доходило до полусотни человек.
Как вам вид, мне почему-то грезится Исландия, вот тут надо было снимать Игры престолов, песнь вечного льда в чисто виде.
А Вам, друзья, спасибо за внимание, и пусть ваши поездки будет всегда увлекательными и захватывающими!
Волок.Мурманская область. Перевал Геологов
Все блюда поданы и съедены, а где же десертик? Без десерта никак нельзя, и он припасен. На обратном пути, а возвращался я по-пацански, через любимые рельсы-рельсы-шпалы-шпалы-лужи-лужи-броды-броды-камни-камни, от Ревды через Октябрьский на Умбу, не мог не заехать на перевал Геологов. В середине июня Хибины еще закрыты для беспрепятственных путешествий, но попробовать хотелось. А вдруг снега уже мало и смогу покататься пару дней по горным маршрутам? Увы, рановато сунулся…
Серпантин к перевалу тянется практически от Ревды и с каждым его витком сердце потихонечку ускоряет свой ритм. Красота, красота неописуемая.
Особого рассказа здесь от меня вы не дождетесь, ибо я и сам мало что знаю о данных местах. Знаю, что дорога и правда пробита геологами, на горе стояли буровые. И до сих пор по склонам видны следы вездеходов.
Поднимаясь в гору (перевал достаточно высокий, около 1000 метров), я увидел надвигающуюся тучу, и на фоне закатных красок солнца, приготовился к светопредставлению.
Все эти кадры сняты на одном пятачке земли, в течении пары часов. За это время неоднократно сменялась погода, то светило солнце, то заряжал дождь, то сыпала снежная крупа, то всю округу накрывали облака…
Подобные пирамидки встречаются в любых горных районах на нашей планете. Чаще всего они обозначают опасные места, предупреждают об обрывах, или размечают дорогу для чабанов, чтобы те могли ориентироваться в тумане. Реже, несут сакральное значение
В Хибинах еще много снега. С теневой стороны снег может пролежать еще долго, и горы откроются для путешествий не раньше июля, и это при том, что в этом году снег сошел раньше обычного. На тот же Рыбачий далеко не в каждый год можно прорваться раньше конца июня
Монгол накинул маскировочный халат и слился с ландшафтом
Перевал покрыт мореной, очень коварной. Я пытался покататься по вездеходным дорогам, в одном месте чуть не залип в каменном болоте, жиже из щебня и песка. Хорошо провалился на склоне и смог с блокировкой задка (!) враскачку сдать назад. Если же так залипнуть на спуске, а не на подъеме, то многочасовой секас гарантирован.
После пятиминутного дождика солнце высветило дорожку на противоположном склоне
Облака разгуливали прямо рядом со мной, некоторые были весьма причудливой формы
Я был бы не я, если бы не попробовал пробиться туда, куда Макар в этом году еще оленей не гонял. Дороги с теневой стороны гор еще плотно завалены языками снега. Это препятствие я смог пересечь только стравившись до 0.5 атмосфер, и все равно машина по сути не топтала снег, а проваливалась колом, одновременно сползая по склону. Неприятно.
Но, согласитесь, приятно же, в разгаре лета покататься по снегу))) Я просто кайфовал!
Кстати, съемка сделана в районе полуночи, а заключительные кадры не раньше часа ночи. Незабываемо!
В Хибины стоит ехать, но будьте осторожны, порвать машину здесь — пара пустяков.
На правах анонса: 5 — 11 июля наш проект «Волок» прокатится по «Золотому маршруту» Карелии, по нашей версии, естественно. Обещаю репортажи с мест, ну а если кто не знает чем занять себя в эти даты, то присоединяйтесь. В этот раз можно обойтись и неподготовленным внедорожником и даже кроссовером, среди заявившихся участников больше половины «гражданских» машин.
Гора Аллуайв и перевал Геологов
Пожалуй, самой желанной для меня локацией на Кольском полуострове были Ловозерские тундры. Даже не весь горный массив, а в частности, гора Аллуайв и перевал Геологов. Не знаю почему, но даже в этих названиях мне мерещилось нечто прекрасное и почему-то инопланетное. Забегая вперёд, могу сказать, что я ничуть не разочаровался в этом месте. И оно, хоть и крайне неохотно, приоткрылось нам, показав незабываемый рельеф цирков Раслака и фантастические виды. А ведь очень многим путешественникам не везёт и они попадают на гору в такую облачность, когда видимость падает до 10 метров.
02. Начинаем мы наш путь от поселка Ревда (жуткая дыра, основанная в 1950 году в связи с началом добычи и переработки лопаритовой руды). Едем в сторону Ловозерского горно-обогатительного комбината, а потом уходим на отворотку вправо.
03. Дорога, по сравнению с Рыбачьим и Средним, практически хайвэй. Но еду аккуратно, опасаясь порезов и проколов стоковых шин. Впереди уже виднеются отвесные стены одного из цирков Раслака. Это такие геологические образования, представляющие собой круглые чаши ледникового происхождения диаметром несколько километров со стенами высотой до 250-300 метров. С дороги оценить масштабы практически невозможно, поэтому едем всё дальше и всё выше.
04. С набором высоты камни на дороге становятся крупнее и неосторожное пилотирование приводит к неприятным ударам по днищу Дустера. Лифтованный же L200 Василия grigorich1777 на мудовой резине их даже не замечает и прёт как танк.
05. Ловозерские Тундры — второй по величине горный массив Мурманской области. С запада он ограничен Умбозером, с востока — Ловозером, с севера и юга к горам подступает тайга.
06. Впрочем, помимо упомянутых крупных озер вокруг хватает и водоемов поменьше. Например, озеро Сикир, к которому быстро приближается дождевая завеса.
07. И вот мы практически на самом верху. Выходим из машин и офигеваем от силы ветра и от того, что в середине сентября камни и редкая растительность здесь уже в конкретной изморози! Мы, по началу, даже приняли её за выпавший снег. Впрочем, в сети есть отчеты, когда в Ловозерских Тундрах выпадал снег в июне, поэтому мы воспринимаем это обстоятельство не особенно остро и через некоторое время уже особо и не удивляемся. Я же уже писал, что ехал на Север именно за этой суровой красотой, поэтому, хоть и сильно зябнут руки, а ветер выдувает слезы из глаз, я в полном в восторге.
08. За грудой останков какой-то «хижины» виднеется небольшой каменный пупырь. Это и есть вершина горы Аллуайв. Между прочим, одна из самых высоких из немногочисленных «тысячников» массива. Да-да, мне до этого момента, по сути, видевшему только Кавказские горы, это тоже неслабо рвёт шаблоны.
09. Это место стало пределом возможностей моего Дастера. Дорога уходила дальше к перевалу Геологов, но высота камней стала таковой, что даже сама дорога уже плохо «читалась» среди окружающего каменного хаоса. Впрочем, не исключаю, что Дастер смог бы в конечном итоге добраться до перевала своим ходом. Всё таки я его немного лифтовал, но времени на проводку Дастера умелым штурманом вокруг камней не было (стремительно темнело) и мы приняли волевое решение свозить группу к перевалу по очереди, то есть в два захода. Благо, что до него осталось всего несколько сот метров. Вася со своим экипажем поехали (в данном случае уместнее будет глагол «попрыгали») дальше, а я со своими остался ждать.
10. Естественно, сгорая от нетерпения и пытаясь разглядеть в телеобъектив, что же нас ожидает на самом краю Западного цирка Раслака.
11. Видите Алексея alvy на снимке ниже? Конечно, эта фотография обманчива и до края цирка с обрывом в 300 метров еще очень далеко. Поэтому нам нужно набраться терпения.
12. Василия всё нет и нет. Конечно, кто бы из вас смог уехать из такого места, побыв там от силы 15 минут? Само собой, ребята там снимают сейчас так, что затворы камер дымятся. Чтобы не сходить с ума от нетерпения решаю для «сугрева» забраться на самую вершину Аллуайва. Сказано — сделано. Вроде немногим выше, а снежный наст в разы мощнее.
14. А пока осматриваюсь вокруг. Вооон озеро Умбозеро, а за ним уже видны Хибины. Когда-то на склонах Аллуайва производились горные выработки, об этом свидетельствуют заброшенные штольни. В недрах горы содержится большое количество минералов, в том числе минерал Аллуайвит (титановый силикат), найденный здесь в 1990 году.
15. А это небольшое горное озеро с названием (вы не поверите!) Горное. За ним в облаках спряталась самая высокая гора Ловозерских Тудр с более оригинальным названием Ангвундасчорр.
16. Ну, а это снова Алексей. Мы с ним уже поменялись местами.
17. И вот, наконец, возвращается L200. Грузимся в него и отправляемся на перевал Геологов. По сути, это перемычка шириной в 150-200 метров между Западным (вторым) цирком Раслака и безымянным цирком в верховьях ручья Азимут.
18. Почти год я хотел сюда попасть и вот я здесь. Мечты сбываются. И не только у Газпрома.
19. Настоящее место силы! Кстати сказать, по причине своего необычного внешнего вида цирки Раслака издревле являлись предметом саамских сказаний и легенд. Одна из которых говорит о том, что это остатки храмов, построенных древними великанами. Для понимания масштаба отыщите на фото фигурку человека в зеленой куртке.
20. Я стою на краю пропасти. Высоты я не очень боюсь, но скользкие от изморози камни и сильный ветер говорят мне, что ближе подходить опасно. Рисковать, когда дома тебя ждут близкие, а у машины люди, которых ты сюда привёз, глупо и бессмысленно. Уезжать совсем не хочется, мне кажется, что я вообще не снял ничего дельного, но тем не менее, пора возвращаться. Нам нужно в Ревду, где мы планируем снять квартиру или гостиницу, так как команда приняла общее решение в эту ночь отказаться от ночевки в палатках. Однако, утром Володя the42-th сказал, что ночевка в единственной в Ревде гостинице под названием «Гостиница» оказалась самым экстремальным этапом нашего фототура. Но это уже совсем другая история.
PS Добавлю по последствиям для автомобиля. С утра мы обнаружили спущенное заднее колесо. Конечно, я запереживал про боковой порез, но в итоге причиной оказался самый обычный и банальный гвоздь. Исправили недоразумение с помощью ремкомлекта и отправились в Хибины, о которых я уже рассказывал.
Отчет об экспедиции на Кольский полуостров: Хибины, перевал Геологов, полуостровы Средний и Рыбачий
Сначала предлагаю посмотреть ролик, если понравится, в конце будут еще два.
Выехали утром 30 июля двумя машинами: TLC100 и УАЗ Патриот. Решено было ехать через Рыбинск — Череповец — Белозерск и до Пяльмы, где нас ждал экипаж NP300.Паром через Шексну на участке Белозерск — Липин Бор.
На въезде в Карелию.
Доехали без приключений, в лагере был готов горячий ужин.
Следующий день 31.07.12 стояли на месте. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Предприняли вылазку к Онежскому озеру.
Но тоже безрезультатно.
Утром 01.08.12 двинулись дальше, через Медвежьегорск до Апатит.
Лагерь, как и в прошлом году, на оз. Малый Вудьявр.
Далее едем к прошлогоднему чуму, хотим еще денек половить щуку, даже лодку с мотором с собой взяли. Правда, есть она только на видео.
Ну а дальше, собственно, и начинается off-road. Дело было уже 04.08.12
Сначала лесная дорога.
Вдоль всей дороги — развороченные муравейники, что также свидетельствует о медведе.
Так потихонечку подъезжаем к Хибинам.
Огибаем их с юго-запада и выходим к Умбозеру.
Затем строго на север. Справа горы, слева озеро. Дорога носит название «1000 ручьев», поскольку примерно такое их количество, стекающих с гор в озеро, и пересекает ее.
Добравшись до реки Тавайок, смело повернули направо, намереваясь проехать через горы на Перевал Геологов. То, что это вообще возможно, нам подсказывал трек. Правда, в тот раз люди спускались, а не поднимались. Но мы решили попробовать.
Вот тут почему-то провал в фотоматериале. Все были увлечены преодолением сложного участка, чуть-чуть есть на видео (см. выше). Сначала долго переваливаешься с камня на камень. Затем в месте впадения ручья в реку Тавайок хорошая такая грязь. В четыре приема. Первые два проскочили ходом, NP300 только на своих сликах застрял, но там его просто дернули. Потом все присели на третьем подходе. УАЗ выбрался на лебедке и выдернул нас, лишенцев. Четвертый решили объехать лесом, для чего пришлось уронить одну березку.
Поднимаясь все выше и выше, за каждым поворотом видишь дорогу, уходящую только вверх. На подъеме перед собой видишь только небо. Решили сходить пешком на разведку. Поняли, что даже если сюда заберемся, дальше — хуже. Углы наклона — критические. Решили развернуться.
Как оказалось, незадолго до нас гораздо более опытные люди пытали штурмовать этот же подъем. И посидели там же. И развернулись там же. Правда, в этот подъем они заехали, но ценой серьезных неисправностей (forum.there.ru).
Как говорят, этот трек не единственный, есть еще точки Арктик Трофи.
Вот что говорит команда, ехавшая перед нами.
«В общем, смотрю я сейчас на карту и понимаю, что надо было ехать по точкам Арктик Трофи, которые ни кто из нас не сохранил, и мы ехали там только «по памяти»… Подниматься по треку Софта было неправильное решение, но что поделаешь, так сложилось.»
И мы не смогли. Ну, не смогли и не смогли. Заночевали, а утром 05.08.12 поехали, как все. А все едут дальше на север по «1000 ручьев», огибают Хибины с северо-запада и заезжают на Перевал Геологов с севера от Ревды.
А вот здесь конечно красота. Виды завораживающие.
Постояли. Посмотрели. Зафиксировали красоту. Выпили «высокогорного» чаю. И поехали в сторону Мурманска.
Тайга сменяется тундрой.
Мы движемся дальше в сторону Рыбачьего.
Ночевали уже перед въездом на полуостров Средний.
Утром 06.08.12 въехали на полуостров Средний. За все время поездки это был первый холодный и дождливый день, но именно в такую погоду нужно забраться на Хребет Муста-Тунтури, чтобы задуматься, как тут можно было вообще не просто выживать, а держать оборону более трех лет.
После осмотра хребта двинулись обычным для всех путешествующих в этих местах маршрутом — по западному берегу Среднего полуострова.
Кругом, вдоль всего побережья, тянутся окопы.
Ветер жуткий. На обед остановились в заброшенном доме/сторожке/заставе (?). Чуть не доезжая этого места пробивается сотовая связь. Цитата: «Уважаемый абонент! МТС рад приветствовать Вас в Норвегии! Тел. посольства России …».
Поскольку долгое время после войны Средний и Рыбачий оставались сильно милитаризованной зоной, можно встретить уже послевоенные, но все равно заброшенные объекты.
Есть и более поздние. Но все равно заброшенные. Или почти брошенные. На вид только две машины в рабочем состоянии.
Культовое место среди посетителей полуострова — «Два Брата».
Так, объехав по западному побережью полуостров Средний, через перешеек въехали на Рыбачий. Снимали мало, спешили «засветло» на мыс Немецкий, на маяк. Засветло громко сказано, хоть и август, а за полярным кругом — полярный день. Мыс Немецкий является самой северной точкой Европейской части России.
Тут и береговая охрана.И связисты (?).
Проехали чуть вперед до мыса Кекурский, встали на ночевку.
Пытались даже половить рыбу в Баренцевом море, но безуспешно. Сильный ветер, высокая волна и острые скалы сделали все, чтобы этот процесс был максимально некомфортным.
Утром 07.08.12 двинулись дальше.
Доехали до заброшенного военного городка Мыс Скорбеевский. Заброшен, как и все военное здесь.
Здесь наши пути с экипажем NP300 разошлись. Они направились дальше по побережью полуострова в надежде найти рыбу, а мы повернули к дому.
Пересекли Рыбачий и объехали Средний по восточному побережью.
Выехав со Среднего повернули на военную немецкую дорогу. На склонах сопок дождями и талыми водами, конечно, песок вымыло, и это стало просто хорошей гравийной дорогой. А там, где горизонтальные участки, можно ехать километров 100 в час. Не хуже асфальта. А за дорогой не ухаживали 70 лет, после войны она не эксплуатировалось. Только рыбаки да туристы. Мосты, правда, разрушились. Сохранились развалины то ли АЗС, то ли тех.службы. Валяется ржавая крышка от бочки с надписями на немецком.
Дело было к вечеру, спешили проехать как можно больше, в Печенге надеялись заправиться. В самом конце пути перед Печенгой переехали через брод. На берегу стоял солдат с автоматом в бронежилете и каске. Остановил нас, сказав, что впереди идут стрельбы. Стреляют из всего: пистолеты, автоматы, пулеметы, гранатометы, пушка. Дорога лежит в зоне поражения. Используя добрые слова и сказав, что майору из Москвы нужно проехать, стрельбы были остановлены, а мы пропущены.
Печенга оказалась военным гарнизоном без заправки.
Двинулись дальше и ночевали, уже миновав Кандалакшу.
А отмахав 1200 км. через Пучеж — Каргополь — Няндому — Коношу,
и вечером 08.08.12 уже попивали чай с женой, детьми и родителями в Явенге.