На базе танка т 64 создана машина импульс
Почему и как появились танки Т-64, Т-72, Т-80. Часть 1
История советского танкостроения включает сложные и неоднозначные процессы, где были взлеты и серьезные падения. Одной из таких страниц является очень не простая история разработки и становления танка Т-64 и создания на его базе танков Т-72 и Т-80. Вокруг этого ходит много домыслов, конъюнктурных заявлений и искажений фактов и обстоятельств.
На том этапе родился действительно революционный танк, определивший развитие советского танкостроения на десятилетия вперед. Историческая справедливость требует объективного рассмотрения процесса создания этих танков. Тем более, когда из трех конкурировавших КБ в России осталось только одно, объективность иногда жертвуется в угоду конъюнктуре.
История создания этих танков охватывает громадный период в советском танкостроении, страшно подумать – более 50 лет! От утверждения тактико-технических требований в 1955 году до начала разработки танка «Армата». Целая эпоха, через которую прошли тысячи судеб конструкторов, ученых, военных, государственных и политических деятелей разного уровня.
Мне пришлось быть участником этих событий в период с 1972 по 1996 годы и пройти путь в ХКБМ от молодого специалиста до одного из руководителей проекта последнего советского танка «Боксер». Что-то прошло через меня непосредственно, что-то узнавал от коллег, по рассказам и воспоминаниям конструкторов, министерских чиновников и военных, с которыми я проработал почти четверть века. А что-то я узнал спустя десятилетия уже из мемуаров.
Историю этих танков нельзя рассматривать в отрыве от их разработчиков и борьбы разных школ танкостроения, где была как честная конкуренция, так и лоббирование и использование рычагов властных структур. Как бы там ни было, танки рождались, и люди в каждом КБ боролись и отстаивали не свои личные интересы, а идеи и концепции танков и стремились претворить их в жизнь.
При оценке танков необходимо учитывать предъявляемые к ним требования того времени, а не смотреть с позиции сегодняшнего дня. Тем более, не считать истиной в последней инстанции оценку специалистов, таких, как Карцев или Костенко, далеко не всегда объективную и вырванную из контекста, а объективно рассмотреть все процессы создания этих танков, их преимущества и недостатки.
Советское танкостроение зарождалось в Ленинграде. Там до войны появилась первая школа танкостроения, на ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Затем в Харькове сложилась вторая школа, в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ) и после войны — третья, на Уральском вагоностроительном заводе (УВЗ). Для простоты изложения далее эти названия сохранены.
В Ленинграде начинали с легкого танка Т-26, потом сделали ставку на тяжелые танки Т-35, линейку серий «КВ», «ИС» и завершили тяжелым танком Т-10. В Харькове сначала пошла линейка легких танков серии «БТ», потом была реализована инициатива Кошкина по среднему танку Т-34 и далее при участии УВЗ линейка танков Т-44 и Т-54.
В Нижнем Тагиле до войны своей танковой школы не было. Харьковское КБ в 1941 году было эвакуировано туда, и почти 10 лет (до 1951 года) сотрудники КБ во главе с Морозовым должны были работать там. В начале 70-х мне приходилось беседовать с некоторыми из них и они рассказывали, насколько тяжело им приходилось жить в отрыве от дома. Мне до сих пор непонятно, почему их так долго держали в эвакуации.
Харьковское КБ на территории Нижнего Тагила продолжало совершенствовать Т-34 и там появилась модификация Т-34-85. Этого никто и никогда не отрицал, но сам танк был создан в другом месте и в другое время.
После отъезда Морозова и группы ведущих конструкторов в Харьков КБ в Нижнем Тагиле сохранилось, продолжало совершенствовать танк Т-54 и разработало следующие модификации: Т-55 и Т-62. Таким образом, на Урале начала формироваться своя школа танкостроения.
Так сложились конкурирующие между собой три школы танкостроения, каждое из которых выдвигало свою версию создания танков Т-64,Т-72 и Т-80. Можно задаться вопросом: обоснованно или нет было содержание в стране трех мощных КБ, разрабатывающих практически одни и те же машины? Наверное, в этом был смысл, они сформировались в процессе развития танкостроения. При этом были издержки и необоснованные расходы, но в итоге это способствовало созданию уникальных образцов военной техники.
Каждое КБ отстаивало свою точку зрения на концепцию танка и стремилось сделать танк лучше и естественно обойти конкурентов. Сейчас осталось только одно КБ в Нижнем Тагиле, которое не имеет альтернативы. Закрыт и ВНИИТрансмаш, который мы называли «противотанковым» институтом. Он был независимым арбитром, хотя далеко не всегда соответствовал этому. Все-таки конкуренция должна быть, она стимулирует конструкторскую мысль.
Я прошел школу ХКБМ и сразу хочу отметить, что никогда не отстаивал и не собираюсь отстаивать «украинское танкостроение». В подтверждение своих слов приведу цитату из моей книги, которую написал в 2009 году: «Для меня Советский Союз и Россия всегда были словами с большой буквы, а Украина – так, ничего не значащий для меня пустой звук… Все мои действия в последующие годы направлены были на борьбу за восстановление исторической справедливости, при которой и история танкостроения в моем родном КБ является не историей Украины, а принадлежит всем нам, работавших в разных республиках под руководством Москвы».
В связи с этим история танкостроения, как бы мы ни спорили и ни выясняли отношения между собой, — наша общая история, мы ее создавали и должны объективно оценивать имевшие место факты и события. Сегодня ХКБМ по многим объективным причинам не может разрабатывать перспективные танки, но его вклад в общее дело несомненен.
Практически все танки рождались не по приказу свыше, а из инициативной работы конкретного КБ. Так было с Т-34, так же создавался и Т-64. При этом очень много зависело от личности главного конструктора, именно он определял каким быть будущему танку. Мне пришлось работать при трех главных конструкторах и я могу сравнивать и оценивать их деятельность. Морозов был гений, создание танков было смыслом его жизни. Таким же гением был и Кошкин, пришедший, между прочим, в Харьков из Ленинграда.
Могу предположить, что, если бы Морозов не вернулся из эвакуации, то танк Т- 64 родился бы не в Харькове, а в Нижнем Тагиле. Такие люди знали и умели формировать коллективы, способные создавать шедевры конструкторской мысли. Можно еще привести пример Королева, благодаря гениальности и организаторскому таланту которого родился советский космос.
Танк создает не только танковое КБ, под руководством главного конструктора над ним работают десятки конструкторских, научных и производственных организаций разного профиля и назначения, без которых создать машину невозможно. Двигатель, броня, вооружение, боеприпасы, прицельные комплексы, электроника и много еще чего разрабатывается в специализированных организациях. Головное КБ увязывает все это в единое целое и обеспечивает выполнение заложенных характеристик.
В середине 50-х в Советском Союзе начинает доминировать тенденция свертывания работ по легким, средним и тяжелым танкам и принимается концепция создания единого танка. Военные разрабатывают тактико-технические требования на такой танк и его разработка поручается ХКБМ.
Можно задаться вопросом: почему выбрали именно это КБ?
Ленинградское КБ занималось тяжелыми танками, и это был не его профиль. Разработку нового среднего танка Морозов в инициативном порядке начал, находясь ещё в Нижнем Тагиле. Вернувшись в 1951 году в Харьков, он продолжил эту работу (объект 430). В Нижнем Тагиле незавершенный проект продолжил новый главный конструктор Карцев (объект 140).
В двух КБ были разработаны эскизные и технические проекты, которые были рассмотрены в ЦК КПСС и Совете Министров. По результатам рассмотрения в июне 55-го были разработаны ТТТ на перспективный танк, изготовлены опытные образцы танков и в 1958 на Кубинке проведены испытания.
Объект 430 успешно прошел испытания, а объект 140 их не выдержал. Работы по этому танку были свернуты и УВЗ сосредоточил свои усилия на создании танков Т-55 и Т-62. Несмотря на успешные испытания, объект 430 не был принят на вооружение, поскольку он не давал существенного повышения ТТХ по сравнению с танком Т-54.
В инициативном порядке объект 430 принципиально перерабатывается, устанавливается новая гладкоствольная 115-мм пушка с выстрелами раздельного заряжания. По результатам рассмотрения этого проекта в феврале 1961 года принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке нового танка массой 34 тонны, с пушкой калибра 115 мм, механизмом заряжания и экипажем 3 человека. Так был дан старт разработке танка Т-64 (объект 432), реализация проекта поручается ХКБМ.
Танк Т-64 был революционным на то время и стал родоначальником нового поколения советских танков. В нем много было нового, но принципиальными — автомат заряжания и экипаж 3 человека, ходовая и никогда ранее не применявшийся двигатель. Все эти новшества стали проблемами этого танка и особенно двигатель, приведшие к появлению танков Т-72 и Т-80.
Для уменьшения внутреннего объема и массы танка Морозов применил специально сконструированный для этого танка низкий оппозитный двухтактный дизель 5ТДФ с горизонтальным расположением цилиндров. Применение этого двигателя позволило создать низкий моторно-трансмиссионный отсек с эжекционной системой охлаждения. Работы над этим двигателем были начаты еще в 1946 году на базе немецкого авиационного двигателя Junkers Jumo 205.
Применение этого двигателя повлекло серьезные проблемы, связанные с его освоением в производстве. Ранее уже было известно, что попытки Англии и Японии освоить этот двигатель в производстве закончились неудачей. Тем не менее, решение было принято, и разработку такого двигателя поручили Чаромскому, известному специалисту в создании авиационных двигателей.
На заводе Малышева в 1955 году создается специальное КБ по дизелестроению, Чаромский назначается главным конструктором и впоследствии строится завод по производству этих двигателей.
Танк Т-64
Танк Т-64 – видео
Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант данного танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением.
История создания
Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.
Конструкция
Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.
Т-64БВ на Поклонной горе
Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б
Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.
Специальные машины, созданные на базе Т-64
Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
Оценка машины
В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.
— Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»
Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.
— Соич О. В., директор ХЗТМ
На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100
При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева
Взгляд со стороны вероятного противника
В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:
Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:
… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.
Модификации
Т-64А в Московском суворовском военном училище
Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнём, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).
Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.
Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.
Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. с.
Т-64БВ украинских ВС
Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.
Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.
Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.
Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.
Т-64БМ1М (2014 год) — украинский вариант модернизации Т-64 с динамической защитой «Дуплет» и забашенной нишей.
Применяемые боеприпасы основного вооружения
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.
Служба и боевое применение
– Афганская война (1979—1989) — в январе 1980 года поступили на вооружение 40-й армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения
– Битва за Бендеры (1992) — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены, при этом их огнём была полностью подавлена артиллерия Молдовы. Также выстрелом из СПГ-9 был уничтожен один Т-64БВ миротворческих сил России.
– Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014) — используется обеими сторонами конфликта.
Тактико-технические характеристики Т-64А
Экипаж, чел.: 3
Разработчик: ХЗТМ
Годы производства: 1969—1987
Годы эксплуатации: с 1973
Количество выпущенных, шт.: более 8000
Компоновочная схема: классическая
Вес Т-64
Размеры Т-64
– Длина корпуса, мм: 6540
– Длина с пушкой вперёд, мм: 9225
– Ширина корпуса, мм: 3415
– Высота, мм: 2172
– База, мм: 4242
– Колея, мм: 3270
– Клиренс, мм: 500
Броня Т-64
– Тип брони: комбинированная многослойная
– Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80+105 (СТБ) +20/68°
– Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80 / 60°
– Борт корпуса, мм/град.: 80
– Лоб башни, мм/град.: 90+150 (алюминиевый сплав) +90
Вооружение Т-64
– Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1
– Тип пушки: гладкоствольная пушка
– Длина ствола, калибров: 51 (6350 мм)
– Боекомплект пушки: 37
– Дальность стрельбы, км: до 10
– Прицелы: ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5
– Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 12,7-мм НСВТ
Двигатель Т-64
– Тип двигателя: 5ТДФ
– Мощность двигателя, л. с.: 700
Скорость Т-64
– Скорость по шоссе, км/ч: 45—50 (предельная — 60,5)
– Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35—45
– Запас хода по шоссе, км: 500—600 (700 с доп. баками)
– Запас хода по пересечённой местности, км: 225—360 (310—450 с доп. баками)
– Удельная мощность, л. с./т: 18
– Тип подвески: независимая торсионная
– Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
– Преодолеваемый подъём, град.: 30
– Преодолеваемая стенка, м: 0,8
– Преодолеваемый ров, м: 2,85
– Преодолеваемый брод, м: 1 (с 1976 года — 1,8)
Фото Т-64
Колонна Т-64. Вывод советских войск с территории Венгрии, 1 июля 1990 года.
Украинские БМП на базе танка Т-64
Танк Т-64А был создан в шестидесятых годах прошлого века и стал первой отечественной бронемашиной нового класса. Первый советский основной танк показывал высокие характеристики, однако со временем его возможности перестали удовлетворять требованиям военных. Было проведено несколько модернизаций, но в настоящее время оставшиеся в российской армии танки Т-64А постепенно списываются и утилизируются. Кроме российских бронетанковых войск первый отечественный основной танк используют несколько стран СНГ. Из-за материального и морального устаревания боевые возможности танков Т-64А являются предметом ожесточенных споров. При этом в частях и на базах хранения остается сравнительно большое количество танков, которые могли бы пройти модернизацию.
В середине двухтысячных годов украинские конструкторы создали два оригинальных проекта бронетехники, которые подразумевают ремонт и переоборудование танков старой модели. На базе танков Т-64А предлагается делать боевые машины пехоты тяжелого класса. Подобные проекты, в которых танк «превращается» в бронетранспортер или БМП, уже разрабатывались зарубежной промышленностью и хорошо зарекомендовали себя. К примеру, на вооружении израильской армии с конца восьмидесятых годов состоит тяжелый БТР «Ахзарит». Техника этой модели строилась на базе трофейных танков Т-55, захваченных у противника.
БМПВ-64
Проект БМПВ-64, созданный Харьковским бронетанковым ремонтным заводом, подразумевает большие изменения в конструкции танка, однако в нем используется значительное количество узлов и агрегатов базового танка. В тяжелой БМП применяются те же силовая установка и ходовая часть, что и на танке Т-64А. Корпус базовой машины подвергается заметным изменениям, но часть его деталей остается прежней.
За моторно-трансмиссионным отделением размещено отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. Третий член экипажа находится за ними и управляет имеющимся боевым модулем. Средняя и кормовая части корпуса отданы под крупное десантное отделение. На лавках вдоль бортов машины могут разместиться 12 бойцов с вооружением. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса предусмотрена двустворчатая дверь.
В начале 2012 года появились сообщения о создании новой версии БМПВ-64. Модернизированная машина получила обновленный корпус и ряд новых систем. При этом сохранилась высокая степень унификации с базовым основным танком. Так, обводы бронекорпуса были изменены и облагорожены, изменилось оснащение обитаемого объема. БМП получила новый люк для посадки и высадки десанта. На обновленной БМПВ-64 он состоит из двух деталей, нижняя из которых в открытом положении служит аппарелью.
Модернизированная БМП получила новый комплекс вооружения, размещенный в башне. В его состав вошли 30-мм автоматическая пушка, пулемет и автоматический гранатомет, а также противотанковый ракетный комплекс «Барьер». На двух пусковых установках размещаются четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами.
Также необходимо отметить, что использование в качестве основы танка Т-64А значительно сокращает экспортный потенциал новой машины. Танки Т-64А сохранились лишь в нескольких странах: в России, Казахстане, Узбекистане и Приднестровье. Вероятность того, что эти государства закажут у харьковских танкостроителей модернизацию имеющейся техники, крайне мала. В связи с этим интересный проект переоборудования основного танка в боевую машину пехоты вряд ли даст какие-либо ощутимые результаты.
БМП-К-64
При переделке танка Т-64А в БМПВ-64 силовая установка или ходовая часть не претерпели значительных изменений, что упростило процесс изготовления тяжелой БМП. Почти одновременно с разработкой гусеничной БМП конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода начали проектирование машины аналогичного назначения, оснащенной иной ходовой частью. В новом проекте БМП-К-64 (также встречается обозначение БМПТ-К-64) предполагалось применить тот же подход к созданию техники, что и в БМПВ-64. Украинские инженеры собирались использовать корпус, силовую установку и ряд других агрегатов базового танка, но при этом перспективная БМП должна была получить новую колесную ходовую часть.
Как и в предыдущем проекте, корпус машины БМП-К-64 сделан на основе корпуса танка Т-64А с соответствующими доработками. Компоновка обеих тяжелых БМП одинакова: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и отделение управления за ним, а остальной объем отдан под восьмиместное десантное отделение. Как следует из имеющихся материалов, обе машины унифицированы по ряду агрегатов, в том числе силовой установки и внутреннего оснащения.
Главное отличие тяжелых БМП заключается в их ходовой части. В рамках проекта БМП-К-64 харьковские инженеры попытались оснастить бронемашину колесным движителем. Для этого 700-сильный двигатель 5ТДФ сопрягли с новой трансмиссией, передающей крутящий момент на все восемь колес. В трансмиссии применили индивидуальный гидростатический привод каждого колеса с системой регулирования оборотов. Применение гидропривода позволило разместить трубопроводы вдоль бортов корпуса, не отнимая объемы у десантного отделения и отделения управления.
По имеющимся данным, первый прототип машины БМП-К-64 предназначался для проверки самой возможности использования колесной ходовой части на подобной технике. В связи с этим первый прототип перспективной БМП не получил никаких систем подвески. Жесткое крепление осей не позволило оснастить прототип рулевой системой привычной конструкции. Из-за этого, как следует из имеющихся материалов, управление по курсу предполагалось осуществлять путем изменения скорости вращения колес. Именно для этого все колеса оснащались индивидуальной системой регулирования оборотов.
Установка колесной ходовой части позволила значительно сократить боевую массу машины. БМП-К-64 без установленного вооружения весит лишь 17,7 тонны. Подобная экономия веса в перспективе способна позволить увеличить грузоподъемность. Двигатель 5ТДФ с гидроприводом обеспечивает максимальную скорость до 105 км/ч. Запас хода – 800 км.
В качестве вооружения на первом прототипе БМП-К-64 использовалась дистанционно управляемая турель с крупнокалиберным пулеметом НСВ. Наводчик пулемета располагается внутри корпуса машины. Возможности силовой установки и сравнительно небольшой собственный вес БМП позволил разработчикам заявить возможность применения различных боевых модулей с необходимым вооружением.
Идеи и реальность
Однако боевые машины пехоты БМПВ-64 и БМП-К-64 до сих пор существуют только в виде опытных образцов. Перспективы проектов ограничены двумя факторами: финансовыми возможностями Украины и плохими экспортными возможностями. Из-за особенностей производства и эксплуатации танков Т-64А заказать новые БМП могут лишь несколько стран, причем далеко не все из них станут пользоваться такой возможностью. В результате интересные проекты модернизации и переоборудования старых основных танков в новые боевые машины пехоты рискуют навсегда застрять на стадии испытаний прототипов.
По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://brone-portal.info/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/