На эверест на мотоцикле
На Эверест – на эндуро!
Тамсин Джоунс – мотоциклистка, посвятившая большую часть своей жизни поездкам по бездорожью и обучению езде на эндуро. Она прошла гонку в Дакаре в 2010 году с первой попытки, а также дважды финишировала как первая женщина-райдер в гонках экстрим-эндуро Red Bull Romaniacs.
Тамсин путешествовала по Африке, Австралии, Индии и принимала участие в многочисленных эндуро-соревнованиях в Европе. Она уже 10 лет обучает разные возрастные категории езде на мотоцикле — как начинающих, так и профессионалов. Ей принадлежит женский рекорд мото-езды на самых больших высотах – на горе Эверест.
Как все начиналось
Я родилась в маленьком селении Wheatley вблизи Оксфорда; сейчас я живу в Южном Уэльсе. Я начала ездить в 24 года, после 5 лет гонок на горных велосипедах. Вначале идея мне не понравилась, так как я считала мотоциклы вонючими, дорогими и некрасивыми в плане женской экипировки.
Как-то раз мой друг повез меня посмотреть старенький мотоцикл Honda MTX 125, я проехалась на нем по сельской дороге и влюбилась! Потом мы съездили на гонки в Уэльсе, и я крепко подсела на это и стала часто ездить там с друзьями.
Больше всего мне нравилось, что в этом деле учавствовали самые разные возрастные категории. Если в других видах спорта, которыми я увлекалась, все принадлежали к одной возрастной группе, то в мото-спорте все было иначе: мотоциклы глубоко проникали в душу, и я встречала людей, у которых ездили не только родители, но еще и дедушки и бабушки.
Я начала учавствовать в самых разнообразных мероприятиях, начиная с испытательных пробегов, где машины и мотоциклы тестируются ночью на бездорожье, и заканчивая ралли и эндуро-гонками. Я обожала ездить ночью и испытывать свою выносливость.
Однажды мы предприняли 32-часовой пробег по бездорожью: из 20 райдеров финишировало трое, которые преодолели 7 речных переправ глубокой ночью в грозу. Мне очень понравилось, но я не уверена насчет остальных…
Путь на Эверест
Я и мой друг Крейг планировали поездку в Непал; там родилась идея поехать к базовому лагерю Эвереста в Тибете. Если честно, то мы были совершенно не готовы к этому: мотоциклы мы взяли напрокат в Тибете, они оказались плохого качества, но, на удивление, подходили для высокогорных поездок.
Было намного холоднее, чем мы ожидали, и ни в одном из мест, где мы останавливались по пути, не было отопления и горячей воды. Мы не были готовы к горной болезни, и Крейгу стало совсем плохо. Когда мы добрались к базовому лагерю, он был абсолютно безлюдным.
Последний храм, в котором мы останавливались по пути, на следующий день закрывался на зиму. Нам нужно было максимально быстро поставить женский рекорд и уезжать оттуда. Было страшно, так как воздух становился все более разреженным, и нам приходилось перетягивать мотоциклы через валуны на пути. Вниз мы ехали намного быстрее, чем вверх.
Затем мы поехали к непальской границе, и это путешествие в задней части грузовика по опасной горной дороге было еще более пугающим, чем само поднятие к Эвересту. Путь часто перекрывали оползни, проехать было почти невозможно. Водитель грузовика напевал себе под нос что-то, напоминающее молитвенные просьбы о безопасном прохождении, мы держали пальцы скрещенными и часто зажмуривали глаза от страха.
Самые памятные моменты моих путешествий на мотоцикле – падения в самых глупых местах или то, когда я была смыта в реку, держась за руль. Еще один эпизод навсегда врезался мне в память – это езда на Стене Смерти в самом начале гонок Romaniacs.
Самая сложная гонка для меня, в плане испытания на выносливость – Дакар. Было пройдено более 9000 километров за 2 недели; однажды за один день я проехала более 1000 км. Если говорить о технической стороне езды, то самая сложная гонка — Red Bull Romaniacs.
Сейчас я езжу на двухтактном мотоцикле KTM 250 EXC. Он отлично себя зарекомендовал в лесах и на бездорожье, и клапан мощности можно отрегулировать по необходимости. Вы знаете, я практически никогда не ездила на мотоциклах для обычных дорог! 🙂
Советы начинающим эндуро-райдершам
Войдите в контакт с группами, которые регулярно занимаются ездой по бездорожью – такие существуют во многих регионах (напр., в Британии действует Федерация гонок по бездорожью). Можно пройти курсы езды по бездорожью для начинающих. Многие компании по всей стране предлагают ознакомительные курсы, и наверняка в местности рядом с вами проводятся подобные мероприятия.
Очень важно приобрести правильный мотоцикл. Не покупайте вначале очень мощный или сложный в управлении мотоцикл. Купите для обучения невысокий мотоцикл с небольшой мощностью; через год вы его перерастете, но научитесь большему, чем пытаясь справиться с большим мотоциклом. Хорошие варианты — Honda CRF 230, TTR 125 или 250, а также Beta Alp 200.
Мы вместе с Крейгом основали курсы внедорожной езды несколько лет назад. Мы оба работали инструкторами в школе обучения езде по бездорожью от компании BMW, и я много лет обучала детей. В этой школе мы работали с очень большими группами (до 12 райдеров), а нам хотелось предложить что-то более индивидуальное.
На наших собственных курсах соотношение количества инструкторов и учеников – 1 к 6 максимум. Мы обучаем как абсолютных новичков, так и тех, кто желает отправиться в дальние путешествия по бездорожью. Так, недавно мы тренировали леди, которая оставила работу в Лондоне и отправилась в Южную Африку!
С Эльбруса спустили мотоцикл легендарного Алексея Берберашвили
Экспедиция под руководством Карины Мезовой спустила пролежавший 50 лет на Восточной вершине Эльбруса легендарный мотоцикл Алексея Берберашвили. Это произошло 1 августа.
Вчера же, состоялась презентация мотоцикла в отеле «Гранд Кавказ» куда мы пригласили сына великого мотогонщика. Интрига состояла в том, что его потомок ничего заранее не знал.
Он готовился к интервью о его отце, принес исторические фотографии, письма, схемы.
Когда же неожиданно занавес был сорван, Юрий Алексеевич Берберашвили на время потерял дар речи..
В самый разгар летнего сезона 1963 года один из организаторов Кабардино-Балкарского автомотоклуба ДОСААФ, мастер спорта СССР Алексей Павлович Берберашвили предложил подняться на Эльбрус на мотоциклах. Впоследствии эта идея увлекла многих спортсменов.
Конечно, не обошлось и без скептиков, предсказывавших полную неудачу эльбрусского «мотоальпинизма», как шутя называли свою затею энтузиасты будущего подъема. Они говорили, что двигатели мотоциклов откажут уже на высоте в три тысячи пятьсот метров, что нужны специальные высотные машины с особой «сверхпроходимой» резиной и многое, многое другое.
Однако Алексей Берберашвили и мастер спорта СССР Анатолий Гугуев думали по-другому: не нужно никаких особых машин и специальной резины. Можно подняться на обычных спортивных мотоциклах типа К-58-СК или ИЖ-80-К отечественного производства.
Летом 1963 г. Алексей Павлович Берберашвили, один из организаторов Кабардино-Балкарского автомотоклуба ДОСААФ, мастер спорта СССР, предложил подняться на Эльбрус на мотоциклах. Эту идею поддержал мастер спорта СССР Анатолий Гугуев. Они решили подняться на обычных спортивных мотоциклах типа К-58-СК или ИЖ-80-К отечественного производства.
17 августа пешком сходили на «Приют одиннадцати» и ознакомились с будущим маршрутом. Он обещал быть трудным — чистый лед местами покрывал глубокий рыхлый снег, очень много трещин.
На следующий день поднялись на рассвете. После легкого завтрака еще и еще раз проверили ходовую часть своих мотоциклов. И вот стрекот моторов впервые в истории нарушил покой Эльбруса.
Первый подъем преодолели сравнительно быстро, но уже на плато начали попадаться снежные участки и движение замедлилось. Все чаще и чаще приходилось вытаскивать из снега увязнувшие машины: снежная корка не выдерживала их тяжести. Особенно трудно приходилось Гугуеву—он ехал на тяжелом мотоцикле «ИЖ».
На «Приюте одиннадцати» спортсменов тепло встречали альпинисты.
Пришедший на Приют начальник Кабардино-Балкарского автомотоклуба Амдул Паштов, видя воочию возможность подъема на мотоцикле, попросил у Берберашвили его машину и попытался подняться на ней несколько выше Приюта. Но машина сильно скользила по льду и плохо слушалась водителя. Наблюдавшие за ним Берберашвили и Гугуев пришли к выводу, что необходимы стальные шипы на шины.
Спортсмены вернулись в Нальчик, дооборудовали машины и ранним утром 2 сентября стрекот модернизированные мотоциклы К-58-СК, управляемые Гугуевым и Паштовым (Берберашвили не успел модернизировать свою машину), вновь нарушили покой гороы. За 15 минут преодолели четырехкилометровый путь от «Ледовой базы» до «Приюта одиннадцати». Уже в шесть часов утра оба мотоальпиниста пили чай ав Приюте-11.
В августе 1966 Алексей Берберашвили наконец достиг на мотоцикле восточной вершины, правда, не без многочисленных помощников, которые подталкивали тяжелую машину, утопавшую в снегах. Но факт остается фактом — Берберашвили был на Эльбрусе.
Вот, что удалось найти о том восхождении:
Начальник горноспасательной службы Борис Джапуев, радист-механик Иван Суима, инженер Александр Гутиев выши к вершине в качестве группы поддержки.
На подъеме к скалам Пастухова Алексей обогнал их. и тут обнаружил, что на одном из ботинков оторвало подошву. Стал отогревать ногу на цилиндре.
Холодный туман спрятал вехи, которые поставила вышедшая вперед группа. Алексей обогнал их опять и до седловины добирался в условиях ограниченной видимости, боясь потерять направление. На седловине перевел дух. и дождался товарищей. Погода не радовала: сильный ветер, мороз.
Джапуев отправился прокладывать трассу к вершине, остальные остались страховать.
Последние сотни метров дались очень тяжело, но 18 августа 1966 г. в 9 часов 35 минут была достигнута восточная вершина Эльбруса. Мотоцикл решили оставить там.
Позже был составлен документ об итогах испытания: «Мотоцикл «Эльбрус-1» является вполне удовлетворительным видом транспорта для горных условий. Им могут пользоваться с успехом горные спасатели, альпинисты, научные сотрудники, связисты»
Через Гималаи на мотоциклах
Непал
Тибет
Закрытый со всех сторон от внешнего мира стеной высоких гор, Тибет всегда представлял собой загадку. На протяжении большей части своей истории эта страна была закрыта для иностранцев не только из-за труднопроходимых перевалов, но также ввиду политической ситуации. Многие годы вход в пределы Тибетского плато был закрыт из-за опасения, что иностранные гости принесут войну и разрушения. Но, тем не менее, редким смельчакам и авантюристам всё же удавалось проникнуть в Тибет. Они возвращались домой, принося с собой рассказы о странных загадочных ритуалах, невиданных доселе. По всему миру ходили легенды о могущественных магах, способных вызывать ураганы и землетрясения. И конечно – сказания о легендарной Шамбале, стране знания и справедливости, где живут просветлённые могущественные люди.
Программа тура
День 1: Прилет в Катманду
Прилет в Катманду, столицу Непала. Встреча представителем принимающей компании, помощь с прохождением таможни и получением багажа.
Трансфер в отель и заселение.
Короткий брифинг и получение вводной информации по программе тура.
Остаток дня до ужина посвящен заслуженному отдыху и расслаблению, прогулкам по окрестностям.
Вечером – приветственный ужин и национальное развлекательное шоу.
Основные продукты непальской кухни – рис, пшеница, чечевица, свежие овощи, иногда мясо. Эти бесхитростные продукты, благодаря местным поварам, превращаются в произведения кулинарного искусства, ослепляющие вкус, дразнящие ароматом, вызывающие восторг любого энтузиаста.
Еда в Непале – это блюда, достойные королей. Очень вкусно, очень остро, очень разнообразно – вот такие три основные черты такого превосходного явления, как непальская еда. Это не передать словами. Это нужно попробовать.
Ночь в отеле в Катманду.
Питание включено: ужин
День 2: Переезд в Покхару, по пути рафтинг на реке Тришули.
Расстояние: 186 километров, время в пути: 6-7 часов
Ранний завтрак в отеле. Сборы и подготовка к выезду.
Трансфер на автомобиле (время в пути около 6 часов) в долину Покхары, города в центральном Непале.
Ваш путь будет пролегать по живописным местам вдоль современной автомобильной трассы Притви, названной в честь первого короля Непала, Притви Нарайян Шаха.
По пути Вы остановитесь в Чарауди, где Вам расскажут про рафтинг и проведут инструктаж по технике безопасности перед стартом сплава. Сплав по горной реке Тришули, который займет у Вас 4 часа – финиш будет в местечке Куринтар.
Река Тришули, исток которой лежит в районе Лангтаг Непальских Гималаев, к северо-западу от Катманду, является самым популярным местом для рафтинга в Непале. Наиболее популярен однодневный сплав от Маджимтара до Куринтара, включающий прохождение порогов Обезьяний и Пиратский Узел. Сразу за последним порогом напротив селения Куринтар на правом возвышенном берегу реки в джунглях находится приют Brigand’s Bendе. Рядом с приютом находится типичная непальская деревня, население которой составляют магары, чхеттри, брахмины, дорайи и чепанги. Это местечко абсолютно не подвергнуто влиянию цивилизации, а на вершине холма находится индуистский храм.
Обед.
После обеда Вы продолжите свой путь в сторону Покхары, находящейся всего в 70 км километрах от Куринтара по трассе Притви.
Город Покхара расположен в 200-х километрах к западу от Катманду, в тихой долине на высоте 827 метров над уровнем моря. Этот второй по популярности город страны привлекает путешественников живописными пейзажами и близостью главных вершин Непала — Даулагири, Аннапурна, Манаслу и других. Покхара находится на очень красивом озере Фева, здесь начинаются несколько главных непальских треков, в том числе и вокруг Аннапурны.
Прибытие в Покхару и размещение в отеле выбранной категории.
Вечером, на закате, Вас ждет прогулка на лодках по живописному озеру Фева.
Ужин в одном из ресторанов города.
Ночь в отеле в Покхаре.
Питание включено: завтрак, обед.
День 3: Покхара и перелет в Катманду
Ранний подъем и трансфер в местечко Сарангкот, откуда на рассвете открывается потрясающий вид на вершины горного массива Аннапурны.
Затем у гостей есть выбор – отправиться ли летать на парапланах, маленьких самолетах или на осмотр городских достопримечательностей.
После завершения этих занятий – обед и трансфер в аэропорт Покхары. Перелет Покхара – Катманду (время полета около получаса). Встреча представителем принимающей компании.
Трансфер и размещение в отеле выбранной категории.
Вечером Вас ждет брифинг по программе в Тибете.
Ночь в отеле в Катманду.
Питание включено: завтрак
Завтрак в отеле. Сборы и подготовка к выезду.
Трансфер в аэропорт Катманду. Время полета из Катманду до Лхасы составляет 1 час 30 минут.
По прибытии в Лхасу встреча представителем принимающей стороны, трансфер в отель и заселение.
На протяжении многих веков город Лхаса притягивал к себе великое множество паломников, и был убежищем Далай Лам. Как результат, в живом и шумном городе причудливо перемешаны традиции и обычаи самых разных народностей, в течение многих лет питавших местное население своей культурой. Архитектурной доминантой города выступает прекрасный, но ныне пустующий дворец далай-ламы — Потала. Дворец — это символ надежды тибетцев на восстановление собственного правительства. Он виден из любой точки города, поэтому служит прекрасным ориентиром для приезжих.
Остаток дня – свободное время для расслабления и акклиматизации.
Ночь в отеле в Лхасе.
Питание включено: завтрак
День 5: Осмотр достопримечательностей Лхасы
Завтрак в отеле.
После завтрака Вы направляетесь на экскурсию во дворец Потала.
Дворец Потала появился в 7 веке, когда царь Сронцзен Гампо распорядился построить на Красной горе дворец. Само слово «Потала» происходит из санскрита и обозначает «Мистическая гора». Разделённый на 13 этажей, этот дворец имеет площадь более 130 тысяч кв. м. А точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов, просто нет. Их число составляет «более тысячи», и в мире найдётся совсем немного людей, которые смогли обойти их все.
Далее Вы следуете в монастырь Джоханг.
Монастырь Джоканг («Дом Господа») является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Следом за экскурсией в монастырь Джоханг Вас ожидает посещение улицы Баркхор.
Двухкилометровая улица Баркхор – одна из главных достопримечательностей Тибета. Эта колоритная улица находится в центре Лхасы и проходит по окружности монастыря Джоканг. Баркхор была заложена в середине 7 века, когда началось строительство монастыря. Недалеко отсюда с целью контролировать строительство поселился и тибетский царь Сунцангампо со своей женой – танской принцессой Вэнь Чэн.
Вечер: Ознакомление с мотоциклом Royal Enfield и его особенностями.
Ночь в отеле в Лхасе.
Питание включено: завтрак
День 7: Переезд в Шигадзе.
Время в пути: 6 часов, расстояние: 351 км, высота 3 840 м.
Завтрак в отеле. Сборы и подготовка к выезду.
Сегодня Вас ждет путь в город Шигадзе, пролегающий через несколько высотных перевалов, с которых открываются захватывающие дух виды, озеро Ямдрок Цо и город Гянцзе.
Озеро Ямдрок Цо – одно из четырех самых почитаемых священных озер Тибета. ( Другие три – это Лхамо Ла Цо, Нам Цо и Манасаровар). Пейзажи этих мест изумительной красоты, а берега озера окружены величественными горами Гималаи, среди которых сияет снежная вершина семитысячника Ноджин Канцанг.
Дорога идет по берегу озера а потом начинает подниматься к перевалу Каро Ла (5045 м). Подъём на перевал захватывает дух, поскольку проходит прямо под огромной горой Ноджин Кангцанг. Здесь огромные ледники спускаются прямо к дороге, и мы со своими джипами оказываемся в самом сердце высокогорья. На перевале Каро Ла, в начале двадцатого столетия британские войска встретили ожесточённое сопротивление тибетцев, охраняющих дорогу к Лхасе. Видимо, это был самый высокогорный бой в истории.
Обед в городе Гянцзе.
По прибытии в Шигадзе, Вы отправляетесь на экскурсию по достопримечательностям Шигадзе, главной из которых является известный монастырь Ташилунпо.
Грандиозный монастырь Ташилунпо, основанный в 1447 г. Первым Далай-Ламой является крупнейшим центром изучения философии в Тибете и резиденцией панчен-ламы — второго после далай-ламы духовного лица Тибета, поэтому и сам монастырь иногда называют Панчен-Лама.
Ташилхунпо представляет собой целый город, его сооружения и капеллы величественны и украшены великолепными статуями и росписями. В монастыре хранится уникальная 26 метровая статуя Будды Майтрейи (предстоящего Будды) изготовленная под надзором девятого панчен-ламы в 1914 г. На статую ушло 279 кг чистого золота и четыре года работы 900 мастеров.
Ужин и ночь в отеле Шигадзе.
Питание включено: завтрак
Завтрак в отеле. Сборы и подготовка к выезду.
Сегодня Вы двигаетесь дальше по трассе Дружбы, любуясь пустынными, но живописными пейзажами Тибета. Проехав маленький городок Лхатзе, Вы пересечете самый высокий перевал путешествия Гямцзо Ла, 5 220 м. Отсюда Вы спуститесь на равнины, минуя одиноко стоящие монастыри и лагеря пастухов. Ваш путь лежит в Ксегар, также известный как Новый Тингри.
Размещение в гостевом доме в Новом Тингри. Отдых.
Ужин и ночь в гостевом доме.
Питание включено: завтрак
Завтрак в гостевом доме. Сборы и подготовка к выезду.
После того, как Вы проедете местечко Шегар, Вы свернете с трассы Дружбы и двинетесь на юг, через перевал Панг Ла, 5 150 м, в сторону главного хребта Гималаев.
Зрелище с вершины перевала не описать словами – Вашему взору предстают виды Гималайского хребта от Макалу, пятого по высоте восьмитысячника, до Шишабангмы, четырнадцатого по высоте восьмитысячника.
Во время спуска с перевала Эверест не виден, но как только Вы свернете за угол в долину Ронгбук, вершина появится вновь в невиданном раньше великолепии.
У Вас есть время осмотреть базовый лагерь Эвереста, 5 200 м. Сам по себе базовый лагерь сухой и пустынный, но открывающиеся виды на Эверест затмевают все. Это место действительно внушает благоговение, когда смотришь на изогнутую северную экспозицию высочайшей вершины планеты, возвышающуюся над тобой.
Обед в базовом лагере Эвереста.
Ужин и ночь в лагере у монастыря Ронгбук.
Питание включено: завтрак
Завтрак в гостевом доме. Сборы и подготовка к выезду.
Сегодня у Вас по плану переезд в городок Киронг, который является пограничным пунктом со стороны Китая. Пройдя необходимые пограничные формальности на китайской стороне, Вы попадете уже в непальский городок, называемый Разувагадия. Здесь Вас будет ждать новый транспорт, на котором Вы достигнете местечка Сябрубеси, где пообедаете.
Остаток дня – свободное время для отдыха в окружении великолепной природы национального парка Лангтанг.
Ужин и ночь в гостевом доме в Сябрубеси.
Питание включено: завтрак
День 11: Переезд в Катманду.
Расстояние – 141 км, время в пути – 6 часов
Ранний завтрак, сборы и подготовка к выезду.
Переезд в Катманду, заселение в отель и отдых.
Вечер: прощальный ужин в одном из атмосферных ресторанов Катманду.
Ночь в отеле в Катманду
Питание включено: завтрак, ужин
День 12: Вылет домой
Завтрак в отеле.
Свободное время до трансфера в международный аэропорт Катманду.
Питание включено: завтрак
Мотопробег к Эвересту, или «5200, чуть не сдох»
Идея мотопутешествий в горных районах не нова и в последнее время становится все более популярной среди туристов. Но наш Московский BMW Enduro Club «заболел» ею в особо тяжелой форме. Еще два года назад путешествие на мотоцикле к высшей точке Европы, Эльбрусу, казалось нам чем-то невероятным, и никто не мог тогда предположить, к каким масштабным последствиям приведет наше увлечение мотоальпинизмом.
Сначала идея была намного скромнее: просто проехаться на мотоциклах по Непалу и полюбоваться местной экзотикой. Но как можно побывать в Гималаях и не увидеть знаменитой Джомолунгмы, крыши мира? Так родился план мотопробега к базовому лагерю Эвереста.
Все, у кого я пытался выудить какую-то информацию по этому поводу, крутили пальцем у виска. Как выяснилось, добраться до Эвереста на мотоцикле со стороны Непала просто невозможно. Но мы не хотели сдаваться и стали искать новые пути для осуществления своей сумасшедшей мечты. Через год сбора информации и бесконечной переписки был определен маршрут. Он оказался более сложным и витиеватым, чем задумывалось изначально, но и более интересным: перелет Москва-Катманду, несколько дней адаптации, перелет Катманду-Лхаса, еще три-четыре дня акклиматизации, и наконец, собственно мотопробег по территории китайского Тибета с постоянным набором высоты до базового лагеря с северной стороны Эвереста, а потом спуск до границы с Непалом и заключительный переезд обратно в Катманду.
Старт был намечен на майские праздники – наиболее подходящее время для восхождений в Гималаях. Дежурная шутка пограничнику – мол, не грустите, я еще вернусь, и вот мы уже основательно затовариваемся алкоголем и сигаретами в Шереметьевском дьюти-фри. Ведь лететь нам предстоит через Пакистан, а там, как известно, сухой закон, и следовательно, заоблачные цены на подпольный алкоголь. Все происходившее в течение следующих двух суток можно свети к трем фазам: взлет, посадка и «можно мне еще колы?». Пакистан, представлявшийся мне горной или пустынной страной, встретил нас 100% влажностью и жарой под 50 градусов. Люди с автоматами наперевес подогревали мое желание покинуть Карачи как можно быстрее.
Еще 40 минут перелета, и мы в Лхасе. Выйдя из самолета, я почувствовал, что все вокруг качается. Высота уже дает о себе знать. Постепенная акклиматизация, осмотр местных достопримечательностей и знакомство с мотоциклами, которые были заботливо выставлены на территории гостиницы, заняли три дня.
Историческая часть Лхасы и расположенные в ее округе монастыри поражают воображение. Потала, знаменитый дворец Делай-ламы, изумляет своими размерами и величием. А вот город в целом немного разочаровал. От столицы древнего Тибета ожидаешь особой загадочной атмосферы. А Лхаса оказалась обычным, довольно большим городом, наводненным китайскими туристами, кстати, весьма беспардонными. По-английски не говорят даже работники больших отелей. Большая часть населения занимается попрошайничеством. Местные дети никогда не видели школьной тетрадки в клеточку, они пытаются надеть ее на голову яркой обложкой вверх и ломают только что подаренную шариковую ручку, не найдя ей применения. Интересно, где все те средства, что собирают для свободного Тибета различные международные фонды?
Правда, иногда это шанс на грани экстрима. Где-то через 150 км после старта я заметил странную реакцию на открытие газа, но как обычно положился на русский «авось», который не подводит и в Китае. И напрасно. В один прекрасный момент посреди какого-то населенного пункта ручка газа осталась у меня в руках, и движок взревел на максимальных оборотах. Выдергиваю ключ зажигания, но это не помогает, мотоцикл собирается взлететь. ОК, включаю передачу, нажимаю на тормоз… Только передача на максимальных оборотах на моем Энфилде не включается. Пытаюсь закрыть бензокран, но он не работает в принципе. Иду на крайние меры – срываю бензошланг, пережимаю, но из фильтра тонкой очистки выдавливает прокладку, и бензин хлещет на раскаленный цилиндр. Вокруг уже собрался местный люд поглазеть на мою борьбу с чудо-машиной, а я думаю: «Все, приехали, сейчас бабахнет». Слава богу, в этот момент в карбюраторе кончился бензин. Иначе не знаю, чем бы кончилась эта история.
Дорога медленно забирается наверх, мы постепенно привыкаем к высоте, и пятитысячные перевалы уже не пугают, как сначала. Организм человека – удивительный механизм, способный приспосабливаться к самым ужасным условиям. И вот я уже способен смотреть по сторонам и любоваться фантастическими пейзажами, заставляющими забыть, что ты находишься на планете Земля. К реальности нас возвращали только редкие очаги цивилизации и станции заправок. Тибетские АЗС – это отдельная тема. Там нельзя заправлять мотоцикл из колонки. Нужно взять специальную лейку, налить бензин в нее и наполнять бак за территорией заправки. Чем отличается бензобак мотоцикла от автомобильного, нам так и не объяснили. Нельзя и все.
Шегар – это последний оплот цивилизации. Тут еще есть магазин и асфальт, но уже нет горячей воды и туалета в номере. Но пока никто не придает этому значения, ведь завтра нас ожидает Ронгбук и отель с видом на Эверест. Окрыленные предвкушением, мы не задумывались о том, что асфальта дальше не будет, а высота предстоящей ночевки – 5200.
«Господи, куда уж выше?» – думал я на каждом витке серпантина, уходящего в поднебесье. Осыпающаяся горная порода вперемешку с песком и аккуратно разложенными бульниками – вот примерное описание этого хайвея. Пыль стояла непроницаемой стеной, так что ехать за джипом было просто невозможно. Забыв о красотах природы и сосредоточившись на дороге, мы не сразу заметили, как после очередного поворота над облаками обрисовался ровный заснеженный треугольник. Не может быть! Вот она, мечта! Меня довольно тяжело растрогать, но я плакал от счастья и не стеснялся слез. Следующие 48 часов команда Эндуро-клуба и Эверест были неразлучны. Видимо, не такие уж мы плохие люди, если местные боги подарили нам целых два дня ясной погоды, что, говорят, редкость для этих краев. Это был рай для любителей фотографии: Эверест неустанно позировал нам, меняя подсветки, то прикрываясь дымчатым тюлем, то зависая в воздухе над облаками. Волшебство, да и только!
Но, несмотря на все трудности, 9 мая 2007 года Московский BMW ENDURO CLUB поднялся на высоту 5300 в базовый лагерь Эвереста. Участники «Команды приключений Альпиндустрия», которые в это время готовились к штурму вершины, устроили нам потрясающий прием. Никто не мог предположить, что здесь мы встретим цивилизацию: баня, Интернет, электричество. А в нашей гостинице в Ронгбуке свет включали только вечером. А какой был праздничный обед! Домашние котлеты и вареная картошка! Ничего вкуснее мы не пробовали всю эту неделю. В честь дня Победы открыли бутылку Прасковейского коньяка, припасенную еще с Эльбруса. «Ура!» кричали все члены многонациональной экспедиции, только немецкий альпинист тихо вышел из палатки.
Но нам пора возвращаться в гостиницу. Завтра предстоит длинный переезд в Джангму – около 300 км по грунтовой дороге. Старт наметили сразу после завтрака в 9 утра. Третий день в пыли, без душа, при отрицательных температурах – скорее хочется вниз. На этот раз старались двигаться колонной. Впереди наш тибетский гид Джампо, я замыкающий.
Мы прощались с Гималаями. Воздух становился менее разреженным, стала появляться скудная растительность и, самое главное, отступала сухость высокогорья. Постепенно стали исчезать тибетские физиономии, и все чаще нам вслед улыбался китайский овал лица. Мы приближались к границе с Непалом. Здесь все по-другому. Такое впечатление, что все население страны круглосуточно строит дороги: как муравьи, китайцы долбят камень, укладывают асфальт, перетаскивают огромные валуны, тут же спят и питаются. Об условиях собственного быта они совершенно не заботятся, все на благо родины. К Олимпиаде дорога должна быть построена! Так что остаток пути до непальской границы мы передвигались по сплошной стройплощадке. Когда строительство завершится, автобан среди диких гор будет смотреться очень эффектно.
Еще 150 км до Катманду и спасительного душа. Движение становится левосторонним, все говорят на хорошем английском. Появляются местные приколы вроде перегораживания дороги с помощью веревки: типа у нас сегодня забастовка и проезд платный. Можно заплатить, можно сказать, что вы из России, а можно просто объехать по обочине – они не обидятся. Для местного населения это просто лишний повод поделиться своими политическими взглядами. Как только появлялась наша колонна, они быстро теряли интерес к революции и переключались на приезжих. По пути видели несколько автобусов, упавших в пропасть. Непальцы на удивление спокойно наблюдали за спасработами – для них это обычное дело. И все-таки природа здесь так хороша, что мысль о новом мотопробеге по Непалу просто не могла не возникнуть в наших головах. А вот в Тибет возвращаться пока не хочется. Я переоценил свои силы и оказался физически не подготовлен к большим высотам и серьезным нагрузкам, сравнимым с большим спортом. А мы обычно занимаемся физкультурой каждое первое число нового месяца, и лучше, если это будет понедельник.