На иремель на авто
Природный парк «Иремель» в Башкортостане: отзыв о поездке
Отчет путешественника, который приехал в природный парк «Иремель», чтобы покорить одноименную гору. Сопутствующие фотографии, советы туристам и описание отдыха на природе.
Вступление
Гора Иремель является второй по высоте вершиной на Южном Урале (1582 м), выше — только Ямантау (1640 м). Название ее переводится с башкирского языка как «седло героя» («ир» — мужчина, человек, а «эмель» — седло всадника). И действительно, по внешнему виду два горных массива — Большой и Малый Иремель — словно соединены между собой огромной каменной седловиной.
В Башкортостане очень много историй об этой горе. Наиболее популярная легенда гласит, что Иремель — это священная гора. В древности на нее могли подниматься только жрецы для совершения жертвоприношений Богам. Никто другой, кроме них, не имел права на это. Сейчас же считается, что гора является местом, в котором сконцентрирована огромная положительная энергия. Вот почему только сильный человек может добраться до вершины. Также легенды гласят, что любое загаданное на вершине Иремеля желание обязательно исполнится.
Цели поездки
Мы с друзьями любим исследовать природу родного Башкортостана и изучать новые места, устраивать автомобильные поездки на природу, походы, ночевать в палатках. Об этой горе читали много хороших отзывов, и поэтому внезапная идея сорваться и съездить на выходные к Иремелю была единогласно одобрена. Целью нашего путешествия можно считать исследование родного края, проверку своих возможностей (по легенде ведь только сильные добираются до самой вершины) и, конечно же, приятное времяпровождение в походе.
Расходы на поездку в Иремель
Расходы на путешествие оказались совсем незначительными. Общая сумма расходов составила 1050 рублей на два дня. На топливо каждый скинулся по 500 рублей (нас было четверо). Вышло так дешево, потому что наша машина (ВАЗ-2114) заправляется газом. Это очень выгодно. Однако есть явный недостаток — малое количество газовых заправок по пути.
На продукты мы скинулись также по 500 рублей, плюс каждый из дома еще что-то брал. Покупали овощи, картошку, сосиски, хлеб, снеки, перекус для подъема в гору. Воды брали немного и только в дорогу, так как знали, что при подъеме будет много источников с питьевой водой. Также захватили спички, жидкость для розжига, салфетки (помимо основной функции, они еще и костер помогают разжечь ) и остальные мелочи. Плюс из дома брали термосы с чаем, вареные яйца, бутерброды, отварную курицу и т. п. Ездили всего на два дня, поэтому собирали только самое необходимое. Тем не менее, на природе так разыгрывается аппетит, что съели все без остатка.
Погода позволяла ночевать в палатках, поэтому ночлег обошелся нам совершенно бесплатно. Однако можно остановиться в турбазе турфирмы «Роза ветров», именуемой «Горный приют Иремель». Цены у них очень приятные. К примеру, четырехместный номер на первом этаже стоит всего 400 рублей с человека (без питания и в будни), а 800 рублей — в выходные и с завтраками. Также у них можно снять отдельный дом-дачу и воспользоваться дополнительными услугами питания, бани и даже нанять инструктора по восхождению на гору Иремель или в Ларкино Ущелье.
Последний пункт расходов — вход в природный парк «Иремель». Стоимость — всего 50 рублей. Таким образом, траты составили 1050 рублей на одного человека.
Путь от Уфы до села Тюлюк
Удобнее всего добираться до горы Иремель через деревню Тюлюк. Она лежит у подножия горы и относится к Челябинской области, хотя Иремель располагается на территории Башкирии. Маршрут на 235 км от Уфы до Тюлюка при средней скорости можно преодолеть за четыре часа. Сама дорога пролегает по трассе М5 «Урал».
Проезжаем через город Сим, сворачиваем в сторону Юрюзани, пробираемся сквозь него и Трехгорного, держим направление на деревню Первуха, далее — на село Меседа. В последнее не заезжаем — на развилке уходим прямо. Следующий пункт — Тюлюк. Местные дороги по качеству не очень хорошие, а часть пути — грейдер. Однако с такой трассой даже наша 14-я справилась.
Сама дорога очень живописная. Начиная с города Сим, где у нас была остановка, и далее уже виднеются горные пейзажи. Порой дорога напоминает горный серпантин с красивыми поворотами и крутыми изгибами.
Остановка в городе Сим
Обновлено. Информация от официального сайта турфирмы «Роза ветров». Лучше не советовать ехать через г. Юрюзань, там плохая дорога. Мы ездим в объезд, предлагаю автомобилистам ехать по нашему маршруту, подвеска машины будет целее. Доброска до КПП осуществляется на Уазике. На квадрациклах доехать можно только до КПП. Дальше КПП проезд запрещен, там природа-охраняемая зона, за попытку проезда до подножия горы Иремель на квадрацыклах будет огромный штраф.
Место для лагеря
Есть три основных варианта размещения лагеря на выбор. Первый — это остановка в «Горном приюте Иремель» от турфирмы «Роза ветров», где можно поесть, искупаться в бане и даже подняться на гору с инструктором. Об их работе в сети есть много хороших отзывов. Второй вариант — это установка палатки неподалеку от села Тюлюк на берегу кристально чистой, горной, одноименной реки. Третий вариант — создание лагеря уже в природном парке «Иремель». Подобных идей может быть очень много. На входе в парк есть даже карта со специально оборудованными туристическими стоянками. Чаще всего мы видели палатки на плато перед горой Большой Иремель.
Мы выбрали второй вариант. Нашли место с беседкой прямо у речки и специально оборудованным местом для костра. Одним недостатком было то, что утром рядом с нами насладиться речкой решили местные коровы, которые вышли на прогулку.
Место, где устроили лагерь
Дорога от лагеря до природного парка «Иремель»
Дорога до горы Иремель делится на две части. Первая — это дорога от села до поста природного парка (длина — семь километров). Есть два варианта преодолеть этот путь. Первый — вас могут туда подбросить на внедорожнике. Стоит это удовольствие 1500 рублей за автомобиль в одну сторону. На обычной машине проехать туда невозможно, только если у вас не внедорожник или квадроцикл. Вдоль пути на деревьях висят предупреждающие знаки. С квадроциклом тут точно можно проехать — мы сами проверили, но об этом чуть позже. Второй вариант — дойти туда самостоятельно. Мы выбрали именно его и потому пошли по лесу пешком. Дорога до поста оказалась несложной — мы преодолели ее за два часа.
Предупреждающие знаки в лесу
На посту сидит охранник, ему же нужно заплатить за вход в парк 40 рублей (на момент нашего похода). Символическая сумма за обслуживание и сохранение такого природного достояния. Также на посту можно узнать информацию о тропах, посмотреть карту с расположениями туристических площадок. Чуть дальше вас встречают жители парка, например, деревянная сова на дереве. Ее можно задобрить сахаром, чтобы ваш путь был легче. Также вы можете встретить жителей гигантского муравейника, шалаши, деревянные фигурки и многое другое.
Пост природного парка «Иремель»
Житель национального парка
Достопримечательность парка — большой муравейник
гора Большой Иремель — часть 1 из 2
Приехал с юных геологов, машину поставил в угол… день стоит, второй…
жена уже начала бубнить, когда машину разберешь?
пущай стоит говорю, тебе мешает что-ли?
ты паразит собрался куда-то что-ли?
нет, просто лень… у меня знаете ли очень чувствительная попа на ненужную работу )))
вечером приходит соседи говорит… а не махнуть ли нам на Иремель?
вооот, я же говорил, что не надо машину разбирать! )))
Всю жизнь в горах, а вот на большинстве знаковых туристических местах не был…
стараюсь в этом году наверстать.
Немного википедии… Гора Большой Иремель — вторая по величине вершина Южного Урала, расположенная на северо-востоке Белорецкого района и на северо-западе Учалинского района Башкортостана.
Первая — гора Ямантау, находится в заповеднике и охраняется военными, так что от того, что она есть, нам ни тепло, ни жарко.
Гора представляет собой двухвершинный массив, в состав которого входят:
Большой Иремель с платообразной вершиной Кабан (башк. — стог), высота 1582,3 м;
Малый Иремель, высота 1449,4 м
Вершины отделены седловинным участком шириной около 1 км и высотой 1200—1250 м.
Но сначала блин нужно доехать до горы.
Ехать недалеко, от Уфы 250 км, но трасса М5 «Урал» славится своими много километровыми пробками и стоять «как в прошлые выходные» три часа нам совсем не улыбалось…
да, мы здесь совсем не закаленные и стоять три светофора для меня уже пробка )))
как бы то ни было, решили выехать в пять утра, и пока большие машинки спят по стоянкам прошмыгнуть черепашкой в горы…
до часу ночи я собирался и набивал машину всякой ненужной фигней…
потом пока туда-сюда уже второй час…
и когда жена меня ткнула в бок, я был готов забить на все пробки мира и поспать еще пару часов, но с нами был еще один экипаж, а это немного дисциплинирует…
Глазки слипаются, зато пустая дорога и козырные фотки…
Фуриков еще мало, все спят, и до Юрюзани мы обогнали всего пару-тройку штук…
примерно в восемь свернули на красный трек.
Я давно привык ехать не парясь насчет ям там разных и колдобин, но когда два раза в подряд весь шмурдяк взлетел под потолок я начал фильтровать…
трасса очень печальная, много продавленных мест… в следующий раз по зеленому треку поеду…
Приехали в поселок Тюлюк, возле каждого третьего двора буханка с надписями «Заброска на Иремель», так что кому лениво идти шесть километров по лесной и местами сильно грязной дороге, то за 1500 рублей ходка вас отвезут и потом по звонку встретят.
Правда могу и ошибаться, может только отвезут )))
Дорога хреновая, много глубоких луж (до 31 колеса если по центру фигачить) и камней, особенно много их в самом узком месте на выезде из поселка, что наводит на мысли о их искусственном происхождении…
Пока обедали, наблюдали как пузотеры подъезжают, цокают языками и идут ставить машины на стоянку и договариваться о заброске.
Мы же пересели все в черепашку не зря же она свой хлеб ест и поехали догонять буханку.
Ехали примерно 25 минут… ни о каком застряли и речи не шло, пол пути вообще на заднем приводе шел, т.к. дорога достаточно сухая и лишний раз цепь тянуть ни к чему. Сразу предупрежу владельцев мегапуперсовременных внедорожников, которые только для города, что много камней и штук пять мест, где можно почти наверняка повредиться…
хотя может кто и проскакивал героически.
Видео с регистратора как всегда неочем… вон чего накопал в ютьюбе, автор upredfield на бравом чероки.
Ну да ладно… доехали мы за буханкой до стоянки, дальше говорят дороги нет и до КПМ идти 700 метров.
Обманули блин… во первых дорога была, и мы бы славно на ней поколбасились…
только представьте себе, старая гать, камни, ступеньки в 30 см…
черти, такого удовольствия лишили…
Без крепкой защиты и маниакальной готовности чего-нить оторвать лучше туда не лезть, дорога честный ТР1 )))
Во вторых не 700, а 1200 метров… в следующий раз до верху поеду, ибо обратно ноги уже не гнулись.
В общем отметились на КПМ, заплатили по 60 рублей с каждого, прослушали краткий инструктаж по ТБ.
Дальше должен быть знак с двумя мохнатыми шариками, ибо дорога раздваяица…
Направо пойдешь 6 км, налево 7км…
на карте глянули, по правой практически в лоб идти, левая по траверсе явно легче, по ней и пошли…
Для понимания дальнейшего повествования мы шли по часовой стрелке от КПМ
Могу дать трек, но по тропе прошли наверное уже тысячи людей, деревья отмечены краской и заблудиться надо постараться.
Дальше процитирую отсюда, ибо сам лучше не напишу:
Друзья, посмотрите сами, это НЕ ПАРК, где гуляют с малыми детьми, это даже не подмосковный лес. Это уральские горы. Высота Иремеля 1582 метра. Не Эверест, но веселья тоже хватает. На две трети он покрыт лесом. Там волки, рыси, медведи…
Друзья, какими бы крутыми и самодостаточными вы не были в городе, выбираясь «на природу» оставляйте всю эту крутизну дома. Тут вы просто люди, слабые и очень хрупкие. Обязательно нормально готовьтесь. Лучше семь раз побыть параноиком, чем один раз — потерпевшим. И если вы идете с детьми… ну вы прикидывайте силы, не свои, а их.
Про горы скажу отдельно. Тут у каждой, даже невысокой, на входе можно табличку ставить с именами погибших. Где-то тот список длиннее, как на Иремеле, где-то короче, но он есть. И все погибшие были абсолютно уверены в своих силах. Это старые горы, они суровы, и они не прощают самонадеянность. А сколько они уже видели слёз…
Причем ваша подготовка должна начинаться с обуви… да, да прямо вижу как щас начнут говорить, что вон Тулупов всегда в кросовках )))
Обязательна крепкая и проверенная обувь… я вот всегда в маршруте в сапогах, они и щиколотку держат и о камень не собьешь ногу, ломишь по лесу как лось на нерест и не паришься…
Посмотрел бы я, как вы тут в кедах будете идти…
Великий Иремель-Жемчужина коллекции Уральского путешественника I
Планы посетить Иремель зрели давно, и пылились в дальнем углу кладовки мозга, созревая, как элитное вино. Гора Иремель по сути первая вершина южной части Уральского хребта высотой
1600 метров. В рамках майской поездки на озеро Ургун батя услышал там про Иремель, а после того как он увидел красоту, открывающуюся с горы Калкан, куда я затащил его в поисках, тогда еще своего 2 тайника геокэшинга, он и вовсе стал бредить им. Логично предположить, что мне пришлось обратиться в свой дальний угол за уже созревшим вином.
Так мы тихой сапой доехали до трассы М5. Дорожка от Белорецка до Миасса сейчас отличная, последний участок трассы отремонтирован и встречает новеньким асфальтом. Солнце уже село, и участок трассы М5, именуемой в народе «уфимкой», встретил нас ацким трафиком. Бесчисленные фуры и огромное количество машин. Так и пилили до самой Сатки, где трафик слегка уже поутих, все-таки время уже было за 23:00. Словил расслабон, и пролетел поворот с трассы в районе Бакала на Меседу (дорога на Тюлюк). Остановились испить чайку да подлить маслица машине — на кончике щупа. Асфальт сопровождал нас до Меседы, а дальше дорога перешла в насыпную. По дороге встретилась хонда — удачно слетела с дороги в кусты, и отделалась легкими повреждениями, хотя что-то висело в районе радиатора.
В Тюлюк мы доехали уже спустя 30 минут после начала 30 августа, что соответствовало 30-минутному отставанию от графика.
Проехав по ночному спящему селу, мы отправились к нашей цели — кордон на границе заповедника. Дорожка начинается вполне проезжей частью, и на полянках вдоль дороги встречались стоянки с туристами даже на обычных легковых машинах; но чем выше и дальше — формат средств передвижения менялся в сторону 4×4, и вот последний километр мы пробираемся по камням, местами в глубоких лужах-озерах с непонятной глубиной, и нам уже давно не встречаются стоянки. Внезапно в темноте наш ксенон освещает стоящий поперек дороги, как призрак, Mitsubishi L200. Более детальный осмотр показал жертв рекламы и маркетинга, которые поехали покорять бездорожье :). Сидят плотно на пузе, полулысые слики даже не травили, и только Урал или шишига способны спасти этого бегемота. Стравливаю колеса до 1 очка, мы объезжаем его чуть стороной по лесочку и прям возле него нам нужно взять круто влево и при этом вылезти из колеи, да еще и в горку по скользкой грязи. Меня стаскивает, и я чуток оперся задним правым крылом о березу — не беда. Ну что ж, приходится разматывать электролебедку, это мой первый опыт. Примечательно, что буквально предыдущей ночью перед поездкой я закончил монтаж ее механической и электро- части, аж в час ночи. В общем, буквально 2 метра лебежения, и L200 с открытыми ртами экипажа остается позади, мы едем дальше. Это была единственная засада.
Дальше, изучив состояние дороги, я принимаю решение проехать по камням, впоследствии уже днем на обратном пути я ужаснулся, как я туда вообще полез. Шаркнув порогом, и слегка приложившись днищем, преодолеваем и этот участок. Последние 150 метров пути — и вот она, избушка кордона КПП. Я ликую, не скрывая чувств, от восторга танцую танец победителя, из избушки выбегает испуганный ярким светом фар егерь и поняв, что это не проверка, а несколько сумасшедших путешественников –геокешэров, идет спать. На часах без 10 минут 2 ночи. Ящер доставил нас до точки. Выбираем место для лагеря и собираемся спать.
Под навесом за столом мы застаем двух парней, они сами из Уфы, и готовятся встретить рассвет на Иремеле … романтичная затея, ночь звездная. Небо в лесу … кто не видел этого, тому не понять — оно горит, даже без луны. Млечный путь сияет во всей своей красе.
Приняв гостеприимное приглашение разделить с ними скромный ужин из гречневой каши, и замахнув по 50 вискаря, я отправляюсь спать, я «на ремне» еще долго, адреналин бушует в крови, я ворочаюсь и долго не могу уснуть. Обрывки прояснения в ночи, я слышу как ветер проносится над вершинами реликтовых сосен, как тягач магазинов «Магнит», резво обгоняя всех по трассе. Высота над уровнем моря под палаткой 991 метр.
Утро. Нас будят первые туристы, идущие пешком из Тюлюка. Время 8:00, да и нам пора уже вставать. Кордон оборудован по последнему слову «техники». Солнечные панели, избушка с телевизором, пост в виде крытой веранды, где мы впоследствии обедали и ужинали, костровище с лавочками, элементы фольклора, радующие глаз уставшего путника. Самовар, кружки. Недалеко расположен родник. Сухие дрова в дровнике, цивильная избушка-туалет, информационный стенд, сувенирная лавка, в общем, все, о чем только можно мечтать.
Завтрак на скорую руку из рыбки на углях, сбор шмудяка, ништяков в тайники, распечаток мест закладки и прочие необходимые вещи, и в 10:00 мы пересекаем границу Челябинской области и Башкирии в направлении вершины Большого Иремеля. Погода нас пока не жалует – по небу несутся тучи, цепляясь за ели, и весьма прохладно. Нет пути назад.
Вспоминаю о тех парнях и думаю, смогли ли они осуществить задуманное.
Тропа стразу разделяется на две, указателями предлагая пойти либо на Сукташ и Малый Иремель влево, или прямо на Б.Иремель. Широкая протоптанная, как хайвей, среди корней деревьев и валунов, она ведет нас к первой «большой» воде, где организована походная баня и расположено несколько стоянок; живописный мостик перекинут через журчащий ручей. Настроение супер.
По пути первый тайник текущего дня — трактир «у Зайца». Находится чуть в стороне от основной тропы за ручьем. Стоянка отлично оборудована и невдалеке даже стоит чья-то палатка. На поляне много мусора. Тайник находим без труда. В тайнике обнаруживается запрещенный предмет (из серии «для взрослых») который, следуя правилам, мы изымаем и кладем бандану ММК, любезно предоставленную Вуки. Заяц выглядит изрядно потрепанным, еще бы — сколько десятков лет он тут и сколько всего повидал? Отмечаемся и двигаемся дальше.
Природный парк «Иремель»| Как добраться, маршруты, связь, вода, погода
Горный массив Иремель относится к Южному Уралу. А гора Большой Иремель (1582 м) является второй по высоте среди гор Южного Урала. А первая — это гора Ямантау (1640 м). В 2010 году был организован природный парк «Иремель», на территории которого и находится горный массив. А сам природный парк располагается на границе Башкирии и Челябинской области.
О Иремеле более правильно говорить как о горном массиве, а не как об отдельной горе. Его часто описывают как двухвершинный, с вершинами Большой Иремель (1582 м) и Малый Иремель (1449 м). Можно также еще отнести к горному массиву Иремель и гору Сукташ (1393 м), примыкающую к вершине Малый Иремель.
Уральские горы считаются старыми горами, одними из древнейших, возраст их около 350 миллионов лет (сформированы в периодах Девон-Триас). Именно поэтому Уральские горы уже сравнительно не высоки. За столь продолжительное время они осели под бременем миллионов лет, ветров, дождей, солнца, землетрясений.
В окрестностях Иремеля берут свое начало шесть рек: Карагайка, Тюлюк, Синяк, Большой Авняр, Тыгын и Белая река. Название «Иремель» означает «седло мужчины (богатыря, героя)». Природный парк Иремель посещают около 15000 человек в год.
Как добраться до Иремеля
До Иремеля ведут несколько официальных туристических маршрутов. Со стороны сел Николаевка, Байсакалово, Новохусаиново и Тюлюк. Наиболее популярным и легкодоступным является маршрут со стороны села Тюлюк. Плюсы его в том, что в Тюлюке создана некоторая туристическая инфраструктура, а маршрут со стороны Тюлюка наиболее облагорожен и, соответственно, удобен. Плюс этот маршрут самый короткий. А первые два направления уже для более продвинутых и опытных туристов. А также тех, кто хочет посмотреть на Иремель с другой стороны и увидеть более дикую природу. Например, со стороны Тыгынских озер (Тыгынских болот), куда можно попасть со стороны деревни Байсакалово и Новохусаиново, склон Иремеля более крутой, а со стороны Тюлюка более пологий. И, соответственно, визуально с Тыгынских озер он воспринимается более внушительно.
Рассматривать в этот раз будем наиболее популярный маршрут со стороны деревни Тюлюк.
Как добраться до села Тюлюк
На общественном транспорте
Добраться без личного транспорта до Тюлюка непросто. Горный приют «Иремель» турфирмы «Роза Ветров» организовал доставку из Уфы. Каждую пятницу в 19:00 с ул. Зорге, д. 26 отходит маршрутка в Тюлюк. Обратно из Тюлюка отъезд в воскресенье в 15:00. Стоимость билета туда и обратно – 1 300 рублей с человека.
Еще один вариант: доехать поездом до станции «Вязовая» (ветка Москва-Челябинск) или до Юрюзани на рейсовом автобусе. От станции «Вязовая» ходит маршрутное такси до Трехгорного через Юрюзань, но дальше, уже от Юрюзани или Трехгорного до Тюлюка, все равно либо такси, либо попутная машина. Стоимость такси ориентировочно около 1000 руб. Также встречается информация, что в Тюлюк ходят автобусы с городов Трехгорный и Катав-Ивановск два раза в неделю по одному разу в день. Соответственно, так же обратно, что довольно редко. Но так ли это, на настоящий момент доподлинно неясно.Ниже — расписание полезных маршрутов автобусов и маршуртных такси.
Внимание! Расписание может поменяться, лучше перепроверить в первоисточнике Юрюзань News
На личном транспорте.
Самый популярный и гарантированный способ — это доехать до Тюлюка на личном транспорте. Двигаясь по трассе М5, сворачиваем в сторону города Юрюзань. Проезжаем сквозь него и мимо поселка Трехгорный и держим направление на деревню Первуха, а далее село Меседа. В Меседу не заезжаем, на развилке уходим прямо, следующий пункт Тюлюк. От поворота с трассы М5 до Тюлюка — 55 км. Часть пути асфальт, часть грейдер. Проезжается на любой машине. Но не стоит разгоняться даже на асфальте, не говоря уже про грейдер, местами качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, и асфальт переходит в грейдер резко. Необходимо быть внимательным.
Туры на Иремель
Последний и самый простой способ попасть в Тюлюк и, соответственно, в природный парк «Иремель» — это организованные туры различных туристических фирм.
О том, где разместиться в селе Тюлюк после долгой дороги — в отдельной статье. В ней же о других достопримечательностях вокруг Тюлюка.
После того как вы добрались до Тюлюка, возникает вопрос: а далеко ли собственно до Иремеля и какие есть варианты путей?
Маршруты на Иремель из села Тюлюк
Путь от села Тюлюк до горы Иремель условно можно разделить на две части.
Первая часть: от села до поста природного парка «Тюлюк» протяженностью примерно 7 км (пешком около 2-3 часов). На ней есть своя промежуточная точка — большая поляна для привала, которая также является местом парковки внедорожников, осуществляющих услуги по заброске. Расстояние из села до нее 5,5 км километров. И далее от нее 1,5 км до поста «Тюлюк» природного парка «Иремель».
Вторая часть: от поста «Тюлюк» до горного массива Иремель. Расстояние второй части зависит от того, какой последующий маршрут от поста вы выберете, об этом чуть ниже.
Первый вариант: пройти полностью обе части пешком. Плюс этого варианта в том, что вы ни от кого не зависите и полностью сами распоряжаетесь своим временем. Минусы: не каждому под силу будет пройти расстояние в 12 км в одну сторону и при этом набрать высоту в 800 метров до подножия Большого Иремеля. От подножия около 30-40 минут на восхождение до вершины и набор еще 182 метров по высоте. Второй вариант — заброска. Рассмотрим первый вариант.
Тропы пост «Тюлюк» — Большой Иремель
Напомню, что мы сейчас рассматриваем наиболее популярные и простые маршруты от Тюлюка.
От поста отходят две тропы: верхняя и нижняя. Они промаркированы на деревьях красными метками. Есть еще средняя тропа, она ответвляется от нижней тропы в районе, где нижняя тропа пересекает речку Карагайка.
Для удобства мы нанесли эти тропы на карту типа Openstreetmap (OSM). Активные ссылки ниже, в описании троп.
Нижняя тропа самая короткая и самая популярная — 5 км от поста. Уклон – 6% (по данным трека с gps-навигатора). Набор высоты 500 м (500 м подъемов и 20 м спусков). С определенного момента нижняя тропа идет вдоль реки Карагайка. С этого места начинается более интенсивный набор высоты. На тропе расположено несколько официальных туристических стоянок, где могут расположиться большие группы с возможностью разведения костра. В том числе на нижней тропе популярная и известная среди туристов стоянка «У зайца». Итого от Тюлюка до плато перед Большим Иремелем 12 км. Трек нижней тропы.
Верхняя тропа более длинная, почти 7 км и вначале, прямо от поста с более резким набором высоты. Но в итоге уклон все тот же, как и на нижней тропе — около 6%. Диапазон высот такой же. Верхняя тропа проходит мимо вершин Сукташ и Малый Иремель. На ней есть несколько стоянок, а также ответвление тропы на село Байсакалово. Вершины Сукташ и Малый Иремель отнесены к заповедной зоне, соответственно, официально их посещать нельзя. Плюсы Верхней тропы в меньшем количестве людей и даже чуть большем количестве стоянок. Итого от Тюлюка до плато перед Большим Иремелем 14 км. Трек верхней тропы.
Средняя тропа. Полностью оправдывает свое название. Идет посередине мимо нижней и верхней тропой, обходя скальный северный отрог плато Иремель. Протяженность 6 км. Итого от Тюлюка до плато перед Большим Иремелем 13 км. Трек средней тропы.
Все тропы сходятся на плато горного массива Иремель перед горой Большой Иремель на высоте примерно 1400 м над уровнем моря.
Если вы планируете прогуляться до вершины с восхождением за один световой день, то нижняя тропа — оптимальный вариант. Расстояние от Тюлюка в одну сторону — 12 км. В зависимости от вашей физической подготовки прогулка может занять разное время. В среднем стоит рассчитывать на 2,5 км/ч (средняя скорость с учетом остановок/отдыхов), итого – 9-10 часов до Большого Иремеля и обратно. Плюс часа 2 на восхождение, пребывание на вершине и спуск. Все вместе — почти 11-12 часов и 25-30 км. Прогулка за один световой день пешком туда и обратно от села Тюлюк даже налегке будет большой физической нагрузкой. Для кого-то это будет прогулкой, а для кого-то и испытанием. Кто не уверен в своих силах, есть физические ограничения или с вами маленькие дети, то можно значительно облегчить себе путь с помощью заброски и выброски.
Заброска на Иремель
Под заброской понимается следующее: вас довезут на внедорожниках до стоянки, или по-другому, большой поляны для привала. Тем самым вы сократите 7 км (350 м набора высоты) или около 2-3 часов (а если еще и с выброской, то экономия 14 км и почти 6 часов времени — что половина пути). Это не самая интересная часть пути, поэтому если нет принципиального желания пройти все пешком или желания сэкономить, то для однодневной прогулки это оптимальный вариант.
Средняя стоимость заброски составляет 1500 рублей за автомобиль в одну сторону. Если это УАЗ, то 1500 рублей в случае, если более 7 человек набирается в машине, а если менее 7, то по 200 рублей с человека. Обратно так же. Договариваетесь заранее о времени выхода или по звонку (не забываем про особенности сотовой связи, об этом ниже). В Тюлюке масса предложений по заброске, об этом можно не переживать. То тут, то там стоят УАЗы или Нивы с телефонами на бортах. Или предложение о заброске пишутся на заборах частных домов, гостевых домов и турбазах. Летом внедорожники ездят чуть ли не каждые 30 минут.
На Иремель на своей машине
Еще может возникнуть вопрос : можно ли доехать до Иремеля на своей машине? Отчасти можно – до той же стоянки, до куда осуществляют заброску местные на внедорожниках. Но тут надо четко понимать возможности своей машины, чтобы эта попытка не превратилась в борьбу с дорогой и последующий ремонт машины не превысил стоимость заброски и выброски. Дорога до стоянки — не очень хорошая грунтовка, с включениями крупных валунов, а после дождей — и с глубокими лужами.
А главное — с пересечением в брод реки Карагайка.
При прохождении этой дороги пешком, я видел, как обратно ехал кроссовер Сузуки Гранд Витара на универсальной резине, но с цепями на передней оси. В любом случае надо понимать, а стоит ли игра свеч.
Сотовая связь на Иремеле и в Тюлюке
После поворота с трассы Урал-М5 в сторону Тюлюка, Мегафон ловит примерно до Меседы. В Тюлюке хорошо ловит только Теле2. У меня были Мегафон и МТС, но ни то, ни другое не работает в Тюлюке. Теле2, скорее всего, ловит и на посту «Тюлюк», а возможно по всему маршруту. На вершине Большого Иремеля точно работает и Мегафон, и МТС (проверил лично, когда позвонил родным). На стенде у поста «Тюлюк» также написано, что на вершине работает и Билайн (проверить не смог). В любом случае, какой бы ни был у вас основной оператор, возьмете с собой сим-карту Теле2.
Ну а раньше единственной формой связи был этот таксофон со спутниковым терминалом, находящийся в Кордонном.
Туристические стоянки на Иремеле
Оборудованность стоянок разная: иногда есть лавки, столы и жерди для костра, а иногда несколько бревен вокруг костровища. На плато перед горой Большой Иремель разместился «Верхний лагерь». Разведение костра там запрещено (и это правильно, так как лес там уже редок, и если бы все разводили костры, то там бы его вообще не осталось). Там можно встать только с учетом использования газовой горелки. Не проверил я только стоянки по средней тропе, поэтому отметил их как неофициальные.
На посту «Тюлюк» приведен список только 8 официальных стоянок. Хотя реально стоянок с официальном знаком больше.
№ 6, 7, 8 – стоянки со стороны Николаевки, не мог проверить (№8 Пост «Николаевка»).
№ 2, 3, 4 – примерно совпадают с реальными. № 5 – скорее всего, имелась в виду стоянка «У зайца». №1 – так и не понял, что это за стоянка, по карте — на курумнике, скорее всего, неточность.
На своей карте мы обозначили стоянки, которые уже были отмечены значком «кемпинг» на картах OSM. Официальные стоянки, которые я видел лично, отметил как «СО». Неофициальные, или те, которые не проверил, как «СН». Также отмечены источники воды, о которых чуть ниже, а также нижняя для примера (в этой статье мы не рассматриваем стоянки со стороны Николаевки и Байсакалово, так как это отдельные маршруты).
Где брать воду на Иремеле? Источники воды
У подножия массива Иремель берут свое начало реки Тыгын, Синяк, Каргайка, Большой Авняр, Тюлюк, Белая.
Источников воды довольно много, и часто туристические стоянки расположены с учетом их расположения (либо родник, либо исток, либо верховья реки). В зависимости от того засушливое или дождливое лето, какие-то источники могут пересыхать или начинаться ниже по склону, чем должны быть. К таким могут относиться источники, отмеченные на карте уже на плато массива Иремель, недалеко от Большого Иремеля. В любом случае, примерное начало истоков рек на картах обозначены и нужно всего лишь будет спуститься к ним.
Поэтому общие рекомендации такие. Из Тюлюка с собой взять литр (полтора) воды в дорогу, а по пути на тропах вы точно встретите воду. На стоянках, расположенных вдоль рукавов реки Карагайка, вода, естественно, есть. А вот если планируете вставать в районе верхнего лагеря (СН3 на нашей карте), то тут уже смотреть по обстоятельствам. Если лето сухое и вам очевидно, что в лагерь придете уже в темноте, то есть смысл перестраховаться, набрать воды по пути и не надеяться на источники на плато. Мы отметили на своей карте источники воды, которые я видел сам (отмечены как «В»), а также те, которые отмечены на картах OSM и требуют подтверждения (отмечены как «В?», но, по опыту хождения по картам OSM, чаще они подтверждаются). Если на какой-либо стоянке источником воды является горная река, то тогда это никак не отмечено, это просто видно по карте.
Погода на Иремеле и как одеваться
Дождливая погода летом на Урале — это норма. Летом холодные воздушные массы приходят с северных морей, а с Казахстана и Средней Азии приходят тропические ветра. И их перемешивание приводит к частым осадкам. Если брать Иремель в частности, то плато между Большим и Малым Иремелем в среднем находится на высоте 1000-1300 м, там и располагается большинство туристических стоянок. Примерно каждые 100 м подъема над уровнем моря дают понижение температуры на 0,6-1 градус Цельсия (зависит от времени года). Соответственно, если в Тюлюке было +20, то на плато будет на 6-10 градусов холоднее.
А на вершине вообще редко бывает теплее +15 даже летом, а обычно даже холоднее. Днем, конечно, на плато может быть жарко от нагрева солнца, но это нагревается только поверхность земли, а воздушные массы остаются холодными. Поэтому и одежду, и температуру спальников надо выбирать с запасом, с учетом этого снижения температуры. Плюс погода на Иремеле меняется мгновенно. Летом надо быть готовым к холодным порывам ветра и проливному дождю, даже если дождя не прогнозировали. А зимой тут трескучие морозы, бураны, еще более сильные ветра и туманы.
Даже однодневному восхождению на Иремель летом не надо относиться снисходительно, а зимой тем более, нужно продумывать все возможные варианты ухудшения погоды (берем легкие флиски и защиту от дождя). Ну и если лето дождливое то надо думать или о непромокаемых трекинговых или хайкинговых ботинках, резиновых сапогах, или второй обуви. Совсем крайний вариант когда есть только одна пара обуви – берем запасные носки теплые и пакеты или бахилы полиэтиленовые. Когда промокают полностью единственные кроссовки, то меняем носки на сухие и теплые, сверху одеваем пакеты и бахилы, и все это в мокрый кроссовок. Так будет значительно лучше, чем идти в мокрой обуви. Но честно сам я так не делал, только знаю что так можно. Иногда в некоторых местах бывает и так.
В засушливое лето все эти места легко проходимы в кроссовках. В любом случае, надо подбирать обувь с цепкой (нескользкой) прочной подошвой. Желательно так же взять с собой небольшой фонарик, который может пригодиться на обратном пути, если чуть задержитесь.
Больше информации и фотографий в статье о нашем походе на Иремель. Найдете там информацию о снаряжении для похода, а также станет понятно, зачем так много людей стремятся посетить это прекрасное место.