На каких машинах ездит правительство китая
На чём ездят правители великих держав мира
Дональд Трамп, известный шикарным гаражом, ценит Cadillac. Для его нужд уже готовится 8-тонный «Зверь». Чем похвастают высшие руководители других стран?
США
Вот уже более 15 лет президентов США возит лимузин от General Motors по прозвищу «Зверь» (The Beast). Это целое семейство машин, проходящих ежегодные усовершенствования. С каждым новым президентским сроком меняются и автомобили. Но концепция их остаётся прежней.
Со времён Буша это уже не легковой лимузин, а растянутый внедорожник с усиленным шасси и рамным кузовом, куда интегрирована бронекапсула. По конструкции это самостоятельный автомобиль, не имеющий аналогов в гражданской линейке General Motors. Однако «Зверь» стилизован под Cadillac и имеет много общего по дизайну с полноразмерным внедорожником Escalade.
В конструкции шасси использованы некоторые узлы от GMC Kodiak C4500. Но подавляющее большинство узлов и агрегатов в «Звере» уникальные. К примеру, под капотом у него стоит 6,5-литровый V-образный дизельный агрегат с 8 цилиндрами. Он развивает более 400 л. с. и около 800 Нм крутящего момента.
При этом дизель всеяден, как танковый мотор. При необходимости в него можно заливать некачественные смеси топлива, и он вывезет первого пассажира из трудной ситуации.
Правда, и расход топлива под стать танку: более 30 литров на «сотню» в спокойном дорожном ритме. Cadillac One (The Beast) разгоняется до «сотни» за 15 сек.
Бронекапсула изолирована от внешнего мира. Внутри есть баллоны с кислородом, а также противохимическая защита. Машина выдерживает прямое попадание из гранатомёта, толщина брони кое-где достигает 18 см. Двери похожи на створки банковского хранилища. Чтобы открыть президентскую калитку, охранник должен потянуть её снаружи двумя руками.
Cadillac One перевозится по миру специальным транспортным самолётом С-17 Globemaster.
С прошлого года начались работы над усовершенствованным президентомобилем. Он уже попадался фотокорреспондентам на дорогах США. Так что Дональд Трамп, так стремившийся иметь самый крутой Cadillac из всех возможных, добьётся наконец своей мечты. Уже объявлено, что некоторые автомобили из спецгаража Обамы отправятся на полигон в качестве мишеней для расстрела из пулемётов, гранатомётов и пушек. Так будут изучаться потенциально уязвимые места президентского «Зверя» для изготовления лучшей защиты.
Россия
Россия на фоне США смотрится скромницей в деле разработки автомобилей для первых лиц государства. Времена СССР, когда на заводе ЗИЛ собирался спецтранспорт с бронекапсулами, безвозвратно прошли. Конвейер разобран, а цеха сносятся под офисную застройку. Первый среди равных теперь предпочитает передвигаться на вполне серийном Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Подобный автомобиль может заказать любой гражданин, располагающий достаточными средствами. Исключение составляет некоторое особое оборудование связи и обеспечения безопасности.
Колёсная база машины составляет немалые 4,31 метра, а длина 6,35 м. Под капотом стоит 12-цилиндровый монстр объёмом 5,5 литра мощностью 517 л. с. Тяга бензинового агрегата составляет 830 Нм крутящего момента.
Правда, сейчас делается попытка разработать собственный президентский автомобиль. Работы ведутся на базе НАМИ и других организаций. Проект «Кортеж» предполагает появление сразу нескольких моделей, в том числе и внедорожника сопровождения. Но дело движется пока туго. Известно лишь, что президентский автомобиль будет полноприводный.
Германия
На родине большой немецкой тройки с представительскими машинами неразбериха. Кого считать главней: канцлера или федерального президента Германии?
Ангела Меркель полюбила Audi A-8 D¾E Security мощностью свыше 500 л. с., а вот Йоахим Гаук предпочитает Mercedes-Benz S600 Pullman Guard, как у Путина. Бронирование у обеих машин частичное. Автомобили способны защитить первых лиц от осколков гранат и от стрелковых пуль. Эти броневики построены на базе обычных удлинённых машин и не располагают серьёзными возможностями противостоять обстрелу.
Франция
Самые ироничные автомобили по традиции принадлежат руководителям Франции.
Еще со времён Шарля де Голля лидерство закрепилось за Citroen DS. Современный автомобиль Citroen DS5 представляет из себя удлинённый хэтчбек с гибридной установкой под капотом. У него также пневматическая подвеска и система подавления кренов. Бронирование есть, но оно исключительно локальное и противопульное. Более того, Франсуа Олланд любит приветствовать публику, высунувшись из верхнего люка. Мощность гибридной установки не превышает 300 л. с.
Великобритания
Особое разделение транспорта заведено в Англии.
Япония
В Японии аналогичная ситуация. Там сразу два первых лица и два гаража. Император Акихито и его жена Митико передвигаются на специально разработанном лимузине Toyota Century Royal. Автомобиль оснащён 12-цилиндровым мотором объёмом 5,0 литров мощностью 400 л. с.
Всего построено четыре автомобиля, которые трудятся в императорском парке уже более десятилетия. Японский император нечасто меняет железных коней. Его отец пользовался лимузинами Nissan Prince Royal, которые катались с середины 60-х годов вплоть до начала 2000-х. Бронирование в автомобилях противопульное с навесными бронированными панелями. Вместо номерного знака у них расположено изображение Императорской печати, а на задних пассажирских дверях нарисованы 16 лепестков хризантемы, что символизирует государственный трон.
Кстати, премьер-министр Японии передвигается на бронированном гибриде Lexus LS600hL.
Китай
Колоссальное значение имеет правительственный автомобиль и для правительства Китая. Представительский лимузин FAW HongQi HQE предстал к 60-летнему юбилею Китайской Народной Республики.
Габариты машины составляют 6,4 м в длину, 2,05 м в ширину и 1,72 м в высоту, а масса с бронепанелями превышает 4,5 тонны. Под капотом установлен 12-цилиндровый агрегат мощностью свыше 400 л. с.
Система бронирования и технические характеристики машины хранятся в тайне. Известно, что шасси имеет заимствования у внедорожника Toyota Land Cruiser. Построен FAW HongQi HQE на заводе FAW в Чанчуне.
Hongqi готовит новый лимузин для правительства
В Китае есть свой Aurus — это семейство представительских автомобилей Hongqi L-серии, производством которых занимается концерн FAW. Причем этот проект был реализован намного раньше российского: первая партия бронированных лимузинов Hongqi HQE была построена еще в 2009 году. Эти машины стилизованы под классическую модель Hongqi CA770 шестидесятых годов, которая, в свою очередь, создавалась с оглядкой на советский автопром и потому снаружи похожа на «двадцать первую» Волгу.
Позже в семействе появились лишенные бронезащиты лимузин Hongqi L9 (длиной 6,4 м), седан L7 (5,55 м) и его упрощенная версия L5. Первые две модели выпускают штучно, а вот седан Hongqi L5 в 2014 году стал мелкосерийным, и его теоретически даже можно купить за пять миллионов юаней (770 тысяч долларов), хотя статистику продаж FAW не публикует. Но, похоже, ретромашины L-серии так и не станут массовыми, потому что на подходе семейство следующего поколения.
На самом деле первые машины новой N-серии появились в правительственном гараже КНР еще в 2018 году! Это седан с заводским кодом Hongqi N501, корма которого похожа на корму российской машины Aurus Senat, хотя передняя часть оригинальная. Китайский лидер Си Цзиньпин и его свита передвигались на новых машинах даже за пределами своей страны: репортеры фотографировали кортеж с новыми Hongqi в странах Европы, Африки и Латинской Америки. При этом N501 ни разу не показали на автосалонах, да и на сайте марки Hongqi такой машины до сих пор нет.
Судя по всему, это был некий промежуточный вариант флагманской машины, потому что сейчас китайские фотошпионы подловили на местных дорогах уже другой автомобиль. Это не седан, а растянутый лимузин, который, по неофициальной информации, имеет индекс N701. Ретростиль остался в пошлом: даже сквозь камуфляж видно, что автомобиль решен в новом фирменном стиле бренда Hongqi (почти так же выглядит серийный седан Hongqi H9), созданием которого занимался бывший дизайнер компании Rolls-Royce Джайлс Тейлор. Кстати, концерн FAW переманил его как раз в 2018 году, когда на дороги выехали первые седаны N501.
Нынешние машины L-серии созданы на основе рамы внедорожника Toyota Land Cruiser 200, а единственный силовой агрегат — атмосферник V12 6.0 мощностью 408 л.с. в паре с шестиступенчатым «автоматом». Но машины новой N-серии будут другими. По предварительной информации китайских СМИ, перспективные «членовозы» имеют несущий кузов, а под капотом расположены турбомотор V8 объемом 4,0 л и восьмиступенчатый «автомат».
Официальная премьера автомобилей Hongqi N-серии ожидается в 2022 году, и не исключено, что ее проведут не на традиционном мотор-шоу, а приурочат к какому-нибудь государственному событию с участием Си Цзиньпина.
Гараж особого назначения
А на каких автомобилях ездит высшее руководство и госчиновники КНР? Ровно 60 лет назад, в июле 1953 года, в городе Чанчуне был основан первый в Китае автомобилестроительный завод. С того времени ведется отсчет истории автоиндустрии КНР. Спустя три года, в 1956 году, из ворот Чанчуньского автомобильного завода выехал первый собранный в Китае грузовой автомобиль Jiefang («Освобождение»). И первый автомобильный завод (ныне FAW), и первый грузовик создавались тогда при помощи Советского Союза. Сейчас об этом мало кто вспоминает. Пожалуй, лишь ветераны.
В дизайне автомобиля присутствовали элементы изысканного китайского стиля, в интерьере использовалась перегородчатая эмаль. Панели в салоне покрыты фуцзяньским лаком, кресла обиты парчой из Ханчжоу. Эмблема автомобиля на руле Hong Qi изготовлена из чистого золота.
По тем временам это был роскошный, технически современный автомобиль. Его длина составляла около 6 метров. Он был оснащен автоматической трансмиссией и двигателем мощностью 200 л. с. Большинство деталей автомобиля были изготовлены вручную. В мае 1958 года председатель Мао впервые проехался на нем.
1 октября 1959 года первые десять правительственных лимузинов Hong Qi предстали на военном параде по случаю 10-й годовщины образования КНР. Это была наглядная демонстрация мощи автомобильной промышленности нового Китая. Потом Hong Qi демонстрировался на международных выставках в Лейпциге и Париже. Автомобиль стал неотъемлемым участником всех важных государственных и торжественных событий того времени в Китае. Он часто использовался высшими руководителями, во время приемов важных иностранных гостей. В те годы существовали три главных показателя уровня приема иностранных лидеров: встреча с председателем Мао, проживание в резиденции «Дяоюйтай» и поездка в шикарном правительственном лимузине Hong Qi.
В 1980-е годы производство автомобилей Hong Qi было прекращено в связи с их неэкономичностью, высокой себестоимостью и незначительным объемом производства. В 90-е годы прошлого века китайские чиновники дружно пересели со старых китайских лимузинов в автомобили Аudi китайского производства. Как раз тогда немецкий Vоlkswagen первым организовал совместное производство автомобилей в КНР, причем с участием того же завода FAW. Самым престижным версиям Audi дали легендарное название Hong Qi.
Однако со временем в руководстве Китая сочли, что негоже первым лицам и чиновникам высшего ранга пользоваться не китайским автомобильным брендом, а зарубежным. В 2008 году было решено вернуться к оригинальной модели для руководства на базе Hong Qi. За дело опять взялся завод FAW. В 2009 году на торжествах в честь 60-летия образования Китайской Народной Республики состоялся дебют нового правительственного лимузина FAW Hong Qi HQE.
Этот бронированный спецавтомобиль массой 4,5 тонны имеет 6,4 м в длину, 2,05 м в ширину и 1,72 м в высоту. Под его капотом установлен бензиновый двигатель V12 мощностью около 400 л. с., разработанный специалистами FAW и отличающийся низким уровнем шума. Технические детали конструкции и спецоборудования Hong Qi HQE не раскрываются. Дизайн Hong Qi HQE сохранил традиционные китайские мотивы предшественника: решетку радиатора в форме веера, задние габаритные огни в виде традиционных китайских фонариков. Стоимость этого лимузина ручной работы оценивается в 1,2 млн долларов. А первым из высоких иностранных гостей, прокатившихся в нем, был нынешний президент Франции Франсуа Олланд.
Помимо больших правительственных лимузинов компания FAW представила в Шанхае и «обычные» автомобили для всех желающих. Они имеют в названии латинскую букву H.
Сейчас в Китае насчитывается более 2 млн служебных автомобилей, их количество ежегодно растет. Растут и расходы на обновление автопарка министерств и ведомств Китая. На фоне растущих предложений со стороны китайских автопроизводителей, готовых поставлять на внутренний рынок служебные автомобили для чиновников, правительство Китая решило отказаться от закупок зарубежных транспортных средств. Переход на автомобили отечественного производства позволит существенно сократить расходы на эти цели. При этом в правительстве исходят из того, что во многих странах давно уже используют для служебных целей автомобили отечественного производства. Это реальная поддержка местных автопроизводителей, стимул для развития отечественного автопрома и продвижения собственных брендов. Не менее важно и то, что такая политика улучшает имидж чиновников, радеющих об интересах страны.
Автомобили глав государств: борт номер один.
На чем должен ездить президент, премьер-министр или, скажем, император государства, обладающего развитым автомобилестроением? Мы оценили официальные кортежи государств, и задали тот же вопрос первым лицам компаний, причастных госзаказам.
США
Классический пример супердержавы прошлого – когда автомобиль для главы государства строится практически с нуля (в штучном количестве), но при этом символизирует силу и мощь отечественной промышленности. «Кадиллак» Барака Обамы собственно «Кадиллаком» не является, даже обозначения модели как такового у него нет. На самом деле факт создания этой уникальной машины, которая только снаружи напоминает текущие модели СTS или «Эскелейд», показывает не мощь, а, напротив, слабость американского автопрома. Что бы ни говорили высшие чины из руководства компании «Кадиллак» про специфические запросы спецслужб, в подавляющем большинстве стран все же умудряются обходиться лимузинами, созданными не с чистого листа, а на базе серийных моделей.
Предыдущие президентские «кадиллаки» строили как раз на базе обычных седанов, но вот беда: в конце 2000-х после пережитого кризиса в линейке фирмы просто не осталось больших моделей, пригодных для создания подобного транспорта.
Брать CTS – смешно, обожаемый рэперами «Эскелейд» – глупо. Поэтому барак-обамовский лимузин построили на шасси грузовика «GMC-Топкик» (это что-то вроде ЗИЛ-130), прикрыв его грубую начинку оболочкой с мотивами кадиллаковского дизайна.
Вольфганг Шуберт, управляющий директор «Кадиллак Европа»:
«Президенту великой страны, конечно, следует ездить на машине национальной марки. Пусть это будет спецмодель, но под общедоступным брендом. Вам, например, можно было бы сделать президентскую «Волгу», возродив производство таких машин.
Наш автомобиль на 100% отличается от серийного. Он слишком тяжел, и очень высокие требования предъявляет заказчик (секретная служба США). Раньше на серийном шасси строили бронированные машины сторонние фирмы, теперь мы от такой практики отказались. Всю машину целиком проектирует и производит специальное подразделение «Джи-Эм».
Ныне каждому хозяину Белого дома строят новый лимузин. Старые же машины отправляются на работу в наши посольства, занимают места в разных структурах, например в Президентской библиотеке Рейгана или Центре Клинтона.
«Кадиллаки» несут службу в президентском гараже с 1919 года (и с той же поры участвуют в парадах). У компании много знатных клиентов – не так давно мы, к слову, продали машины бельгийской королевской семье».
КНР
Во времена председателя Мао высшие официальные лица страны передвигались на лимузинах «Хунци», созданных в конце 1950-х, в эпоху «большого скачка». Мало кто знает, что разработка модели для предводителей коммунистической партии шла сразу на нескольких предприятиях, как тогда было принято говорить, «по личной инициативе снизу». В итоге выбор пал на «Хунци», созданный FAW – «Первым автомобильным заводом», самым современным на тот момент предприятием, построенным с советской помощью.
В 1990-е годы старые китайские лимузины заменили на «Ауди», что вполне логично: именно эта немецкая фирма первой организовала совместное производство автомобилей в КНР, причем с участием того же FAW. А самые престижные версии китайских «ауди» даже унаследовали легендарную марку «Хунци», сохранив номинальное статус-кво.
Но рост экономической и политической мощи Китая вновь заставил задуматься об оригинальной модели для руководства. За дело опять взялся FAW. Первая попытка вышла не совсем удачной – опытный образец, в котором были использованы агрегаты «Тойоты-Ленд Крузер Прадо», почти полностью копировал монументальную внешность «Роллс-Ройса Фантом». Развития этот проект не получил. Видимо, на самом верху успели сообразить, что плевать на авторские права с уровня правительственного лимузина будет ох как некрасиво. Поэтому 1 октября 2009 года на военном параде в Пекине дебютировал совсем иной «Хунци», на этот раз безопасно повторявший стилистические мотивы своего предшественника родом из 1950-х. У этой машины 12-цилиндровый мотор, как утверждается, полностью оригинальной разработки. FAW все еще очень надеется на госзаказ, чтобы окупить затраты на разработку. Но при всей экономической мощи государства в китайском правительстве все же сомневаются, стоит ли тратить казенные деньги на автомобиль стоимостью 1,2 млн. долларов.
ЯПОНИЯ
Премьер-министр Японии использует два автомобиля. Гибридный «Лексус-LS 600h L» демонстрирует передовое мышление правительства и, разумеется, высокие технологии своей страны. Кстати, благодаря нейтральному бензоэлектрическому имиджу данная модель нашла дорогу и в главные гаражи других стран, прежде всего тех, где не любят пафос и заботятся об экологии (среди них, например, Гонконг и Исландия).
Классический сдержанный стиль в гараже японского премьера-министра олицетворяет «Тойота-Сенчури». В почти неизменном виде эта модель выпускается с 1967 года, тем не менее ее не собираются ни заменять, ни снимать с мелкосерийного производства. Во время самой серьезной модернизации, проведенной в 1990-е годы, «Сенчури» приобрела уникальный 5-литровый мотор V12 взамен прежней «восьмерки», уж слишком банальной. С явно устаревшей внешностью контрастируют такие опции, как задние сиденья с массажем и электрическое управление задними дверьми: для закрытия или открытия нужно лишь дотронуться до ручки.
Эта же модель, но в удлиненном исполнении «Ройял» (на фото) используется членами императорской фамилии. Причем из-за того, что автомобили вышли слишком дорогими (500 тысяч долларов – в пять раз дороже стандартной модели), императорский двор решил заказать четыре машины взамен первоначально планировавшихся пяти.
Йо Хируто, глава отдела дизайна «Лексус»:
«Вы ведь наверняка в курсе, что первый в мире гибридный представительский седан сделал именно «Лексус»? Уверяю, в ближайшем будущем мы сможем удивить новыми разработками. Водить машину станет проще и при этом интереснее!
Наши автомобили рассчитаны в первую очередь на тех, кто любит сам сидеть за рулем. Вот почему в модельном ряду нет лимузина, хотя на некоторых рынках такой «Лексус» наверняка будет востребован. Кроме того, мы не выпускаем бронированные машины и у нас нет планов их делать. Я знаю, что «лексусы» бронируют сторонние компании, но за такую защиту мы не ручаемся.
Есть ли вероятность, чтобы император или кто-либо из членов правительства ездил на не японском автомобиле? Я не могу себе это представить! Для семьи императора производят специальные машины на основе «Тойоты-Сенчури». Это по-настоящему эксклюзивный автомобиль, который уже очень много лет используется для официальных выездов верховной власти. И я не особо расстроен, что для этих целей не выбрали «Лексус», – мы в Японии чтим традиции».
ЮЖНАЯ КОРЕЯ
Удивительно, но до 2009 года президент Республики Корея при жестком государственном протекционизме отечественного автопрома передвигался на импортных автомобилях. Странно, да? Рядового корейца за покупку иномарки могут уволить с работы, а президента это правило не касается?
На самом деле поначалу представительский «Экус» для ответственной госслужбы мало годился, хотя и присутствовал в линейке «Хёндай» с 1999 года. Его первое поколение, спроектированное японцами из «Мицубиси», представляло собой довольно хлипкую переднеприводную конструкцию, мало подходящую для бронирования. Другое дело новое поколение: оно построено по классическим канонам представительской машины и, главное, сразу проектировалось под возможность бронирования. Когда служба охраны президента убедилась, что ни по качеству сборки, ни по уровню защиты «Экус» не уступает использовавшемуся ранее БМВ 7-й серии, она сразу дала добро на поставку трех машин в главный гараж республики.
БРАЗИЛИЯ
Весьма интересен выбор президента другой быстроразвивающейся страны – Бразилии. Машины здесь используют не отечественные, но и не общепринятые «мерседесы» с БМВ. Выбор главной машины государства может показаться странным: это седан семейного класса «Форд-Фьюжн Гибрид». Модель американская, собрана в Мексике. Но в политико-экономическую ситуацию Бразилии она вписывается идеально. Скромная внешность не раздражает большую массу избирателей-бедняков. Гибридный бензоэлектрический привод демонстрирует заботу об окружающей среде. А за безопасность высших чинов отвечает скрытое бронирование.
Прежде роль главного автомобиля страны играла модель, хоть как-то родственная местному автопрому, – «Шевроле-Омега». На самом деле это перелицованная версия австралийского «Холдена-Коммодер». А когда импорт этой модели прекратился, пришлось искать замену. Но почему взяли «Форд»? Ну, во-первых, его заводы давно работают в Бразилии, а во-вторых, вряд ли политика можно упрекать за выбор такого автомобиля.
Любопытно, что страны-соседи Бразилии, в основном гораздо более бедные, менее щепетильны в выборе главного автомобиля государства: в Боливии это БМВ 7-й серии, в Аргентине – «Ауди-А8», в Чили – «Лексус-LS 600h L».
АВСТРАЛИЯ
В Австралии местный автопром также представлен филиалами компаний «Дженерал моторс» и «Форд». Поэтому глава правительства логично склоняется именно к своим маркам – как правило, к «Холдену». Благодаря оригинальному бренду он считается более австралийским, чем общемировой «Форд». К тому же последний в 2008 году снял с производства свои большие австралийские модели. Так что единственным выбором премьер-министра остался «Холден-Каприс». В настоящее время это самая крупная заднеприводная модель концерна «Дженерал моторс» в общемировом масштабе. Между прочим, точно такая же у премьер-министра Новой Зеландии – сказывается давняя экономическая и политическая близость двух стран.
ГЕРМАНИЯ
В стране сразу четыре марки производят авто высшего класса, и все они сдают свои изделия на правах аренды в правительственный гараж. По идее, глава государства должен уделять равное внимание всем автомобилям, чтобы его не обвинили в покровительстве тому или иному производителю. Правила правилами, но дают себя знать личные чувства. Поэтому выбор той или иной модели действующий канцлер часто делает исходя из собственных предпочтений. Скажем, Герхард Шрёдер чаще всего появлялся на «Ауди-А8», так как и до занятия высшего государственного поста он предпочитал машины именно этой марки.
А вот Ангела Меркель вышла из восточных земель и не имела тесных связей с тем или иным производителем, поэтому она старается поровну распределять внимание между «Мерседес-Бенцем» S-класса, БМВ 7-й серии, «Ауди-А8» и «Фольксвагеном-Фаэтон».
Карим Хабиб, шеф-дизайнер БМВ:
«Могу ли я представить, чтобы члены германского правительства ездили, например, на английских авто? Нет! У них слишком хороший выбор из отечественных моделей. Что касается транспорта российского президента… У него БМВ? Нет? Тогда это действительно проблема! (Смеется.)
Технически и стилистически автомобили для VIP-клиентов далеко не всегда отличаются от обычных. Наши покупатели, как правило, просят поработать лишь над нюансами отделки. Иногда нужно заменить хромированные детали более спокойными, чтобы не было бликов. Или, наоборот, добавить яркости, окрасить кузов в цвет «хамелеон». Для этого в БМВ есть подразделение «Индивидуал».
Некоторые заказчики хотят получить хорошо защищенный автомобиль – вот что действительно требует огромной работы. Но бронирование – это уже не ко мне, у них там столько секретов!».
ФРАНЦИЯ
Примерно такая же практика во Франции. Глава страны имеет выбор из трех автомобилей, до последнего времени это были «Ситроен-С6», «Рено-Вель Сатис» и «Пежо-607». И здесь основную роль играют личные предпочтения: Жак Ширак чаще ездил на «Рено», в то время как Николя Саркози (а может, его супруга?) остановил взгляд на «Ситроене».
Гораздо оригинальнее происходит выбор инаугурационного экипажа – так, при возведении в должность Саркози фирма «Пежо» вытащила из запасников сделанный в единственном экземпляре открытый концепт-кар «607 Паладин» 2000 года. Говорят, настоял на этом сам будущий президент: дескать, сколько можно использовать для парадов старинные кабриолеты на базе «Ситроена-SM», построенные еще в 1970-х! Надо смотреть в будущее.
Нынешний президент Франсуа Олланд последовал примеру предшественника и тоже отличился при выборе машины для инаугурации – он дефилировал в гибридном дизель-электрическом «Ситроене-DS5».
Дэни Уиль, руководитель центра истории «Ситроен»:
«В преддверии выборов люди из Елисейского дворца поинтересовались автомобилем для церемонии инаугурации. На тот момент нам, в отличие от конкурентов, было что предложить, и с января мы стали готовить для торжественной церемонии открытый DS5. Знаю, что его утверждали оба кандидата. Франсуа Олланд, впрочем, еще раньше посещал завод и выбрал для себя DS5. На нем (в варианте с жесткой крышей) сейчас и ездит – самом обычном, без брони, зато с серийной гибридной установкой. Тем самым подчеркивает высокий уровень французского автопрома. И свою демократичность!
С середины прошлого века «ситроены» возят президентов – «Траксьон Аван», DS (выдержал покушение на своего пассажира де Голля), бронированный СХ, открытые парадные SM. Большая ответственность!
А машину с последней инаугурации вы можете увидеть на автосалоне, она в экспозиции гибридов и электромобилей. Ей, кстати, пришлось такой дождь выдержать во время торжеств! Салон, даром что кожаный, промок насквозь. Даже ушлые французские журналисты не заметили, что машину мы заменили – ровно такой же, но с сухим салоном и другими номерами».
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Премьер-министр Маргарет Тэтчер не только проводила радикальную политику, чтобы вытянуть Великобританию из глубокого кризиса, – она продемонстрировала отрыв от прежних традиций, пересев с устаревшего «Ровера» на более шикарный и передовой «Ягуар-XJ».
С той поры на Даунинг-стрит паркуются только автомобили этой модели. Были и аналогичные им «дэймлеры», пока эту марку не устранила компания «Ягуар». Причем не всегда эти автомобили официально-черного цвета. Тони Блэр предпочитал серебристый «Ягуар», а Гордону Брауну приглянулся зеленый – традиционный «бритиш рэйсинг грин». Все автомобили премьер-министров начиная с 1975 года получали скрытую броню; нынешний «XJ Сентинел» Дэвида Кэмерона не исключение. Говорят, стоимость такого «Ягуара» приближается к 300 тысячам фунтов. Но внешне он почти неотличим от серийных.
О королевских «бентли» такого не скажешь. В 2002-м, в год золотого юбилея правления Елизаветы II, она получила в подарок два уникальных лимузина (фото – в начале статьи), у которых с серийным «Арнажем» общие только агрегаты. Эти автомобили используются исключительно для официальных церемоний и даже не имеют номерных знаков.
Кстати, после того как «Роллс-Ройс» отошел к БМВ, английская королева охладела к машинам этой марки, хотя до этого они составляли основу ее гаража. Но то, что «Бентли» принадлежит немецкому же «Фольксвагену», ее, видимо, не смущает.
Фил Попхам, директор по продажам «Ягуар – Ленд-Ровер»:
«Члены королевской семьи и весь двор используют «ягуары-XJ» и «ленд-роверы». Это очень важная клиентура, и, конечно, мы не допускаем и мысли о том, что королевская семья отдаст предпочтение другой компании. Ее Величество, кстати, иногда ездит за рулем по своим владениям на «Дефендере», причем абсолютно стандартном, с конвейера.
Вообще, отказ от переделки гарантирует сохранение высокого качества: мы не хотим снимать детали с автомобиля после того, как он построен, что-то менять, переоборудовать, встраивать. Мы выпускаем лимитированные серии, но на конвейере, при этом предлагаем массу опций.
Конечно, и «Рейндж-Ровер» может быть представительским экипажем, не только «Ягуар». Ведь эту модель специально разрабатывали так, чтобы клиенту не пришлось покупать два автомобиля – один для езды с шофером, а другой для выходных».
ИТАЛИЯ
Итальянцы тоже ревниво держатся за свои престижные марки. До последнего времени официальным транспортом президента был «Мазерати-Кваттропорте» – пожалуй, один из самых экстравагантных среди автомобилей глав государств. Также использовалась оригинальная по дизайну, но абсолютно провальная в коммерческом плане «Лянча-Тезис» бизнес-класса.
Для выездов нынешнего президента Джорджо Наполитано служит более консервативная и официальная «Лянча-Тема». Правда, итальянской автопромышленности тут нечем гордиться – ведь это просто американский «Крайслер-300С» с иными эмблемами.
МАЛАЙЗИЯ
Иногда выбор отечественного производителя в качестве основы государственного парка способен вызвать скандал. Вот замечательный пример. Правительство Малайзии в полном составе, начиная с премьер-министра, с 1990-х годов поддерживало местную марку «Протон».
Высшие чины использовали в качестве официального транспорта ее наиболее дорогие модели (на самом деле они едва дотягивали до среднего класса) «Вайя» и «Пердана», в том числе их длиннобазные варианты. Но втихую большинство членов кабинета ездило на гораздо более комфортных и дорогих представительских седанах европейского производства. В один неподходящий момент лицемерие вылезло наружу, и руководство страны было вынуждено оправдываться: мол, местные «протоны» жутко ненадежны, перегреваются в жару, отказывают в самый неподходящий момент – в общем, своими поломками всячески мешают выполнению важных государственных обязанностей. Доля правды здесь была, и на замену отечественным машинам пришлось закупить более-менее политкорректные седаны «Тойота-Кэмри» и «Вольво-S80».
Автор: Дмитрий Федоров
Издание: журнал «За рулем».
борт номер один