На какой машине можно ехать в европу
FAQ для выезжающих на машине в страны ЕС.
Сначала — дисклаймер.
Этот FAQ написан из собственного опыта, и не предполагает обсуждений.
Актуален для граждан РФ.
Понятно, каждый поступает так, как считает нужным, я лишь расскажу, что надо и что — не надо, с точки зрения здравого смысла.
Откуда я всё это знаю — можно посмотреть на карте, где я живу, думаю, будет понятно.
Наткнулся вот на эту запись — www.drive2.ru/l/491095220352451178/
Немедленно понял, что надо восполнить пробел в знаниях сограждан о том, что для нас, жителей Калининграда, стало обыденным и привычным, как МКАД для москвичей)
Речь пойдёт о том, что необходимо, можно, и не нужно иметь с собой, если вы собрались ехать в страны ЕС на машине.
Пока рассмотрим въезд на территорию ЕС.
Список обязательных документов:
Паспорт, виза и медицинская страховка для каждого — это, надеюсь, понятно и очевидно)))
1. Национальное ВУ (это и так понятно, но к этому мы ещё вернёмся).
2. Свидетельство о регистрации ТС (ламинированный талон).
3. Полис ОСАГО. Если электронный — лучше распечатать, и кинуть в бардачок, могут проверить на обратном пути при пересечении границы РФ. Не везде ещё есть доступ к электронным базам данных страховок.
4. Зелёная карта (страховка для ЕС). Обязательно проверяйте, чтобы полис был с покрытием «Для всех стран».
5. Диагностическая карта, даже для нового автомобиля. Не факт, что её попросят (в Литве теперь нужна в 100% случаев), но иметь вы её обязаны. Если у вас её спросят, а её нет — развернут с границы домой.
6. Наличные. Сколько — смотрите требования страны, в которую будете въезжать. В какой валюте — не суть, но лучше евро или валюта страны, в которую въезжаете. Карта VISA или другая, пусть она будет сто раз платиновая, вам не поможет. Тем более, что наличные в Европе нужны много где. Не факт, что попросят показать, но, в случае чего — развернут с границы.
7. Помимо огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки — сигнальный жилет.
UPD. Свежие новости с польской границы — поляки просят показывать подтверждённую бронь в отеле. Это новшество, такого раньше не было. Скорее всего, из-за праздников. Распечатайте и возьмите с собой.
Теперь, что желательно, но не обязательно.
1. МВУ. Это такая смешная копеечная книжка. Нужна она в случае ДТП (не дай Бог). И то, только потому, что в ВУ нового образца (которое фиолетовое) не впечатали заглавие на французском. Формально — в наших новых ВУ название документа написано только по-русски, русский же не является международным, соответственно — это повод для страховой обвинить вас в том, что вы управляли ТС, не имея лицензии, и отказаться от выплаты. Законность этого неоднозначна, расчёт сделан, в основном, на то, что вы — турист, языка не знаете, на адвоката денег тратить не будете, в суд не пойдёте. Короче — лучше сделать, и не париться.
Второй случай, где эта смешная книжка понадобится — прокат автомобиля. Без МВУ ни одна крупная прокатная контора машину вам не даст. Мелкая — обязательно напарит со страховкой, если даже даст.
2. Фотографии в телефоне — паспортов, виз, ВУ, свидетельства о регистрации, страховок и т.д. Сильно поможет в случае кражи (не дай Бог).
3. Запасной ключ от машины в вещах, спрятанный подальше. И лучше, чтобы он не был на одной связке с брелком от сигнализации.
4. Омывайка. Особенно в это время года. Я всегда беру запас в Польше, если еду в Германию. Там она стоит чудовищных денег, выбор на автобанах невелик, и деваться будет некуда. Воду в бачок на заправке вы не наберёте, простой воды тоже не купите — точнее, она будет ещё дороже. Всё продумано)
Теперь, про саму машину.
1. Колхозный ксенон — нет.
2. Шипованная резина — очень много где нет.
3. Все осветительные приборы должны быть исправны.
4. Все стёкла должны быть целыми.
5. Тонировка — как и у нас, только зад. Никаких полос на лобовом и прочей херни.
6. На машине не должно быть значительных вмятин, повреждений и прочего.
7. Ничего не должно течь. Если потечёт масло на границе — то вам, перед тем, как развернуть, ещё и предложат заплатить за уборку.
8. Лысая/разная резина — нет.
9. Дымить — нет. Не так сильно цепляются, порой вижу настоящие паровозы, работающие на хз чём — но ездят. Однако, лучше не рисковать, могут отправить на проверку (приборы стоят прям на границе).
10. Дополнительный запас топлива (это кроме бака) с собой можно иметь 10 л. Оно вам надо? Только вонь лишняя. Кроме того — не дай Бог вам встать где-то на паркинге и начать лить из канистры в бак)
11. Радар-детекторы запрещены практически везде — имейте ввиду. Да и толку от них мало, если честно.
Что нельзя делать на границе.
1. Острить, хамить или качать права. С вероятностью 100% поедете обратно, и хорошо, если обойдётся без полиции, аннулировании визы и штрафов.
2. Курить, когда вы заехали в зону досмотра.
3. Пользоваться мобильным телефоном и фотоаппаратом в зоне досмотра. У нас на время прохождения границы некоторые снимают и видеорегистраторы — от греха подальше.
Про то, что можно провозить — читайте внимательно, особенно в части сигарет и алкоголя.
С этим очень строго.
Обязательно прочитайте, как оплачиваются дороги в странах, в которых вы будете ездить.
Штрафы — конские.
Не нарушайте правил, помните, что в ЕС превышение скорости на 1 км/ч — это превышение. А не 20 км/ч, как у нас.
Штрафы — не сказать, чтобы прям вот высокие, но неприятные.
Кроме того, на скоростных дорогах скорость контролируют машины, которые внешне ничем не отличаются от обычных — имейте ввиду.
Парковки в странах ЕС практически все — платные. Оплата для нас — наличные, монетами. Система — предоплатная. Дико неудобно. Очень часто лимит по времени — 2 часа.
Штрафы — конские.
Потом, полиция в ЕС штрафует за всё разом. Если нарушили три пункта правил — получите три штрафа, а не так, как у нас — на выбор)
Помните, что в некоторых странах ЕС есть свои, локальные дополнения к правилам — к примеру, Umweltzone в Германии.
Нарушите — вас оштрафуют, хоть вы тридцать раз турист.
Собственно, вот и всё, что надо иметь ввиду, чтобы не получить испорченный отдых или просто лишнюю нервотрёпку.
В Европу на автомобиле! ТОП 8 полезных советов от «Честного Перекупа»
Пока свежи воспоминания, поделюсь с вами впечатлениями о поездке в Европу на автомобиле, которая состоялась в эти майские праздники.
В этот трип я собирался долгие годы, но всё время перекладывал и переносил, то из-за шенгена, то из-за желания поехать ближе к теплому экватору на моря. Да и, не имея опыта поездки на автомобиле в Европу, всё казалось сложным для планирования и сбора необходимой информации. Этот пост я постараюсь сделать максимально информативным с организаторской точки зрения. Не буду заниматься описанием стран, через которые проехал, нравов её жителей и особенностях культуры. Так что, если вы планируете поездку по Европе на своей машине, этот пост будет вам очень полезен. Итак, поехали.
Для получения шенгена я бы советовал обращаться в визовый отдел той страны, которая выдаёт визы на максимально возможный срок. До этого я делал визу через Испанию, а в этот раз через визовый центр Франции. Обратите внимание, что есть много сайтов двойников. Это агентства, которые берут за свои услуги дополнительную комиссию.
Я подавал документы самостоятельно, главное подойти к вопросу вдумчиво и не спеша. Не в последнюю неделю, а хотя бы за месяц до предполагаемой даты отъезда. Список документов я здесь расписывать не буду, эта информация есть в открытом доступе. Скажу лишь, что анкету гораздо удобнее заполнять в электронном виде. Вот отличный сайт для этого — КЛИК
На сдачу документов ушло чуть меньше 2х часов, включая биометрию. А сообщение о готовности виз пришло через 2 недели по смс.
2. Прохождение границы
Выехали из Москвы в 8 утра, а в 8 вечера были в Бресте у границы между Белоруссией и Польшей. Тут же подбежали «помогайки» и предложили объехать очередь по спец. коридору за 1000р. Жадничать не стали и заплатили, но это была предварительная очередь. Как только проехали её, тут же встали во вторую, но минут 40 сэкономили и ладно. Всего на границе вас будет ожидать 4 проездных пункта — 2 Белорусских и 2 Польских. Наберитесь терпения и просто отдыхайте. На прохождение всех 4х пунктов у нас ушло 4 часа и в 12 ночи мы въехали в Евросоюз.
На обратном пути решили попробовать пройти границу в 30ти км. от Бреста в районе Домачёво, с расчетом сократить время, но разницы особой не почувствовали. Хотя говорят, что там народу обычно меньше.
3. Как и чем платить?
Чтобы оплачивать проживание в гостиницах, заправку и кафе, я сделал себе ЕВРОвую пластиковую карту, так как если платить рублёвой, то конвертация будет происходить по внутреннему курсу банка, а он не всегда выгодный. Брали с собой и наличные, но большая часть была на карте в пропорции 70 на 30. Кеш, кстати, пригодился при оплате апартаментов. Если в отелях брали кредитку без проблем, то частники принимали только наличку.
4. Сколько брать денег с собой?
Понятно, что у всех запросы разные, но я приведу средние расценки на самое необходимое.
-Топливо. Оно в Европе не дешевое, чтобы легче было считать округляйте цену до 100р. за литр.
-Проживание. Есть города, где сэкономить на жилье очень сложно, например, Вена. А есть города, где цены наоборот порадовали – Будапешт. В среднем же стоимость номера или апартаментов на 2х взрослых + ребенок (8 лет) равна 80 евро в сутки.
-Еда. Среднее блюдо в кафе стоит 8-10 евро. Салат 5 евро. Напиток 3 евро. Таким образом, средний чек получается 15 евро на человека. Но можно и чуть экономить. Мы, например, снимали несколько раз хорошие апартаменты со своей кухней. Ехали в магазин, покупали вкусной «запрещенки» и завтракали или ужинали с огромным удовольствием дома.
-Платные дороги. Советую изучить вопрос с оплатой за проезд по дорогам тех стран, через которые проложен маршрут. Например, по Польше проезд бесплатный, кроме отдельных платных участков (нам они так и не попались), а вот в Австрии, Словении, Словакии и других необходимо покупать венетку (наклейка на стекло) сразу после въезда, на первой же заправке. Кстати, наклейка выдаётся не везде, например, в Венгрии ваш гос. номер просто вносят в базу и дают чек об оплате. Венетки имеют свой срок использования от недели до года. Средняя цена за недельную венетку 10-15 евро. В Италии нет венеток, там просто платные участки дороги, стоимость проезда зависит от километража. По незнанию мы влетели на крупный штраф в Словении. На границе с Италией нас остановили для досмотра, оказалось, что для проезда необходимо было купить винетку за 15 евро, о чем я не знал. Пришлось оплачивать штраф на месте – 150 евро + 15 за винетку.
-Шоппинг. Тут фантазия безгранична, как и бюджет. Мы шопинг не планировали, но всё-таки поехали в известный в Итании аутлет McArthurGlen, недалеко от Венеции. С пустыми руками уехать, разумеется, не смогли. Тем самым сократив наш отпуск на пару дней из-за финансовых соображений)
-Парковка. Проблем с парковкой не возникало, так как в крупных городах мы искали отели только с парковкой. Стоимость паркинга в среднем 20 евро в сутки. В не крупных городах парковка была бесплатная. Единственное исключение получилось в Будапеште, где я оставил машину на улице в самом центре города. Парковка в том месте была платная, но как её оплатить я не разобрался. Поэтому отстоял сутки нахаляву)
В итоге мы с женой сошлись на том, что для комфортного пребывания в Европе на своём авто оптимальная цифра – 200 евро в сутки. Повторюсь, что у всех запросы разные, но у нас получилось примерно так.
5. Как бронировать отели строить маршрут?
Поначалу я пытался полностью просчитать и спланировать наш маршрут. Но через некоторое время понял, что это не реально. Так как мы не были до этого во многих городах и странах, которые планировали посетить, я не понимал, какое кол-во времени нам захочется провести в том, или ином городе. А ведь еще и с погодой могло не повести. Например, что делать в Вене в проливной дождь, если стоимость проживания в среднем отеле с завтраком от 100 евро в сутки.
Разумеется, я построил наш маршрут заранее, но поделил его на количество дней в каждой точке весьма условно. Хотелось быть мобильными и не привязанными к конкретной локации. Приехав в Прагу, мы забронировали там только одну ночь, а вторую забронировали день в день, т.к. город нам очень понравился, и мы решили погулять еще. Таким образом, за 15 дней путешествия, мы проехали 8 стран и сменили 9 отелей. Проблем с бронированием и наличием мест у нас не возникло ни разу. Бронировать удобнее всего через сайты Booking, Airbnb, Trivago. Мы пользовались Букингом, так как мне было удобно смотреть варианты не списком, а прямо на карте. Предварительно настроив все фильтры.
6. Какой навигацией пользоваться?
Я скачал платную навигацию Сайджик, и чтобы она работала оффлайн, предварительно загрузил в нее все карты стран, через которые был проложен маршрут. Работой навигации остался доволен, все детально и весьма подробно.
7. Как пользоваться интернетом?
Можно подключить соответствующую услугу у вашего оператора, но выгоднее купить заранее Европейскую симку для интернета. Сделать это можно прямо в России например – КЛИК.
А если вставить эту симку в вай фай роутер, то он будет раздавать интернет на все устройства.
8. На сколько дней ехать и сколько стран посетить?
Наше знакомство с Европой мы начали с небольшого круга, и правильно сделали. Если бы стран было больше, то в голове был бы бардак и путаница. Вот наш маршрут:
1. Польша – ночевка рядом с границей
2. Чехия – 2 ночи в Праге
3. Австрия – 2 ночи в Вене + 2 ночи в райое Хальштатта
4. Словения – 2 ночи у озера Блед + 3 ночи в Портароже
5. Италия – 1 ночь в Триесте
6. Хорватия — без ночевки
7. Венгрия 1 ночь в Будапеште
8. Словакия – проездом
Надо сказать, что Словения очень интересное место. Например, мы жили в прибрежном городке Портарож. Место примечательно тем, что стоя у линии моря, с одной стороны можно видеть берег Италии, а с другой Хорватии. Расстояния, чтобы попасть из одной страны в другую примерно 50 км. Таким образом можно позавтракать в Словении, пообедать в Италии, а поужинать в Хорватии)
Если планируете скататься в Европу на авто, то я советую закладывать минимум 2 недели, а лучше 3. Не гонитесь за количеством стран и городов, лучше оставить место для следующих поездок и новых открытий, что мы и сделали!
Друзья, очень надеюсь, что эта заметочка будет полезна вам. Поэтому, не забывайте нажать кнопочку — нравится!
А если хотите почитать подробнее о местах и локациях, которые мы посетили, напишите об этом в комментариях!
Хорошего дня! С ув. Михаил «Честный Перекуп»
Maserati по цене Camry — ТУТ
Сказка о самом большом заработке — ТУТ
Toyota LC200 vs Range Rover. Кто кого? — ТУТ
Как я съездила в Европу во время пандемии
Летом 2021 года Европа остается закрытой для россиян: официально с туристическими визами попасть в большинство стран ЕС нельзя. Но если очень хочется и не жалко потратить на путешествие несколько больше денег, чем в доковидную эпоху, — можно рискнуть.
Дисклеймер: правила путешествий сейчас меняются очень быстро как в лучшую, так и в худшую сторону. Возможно, многое из этой статьи очень скоро станет неактуальным. Кроме того, у меня не было цели съездить как можно дешевле и имелись некоторые ограничения в сроках, поэтому какие-то вещи можно было спланировать и лучше, чем это получилось у меня.
С чего все началось
Под Новый год я в приступе авантюристического отчаяния купила билет на концерт группы The Killers в Париже на 6 июля. Изначально он должен был состояться в 2020 году, но, как и многие мероприятия, был перенесен. Лето приближалось, границы оставались закрытыми. Хотелось отправиться в отпуск. Начитавшись туристических форумов, я поняла, что в Европу можно попасть окольными путями — например, через Хорватию, которая с апреля пускает к себе туристов с сертификатом о прививке, в том числе со «Спутником» или отрицательным ПЦР.
Начинать всегда приходится именно с нее. Если нет открытой шенгенской визы, получить новую на июль 2021 тоже не очень просто. Испанцы выдают визы тем, у кого уже был шенген от года, итальянцы — тем, у кого их виза закончилась в период пандемии И только греки принимают всех. С хорватской национальной визой нельзя въехать в шенгенскую зону. Однако шенгенская виза позволяет въехать в Хорватию.
Набор документов для греческой визы был стандартным. Однако в Грецию я лететь не планировала: в мой план входило въехать в Хорватию, а из нее на автобусе попасть в Шенгенскую зону. Когда я собирала документы, с билетами в Грецию случилась какая-то беда — рейсов было крайне мало, и все билеты были либо невозвратные с пересадками, либо возвратные, но за огромные деньги — около 50 тысяч рублей в одну сторону. Не хотелось тратить такие суммы даже с учетом того, что я бы получила их обратно при сдаче билетов.
Поэтому я попросила агентство, которое занимается оформлением документов на визы, сделать мне бронь на своем официальном бланке. На туристических форумах ходили слухи, что греческий визовый центр не принимает брони авиабилетов. Либо после сдачи могут позвонить из консульства и попросить оплатить билеты. Но мой комплект документов приняли без вопросов. Бронь была действительна три дня, но греческий визовый центр работает быстро, и консул успел поставить визу даже до истечения этого срока.
Итог — шенгенская виза сроком на два года обошлась в 6700 рублей: консульский сбор, услуги визового центра, фотографии на документы и страховка.
Маршрут
Изначальный план был таким: въехать в Хорватию, оттуда на автобусе отправиться в Италию, а дальше самолетом в Париж и оттуда, после концерта, в Голландию. Но концерт перенесли на 2022 год. К моменту, как мне пришло письмо об этом, я успела купить билеты и забронировать жилье только на половину маршрута, поэтому задумалась — не остаться ли мне в Италии? Так в итоге и сделала.
Около пяти тысяч рублей зависло на моем профиле у RyanAir после того, как я отказалась от крайне неудобного перелета из Венеции в Париж. Самолет должен был прибыть в аэропорт более чем в ста километрах от французской столицы в девять вечера. По Италии я решила передвигаться на поездах.
Итак, у меня был билет на чартерный рейс в Загреб. Там мне предстояло провести ночь, и на следующее утро отправиться на Flixbus в Венецию. После пары дней в Венеции я решила отправиться во Флоренцию, а оттуда — на озеро Комо. Улетать решила из Милана регулярным рейсом «Аэрофлота» — с конца июня Россия увеличила количество рейсов с Италией.
Путешествие
Я отправлялась в поездку с полным комплектом ковидных документов: сертификат о вакцинации на русском и английском языках, справка об антителах, на тот момент у меня их было в 7 раз больше минимального значения, утром в Шереметьево сдала ПЦР-тест, результат которого должен был прийти через 12 часов. Такой тест стоил 1800 рублей.
При регистрации на рейс в Загреб у меня посмотрели сертификат о вакцинации. На паспортном контроле в Хорватии — тоже, и спросили о цели поездки. Вечером, пока я гуляла по Загребу, пришел результат ПЦР-теста — отрицательный. На следующее утро я распечатала его на ресепшене отеля и отправилась на автовокзал.
При посадке на фликсбас у меня ничего не спросили, кроме билета. В самом автобусе просили сидеть в масках. Водители периодически проверяли, все ли в масках, но это не особенно требовалось: в Хорватии, как и в Италии и, вероятно, в других странах ЕС, ответственно относятся к соблюдению антиковидных правил.
Автобус из Загреба в Венецию едет через Словению: именно там предстояло пересечь границу с Шенгенской зоной. Я ехала 3 июля, тогда как накануне Словения переместила Россию в темно-красный список стран на фоне всплеска заболеваемости ковидом и запретила въезд, поэтому было непонятно, как это скажется на транзите. Распечатка ПЦР-теста пригодилась: на границе попросили именно его, а не сертификат о вакцинации «Спутником», хотя словенцы его признают.
По итальянским правилам, при въезде из определенных стран требуется либо отрицательный ПЦР-тест, либо соблюдение самоизоляции. Возможно, если бы я приезжала в Италию самолетом из Хорватии или Греции, ко мне возникли бы вопросы. Но после въезда в Шенгенскую зону у меня ни разу не спросили ни про ПЦР, ни про сертификат о вакцинации. Внутри страны перемещения на поездах и автобусах свободные, кафе и музеи работают — в общем, почти нормальная жизнь, за исключением масочного режима в помещениях и просьбы дезинфицировать руки в магазинах.
При возвращении в Россию нужно заполнить форму на госуслугах и показать полученный QR-код на специальной стойке после прохождения паспортного контроля или заполнить вручную аналогичную форму и отдать ее там же. Недавно из-за этого в Шереметьево были большие очереди, но к 13 июля ситуация нормализовалась, и все прошло быстро.
Выводы
Билеты обошлись почти в три раза дороже обычного — около 50 тысяч рублей. Но, видимо, это новая норма на ближайшее время — дешевые перелеты вернутся не скоро. В самой Европе цены, на мой взгляд, не особо изменились — разумеется, с поправкой на курс евро. Итальянцы, кажется, очень рады туристам, которых даже в суперпопулярной Венеции в этот раз было не очень много. Поездка определенно того стоила, но все же хочется верить, что в ближайшее время путешествия станут немного проще.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Работа есть, но бойтесь акул. Как устроиться водителем в европейскую компанию? 21:04, 24 сентября 2020 Версия для печати
Наверняка у многих изредка появлялось не очень патриотичное желание переехать на ПМЖ в Европу. Но уехали далеко не все желающие, потому что не нашли способ этого сделать. Самый важный вопрос: а где я там найду работу?
У меня для вас хорошие новости: устроиться на работу водителем в Европе сейчас не так уж и сложно. Можно даже сесть за руль без опыта в России (правда, не за любой руль, но об этом ниже). А еще проще найти работу профессиональному водителю. О том, как это сделать и с чем придется столкнуться на «буржуйских» автотрассах, сегодня и пойдет речь.
Начнем с самого начала: где искать работу, на что обратить внимание, как говорить с работодателем и о чем лучше договориться с ним заранее.
Сразу немного приятных вещей: шансы устроиться на работу в европейскую компанию очень и очень высоки. Особенно сейчас, когда еще действуют меры, связанные с коронавирусом. Впрочем, и без него вакансий много: мода на физическую работу в Европе стремится к нулю, и современные молодые люди больше всего в жизни хотят сидеть в офисе перед компьютерами и перекладывать бумажки. А ведь и склады, и предприятия работают постоянно… Так что мужиков-водителей в старой доброй Европе очень не хватает.
Прямо сейчас в одной только Германии открыты около 100 000 вакансий водителей. Да и сам по себе рынок перевозок там очень велик, поэтому водителей ищут и мелкие, и крупные компании.
А крупные, по понятиям Европы, — действительно крупные. Например, одна только Girteka из Литвы — это 20 000 грузовиков. Так что водители тут нужны.
Кстати, о Литве. Именно в Литве, Польше и Румынии и расположены те предприятия, которые лидируют на рынке грузоперевозок Европы и куда проще всего устроиться на работу. В немецкую компанию попасть будет сложнее: там требуется гражданство европейской страны. В трех вышеперечисленных можно работать и россиянам.
Прежде чем лезть в интернет в поисках вакансии, желательно убедиться, что вы имеете право претендовать на работу. Требования простые: нужен хотя бы какой-то минимальный стаж в России. Даже года будет достаточно.
Нашего водительского удостоверения тоже вполне хватит. Но все-таки немного подучиться придется уже после отъезда из России. Дело в том, что в Европе наши корочки ДОПОГ, дающие право на перевозку опасных грузов, не действуют. Там надо будет пройти специальные курсы, так называемый «код 95». И только после этого можно будет получить соответствующее право согласно Европейскому договору о международной автотранспортной перевозке опасных грузов (ADR). Без этого, к сожалению, не обойтись. Обучение будет стоить около 40 000 рублей. А вот насчет времени обучения сказать сложнее. Если права получены недавно, то курсы займут месяц, если в 90-е, то может хватить пяти дней. Как тут работает логика европейцев, никто из моих собеседников точно ответить не смог. Пройти обучение проще всего в Польше. Именно там этим занимается большинство российских водителей, претендующих на работу в Европе.
Следующее требование — знание языка. Формально работодателю на его знание часто наплевать, но без него просто невозможно обойтись в повседневной жизни. Причем хотя бы на начальном уровне нужно знать язык той страны, куда планируется уехать на работу. Не надо надеяться на свое знание только английского языка. На нем можно разговаривать лишь с полицейскими в Германии — они его знают. А вот работники складов, фермеры и прочие ваши будущие партнеры на языке великого Леннона обычно не разговаривают. Какая тут загрузка-разгрузка, если вы с клиентом не понимаете друг друга… Правда, молодежь в Польше и Литве английским все-таки владеет, но вот пожилые жители — очень редко. Поэтому хотя бы для элементарной коммуникации придется заняться изучением, например, польского языка.
Итак, у вас есть права, вы немного говорите на иностранном языке, у вас есть опыт работы водителем. Что дальше? А дальше ищем объявления. Очень удобно это делать в тематических сообществах в Фейсбуке. Вакансии обычно размещены на русском, белорусском и украинском языках. Смотрите интересное предложение и списываетесь с потенциальным работодателем. Что важно на этом этапе? Во-первых, нужно обговорить все детали, касающиеся проживания и возможной стажировки. Есть вероятность, что первые несколько дней придется жить в гостинице или ночевать где-нибудь на базе работодателя. Надо обговорить, кто это все будет оплачивать.
Во-вторых, вам могут предложить пройти стажировку. Нужно узнать сроки (обычно — одна-две недели) и возможность ее оплаты. Все это нужно выяснять «на берегу».
В-третьих, желательно заранее что-то разузнать о графике работы. Тут важно не давить на работодателя, выпрашивая себе удобный график (например, две недели через две). Предлагают шесть недель в рейсе, две — дома, соглашайтесь. Диктовать свои условия пока еще слишком рано.
Допустим, общий язык с работодателем найден. Теперь остается дождаться, когда вам на почту придет от него приглашение на работу. И уже с приглашением в руках можно бежать в визовый центр. Визу, само собой, надо делать рабочую — D. Сейчас из-за ковида у водителя есть преимущество: за границу свободно выпускают на учебу, на лечение и… водителей.
Прежде чем ехать за границу, есть смысл сделать медицинскую страховку. Заболевший во Франции зуб может лишить трети зарплаты.
Ну и небольшой совет:
в интернете можно найти «черные списки» фирм, в которые лучше не устраиваться. Шанс нарваться на не очень честного работодателя не слишком велик, но он есть.
И последнее: а можно ли устроиться на работу без категории Е? Можно. Можно работать и с категорией С, и даже В или ВЕ. Водители нужны разные, но следует учесть, что работа на грузовике массой до 3,5 т (категория В) — не сахар. Тахографов в них нет, так что за рулем придется проводить по 17–18 часов в сутки. Зато спрос на таких водителей есть. Например, в Германии запрещено передвижение фур в субботу и воскресенье, а грузы возить надо. Тут и выручает аналог нашей «ГАЗельки» (хотя, конечно, это будет другая машина — Фольксваген, Фиат или что-то другое; такие машины называют «бусы»). У этой работы есть и преимущество: вас не будут касаться проблемы с парковками, которые в Европе есть. Работу на такую машину можно найти за пару дней, но зарплата будет чуть ниже — около 1100–1200 евро. И еще одно важное преимущество «буса» — возможность получить работу без опыта в России. К водителям категории В требования у европейцев ниже.
КАМАЗы тут не живут
Думаю, надо сказать пару слов про то, на чем придется ездить. Старого КАМАЗа или МАЗа в Европе бояться не приходится. Автопарк значительно моложе. Самые старые машины вряд ли выпущены ранее 2017 года, нормальный возраст — не более двух лет. Средние пробеги сравнимы с российскими в лучшие их времена: от 10 000 км в месяц. На «бусе» пробег будет больше — до 22 000 в месяц.
Тягачи, конечно, европейские: MAN, Scania, Volvo, DAF, Mercedes. Какого-то явного преимущества в процентном соотношении нет, и выбор марки зачастую зависит от личных предпочтений владельца компании.
Хорошо, что в Европе существует очень жесткий контроль за состоянием техники. Машину могут увести с трассы и устроить техосмотр сцепки в любой момент. Могут залезть во все места и проверить, например, состояние тормозных дисков или не заглушен ли тормозной суппорт. Проверят, не текут ли жидкости из грузовика, как закреплен груз. А если найдут серьезные неисправности, могут сопроводить в сервис и не выпускать машину на дорогу до устранения неисправности. Ну а об особенностях работы местной полиции мы еще поговорим.
Главное — ездить на старье вам, скорее всего, не придется, а машина будет всегда хорошо обслужена.
Рая не будет
Следующее, о чем надо знать — это состояние дорожной инфраструктуры. Тут есть свои тонкости, к которым российский водитель может быть не совсем готов. Чего ждать от европейских стоянок, заправок, мотелей и шиномонтажек? О, некоторые вещи вас точно шокируют!
Начнем со стоянок. Условно их можно поделить на четыре типа: «карман» возле дороги, «паркплац», парковка на заправке и «автохоф».
«Карман» — он и есть «карман». Никакого сервиса тут нет, нет туалета, нет душа, нет освещения. Ничего нет, это просто стоянка. Днем тут немного постоять можно, а вот ночью лучше даже не пытаться. Наверное, некоторые будут удивлены, но на такой стоянке можно остаться и без солярки, и без груза, а если не повезет — то и без здоровья. Виной тому — беженцы из восточных стран и Африки. У многих из них тяга к воровству и разбою слишком сильная, и это приходится учитывать. Они могут сливать топливо, резать тент, воровать груз, распылять на водителя газ, размахивать монтировками и ножами. Особенно с ними тяжело на территории Франции, Бельгии и Голландии. Как сказал один из моих собеседников, беженцы в первую очередь воруют бытовую технику и одежду. Встать с ней на такой неохраняемой и неосвещенной площадке — стопроцентно лишиться груза. Грузоотправители часто предупреждают, что товар нуждается в охране. В этом случае приходится так строить маршрут, чтобы была возможность ночевать на охраняемых стоянках. Мой собеседник вспомнил случай, когда в Бельгии на его фургон напали четыре афроамериканца. Пришлось звонить в полицию. Говорить надо по-французски, но с этим языком были сложности. Кое-как объяснил ситуацию на немецком, дождался полиции. Но толку от нее было мало. Полицейские убедились, что открыть фургон беженцы не смогли и ничего не украли. Посоветовали водителю быть более толерантным и уехали.
Некоторые выходцы из стран СССР пытаются в таких ситуациях разбираться с ситуацией самостоятельно, без полиции. Это более эффективно, но опасно: толерантность превыше всего, и если нечаянно подпортить здоровье грабителю, можно самому отправиться в тюрьму.
Во Франции добавляется еще одна опасность: афроамериканцы, которые очень хотят попасть в Великобританию. Хотят они, само собой, нелегально, поэтому лезут в машину тайком. Если удается вовремя заметить «зайцев» — приходится вызывать полицию. Ну, или интеллигентно вытаскивать их из машины своими силами. Главное — ничем им не навредить.
Проблема достигла таких масштабов, что на некоторых заправках (например, около французского Кале) появилась новая должность — наблюдающий за машиной. Пока один заливает солярку, другой с обратной стороны смотрит за тем, чтобы в машину никто не забрался.
Одним словом, ночевка в «карманах» — предприятие опасное. Особенно если ехать с грузом. И несмотря на это, ночью «карманы» все равно забиты: с парковками в Европе есть проблемы, так что после четырех часов дня остановиться уже просто негде.
Второй тип стоянок — это «паркплацы» — парковочные площадки. Они представляют собой большой паркинг вдоль трассы. Тут обычно есть нормальный бесплатный туалет и освещение. Мер безопасности здесь тоже нет, но стоять на «паркплаце» безопаснее, чем в «кармане». Сервиса на таких площадках тоже нет.
Третий тип стоянок — парковка при заправке. В европейских странах на территории АЗС часто бывает большой паркинг с минимальным набором удобств в виде душа и туалета. Правда, они бывают платными. Душ обойдется в три евро, туалет — в 70 центов. И все же это уже более-менее безопасное место для стоянки. Но не лучшее, потому что лучшее — это autohof.
Автохоф — охраняемая платная стоянка с душем, туалетом и кафе. Тут может быть даже прачечная. Стоимость такой ночевки — 10 евро. Но в эту сумму кроме парковки входит еще и обед (как правило — шведский стол). Жаль только, что не каждый работодатель готов ее оплатить. Так что вариант идеальный, но пользуются им чаще немцы. Наши люди спят в кабинах.
С питанием по дороге проблем нет. Понятно, что кафе около немецкой дороги будет заметно дороже такого же кафе в Польше, но в целом это не так уж затратно. И опять же: русскоговорящие предпочитают готовить сами.
Конечно же, в Европе есть и некоторые свои особенности, которые будут не очень по нраву водителю, привыкшему ездить по российским дорогам. Например, очень большая тяга к порядку. Она проявляется по-разному, а последствия невыполнения некоторых требований могут быть очень печальными.
В частности, в Европе нет официального «ненаказуемого» превышения скорости. Если стоит знак «30» — надо ехать 30 км/ч, стоит «20» — значит 20. И это не шутки. Штрафы за превышение высокие, а обилие камер может свести с ума. Впрочем, превышение на 4–5 км/ч могут простить.
Контролируют не только превышение скорости. Наказать могут и за перевес, и за негабарит, и за нарушение дистанции. Причем средства технического контроля весьма разнообразные.
В полотно автобана встраивают автоматические весы, с неба могут наблюдать дроны. В общем, лучше не нарушать.
Аналога нашей ГИБДД в Германии нет. Есть только полиция, и она может останавливать, а при желании — досматривать и проверять автомобили. Полицейские — тоже люди, с ними иногда можно даже пошутить. Другое дело — Федеральное ведомство грузового транспорта (BAG). Эти буквы в шутку расшифровывают как «бундес автобан гестапо». BAG — это что-то типа нашего Ространснадзора. Как раз сотрудники этой конторы доставляют самые большие неприятности водителям в Германии. По словам шоферов, там работают «люди без эмоций, акулы и роботы». С ними не то что шутить, с ними бесполезно даже разговаривать.
Каковы приблизительные суммы штрафов? На мой взгляд, они очень серьезные. Например, за мухлеж с тахографом можно схлопотать 20 000 евро. Если нарушить правила каботажа (по правилам ЕС, чтобы не создавать конкуренцию местным фирмам, допускаются только три загрузки подряд в одной стране иностранным водителем), придется выложить от 1500 евро. Один из моих собеседников рассказал, что за перевес на 80 кг его оштрафовали на 200 евро. Другой водитель умудрился накопить неоплаченных штрафов более чем на 1000 евро и сесть за это в тюрьму. Всего на пять дней, но тоже неприятно (работодатель не оценит пятидневный простой машины).
Кроме того, в Европе существует балльная система штрафов. За некоторые нарушения водителю присваивают «пункты», которые вносят в единую базу. Четыре пункта влекут за собой запрет на въезд в ЕС в качестве водителя. Туристом въехать можно, а как водителю — нет.
Разумеется, предлагать взятки бесполезно и даже опасно. Но к чести грузоперевозчиков стоит отметить, что за перегруз или каботаж часто платит не водитель, а фирма, которая заставила водителя нарушить те или иные правила.
Фуры перегрузом не балуются, а вот всякие Мерседесы Спринтер и Рено Трафики грешат этим часто. Тут у нас с европейцами есть что-то общее.
Пресловутый немецкий «орднунг» царит и в отношении с работодателем. Придется тщательно соблюдать все договоренности и строго выполнять требования. А главное — быть пунктуальным.
Любое опоздание на загрузку — штраф, царапина на машине — ремонт за свой счет, пережог топлива — заправка на свои деньги. Правда, без вины никто наказывать не будет и просто так мозги парить не принято.
То же самое относится к документам. Все они должны быть в порядке. Полиция в Европе дотошная, и не надо думать, что просроченная на пару месяцев виза — это ерунда. Это не ерунда, а повод получить депортацию лет на пять.
Кого-то удивит, что в Германии нет шиномонтажных мастерских. Что делать, если проколол колесо? Останавливаться, выходить из машины, отходить от нее на 20 метров и вызывать соответствующую службу. Приедут специалисты и поставят новое колесо. А старое придется выкинуть. Дело в том, что на любую работу требуется сертификат безопасности. Шиномонтаж не может гарантировать полную безопасность колеса после ремонта, поэтому шины в Германии не клеят. Впрочем, можно увезти шину в Литву или Польшу, где на нее налепят хоть 20 заплаток — там с этим строгости нет.
Ну и последнее: на стоянках лучше избегать споров о политике и религии. Европа — оплот мировой толерантности, можно нечаянно обидеть чьи-то чувства. А это не приветствуется.
Как на дорогах?
Вождение в Европе тоже отличается от вождения в России. Все мои собеседники говорят, что ездить там проще, чем у нас. Но есть и свои особенности.
Проще — потому что культура вождения европейцев все-таки выше, чем наша. Например, водители любых машин (необязательно грузовых) всегда дают возможность выехать с парковки, перестраиваясь в левый ряд и освобождая для выезда правый. У нас, к сожалению, так поступают обычно водители грузовиков. «Дачники» упрямо прут справа, не давая выехать с АЗС или парковки. А жаль.
Неоднократно водители встречались с тем, что в жару волонтеры бесплатно привозят на парковку воду. Они же могут помочь водой или фруктами в пробках. В Швейцарии в офисах можно увидеть огромные корзины с фруктами и надписью «Для дальнобойщиков, будьте здоровы». Ну а в Германии в офисах клиентов водителям могут предложить бесплатные микроволновку или душ. Все это прекрасно, но есть и обратная сторона медали. Начнем с того, что в Европе очень мало места…
Представим такую ситуацию. Вы ползете на грузовике по тесной европейской улочке за какой-нибудь легковушкой. Вдруг она останавливается посреди дороги, из нее выходит водитель и куда-то сваливает. Вперед пути нет. У любого нашего человека сразу все закипит и начнет люто подгорать. Но для европейцев это вполне нормальная ситуация. Ну нет места для парковки, что делать-то? Да ничего, бросить машину на дороге и уйти. А едущий сзади будет вынужден искать пути объезда. И делают это спокойно, без мата и нервов. С другой стороны, если так же встанешь на загрузку или разгрузку, никто слова не скажет — так принято.
При всем при этом европейский водитель не будет предупреждать о полиции морганием фар. Любым другим способом тоже предупреждать не будет. А вот наш может и «моргнуть».
Благодарить «аварийкой» тоже не принято. Но это не значит, что водители там неблагодарные, просто есть другой способ сказать «спасибо» — попеременным включением правого и левого «поворотника».
Любителям поболтать по рации CB тоже будет не очень уютно. У многих «сибишек» нет в принципе, а разговор по ней часто приравнивается к болтовне по телефону. А это — штраф. Однако при желании в эфир выйти можно. 15-я волна — наша, 28-я — польская.
Вместе с тем в европейских странах есть и некоторые свои особенности. Например, некоторые отмечают, что в Польше обитают более резкие водители, а в Германии — более правильные. А вот на Украине обычно едут «на все деньги». В Румынии могут пролететь через деревню с «тапкой в пол», но только твердо зная, что в ней нет камер.
И все же ездить проще, чем у нас. Хорошие дороги, качественная разметка, четкие указатели, культурные водители — все это про Европу. В качестве бонуса к штрафам за любое нарушение.
Ехать или нет?
Наверное, работа водителем — это само по себе занятие не столько романтичное, сколько сложное. И не надо думать, что в Европе будет намного легче. Постоянная концентрация, не всегда устроенный быт, длительные рейсы — все это справедливо что для России, что для Европы. Но в Европе придется еще смириться с другим менталитетом, нужно будет преодолевать языковой барьер. Не самое простое занятие. Зачем тогда туда едут? За деньгами и стабильностью.
Грести бабло лопатой не получится.
В Польше или Литве (куда, скорее всего, вы и устроитесь) зарплата будет около 1500–1900 евро. На «бусе», как я уже говорил, поменьше — 1100–1200. На жизнь хватит, но дворцов на эти деньги не накупишь.
Другое дело, что работа дает хотя бы какие-то гарантии. Например, в Германии нельзя работать более трех месяцев по временному трудовому договору. Если в этот период вас не уволили, работодатель обязан подписать с вами бессрочный договор. А это уже отчисления в Пенсионный фонд, медицинское страхование и хотя бы какой-то соцпакет. Если полиция остановит и увидит просроченный договор, машина отправится на штрафстоянку, поэтому работодатели с этим не шутят.
Ну, и еще одна заманиловка — европейская пенсия. Российские и белорусские водители часто устраиваются в европейскую компанию в предпенсионном возрасте — лет за пять-семь до выхода на заслуженный отдых. После пяти лет работы можно уже рассчитывать на минималку. В Германии это 700 евро, в Польше — около 25 000 российских рублей.
В конце концов — это просто красиво. Завтракать в Австрии, обедать в Словакии, ужинать в Польше… Разве это плохо?
Перспектива есть?
Многие российские водители холят и лелеют мечту со временем купить свой грузовик и работать на себя. Придется ли распрощаться с этой мечтой в Европе? Не обязательно. Там очень развит лизинг, так что при желании мечту можно реализовать. Условия вполне дружелюбные, государство такие идеи поддерживает неплохо. Сложность будет та же, что и в России — найти хорошего экспедитора-логиста. Искать самому заказы и разрабатывать логистику не получится: все время нужно проводить за рулем. Так что, по словам моих собеседников, 90% успеха предприятия — хороший экспедитор.
Ну а если не выйдет — расстраиваться не стоит. Работа наемного водителя оплачивается неплохо, красот за окном — глаз не оторвать, стабильность есть. А что еще нужно русскому в Европе? Да, собственно, и в России тоже.