На какой машине разбился харламов хоккеист
Как мир потерял Валерия Харламова, 27 августа 1981 года погиб выдающийся советский хоккеист (19 фото)
Решение главного тренера сборной СССР Виктора Тихонова не взять Валерия Харламова на Кубок Канады стало для нападающего настоящим ударом. К этому времени, как признавались собеседники автора этих строк, Харламов в Канаде был самым популярным советским спортсменом, его талант затмил в Стране Кленового Листа славу футбольного короля Пеле.
Валерий Харламов, встретив жену с сыном, которые вернулись с юга, отправился на дачу. Не спал всю ночь, переживал, но утром нужно было ехать в Москву.
С ночи до утра 27 августа в Подмосковье зарядил дождь. Хотя на дворе стоял август, этот дождь уже был по-осеннему холодным.
Когда именно по дороге жена хоккеиста, Ирина Харламова, пересела за руль, неизвестно. Есть версия, что не выспавшийся Валерий Харламов поменялся местами с супругой, сидевшей справа на переднем сиденье, после того, как вырулил со щебенки на Ленинградское шоссе. Другие считали, что это случилось, когда машина скрылась за поворотом от взора ее матери. В любом случае на Ленинградке «Волгу» вела уже супруга хоккеиста.
«Волгу» резко крутануло. На этом злосчастном мокром асфальте, не так давно уложенном дорожными рабочими. Машину завертело, закружило волчком. Все произошло в считанные мгновения. 00-17 вынесло на встречку. Судя по всему, Харламов в этот момент очнулся, эксперты зафиксируют, что его левая рука была протянута к рулю. Значит, хотел помочь жене вырулить…
Через несколько секунд водитель ЗИЛа выбежит из кабины. Ужас. Дикий ужас овладеет им после того, как в пассажире на переднем сиденье он признает народного любимца Валерия Борисовича Харламова. Уже не дышавшего и ушедшего в мир иной.
Об этом и других деталях позже рассказал сотрудник ГАИ Лев Максимович: «Когда я осмотрелся на месте происшествия, то почти сразу в деталях понял, что произошло. Все застыло, будто на фотографии: Харламов, как живой, сидел на переднем сиденье пассажира, руку протянул в сторону руля. Наверное, в последний момент он пытался помочь жене справиться с управлением. Его жена Ирина лежала в кювете и еще была жива. «Скорая» стояла рядом. Врач суетился с ватными тампонами, пытаясь спасти ей жизнь. Двоюродный брат хоккеиста, сидевший на заднем сиденье, погиб на месте».
Смерть семьи Харламовых, как потом писали, стала «во многом цепью случайных совпадений». За день до аварии на этом участке меняли асфальт. В месте, где заканчивалось новое покрытие, образовался своеобразный выступ, кто говорит, высотой пять, кто семь сантиметров, который и стал причиной трагедии. Как позже сухо напишут эксперты, «жена Харламова была неопытным водителем и, наскочив на кочку, потеряла управление». Машину закрутило на шоссе, и она столкнулась с ЗИЛом, который шел навстречу.
Скорее всего, они бы выжили, если бы были пристегнуты. Если бы да кабы.
ту пору в СССР хоккеисты старше 30 лет уже считались ветеранами, и им настойчиво намекали на необходимость завершения карьеры. Коснулось это и знаменитой тройки Михайлов – Петров – Харламов.
В 1980 году повесил коньки на гвоздь Михайлов, в 1981-м перешел в ленинградский СКА Петров. Харламов, оставшись в одиночестве, стал «дядькой» при талантливой молодежи — Макарове, Крутове, Хомутове, Касатонове.
В апреле 1981 года в Гетеборге прошел чемпионат мира и Европы по хоккею с шайбой. Сборная Советского Союза в 17-й раз в своей истории завоевала золотые медали. Из прежней первой тройки на чемпионате был только Петров, который, к слову, сыграл отлично, что, однако, не уберегло его от окончания карьеры в сборной. Задуманная Тихоновым трансформация приносила свои плоды: на первые роли выходило новое поколение, которое успешно справлялось с поставленными задачами. Турнир в Гетеборге показал, что сборная вполне может обходиться без Харламова.
В последних контрольных матчах форвард подменял в первой тройке Крутова, но не блеснул, отметившись в 4 матчах только одной передачей.
И, самое главное, к моменту отлета в Канаду Крутов восстановился. Харламов оказался в числе тех, кто претендовал на место в четвертой тройке, или же на место тринадцатого форварда.
Хоккеист Валерий Харламов (№ 17). Матч чемпионата мира по хоккею с шайбой СССР-Финляндия. 1975 год. Фото: Юрий Сомов/ РИА Новости www.ria.ru
Три выигранные Олимпиады, множество чемпионатов мира и других турниров свидетельствуют, что подход Тихонова, в чем-то жестокий, был оправдан.
«Сборную мы готовили тогда расширенную, человек под сорок в ней было, у Харламова худшая динамика. Дальше не было смысла тянуть, кто-то должен был ему это сообщить, — приводит слова Тихонова «Спорт-Экспресс», — даже те, далекие от лучших времен, результаты позволяли ему поиграть в Высшей лиге год, может быть, два. Я ему тогда и пообещал, что при такой работе он обязательно поедет на чемпионат мира. Но к Кубку Канады уже не успеет подготовиться, да и не сможет. Тогда я был уверен, что он все понял и воспринял это, как и должен воспринимать нормальный человек».
О том, что Харламов не едет в Канаду, он узнал от Тихонова за сутки. Попрощался с товарищами по команде и уехал с базы.
На вопрос журналиста, взял бы он Харламова, если бы знал, чем все обернется, наставник ответил так: «Конечно, но. От судьбы ведь не уйдешь, как ни старайся. Не случилось бы на Ленинградке, случилось бы в другом месте. А так. Тихонов виноват, и вроде бы вопрос для всех закрыт и все всё знают».
Тройка нападающих сборной команды СССР по хоккею (слева направо): Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов (ЦСКА). 1969 год. Фото: Дмитрий Донской/ РИА Новости www.ria.ru
В то роковое утро, по счастливой случайности: захотели дополнительную порцию того самого шашлыка, которую пообещала приготовить бабушка, дети Харламовых остались на даче. Остались живые. Остались сиротами.
Игравшие на Кубке Канады хоккеисты сборной СССР, среди которых было несколько очень близких друзей Валерия Борисовича, (да что говорить вообще: он сам, был многолетним любимцем и душой сборной, как его можно было не любить), не смогли приехать на похороны. Оттого им, игрокам, было обидно. Они не смогли отдать почести, кинуть горсть земли, как это положено при погребении, в могилу того, которого так уважали и любили. Не могли быть рядом на кладбище и одновременно в горе со всей страной.
О своем друге Александр Николаевич вспоминает часто. В эти минуты в его глазах видна боль утраты, которая не стихла, несмотря на прожитые годы. На эти три с половиной десятилетия. Мальцев оживляется, когда его просят рассказать о счастливых днях, проведенных с Харламовым, когда о его друге говорят теплые слова.
Владислав Третьяк вспоминает:
«Мы жили в гостинице в Виннипеге, и нужно было пройти два километра пешком до дворца. У нас в тот вечер там выставочный матч был. Утро, хорошая погода, 25 градусов тепла. Идем — и вдруг останавливается таксист и говорит: «У вас Харламов разбился». Это мы даже с почти нулевым английским поняли.
Но до конца не верили, пока не пришли в раздевалку, а там по ТВ все показывают и нам соболезнования выражают. Мы вообще не хотели играть тот матч, но это было невозможно. Канадцы проявили участие — надели траурные повязки, объявили минуту молчания.
Хоккеисты сборной СССР после вручения высоких наград (слева направо): Александр Пашков, Геннадий Цыганков, Борис Михайлов, Валерий Харламов, Владимир Петров и Владислав Третьяк. 1978 год. Фото: Игорь Уткин/ РИА Новости www.ria.ru
Решили позвонить домой. Это трагическое известие подтвердилось после того, как руководитель советской делегации Борис Майоров прямо с рецепции сделал звонок в Москву. По его побелевшему вмиг лицу хоккеисты сборной СССР догадались, что действительно случилось непоправимое.
К Тихонову с просьбой отпустить на похороны друга пришли Третьяк, Васильев и Мальцев. Не пустил Тихонов, хотя игроки буквально умоляли наставника сборной дать возможность проститься с лучшим другом. Готовы были лететь в Москву за свой счет. Первым рейсом, подсобили бы канадцы. Готовы были сразу же после похорон вернуться обратно на Кубок Канады. Тихонов был непреклонен.
На Кубке Канады 1981 года хоккеисты сборной, играли за двоих: за себя и Валерия Харламова. Можно только представить, насколько тяжело им давались эти матчи. Когда каждую секунду жгла боль невосполнимой утраты, когда постоянно терзала мысль о том, что они не могут отдать последнюю дань памяти другу и товарищу в Москве, а должны в эти дни находиться далеко за океаном.
Сборная СССР действительно собралась с силами, и выиграла Кубок Канады 1981 года, да с каким счетом, 8-1! Не оставив камня на камне от канадцев и посвятив эту победу памяти Валерия Харламова. По приезде в Москву игроки ЦСКА и сборной побывали и у родителей Валерия Харламова, и на кладбище. «По прилету в Москву из Канады нас встречали жены и родственники. Мы сели в автобус и прямо из аэропорта поехали на Кунцевское кладбище. В его гибель не верилось до последнего, но когда уже мы пришли на могилу то поняли, что ни Валеры, ни Иры больше не будет»,- вспоминал в беседе Вячеслав Фетисов.
В результате было принято решение похоронить великого хоккеиста на Кунцевском кладбище столицы.
Прощание с Харламовым продлили на два часа, после того, как организаторы увидели, какая огромная очередь людей тянется в Ледовый дворец ЦСКА. Люди лезли через забор. Очередь тянулась прямо от метро «Аэропорт», так было много народу.
На похоронах действительно было очень многолюдно. Офицеры, генералы с золотыми звездами Героев Советского Союза, артисты, спортсмены, женщины, взрослые и дети в глубокой скорби проходили мимо гробов. Седая старушка, убитая горем, встав на колени, положила скромный букетик к ногам безутешной матери Валерия Харламова. Бегонии Харламовой выразил соболезнования испанский посол, склонился над ней, что-то говорил, потом встал в почетный караул.
Народу все прибывало. Сплелось все воедино, слились потоки слез, переливаясь в огромное, да простит меня, читатель, не подберу подходящего сравнения, «море горя». И сама эта нелепая гибель, и эта гибель в расцвете сил, и то, что ушел так рано и несправедливо такой феноменальный человек. Действительно, народный любимец, которому бы жить да радовать людей своим искрометным даром…
В конце концов, приняли решение везти гроб на кладбище, несмотря на то, что люди все еще шли к дворцу. «Вспоминаю, что на похоронах Валеры народу было очень много. Тысячи и тысячи людей. К нашему, армейскому залу тяжелой атлетики сплошной поток людей шел. Как в мавзолей шли. От входа в ЦСКА и туда. Очень много народа было. Долго проходила панихида из-за нескончаемого потока людей. Потом отправились на Кунцевское кладбище. Мы ехали отдельной машиной. Там непонятно, кто сел. Было несколько автобусов, чтобы туда доехать. На кладбище все тоже битком забито было, не пробиться. На Кунцевском же дождь лил, как из ведра, потом вдруг солнце резко в секунду выглянуло. Выступали Тарасов, председатель спорткомитета министерства обороны, генерал такой хороший. Выступало руководство, и люди говорили»,- вспоминал в беседе с автором этих строк олимпийский чемпион Александр Гусев.
То, что делал Харламов на льду, действительно неподвластно простому ремесленнику и даже мастеру хоккея. Так играл художник, замкнутый в себе, ранимый, тонко чувствовавший фальшь. Таким Харламова, обычно веселого и жизнерадостного, и вспоминают все, кто его знал.
«Легенда №17»: автомобили Валерия Харламова
Валерий Харламов был не единственным из числа легендарных советских хоккеистов, кто ценил хорошие машины. Но так уж сложилось, что именно в его судьбе они сыграли решающую роль: сначала драматическую, а потом, увы, и трагическую
«Легенда №17» никогда не изменял отечественному автопрому. Дело, конечно, было не в патриотизме. Просто по статусу кумиру советских мальчишек, да еще и офицеру Советской Армии, не полагалось ездить на иномарках. Если даже на полковника Гагарина партийные бонзы косо смотрели, когда в его гараже появилась французская Matra, то уж другому заслуженному мастеру спорта – майору Харламову такой роскоши бы точно не позволили. Да и не ему одному. Благосклонность партийных идеологов в то время была очень избирательна. Возможно, играй Харламов не в ЦСКА, а в столь обожаемом «дорогим Леонидом Ильичом» «Спартаке» или будь он более мягким и податливым в общении с властью, все было бы иначе. Но какие тут иномарки, если его и наградами-то периодически обделяли. Как, к примеру, в 1978-м, когда из трех представленных к «Ордену Ленина» героев победного чемпионата мира в Праге «вождя» дали только Третьяку и Михайлову, а беспартийному на тот момент Харламову высший орден страны заменили вторым «Трудовым Красным знаменем».
Впрочем, отсутствие иномарки в гараже не мешало Харламову слыть заправским автомобилистом. Уж чего-чего, а проблем с покупкой отечественных автомобилей у звезд советского хоккея тех лет не было. Машины они получали без очереди, а зарплаты позволяли не скромничать в выборе. В советской прессе одно время ходила легенда, что «Харламов родился в машине и умер в машине». Первая часть этой истории, конечно, чистой воды вымысел. Хотя роды у Бегониты Ориве-Абад были и скоротечными, до больницы, где и родился маленький Валера, довезти ее все-таки успели. Само собой, в скромной семье испанской иммигрантки и слесаря завода «Коммунар» Бориса Харламова о покупке собственного автомобиля в 1950-х и помышлять не могли. Так что первое близкое знакомство будущей «Легенды №17» с автомобилем состоялось, скорее всего, не в Москве, а в Стране Басков, куда маленький Валера с матерью и сестрой Таней отправился погостить к испанским родственникам. У их деда Бенито была в Бильбао небольшая транспортная компания, и излюбленной забавой старика стало катание с новоявленным русским внуком. «Он возил его на своем Volkswagen, но никогда не включал поворотники, зная, что Валерка будет показывать водителям руками, куда поворачивает машина, – вспоминала в беседе с автором книги «Валерий Харламов» Максимом Макарычевым Татьяна Харламова. – Регулировщики дорожного движения тоже знали, что едет русский мальчик, и махали ему».
Первый автомобиль у Валерия Харламова появился, когда он уже стал играть за основу ЦСКА и сборной СССР. На этом «Москвиче» Харламов в начале 1970-х попал в свою первую аварию. И хотя, в отличие от двух последующих, на тот раз все обошлось без серьезных последствий, на «Москвиче» Валерий больше почти не ездил. А потом – после победы на Олимпиаде-72 в Саппоро – у него, как и почти у всех армейских «сборников», появилась новенькая 24-я «Волга» – со знаменитым номером 00-17 ММБ. Эту моду на «именные номера», кстати, впервые ввел его друг по сборной Александр Мальцев в 1970-м. «Каюсь, целый год ездил я на своей первой «Волге» по Москве без прав, – рассказывал потом нападающий “Динамо”. – И хотя не тормозили, решил все-таки зарегистрироваться в ГАИ Москвы. Ее начальник оказался моим заядлым болельщиком. «Проси, Саша, что хочешь!» – говорит. Я подумал и тихо так прошу: «А номер 00-38 можно?» Он напрягся весь, ничего не поймет, спрашивает: «А почему не 10 или 11, как на твоих свитерах в «Динамо» или в сборной?» Я ему отвечаю: «Потому что Петровка, 38″. Он расхохотался, и через час я вышел из ГАИ с новыми номерами. Уже позже номер 00-17 появился у Валеры». Мальцев же помог Харламову, который по широте своей души совершенно не умел копить деньги, купить первую «Волгу».
В середине 1970-х этот номер 00-17 был, наверное, самым популярным в Москве. Его знали не только все сотрудники ГАИ, отдававшие честь «Легенде №17», но и все фанатки Харламова, по ночам скручивавшие вожделенные «сувениры» с «Волги» во дворе его дома на улице Свободы. Сколько дубликатов пришлось сделать ГАИ, одному богу известно!
Там же, на улице Свободы, вскоре после своей свадьбы в мае 1976 года Валерий попал в первую из двух своих страшных аварий. 26 мая в начале восьмого вечера новоиспеченные супруги Харламовы решили подвезти до дома бывшего у них в гостях волейболиста ЦСКА Владимира Путякова. Выехав со двора, Харламов свернул в сторону центра и уперся в тащившийся на соседнюю стройку грузовик c песком. Ехали очень медленно, от силы 40 км/ч. «Я никуда не спешил, – напишет позднее Харламов в своей книге «Хоккей — моя стихия». – Но грузовик впереди катился вызывающе медленно. Он мне даже успел надоесть, этот грузовик. И я решил обойти его. Включил мигалку поворота и взял чуть левее, увидел идущую навстречу грузовую машину, подумал, что легко проскочу между двумя грузовиками, только добавлю скорость. И в ту секунду, когда я нажал педаль газа, из-за мчавшейся навстречу машины показалось такси. Видимо, мы в одно мгновение ударили по тормозам. Резина на задних колесах моей «Волги» была уже почти «лысой». Машину повело резко влево и швырнуло на столб. у меня была перебита нога и сломаны два ребра, у Иры, жены, ноги тоже оказались в гипсе”. Легче всех – всего лишь ушибом – отделался сидевший сзади Путяков: здоровенного волейболиста выбросило из машины на семь метров. Харламову же помимо переломанных ребер педалями раздробило правый голеностоп. Лишь через полгода, после нескольких операций и долгих месяцев изнурительного восстановления, Валерий Харламов снова выйдет на лед. Он практически полностью восстановится: заново научится ходить, кататься и снова станет лидером сборной СССР и лучшим нападающим советского хоккея. Более того, после замены кузова и переборки двигателя, удастся восстановить даже его «Волгу», завязавшуюся узлом вокруг столба на улице Свободы. Он еще некоторое время поездит на ней, а на следующий год, в очередной раз заняв денег у бережливого Мальцева, отправится в «Военторг» на Ярославском шоссе покупать себе новую – ту самую, которая августе 1981-го навсегда заберет у нас главную легенду советского хоккея – «Легенду №17».
На какой машине разбился харламов хоккеист
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
27 августа 1981 года в автокатастрофе погиб легендарный хоккеист Валерий Харламов
27 августа 1981 года в автокатастрофе погиб легендарный хоккеист Валерий Харламов.
Авария произошла в 7 часов утра на на 74 км Ленинградского шоссе. Хоккеист со своей супругой Ириной и ее двоюродным братом возвращались в город с дачи в деревне Покровка под Клином на своей «Волге» под номером 00-17 ММБ. Ирина, сидевшая за рулём, не справилась с управлением на скользкой от дождя дороге, и машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с грузовиком ЗИЛ. От полученных травм все пассажиры «Волги» скончались на месте.
Вечером 27 августа мировые информагентства распространили новость: «Как сообщает ТАСС, в автокатастрофе под Москвой сегодня утром погиб знаменитый хоккеист Валерий Харламов, тридцати трёх лет, и его жена. У них осталось двое маленьких детей — сын и дочь…».
Харламов говорил, что сезон 1981/82 года станет для него последним в профессиональной карьере. Он рассчитывал, что его возьмут в состав сборной СССР на Кубок Канады, который считался одним из самых престижных хоккейных турниров. Но главный тренер Виктор Тихонов, ссылаясь на плохую функциональную готовность Харламова, не включил его в состав. После этого спортсмен находился в подавленном состоянии, а через несколько дней погиб в автокатастрофе.
Прощание с ним состоялось во дворце тяжёлой атлетики ЦСКА, а похороны на Кунцевском кладбище. Проститься с кумиром пришли тысячи людей, однако не смогли участвовать в церемонии прощания его друзья, которые в это время находились в Канаде.
Вот как вспоминает те дни защитник сборной СССР Вячеслав Фетисов: «Утром включили телевизоры, а там Валеркины портреты. Но тогда никто из нас толком по-английски не понимал. Так и не сообразили, что к чему. Уже потом, когда вышли на улицу и к нам стали подходить незнакомые люди и что-то говорить о Харламове, мы поняли: с Валерой случилась беда. Вечером прилетел наш хоккейный начальник Валентин Сыч и сказал, что Харламов погиб. Мы были в шоке. Все собрались и сначала хотели бросить к черту этот турнир и ехать на похороны. Но потом как-то так получилось, что решили остаться, во что бы то ни стало выиграть Кубок и посвятить победу Харламову. Так в итоге и получилось».
Финал Кубка Канада состоялся 13 сентября 1981 года в Монреале. Хоккеисты сборной СССР решили, что сыграют матч в память о своем товарище Валерии Харламове. Канадцы в этой игре были разгромлены со счетом 1:8.
Новое в блогах
Как погиб Валерий Харламов
Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР, нападающий хоккейной команды ЦСКА Валерий Харламов
Тридцать три года назад, 27 августа 1981 года, закатилась самая яркая звезда советского хоккея — в автоаварии погиб легендарный Валерий Харламов. На следующий день в «Вечерней Москве» на последней странице появился некролог, который потряс спортивный мир. Харламов погиб?! Не может быть! Ведь он должен был уехать со сборной в Канаду! Странно, но единственной всесоюзной спортивной газете того времени, «Советскому спорту», не позволили написать о трагедии ни строчки.
Так что же случилось на Ленинградском шоссе 33 года назад, 27 августа 1981 года?
ТИХОНОВ НЕ ВЗЯЛ ЕГО В КАНАДУ
За день до трагедии Ирина Харламова с шестилетним сыном Сашей возвращалась с юга, и Валерий поехал встречать их в аэропорт. Теща Нина Васильевна жила с маленькой внучкой Бегонитой на даче в деревне Покровка, что под Клином, в тот вечер вся семья собралась там же. А накануне в карьере хоккеиста Харламова случился перелом. Сборная улетела на Кубок Канады, а его в последний момент «отцепили». Грубо, без церемоний. Команда уже паковала вещи перед отправкой в аэропорт, когда главный тренер Виктор Тихонов вызвал Харламова для беседы. Через полчаса Валерий вышел из тренерской сам не свой. Ничего не объясняя, он пожал коллегам руки, что-то промямлил про необходимость обязательно победить, развернулся и уехал. Конечно, тренер имел полное право решать, с кем ехать на престижнейший турнир, но никто из хоккеистов не понял, почему так нужно было все обставлять.
Понятно же было, что для 33-летнего Харламова это был бы последний турнир такого ранга, его лебединая песня. Он и готовился к нему неистово. Но увы…
ЗА РУЛЬ СЕЛ ВАЛЕРИЙ
Вспоминает теща Валерия Харламова, Нина Васильевна:
— Приехав из аэропорта, дочь сразу отозвала меня в сторону и предупредила, чтобы я ни словом не обмолвилась о сборной. Было видно, что Валера и так очень сильно переживает. Ира слегка простудилась на юге, поэтому спать легли рано. Никакой выпивки, ничего не было. Ира привезла хорошее вино, но Валера сказал, чтобы сохранили его на мое пятидесятилетие. Разместились в одной комнате. Но Валера лег не сразу. Потолкался по даче, потом пристроился к Саше на кровать. Хотела взять ребенка к себе, но он отказался. Я чутко сплю, поэтому видела, как Валера несколько раз вставал. Не курил, просто посидит-посидит — да снова ляжет. Утром встали рано. Ира с Валерой засобирались в Москву, и она предложила вести машину, поскольку он не выспался. Тут уж я, зная, что у дочери нет прав, запротестовала: «Не давай ей руль, она и так без тебя два раза одна на дачу приезжала. Да и погода сегодня дождливая». Валера согласился со мной, тем более что надо было еще крюк сделать — племянника Сережу, который недавно вернулся из армии, завезти по делам. Короче говоря, Валера сел за руль, и они уехали.
«ВОЛГА» ВЫСКОЧИЛА НА ВСТРЕЧКУ
Уже никто не узнает, почему, едва отъехав от дачи, Валера уступил руль жене. Видимо, это произошло сразу, как только деревня скрылась за поворотом. А трагедия произошла в четырех километрах от Покровки. Вспоминает водитель «ЗИЛа» Виктор Петрович Крылов:
— Около девяти часов я ехал в районе Солнечногорска по Ленинградскому шоссе. Перегонял новый автомобиль из Пушкина в Ленинград. Скорость у меня была маленькая, я всегда осторожно езжу, а тут еще новый асфальт. Он же скользкий, словно жирком смазанный. Но дорога была свободная, движения мало. И вдруг навстречу по моей полосе летит «Волга». Она пыталась уйти от удара, поэтому ее развернуло боком. Вот этим боком она в мой бампер и ударилась. Ее еще раз развернуло и выкинуло на обочину. Мне милиционер потом говорил, что у них спидометр заклинило на 110 километрах(в материалах уголовного дела зафиксировано, что скорость «Волги» была 60 километров. — «ВМ»). Меня тоже потащило вправо, и я съехал в кювет. Тут сразу милиция. Она ехала за Харламовыми, как специально… Я чуть оправился от шока и стал помогать старшему лейтенанту вынимать людей из легковушки. За рулем была женщина. Когда достали, она еще два раза вздохнула и умерла. А двоих мужчин вытащили уже мертвыми. На лицах у них не было ни царапинки. Кто-то узнал в одном Валерия Харламова. Потом приехал генерал-майор, начальник областной ГАИ. Он отвел меня в сторону и долго оценивающе смотрел мне в глаза: прикидывал, не пьян ли я. Затем похлопал по плечу: «Не волнуйтесь!» На месте катастрофы я провел минут сорок.
НА ПРОКЛЯТОМ МЕСТЕ ПОГИБЛИ МНОГИЕ
На месте той катастрофы нынче стоит памятник. На небольшом постаменте — хоккейная шайба из гранита и клюшка из металла. На шайбе написано: «Валерий Харламов. Здесь погасла звезда русского хоккея». Частенько на постаменте можно видеть обычную шайбу и старую, видавшую виды клюшку, перемотанную еще с советских времен изолентой. Сверху — цветы.
Дорога на 74-м километре нынче на загляденье, асфальт отменный, ни выбоинки. Но по обе стороны от памятника, чуть в стороне — венки на деревьях. Не только для Харламовых это место стало роковым… Виктор Крылов, водитель «ЗИЛа»:
— Я на том проклятом месте много раз был. Я же потом продолжал машины гонять по Ленинградке. Остановлюсь, подойду к памятнику, постою… Но не знаю, в чем мне себя укорять. Видно, так Богу было угодно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Водителя ЗИЛа не виню
Александр Харламов, сын:
Своего сына я назвал в честь папы, Валерием. Сейчас ему 15 лет, с хоккеем у него не сложилось. Сам я в хоккей играл 13 лет, три года из них в НХЛ, в «Вашингтон Кэпиталз». На месте гибели папы бываю всякий раз, когда еду на дачу. Того водителя ЗИЛа ни в чем не виню, произошедшее — стечение обстоятельств.
ФАКТ
Из протокола с места аварии
«Столкновение произошло при нормальной видимости на участке шоссе, проезжая часть которого мокрая, асфальтированная, горизонтального профиля. При выезде автомобиля «ГАЗ-24» с полосы старого асфальтобетона (черного щебня) и наезде на выступающую на 7 сантиметров кромку свежеуложенного асфальтобетона произошел занос автомобиля, после чего он выехал на полосу встречного движения».
Одно колесо «Волги» оказалось на новом, высоко выступающем асфальте, а другое — на старом. Спецы говорят, что на новом асфальте первое время всегда выступает небольшая масляная пленка. А тут еще изморозь. Вот «Волгу» и понесло. А навстречу ехал «ЗИЛ» из Пушкина.
ДОСЬЕ
Валерий Борисович Харламов родился в Москве 14 января 1948 года. Нападающий ЦСКА и сборной СССР. Двукратный олимпийский чемпион, восьмикратный чемпион мира. Член Зала хоккейной славы НХЛ. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».
ОБ АВТОРЕ
Сергей Емельянов, шеф-редактор проекта «Московский спорт». В журналистике с 1979 года. Лауреат премии Олимпийского комитета России. Один из основателей приза «Футбольный джентльмен года».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Эпоха Харламова не повторится
Тридцать три года назад, 27 августа 1981 года, в автомобильной катастрофе погиб легендарный хоккеист Валерий Харламов. Ему тогда также было тридцать три. Не следует, наверное, вспоминать все его титулы, достижения. Наверное, всем известно, как его до сих пор боготворят во всем мире, а в хоккейной Мекке Канаде Харламов до сих пор один из идолов. Следует, наверное, просто сказать, что Харламов из тех великих спортсменов и людей, которого любили все, несмотря на клубные пристрастия. (далее. )