На какой угол совершается поднятие автомобиля на опрокидывателях
Устройство автомобилей
Предельные факторы устойчивости автомобиля
Критическая скорость заноса и опрокидывания
Отсюда можно определить критическую скорость автомобиля по условиям заноса:
Под действием этой же боковой силы Ру возникает момент, который может опрокинуть автомобиль относительно оси, проходящей через центры контактов шин наружных колес с дорогой. Составив уравнение моментов относительно этой оси, получим:
где Σ Rzв – сумма нормальных реакций дороги, действующая на внутренние колеса автомобиля;
hц – высота центра тяжести автомобиля;
В – колея автомобиля (расстояние между центрами контактов с дорогой левых и правых колес).
В момент начала опрокидывания внутренние колеса автомобиля отрываются от дороги и их суммарная реакция Σ Rzв становится равной нулю. Тогда уравнение (6) примет вид:
Если автомобиль движется на повороте равномерно, подставим в полученное уравнение значение силы Ру из формулы (2):
откуда можно определить критическую скорость по условиям опрокидывания:
а с учетом формулы (1):
При равномерном движении автомобиля со скоростью vо на повороте радиусом ρз автомобиль с колеей В и высотой центра тяжести hц опрокинется.
Критический угол наклона дороги
Критический угол наклона дороги по условиям занося (бокового сползания) определяется из уравнения проекцией всех сил на плоскость дороги (рис. 3):
Но по условиям сцепления шин с дорой сумма поперечных реакций в момент начала заноса
Следовательно, критический угол наклона дороги по условиям заноса
При движении с уклоном из центра тяжести автомобиля действует поперечная составляющая G sin β силы тяжести автомобиля. Эта составляющая имеет плечо hц и образует момент, который стремиться опрокинуть автомобиль.
Составим уравнение моментов относительно оси, проходящей через точку контактов середины шин наружных колес с дорогой:
В момент начала опрокидывания сумма реакций Σ Rzв внешних колес автомобиля равна нулю. Тогда из последнего уравнения получим:
Отсюда получим формулу для определения критического угла наклона дороги по условиям опрокидывания:
При прямолинейном движении автомобиля с колеей В и высотой центра тяжести hц по косогору с углом уклона βо начнется его опрокидывание. Опрокидывание автомобиля опаснее его заноса, поэтому для безопасного движения должны выполняться условия:
Таким образом, потери устойчивости автомобиля в виде заноса оказываются одинаковыми в случае его движения по кривой и при его движении по дороге с уклоном. Выполнение условия (10) уменьшает вероятность опрокидывания, но не исключает его полностью. Например, двигаясь с боковым скольжением, автомобиль может удариться своими колесами о бордюр, в результате чего его скольжение прекратится и начнется опрокидывание.
Устройство автомобилей
Продольная устойчивость автомобиля
Под продольной устойчивостью автомобиля подразумевается максимальный угол преодолеваемого подъема без буксования колес, вызывающего сползание автомобиля.
Продольное опрокидывание автомобиля через передний или задний мост – событие маловероятное из-за большого плеча вертикальной составляющей силы тяжести. Такое опрокидывание может иметь место лишь при чрезвычайно нерациональном расположении груза на автомобиле, что может привести к чрезмерному подъему центра тяжести над поверхностью дороги или значительном смещении центра тяжести к одному из мостов или даже за его пределы к передней или задней части кузова.
Эти ситуации не характерны для нормальных условий эксплуатации автомобилей, поэтому расчеты условий опрокидывания автомобиля через передний или задний мост, как правило, не выполняются.
Условие сползания рассмотрим для автомобилей с одним ведущим мостом и с двумя ведущими мостами (со всеми ведущими колесами).
Заднеприводный автомобиль
Для одиночного автомобиля с задними ведущими колесами, находящегося на грани сползания, уравнение моментов, действующих на автомобиль относительно точек О и О1 (рис. 1) имеет вид:
Исходя из условий равновесия ( Pφ = G sin α ) имеем:
где L – база автомобиля (расстояние между мостами).
Переднеприводный автомобиль
Составив уравнение моментов для переднеприводного автомобиля, преодолевающего подъем, и произведя с ним аналогичные действия, что и для заднеприводного автомобиля, получим критический угол подъема:
Практический опыт эксплуатации автомобилей в условиях преодоления крутых затяжных подъемов показал, что заднеприводные автомобили справляются с такой задачей значительно лучше благодаря увеличению нагрузки на ведущий мост при подъеме.
У переднеприводных автомобилей наоборот, при подъеме нагрузка на передний (ведущий) мост уменьшается, что приводит к снижению способности преодолевать препятствие. По этой причине некоторые водители переднеприводных автомобилей даже используют для преодоления затяжного подъема движение задним ходом, расположив, таким образом, ведущий мост сзади автомобиля.
Полноприводный автомобиль
Для двухосного автомобиля со всеми ведущими колесами уравнение продольной устойчивости примет вид:
Сопоставляя уравнения (1) и (6) получим величину критического угла подъема α для полноприводного автомобиля:
Таким образом, критический угол по продольному сползанию полноприводного автомобиля зависит только от коэффициента φx сцепления шин с дорогой.
Устойчивость автомобиля. Опрокидывание и его причины
Устойчивость – это совокупность свойств, определяющих критические параметры по устойчивости движения и положения автомобильного транспортного средства (АТС) или его звеньев.
Признаком потери устойчивости является скольжение АТС или его опрокидывание. В зависимости от направления скольжения или опрокидывания АТС различают поперечную и продольную устойчивость.
Во время движения автомобиль имеет инерцию, а в момент начала поворота, помимо центробежной силы возникает дополнительная поперечная сила (составляющая сила инерции), направленная в том же направлении, что и центробежная сила. При очень большой скорости движения и резком повороте (поперечная составляющая сила инерции и центробежная) суммарная сила может привести даже к опрокидыванию автомобиля.
Поперечная сила С стремится нарушить устойчивость автомобиля, а сила G стремится удержать его в устойчивом положении. Колеса образуют крайние опоры автомобиля, а центр тяжести (ЦТ) расположен на равном удалении от правого и левого колес и на определенной высоте hn от поверхности дороги. Чем выше центр тяжести и уже колея автомобиля, тем больше он подвержен опасности опрокидывания.
Рис. Схема сил влияющих на поперечную устойчивость автомобиля
Опрокидывание автомобиля
Опрокидывание автомобиля может произойти как в продольной, так и в поперечной плоскости.
Опрокидывание в продольной плоскости относительно задней оси происходит в момент, когда сила давления передних колес на дорогу уменьшается до нуля. Практически до начала опрокидывания наступает буксование колес на подъеме, автомобиль сползает назад вследствие недостаточного сцепления колес с дорогой.
Возможно переворачивание автомобиля вперед при резком торможении на крутом спуске, если автомобиль имеет короткую базу и высоко расположенный центр тяжести. В данном примере возникшая сила инерции складываясь с горизонтальной составляющей силы веса, дает результирующую силу, которая выходит за пределы опорной площади передней оси автомобиля. Известны случаи опрокидывания автомобиля назад, когда при движении задним ходом автомобиль съезжает в овраг, реку и т. п.
Рис. Продольное опрокидывание автомобиля на спуске во время торможения
При движении автомобиля по дороге, имеющей поперечный уклон, возникает боковая сила, равная поперечной составляющей от веса автомобиля. Эта сила может вызвать опрокидывание автомобиля или его скольжение вбок. Устойчивость автомобиля к опрокидыванию в этом случае зависит от колеи автомобиля высоты расположения центра тяжести и угла поперечного наклона дороги.
Рис. Схема сил, действующих на автомобиль при движении на дороге, имеющей поперечный уклон
Чем выше расположен груз, тем больше высота расположения центра тяжести, следовательно, тем вероятнее опрокидывание грузового автомобиля. Чем шире колея автомобиля, тем более устойчив автомобиль как при движении на повороте, так и при движении по дороге, имеющей поперечный уклон.
Опрокидывание автомобиля в поперечной плоскости, т.е. вбок, может произойти под действием центробежной силы на повороте, при резком повороте рулевого колеса на большой скорости, сильном боковом наклоне и вследствие неправильного закрепления груза в кузове.
Неправильная укладка груза в кузове может значительно изменить положение центра тяжести, сместив его как вбок, так и вверх. Характерным примером может служить цистерна, не заполненная целиком жидким грузом. Под влиянием центробежной силы жидкий груз смещается к одной стороне цистерны, центр тяжести смещается вверх и в сторону, а сила тяжести, удерживающая автомобиль от опрокидывания, действует уже не по оси автомобиля а смещается в сторону перемещения центра тяжести.
Рис. Смещение центра тяжести жидкого груза под действием центробежной силы
Причины опрокидывания автомобиля
Чтобы избежать опрокидывания, нужно на опасных участках дороги снизить скорость, плавно повернуть рулевое колесо, плавно тормозить, равномерно разместить и хорошо закрепить груз в кузове автомобиля.
Устойчивость автомобиля
Устойчивость автомобиля — это его способность двигаться без опрокидывания и бокового заноса. Значение устойчивости повышается при движении в условиях сильно пересеченной местности, по скользкой дороге, на крутых закруглениях пути.
Различают продольную, поперечную и боковую устойчивость автомобиля.
Под продольной устойчивостью понимают способность автомобиля сохранять устойчивость в продольном направлении (вдоль дороги) при преодолении подъемов и движении на спусках. Чем короче база автомобиля (расстояние между осями), меньше тяговое усилие на ведущих колесах, круче уклон дороги, тем меньше продольная устойчивость. При движении на подъеме нагрузка на задние колеса увеличивается, а на передние уменьшается. Уменьшение давления передних колес на дорогу также уменьшает продольную устойчивость. Однако потеря автомобилем продольной устойчивости (опрокидывание через переднюю или заднюю ось) сравнительно редкое явление и может быть в исключительных случаях — при очень крутом спуске в горных условиях и т. п.
Способность автомобиля сохранять устойчивость в поперечном направлении (поперек дороги) называется поперечной устойчивостью, например при движении по дороге с поперечным уклоном или по косогору. Потеря автомобилем поперечной устойчивости (опрокидывание через левые или правые колеса) тем менее вероятна, чем шире колея (расстояние между колесами) и ниже расположен центр тяжести. Значительное повышение центра тяжести вследствие высоты груза снижает поперечную устойчивость автомобиля.
Боковой устойчивостью называют способность автомобиля противостоять влиянию боковых сил, вызывающих скольжение задней или передней оси в сторону (боковой занос).
Загородное шоссе иногда имеет выпуклый поперечный профиль, часто переходящий на повороте в односторонний уклон как в сторону центра поворота, так и в сторону от центра поворота. В последнем случае боковая устойчивость автомобиля резко снижается, так как боковая сила, вызывающая занос, и центробежная сила, опрокидывающая автомобиль, направлены в одну сторону от центра поворота.
Известны случаи, когда боковой занос заканчивается опрокидыванием автомобиля. Опрокидывание автомобиля может также произойти от резкого поворота руля на высокой скорости автомобиля, и, чтобы удержать равновесие в этом случае, нужно быстро вернуть руль в прежнее положение.
При вождении не следует создавать условий, в которых устойчивость автомобиля понижается. Для этого надо избегать резкого трогания с места, резкого торможения, резких поворотов руля, высоких скоростей движения на скользкой дороге, закруглениях и уклонах, обращать особое внимание на правильную укладку и крепление груза в кузове, чтобы избежать искусственного повышения центра тяжести автомобиля.
На какой угол совершается поднятие автомобиля на опрокидывателях
Устойчивостью называют способность автомобиля сохранять заданное направление движения и противостоять поперечному скольжению и опрокидыванию.
Около 15% всех дорожно-транспортных происшествий в нашей стране составляют случаи опрокидывания автомобилей.
Устойчивое движение автомобиля чаще всего нарушается боковым скольжением (заносом) или поперечным опрокидыванием автомобиля под воздействием боковой силы.
Поперечное опрокидывание автомобиля
Автомобиль постоянно подвергается действию боковых сил.
Причин их возникновения несколько: поверхность дороги не строго горизонтальна и имеет боковой уклон; всякое отклонение автомобиля от прямолинейного направления вызывается приложенной к его колесам поперечной (боковой) силой; боковые силы могут быть вызваны порывами ветра и другими внешними причинами. Следовательно, на автомобиль, кроме продольных тяговых или тормозных сил, действуют также и боковые силы.
Сила тяжести (вес автомобиля) прижимает колеса автомобиля к поверхности дороги. По осям вес автомобиля распределяется в зависимости от того, к какой из осей ближе находится центр тяжести. На легковых автомобилях нагрузка на оси распределяется примерно поровну. На негруженых двухосных грузовых автомобилях нагрузка на переднюю ось составляет около 40%, а на заднюю — 60%, на груженых — соответственно 30 и 70%. На трехосных грузовых автомобилях нагрузка по осям распределяется почти равномерно.
Распределение нагрузки по осям
Распределение нагрузки по осям двухосного грузового автомобиля:
а — порожнего;
б — груженого.
При движении по прямой горизонтальной дороге вертикальная прямая, опущенная из центра тяжести автомобиля, проходит через продольную ось площади его опоры, и нагрузка одинакова на правые и левые колеса, при этом автомобиль полностью устойчив.
Составляющие силы тяжести автомобиля
Составляющие силы тяжести автомобиля, находящегося на местности, имеющей:
а — поперечный уклон;
б — продольный уклон;
О — центр тяжести
Pb и Рт — опрокидывающие силы; сила, прижимающая автомобиль к дороге;
G — сила тяжести;
R1 и R2 — реакции дороги.
На поверхности, имеющей поперечный уклон, сила тяжести G автомобиля раскладывается на две составляющие — Pb и PN. Боковая сила Pb, приложенная к центру тяжести (О), стремится опрокинуть автомобиль относительно точки опоры. Эта сила действует на плече h, равном высоте центра тяжести. Удерживает автомобиль от опрокидывания сила PN, которая действует на плече b/2, равном половине ширины колеи b автомобиля.
Как уже указывалось (смотрите Рулевое управление), во время поворота на колеса автомобиля действуют передаваемые от дороги боковые силы, равнодействующая Fц которых, направленная к центру поворота, лежит в плоскости дороги и проходит через точку пересечения с поверхностью дороги перпендикуляра, опущенного на нее из центра тяжести О автомобиля, расположенного на высоте h.
Действие центро-стремительной силы на повороте
Действие центро-стремительной силы на повороте дороги:
О — центр тяжести автомобиля;
G — сила тяжести (вес) автомобиля;
Fц — равнодействующая боковых сил;
Fc — сила сцепления колес с дорогой.
Приложим к центру тяжести две противоположно направленные силы F´ц и F˝ц, разные Fц. Сила F´ц является силой Fц, перенесенной в точку О, а сила F˝ц и Fц образуют пару сил с моментом, равным Fцh, стремящимся опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную центру поворота, вокруг точки касания с дорогой внешнего (по отношению к центру поворота) колеса автомобиля.
Опрокидыванию автомобиля под действием момента Fцh противодействует момент силы G тяжести автомобиля относительно той же точки, равный Gb/2, где b — колея автомобиля.
Опрокидывание становится возможным, если величина момента Fцh превысит Gb/2.
Скорость, при которой это может произойти, определяют по формуле:
где: g — ускорение силы тяжести (9,81 м/сек 2 ); R — величина радиуса, проведенного от центра поворота до центра тяжести автомобиля.
Чем выше расположен центр тяжести и чем уже колея автомобиля, тем больше опасность поперечного опрокидывания. Центр тяжести у груженого автомобиля располагается выше, чем у негруженого. На смещение центра тяжести от продольной оси автомобиля влияет неправильная укладка груза.
Продольное опрокидывание автомобиля
Когда автомобиль находится на местности, имеющей продольный уклон, сила тяжести G также раскладывается на две составляющие — РТ и PN. Продольная сила РТ, действующая на плече h, стремится опрокинуть автомобиль назад. От опрокидывания автомобиль удерживает сила PN, действующая на плече l, равном расстоянию от линии ее действия до точки касания колес задней оси поверхности дороги.
Продольное опрокидывание автомобиля бывает очень редко и может произойти на крутом спуске при резкой остановке, когда к действию горизонтальной составляющей силы тяжести автомобиля прибавляется действие инерции.
Боковое скольжение автомобиля (занос) при движении на поворотах возникает тогда, когда действующая на автомобиль боковая сила превышает силу сцепления колес с дорогой.
Скорость (м/сек), при повышении которой на повороте может наступить боковое скольжение, можно определить по формуле:
где: φ — коэффициент сцепления колес с дорогой.
Следовательно, водитель, совершая поворот, обязан во избежание бокового скольжения и опрокидывания снизить скорость движения в зависимости от величины радиуса поворота, расположения центра тяжести, ширины колеи автомобиля и сцепления колес с дорогой.
Занос может возникнуть и во время движения по прямой при торможении автомобиля на участке со скользким покрытием из-за неправильной регулировки тормозных механизмов, вследствие чего вращение колес замедляется неравномерно, и из-за неправильного размещения груза относительно продольной оси автомобиля.
Для предотвращения начинающегося заноса необходимо прекратить торможение и, не выключая сцепление, плавно поворачивать передние колеса в сторону заноса. После прекращения заноса необходимо выровнять колеса, чтобы исключить занос в другую сторону.
Управляемостью называется свойство автомобиля изменять направление движения в соответствии с поворотами рулевого колеса.
На управляемость влияют расположение центра тяжести, конструкция рулевого управления, подвески и шин автомобиля.
Маневренность автомобилей и автопоездов — это их способность совершать повороты при небольшой величине радиусов поворота и ширины проездов. Внутренним радиусом rа поворота автомобиля считается наименьшее расстояние от центра О поворота до боковой поверхности автомобиля (у места расположения его задней оси), а наружным радиусом R — расстояние от центра поворота до крайней передней точки автомобиля. Ширина В требуемого для поворота проезда, или, как ее иначе называют, габаритная ширина коридора, равна разности R — rа.
Радиусы поворота и габаритная ширина коридора
автопоезда на повороте.
Величина радиусов поворота зависит от максимального угла поворота передних колес, расстояния между осями (базы) и длины автомобиля. При маневрировании автопоездов величина внутреннего радиуса поворота в сравнении с одиночным автомобилем увеличивается, так как в этом случае внутренним радиусом rп считается наименьшее расстояние от центра поворота до боковой поверхности прицепа.