На машине до стокгольма
Поездка из Москвы в Швецию в августе 2020 года
Короче Октавия была забита вещами по самое не балуйся, через зеркало заднего вида можно было увидеть только коробки, багажник на крыше тоже еле закрылся, подкачал шины согласно рекомендациям на лючке бензобака для 5 пассажиров и багажа. Машина, разумеется, просела, но ехала относительно бодро, разгон до сотни я не проверял, но на дороге машина держалась уверенно.
Маршрут мог бы занять и двое суток, но для минимизации рисков был увеличен до трех дней.
День 1. Москва – Санкт-Петербург (754 км).
Бензин: АЗС (АИ-100 до полного бака) в Химках (Газпромнефть) 1734,96 руб., на объездной Твери (Газпромнефть) 1149,47 руб., на М11 (Лукойл) 1879.05 руб, на М11 за полчаса до Санкт-Петербурга (Газпромнефть) 2096,11 руб.: итого на бензин на этом участке 6859,59 руб.
Платная дорога (суббота, выехал из Москвы около 14:00 по московскому времени) 1615,50 руб.
Ужин и ночевка в Санкт-Петербурге.
День 2. Санкт-Петербург – Турку (584 км).
Бензин: нужно было использовать все бонусы Газпромнефти, но их последняя до границы АЗС находилась около Питера, поэтому пришлось сначала заправиться там (472,50 руб.), а потом еще на Лукойле недалеко от Выборга (444,27 руб.). После пересечения границы на территории Финляндии не АЗС не заезжал. Вечером приехал в порт города Турку (цена билета на паром до Стокгольма для автомобиля до 2,4 метров с самой дешевой каютой без окна составила 108 евро, вместе со страховкой для смены даты отправления)
День 3. Стокгольм – Гетеборг (548 км)
Бензин: заправился дважды, недалеко от Стокгольма на 300 шведских крон (около 30 евро), вышло около половины бака, а также за 150 км до Гетеборга до полного бака (615,36 шведских крон).
ОБЩИЕ РАСХОДЫ
Бензин 7776,36 руб. + 915,36 шведских крон = 1832,65 крон (176,83 евро)
Платные дороги 1615,50 руб. = 190,56 крон (18,39 евро)
Паром 108 евро = 1119,30 крон
ИТОГО = 3142,51 крон (303,22 евро)
Общий пробег 1886 км.
Автопутешествие в Швецию, Стокгольм, Оре — гонолыжный курорт
Путешествие в Швецию, январь 2015 года.
Выехали из Москвы 1 января в первый день Нового года в 13-00. Наша группа включала 3 автомобиля и 13 человек (из них двое детей 7 и 11 лет). Около полуночи были в Выборге. Гостиница находилась в старой части города. Даже в темное время суток угадывалось какие красивые и романтичные дома вокруг. К сожалению, утром всегда торопимся пройти границу. Так и не удалось ни разу пройтись по городу, вдохнуть и понять его дух, его атмосферу.
Поставили машину на нижнюю палубу под руководством работников парома. Количество машин, которое поместилось в этом пароме, просто изумляет!
На лифте поднялись до нужного нам этажа, разместились и отправились гулять — осваивать эту огромную территорию. На каждом этаже есть открытые палубы. Виды с них открывались просто восхитительные! Какие-то маленькие островки со сказочными домиками, все в огнях, с наряженными елками, снеговиками, иллюминацией. Очень живописные, уютные и рождественские. Причем, мы проплывали настолько близко от этих островов, что казалось домов можно коснуться рукой — как капитан и команда проводили эту громаду мимо них в полной темноте и по столь неглубокой воде – удивительно!
На верхней палубе был жуткий ветер, который просто сбивал с ног! Быстро вкусив эту романтику северных морей отправились исследовать корабль изнутри.
Почти на каждой палубе парома было множество развлечений – кафе и бары, магазины (duty free), игровые автоматы, детские развлекательные зоны. Пассажиры парома, раздевшись и оставив вещи в каютах, гуляла по этажам, сидела в кафе и холлах, слушала музыку.
Смех, разговоры, музыка – все это создавало праздничную атмосферу.
На пароме есть замечательный ресторан со шведским столом, ужин для одной персоны стоит 30 евро, если бронировать заранее и 37 евро, если оплачивать уже на пароме. Вообще на пароме множество кафе, ресторанчиков, баров, но цены везде высокие. Самым доступным оказалось очень милое кафе, в котором еду продавали на вес. Очень вкусно, сытно и относительно недорого. В шведских кронах 19 крон за 100 грамм. Напитки оплачивались отдельно.
Каюта на 4-ых сначала показалась тесноватой, но в итоге, когда разложили кровати, оказалось вполне приемлемо. В каюте был санузел ( душ, раковина и туалет), 2-х этажные складные кровати и крошечный столик. Каюта была без окна – это дешевле. Для путешествия ночью, да еще зимой, в нем нет никакой необходимости.
3 января 2015 г.
Утром за час-полтора до прибытия в порт нас начали отчаянно будить по телефону и по радио.
Собрались, погрузились в машину и вот мы уже в Стокгольме.
Город проскочили за 15-20 минут. Он показался нам очень маленьким, почти карманным. В 7 утра в воскресный день машин практически не было, пешеходов тоже. Снег тоже почти отсутствовал, что несколько тревожило, учитывая цель поездки. )
Дорога по Швеции на Север до города Сундсвалль по трассе Е4, а затем на Запад до Оре по трассе Е14 показалась довольно однообразной. Удивило отсутствие снега. На 1 час остановились в городе Сундсвалль. В гипермаркете Lidl закупили продукты. Оказалось на 30% дешевле, чем в Оре.
Максимальная разрешенная скорость — 110 км\час., населенных пунктов очень мало, многие в стороне от трассы. Дорога чистая, ровная — ни ям, ни грязи. Все едут в правом ряду, в левый выходят только для обгона. Все упорядочено так, что даже скучно.
К вечеру приехали в Оре. За 50-70 км до конечного пункта наконец-то увидели снег.
Мы арендовали 3 квартиры с отдельными входами, которые находились в одном большом доме у подножия горы. Все мы – группа в 13 человек (11 взрослых и 2-ое детей) и 3 машины были соседи.
Квартиры небольшие, но довольно уютные, все необходимое для комфортного проживания в них было. Две крохотные спальни, общая гостиная с кухонным оборудованием, большая общая комната с зоной гостиной, столовой и кухонным оборудованием. Сауна, душ, туалет и крохотная прихожая. В блоке санузла стоял вместительный сушильный шкаф.
На улице была веранда, которой мы практически не пользовались, и небольшая кладовка для хранения лыж.
Все мило, скромно и в тоже время очень комфортно. Как-то удивительно у них, у шведов, это получается.
Подъемники в основном бугельные (швабры, таблетки), есть креселки и кабины, которые поднимаются на самые вершины.
Детские трассы с разными зверюшками и сценками.
Везде стоят офисы «Ski Star», где можно купить скипас, арендовать оборудование, записаться в ski school или просто что-то выяснить. Карточки скипаса имеют свой номер. Можно, используя этот номер, зарегистрироваться на сайте Ski Star, пользоваться wifi в любом доступном месте – в кафе или просто в зоне отдыха.
Мы чаще всего катались в Бьорне – там просто раздолье для начинающих и детей. Трассы живописные, но можно перебраться и на более крутые склоны — на красные/черные трассы.
Очень понравилась длинная голубая трасса в Центральном Оре. На карте она называлась «Тропа снежных гигантов» и вечером очень красиво подсвечивалась голубыми огнями. Почему она так называется, мы так и не поняли. По ней мы ехали траверсами с крутого красного склона, иногда она имела отрицательный уклон, под основными трассами проезжали в туннелях. Трасса узкая, проходит по лесу, сверху очень красивые виды на долину, на реку, особенно в солнечную погоду.
Кафе тоже очень дорогие. Мы брали с собой термос и бутерброды, как делают большинство шведов. В некоторых местах были оборудованы комнаты для обогрева, стояли столики, СВЧ-печи – можно было попить чай, покушать, отдохнуть и погреться.
В центральном Оре, в самом центре поселка до сих пор действует первый на курорте подъемник в виде трамвайчика. В этом году ему стукнуло 105 лет — начал действовать в 1910 г. Еще русская принцесса Анна, будучи замужем за шведским принцем (королем?) Альбертом, поднималась на нем и каталась в Оре с гор на санках. Мы специально съездили к этому подъемнику, поднялись и опустились на нем в качестве экскурсии. Интересно! Стучит, скрипит, пыхтит, но исправно работает! Только поднимает очень медленно и невысоко.
Кушать мы готовили сами. Супермаркеты есть почти в каждом населенном пункте. Продукты, конечно, дорогие. Но это в любом случае дешевле, чем питание в кафе. Доступны курятина и свинина. Удобно – упаковки готовых фрикаделек. Необычен вкус хлеба – весь ржаной хлеб сладкий. Алкоголь в супермаркетах не продается, кроме местного пива крепостью 2,8 градусов. (показалось нам не очень вкусным). Есть отдельный магазин с алкоголем где-то далеко от центра, но мы его не нашли.
Заправки в Оре, да и в большей части Швеции автоматические. Заправиться можно по карте, если на ней есть остаток не менее 500 крон, даже если вы собираетесь залить топлива всего на 100 крон. Практически у всех домов и офисов на общественных стоянках установлены уличные розетки для подогрева двигателя. Цены на бензин и дизельное топливо в течение нашего пребывания постоянно менялись, в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке.
В 20 км от Оре расположен водопад Tannforsen – мощные потоки воды падают вниз, шум, водяная пыль, белая пена. Вокруг водопада много смотровых площадок, можно погулять и сделать фото с разных ракурсов.
Наверху, около автомобильной стоянки, есть небольшой ресторанчик, оформленный в стиле шале и сувенирный магазин. Магазин очень хорош, выбор сувениров огромный, цены шведские ) Пожалуй, это самый лучший магазин сувениров, который мы встретили, включая Стокгольм.
Оре находится очень близко к Норвегии. В 150 км от Оре расположен норвежский город Тронхейм. Очень симпатичный городок, который славится своим старинным и очень красивым собором 11 века. Собор возведен на могиле Святого Улова и является символом всей Норвегии. В Тронхейме можно посетить музеи, там их несколько. На холме, почти в центре города – старинная крепость. Рыбный рынок нас разочаровал: несколько деревянных сколоченных столов – прилавков с навесом на улице, выбора почти нет.
Стокгольм.
На обратном пути запланировали один день прогулок по Стокгольму.
Забронировали номера в гостинице Rygerfjord Hotel & Hostel.
Это гостиница/хостел на корабле. Точнее, это 3 корабля, пришвартованных у набережной, рядом с центральной частью Стокгольма, 15-20 минут неспешной прогулки через мост. Номера в хостеле обошлись в 240 крон за сутки проживания на одного человека. Это, наверное, самое дешевое размещение. У нас были 2-х местные каюты – вполне комфортабельные, просторные, чистые. Две полутороспальные кровати (койки) одна над другой, маленький столик, кресло, торшер. Туалет, душ на этаже. Все очень чисто и ухоженно.Так как мы были на этом корабле практически одни, то это было вполне комфортно. На носу была оборудована большая кухня-столовая. Там мы поужинали и позавтракали.
Беспокоились где оставим машины в городе, так как все стоянки в Стокгольме платные. Но рядом оказалась муниципальная стоянка. С 18-00 вечером до 9-00 утром стоять можно бесплатно. С 9-00 утра до 18-00 вечера стоимость стоянки 20 крон в час, стоимость на сутки 130 крон. Оплатили стоянку вечером на сутки и спокойно гуляли весь следующий день пешком.
Вид из окна гостиницы.
С утра прошли по мосту и оказались в самой старой исторической части города, на острове Норрстрем и по старом городе Гамла Стан. Погуляли по узким улочкам, зашли в центральный кафедральный собор, полюбовались витринами маленьких магазинчиков, в самом центре – у королевского дворца, обошли королевский дворец и направились в музей Васа на остров Юргорден.
Музей Васа – это музей одного корабля. Корабль был построен в 17 веке под руководством швецкого короля Густава Васа и назван в его честь. Но торжественно сойдя со стапелей на воду и проплыв совсем немного, корабль затонул не выходя из бухты и несколько столетий пролежал на дне моря. В 70-х годах 20-го века его обнаружили и подняли со дна. Частично отреставрировали и создали для него музей.
Это потрясающий музей! Всем, кто приезжает в Стокгольм, рекомендую его посетить. Это лучший музей в Стокгольме! Даже представить не могла, что можно столько интересного рассказать об одном корабле, пусть и подлинном уцелевшем экспонате 15 века, а через рассказ о корабле и о людях, обычаях, образе жизни и в целом об эпохе.
Билет в музей стоил 130 крон, детям до 17 лет вход свободный.
После музея прошлись по вечерним освещенным улицам Стокгольма, центральной его части.
Успели прокатиться несколько остановок до метро – осмотреть несколько станций. Станции и тонели частично вырублены в скалах, и архитекторы всячески старались обыграть эту конструктивно-архитектурную особенность. Очень необычно – горные породы окрашены в разные цвета, инсталляции на стенах и на потолке оформлены с юмором, но после 3-ей станции уже приедается, есть с чем сравнить. 😉
Обычный билет стоит 25 крон, детский (до 14 лет) и пенсионный (для сеньоров – старше 65 лет)- 15 крон.
День в Стокгольме пролетел очень быстро, пора было ехать на паром. Но мне показалось, за это короткий срок нам вполне удалось уловить дух города, его характер, насладиться им.
И очень захотелось сюда вернуться еще раз.
Фотографии поездки размещу чуть позже.
Окно в Европу: путешествие из Москвы в Стокгольм на Audi Q5
2018 год станет знаковым для России не только благодаря проведению Чемпионата мира по футболу. Он, по сути, второй раз в истории откроет «московитам» «окно в Европу». Грядущее завершение строительства трассы М11 обещает новую — сладкую жизнь российским поклонникам автопутешествий и значительное изменение приоритетов при выборе европейских маршрутов.
С каждым годом европейские автовояжи становятся все более популярным «отпускопровождением» среди автомобилистов европейской части России. Но долгожданное открытие трассы М11 в этом году обещает дать новый качественный и количественный толчок в этом направлении, сделав путешествия в Европу на порядок комфортнее, быстрее и безопаснее. Если еще в прошлом году, особенно во времена реверсивного ремонта моста через р. Полисть под Чудово, только на то, чтобы добраться из Москвы до Северной столицы, уходило 10–12 часов, то после открытия «платки» М11 на всем ее протяжении за это время теоретически можно будет дехать едва ли не до Хельсинки. Удовольствие, конечно, будет недешевое (хотя финального ценника пока нет), но, во-первых, при желании можно будет сэкономить от 20 до 60%, обзаведясь «автодоровским» транспондером, во-вторых, 669 километровый путь по скоростной трассе от МКАДа до КАДа вполне реально будет преодолеть всего за 5,5–6 часов. За КАДом, правда, все равно придется еще 2–2,5 часа пилить оставшиеся 175 км по не слишком приятной и весьма опасной двухполосной трассе «Скандинавия», до реконструкции которой пока еще далеко. Но зато, выехав из Москвы в будний день в 6–7 утра, вы легко сможете уже после обеда вдохнуть полной грудью «санкционный» воздух Евросоюза, избавившись от необходимости ночевать в Выборге и окрестностях. На пограничном КПП «Торфяновка» уже сейчас прогнозируют некоторое временное перераспределение трафика после открытия М11, но в будни он не столь значительный, чтобы катастрофически сказаться на времени путешествия. Если с умом подойти к выбору даты и времени старта, часа на границу хватит за глаза.
До 2018 года, вернее до грядущего открытия трассы М11, затраты времени на путешествия из Москвы в Западную Европу по южному (через Брест в Германию) и северному (через Выборг в Швецию) маршрутам были практически идентичны. Дорога до Бреста, особенно в ее белорусском сегменте, была куда быстрее и комфортнее питерской трассы. Но все портили брестская граница (с тех пор как жителям приграничных областей разрешили ежедневно, а не раз в неделю, как прежде, мотаться в Польшу, к Варшавскому мосту выстроилась нескончаемая очередь табачных и топливных коммерсантов) и унылая «двухполоска», собирающая на своем пути все населенные пункты от Бяла-Подляски до Варшавы и скоростной берлинской трассы Е30. А на северном маршруте выматывала душу «старая Ленинградка» с ее нескончаемыми населенными пунктами и ремонтами.
Теперь все должно быть иначе. 8–9 часов от МКАДа, и вы уже будете на границе Финляндии, от которой до Хельсинки рукой подать. В отличие от российского участка, в Суоми трасса «Скандинавия» почти полностью достроена (осталось доделать лишь небольшой отрезок у самой границы), так что 190 км до Хельсинки, даже с учетом жестких скоростных ограничений, без проблем можно преодолеть за пару часов. Впрочем, не спешите! За полсотни километров до финской столицы сверните с автобана налево — в сторону Порвоо, и вы будете приятно удивлены пейзажами одного из старейших городов Финляндии, смутно знакомыми советским кинозрителям по снимавшейся здесь комедии Леонида Гайдая «За спичками» с Евгением Леоновым и Вячеславом Невинным в главных ролях.
Улочки старого Порвоо знакомы нам по комедии Гайдая.
Этот городок — своеобразный финский компромисс между мегаполисом и деревней. Душевная атмосфера и неспешный ритм жизни сочетаются с модными галереями, бутиками и ресторанами высокой кухни. И, конечно, здесь берегут подлинную старину. Не монументальную, но такую камерную и милую, что в небольшом Старом городе вы надолго застрянете с фотоаппаратом. Даже кафедральный собор XV века — небольшое и, по церковным меркам, весьма скромное здание. Его сила притяжения в очаровании. Соборная площадь, кстати, — идеальное место для парковки. Не забудьте только положить под стекло обязательные картонные «часы», которые продаются на любой заправке: как и почти везде в Финляндии, парковка тут ограничена по времени в соответствии с инструкциями на знаках: вы сами устанавливаете время прибытия посредством «часов», которые необходимо положить под лобовое стекло. Вверх от площади по переулку Коулукуя отходят Чертовы ступени природной каменной лестницы. А в сторону центра ведут те самые улочки, на которых разворачивались основные действия комедии Гайдая: на углу сохранился ресторан Wanha Laamanni (сегодня это лучший ресторан города), в котором пил кофе Партонен, когда Ватонен и Ихолайнен пытались угнать у него лошадь. Большая часть Старого города застроена деревянными домиками ярких расцветок. А обрамляют набережную реки Порвоонйоки красно-коричневые торговые склады средних веков.
В Порвоо несколько небольших отелей, где можно отдохнуть после долгого пути и насладиться атмосферой старой Финляндии, чтобы наутро отправиться дальше на запад — в Хельсинки.
Кафедральный собор — жемчужина финской столицы.
Крепость Суоменлинна защищает фарватер на входе в гавань Хельсинки.
Столица Суоми красива в своей ценральной части, особенно впечатляет ее лютеранский кафедеральный собор, но на фоне других европейских столиц — скучновата. Часовой прогулки вполне достаточно, чтобы проникнуться ее духом. Но поскольку паромы в Стокгольм отходят лишь ближе к вечеру, можно успеть сплавать на островную крепость Суоменлинна — построенный еще шведами морской форпост, на протяжении многих веков прикрывающий фарватеры Гельсингфорса. Добраться туда на туристическом катере можно минут за 20, предварительно пристроив машину на платной парковке в порту или на многоуровневом паркинге у паромного терминала «Олимпия». Увы, сразу загнать ее в чрево парома не получится.
Променад Tallink: «улица» из магазинов и ресторанов.
Морские гиганты компаний Viking и Tallink Silja хоть и пребывают из Стокгольма утром, грузиться начинают лишь за полтора часа до отплытия. Цены, с учетом динамического ценообразования, в принципе сопоставимы (каюта на 1–4 человек и перевозка автомобиля — от 112/158 евро), с той только разницей, что паромы Viking несколько меньше и аскетичнее, в то время как 13 палубные гиганты Silja Symphony и Silja Serenade с их внутренними променадами — настоящие плавучие города Балтики. Выйдя из Хельсинки в 17:00/17:30, в 9:45/10:00 паромы Tallink Silja и Viking уже швартуются у причалов Стокгольма. Терминал Tallink находится чуть дальше от центра, нежели порт шведского Viking, но если вы путешествуете на автомобиле и планируете не только погулять по центру, но и поездить по окрестностям шведской столицы, это даже удобнее.
В отличие от Хельсинки, в Стокгольме и его предместьях есть что посмотреть, так что тут стоит провести минимум 2–3 дня. Для начала можно прокатиться по резиденциям шведского короля: в замок Грипсхольм (70 км от центра) и в находящийся на окраине столицы дворец Дроттнингхольм. Обе королевских резиденции открыты для публики и отлично приспособлены для автомобильных путешественников, располагая огромными бесплатными гостевыми парковками.
В центре Стокгольма припарковаться куда сложнее, но тоже вполне по силам: отправляясь в Старый город, машину лучше всего пристроить на брусчатке набережной Скеппсброн (только не забудьте вдоволь накормить паркомат посредством своей кредитной карты из расчета 45 крон в час). Культовые достопримечательности острова Юргорден — музеи Северных стран, Астрид Линдгрен, корабля «Васа» и группы ABBA — также имеют небольшие платные парковки, но мест на них катастрофически не хватает, поэтому совет: отправляясь на охоту за стокгольмскими впечатлениями, приезжайте на Юргорден минут за 20 до открытия музеев и припаркуетесь без проблем, избавив себя от лишней головной боли. Полдня до обратного парома в Хельсинки на «эмоциональное разграбление» музеев Юргордена вам вполне хватит, тем более что до знакомого уже терминала Tallink Silja с острова ехать каких-то 10–15 минут.
Замок Грипсхольм — загородная резиденция шведского короля.
Питер-Хельсинки-Стокгольм-Юнибакен на машине
Всем привет.
Расскажу как мы семьей покатались по северной Европе на машине.
Идея была давно — мы семьей очень полюбили Юнибакен — музей сказок Астрид Линдгрен в Стокгольме.
Кроме того, наш автомобиль и тоскливая пора питерской недозимы давно тянули на приключения. Скажу также спасибо своему боссу Максиму, который отпустил меня в отпуск.
Итак, мы планировали ехать втроем — я, жена и наш пятилетний сынок. Проект путешествия разрабатывал я в одно жало, в итоге вышел замечательный сюрприз. Все, что было сказано — ничего не планировать на 12-14 декабря. Супруга замерла в предвкушении.
Маршрут был прост. На машине до Хельсинки, оттуда паромом в Стокгольм, там в Юнибакен — и обратно. Из паромных компаний был выбран Viking Line — у них получалось дешевле всего, плюс скидка на круиз при покупке билетов в Юнибакен прямо на их сайте.
Маршрут
До Хельсинки все более-менее ясно: по трассе Скандинавия, никуда не сворачивая, вокруг Выборга и далее по указателям. Далее паромом либо от Хельсинки, либо от Турку. От турку получалось дешевле, но прибытие в Стокгольм рано утром, а с машиной надо высадиться с паромом одновременно со всеми сразу во время прибытия. Так что решили плыть от Хельсинки.
Также выбирали из двух вариантов. Либо оставить машину на парковке, либо брать ее с собой на паром. За парковку надо было выложить 2 евро за первые 8 часов, 1 евро за последующие 6 часов и 0.8 евро за каждый последующий час, что в сумме выходило на 38 евро, да плюс еще проезд в общественном транспорте в Стокгольме, а он там не дешевый. В общем что с машиной, что без — примерно одинаково бы вышло, но в машине — как дома )) Так что решили плыть с машиной. Сама каюта стоила 32 евро при условии покупки билетов в Юнибакен там же на сайте.
В путь
Выехали 12-го утром, часов в 10. Ехали по только что открытому ЗСД.
Финляндия
Ну что тут сказать. Цивилизация, культура, информатизация, качество во всем. Люди там другие, злости меньше значительно. Нет социальных стереотипов, нет коммунальных разборок, нет войн и кризисов, которыми отравлено наше прошлое. Рассказать им, что у нас тут недавно человек умер, не дождавшись, пока там скорая и легковушка дорогу поделят — рассмеются, ну не бывает же такого ))
Границу прошли очень быстро, минут за 30. Наша сторона почти ничего не проверяла, финны только документы проверили и впустили.
Дороги в Финляндии, разумеется, отличные, но вот наш питерский КАД как-то более гладким мне показался, чем шоссе до Хельсинки. Везде хорошо говорят по-английски, народ приветливый и приятный.
По Финляндии погулять не получилось, т.к. приехали к парому как раз к отправлению. Попасть ко въезду на паром очень просто. В Хельсинки чуть ли не на каждом перекрестке (а в центре города — на каждом) висят указатели куда ехать, чтобы попасть на паром, так что найти въезд труда не составляет. На въезде дядечка в будке обменял номер брони на ключи от каюты. Очень слаженно работают сотрудники парома, которые показывают как маневрировать и куда вставать. Заблудиться не получится. Мы оставили машину вместе со всеми остальными на нижней палубе и пошли заселяться.
Каюты эконом-класса расположены чуть выше автопалубы. Оборудованы душем, туалетом, кондиционером, но без окна иллюминатора. Все минималистичное, но вполне пригодное для путешествия. Даже уют какой-то особый есть. Шума с автопалубы не было совсем, а двигатели парома было слышно, но это не особо мешало, спалось хорошо.
Паром Viking Line Mariella
На круизных паромах любых компаний есть все необходимое для комфортного путешествия: рестораны, СПА-центр с бассейном, казино, игровая зона, детская комната, обменник валюты и все прочее. Кроме того, каждый вечер проводится концерт с дискотекой. Должен сказать, что на паромах St.-Peterline выступают артисты Мьюзик-Холла с роскошной программой, а на Мариэлле весь вечер выступала какая-то скандинавская группа с джазом образца 70-х годов. В общем, наши круизы покруче, ну да ладно. Правда, на Мариэлле есть бесплатный WiFi на главной палубе.
Питание на пароме
Шведский стол ужин стоил 34 евро со взрослого, детям до 6 — бесплатно. Должен сказать, что ужины там знатные, но мы решили, что это дороговасто. Еду с собой на борт проносить запрещено, но нас никто не проверял. Кроме того, на борту есть несколько ресторанов и кафешка, где всегда можно задешево перекусить. Мы же поступили по-русски: взяли простенькую еду с собой, чтобы поужинать в каюте.
А вот шведский стол завтрак стоил 10 евро с человека. И должен сказать, завтрак там такой, что что по меркам Финляндии, а уж тем более Швеции — это не то, что копейки, а вообще чуть ли не бесплатно.
Это не полный набор доступных блюд. К тому же пиво и вино там тоже без ограничений.
В общем, довольные и сытые мы выехали с парома в Стокгольм
Стокгольм
В Стокгольме в тот период очень много где велся ремонт дорог, поэтому мест для парковки на улице попросту не нашлось. На обратном пути мы хотели посетить место Holiday — ресторан азиатской кухни, работающий по системе «шведский стол». Припарковаться там не получилось, так что мы вернулись в ресторан в Юнибакен и не пожалели )). Очень впечатлил тоннель под Стокгольмом, который большим полукругом связывал центр Стокгольма и портовый район. У нас такое могло быть только по верху, а Стокгольм стоит на скалах, так что в них продолбить тоннель получилось удобнее, чтобы город не трогать. На навигаторе это необычно выглядело, как будто случайно пеший маршрут напрямик проложился не по проезжим частям ))
Паркомат Стокгольма
Приведу инструкцию как пользоваться шведским паркоматом.
1. Вставляем банковскую карту
2. Кнопками с цифрами набираем сумму, которую хотим оплатить. Количество оплаченных часов паркомат рассчитает автоматом. Например если 1 час стоит 40 крон и 2 раза нажать на кнопу 40, потом оплатится 2 часа.
3. Нажимаем на большую зеленую кнопку в центре. Деньги спишутся и распечатается чек.
4. Вытаскиваем банковскую карту и кладем чек на торпеду на видном месте.
Юнибакен
Юнибакен — это музей сказок Астрид Линдгрен — великой шведской детской писательницы. Музей разделен на 3 части. В первой части сделан целый небольшой городок с домиками, интерьерами и героями из сказок. Каждый домик относился к какой-то сказке. Детки там всюду лазали и ползали. Нам с супругой было не менее интересно. Везде было очень много тематического: мастерская по ремонты велосипедов полна всяких инструментов и слесарного хлама, кафе и магазин украшений — там все свое. Все безопасно, все игрушки прибиты к полу элементы интерьера надежно закреплены.
В сказках Астрид Линдгрен очень весело и трогательно показана жизнь, ценности и чувства детей в контрасте с этими непонятливыми взрослыми, которые вечно лезут со своими делами и нравоучениями, от которых потом одни проблемы как у детей, так и у них самих. Впрочем, я отвлекся ))