На машине по дагестану туристический маршрут
Марш-бросок по Дагестанским достопримечательностям. Или как мы за 4 дня посетили все топовые места соседней Республики. Июнь 2021
Последние пару лет Республика Дагестан стала популярным туристическим направлением, а с учетом текущей эпидемиологической ситуации только ленивый не был в этих краях.
Идея пришла довольно быстро, учитывая, что мы с супругой живем в Астрахани, в 500-ах километрах от Республики Дагестан и все еще не посетили её. В нашем городе у операторов популярны туры выходного дня на Сулакский каньон. Но зачем ограничивать себя одним местом, если можно посмотреть почти всё и сразу? Решено было ехать на личном автомобиле, тем более опыт недельного путешествия по Грузии и прочим горным серпантинам уже имелся. Ведь путешествие на автомобиле – особый вид удовольствия и полная свобода, в которой не регламентированы время и место пребывания.
Несмотря на отсутствие временных ограничений, я все же заранее забронировал жилье на букинге в соответствии с маршрутом, чтобы между ночевками последовательно посещать близлежащие локации.
Ранним субботним утром мы выехали из Астрахани. Выстроив маршрут по новой трассе федерального значения (P-215), на которой этой зимой был торжественно открыт последний участок, мы в боевом настроении выдвинулись в путь.
Как известно, в Дагестане нет сетевых заправок (Лукойл, Газпром, Роснефть и т.п.), поэтому я немного переживали и заранее с помощью интернет отзывов и рекомендаций друзей я выяснил наиболее безопасные заправки с удовлетворительным качеством бензина.
На всякий случай, я взял с собой две 20-ти литровые канистры бензина. Их я припас для отдаленных горных уголков, в которых нет даже дагестанских сетевых заправок. Как оказалось, можно было ограничится и одной канистрой. В пос. Лиман находится ближайшая к южной границе нашей области сетевая АЗС, где мы залили полный бак и взяв по стаканчику кофе отправились в путь.
День 1. Бархан Сарыкум
Первая локация, до которой мы доехали – бархан «Сарыкум». Это крупнейший песчаный бархан в Европе. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан в 1987 году. В этом месте проходили съемки фильма “Белое солнце пустыни”.
К бархану мы подъехали к 16.00. Солнце уже не пекло беспощадно, поэтому можно было насладиться теплым песком. Мы знали, что не стоит обувать кроссовки, которые быстро наполнятся песком; мы были в сандалиях на липучках. На полпути к вершине бархана мы разулись и кайфовали, утопая в песке.
Наверху присутствует беседка с дощатым полом и лавками. Вокруг нее множество табличек, свидетельствующих о том, что за пределы площадки нельзя выходить и тем более взбираться на гребень бархана. Но, как вы догадались, это никого не останавливает.
Часа 2 мы наслаждались барханом и далее двинули в Махачкалу на ночлег. Мы заселились в отеле «Lord» (все хорошо, только с интернетом проблемы были). Изначально мы хотели поужинать в ресторане-музее “На Лермонтова”, но в связи с тем, что в этот вечер у них проходил банкет, мест не оказалось. Не долго думая, я открыл топ ресторанов Махачкалы и выбор пал на ресторан «Казан-Мангал» (очень колоритное место, вкусная еда, средний ценник). Кстати, во многих заведениях нет алкоголя. В ресторан и обратно мы поехали на такси и тут цены приятно удивили. Стоимость поездки была в районе 100 рублей, несмотря на то, что это был субботний вечер. О лихачестве местных водителей можно много писать, но ограничусь тем, что про поворотник там мало кто знает, сигналят по делу, но в основном просто так, от нетерпения, подрезают и т.д. Возле нашего отеля располагалось сетевое кафе «Сыроварня»( филиалы в Москве и Махачкале), в которое мы и забежали по возвращению домой из первого ресторана. У ребят открытая кухня – очень интересно наблюдать за работой поваров, но нам взгляд в такой европеезированный подход лишает место аутентичности. Мест не было, поэтому мы взяли с собой десерты (кусочек чизкейка – 360 руб., шоколадный брауни – 300 руб., вполне себе столичный ценник) и пошли в номер.
День 2. Сулакский каньон.
Завтрак был включен в стоимость, поэтому на утро нас ждал шведский стол. Весь день мы посвятили Сулакскому каньону. Так как различные смотровые площадки были заранее нанесены на карту, мы передвигались по ним, не теряя времени. Проезжая до поселка Дубки, где открывается отличный вид сверху по дороге мы заметили широко распространенные во многих местах Республики качели, расположенные близко к обрыву.
Кстати, в самом каньоне, в поселке Зубутли тоже есть качели и расположены они намного интереснее.
Покатавшись и сделав пару фотографий мы отправились дальше. По пути останавливались и интересовались ценами на сплав по каньону, так как ГЭС закрыта для лиц без прописки в данном регионе, соответственно самостоятельно через гидростанцию спуститься нельзя, но существует маршрут в объезд по горам и еще один якобы пеший. Цены на сплав, конечно, варьировались в зависимости от количества людей. Можно было снять машину на двоих, но это стоило бы нам 5500 рублей, был и другой вариант – найти попутчиков. Взяв номер у Магомеда, одного из предлагающих услуги, мы отправились дальше.
В поселке Дубки есть несколько мест с красивым видом на каньон, но официально открытая лишь одна. Остальные места огорожены забором и всевозможными табличками, которые уведомляют вас, что вход запрещен. Естественно с этих площадок и открывается лучший вид. Недолго думая мы пролезли в одну аккуратно проделанную до нас дыру в сетке забора и пошли любоваться каньоном.
Ярко бирюзово-голубая вода реки Сулак стелется по всему каньону завершая свой путь в Чиркейском водохранилище, берега которого мы не успели посетить. Еще над каньоном были замечены три вольно парящих орла.
Во время обхода площадок, мы познакомить с ребятами из Нижнего Новгорода и договорились сплавиться по каньону вместе. Связавшись с Магомедом мы поехали обратно, проезжаю мимо качелей, мы решили еще раз остановиться, поскольку разговорами о них заинтересовали ребят. К нашему удивлению, около качелей находилась группа людей, которые собирали по 100 рублей за этот аттракцион, хотя час назад здесь никого не было. Видимо местные бизнесмены к тому времени еще не проснулись. Ну как говорится, “кто рано встает, тому и тапки”.
Как оказалось, на 5-ых экскурсия стоила уже не 5 с половиной тысяч, а 8 тысяч рублей, хотя изначально, как мы поняли, речь шла о цене за машину. Сторговавшись до 7 тысяч мы оставили наши авто на площадке недалеко от КПП ГЭС, и пересели в УАЗ Патриот местного водителя, который продолжил нашу экскурсию по цепочке от Магомеда. Около 40 мин мы спускались к каньону по узкой грунтовой серпантинной дороге, на которой двум автомобилям очень сложно разъехаться. Спустившись вниз, мы подождали свой катер и погнали рассекать волны. По каньону мы катались минут 35-40 мин, притормаживали у самых красивых мест, делали фото, видео. Вид, конечно, неописуемый. На склонах встречаются небольшие водопады с красивой зеленой растительностью.
После такой водной прогулки нам предложили чай со сладостями и далее обратным путем мы поехали наверх. Наши новые знакомые остались на ужин в замечательном месте для отдыха “Главрыба”, где расположено много кафе и прочих развлекательных услуг. К сожалению, наш график был расписан поминутно и мы не смогли остаться с ними. Простившись с ребятами нас отвезли обратно к нашим автомобилям и мы продолжили свой путь. Уже по дороге купили слоеное чуду и перекусили на ходу.
Сопровождаемые проливным дождем, мы направлялись в село Хебда, где сняли гостевой дом. На удивление к селу было проложено хорошее асфальтированное шоссе, хотя были и короткие пути с официальными указателями, но от одного вида таких дорог становилось страшно. Встретил нас, сын хозяина дома, скромный мальчишка – Саид.
День 3. Старый Гоор, водопад Тобот, Карадахская теснина, аул-призрак Гамсутль.
Проснувшись в 8.00 утра окружении гор и позавтракав остатками лепешки мы расплатились за ночлег и погнали дальше. Первая локация этого дня – Старый Гоор – была совсем рядом.
Опять серпантин, грунтовка. Эти 9 км подъема мы ползли около 50 мин, дорога оставляла желать лучшего. Добравшись до «нового» Гоора и проехав по узким улочкам, по одной из которых из-за прошедшего дождя я смог взобраться лишь с 3-ей попытки, мы наконец добрались до подножия холма Старого Гоора. К самим башням мы побоялись подниматься на машине, т.к. уже не хотели каких-либо приключений. Поднимаясь пешком мы поняли, что без труда бы взобрались и на машине.
По свидетельствам некоторых информаторов в старину в Гооре насчитывалось семь башен, к ним примыкали жилые двухэтажные дома. Массивные и высокие стены этих домов связывали башни в единый оборонительный комплекс. Архитектура башен и остатков жилых домов старинного Гоора величественна и сурова. Башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом.
Мы поднялись пешком вверх минут за 10-15. Сверху открывался шикарный вид с плато на очередной каньон. Утром там никого не было, стояла идеальная тишина. Мы сделали несколько фото на отступах горы («языках троллей»).
Очень красиво. Стоило бы приобрести дрон только ради этого места.
Старый аул с 3-мя знаменитыми башнями не произвёл на нас особого впечатления, но окрестности и виды с обрыва заворожили.
По плану дальше был водопад Тобот. Достаточно часто в литературе и других источниках водопад носит другое и более сложное название — Хунзахский. Обогнув хребет от предыдущего места мы подъехали к водопаду вплотную. Был и короткий маршрут, но я не рискнул.
Вид на водопад только сверху. Спускается водопад и простилается одноименной горной речкой в Цолотлинский каньон.
Водопад не всегда имеет мощный поток воды и имеет пульсирующий характер, наибольший сток приходится на май-июль, в период таяния снегов и максимальных осадков. В холодное время года водопад замерзает и превращается в огромную ледяную глыбу, причем изнутри водопад остается полым. На просмотр и фотографии ушло около 40 минут.
Следующей локацией была «Карадахская теснина» или Темное ущелье. Ко входу можно подъехать на автомобиле по гравийной дороге, потом пешком. Обувь взяли закрытую, знали, что там мокро, сыро.
Во многих местах пришлось перепрыгивать по камням, чтобы не намочить ноги, поскольку через всю теснину проходит еле заметная горная речка. Чем больше мы продвигались внутрь теснины, тем уже становился проем. Нам понадобилось около 30 минут, чтобы дойти до конца. Ощущение, что ты в волшебном мире и теснина закроется, как только что-то пойдет не так (как в фильме «Бегущий в лабиринте»). После обильного дождя уровень воды может подниматься на 3-4 метра и ее сокрушительный поток подхватывает огромные камни и толкает их. Потом вода отступает и камни остаются там, где их бросила река. На одном из участков теснины сверху нависают огромные валуны, видимо когда-то они упали сверху при образовании разлома.
На территории теснины, расположена мини таверна с беседкой и кухней от местных жителей, где можно заказать что-то попить и перекусить.
Завершающим пунктом этого дня стал заброшенный аул-призрак Гамсутль (российский аналог Мачу-Пикчу). Подъехать можно к подножью горы, припарковаться, а там уже вас будут ждать местные на советских «буханках». В машину набирают по 5-6 чел и в среднем берут по 100 руб. с человека. На «буханке» мы проехали вверх около 2 км., дальше пешком. Метров 500 мы еще прошли по открытой местности, дальше вошли в лес и по тропинке 1,3 км поднимались в гору около часа. Туристы, которые спускались вниз набирали воду из ручья, расположенного недалеко от самой крепости.
Торопились мы вверх еще и потому, что уже было около 18.00-19.00 и солнце почти садилось, а в горной местности оно скрывается быстрее.
Вид сверху стоил того, чтобы бежать в гору. Аул полуразрушен, но признаки недавно присутствовавшей жизни в одном из строений мы обнаружили. В одном из уцелевших домов находилась различная утварь. Говорят, что в 2014 году там проживал последний житель.
Обратно мы тоже шли через лес, так как не знали о второй дороге, ведущей через кладбище. Спустившись к «буханкам» мы хотели на них доехать до стоянки, но так как было поздно, водители сказали, что будут ждать всех оставшихся туристов и только тогда поедут. Мы решили пройти эти 2,5 км. пешком. По итогу примерно в 22.00 мы сели в свой автомобиль. Предстояла длинная дорога в Дербент.
И тут с нами приключилась интересная ситуация. При спуске по гравийке я вдруг услышал громкий свист из под колес. Один в один, как при стертых колодках, только непрерывный.
Проехав еще несколько метров решено было остановиться и осмотреть авто. Колодки и диски я поменял за пару недель до поездки, поэтому оставалось не так много вариантов, скорее всего попал камень между тормозным диском и защитным жестяным кожухом (фартуком) — подумал я. Вооружив жену фонарем и сняв переднее левое колесо я не обнаружил ничего подозрительного и лишнего. Поставив колесо, я проехался назад и вперед. Звук по-прежнему присутствовал, но теперь уже не скрип, а звук, похожий на скрежет по металлу.
Пока мы стояли на аварийке несколько машин проехали мимо, но были те, кто и остановился. Останавливались двое местных и один приезжий турист, но ничего конкретного сказать они не смоги. Один местный посоветовал добраться до ближайшей СТО пока они еще не закрылись. Указав дорогу он поехал по делам, сказав, что на обратном пути проверит нас. Я слегка занервничал и решил еще раз все обдумать.
Вдали показался свет очередных фар, авто которых остановилось около нас, поинтересовавшись ситуацией, местный водитель выслушал мой рассказ и услышав звук слегка задумался. К единому мнению мы так и не пришли. Поскольку до следующего пункта предстояла дальняя дорога, то мы несколько переживали стоит ли продолжать путь в подобной ситуации. Тут к нашему удивлению Адильбек, тот самый остановившийся мужчина с женой и дочкой, предложил переночевать у них, а утром уже поехать на СТО. Немного подумав, мы согласились и в сопровождении его жигулей отправились в путь.
Загнав машину во двор, я предложил ему еще раз скинуть колесо и под ярким светом навесной лампы тщательнее осмотреть внутренности. Самое забавное, что я забыл набор инструментов дома, и в любом случае, в походных условиях не смог бы снять даже колодки. Перебрав колодки — проблема не решилась. И тут при очередном движении по маленькому двору Адильбек заметил, что звук исходит от правого колеса, а не от левого, к которому все это время было приковано наше внимание. Сняв правое колесо, я увидел тот самый камень, плотно сидевший между диском и защитной жестянкой, из-за которого мы потратили около часа. Хозяин дома еще за мной, как говорится — свежей рукой, провел контрольную проверку колесных болтов и мы еще несколько минут с улыбками обсуждали ситуацию.
Супруга Адильбека — Роза к этому времени уже накрыла стол и нас пригласили поужинать. Нас накормили вкуснейшим пловом и напоили чаем со сладостями. Действительно, мы были глубоко тронуты заботой людей, которые нас совсем не знают. И даже после этого они рекомендовали нам остаться с ночевой, потому что уже поздно, а ночью тяжело ехать. Но мы были настроены на Дербент и согласно нашему графику мы не могли остаться там на ночь, иначе не успели бы в Дербент. Вот так в очередной раз подтвердились рассказы о гостеприимстве Дагестанских жителей и прочих народов кавказа.
В Дербент мы прибыли в 2 часа ночи. Как оказалось, администратор, который обещал нам, что можно будет заселиться после полуночи, нас не дождался, соответственно мы остались без номера (соответствующие отзывы я уже оставил на всех площадках). Промониторив круглосуточные гостиницы, мы поехали в ближайшую и заселились. Этот день оказался самым насыщенным.
День 4. Цитадель Нарын-Кала, побережье и экраноплан “Лунь”.
Утром мы увидели, что перед нашей гостиницей простирается море, потому что ночью мы только слышали прибой воды. В море мы не купались, прохладно было, хотя вода была больше 20 градусов.
Завтракали мы в кафе (3ZM&M) комплексные завтраки + напиток очень нам зашли.
Далее была Цитадель Нарын-Кала. Обязательно берите экскурсовода, они рассказывают подробно кто тут жил, какой хан правил, чем занимались, одним словом не пожалейте 500 рублей (цена за двоих) и послушайте историю крепости.
Так как крепость основная достопримечательность города ее частично реконструировали и содержат ее в отличном состоянии. На территории 2 музея. После экскурсии обязательно прогуляйтесь по ним. Один расположен на месте старой канцелярии, второй – на территории крепости (в нем фарфоровая выставка) в него вход отдельно платный.
Мы не успели посетить музей ковров и мечеть, которые нам рекомендовал экскурсовод, но зато мы поехали посмотреть на ракетный корабль-экраноплан «Лунь» и еще раз постоять у моря. «Лунь» был отбуксирован к побережью Дербента в 2020 году и представляет собой некий музейный экспонат. Подробнее о его историческом пути вы можете ознакомиться на википедии.
Перед дорогой домой мы решили плотно пообедать. Выбора пал на ресторан «Родник» на выезде из города – это было 10 из 10, кухня, обслуживание, приятная веранда.
Пробежка по рынку, подарки и дорога домой.
Техническая часть
К поездкам я всегда подхожу основательно, тем более, если они самостоятельные. Этот раз не стал исключением. Предварительно мы изучали материалы, которые были размещены туристами на различных площадках. Тогда мы определили для себя обязательные места для посещения и, исходя из того, что у нас было свободных четыре дня, поставили цель посетить выбранные места за выделенное время.
Передвижение на легковом автомобиле с клиренсом 165 мм, оказалось достаточным для всех намеченных нами мест. Все лишь два раза пришлось прибегнуть к услугам перевозчиков и то по другим причинам.
Отметив все точки в Google картах на ПК я экспортировал их в Osmand для навигации на смартфоне, тем более что “плюс” версия у меня уже давно была куплена. Изначально я хотел впервые воспользоваться Яндекс навигатором, но он оказался максимально неудобным и бесполезным, поскольку в него нельзя экспортировать заранее созданную карту в формате kmz или kml, о чем и пишет техподдержка Яндекс на просторах интернета.
Главный редактор: моя супруга Евгения.
Использованы материалы: Википедия
Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
Не слишком известное у среднестатического путешественника, но при этом страшно популярное направление для отпуска, республика Дагестан успела обзавестись кучей штампов, стереотипов и спорных суждений. Немудрено: история, культура и смесь традиций и народностей тут колоссальные.
Они переплелись из величественных пиков Большого Кавказа, ароматных рыночных деликатесов, узоров ковров, смешались с лепешками-чуду с тягучим сыром, Сулакским каньоном, городом из списка ЮНЕСКО, которому 5000 лет, и многим, многим другим. Доподлинно узнать Дагестан за одно путешествие не получится, а вот пройти по краю его культуры, как по кромке Каспийского моря — вполне.
День первый. Махачкала — море, музеи и урбеч
Единственный аэропорт республики расположен в Махачкале. Потому вам будет сложно избежать встречи с городом — сложно и не нужно. Столичная Махачкала, яркая, шумная и многоголосая, пестрая как тот самый дагестанский ковер, понравится не всякому путешественнику. Главное — знать как с ней правильно знакомиться. Красавица небрежности не потерпит.
Ваш маршрут может выглядеть так: центр города, площадь Ленина со свежими блестящими мозаиками, исторические кварталы — проспекты Гамзатова и Даниялова, пешеходные дорожки Буйнакского, цветущий Родопский бульвар и разумеется пляж.
Семейное путешествие в горы Дагестана. Маршрут, особенности, бюджет
Дагестан — удивительная страна высоких гор, и замечательных людей. Без низких «приор», конечно, тоже не обошлось — люди живут тут скромно, и автопарк по большей части представлен автомобилями российского производства.
Но не это главное. Главное, что хотя туристический поток в Дагестане в настоящий момент достигает рекордных значений, этот регион еще не испорчен туристами и цивилизацией. Настоящая жизнь, как она есть — в окружении невероятной красоты пейзажей.
Скажу сразу — без автомобиля в Дагестане делать нечего. Площадь республики — 50 300 км², что больше чем у многих европейских стран — например, Словакии, Эстонии, Дании, Нидерландов Бельгии, Швейцарии. Это важная причина, по которой объехать весь Дагестан за неделю — это галопом по Европам. На сколь либо внятное знакомство с основными достопримечательностями нужна пара недель, и это при том, что вы будете проводить за рулем минимум по 4-5 часов в день. Поскольку мы путешествовали с детьми без малого 2 и 6 лет, и в запасе была всего неделя, нам такой вариант не подходил, основным вариантом активности планировался трекинг к достопримечательностям, так что мы ограничили ареал дневных выездов несколькими десятками километров. Меньше ездить, больше ходить!
Как правильно путешествовать с детьми
Ехать с маленькими детьми на большие расстояния — целая наука. Чтобы дети не скучали, их нужно заранее обеспечить едой, развлечениями (и я не про телефоны с планшетами). Книжки, рисовалки, конструкторы из не слишком мелких деталей и так далее. Остановки для получасовой детской прогулки должны быть не реже, чем каждые три часа — дольше идеть в креслах детям не полезно, как и питание всухомятку, что подразумевает нормальный обед и ужин. Дневной пробег даже на перегонах не должен превышать 750 км (на крайний случай 1000 км), ночная езда исключается — во-первых, детям вредно спать в креслах, во-вторых, ночное движение небезопасно и это неоднократно доказанный факт.
Дорога туда: Москва-Миллерово (870 км) и Миллерово-Кизляр (920 км)
В итоге, маршрут получился следующим. Выехали из Москвы по М4, по пути — ничего примечательного, кроме того, что из-за бокса на крыше мой Peugeot Traveller на всех пунктах оплаты тарифицировался по второй категории вместо первой, из-за чего пришлось пополнять счет в режиме онлайн. Но это не страшно — уже на следущий день все деньги вернулись на счет.
На обед остановились в одном из «Помпончиков», но рекомендовать эту сеть не буду — качество еды в ресторанах сети за последнее время сильно снизилось. Супы откровенно никакие, чебуреки несъедобные, пельмени — условно съедобные. Пончики не пробовали.
Заночевали в Миллерово, в интересном новом отеле — «Резиденция Амилко». Когда-то тут была конфетная фабрика. Ее забросили еще в восьмидесятых. Казалось, что будущего у локации нет, не было денег даже на снос. Но 5 лет назад полуразрушенное здание выкупил местный агропромышленный холдинг, и превратил его в жилой комплекс для топ-менеджмента с рестораном и небольшим отелем.
Вывески на огромных чугунных воротах нет, но заночевать тут элементарно — через Букинг. Цена за шикарный номер — точно такая же, как за комнатушку в обычном придорожном мотеле на трассе М4, то есть около 5000 рублей. Ресторан был закрыт на банкет, но за 20 минут нам привезли шикарный ужин из другого ресторана компании (он называется «Гости»). Такую классную пиццу не встречал и в Москве, и тем более было удивительно отведать ее в… Миллерово. Супы тоже были отличные. Кстати, это удивительно, но вокруг здания до сих пор пахнет конфетами. Если в Амилко нет мест, то заночевать в Миллерово можно в отеле «Гости» (тот, где ресторан) или есть более бюджетный вариант, максимально близко к трассе, называется «Надежда».
Перегон второго дня получился вынужденно длинный: дело в том, что путь пролегает в основном через безлюдные степи Калмыкии, так что фактически никаких вариантов ночевки от Элисты до Кизляра нет. Так что, как говорится, «таков путь». Дороги — откровенно неидеальные. Волнистые, с ямами, к счастью, подвеска у Traveller мощная и способна сделать быструю езду комфортной даже в таких условиях.
Даже глубокие ямы не вызывают пробоя, особенно в сочетании с шинами BF Goodrich T/A K02. Если на скоростной трассе они были шумнее обычных, то тут дали возможность просто валить по ямам и надолбам на высокой скорости. В итоге средняя скорость по Калмыкии получилась точно такой же, как днем ранее на М4 (почти 110 км/ч). Остановиться на обед стоит в кафе «Салатавия» под Элистой (46.316286, 44.345357) — готовят быстро, добротно, вкусно, сравнительно недорого. Главное, не набирать лишних блюд — порции громадные.
Бескрайние степи Калмыкии — это красота тюльпанов и солончаков. Жаль, не все туристы или местные жители догадываются, что обрывать тюльпаны не стоит.
В Кизляре заночевали в гостинице «Империя» (43.848122, 46.707405) — двухкомнатный люкс обошелся в 2500 рублей. Сама идея ночевать в Кизляре была основана на том, чтобы живописные места в горах посещать с утра.
Кизляр — Гуниб
На следующий день у нас было запланирован обед в шикарном ресторане «Главрыба» рядом Миатли (43.075314, 46.835409), посещение поселка Дубки, различных смотровых точек на Сулакский каньон (43.02087, 46.82563 и 43.016968, 46.832305), заброшенной станции испытаний ветроустановок (43.03618, 46.83355), плотины Чиркейской ГЭС и точек с видом на водохранилище (42.959013, 46.872972) и плотину (заезд 43.002969, 46.852599), культурно-исторического комплекса Ахульго (42.774890, 46.739138) — но жизнь внесла свои коррективы. Одного из детей стало сильно укачивать, и мы в медленном режиме с трудом добрались до Гуниба, проехав через Гимринский тоннель (самый длинный в России, 4303 м!).
Затем сделали остановку на Ирганайском водохранилище в видовой точке (42.674440, 46.884358).
А еще через час нас ждал Гуниб.
Село Гуниб расположено на горном плато на высоте 1234 м над уровнем моря. Можно сказать, это главный туристический центр региона.
Тут относительно много разнообразного жилья, отсюда удобно выбираться на различные пешие и автомобильные радиалки в другие, не менее впечатляющие локации. Минимальная необходимая для туристов инфраструктура присутствует — есть множество вариантов жилья, несколько кафе, магазины. Уютная квартирка, которую мы арендовали в нижней части села Гуниб у гостеприимных Аминат (вот ссылка на инстаграм нашего домика, будете писать, скажите что от меня) и Абдурсамада. Просторная квартира с четырьмя кроватями, кухней, просторной гостиной обошлась в 2500 рублей/сутки. Далее — краткие анонсы рассказов про достопримечательности, которые мы посетили.
Самое «цивильное» место питания — кафе Адат (42.387544, 46.965646), расположенное на центральной площади за зданием местной администрации.
Гунибская крепость
Неприступная Гунибская крепость, расположенная на самой вершине горы над Гунибом (42.393207, 46.955091) — свидетель фактического окончания Кавказской войны.
Именно здесь в 1859 году имам Шамиль и генерал Барятинский подписали мирное соглашение. Трехкилометровая стена стоит и по сей день, напоминая о том, как высока цена мира, независимо от времени, о котором мы говорим — прошлое, настоящее или будущее.
Гора Маяк
Вершина Маяк — высшая точка Гунибского плато. Высота — 2352 метра. Еще недавно туда можно было добраться на автомобиле, сейчас дорогу перекопали в самом начале, и, думаю, все правильно сделали — наслаждаться красотой и тишиной древнего хвойного леса (еще тут растет эндемичная береза Радде) лучше пешком. Начало трека тут: 42.406074, 46.912914.
К сожалению, мы с детьми в этот раз до вершины не добрались, но отлично прогулялись. К началу трека можно подъехать на внедорожнике или кроссовере (на Traveller 4×4 тоже можно), но лучше оставить машину внизу, у детского санатория, чтобы удлинить прогулку (она займет около пяти-шести часов, если с остановками).
Императорский тоннель
Еще одна важная достопримечательность Гунибского плато — так называемый царский тоннель (42.413478, 46.925855).
Говорят, что его пробили чуть ли не за три дня, к визиту российского императора в Гуниб в 1871 году, но это, конечно же, не так: дорогу и тоннель, ведущий из этого ущелья в соседнее, строили два года, с 1866 по 1888, прежде всего, для доставки из Карадахского ущелья горючего сланца, используемого в качестве топлива для обогрева. Отсюда, кстати, можно пройти вниз по живописной тропе еще 15 км, и попасть в следующую нашу локацию.
Карадахская теснина
Мы предпочли попасть сюда на автомобиле — благо по асфальту, а потом достаточно ровному грунтовому серпантину сюда из Гуниба можно добраться всего за полчаса. Карадахская теснина — уникальное природное образование, визуальное отображение того, на что способен через призму времени водный поток.
400-метровая теснина состоит из трех слоев известняка, который чередуется с пластами глинистых сланцев, по ним пластам идет активная эрозия. Ширина теснины в самом узком месте — немногим более двух метров, высота стен — до 170 метров. Начало маршрута от дороги тут: 42.463862, 46.887849
Расположенный в котловане Андалалской долины аул Чох был важным пунктом на великом Шелковом пути; до сих пор жизнь тут практически не изменилась, чем и пользуются туристы.
Например, тут можно пожить в старинном 140-летнем дагестанском доме, в условиях, максимально близких к тем временам, но, разумеется, с дополнительными современными удобствами. В доме есть музей, место так и называется — «Этно-Дом».
Недалеко от Чоха расположен знаменитый аул-призрак Гамсутль, фактически, одна из «визитных карточек» Дагестана.
Двухкилометровый подъем к селу — только пешком (несложно), или на лошадях (1000 рублей с человека, ребенка посадят с вами без доплаты). К верхней парковке (42.306863, 47.003599) ведет грунтовый серпантин, преодолимый для кроссовера при наличии навыков. Если не уверены в себе, лучше оставить машину на нижней парковке (42.303485, 47.009673).
Считается, что Гамсутль опустел совсем недавно, сюда можно было доехать на машине, работали магазины, была даже больница с родильным отделением. Но сейчас он выглядит, как исключительно живописные средневековые развалины.
Старая часть аула Гоор (42.429508, 46.565724) — некогда мощный оборонительный комплекс из семи башен, расположенный на вершине горы на самом краю отвесной пропасти.
Из башен уцелели лишь три. Мы доехали сюда на машине, как посоветовали нам местные жители, но быстро поняли свою ошибку. Дорога нормальная, но дело не в этом — нарушать гармонию и тишину исторического места, превращая его в парковку, не очень правильно, на мой взгляд, хотя многие и туристы, и местные, загоняли свои «крузаки» непосредственно к самим башням. На мой взгляд, это уже лишнее.
Расположенное по соседству село Кахиб очень живописно — прошлое и настоящее наслаивается тут друг на друга максимально естественно. А еще, перейдя реку по мосту, можно попасть в старый Кахиб (42.431502, 46.601665) расположенный на той стороне ущелья.
Эта часть села ныне заброшена, но побродить там — настоящее удовольствие, хотя бы и потому, что сюда нельзя доехать на автомобиле.
По тому же направлению, что Гоор и Кахиб, находятся и другие интересные достопримечательности. Например, прямо у дороги стоит тысячелетний Датунский христианский храм. Свернув с трассы в сторону села Заиб, вскоре можно оказаться на супер-живописном грунтовом серпантине, ведущем в Хунзах. Виды (например, с точки 42.504900, 46.717300) открываются невероятные.
Но вообще, Хунзахский район сам по себе требует более детального изучение, отложили его на следующий раз.
Финальной точкой ночевки в Дагестане стало село Гонода (через один параграф станет ясно, почему). Тут туристы бывают очень редко, поэтому мы были в центре внимания — все встреченные горцы настойчиво звали нас в гости.
Из села можно замечательно прогуляться пешком по сосновому лесу, он находится на тыльной стороне возвышающегося над селом скального гребня.
Как показал себя Peugeot Traveller 4х4 в длинном путешествии
Если честно, я изначально брал Traveller именно для таких путешествий, но случилось оно не сразу. Но автомобиль в итоге оказался максимально подходящим для поездки с семьей в горы.
С точки зрения водителя — отличный обзор, комфортное кресло, хорошая динамика и управляемость. Можно спокойно держать 150+ без напряжения.
Особо отмечу всеядную подвеску, которая способна глотать любые ямы. Вне асфальта сильные стороны полноприводной модификации становятся хорошо заметны. Клиренс в 20 см, надежный полный привод, крепкие шины и толстые штатные защиты агрегатов позволяли заезжать везде, где хотелось. На кроссоверах далеко не все водители решались это повторить.
И на асфальте, и на грунте Traveller показал себя очень хорошо. Предел проходимости ограничен, по сути, только геометрической проходимостью, и отсутствием понижающей передачи. По факту, Traveller 4х4 хотя и не внедорожник, но проходимее, чем многие кроссоверы.
С точки зрения пассажиров тоже все хорошо. Есть собственная настройка климата.
На втором ряду между двумя детскими креслами отлично помещается взрослый человек, есть лампочки, столики, шторки, ехать очень комфортно (хотя с “гудричами” я бы хотел улучшить шумоизоляцию).
Грузовые возможности — замечательные, хотя как всегда забил машину почти до предела. Оставил в гараже третий ряд сидений, и открутил крепление запаски (на полноприводных машинах оно занимает значимую часть багажника).
В огромный багажный отсек влезли три горных велосипеда (их брали для следующей после Дагестана локации), SUP, различная снаряга для кемпинга и трекинга, личные вещи на четверых, продукты, и так далее. Для удобства штабелирования, для продуктов и обуви использовал пластиковые контейнеры 60х40х35 см.
В боксе на крыше разместились колеса от велосипедов, семь велошлемов, гидрокостюмы, спасательные жилеты, защита для фрирайда.
Что важно знать, планируя поездку в Дагестан
Существует несколько нюансов, которые следует учитывать при планировании поездки. Вот основные из них:
— жилье в горах нужно бронировать заранее — спрос сейчас очевидно превышает предложение.
— запаситесь наличными деньгами. в горах не принимают к оплате карты, вся жизнь тут за налик (на худой конец, перевод на Сбер).
— уважайте местные традиции. В основном, местные жители — мусульмане, поэтому не стоит ходить в вызывающем виде или открыто употреблять алкоголь. Женщинам лучше ходить с прикрытыми ногами и головой. Если вы не будете следовать местным правилам, это не означает, что вас побьют камнями, или будут как-то высказывать неприязнь (люди в Дагестане максимально уважительны к гостям), но лично я всегда за взаимное уважение местных традиций.
— в горах выбор продуктов в магазинах сильно ограничен, так что если предпочитаете какие-то конкретные продукты, лучше купить их заранее, и привезти в автомобильном холодильнике. Это касается и алкоголя, который тут также не продается и не подается в кафе.
— на интересных маршрутах большинство дорог — грунтовые, каменистые. Есть есть возможность, лучше поставить прочные АТ-шины.
— в Дагестане — самые честные в мире автомойки. Помыть автомобиль на самомойке с пылесосом дороже чем на 150 рублей надо постараться, даже если это автобус. Пена из пистолета идет толстым потоком. Мойки есть почти в каждом селе, вот почему на моих снимках автомобиль почти везде чистый, хотя мы много ездили по грунту.
Где заправляться в Дагестане
Для тех, кто не знаком с местными реалиями, этот вопрос может показаться странным, но, увы, это не так — в Дагестане очень много заправок, но среди них нет известных сетевых, вдобавок, открыто продается топливо, не соответствующее каким-либо нормам; Заправив такое топливо в современный автомобиль, неважно, с бензиновым или дизельным мотором, вы можете получить кучу проблем.
Оставим в стороне радикальный совет — везти все топливо с собой; канистры в салоне — сомнительное удовольствие. Просто имеет смысл заправиться перед границей с Дагестаном до полного бака (на одном 68-литровом баке Traveller проезжает более 900 км по трассе или 400 км по горам), или же далее заправляться по рекомендациям местных жителей, выбирая самые дорогие варианты топлива из предложенных на АЗС. Мне порекомендовали АЗС сетей Fuel 1 и ASKO. Заливал на каждой АЗС по 20 л солярки, никаких проблем не было.
Сколько стоит поехать в Дагестан
Стоимость поездки в Дагестан не выше, чем в любой нетуристический регион России.
Значимую часть затрат составило топливо. Дорога в одну сторону и поездки по горам (примерно 2300 км) скушала около 12000 рублей. Средний расход солярки составил 10.5 л на 100 км, что я считаю отличным, для быстрой езды, гор и груженого полноприводного автобуса с боксом на крыше. Обратно мы поехали не домой, а в Геленджик, и лишь оттуда в Москву — расход на обратном пути снизился до 9.2 л. Проживание в Дагестане стоило 2500 рублей в сутки за всю семью, продукты — около 600 рублей в сутки, питание в кафе (один раз в сутки) — 1200-1500 рублей. То есть все было максимально бюджетно. Плюс нас еще постоянно кормили бесплатно, как гостей, об этом — дальше.
Дагестанское гостеприимство
Дагестанское гостеприимство поражает — это не миф. Тут реально вас могут пригласить на чай случайные знакомые, и когда вы придете с коробкой «чокопая», окажется, что речь идет не только о чае, уже накрыт стол, и вас ждет вкуснейший ужин и весь вечер интересного общения.
В день приезда, хозяева приготовили нам на ужин какое-то бесчисленное количество лепешек чуду, мы ели их еще четыре дня.
Затем мы ужинали в семье, рядом с домом которой парковали автобус. При нас жена Шамиля, Гульнара, приготовила вкуснейший хинкал.
Далее, еще до поездки я замучал бесчисленными вопросами гида, с которым познакомился несколько недель назад в рамках тест-драйва. В условиях полного отсутствия мест в регионе до конца майских, Муртазали нашел нам шикарное и недорогое жилье в Гунибе у радушных хозяев, позже привез мне качественную солярку когда я так в ней нуждался (с дизелем в Дагестане проблемы), и вообще решал все возможные вопросы, которые у меня возникали.
В конце поездки мы переехали в родовое село Муртазали, Гонода, в дом его сестры. Фраза «Позвоните от поворота к селу» меня насторожила, но не очень сильно. Разумеется, в итоге нас ждал накрытый ужин (на фото), который абсолютно невозможно съесть двум взрослым и двум малышам.
Не успели мы опомнится, принесли еще плов. А утром завтрак. От обеда еле отказались)) Для проживания нам выделили целый этаж, с кухней, ванной, тремя комнатами и огромной столовой-гостиной.
Но и это еще не все. По пути встретился со своим давним местным подписчиком, Магомедом ooev из Хунзаха.
Он подсказал мне множество нюансов по интересным локациям и нашел мне жилье дальше по маршруту через Дагестан. Желание помочь, похоже, у местных в крови — мы часто останавливались в самых неожиданных местах, и люди притормаживали, чтобы искренне поинтересоваться, не нужна ли помощь. Все это производит сильное впечатление.
Именно люди — пожалуй, главная причина, по которой надо ехать в Дагестан, помимо природных красот.
В следующих постах постараюсь рассказать вам про наше путешествие и локации более подробно. Если материал вам понравился, буду рад вам за репосты, вопросы, дополнения и прочие комментарии!
Читайте все мои материалы из путешествия по Дагестану: