На мотоцикле по дагестану
Путешествия
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Читатели (4199)
Путешествия → Как я открыл для себя Дагестан в 2020
Хочу поделиться впечатлениями и опытом поездки в Дагестан в октябре 2020, который стал первой северокавказской республикой в нашем большом трипе на юг.
Приоткрыл для себя Кавказ я с Ардонского ущелья в РСО осенью 2019 в рамках командировки по работе. Тогда я твёрдо решил вернуться на Кавказ на мопеде и посмотреть как следует. Что из этого получилось под катом
Как-то само получилось так, что именно в Дагестан мне хотелось больше всего и ехал я «заряженным», то есть были ожидания.
Обычно когда у меня есть ожидания — они не оправдываются, только не в этот раз. Дагестан понравился очень, но обо всем по порядку.
Выбор времени.
События весны 2020 расстроили планы много кому, в том числе и мне, однако в итоге это сыграло на руку. На Кавказ лучше ехать осенью: нет жары, нет дождей, нет переполнения туристами. В итоге октябрь пришелся ко двору, сплошная зелень склонов была разбавлена пестротой осенних красок.
Дороги, ГАИшники и заправки.
Везде встречает нас дорога. Конечно, тут не ЦФО и есть свои нюансы, зная специфику которых можно вполне комфортно путешествовать, что я имею в виду: ты гость не только в республике, но и на своей полосе, будь любезен подвинуться, если встречному обгоняющему очень надо. Если ГАИшник тебя приглашает остановиться не спеши лезть за документами — скорее всего с тобой просто хотят обсудить твой маршрут и насколько тяжело ехать на мотоцикле так далеко. Про дагестанские заправки, уверен, в курсе все кто готовился приехать в эти края: пишут всё правильно — заправок много каких, только не известных брендов, где много машин в очереди — туда и едь. Открытием стало что топливо не просто удовлетворительное, нет — отличное, все мои 3 заправки 95м показали пониженный расход по сравнению с РНефтью.
Места.
г. Зуберха.
«Все будут ездить на эндуро»… куда деваться, приходится не отставать. Одной из точек поставил вскарабкаться на гору, туда ведет грунтовка, конечно, вот её начало: 42.546113, 47.122511 нельзя назвать её сложной, но как выяснилось она бывает проще для проезда: незадолго до нашего прибытия были камнепады. На самом деле, подъем не принёс удовольствия — было реально много сыпухи, езды вдоль обрыва и физически тяжело. Только мопед приятно удивил в этом всем: никакой работы сцеплением тяги хватает с запасом, перегрев? — даже намёка не было. Ближе к вершине я от усталости не справился с очередной шпилькой и мы прилегли на бок об камни: ни кофр, ни передний пластик не пострадали — дуги работают.
В хорошую погоду с горы должен быть виден Каспий, мы не увидели. Ещё эту горю любят летуны-парапланеристы. Почти на самой вершине находится станция телевизионного вещания. Мы попали на смену вахт и нас пригласили внутрь, напоили чаем, приглашали оставаться переночевать, но нам ведь надо дальше.
Сулакский каньон
Обычно так подписывают виды, которые открываются со смотровых площадок в районе населенного пункта Дубки. Что ж, там действительно протекает река Сулак и её окружение скорее каньон, нежели долина, но правильнее говорить о том месте «ущелье». Настоящий каньон можно посмотреть с воды стартуя тут 42.789541, 46.797396
Хочу отметить, что виды с Дубков шикарные, просто во мне не добили геоморфолога.
Жалко я не удосужился спросить имя этого приятного джентльмена. Он устроил отличную экскурсию нам на своей 90-сильной Ямахе.
Избербаш
Летом 2019 я пару недель квартировал в небольшом поселке Шамалды-Сай, побережье реки Нарын, современной Киргизии. Там со мной в гостинице жил господин аварских кровей и поскольку нам обоим было скучно вечерами — мы иногда общались за кружечкой. Как же он мне сочно описал Дагестан, и особо он выделил Избербаш — «там лучшие пляжи». Я не мог не поверить его словам, но всё равно поехал проверить.
Не знаю как оценивал пляжи он, но как по мне здесь не менее 8/10, потому что не сезон: опустевший пляж, чистая вода и не умолкающий прибой. Купаться? — А зачем.
Хотя кому оно надо — думаю не были бы разочарованы.
В Избербаше мне очень понравился один ресторанчик, и я с удовольствием его рекомендую. За весь Кавказско-Крымский трип я так отметил только 3 штуки, и один из них в Избербаше, вот он: 42.557806, 47.872865
Дербент
Этот древний город в представлении не нуждается. Мы были только в крепости, но рассказывать про неё кроме впечатлений мне нечего, обзоров много. Мне понравилось, я рекомендую, особенно в хорошую погоду — отличный вид на город и окрестности.
Это просто городская улица с остатками стены, а не сама крепость если чо. Эти фортификационные дела, сохранивниеся до сих пор впечатляют. Вот у нас во Владимире только Ворота и остатки вала остались. А тут Цитадель целиком.
Горный Дагестан
Населенный пункт Чалда: АЗС, мечеть и столовая рядом. Полный пансион 🙂 Бензин отличный, еда вкусная, намаз делать не умею, посему не ходил в мечеть.
Гунибское водохранилище, красивая и широкая долина. Сам Гуниб видел только ночью, по мнению Наташки издалека похож на город эльфов из Властелина Колец. После этой фото догнали колонну ребят на RT1100, GTL1600 и двух нейкедах с краснодарскими номерами, которые тоже фоткались по-видимому за поворотом, но также быстро разъехались т.к. мы ушли на грунтовку в сторону Карадахской теснины 42.463861, 46.887958
Салтинский водопад 42.393192, 47.069108 — впечатляющая теснина, плавно переходящая в пещеру. Нам не повезло: был засушливый год и водопад пересох до состояния пары капель в минуту. Хочу сказать что и без воды место классное, а уж с водопадом там наверно совсем хорошо.
Водопад Тобот в Хунзахе. На мой взгляд тут отвесные скалы любопытнее, оба потока нельзя назвать мощными, но это однозначно самый высокий водопад, из всех, что довелось увидеть на Казказе.
Сюда есть грунтовка с юга, через Голотль, вот её начало: 42.486857, 46.701922 мне хватило Зуберхи и я решил ехать асфальтом 🙂
Кстати в Дагестане огромное количество котов, любителям этих пушистых паразитов понравится.
Заключение
Дагестан очень самобытный, приветливый, вкусный, недорогой, разный, местами очень не гостеприимный рукопашный_клац! суровый, но прекрасный. Обязательно приеду ещё.
С учётом рассказанного, ещё раз схема маршрута:
При подготовке к трипу была составлена карта с POI. Может кому пригодится
«Местные жители никогда не оставят в беде» Почему любителям приключений стоит отправиться в Дагестан на мотоцикле?
Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости
Алексей Строев,
мотогонщик, победитель чемпионата Moto.Msk.Cup 2021 в зачете Rookies 1000, любитель экстремальных видов спорта с 22-летним горнолыжным стажем
В недолгое путешествие можно отправиться практически на любом мотоцикле, однако с настоящим приключением справится далеко не каждый. В России сегодня набирает обороты относительно новое направление в мототуризме — туристическое эндуро.
В спортивном варианте соревнования по эндуро представляют собой продолжительную гонку по дикой пересеченной местности и требуют очень высокого уровня подготовки. Техника используется легкая, эффективная и проходимая, ведь препятствий на пути встречается много — от поваленных деревьев и крутых подъемов на грунтовые холмы до езды по булыжникам и переправы через ручьи.
В туристическом варианте спортсмены преследуют те же эмоции, однако не участвуют в соревнованиях, а путешествуют по миру, любуясь природой. Специально созданные мотоциклы для эндуро оборудованы по последнему слову техники, что позволяет комфортно и долго ехать как по асфальтовой трассе, так и по узким грунтовым дорогам. По уровню оснащения их можно сравнить с современным внедорожным автомобилем.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Излюбленные направления российских мотоисследователей — это Крым и Сочи, однако мало кто задумывался о Республике Дагестан. Эта часть России только начинает осваиваться туристами, и предстоящий сезон станет лучшим временем для того, чтобы познакомиться с ее красотой и гостеприимством. Путешествие по горным районам Дагестана впечатлит любого новичка, а заядлые эндуристы смогут построить более сложный маршрут в ненаселенных горах.
Желающие более комфортных приключений смогут насладиться катанием по дорогам между аулами. Дорога здесь понятие очень условное: между населенными пунктами может быть положен асфальт, а может оказаться всего лишь проторенная колея. Здесь можно проверить свои навыки езды по бездорожью, покататься по серпантину, преодолеть горные ручьи. Погоня алабаев, охраняющих пасущийся скот, добавят катанию соревновательный элемент.
Горная часть Дагестана мало заселена, поэтому планировать маршрут необходимо заранее и таким образом, чтобы рассчитать бензин и питание. С гостиницами и заправками в Дагестане может быть напряженно, зато местные жители никогда не оставят приезжего в беде. Дагестанцы — гостеприимный народ, и на доброту они привыкли отвечать в десятикратном размере. В каждом селе вас постараются (именно постараются, а не просто предложат) накормить и, очень вероятно, предоставят ночлег, даже если вы его не спрашивали. Взамен они пожелают получить хорошую компанию и в редких случаях — смешную сумму денег, которая не покроет даже стоимость съеденных вами продуктов.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Любителей истории Дагестан тоже не оставит равнодушными: этот край богат наследием древних цивилизаций. Обязательна к посещению Дербентская крепость из списка ЮНЕСКО, защищавшая регион от набегов кочевников еще в IV веке до нашей эры. По возможности стоит побывать в горном ауле-призраке Гамсутль, возраст которого составляет не менее двух тысяч лет. За время существования села местные дома повидали огромное количество культур и хозяев. На одном фасаде красуется арабская вязь, на другом — христианский крест, на третьем — звезда Давида.
Самым популярным у туристов местом считается Сулакский каньон, глубина которого превышает глубину знаменитого Большого каньона в Северной Америке и составляет 1920 метров. Сулакский каньон является также местом обитания занесенных в Красную книгу грифовых птиц и уникальных растений-эндемиков. В его центре располагается Чиркейское водохранилище с чистейшей горной водой, где можно искупаться или покататься на катере.
И все это — лишь малая часть богатств Дагестана, куда можно добраться даже на мотоцикле. Путешествие в несколько дней позволит остановиться в каждом заинтересовавшем вас месте, сделать множество фотографий, отдохнуть в тишине, познакомиться с местными жителями и почувствовать себя абсолютно свободным.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
На мотоцикле по дагестану
Мы путешествуем на мотоциклах Honda XR 250. Это эндуро мотоцикл, который никогда не подведет: легкая управляемость, оптимальный вес — 119 кг, электростартер, отличная тяга на низах, жесткая рама и подвеска, большой клиренс и компактный двигатель.
На XR250 могут поехать как новички, желающие присоединиться к классу внедорожных мотоциклов, так и опытные поклонники эндуро, которые ценят этот мотоцикл за феноменальные надежность и выносливость. На мотоциклах Honda XR 250 можно двигаться как по бездорожью, так и по асфальту.
Ваш багаж, запас воды, аптечка, топливо для мотоциклов, запчасти для ремонта, покрышки и много других полезных вещей помещаются в идеальный для горного внедорожья UAZ PATRIOT.
Машина сопровождения едет неподалеку, но не по тому же маршруту, что мотоциклы (экстремальные трассы и узкие горные тропы не для громоздкого автомобиля). В течение дня мы обычно несколько раз встречаемся с машиной сопровождения, но бывают моменты, когда встреча происходит только по вечерам, уже на ночной стоянке в отеле. Обычно мы просим по утрам всех участников тура взять из машины то, что им понадобится днем, но если, например, резко похолодает и вам захочется переодеться, мы всегда можем связаться с водителем и попросить его подъехать.
Если по каким-то причинам вы устанете и захотите отдохнуть, вы можете продолжить движение в машине — в ней хватит места и для пассажира, и для мотоцикла. Ваш комфорт и безопасность для нас — на первом месте!
«Ломаемся, чинимся, едем дальше»: через горы Дагестана на мотоциклах (много фотографий!)
Осенью этого года участники сообщества мотопутешественников, сформировавшегося вокруг московского бара «Энтузиаст», устроили поездку через Дагестан под названием GranDagestan 2020. Путешествие организовал сооснователь сети ресторанов «Дагестанская лавка» Мурад Калаев. GranDagestan проходит уже во второй раз — предыдущий тур состоялся осенью 2019 года.
Ниже — море фотографий из Дагестана и искренний мини-фильм об ожиданиях от поездки.
«Наша концепция проста. У нас нет плана, мы едем, ломаемся, чинимся и едем дальше!» — пишет Калаев в фейсбуке по итогам поездки. Конкретного маршрута у путешественников не было — каждое утро они спонтанно решали, куда ехать и где ночевать. В поездке участвовали 15 человек; ехали в том числе на мотороллерах (неожиданно, но они вполне справились с горными дорогами) в сопровождении одного автомобиля. Тур поддержали «Дагестанская лавка» и местная сеть АЗС Fuel 1.
За десять дней путешественники проехали от Махачкалы до Дербента, посетив по пути десятки аулов и кучу достопримечательностей. Среди них — Хунзахское плато, села Чираг и Корода, а также военный экраноплан «Лунь» на берегу Каспийского моря, который летом и осенью стал своеобразной звездой российского тревел-инстаграма.
Экс-директор фотослужбы журнала «Вокруг света» Марат Казыканов, который также участвовал в заезде, снял о нем получасовой документальный фильм. Посмотреть его можно на Vimeo.
Дагестан
8 дней из Грозного
Величие горных ландшафтов, озера с прозрачной бирюзовой водой, впечатляющие исторические и культурные памятники, колоритные горные селения и радушие горных жителей.
Программа тура
День 1. Прилет в Грозный
День 2. Грозный – Каспийск (230 км)
Утром мы выезжаем из современного города в сторону Каспийского моря на встречу крутым ущельям, бурным рекам и горным пейзажам. Сегодня наслаждайтесь хорошим асфальтом и открывающимися видами.
Насладившись видами, отправимся в Каспийск, где проведем ночь на берегу моря. Добро пожаловать в Дагестан!
День 3. Каспийск – Дербент (240 км)
Считается, что Каспийское море правильнее называть крупнейшим в мире озером, поскольку оно не имеет связи с Мировым океаном. Не упустите возможности искупаться утром в озере-море на одном из его песчаных пляжей.
Сегодня мы едем в Дербент, древнейший город.
Первое упоминание о городе датируется аж 6 в. до н. э. А история его так богата, что о ней можно писать тома: многие века город с его мощной стеной служил защитой всей Передней Азии от варваров, находясь между непроходимыми горами и морем.
О таком городе интересно узнать подробнее, поэтому предлагаем отправиться на экскурсию с гидом, который расскажет о богатейшей истории города и покажет старый город, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
День 4. Дербент – Гуниб (30 км асфальт и 140 км гравий)
Сегодня нас ждет долгий, но очень интересный день. Мы покидаем Каспийское море и отправляемся в горы по увлекательным серпантинам. Сегодня есть еще одна возможность улучшить свои навыки езды по бездорожью.
Нас ждет Гуниб, селение на высоте 1,5 км. над уровнем моря, на Гунибском плато, представляющим собой природный ботанический сад с собственным горным микроклиматом. Здесь мы остановимся на 2 ночи.
День 5. Свободный день в Гунибе
Гуниб — это настоящий музей под открытым небом с уникальной природой, богатейшим историческим и архитектурным наследием. Поэтому предлагаем провести здесь дополнительный день. Здесь есть чем заняться.
История Гуниба тесно связана с именем Шамиля и Кавказской войной. Именно здесь герои национально-освободительной борьбы под предводительством имама сдались русским войскам, положив конец Кавказской войне в августе 1859 г. Сохранившиеся остатки крепостной стены напомнят нам о событиях прошлого.
Кроме осмотра исторических достопримечательностей, можно погулять среди гор, насладиться красивой природой и подышать чистейшим горным воздухом. Желающие могут прокатиться по окрестностям.
День 6. Гуниб – Кезеной (80 км асфальт и 90 км гравий)
Мы возвращаемся в Чеченскую республику и продолжаем наслаждаться красотой горного Кавказа. Мы едем к еще одной жемчужине здешних мест – высокогорному озеру Кезеной-Ам.
Глубина озера достигает 74 м, но вода в нем настолько прозрачна, что легко в глубине можно рассмотреть резвящуюся форель. Пообщавшись с местными, можно услышать много легенд, связанных с озером.
День 7. Кезеной – Грозный (110 км)
По пути в Грозный мы сделаем несколько интересных остановок в колоритных чеченских селеньях и городах.
Мы заедем в село Харачое, где узнаем историю абрека Зелимхана и напьемся из родника «Девичья коса». Мы можем остановиться в городке Шали, где находится выполненная из белого мрамора сказочная мечеть «Гордость мусульман». Приехав в Грозный, сдадим мотоциклы, отдохнем в отеле или погуляем по городу.
Вечером за ужином поделимся впечатлениями об увиденных местах и поездке, которая подходит к завершению.
День 8. Грозный.
Окончание тура. Вылет из аэропорта.
Программа тура может быть изменена.
В стоимость мотопутешествия входит: