На сколько дешевеет автомобиль каждый год
Новый дешевеет стремительно, старый неспешно. Как ликвидность автомобиля зависит от его возраста
Говорят, стоит новому автомобилю выехать за пределы дилерского центра, и он сразу теряет треть от стоимости. На самом деле это не совсем так, хотя потеря в цене наибольшая именно в первые несколько лет. Дальше подержанный автомобиль дешевеет уже не так стремительно.
Различные исследования дают несколько разные цифры, но считается, что в первый год потеря стоимости составляет порядка 15-20%, далее – минус 6-12% от остаточной цены ежегодно. Но белорусский рынок в своем роде уникальный, цены на новые и подержанные автомобили формируются под давлением целого ряда факторов и часто противоречат существующим в других странах тенденциям. Достаточно вспомнить, как в 2015-м цены на новые автомобили упали практически вдвое в долларовом эквиваленте. С другой стороны, на ресурсные модели 1990-х цены способны держаться годами.
В общем, мы решили провести небольшое исследование: сравнить текущие цены на автомобили разных лет выпуска с шагом в четыре года, чтобы увидеть и зафиксировать те или иные закономерности. Скажем сразу, на серьезную статистику этот обзор не претендует (все же маловато данных плюс все цифры обрабатывались «вручную», без применения каких-либо инструментов анализа), но интересные тенденции вскрываются.
Важно уточнить, что за основу взяты средние цены из объявлений о продаже автомобилей: отброшены наиболее дешевые и дорогие варианты, взят оставшийся массив. То есть это не реальная стоимость сделки, а «хотелки» продавцов. Что же касается новых автомобилей, то взят средний ценник на наиболее востребованные варианты исполнения. Отсюда и неизбежная вилка цен с разбежкой в несколько тысяч долларов.
0-4-8
Для начала посмотрим, сколько может потерять автомобиль за первые четыре года, а сколько стоят 8-летние экземпляры. В итоге получим сразу несколько тенденций: потеря стоимости с «нуля» до 4-лет, с «нуля» до 8-ми, а также с 4-х до 8-ми. По возможности мы брали модели, которые не переживали смены поколений, но много таких не набралось. А в случае с Nissan Juke стоимость нового автомобиля условна – японский кроссовер уже покинул наш рынок, так что брали цены последних партий машин.
Марка, модель | Новый автомобиль | 4-летний автомобиль | 8-летний автомобиль |
Volkswagen Polo | 11.000-13.000$ | 8500-9500$ | 6000-7000$ |
Renault Duster | 15.000-17.000$ | 10.500-12.000$ | 8000-8500$ |
Skoda Octavia | 19.000-22.000$ | 11.000-14.000$ | 6500-10.000$ |
Nissan Juke | 20.000-22.000$ | 11.000-12.000$ | 9000-10.000$ |
KIA Sportage | 23.000-24.500$ | 16.500-19.500$ | 11.000-12.500$ |
Для всех моделей характерно то, что как раз 8-летний автомобиль оказывается примерно в два раза дешевле, чем новый. Это справедливо как в случае с одним и тем же поколением модели (Polo, Duster, Juke), так и со сменой, ведь 8-летние Octavia и Sportage представлены уже предыдущими генерациями.
А вот в 4-летнем возрасте остаточная цена различается от модели к модели. Так, изначально недорогой и считающийся ликвидным Polo 2016 года выпуска лишь на 20-25% дешевле нового. В случае с KIA Sportage и Renault Duster получаем примерно 30% разницы, по крайней мере, если рассматривать версии с полным приводом.
У остальных моделей разница куда больше, на уровне 35-45% (но все равно ни о какой потере стоимости на треть всего за год речи не идет). Здесь сказывается как изначально более высокая стоимость, тем более что мы брали далеко не базовые комплектации, так и то обстоятельство, что на некоторые модели «давят» дешевые предложения из США (как в случае с Juke) и Европы (как в случае с Octavia). Кстати, так в свое время случилось и с Ford Mondeo: местные цены сейчас находятся под давлением относительно дешевых американских Fusion.
И если сравнивать разницу в стоимости новых и 4-летних машин, а также 4-летних и 8-летних, мы предсказуемо видим, что в первом случае потери в цене больше. Скажем прямо: разница в цене между 4-летним и 8-летним автомобилем может быть совсем незначительной. Впрочем, надо понимать, что за этими цифрами стоят различные обстоятельства, начиная с варианта исполнения и пробега, заканчивая более старым поколением. Ну да об этом чуть позже.
12-16-20
А если взять более возрастные экземпляры, давно перешагнувшие 10-летний юбилей? Здесь мы неизбежно столкнемся как минимум с двумя факторами. Во-первых, это заявляемое техническое состояние, от которого ценник особенно сильно зависит с очень старыми экземплярами. Во-вторых, смена поколений, когда автомобили-одногодки при прочих равных могут иметь разницу в цене в 1000-2000$ только по этой причине.
Типичный пример – Skoda Octavia. Если говорим про 12-летние экземпляры, то Octavia A5 будет стоить в районе 5000-7000$, а задержавшаяся на конвейере Octavia Tour – 4500-5500$. Но более старые экземпляры – в рамках одного поколения, и здесь уже играют и возраст, и пробег, и состояние. Поэтому 16-летние машины стоят в районе 3500-5000$, а 20-летние – в районе тех же 3500$. То есть разница в цене уже не столь велика, а в некоторых случаях ее вроде как и нет – в районе 5000$ могут быть предложения как 2008 года выпуска, так и 2004-го. И это еще раз к слову о том, что цены сами по себе не отражают технических и иных нюансов.
Или возьмем, к примеру, Ford Mondeo. Если говорим про автомобили 2008 года выпуска (12-летние), то их стоимость 7000-7500$. 16-летние машины не только старше на 4 года, это и более раннее 3-е поколение, и их стоимость сейчас в районе 3000-4500$. Это же поколение, но 2000 года выпуска сейчас стоит порядка 2500-3500$, то есть цена уже не сильно зависит от года выпуска, больше от других факторов. К слову, среди предложений 2000-го есть и Mondeo II – они и вовсе предлагаются по цене 1500-2200$.
Или возьмем Volkswagen Polo, но уже европейский хэтчбек. 12-летние экземпляры стоят в районе 4000-4500$? 16-летние – от 3000 до 4000$, то есть формально за одни и те же деньги вам предлагают машины как 2008, так и 2004 года выпуска. А вот 20-летний Polo уже вряд ли будет стоить больше 2500 как в силу возраста и состояния, так и в силу того, что это более старое поколение.
Марка, модель | 12-летний автомобиль | 16-летний автомобиль | 20-летний автомобиль |
Volkswagen Polo | 4000-4500$ | 3000-4000$ | 2000-2500$ |
Ford Mondeo | 7000-7000$ | 3000-4500$ | 2500-3500$ |
Skoda Octavia (A4) | 4500-5500$ | 3500-5000$ | 3000-3500$ |
На примере Passat
В качестве бонуса предложим обзор цен по автомобилю одной марки и модели. И, конечно, здесь мы не можем не взять народно любимый Passat. Разумеется, сюда попадут автомобили разных поколений. 4-летние экземпляры стоят на добрых 60% дешевле, чем новые (сказывается начальная высокая цена автомобиля D-класса). Но далее в силу высокой ликвидности модели стоимость снижается постепенно. Тем не менее возраст имеет значение. В среднем разница в 4 года означает снижение в стоимости на 30%.
Новый | 4 года | 8 лет | 12 лет | 16 лет | 20 лет | 24 года |
Passat B8 | Passat B7 | Passat B6 | Passat B5 GP | Passat B5 | Passat B4 | |
35.000-37.000$ | 14.500-16.500$ | 9500-11.000$ | 6000-8000$ | 4500-5500$ | 3000-4000$ | 1500-2500 |
Наш вердикт
Чем изначально дороже новый автомобиль, тем больше он потеряет в цене как в процентном, так и в реальном денежном выражении. Но это касается только первых нескольких лет. Дальше чем старше становится автомобиль, тем меньше год выпуска влияет на его стоимость – к двадцати годам это вообще уже не главный фактор. И это косвенно подтверждает высказывание о том, что для старой машины важным является не год выпуска или пробег, а техническое состояние.
В случае с более свежими экземплярами важны и другие факторы, такие как свежесть модели (поколения), вариант исполнения и т.д. И не забудем про пресловутые внешние факторы. На стоимость свежей «бэушки» сейчас влияет активизировавшийся пригон из-за границы. Если этот поток вдруг будет перекрыт, можно ожидать иного ценообразования. А пока как-то так.
От популярных вариантов до эксклюзива. Легковые автомобили в базе объявлений Автобизнеса
Рейтинг ликвидности: какие машины меньше всего потеряли в цене
Аналитики «Автостат Инфо» и проекта «Правильная цена» провели исследование на рынке трехлетних автомобилей с пробегом и составили список наиболее ликвидных машин. В рейтинг автомобилей с наиболее высокими значениями остаточной стоимости вошли 194 модели из массового и премиального сегментов.
На рынке массовых моделей среди авто малого класса лучше всех сохранили свою первоначальную цену Hyundai Solaris (87,02%), Skoda Rapid (85,32%) и Kia Rio (85,18%). В «гольф-классе» самой ликвидной стала Toyota Corolla (83,15%), недалеко от нее в топ-3 этого класса разместились Kia Ceed (81,88%) и Skoda Octavia (81,74%).
Победителем в среднем классе среди машин массового сегмента стала Mazda 6 (84,56%). За ней с заметным отставанием второе и третье места заняли Ford Mondeo (73,13%) и Hyundai i40 (71,43%). Среди седанов бизнес-класса первенство у Toyota Camry (78,49%), а далее идут Kia Optima (75,51%) и Skoda Superb (70,98%). Самыми ликвидными SUV в классе компактных кроссоверов и внедорожников оказались Kia Soul (89,79%), Mazda CX-5 (86,89%) и Honda CR-V (84,16%).
В премиальном сегменте среди машин малого классе лидером стал MINI Cooper Clubman Cooper S, сохранивший за три года до 74,09% от своей изначальной цены. Еще две MINI составили топ-3 в этом классе: MINI Countryman (72,17%) и MINI Cooper (68,06%). В «гольф»-классе победил Volvo V40 Cross Country (87,13%), а второе и третье места заняли Audi A3 (68,39%) и Mercedes-Benz A-Класса (66,48%). Среди премиальных авто среднего класса самыми ликвидными оказались Audi A4 Allroad (77,25%), Volvo S60 (75,93%) и Volvo V60 Cross Country (71,58%).
Топ-3 в классе бизнес-седанов составили Volvo XC70 (77,68%), Lexus ES (77,16%) и Infiniti Q70 (71,1%). Среди компактных SUV премиального класса лидером по ликвидности был признан Volvo XC60 (76,02%), оставивший позади Mercedes-Benz GLC-Класса (73,27%) и BMW X1 (72,84%). «Тройку» лидеров в классе средних кроссоверов и внедорожников сформировали Jeep Grand Cherokee (77,33%), Lexus RX (77,06%) и Volvo XC90 (74,59%). Среди полноразмерных SUV самыми ликвидными стал Audi Q7 (79,91%), Lexus LX (75,11%) и Mercedes-Benz GLS-Класса (70,2%). В люксовом классе рейтинг возглавила модель Porsche Panamera (70,01%), которая обошла Mercedes-Benz S-Класса (68,48%) и BMW X7 (53,29).
По мнению экспертов, показатели остаточной стоимости трехлетних автомобилей можно считать стабилизировавшимся. Они считают, что все же остаются некоторые предпосылки для колебаний остаточной стоимости, отмечая, что это может произойти, например, из-за увеличения утилизационной пошлины на новые авто. Этот рост с некоторым запозданием может отразиться и на рынке машин с пробегом.
Потеря стоимости автомобиля: как минимизировать убытки
Вопросы, рассмотренные в материале:
Радость от покупки легковой машины зачастую мешает осознать тот факт, что стоимость вашего приобретения начинает неукоснительно снижаться сразу же после того, как вы покидаете автосалон. Если вы приобрели не раритет и не автомобиль единичной сборки, то вложение денег в новое авто вряд ли можно назвать удачной инвестицией. Потеря стоимости автомобиля неотвратима. При этом каждый автовладелец должен представлять, насколько ниже будет цена спустя определенное количество времени – например, три года. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вторичный рынок легкового автотранспорта – статистику и анализ продаж.
Потеря стоимости автомобиля по годам
Исследования свидетельствуют о том, что через три года эксплуатации авто в среднем дешевеет на 28-49%. Эти цифры являются абстрактными величинами. Настоящий процент потери стоимости автомобиля в наибольшей мере зависит от его класса:
Существуют две главные временные точки потери стоимости автомобиля: день приобретения транспортного средства и первые 12 месяцев эксплуатации. Во второй год цена автомобилей остается почти неизменной, снижаясь примерно на 5-10%. Для первой половины третьего года характерна практически такая же потеря. Конец гарантийного срока – это ликвидный период сбыта.
Какова потеря рыночной стоимости автомобиля тотчас после приобретения? При выезде из автосалона массовые модели сразу же дешевеют примерно на 10%. Причина заключается в том, что вряд ли можно найти покупателя, согласного купить машину с рук по цене дилера.
Какова потеря стоимости автомобиля за год? В первые 12 месяцев эксплуатации новое транспортное средство дешевеет в среднем на 20%. Если рассматривать общую потерю за трехлетний период, доля первого года в ней относительно мала. Большой процент обуславливается суммой, которая складывается из существенной потери стоимости тотчас после приобретения авто (10%) и резким утрачиванием товарной свежести в следующие 12 месяцев (еще 10%).
Рекомендуем
От чего зависит цена на вторичном авторынке? На нее оказывает влияние огромное количество факторов, в число которых входит даже цвет кузова машины. Например, интенсивный желтый тон в сегменте бюджетных авто вызывает у покупателей стойкую ассоциацию с такси. При этом бесполезно доказывать, что автомобиль не убивался, все доводы наталкиваются на дисконт до 20% от выставленной продавцом цены.
Стоимость автомобиля на вторичном рынке зависит также от следующих факторов:
При этом большое влияние оказывает также степень уступчивости покупателя и уверенности в себе продавца.
Потеря стоимости автомобиля по маркам
Разумеется, наиболее выгодно приобретать, а затем продавать машины популярных моделей. Благодаря их востребованности потеря стоимости авто происходит медленнее. Если вы за три года потеряете лишь 10-20% вложенных средств, это будет успехом, обусловленным правильным выбором или благоприятным стечением обстоятельств, что случается гораздо реже.
С помощью разнесения автомашин по классам определим, какие именно из них дешевеют меньше всего в каждом конкретном сегменте. Рейтинг потери стоимости автомобилей рассчитывается, исходя из трехлетнего срока эксплуатации.
Ниже представлены таблицы потери стоимости популярных автомобилей по маркам:
Легковые автомобили, дешевеющие в наименьшей степени
Популярность SUV растет из года в год, их уже давно не причисляют к разряду легковых авто. Премиальные модели также выделены в отдельную таблицу, так как их достаточно много.
Компактные и среднеразмерные кроссоверы, теряющие в цене медленнее всех
Toyota Land Cruiser Prado
Toyota Land Cruiser 200
Информация о кроссоверах:
Премиальные кроссоверы, которые дешевеют медленно
Land Rover Range Rover Evoque
Далеко не все пользующиеся популярностью авто попали в ТОП самых малых потерь по стоимости за три года использования, поскольку подобный рейтинг был бы чересчур большим. Однако, существуют и другие причины. Например, китайским автомашинам не место в зачете: они не пользуются популярностью, поэтому не являются выгодным вложением. Их цена на вторичном рынке может составлять лишь 30% от изначальной.
Потеря стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО
Утратой товарной стоимости по страховому полису называется условная величина снижения рыночной стоимости автомашины, восстановленной в соответствии с нормативными требованиями после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью такой же неповрежденной модели. Проще говоря, она является разницей между ценой побывавшего в ДТП авто и аналогичного автомобиля, не попадавшего в аварию.
В этом году ведется большое количество дискуссий вокруг проблем, связанных с выплатами страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Это связано с серьезным увеличением числа требований от потерпевших к страховщикам, обратившихся по поводу возмещения ущерба от потери УТС. Автовладельцы должны обязательно ориентироваться в этой теме. Поскольку УТС установлена законодательно, водители могут сами следить за соблюдением всех своих прав.
Поговорим о ключевых положениях. В соответствии с ОСАГО потерей товарного вида является ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП. Машина при этом дешевеет в результате ухудшения внешнего вида и уменьшения надежности ее некоторых деталей.
Постановление Верховного суда от 2015 года гласит, что любая страховая компания обязана возместить утраченную стоимость автомобиля. Согласно ОСАГО, УТС определяется в соответствии с рыночной стоимостью машины.
Утраченная стоимость включает:
Необходимые условия для возмещение УТС по ОСАГО в 2019 году:
Любая компенсация по УТС выплачивается на основании судебного постановления.
Расчет потери товарной стоимости автомобиля
Чтобы рассчитать УТС, сегодня можно использовать несколько формул. О том, какая из них будет применена конкретно, указывается в договоре со страховщиком. При этом не существует способа расчета стоимости потери товарного вида автомобиля, более выгодного для одной ил другой стороны, поскольку показатели являются индивидуальными.
Рекомендуем
Чаще всего на сегодняшний день УТС рассчитывается с помощью формулы Минюста и метода Хальбгевакса. Для их применения необходимы математические расчёты и специальные таблицы. Единая методика для определения УТС не используется.
Этот алгоритм применяется в большинстве случаев, так как им обычно пользуются специалисты при назначении экспертизы по суду. С его помощью производятся и досудебные расчеты, чтобы не было различий между выводами экспертов до суда и по его определению.
Такой метод расчета относительно прост. Цену машины на момент ДТП необходимо умножить на коэффициент УТС, который берется из приложения к законодательному акту Минюста. Полученный результат умножается на 100%, и таким образом вычисляется полная стоимость.
S –стоимость машины до ДТП
Ki –коэффициент для каждой поврежденной детали, который рассчитывается экспертами.
Эта методика находит частое применение в страховании. С ее помощью можно точно рассчитать УТС, поэтому она имеет признание на международном уровне. Этот способ имеет сходство с методом Минюста, но отличается показателями.
Для вычисления УТС коэффициент повреждения, взятый из специальной таблицы Хальбгевакса, нужно поделить на 100.
Вот эта таблица:
Затем надо сложить рыночную цену авто на момент починки и общую стоимость ремонта. Последнее действие – перемножение показателей, полученных с помощью двух вычислений. Этот алгоритм расчета УТС используется страховыми компаниями в том случае, если по договору не было предусмотрено применение другой методики.
К – табличный коэффициент
ЦР – цена машины б/у состоянии
СО – полная стоимость восстановления транспортного средства.
Вычисления могут показаться сложными. Однако на сегодняшний день в Сети вы всегда сможете найти калькулятор потери стоимости автомобиля.
Вывод из всего вышесказанного заключается в следующем: потеря с годами стоимости автомобиля – явление неизбежное. Не забудем и об исключениях, когда авто после покупки не дешевеет, а дорожает. Это относится к версиям Limited, тираж которых ограничен. То же происходит и с совершенно новыми моделями автомашин, очередь на приобретение которых расписывается заранее. Однако общая тенденция такова: в целях экономии лучше остановить свой выбор на бюджетных авто, предпочтя их классу премиум или бизнес. Тогда есть шанс избежать потери стоимости автомобиля.
Через сколько лет пользования выгоднее всего продавать машину: мнения автолюбителей
«Далеко не все хотят выложить 500 000 за маленькую бюджетную колымагу только потому, что она новая! Эту сумму можно потратить на 3-5-летнее авто, но более высокого класса. Это относится ко всем ценовым сегментам. Разве обязательно следовать чьему-либо мнению? Эксплуатируешь автомобиль, он тебя устраивает и не причиняет хлопот – отлично, используешь его дальше. Когда он перестанет нравиться – продаешь, покупаешь другой.
Заскучал по престижу – продал старый беспонтовый, добавил средств, приобрел понтовый. У тебя седан, а хочется внедорожник – продаешь седан, покупаешь внедорожник. Я считаю, что так верно, разве нет?»
«Следует приобретать только новый автомобиль. А затем эксплуатировать его по полной программе, а не трястись над ним, мечтая впоследствии впарить какому-нибудь дурачку без потери в деньгах. И продать, когда закончится гарантия. Разумеется, здесь многое зависит и от машины, и от владельца. Некоторые и сегодня колесят по России на авто, выпущенных в 80-90х годов н.э.».
«Изучая ресурсы Сети, я столкнулся с большим количеством аргументов в пользу замены автомобиля. Кажется, что существует заговор журналистов, решивших уговорить меня сменить авто. В действительности это ощущение совпадает с реальностью, поскольку автомобильные журналы перестали быть познавательными уже давно, превратившись в площадки для рекламы.
Выскажусь по поводу более долговременного использования транспортного средства, чтобы опровергнуть ряд стереотипов. Многие находятся в плену у предрассудков, в частности, что «машины сегодня не такие, какими были раньше». На самом деле это далеко не так. Уважаемое агентство JDPower приводит следующие данные: в течение последнего десятилетия поломки авто происходит примерно в 2(!) раза реже чем раньше, их количество уменьшилось с 216 до 105 в среднем по индустрии. Поэтому при аккуратной и не слишком частой эксплуатации машины (пробег от 10 до 25 000 км в год), у вас есть еще 2-3 года, чтобы абсолютно спокойно пользоваться ею.
В том случае, если вы совершенно не разбираетесь в моторах, а гарантийный срок подходит к концу, не стоит паниковать и пытаться избавиться от автомобиля. Большинство дилеров предлагает программы продления гарантии. Вы можете воспользоваться ими за небольшую плату, если желаете избежать риска. Кроме того, есть специальные программы страховки автомобиля от поломок.
Вы стали дачником? Или у вас прибавление в семье? Возникает искушение приобрести авто побольше? Прикупить внедорожник? Остановитесь и спросите себя, как вы справляетесь с ситуацией в режиме реального времени. Вам на самом деле необходима смена автомобиля, или просто наскучила старая машина? Приведу отличный пример. Все мы знаем из рекламы, что для большой семьи нужно большое авто. Но у меня есть хороший друг, трое детей и жена которого отлично помещаются в простой Хонде Цивик и вполне довольны!
Кроме того, через три года потеря в цене существенно замедляется. Учтите, используя машину еще 12 месяцев, вы сможете продать ее за те же деньги, что и годом раньше».
«Чем меньше срок эксплуатации автомобиля, тем проще его продать и избежать потери в цене. И, наоборот, чем больше возраст авто, тем сложнее найти покупателей.
Старый автомобиль – причина возникновения проблем и потери денег. Каждый год нужен ТО. В европейских странах за машины, которым больше 5 лет, надо заплатить дополнительный налог. Скорее всего, это скоро введут и у нас. Обслуживание трансмиссии, двигателя и т.д. – еще одна потеря средств из-за почтенного возраста авто. Кроме того, никто не отменяет случайных поломок.
Для себя я решил, что буду покупать новый автомобиль через каждые 3 – 5 лет, после окончания гарантийного срока старого. И неважно, если будет маленький пробег. Тогда есть возможность продать без потери в деньгах. Российские машины можно менять ежегодно, поэтому к ним это не относится».