На териберку на мотоцикле
Как мы на север гоняли. (Териберка, п-ов Рыбачий, Мотобухта) Часть 3
. Сел, завел и потихоньку поехал, разрезая воду передним колесом, как корабль носом, на две волны. И вот справа показались жилые дома, должно быть военных. Дальше проехал мимо вертолетной площадки, от которой шла дорожка, со столбиками по краям, к белым шарам и антеннам. Это, судя по информации на карте метеорологическая станция.
Там стояли несколько военных Уралов. Вся территория была огорожена по периметру колючкой. Я объехал справа все эти объекты. Было жутко. 23 часа ночи, вокруг никого, какие-то белые шары, военные машины. Как в фильмах ужасов. Напоминало Сайлент-Хил. Ты один, а вокруг никого. Уперся в шлагбаум: «въезд запрещен».
За ним в 200 метрах стоял маяк и домик. Прямо не поехал. Объехал все это справа и оказался на побережье. Проехался немного, чтобы маяк оказался за спиной, глядя на море. Это была финишная точка на пути. Самая северная точка континентальной части европейской России. Я это сделал! УРА!
Чуть меньше чем через час встретил свой 33-й день рождения. Стоял рядом с мотоциклом чувствовал вкус победы.
То когда добиваешься, чего хочешь своими силами и трудом. Я это сделал, доехал, даже в одиночку. Было чувство гордости за мотоцикл, что он доехал, преодолел все препятствия.
Не зря его дедушка участвовал в ралли Париж Дакар. Вспомнил спортивное ориентирование на мотоциклах «Переплут-трофи». Как мы с Серегой месили болота, вытаскивали из них свои мотоциклы, пробирались через бурелом, вязли в песке, толкали их и ехали дальше. И все это было, только лишь бы доехать до точки, но там их было много. А тут всего одна, но зато какая. Стоял один на берегу, и передо мной простиралось Баренцево море, а за горизонтом находился Северный ледовитый океан. Если бы взглядом можно было посмотреть вперед на сотни или тысячи километров, то были бы видны льды северного полюса. Но только чувствовался ветер, доносившийся с севера. Он гнал огромные волны, которые разбивались о черные камни-скалы вблизи берега. При этом раздавался мощный басистый звук разбившейся волны. Снова почувствовал всю мощь и величие северной природы. А ведь это обычная летняя июльская погода. Немного выглядывало солнце, так что на шторм это не похоже. Очень интересно посмотреть осеннюю непогоду на таком открытом северном пространстве. В таких условиях мне представился человек маленькой песчинкой по сравнению с бушующей стихией. Здесь был только я и природа. Стал ходить по берегу чтобы получше посмотреть побережье. Был небольшой отлив, который обнажил плоские черные камни, они недавно скрывались под водой.
На них находились, какие-то желтые водоросли. По камням пошел в море, стоял у самой воды зачарованный смотрел на волны. Это самый необычный день рождения, еще и потому что был один, сам с собой.
Подумать над чем то или как то отпраздновать его я не мог. За весь день после завтрака выпил стакан кофе около 18 часов. В дороге было около литра воды и нескольких долек шоколадки, которые были съедены еще во время прохождения перевала. Поэтому состояние после 4х часов эндуро было не повседневное, а можно так его назвать «праздничное». Внутри была какая то пустота-отсутствие всего лишнего. Никакой мусор не лез в голову. Тело было расслаблено после многочасовой нагрузки. Я был просто здесь и сейчас. Не думал о будущем, не думал о прошлом. На самом краю земли стал на год старше. Сделал на память пару фото, взял на память пару камней с края земли. Похвалил мотоцикл за проделанный труд. В первом часу ночи поехал обратно. Ехал уже знакомым маршрутом, только смотрел на все с другой стороны. Старался ехать побыстрее, так как хотел пить, есть и спать. По дороге встречал каких-то диких птичек. Они вылетали из травы, когда проезжал мимо. С ружьем голодным бы не остался. Обратная дорога была уже известна, поэтому все водные преграды проезжал с ходу. Первую длинную с ходу, вторую длинную в объезд. Третья серьезная была с валуном. Воды в ней стало намного меньше. Значит, это был самый пик отлива. Поехал, как и в первый раз но когда поднимался на каменистый берег в горку, мотоцикл стал болтаться и, не удержав его, завалился на бок. Быстро поднял мотоцикл, без груза это было легко. Второе падение за всю поездку. Наверное, сказалась усталость. Дальше путь лежал вдоль побережья бухты Вороньей. Благодаря отливу обнажилась широкая песчаная береговая полоса
Порассекал по ней, туда-сюда покружил. Остановился полюбоваться морем. Поехав дальше, заметил, что переднее колесо стало спускаться. Вначале ехал так, думал что нужно подкачать, хорошо что был насос. Проехал еще дин большой ручей и несколько маленьких. Руль стал уже не так четко управлять мотоциклом. Дорога состояла из камней и на них мотоцикл колбасило в стороны. Руль вилял, и его было сложно удержать. Еще и каждый камень бил в обод. Было ощущение что амортизаторы не работают. Остановился, достал насос и стал накачивать колесо, но безуспешно. Подумал что это плохой насос, так как ни разу им не накачивал и не был уверен в нем, тк он велосипедный. Решил проехать еще немного. До конца Рыбачьего оставалось проехать только горку и я у деревни Озерко на Среднем у Мотовского залива. Доехал до деревни. Там было несколько заброшенных домов и мне показалось, а может так оно и было, что из окна старого, полуразрушенного дома кто-то выглянул и спрятался обратно. Во втором часу ночи одному стало как то жутко, поспешил удалиться от туда. По дороге вдоль Мотовского залива стало ехать лучше. Не было камней, но были ямы с лужами. Приходилось все время вилять рулем, объезжая их. Колесо уже давно сдулось в ноль и от вождения удовольствия не было. Разогнаться выше второй передачи не получалось так как на скорости мотоцикл болтало. Ехал потихоньку. Скоро впереди показался едущий на встречу Уазик. Остановился с ним рядом, спросил у водителя компрессор. Он оказался под заваленным задним сиденьем. Пока его распаковывал, хозяин извлекал из машины пакеты и коробки с едой. Пару коробок дал мне подержать. В одной коробке, которую я держал, был доширак. Захотелось горячего доширака поесть. Откопал компрессор и дал мне. Стал качать колесо, но это не дало результата, значит проколол. Мужчина спросил, чем еще помочь и поехал дальше. Пришлось скидывать переднее колесо и менять камеру.
Порадовался, что проколол переднее. Его проще снимать и скидывать монтажками покрышку. Примерно за полчаса перебортировал и поставил новую камеру. Пока трудился, еще одна машина проезжала и предложила помощь. Когда все было сделано, колесо опять не накачивалось. На снятой камере попробовал, хоть она и была дырявая, но накачалась. Значит насос тут не причем. Лень было опять скидывать колесо и делать все заново. Попробовал поехать дальше так. Думал доехать до домиков у подножия перевала, заночевать там, а утром все сделать и поехать в лагерь. У проезжающего мимо водителя автомобиля спросил, долго еще до домиков, он ответил что около 10 км. Езда на спущенном колесе быстро надоела. По неровной дороге ехать совсем неприятно. Решил остановиться на второй шиномонтаж.
Скинул покрышку и увидел на камере две маленькие дырочки. Подумал что это заводской брак (но оказалось месяцем позже, меняя на другом мотоцикле новую камеру, сделал точно такие же две дырочки, повредил ее монтажкой). Хорошо, что был с собой клей и заплатки. Заклеил обе камеры. Пока сохли камеры, остановилась еще одна машина, и водитель предложил помощь. Спросил у него компрессор, он сказал, что на обратном пути, если найдет, привезет. Когда клей высох, стал по-новой аккуратно надевать камеру с покрышкой. Все сделал, накачал. УРА колесо сразу же стало плотным. Стал собираться. Машина, которая ехала последний раз, возвращалась. Водитель сказал, что насоса не было, и спросил, может еще чем помочь. Попросил у него воды. Он налил целую бутылку, я попил, а он еще долил. Потом достал из машины мешок и дал мне. Мешок был мокрым и пах морем. Там была то ли рыба, то ли крабы. Убрал в кофр, поблагодарил и сказал что у меня сегодня день рождения. На что он мне ответил: «Будешь вспоминать нас северян добрым словом». Это конечно самое большое впечатление за всю поездку. Он просто хотел помочь тому, кто попал в сложную ситуацию хоть чем-нибудь. Поблагодарил его. Собрал мотоцикл до конца и с огромным облегчением на душе, что починил колесо, поехал дальше. Было еще радостно и так по-доброму внутри, что просто незнакомый человек напоил меня когда я был уже много часов без воды. Ехал с чувством благодарности, что произошло такое событие, и появился на жизненном пути человек, которого буду вспоминать добрым словом. Это событие добавило внутрь больше доброты. Дальше ехать было бодрее на нормальном колесе. На всех устройствах батарейки сели. Перевал проехал. На обратном пути он показался совершенно другим с обратной стороны. Были видны сопки, уходящие в даль. Добрался до КПП на реке Титовка около 7 утра. Итого у меня ушло на 140 км путешествия 12 часов. До Мурманска по трассе ехал аккуратно. Был уставший, реакция была заторможенная и голова тупила. Дистанцию до машин держал побольше и обгонял редко, когда уверен. В Мурманск приехал в 9 часов, заправился. В магазине купил немного еды. Выпил энергетика. Включил телефон на пару минут, тк появилась связи и пару процентов зарядки. Сообщил что все хорошо. Впереди 140 км до Териберки. Дорога была уже знакомая и пустая, поэтому асфальт проехал быстро. Когда въехал на грунтовку покапал дождь. Где днем ранее лежал рыхлый песок, уже было утрамбовано. Ехал без напряга. Дождь стал лить сильнее, и вместе с ветром получалось жуть. Очень хотелось быстрее доехать до лагеря чтобы просто завалиться. 40 км, несмотря на непогоду, пролетели быстро тк мысленно я уже был в палатке. Прикатил в Териберку около 12 часов, оплатил въезд. Получил наклейку, магнитик и шеврон и поехал к своему месту. Вокруг уже было пару сотен мотоциклистов, и вся поляна забита палатками.
Когда уезжал, было пару палаток и «соболь» Макса.
Внизу на пляже были палатки, у подножия сопок. Вдоль пляжа на дороге в ряд стояла куча мотоциклов.
Встретил пару знакомых. Потом опять с соседями пообщались. Все вокруг «согревались» и общались. Ближе к вечеру пошел к Пашке, с ним еще осенью, на «Переплуте» решили поехать на Мотобухту. Приехали правда по-отдельности. Постояли, пообщались все дружно. Познакомились с его соседями. Атмосфера располагающая к знакомствам. Все открыты и тоже больны мотоциклами. Походили потом по лагерю. Отведал шашлыка в местном кафе. Ночь была как день. Времени было час. Народ все еще веселился и общался. Пошел спать. Ночью просыпался, но в лагере так и не было тишины, всю ночь были голоса.
Утром было холодно, дул ветер и капал дождь. Полез гулять по сопкам.
Решил добраться до самого дальнего мыса. Пока шел, напали чайки, наверное подошел близко к их гнездам. Они кружили надо мной и пикировали резко вниз на меня. Убежал от них. Здорово было гулять по северной природе. На ноги нужно было брать что-то непромокаемое. Мотоботы сырые были, а кроссы насквозь мокрые. Погулял так несколько часов. Хотел поехать в дальние Зеленцы, но нужно было разобраться с мешком с морепродуктами. Переложил его в палатку. С него натекло пол кофра соленой воды. Инструмент весь закис от соли. Принялся разделывать. Поотрезал лапы и клешни и стал варить на газовой плитке. Кастрюлька была маленькая, а лапы здоровые, и половина торчала из воды. Приходилось варить с одной стороны, а потом с другой перевернув.
Разок сбегал на ручей за водой, так как она выкипала. Затея забавная. Сидел в палатке, варил мясо, а за тентом все ходят, болтают и отдыхают. Решил на прощание устроить запоминающийся ужин. Купил на кухне пива, взял несколько ног и полез на сопку. По пятам за мной шел человек. Куда я туда и он. Хотел посидеть один, чтобы никто не мешал. Пришлось подольше полазить и подальше уйти, чтоб отделаться от преследователя. Нашел уютное местечко. Устроился на камне, ел краба, пил пиво и смотрел на море. Красота!
Походил по лагерю, встретил Владимира, с ним познакомились вчера, помимо того что у него Трансальп нашли еще много общего.Походили, пообщались. В кафе был живой концерт, пели русский рок. Посидели, послушали, попили пива, поели шашлык. Народ отрывался по-полной.
Заметил, что на севере быстро трезвеешь, поэтому приходиться постоянно подливать, чтоб было теплее. Концерт кончился, а я на прощание прошелся по лагерю еще раз, чтобы прочувствовать атмосферу. Понравилась организация Мотобухты. И то, сколько она собирает близких по духу людей в одном месте. было здорово побывать на таком большом мероприятии. Жаль не посетил культурную программу. Была рыбалка в море, концерт в местном клубе. Были и обещанные мулатки.
Но понял, что лично для меня небольшой компанией отдыхать душевнее.
Утром собирался в обратный путь. По плану был заезд в город Североморск на экскурсии. В 10 часов выехал из Териберки. Долго собирался, поэтому пришлось гнать быстрее по песчаной дороге и по асфальту. С Сергеем договорились встретится в 11-30 у поворота на Североморск. В 11-40 встретились в нужном месте и поехали дальше все вместе. Дорога до города петляла все время, и асфальт был никакой. Доехали до кпп, у нас проверили паспорта и приглашения. Мы поехали дальше. Погода разгулялась, и выглянуло солнце, впервые за все время на севере стало ясно. Вначале пошли в музей подводную лодку.
Потом перекусили и поехали в музей авиации. В нем было очень интересно. Экскурсию вел сам директор музея, слушать его было увлекательно. Музей находился на месте первого северного аэродрома. До его появления самолеты здесь запускали с воды, каждый раз одевали и снимали шасси в ледяной воде. Самолеты были деревянные и их выкатывали на сушу после каждого полета, чтобы они высохли. В этом же месте начинал свою летную карьеру Юрий Гагарин. В музее находился его домик с восстановленной обстановкой.
Интереснее всего было в ангаре, в котором было собрано несколько десятков самолетов и вертолетов начиная от фанерных довоенного времени и заканчивая современными.
Директор сам летал на вертолетах и много лет служил. Поэтому обо всем знает из собственного опыта. После экскурсии осталось много положительных эмоций. Это было хорошее завершение длительного путешествия по северу. Познакомился с историей, увидел море, природу, побыл в компании близких по духу, хороших людей. Попрощался с товарищами на кпп при выезде из Североморска поехал в Мурманск на уже знакомую заправку Роснефти. Залил полный бак и канистры. Попил кофе. Пообщался с местным мотоциклистом. Был полностью готов к дороге домой. В 18 часов стартовал из Мурманска. Светило солнце, но дул сильный ветер. В ясную погоду ехать было хорошо. Окружающая природа при свете радовала своими пейзажами. В районе 20 часов был у Мончегорска. Заправился, сфоткался и в путь.
Потом остановился поесть, в том же месте где с Лехой останавливались по пути туда. Заправился еще раз. В 23 часа был у стелы полярный круг.
Дальше погода поменялась. Начал капать дождь, а ветер так и не утихал от самого Мурманска. Ехал напряженно, внимание было сконцентрировано на боковых порывах ветра. Решил остановиться на ночевку. Свернул с Мурманки на Кемь. В час ночи доехал до гостиницы. Весь двор у нее был уставлен мотоциклами, а свободных мест не было. Обзвон еще нескольких гостиниц в радиусе 100 км результата не дал. Везде нет свободных номеров. Ночевать в палатке как я думал, если устану, тоже не было смысла. Решил ехать к дому пока есть силы. Заехал на АЗС, попил кофе, подкрепился и поехал вперед. Ветер дул, дождь лил, я ехал на мотоцикле. Километры все накручивались на одометре. Открылось второе дыхание. Около 6 утра был в районе Медвежьегорска.
А вот уже и знакомый поворот на Гирвас, появился через некоторое время. Подъезжая к Петрозаводску, около 8 утра закончился дождь, выглянуло солнце. Немного не доехав до Лодейного поля, увидел ДПС, скорую, и несколько мотоциклистов. Остановился. По пути в Мурманск лежал мотоцикл, и врачи водителя на носилках в скорую грузили. У него ключица повредилась. У мотика колесо заднее пробило и, не справившись с управлением, водитель завалился на бок. Не смог удержать на скорости тяжеленный груженый чоппер. Помог чем мог. Позвонил товарищу Мише в Лодейное. Миша предложил оставить мот у себя на работе, на складе. Оставил все контакты товарищу пострадавшего и двинулся дальше. Было тепло, времени около 10 утра. Голова еще немного соображала. В 12 часов был в Сясьстрое. Впереди дорога, по которой за год накатал 100 тысяч километров на машине. Включил автопилот. Ближе к СПб машин прибавилось, ехал очень аккуратно, держал большие дистанции. К 14 часам приехал домой. Любимая встретила во дворе. Был никакой. Пока ехал, узнал, что можно было за свой пробег получить ЖЖ, но я не зафиксировал его. Занес вещи в квартиру, а мотоцикл отогнал на стоянку. Зашел домой грязный, вонючий и довольный поездкой. Смыл с себя всю недельную дорожную пыль, поел и на этом семидневное путешествие на север закончилось. Дальше будут новые поездки.Итоги такие:
Пробег за всю поездку составил 3 720 км.
Обратный путь из Мурманска у меня занял 20 часов, проехал 1400 км за один раз. (От Териберки с посещением музеев и обедом время в пути 28 часов без сна, плюс еще 200 км)
За всю поездку залил 245 л бензина на 10 600 рублей. В среднем расход 6,6 л/км.
Испытал себя и мотоцикл в поездке на Рыбачий.
Познакомился с новыми людьми.
Увидел северные красоты, Баренцево море.
Побывал на 10й Юбилейной Мотобухте.
Неделю вместе с мотоциклом и палаткой.
Русский Север на мотоцикле из Бреста
В этом материале, Ксения Грода, рассказывает об удивительном путешествии по маршруту Брест – Питер – Карелия – Мурманск – Териберка – Хибины – Брест. Что брать, какая погода и к чему стоит готовиться на русском Севере. И да, это мотопутешествие! Дальше текст и фото автора.
Сколько фильмов и книг посвящено поискам параллельных вселенных, созданию машин времени и прочим научно-фантастическим способам сменить обстановку… Но что, если весь фокус в том, что ничего этого не нужно? Поэтому я влюблен в путешествия – в них всегда есть это волшебство, когда ты просто оказываешься в другом мире. Расстояния и пространства там работают по-другому, время живет своей жизнью, и сам ты – тоже другой.
И по сути, не так уж важно, куда именно отправляться – это можно найти везде.
И сейчас уже не вспомнить, почему мы нарисовали такой маршрут. Кажется, сначала ткнули пальцем в Карелию, потом подумали, а почему бы не заехать в Мурманск. Ну а там грешно не побывать на краю материка, и вообще все это показалось очень занятным.
И вот, однажды мы сели на мотор и отправились покорять Север, узнавать мир вокруг и самих себя.
Беларусь мы перемахнули за один день и к полуночи уже были в Себеже. Несмотря на наличие рядом с городом большого озера, на поиски ночевки ушло больше часа. Потому что озеро есть, камыши есть, борщевик есть, а пригодных для стоянки спусков нет.
Утром вместе с проливными дождями на нас посыпались приключения. И следующие 24 часа прошли под какой-то деревней на пляже Чудского озера в попытках починить сцепление. Надеялись не запаниковать и добраться до Питера (вместе с мотоциклом, который окончательно перестал ехать). Хороший человек, который доставил всех нас туда быстро и дешево – спасибо тебе. Не очень хороший человек, который предлагал помощь и в результате тихонечко увез с собой один из шлемов – ну что ж ты так…
Встреча с Питером состоялась на третий день. Это путешествие было щедрым на гостеприимных людей. Нас сразу же приютили, выдали запчасти и инструменты, поставили мотор с новеньким сцеплением на стоянку и повели гулять по волшебному городу.
Весь следующий день состоял из невероятных зданий, мостов, атмосферных двориков и сногсшибательной красоты. Просторный и светлый днем, ночью этот город превращается в таинственное место, наполненное волшебством.
На пятый день время окончательно осталось где-то позади. Завтрак в Питере, прогулка по Петергофу, перекур в Кронштадте, обед на безымянном пляже и ночевка уже в Карелии, в полутора тысячах километров от дома.
Карельские дороги – туманное холмистое волшебство. Перед поездкой меня пугали их состоянием, вечным ремонтом и вообще «там же невозможно проехать». Ничего подобного. Все дороги новые, ровные, вихляющие среди каменных берегов, бесконечных озер и знаков с непроизносимыми названиями.
От Сортовалы до Суоярви ехали по дикой Карелии, упорно вертя носы от федеральной трассы. Мол, мыжтурысты, а трассы – для слабаков. В Суоярви выяснилось, что и мы слабаки, и ехать целый день со скоростью 60 км/ч по аутентичным местным дорогам мы тоже не хотим. Выехали на трассу, и до Петрозаводска дело пошло быстрее.
И столица Карелии встретила, как родных, разложив нам постель на берегу Онежского озера. Сразу за городом вдоль берега разбросаны маленькие уютные полянки, идеальные для ночевок.
Дорога – это не бесконечный восторг, иногда это трассы и сто монотонных километров в час, и порой из таких часов складываются целые дни.
После Петрозаводска был один из таких дней. Серая трасса перебивалась яркими точками на карте – Медвежьегорск, Полярный круг, Белое море, Мончегорск и наконец-то Мурманск. Мир вокруг все также состоял из красоты и дорог, мы все так же состояли из впечатлений и усталости.
До Полярного круга мы проехали около 2 500 км. Здесь охватывает какая-то дорожная эйфория. Осознание того, что ты пересек полярный круг (как и многие моменты осознания своих координат относительно дома) придет позднее, а для начала хватит просто восторга и ритуальных танцев вокруг монумента и мотоцикла.
На Белое море, совсем непохожее на море, заехали совсем не надолго, решив познакомиться с ним поближе на обратном пути.
Если вы едете по этим краям, и зеленые пейзажи резко сменяются черной пустошью и запахом алюминия – вы в Мончегорске. Мончегорск – это когда темно, немножко страшно, и кажется, что вот-вот из-за угла заигрывающее выглянет дементор.
На самом деле страх догнал в Мурманске. Почти 3 000 км от дома. Усталость, серость, дождь, туманный город и такие же туманные планы на ближайший вечер. Все это как рукой сняло, когда нас встретили ребята из местного мотоклуба.
Самый тёплый прием в холодном городе. Город, в котором все сизое и большое – памятники, корабли и сердца людей.
Здесь у нас была экскурсия, вкуснейший ужин, душевные посиделки на кухне, ванна и постель. Также был подробный рассказ о том, как добраться до края материка, а как лучше не добираться. Информация о том, куда нас с белорусскими паспортами и номерами могут не пропустить, сэкономила нам приличный кусок времени. Самый верный вариант – Териберка.
Териберка что нужно знать
Дорогу на Териберку надо отнести к отдельному виду прекрасного. Даже несмотря на то, что ее легко перепутать с треком для сдачи на мастера спорта по экстремальному вождению и кандидаты в мастера по отбитому филею.
И вот оно, место, где заканчивается земля и начинается голубая бездна. Утесы, залитые солнцем, сверху. Огромные камни, покрытые водорослями и напоминающие спящих в воде длинношерстных чудовищ, внизу. Впереди – пространство, в котором существует только вода и небо.
Безумно красиво. Много эмоций от того, что ты стоишь своими маленькими ногами на краешке такой большой земли. Смотришь в огромное синее море, которое впадает в необъятный океан, и в них отражается небо, а может, и наоборот. А вокруг тебя, над тобой и под тобой – то ли все, то ли ничего, впрочем, ты уже запутался и просто существуешь здесь.
Сначала мы думали, что поедем на Рыбачий. Но что в этом путешествии пошло так, как мы думали? (ничего). И в результате мы оказались здесь, среди пляжей, напоминающих кладки драконьих яиц, среди инопланетных пейзажей и абсолютного умиротворения. И это место стало точкой возврата.
Крайняя точка – Хибины
Обратный маршрут пролегал через горы Хибины. Хибины – это безусловная северная красота. Это неприступные каменные перевалы, бережно укрывающие нежную природу своих долин.
15 км от Ревды к Сейдозеру – самому легендарному и мистическому озеру древних саамских земель, к тем местам, где шаманы общались со Вселенной. Во Вселенную мы уверовали уже много раз за это путешествие. Еще в его начале она четко дала понять, что наши планы – ничто, и, собственно, есть один план: идти туда, куда она направляет и в то время, которое подсказывает она. Именно так в этот раз, окончательно сбившись с маршрута, мы оказались на идеальном местечке для ночевки. И только раскинув лагерь, поняли, что ночуем мы сегодня прямо под Куйвой. Искали бы специально – не нашли бы.
Куйва – великан, чей образ из саамской мифологии сошел на скалу в виде нерукотворного выгоревшего силуэта человека высотой 70 метров. Гугл предлагает десятки версий его возникновения, научных и не очень. В любом случае, энергетика здесь действительно мощная и настроения своеобразные.
Еще Хибины – это прекрасные гостеприимные люди, которые заботились о нас в Ревде и Кировске. Уезжали оттуда сытые, отдохнувшие и полные благодарности.
И вот за нами – пару тысяч километров северных дорог, впечатлений и историй. Перед нами – долгий путь домой. Между этим – уютная спокойная стоянка на Белом море.
Следующие три дня – завтрак, трасса, ужин, ночевка, повтор. Постепенно становилось теплее и суше, теплая одежда перебиралась в кофры, а мы приближались к дому. Снова за день проехали Беларусь в обратном направлении и вечером уже впали в сонную кому у себя дома.
Итоги, советы и нюансы
Время и расстояние. Как обычно бывает в насыщенных путешествиях, нам казалось, что прошло месяца полтора-два, в то время как на самом деле мы катались по России около трех недель. За это время мы накатали 7 300 км.
Как сказал один хороший мотоциклист из Мурманска – нельзя ориентироваться на время, дорога этого не прощает. Время поездки было ограничено временем отпуска. В дороге мы теряли по полдня и по целым дням, торопились, пытаясь нагнать их, что не добавляло романтики общей картине. Для будущих путешествий мы клятвенно пообещали оставлять про запас пару-тройку дней и не пытаться проехать больше, чем можно проехать с комфортом и временем на отдых.
Багаж. В кофрах ехал классический набор: теплая, но легкая одежда, запас еды и КЛМНшки с горелкой, палатка и спальники, аптечка и косметичка.
Что еще взять с собой?
Белорусскую колбаску, тушенку, сгущенку, настойку, магнитики. Приятные местные мелочи для хозяев домов, у которых вы планируете останавливаться – лучшее, что можно придумать в качестве сувенирки.
Что не брать?
В августе ни разу не пригодилось средство от комаров и взятое мной на всякий случай летнее платье. Работу, учебу, дела государственной важности и вообще все дела лучше тоже оставить дома. Дома также остаётся вопрос ”зачем”, как вещь бесполезная и убивающая дух авантюризма.
Погода
Во второй половине августа одной из основных наших проблем была вода. Проливные дожди в начале пути, большая влажность по ночам в Карелии и за полярным кругом. Спасали дождевики и собственноручно модифицированная и пропитанная палатка. В остальном погода только радовала. Ближе к северу все больше одевались, в результате гардероб включал: двое штанов, термуху, х/б майку, байку, ультратонкий пуховик, черепаху и штормовку поверх всего этого. В Мурманске застали «настоящее лето», когда температура была около 20 градусов тепла.
За кадром
За восторженными рассказами и фотографиями в инстаграме осталось много стрессовых ситуаций и напряженных моментов. Была одна серьезная и несколько мелких, но нервирующих поломок – стертые диски сцепления, забитые фильтры, порвавшийся тросс сцепления. Из-за этого мы в общей сложности потеряли два дня. Был день, который я провела с температурой. Дни, когда в последний момент отменялась вписка или стоянка для мотоцикла. Дни, когда мы просто уставали.