Надежность автомобилей и их составных частей
Надежность автомобилей и их составных частей
Старение автомобилей и их составных частей
Старение – процесс необратимого изменения свойств и состояний авто и его агрегатов, что обусловлено структурными превращениями, химическими изменениями в материалах из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в конструкции авто микро и макроповреждений при эксплуатации.
При эксплуатации авто имеет место:
— физическое изнашивание материала деталей
– потеря усталостной прочности их материалов
Как при эксплуатации, так и при его хранении происходит изменения связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в Ме. Старение всегда связано с временем.
Старение деталей происходит в результате воздействия нескольких различных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.
Изнашивание – процесс отделения материала с поверхности твердого тела и/или рост его остаточной деформации при трении, которая проявляется в постепенном изменении размеров и форм тела детали.
Износ – результат изнашивания, определяется в установленных единицах толщины слоя, объёма, массы. Процесс изнашивания обычно происходит в три этапа:
2-я стадия – наиболее продолжительна, характеризуется стабильностью процесса, скорость изнашивания небольшая и const.
3-я стадия – ускоренное изнашивание, характеризуется резковозрастающей скоростью изнашивания, и соответственно самим износом. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся пов-й.
Деформация деталей может быть обратимой (упругой) и необратимой (остаточной).
Деформация возникает при появлении напряжений в материале детали. Если возникающее напряжение меньше предела его упругости, то такая деформация наз-ся – упругой, если больше – остаточная.
Упругая деформация может сопровождаться и остаточной, например при высокой температуре.
Остаточная деформация – изменяет размеры и конфигурацию детали.
Разрушение приводит к полному расчленению детали, при этом разрушения бывают:
Коррозия – представляет собой разрушение Ме вследствие химического и электро-химического взаимодействия их с коррозионной средой.
Эрозия и кавитация – возникают при действии на Ме потока жид-ти которая движется с высокой скоростью. На поверхностях деталей, которые подвержены жидкостной эрозии образуются пятна, полосы и вымоины. Таким повреждениям подвержены детали системы охлаждения и крылья кузова.
Предельным состоянием – наз-ся состояние авто или его составных частей при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо, нецелесообразно или их восстановление невозможно/нецелесообразно. Количество значений показаний предельного состояния устанавливают в нормативно-технической документации.
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения ТО, ремонта и хранения.
Параметр – некоторая выходная характеристика детали, сопряжения, сборочной единицы или авто в целом в качестве которой принимается один или несколько показателей технологического качества. Выход значения параметра за границы предельного значения определяется как отказ если при этом происходит нарушение работоспособного состояния объекта.
Отказы делят на: внезапные и постепенные.
Внезапные отказы хар-ся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объектов. Они происходят в случайные моменты времени, которые точно спрогнозировать невозможно, а можно лишь характеризовать наступление или не наступление данного события с определенной вероятностью.
Постепенные отказы хар-ся плавным изменением одного или нескольких параметров объектов.
Разделение отказов на внезапные и постепенные носит условный характер. Например постепенное изнашивание КПП носит постепенный характер, а внезапное выключение передачи вследствие этого износа – внезапный отказ.
Детали авто делят на ремонтируемые и не ремонтируемые, то есть детали, которые возможно и целесообразно отремонтировать или не отремонтировать.
Надежность детали обусловлена свойствами:
Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени/наработки. Показатели безотказности:
1)Вероятность безотказной работы – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта отказ объекта не возникает;
2)Средняя наработка на отказ – отношение наработки восстанавливаемого объекта к среднему числу отказов в течениивремени этой наработки;
3)Параметр потока отказов – отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую его наработку к значению времени этой наработки.
Долговечность – свойства объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного значения при установленной системе ТО и ремонта. Показатели долговечности(основные):
1)средний ресурс (средняя наработка до КР) средняя наработка от КР до списания;
2)гамма процентный ресурс – наработка в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в %.
Ремонтопригодность – свойство объекта заключающееся к приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов, повреждений, а также к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния, путем проведения технического осмотра и ремонта.
Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течении и после хранения и транспортирования.
Надежность автомобилей и их составных частей
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Под параметром понимается некоторая выходная характеристика детали, сопряжения, сборочной единицы или автомобиля в целом, в качестве которой принимается один или несколько технологических показателей качества. Выход значения параметра за границы предельного значения классифицируется как отказ, если при этом происходит нарушение работоспособного состояния объекта, т.е. такого состояния, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Отказы обычно разделяют на внезапные и постепенные. Внезапные отказы характеризуются скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. Они происходят в случайные моменты времени, которые точно прогнозировать невозможно, а можно лишь характеризовать наступление или ненаступление данного события с определенной вероятностью. Постепенный отказ характеризуется плавным изменением одного или нескольких параметров объекта. Например, монотонное возрастание износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя, снижение топливной экономичности и мощности. Разделение отказов на постепенные и внезапные носит условный характер. Например, постепенное изнашивание рабочих поверхностей деталей коробки передач увеличивает зазоры и приводит к внезапному самовыключению передачи.
Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.
Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Основными показателями безотказности являются: вероятность безотказной работы (вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникает); средняя наработка на отказ (отношение наработки восстанавливаемого объекта к среднему значению числа его отказов в течение этой наработки); параметр потока отказов (отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую его наработку к значению этой наработки).
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного значения при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс (например, средняя наработка до капитального ремонта, средняя наработка от капитального ремонта до списания); гамма-процентный ресурс (наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у, выраженной в процентах) и другие показатели.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений; поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта. Это свойство охватывает достаточно широкий круг требований к конструкции автомобиля, в том числе требование ремонтной технологичности. Под ремонтной технологичностью понимается такое конструктивное и технологическое формирование автомобиля, при котором учтена необходимость обеспечения минимальных затрат труда и средств на ремонт при обеспечении назначенного ресурса за срок его службы. Сохраняемость — свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Надежность автомобилей и их составных частей
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения ТО, ремонта и хранения.
Параметр – некоторая выходная характеристика детали, сопряжения, сборочной единицы или авто в целом в качестве которой принимается один или несколько показателей технологического качества. Выход значения параметра за границы предельного значения определяется как отказ если при этом происходит нарушение работоспособного состояния объекта.
Отказы делят на: внезапные и постепенные.
Внезапные отказы хар-ся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объектов. Они происходят в случайные моменты времени, которые точно спрогнозировать невозможно, а можно лишь характеризовать наступление или не наступление данного события с определенной вероятностью.
Постепенные отказы хар-ся плавным изменением одного или нескольких параметров объектов.
Разделение отказов на внезапные и постепенные носит условный характер. Например постепенное изнашивание КПП носит постепенный характер, а внезапное выключение передачи вследствие этого износа – внезапный отказ.
Детали авто делят на ремонтируемые и не ремонтируемые, то есть детали, которые возможно и целесообразно отремонтировать или не отремонтировать.
Надежность детали обусловлена свойствами:
Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени/наработки. Показатели безотказности:
1)Вероятность безотказной работы – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта отказ объекта не возникает;
2)Средняя наработка на отказ – отношение наработки восстанавливаемого объекта к среднему числу отказов в течениивремени этой наработки;
3)Параметр потока отказов – отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую его наработку к значению времени этой наработки.
Долговечность – свойства объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного значения при установленной системе ТО и ремонта. Показатели долговечности(основные):
1)средний ресурс (средняя наработка до КР) средняя наработка от КР до списания;
2)гамма процентный ресурс – наработка в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в %.
Ремонтопригодность – свойство объекта заключающееся к приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов, повреждений, а также к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния, путем проведения технического осмотра и ремонта.
Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течении и после хранения и транспортирования.
Надежность автомобилей и их составных частей
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Выход значения параметра за границы предельного значения классифицируется как отказ, если при этом происходит нарушение работоспособности объекта, т.е. такого состояния, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Отказы обычно разделяют на внезапные и постепенные. Внезапные отказы характеризуются скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. Они происходят в случайные моменты времени, которые точно прогнозировать невозможно. Постепенный отказ характеризуется плавным изменением одного или нескольких параметров объекта.
Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.
Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.
Безотказность— свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени заданной наработки. Средняя наработка на отказ (отношение наработки восстанавливаемого объекта к среднему значению числа его отказов в течение этой наработки);
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного значения при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс (например, средняя наработка до капитального ремонта, средняя наработка от капитального ремонта до списания); гамма-процентный ресурс (наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у, выраженной в процентах) и другие показатели.
Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1169 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Надежность автомобилей и их составных частей
Урок 1,2
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ АВТОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
Старение автомобилей и их составных частей
Старениемназывается процесс необратимого изменения его свойств и (или) состояния, обусловленного структурными превращениями, химическими изменениями в материалах, из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в элементах конструкции автомобиля микро и макро повреждений при эксплуатации.
Процессы старения всегда связаны со временем.
При эксплуатации автомобиля имеют место физическое изнашивание деталей, потеря усталостной прочности их материала, происходят изменения, связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в металлах, потеря некоторых свойств (например, упругости, пластичности и др.).
В связи с этим необходимо знать законы старения, устанавливающие зависимость повреждений от времени. Например, толщины изношенного слоя, остаточного прогиба при деформации детали, площади или глубины поврежденного коррозией слоя в зависимости от наработки. Использование этих закономерностей позволяет прогнозировать потерю работоспособного состояния автомобилем и его составными частями. Старение детали происходит в результате воздействия нескольких разрушительных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.
Изнашиваниемназывается процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Износ является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщины слоя, объема, массы).
Процесс изнашивания обычно происходит в три стадии. На стадии 1 (рис. 1.1) идет приработка сопряженных поверхностей деталей, занимающая небольшой отрезок времени /„• При этом износ h
Рис. 1.1. Зависимость износа h и скорости dh/dt изнашивания от времени работы
изменяется нелинейно, скорость изнашивания высокая, но постепенно убывает. Стадия // является наиболее продолжительной и характеризуется стабильностью процесса. Скорость изнашивания в этом случае небольшая и постоянная. Стадия III— ускоренное изнашивание, характеризующееся резко возрастающей скоростью изнашивания. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся поверхностей.
Деформация детали может быть обратимой (упругой) и необратимой, т. е. остаточной. Если возникающие напряжения в материале детали меньше предела его упругости, то будет иметь место главным образом упругая деформация. Однако упругая деформация может сопровождаться и остаточной деформацией, например, при повышенных температурах. Остаточная деформация изменяет размеры и конфигурацию детали, что приводит к снижению долговечности двигателя в целом.
Разрушение приводит к полному расчленению детали. Разрушения бывают вязкими, хрупкими и усталостными.
Вязкое разрушение происходит от касательных напряжений вследствие значительной пластической деформации. Плоскость разрушений расположена под углом к направлению приложения нагрузки и совпадает с направлением действия касательных напряжений.
Хрупкое разрушение происходит под действием нормальных напряжений. Ему предшествует незначительная пластическая деформация, и плоскость разрушения оказывается перпендикулярной направлению приложения нагрузки
Усталостное разрушение деталей является результатом многократного приложения нагрузок и происходит при напряжениях, значительно меньших, чем в случае однократного нагружения.
Коррозияпредставляет собой разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой.
Эрозия и кавитациявозникают при действии на металл потока жидкости, движущейся с большой скоростью. На поверхностях деталей образуются пятна, полосы, вымоины. Таким повреждениям подвергаются детали системы охлаждения двигателя, крылья кузова, воспринимающие со стороны колес поток воды, песка и мелких камней. Кавитационное повреждение металла происходит тогда, когда нарушается непрерывность потока жидкости и образуются кавитационные пузыри. Такому разрушению часто подвергаются детали системы охлаждения двигателя, гильзы цилиндров, посадочные пояски блоков цилиндров под гильзу, патрубки и др.
Предельным состояниемавтомобиля и его составных частей называется состояние, при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление их невозможно или нецелесообразно. Так, например, необходимость смены масла в картерах агрегатов связана с достижением маслами предельного состояния при изменении их смазывающих свойств; выполнение регулировочных работ обусловливается достижением предельных зазоров в сопряжениях; замена или ремонт детали диктуется износом хотя бы одной ее рабочей поверхности до предельного размера.
Надежность автомобилей и их составных частей
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Выход значения параметра за границы предельного значения классифицируется как отказ, если при этом происходит нарушение работоспособности объекта, т.е. такого состояния, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Отказы обычно разделяют на внезапные и постепенные. Внезапные отказы характеризуются скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. Они происходят в случайные моменты времени, которые точно прогнозировать невозможно. Постепенный отказ характеризуется плавным изменением одного или нескольких параметров объекта.
Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 256 ; Мы поможем в написании вашей работы!