Нагруженная машина асфальтированная улица сдержанно поздоровались
Нагруженная машина асфальтированная улица сдержанно поздоровались
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
За око(1)ым стеклом жила своей утре(2)ей жизнью обыкнове(3)ая городская асфальтирова(4)ая улица, по которой мчались переполне(5)ые маршрутные такси и гружё(6)ые самосвалы.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем правильное написание.
За окоННым стеклом жила своей утреННей жизнью обыкновеННая городская асфальтироваННая улица, по которой мчались переполнеННые маршрутные такси и гружёНые самосвалы.
В этом предложении:
5.переполнеННые — полное причастие, образованное от глагола совершенного вида ПЕРЕПОЛНИТЬ;
6.гружеНые — отглагольное прилагательное, нет условий для написания НН.
Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал «Справки» обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.
14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).
14.1.1 Две НН в суффиксах
В суффиксах прилагательных пишется НН, если:
1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый
старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)
Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.
Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» — особыми длинными палками или кнутами.
Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).
Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:
багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.
14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н
Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.
14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.
Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.
14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных
В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:
от глаголов купить, выкупить ( что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый;
от глаголов бросить, забросить ( что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый.
Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид
3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).
ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово — причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением. Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым, и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это — имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.
Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой. Здесь оба слова — имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго. А теперь выделенные слова — причастия.
В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.
Добавляем сюда ещё слова:
кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.
раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый, вид совершенный, есть приставка).
смышлёный определить вид слова сложно.
14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных
В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:
тушЕНое (его тушили) мясо,
стрижЕНые (их стригли) волосы,
варЕНый (его варили) картофель,
ломаНая (её ломали) линия,
морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),
НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.
тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,
стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,
варЕННый на пару(его варили) картофель.
РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.
назвАный брат, назвАная сестра — человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.— нАзванный мною адрес;
посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный за стол;
придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный шикарный вид;
сУженый (так называют жениха, от слова судьба) — сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)
ПрощЁное воскресенье ( религиозный праздник)— прощЁнный мною;
пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)— пИсанная маслом картина.
14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных
В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :
а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.
б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоокрашЕННый (окрасить), свежезаморожЕННый (заморозить) и др.).
Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.
Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:
14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях
И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.
Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.
Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.
Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:
1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?
2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);
3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).
Краткие причастия | Краткие прилагательные |
---|---|
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? | мальчик образован (каков?) —от полной формы образованный (какой?) |
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? | девочка образованна (какова?)—от полной формы образованная (какая?) |
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? | дитя образованно (каково?) —от полной формы образованное (какое?) |
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? | дети образованны (каковы?) —от полной формы образованные (какие?) |
14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.
При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.
1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?
2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)
3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же
относится к глаголу и является обстоятельством)
Наречие | Краткое причастие | Краткое прилагательное |
---|---|---|
говорил рассеянно | рассеяно по полю | его лицо рассеянно |
говорить встревоженно | всё село было встревожено этим известием | лицо его было встревоженно |
провели встречу организованно | экскурсия организована родителями | девушка дисциплинированна и организованна |
вести себя воспитанно | воспитана бабушкой | она воспитанна и начитанна |
14.5. Н и НН в именах существительных
1. В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:
НН | Н |
---|---|
пленник (пленный) | нефтяник (нефтяной) |
образованность (образованный) | гостиница (гостиный) |
изгнанник (изгнанный) | ветреник (ветреный) |
лиственница (лиственный) | путаница (путаный) |
воспитанник (воспитанный) | пряность (пряный) |
гуманность (гуманный) | песчаник (песчаный) |
возвышенность (возвышенный) | копчёность (копчёный) |
уравновешенность (уравновешенный) | вкусное мороженое (мороженый) |
преданность (преданный) | торфяник (торфяной) |
От имён прилагательных образованы и слова
родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик ),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.
2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.
Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. | Н* |
---|---|
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) | труж/еник ( от трудиться) |
дружин/ник (от дружина) | муч/еник (от мучить) |
малин/ник (малина) | пудр/еница (от пудрить) |
именин/ник (именины) | рож/еница (родить) |
измен/ник (измена) | своя́ч/е/ниц/а |
племян/ник | вар/еник (варить) |
беспридан/ница | НО: приданое (от придать) |
осин/ник | бессребр/еник |
звон/ница | сребре/ник |
Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.
Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)
Нагруженная машина асфальтированная улица сдержанно поздоровались
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Утре(н,нн)ий туман нач..нал (с)легка ра(з/с)сеиват..ся. Оч..ртания д..ревьев стоящих од..ноко стали прогляд..вать на общем фоне леса. В багрово(ж..лтой) крон.. осины вывел (не)затейл..вую песенку рябчик. (4) А (в)скоре (2) он и сам шумно захлоп..в крыльями сл..тел с ра(з/с)кид..стой кроны.
Осе(н,нн)ий день ра(з/с)мере(н,нн)о вступал в свои права. Зол..то л..ствы поблёск..вало в лучах сентябрьского со..нца (не)пр..кращавшего сл..пить глаза. Безобл..чное ярко(голубое) небо просторно ра(з/с)лилось над осе(н,нн)им лесом. Лё..кий (не)уловимый ветерок тр..пал листву берёз подзадоривал и без того бе(з/с)покойную листву густого оси(н,нн)ика. Сорока с громким стрекотанием перел..тела с с..сняка через выру(б/п)ку и опустившись где(то) там пр..должила суетливо огл..шать своим гамом окрес..ность.
В какое(то) мгновение обострё(н,нн)ый слух л..сника ул..вил лё..кий ш..рох в еловых ветвях. Ели спустя секунду ра(з/с)ступились выпуст..в (3) на чистое место (тонко)ногого л..сёнка.
Осенний день размеренно вступал в свои права. Золото листвы поблёскивало в лучах сентябрьского солнца, не прекращавшего слепить глаза. Безоблачное, ярко-голубое небо просторно разлилось над осенним лесом. Лёгкий, неуловимый ветерок трепал листву берёз, подзадоривал и без того беспокойную листву густого осинника. Сорока с громким стрекотанием перелетела с сосняка через вырубку и, опустившись где-то там, продолжила суетливо оглашать своим гамом окрестность.
В какое-то мгновение обострённый слух лесника уловил лёгкий шорох в еловых ветвях. Ели спустя секунду расступились, выпустив (3) на чистое место тонконогого лосёнка.
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Утре(н,нн)ий туман нач..нал (с)легка ра(з/с)сеиват..ся. Оч..ртания д..ревьев стоящих од..ноко стали прогляд..вать на общем фоне леса. В багрово(ж..лтой) крон.. осины вывел (не)затейл..вую песенку рябчик. (4) А (в)скоре (2) он и сам шумно захлоп..в крыльями сл..тел с ра(з/с)кид..стой кроны.
Осе(н,нн)ий день ра(з/с)мере(н,нн)о вступал в свои права. Зол..то л..ствы поблёск..вало в лучах сентябрьского со..нца (не)пр..кращавшего сл..пить глаза. Безобл..чное ярко(голубое) небо просторно ра(з/с)лилось над осе(н,нн)им лесом. Лё..кий (не)уловимый ветерок тр..пал листву берёз подзадоривал и без того бе(з/с)покойную листву густого оси(н,нн)ика. Сорока с громким стрекотанием перел..тела с с..сняка через выру(б/п)ку и опустившись где(то) там пр..должила суетливо огл..шать своим гамом окрес..ность.
В какое(то) мгновение обострё(н,нн)ый слух л..сника ул..вил лё..кий ш..рох в еловых ветвях. Ели спустя секунду ра(з/с)ступились выпуст..в (3) на чистое место (тонко)ногого л..сёнка.
Морфологический разбор слова
1. Расступились (что сделав?) выпустив — деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., сов. в., невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
В багрово-жёлтой кроне осины вывел незатейливую песенку рябчик. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Грамматическая основа: рябчик (подлежащее, выражено именем существительным) вывел (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (вывел) песенку — прямое дополнение, выражено именем существительным; (вывел) в кроне — обстоятельство места (возможно: косвенное дополнение), выражено именем существительным с предлогом; (в кроне) осины — несогласованное определение, выражено именем существительным (возможно: дополнение); (в кроне) багрово-жёлтой — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (песенку) незатейливую — согласованное определение, выражено именем прилагательным.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)лепый поступок; (не)высокое дерево; поступить (не)по-товарищески
2) почуять (не)доброе; (не)когда разговаривать; (не)весёлый, а грустный человек
3) (не)глубокая, но бурная речка; (не)часто встречается; далеко (не)лёгкое дело
4) цветы (не)срезаны; (не)зная причины; (не)ослабевающая, а крепнущая дружба
2. Цветы не срезаны (краткая форма причастия), не зная (деепричастие; употребляется без НЕ) причины, не ослабевающая, а крепнущая дружба (полное причастие, есть противопоставление с союзом а).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) прода(н,нн)ый товар, кваше(н,нн)ая капуста, сотка(н,нн)ое полотно
2) страница удале(н,нн)а, кипячё(н,нн)ая вода, торжестве(н,нн)ый приём
3) купле(н,нн)ое на рынке, с кaме(н,нн)ыми колоннaми, золочё(н,нн)ая брошь
4) нагруже(н,нн)ая машина, асфальтирова(н,нн)ая улица, сдержа(н,нн)о поздоровались
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Завидно, банты, баловать, портфель.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Благодаря помощи врачей он сумел победить болезнь.
2) Изучив правило, мы приступили к выполнению упражнений.
3) По приезду в аэропорт мы быстро сдали багаж.
4) Художники любуются и одухотворяют природу.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка, безусловно, открывает людям глаза на красоту мира, окружающего их. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(5)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (6)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (7)Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(8)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков. (9)Он не может отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто заставить ребёнка слушать музыку. (12)Нет. (13)У ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (14)Я подбирал для
слушания мелодии, в которых в ярких образах переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. (15)При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, потому что обилие музыкальных образов вредно для детей. (16)В зимние дни мы садились в школьной комнате, слушали мелодии известных композиторов, размышляли о жизни.
(17)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую работу, цель которой — пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(По В. А. Сухомлинскому)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста.
(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка, безусловно, открывает людям глаза на красоту мира, окружающего их. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(5)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (6)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (7)Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(8)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков. (9)Он не может отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто заставить ребёнка слушать музыку. (12)Нет. (13)У ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (14)Я подбирал для
слушания мелодии, в которых в ярких образах переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. (15)При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, потому что обилие музыкальных образов вредно для детей. (16)В зимние дни мы садились в школьной комнате, слушали мелодии известных композиторов, размышляли о жизни.
(17)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую работу, цель которой — пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(По В. А. Сухомлинскому)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Микротема определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение он поднимется на такую ступеньку культуры из предложения 4. Запишите ответ.
(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка, безусловно, открывает людям глаза на красоту мира, окружающего их. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(5)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (6)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (7)Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(8)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков. (9)Он не может отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто заставить ребёнка слушать музыку. (12)Нет. (13)У ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (14)Я подбирал для
слушания мелодии, в которых в ярких образах переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. (15)При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, потому что обилие музыкальных образов вредно для детей. (16)В зимние дни мы садились в школьной комнате, слушали мелодии известных композиторов, размышляли о жизни.
(17)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую работу, цель которой — пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(По В. А. Сухомлинскому)
В предложениях 8–10 найдите слово с лексическим значением «художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию». Выпишите это слово.
(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка, безусловно, открывает людям глаза на красоту мира, окружающего их. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(5)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (6)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (7)Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(8)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков. (9)Он не может отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто заставить ребёнка слушать музыку. (12)Нет. (13)У ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (14)Я подбирал для
слушания мелодии, в которых в ярких образах переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. (15)При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, потому что обилие музыкальных образов вредно для детей. (16)В зимние дни мы садились в школьной комнате, слушали мелодии известных композиторов, размышляли о жизни.
(17)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую работу, цель которой — пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(По В. А. Сухомлинскому)